Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕАНДР – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.





 

МИМЕЗИС (от греч. mimesis ‘подражание’) – имитация или изображение чего бы то ни было, один из принципов античной эстетики и эстетики классицизма. Согласно Аристотелю, мимезис составляет сущность искусства.

 

МОДЕРН – как движение в искусстве этот стиль возник на рубеже XIX и XX вв. в европейских странах. Модерном он назывался в России и Великобритании, а в Бельгии и Франции это был стиль «ар нуво», «либерти» – в Италии, «югендштиль» – в Германии, «сецессион» – в Австрии, а в США – «стиль Тиффани». Главной идеей модерна было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Характерными для этого стиля особенностями в искусстве, в зодчестве были изогнутые, текучие формы, в декоративном творчестве – стелющийся по поверхности, разрастающийся растительный орнамент, а в живописи – гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор. Мечта модерна – соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий – вызвала переворот в прикладном искусстве и сформировала новый тип художника-универсала, выступающего и как архитектор, и как декоратор, и живописец, и график. Примером может служить М. Врубель. Модерн был синтезом европейских и восточных художественных традиций.



 

МОДЕРНИЗМ – понятие, употребляемое в эстетике для характеристики искусства конца XIX – середины XX в. Модернизм включает в себя различные течения: от крайних форм натурализма до абстракционизма. При всем различии этих течений всех их объединяет отрицание реализма в искусстве, утверждение крайнего субъективизма как принципиального условия творчества, пренебрежение достижениями академического искусства предшествующих эпох. Как неоднородное понятие модернизм включает в себя две противопоставленные друг другу тенденции. Одна – это тяга к иррациональному и к высвобождению от всех запретов. Другая тенденция – стремление к абсолютной рационалистичности, к безупречной геометрической правильности, тяга к безудержному техницизму. Обе эти тенденции модернизма существуют как в чистом виде, так и в многообразных переплетениях. Теоретической основой искусства модернизма явились эстетические концепции Б. Кроче, А. Бергсона, Г. Рида, К. Г. Юнга.



 

НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ – понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенного времени. Направление обычно рассматривается, как более широкая категория, охватывающая единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни и – связанная со своеобразным художественным стилем (например, классицизм, романтизм, натурализм, символизм). Такое единство часто охватывает все или многие виды искусства, причем некоторые из них оказываются ведущими – как, например, музыка и лирика в романтизме. Под течением обычно понимается более тесная группировка в пределах направления. Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает их глубоких различий как творческих индивидуальностей.

 

НАТУРАЛИЗМ – литературное течение, возникшее во Франции во второй половине XIX века и получившее наиболее яркое выражение в романах Э. Золя. Натурализм требовал от художника точного фактического изображения жизни без ее идейной оценки. Отчетливо черты натурализма видны, например, у братьев Гонкур.

 

НЕОГОТИКА – условный термин, применяющийся для обозначения подражательного направления в европейской архитектуре XVIII – начала XX вв., следовавшего образцам архитектуры готики и связанного в своих истоках с романтической идеализацией средневековья.

 

НЕОПЛАТОНИЗМ – философское направление, возникшее в Римской империи в III в., сочетавшее учение Платона с эллинистической мистикой.



 

ОП-АРТ – течение в искусстве 40-60-х годов XX в. Это искусство оперирует только цветом и простой геометрической неизобразительной формой. Композиция очень проста, техника выполнения – при помощи инструментов – линейки, циркуля. Опыты оп-арта повлияли на развитие световой рекламы и дизайна.

 

ПАГОДА – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий, обычно имеющее вид башни, состоящей из нескольких ярусов-этажей, каждый из которых имеет собственную кровлю, как символ «ступенчатого» неба.

 

ПАСТИШ – специфическая форма постмодернистской пародии. В постмодернизме причудливо переплетаются разные стили, манеры письма. Как художественный приём пастиш выглядит как попурри и ироничное хаотичной цитирование.

 

ПЕРСПЕКТИВА – система отображения видимого пространства на плоскости. Перспектива творит иллюзорное пространство. Классическая перспектива – так называемая «прямая перспектива». Ее теория разработана в эпоху Возрождения в Италии. Для прямой перспективы характерно наличие воображаемой точки схода всех параллельных линий. Обратная перспектива (использовалась в иконографии Византии) – линии в глубине не сходятся, а разбегаются, изображение раскрывается на зрителя. В искусстве Востока линии с удалением остаются параллельными: центр композиции удаляется в бесконечность. Условная перспектива – предметы увеличиваются или уменьшаются в размерах в соответствии с их смысловым значением.

 

ПЕРФОРМАНС – вид современного искусства, а также принцип художественного мышления. В отличие от хепеннинга, представляющего собой запрограммированную театрализованную импровизацию с вовлечением и использованием зрителей, в перформансе зрители могут стать статитами либо ассистентами художника, а иногда их присутствие не предполагается вовсе.

 

ПЛЕНЭР – живопись на открытом воздухе, в противоположность живописи в мастерской. Пленэрной живописью называется обычно живопись, стремящаяся к передаче естественного освещения и воздушной среды и воспроизводящая реальные оттенки цвета, непосредственно наблюдаемые в природе.

 

ПОП-АРТ – художественный стиль в искусстве второй половины ХХ в., возникший как критика современной западной массовой культуры, как ироническая рефлексия на ее мещанское мировоззрение. В поп-арте предметы современной цивилизации становятся одним из языков культуры, которые пародирует художник. Внешне поп-арт ярок и доступен, содержательно он элитарен и философичен. «Классик» поп-арта – американец Э. Уорхол.

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ – это, с одной стороны, художественное течение в литературе и других видах искусства, с другой стороны – теоретическая рефлексия на него, так называемая постмодернистская критика, и, наконец, – часть влиятельного комплекса мировоззренческих представлений нашего времени. Философский постмодернизм сразу стал претендовать на роль общей теории современного искусства, а затем – на выражение духа конца XX века во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, социологии, науке, экономике, политике и пр.

 

ПРИМИТИВ – творчество мастеров, не прошедших профессиональной выучки академического толка, однако вовлеченных в общеевропейский художественный процесс XVII – XX вв. Примитив занимает промежуточное место между профессиональным искусством и фольклором, имея общие генетические, формальные и типологические черты с тем и другим, но обладая при этом собственной спецификой. Начало формирования примитива связывают с культурой Нового времени; в России его зарождение датируют от рубежа XVII – XVIII столетий до середины XVIII в. Проблематика примитива актуальна и для изучения русской иконописи Нового времени. В качестве специфических жанров примитива выступают лубок и портрет. Синоним: «наиное» искусство. Наиболее известные представители: А. Руссо, Н. Пиросманишвили. Иногда к примитивам относят М. Шагала и М. Утрилло.

 

ПРИМИТИВИЗМ – течение в западноевропейском искусстве XIX – XX вв., берущее за образец несложное искусство народов, стоящих на ранних стадиях развития. П. Гоген, П. Пикассо, Д. Сикейрос и др. создали яркие произведения в традициях примитивизма, которые считаются стилизацией.

 

ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – искусство «измененного» сознания. Слово «психоделия» возникло в шестидесятые годы в культуре хиппи. Тогда же стали говорить об особой психоделической музыке, живописи, поэзии и т. д. – искусстве, связанном с употреблением наркотиков. Наркотический опыт не просто давал творческий импульс, не только создавал благоприятную атмосферу для восприятия неизвестных ракурсов действительности, он формировал особую стилистику «глубокой медитации», «грез наяву». Теперь психоделическое искусство не обязательно предполагает употребление специальных веществ; оно широко использует опыт виртуальной реальности.

 

РЕАЛИЗМ в искусстве – объективное отображение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Историческими формами реализма как художественного метода являются просветительский реализм XVIII в., критический реализм XIX в. и социалистический реализм.

 

РЕДИ-МЕЙД – прием авангарда, предполагающий использование предметов ширпотреба в качестве элементов художественного языка. Впервые название «реди-мейд» применил М. Дюшан в 1913 – 1917 гг. по отношению к своим «готовым» объектам – писсуару («Фонтан»), велосипедному колесу, сушилке для бутылок, которые он превращал в свои «скульптуры» путем добавления к изделию массового производства своей подписи и неожиданного названия.

 

РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕНИЕ) – эпоха расцвета культуры стран Западной и Центральной Европы в период перехода от Средних веков к Новому времени. Основной идейный стержень всей культуры этого периода – гуманизм. Наиболее известные мастера: Ф. Петрарка, Д. Бокаччо, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан.

 

РОКОКО – художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XV и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Для рококо характерны интимность, прихотливая орнаментальность, асимметричность и сложность извилистых линий. Стиль аристократических будуаров и салонов.

 

РОМАНТИЗМ – течение в искусстве европейских стран, оформившееся в конце XVIII – начале XIX в. и нашедшее широкое отражение в литературе (П. Шелли, Д. Байрон, В. Гюго, А. Мицкевич, ранний А. Пушкин, М. Лермонтов и др.), в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Ф. Лист, Г. Берлиоз), в живописи (Э. Делакруа, О. Домье, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Айвазовский). Романтизм часто противопоставляют классицизму и, с другой стороны, реализму. Для романтиков характерны субъективизм, некоторая склонность к мистицизму, поиск новых форм самовыражения.

 

САЛОННОЕ ИСКУССТВО – консервативное направление в искусстве Европы и Америки XIX – ХХ вв., опирающееся на нормы академизма и классицизма. Характерные черты: эффектная красивость композиции, однозначность содержания, прямолинейная трактовка сюжета, ремесленническая виртуозность исполнения, слащавая экзальтация в передаче идеализированных образов, ориентация на вкус массового зрителя, эротика, неприятие нового, коммерческий подход к искусству.

 

СЕМИОТИКА – наука о знаках, появившаяся в начале XX в. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию, общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.

 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ – направление в культуре Европы второй половины XVIII – начала XIX в. Споря с просветительским рационализмом, сентиментализм объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувства. Сентименталисты возвели чувство в культ, а чувствительность – в эстетический принцип. Ярчайший представитель сентиментализма в литературе – Ж.-Ж. Руссо. Сентиментализм породил моду на миниатюрную живопись – медальоны и табакерки с портретами.

 

СИМВОЛИЗМ – направление в искусстве на рубеже XIX и XX веков, представители которого противопоставляли искусство действительности и пытались с помощью символов выразить в художественных произведениях или гамму неясных чувств, или тайны мистического, потустороннего мира. В русском символизме различают старшее поколение (Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, В. Брюсов) и младшее поколение, пришедшее в литературу в начале XX века (А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьев и др.). Символизм в живописи проявился в творчестве П. Гогена, Г. Моро, М. Дени, русских художников выставки «Голубая роза» (1907) П. Кузнецова, Н. Сапунова. Известное влияние символизм оказал на М. Врубеля и Н. Рериха.

 

СИНКРЕТИЗМ – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо: например, синкретизм первобытного искусства, в котором танец, пение, музыка и изобразительное искусство существовали в единстве, нерасчлененно.

СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО – учение о сценическом действии, разработанное знаменитым русским актером и режиссером К. Станиславским и призванное придать драматическому воплощению реализм и психологическую достоверность. Система в первую очередь нацелена на пробуждение в актере чувств, какие он сам некогда испытал в определенных жизненных ситуациях и которые может перенести на сцену, в характер своего персонажа. Это подразумевает достижение актером абсолютной раскрепощенности на сцене, совершенной отвлеченности от зрительного зала и полного слияния – интеллектуального, эмоционального и духовного – с изображаемым героем.

 

СОЦ-АРТ – советская национальная версия поп-арта в литературе и визуальном искусстве, являющаяся критикой специфически советского вида масскульта, «рекламной продукции» тоталитарного лозунга, соцреализма. Представители соц-арта в изобразительном искусстве: Э. Булатов, В. Комар, А. Меламид, Д. Пригов.

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – стиль советского искусства, сформировавшийся к 1930-м гг. и обслуживавший потребности тоталитарного общества. Теоретическая основа соцреализма – марксистская идеология. Яркий пример произведения соцреализма – роман М. Шолохова «Поднятая целина», в котором решена основная задача стиля – показать «действительность в ее революционном развитии» в целях воспитания масс в духе коммунистических идеалов.

 

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ – живопись, созданная на станке (мольберте), имеющая самостоятельное значение, в противоположность живописи на стенах и потолках, связанной с архитектурным ансамблем. Станковое искусство возникло в эпоху Возрождения.

 

СТИЛЬ – единство выразительных форм, наблюдаемых в некотором множестве произведений искусства на протяжении определенного исторического периода. Наиболее очевидный признак того или иного художественного стиля – своеобразие композиционных схем, приемов и средств построения формы. По этим признакам различаются стили готики, барокко, ампира и т. д. В основе формирования художественного стиля лежит общность эстетических взглядов и переживаний, складывающаяся в обществе и обеспечиваемая единством эстетического идеала.

 

СТРАСТИ ХРИСТОВЫ – страдания Христа и их циклическое изображение от Входа Господня в Иерусалим до Положения во гроб.

 

СЮРРЕАЛИЗМ – одно из направлений искусства XX в., основным эстетическим принципом которого является сочетание несовместимого, отражение любых видений сознания, бредовых фантазий. Реальные предметы приобретают в сюрреалистических творениях необычайно деформированный, шокирующий вид. Излюбленные темы сюрреализма: смерть, гниение, разложение. Наиболее известные представители – С. Дали, Л. Бюнюэль, А. Бретон, А.Арто.

 

ТЕАТР АБСУРДА – течение в драматургии, возникшее в начале 50-х гг. XX в. во Франции. Для этого течения характерны неожиданные, нелепые сюжеты (или их отсутствие) и общее ощущение бесполезности жизни. Среди его представителей – Э. Ионеско и С. Беккет.

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррационалистическое направление, сложившееся в Германии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и Франции (А. Бергсон) на рубеже XIX и XX вв. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного начала мира, которое, в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. Некоторые идеи философии жизни послужили истоками экзистенциализма.

ФУТУРИЗМ – авангардное течение в искусстве 10-20-х гг. XX в., главным образом – в Италии и России. Футуристы поклонялись культу техники. Определяющие понятия – урбанизм, сила, энергия. По словам Ф. Маринетти, жизнь мотора интереснее, чем улыбка или слезы женщины. В своих произведениях футуристы трактуют человека как подобие машины. Футуристы сделали динамизм предметом искусства. Стилеобразующие черты: отрицание гармоничности, отрицание классических традиций, дисгармония цвета и формы, взаимопроникновение объемов, динамичность, энергия, экспрессия.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА – объединение мастеров вокруг учителя или особенная творческая близость художников внутри одного направления или течения. Понятие «школа» уже понятия «стиль»: школы более четко локализуются по хронологическим и географическим границам.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КАНОН – система стилистических норм, господствующих в искусстве какого-либо периода или направления. Канон – понятие более широкое, имеющее как эстетические, так и внеэстетические аспекты. Например, в Средние века для канона характерны следующие значения: библейский канон (совокупность книг Библии), церковный канон, канон как форма многоголосной музыки, канон как жанровая форма византийской гимнографии, каноничность живописи, этикетность придворного церемониала. Каноничность присуща, в первую очередь, сакральному искусству. Канонично искусство древнего мира, средневековое искусство. Канон может определять композиционные схемы, допустимые сюжеты, позы, одежды, жесты персонажей, способ изображения пейзажей и архитектуры, символику цвета.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД – система исторически сложившихся принципов художественно-образного мышления в искусстве, зависящая от уровня и характера развития общества, его философских, социальных, научных, религиозных, этических и эстетических идеалов. Она включает в себя:

а) принципы художественного отбора;

б) способы художественного обобщения;

в) критерии эстетической оценки мира с позиций характерного для данной эпохи представления о прекрасном;

г) приемы воплощения окружающего мира в художественные образы.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – средство эстетического освоения действительности. По словам Ю. Борева, «художественный образ – это форма мышления в искусстве». Он не готовая структура, а образ-процесс создания и образ-восприятие.

 

ХЭППЕНИНГ – театрализованное действо с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью.

 

ЭКЛЕКТИКА – отсутствие принципиального единства при соединении разнородных взглядов, стилей, теорий, идей в рамках одного произведения.

 

ЭКСПРЕССИОНИЗМ – одно из направлений в искусстве Западной Европы и Америки XX в. Стремясь к максимальной выразительности, экспрессионисты изображают мир в нарочно искаженном виде или пренебрегают им, акцентируя внимание лишь на своем внутреннем, духовном опыте. Фантастический излом формы, гротеск, крайняя условность или нарочитая примитивность – таковы выразительные средства экспрессионизма. Художников-экспрессионистовтов объединяли группы «Мост» и «Синий Всадник» (В. Кандинский, П. Клее). В музыке экспрессионистами считаются Г. Малер, А. Шенберг, для них характерны отказ от традиций, поиски обостренной музыкальной выразительности, создание произведений вне гармонии, мелодии и ритма.

 

ЭКСПРЕССИЯ – повышенная, подчеркнутая выразительность. Для достижения экспрессивности используются деформация, диссонанс, динамизм.

 

ЭСТЕТИКА В ДИЗАЙНЕ – эстетическая оценка промышленных изделий, инструментов, предметной среды, когда проектирование анализируется как концептуальное и символическое творчество, которое ищет наиболее удобные и привлекательные формы вещей.

 

ЭСТЕТИКА СРЕДЫ — составная часть постнеклассической эстетики, возникшая в рамках экологического движения. Внимание науки (в том числе и эстетической) к проблемам среды человеческого обитания было привлечено тогда, когда пригодность этой среды для жизни человека стала проблематичной. Вместе с биоэкологией родилась и социальная экология, вслед за ней — культурэкология и экология информационной среды. Все это имеет прямое отношение к экологии и эстетике городской среды как места обитания человека (наряду с природными ландшафтами).

 

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – это способность судить о предмете на основе благорасположения к нему или не расположения, но без предвзятости. Французский мыслитель Жан Поль сравнивал эстетический вкус с совестью: так же как совесть не позволяет возобладать эгоистическому чувству, личному интересу, так и эстетический вкус позволяет человеку сохранять объективность в своем восприятии прекрасного.

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – наиболее общая категория эстетики, метакатегория, с помощью которой обозначается предмет эстетики и выражается системное единство эстетических категорий. В качестве категории оформилась в XX в.

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (ЭСТЕТИЗМ) – течение в английском искусстве конца XIX в., происходящее из теории «искусства для искусства», согласно которой искусство существует совершенно независимо от публики и должно служить красоте, а не моральным, политическим или религиозным целям. Среди главных представителей – О. Уайльд, Дж. Уистлер. Идея «чистого искусства», восходящая к философским воззрениям И. Канта, была известна в Европе с XVIII в., но особую значимость обрела именно в английском эстетизме конца XIX в. Она побудила художников больше внимания уделять совершенству формы произведения искусства.

 


IV. ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И КОЛЛОКВИУМУ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.