Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответственность художника





 

Комментарий. Жак Маритен (1882 – 1973) – французский религиозный философ, приверженец идей Фомы Аквинского. Профессор Католического института в Париже, профессор Принстонского и Колумбийского университетов. Ж. Маритен считал, что культурно-исторический процесс зависит от божественного провидения, однако в нем заключается некое постоянно совершенствующееся гуманистическое содержание. Основные сочинения: «Антимодерн», «Ответственность художника», «Искусство и схоластика», «Философия морали» и др. В приведенном отрывке рассматривается взаимодействие двух феноменов культуры: искусства и морали.

<...> Моральное обязательство на уровне экзистенциального выбора зависит от нашего видения ценностей, а не от нашего устремления к последней цели. Если я совершу зло, я не достигну своей последней цели. Но я морально обязан избегать зла не потому, что я не достигну своей последней цели на путях зла. Я морально обязан избегать зла потому, что, совершая зло, я стану дурным, и потому, что я не могу желать быть дурным.

То, что верно относительно моральной совести человека как человека, в точности соответствует тому, что верно относительно художнической совести художника или врачебной совести врача, или научной совести ученого. Художник не может желать быть дурным как художник, его художническая совесть обязывает его не согрешать против своего искусства в силу того простого факта, что это было бы дурным в сфере художественных ценностей. Предложите Руо или Сезанну изменить свой стиль и писать такие полотна, которые нравятся, т.е. плохую живопись, чтобы в конце концов попасть на Выставку Французских Художников, или предложите им посвятить свою жизнь семейному благосостоянию и исполнять свои моральные обязательства перед женой и детьми; даже если семья будет находиться в непроглядной нужде, они вам ответят: ради Бога замолчите, вы не знаете, что говорите. Последовать такому совету означало бы для них предать свою художническую совесть. Чтобы прокормить свою семью, художник может оказаться вынужден пасти свиней или стать чиновником, или даже отречься от искусства. Но он никогда не пойдет на то, чтобы стать плохим художником и портить свои вещи...



Итак, мы обнаруживаем неизбежное напряжение, а иногда и неизбежный конфликт между двумя автономными мирами, каждый из которых суверенен в пределах своей сферы. Мораль не может ничего сказать нам о том, что есть причина и благо произведения, – о Красоте. Искусство ничего не может сказать нам о том, что есть причина и благо человеческой жизни. В то же время человеческая жизнь не может обойтись без самой этой Красоты и без этого интеллектуального творческого начала, где последнее слово принадлежит Искусству. Искусство же реализует себя в самом средоточии человеческой жизни, человеческих нужд и человеческих целей, где последнее слово принадлежит Морали. Иначе говоря, если верно, что Искусство и Мораль образуют два автономных мира, каждый из которых суверенен в пределах своей сферы, они все же не могут взаимно игнорировать друг друга, ибо человек присутствует в обоих этих мира одновременно – как интеллектуальный творец и как моральный действователь, субъект актов, в которых решается его судьба. И поскольку художник есть человек прежде, чем быть художником, автономный мир морали безусловно выше (и обширнее), чем автономный мир искусства. Иначе говоря, Искусство косвенным и внешним образом подчинено Морали.



 

Печатается по: Маритен Ж.. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры. – М., 1991.

 

 

К. Юнг

Психология и поэтическое творчество

 

Комментарий. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – швейцарский культуролог и психолог, родоначальник аналитической психологии. Последователь учения З. Фрейда, с 1913 г. он отошел от ортодоксального фрейдизма, не приняв основные его постулаты: о доминирующей роли сексуального начала в жизни человека и интерпретации природы бессознательного. Ввел понятие архетипа – образа-символа, носителя коллективного бессознательного – как импульса возникновения культуры. Основные работы: «Метаморфозы и символ либидо», «Об архетипах коллективного бессознательного», «Психология и религия» и др. В представленном отрывке из работы «Психология и поэтическое творчество» анализируется проблема художника и его творчества.



Тайна творческого начала, так же как и тайна свободы воли, есть проблема трансцендентная, которую психология может описать, но не разрешить. Равным образом и творческая личность – это загадка, к которой можно, правда, приискивать отгадку при посредстве множества разных способов, но всегда безуспешно. И все же новейшая психология время от времени билась над проблемой художника и его творчества. Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно отпереть произведение искусства, идя от сферы личных переживаний его автора. <...>

В самом деле, здесь открываются очевидные возможности: почему бы и не попытаться вывести произведение искусства из «комплексов» наподобие того, как это делают с неврозами? Великое открытие Фрейда в том и состояло, что неврозы имеют свой исток в эмоциональных причинах и в детских переживаниях реального или фантастического свойства... Нельзя отрицать, что в определенном отношении личная психология автора может быть прослежена вплоть до корней и вплоть до последних разветвлений его создания. Точка зрения, согласно которой личная сторона художника во многом предопределяет подбор и оформление его материала, сама по себе нисколько не нова. Но показать, как далеко простирается эта предопределенность и в каких своеобразных связях по аналогии она себя осуществляет, удалось лишь фрейдовской школе. <…>

Знает ли сам художник-автор, что его творение в нем зачато и затем растет и зреет, или он предпочитает воображать, будто по собственному намерению оформляет собственное измышление – это ничего не меняет в том факте, что на деле его творение вырастает из него. Оно относится к нему, как ребенок к матери. Психология творческого индивида – это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле этого слова из царства Матерей. Если творческое начало перевешивает, то это означает, что бессознательное получает над жизнью и судьбой большую власть, чем сознательная воля, и что сознание захватывается мощным подземным потоком и нередко оказывается бессильным зрителем происходящего. Органически растущий труд есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гете десятки лет пишет «Фауста», но некий психический компонент «Фауста» творит самого Гете.

Так получает удовлетворение душевная потребность того или иного народа в творении поэта, и поэтому творение означает для поэта поистине больше, чем личная судьба, – безразлично, знает ли это он сам или нет. Автор представляет собой в глубочайшем смысле инструмент и в силу этого подчинен своему творению, по каковой причине мы не должны также, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую задачу, сотворив образ. Истолкование образа он должен поручить другим и будущему. Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования. Ни одно сновидение не говорит: «ты должен», или «такова истина»; оно выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои выводы.

 

Печатается по: Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской

культуры. – М., 1991.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте феномен художественного творчества. Каковы его этапы и механизмы?

2. Назовите разновидности творческого воображения.

3. Перечислите факторы, определяющие генезис художественного текста.

4. Проанализируйте основные характеристики художественного произведения.

5. Какова природа художественного образа?

6. Сформулируйте определение внутренней и внешней формы произведения искусства.

7. Какие условия художественного восприятия выделял Аристотель?

8. Назовите основные подходы к феномену художественного восприятия в современной эстетике.

9. Охарактеризуйте механизм художественного восприятия.

10. Каким образом решает Ж. Маритен проблему соотношения искусства и морали?

11. Как сформулирована Ж. Маритеном проблема ответственности художника?

12. Почему К. Юнг считает, что именно художник дает особенно обильный материал для психологического критического анализа?

 

Литература

1. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1998.

2. Бранский В.П. Искусство и философия. – Калининград, 1999.

3. Вещь в искусстве. – М., 1986.

4. Кривцун О.А. Эстетика. – М., 1998.

5. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М., 1998.

6. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. – СПб., 1995.

7. Творчество в искусстве – искусство в творчестве. – М., 1991.

8. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М., 1989.

9. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. – М., 1991.

 


Терминологический словарь

 

АБСТРАКЦИОНИЗМ – одно из основных направлений в западном искусстве XX в. (в основном, в живописи и скульптуре). У его истоков стояли художники В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан. Для него характерен отказ от изображения предметов и явлений объективного мира. Необычные сочетания пятен и линий или нагромождение металлических или каменных конструкций призваны выражать подсознательные переживания самого художника.

 

АВАНГАРД – общее название художественных тенденций XX в., противостоящих классическому искусству и его эстетике. Понятия «авандизм» и «модернизм» являются во многом синонимами.

 

АВТОМАТИЗМ – способ создания литературных текстов или рисунков, когда художник подавляет контроль над движениями руки, позволяя включаться подсознанию. Автоматизм свойственен сюрреализму.

 

АВТОРСКОЕ КИНО – модель организации кино, в которой режиссер фильма выступает как полноправный автор произведения, как лицо, несущее ответственность за фильм в целом. Среди других распространенных наименований авторского кино – «Арт-синема» (Art Cinema), «Арт-хаус» (Art house) и «авторский интеллектуальный европейский кинематограф». История авторского кино состоит из нескольких стилей, создаваемых режиссерами: итальянский неореализм, французская Новая волна 1960-х, датская Догма-95 и т.д. Наиболее известные режиссеры авторского кино: Ф. Феллини, М. Антониони, И. Бергман, Ж.-Л. Годар, А. Тарковский, Л. Бунюэль, А. Хичкок, Л. фон Триер, К. Тарантино, А. Сокуров, П. Альмодовар. Авторский фильм может длиться от трех до двадцати минут или три часа не содержать внятного сюжета, не быть рассчитанным на показ в обычных кинотеатрах и не приносить никаких доходов, но при этом значительно влиять на эстетику мирового кинопроцесса. Этим он отличается от основной массы кинопродукции – «жанрового» кино, которое снимается, прежде всего, ради прибыли. В развлекательном кинематографе фактическим автором является не режиссер, а продюсер фильма.

 

АКМЕИЗМ – литературное направление, существовавшее в русской поэзии с 1912 по 1917 г. К нему примыкали Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, поэты, связанные с журналом «Аполлон». Акмеисты стремились реформировать символизм, ставя на первый план изображение мира звучащего, красочного, имеющего формы, вес и время, сохраняя при этом характерную для символизма религиозно-мистическую настроенность.

 

АЛЛЕГОРИЯ – художественный прием, при котором наглядный образ означает нечто иное, чем есть он сам: содержание образа остается внешним для него самого, и это содержание закреплено за ним культурной традицией.

 

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия. Один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства (симпатию – антипатию). В искусстве амбивалентность используется для усиления образа через сопоставление противоположных явлений – жизни и смерти, безобразного и прекрасного.

 

АМПИР – художественный стиль (в основном, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве) эпохи Наполеона Бонапарта. Опирался на классицизм и архитектурные стили эпохи римских императоров. Для него характерно стремление к монументальности и строгой величественности, к выражению воинской мощи и величества монаршей власти (триумфальные арки, мемориальные колонны, массивные портики, обширные колоннады, военная эмблематика). В России под стилем ампир часто имеют в виду памятники архитектуры и скульптуры высокого классицизма первой трети XIX в. – например, здание Адмиралтейства, Арка Главного штаба, Московский университет на Моховой.

 

АНДЕРГРАУНД – подпольное, нелегальное движение, а также неодобряемое или преследуемое официальными властями направление в искусстве, культуре (в СССР наиболее ярко проявил себя в период застоя).

 

АРАБЕСКА – сложный орнамент, сформировавшийся в искусстве мусульманских стран, основанный на бесконечном развитии и повторении декоративных мотивов (геометрических, растительных).

 

АРТЕФАКТ – термин из археологии; используется для того, чтобы подчеркнуть отличие предмета, изготовленного человеком, от объекта природы.

 

БАРОККО – художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы с конца XVI до середины XVIII в. Для него характерны преувеличенный пафос, парадность, аллегоричность, пышная декоративность. Развивался, в основном, в русле движения католической Контреформации. Известные мастера: Л. Бернини, П. П. Рубенс, В. Растрелли (Зимний дворец, Царское Село).

 

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР – жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Формирование батального жанра относится к XV – XVI вв.

 

БОДИ-АРТ – течение в искусстве, возникшее на рубеже 60 – 70-х годов XX в., вид перформанса. Произведения искусства создаются с использованием тела человека. Предшественник боди-арта – Ив Клейн, который покрывал натурщиц краской и получал затем оттиски их тел на холсте. Одно из направлений течения стало более рациональным, практика боди-арта используется в визаже (декоративная косметика наносится не только на лицо, но и на тело модели). Другое направление ушло от декоративности, акты искусства совершаются с телом самого художника (самоистязание, инсцинирование собственных похорон).

 

ВИДЕО-АРТ – искусство, использующее возможности компьютерной и видеотехники; одно из магистральных направлений актуального искусства.

 

ВИТРАЖ – картина или орнаментальная композиция (в окне, двери, нише), выполненная из прозрачного цветного стекла.

 

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА – основанная на обычном зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах, но впервые вполне успешно это сделали фламандские мастера начала XV века братья ван Эйки. В XIX веке в работах импрессионистов правильная перспектива сменилась произвольным выбором цвета и его интенсивности.

 

ГАРМОНИЯ – эстетическая категория, сопряженная с понятиями «связность», «единство противоположностей», «мера и пропорциональность», «сомасштабность человеку». В греческой мифологии Гармония – дочь Ареса и Афродиты (Марса и Венеры), двух противоположных начал – любви и войны.

 

ГЕДОНИЗМ – этическая позиция, рассматривающая наслаждение как высшее благо и смысл жизни человека. В эстетике этот термин обозначает теории, считающие единственной целью искусства эстетическое наслаждение.

 

ГИПЕРРЕАЛИЗМ – художественное течение, возникшее в конце 60-х годов XX в. В живописи это имитация свойств фотографии, автоматическая, хотя и рукотворная, фиксация видимого мира.

 

ГОТИКА – художественный стиль, возникший в середине XII века на севере Франции. Наибольшего развития готика достигла в церковной архитектуре (собор Парижской богоматери, Шартрский, Реймский, Амьенский соборы во Франции; Кельнский собор в Германии). Характерная черта этого стиля – синтез архитектуры с подчиненными ей скульптурой и прикладными искусствами.

 

ГРАВЮРА – вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической или деревянной доске. Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования.

 

ГРОТЕСК – особый способ выражения комического, художественный прием, отличающийся таким острым образным преувеличением, при котором явления действительности принимают фантастические формы.

 

ГУМАНИЗМ – общественное и литературное движение эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству Церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности.

 

ДАДАИЗМ – одно из направлений авангарда (существовало с 1916 г. по 1924 г.). Вошел в историю культуры как бунтарское направление, разрушившее традиционные изобразительные приемы. Возникнув как литературное течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, фотографии, скульптуре, музыке, театре.

 

ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. К декадансу причисляют французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, российских литераторов З. Гиппиус, Д. Мережковского, Ф. Сологуба, К. Бальмонта. Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных художественных направлений модернизма.

 

ДЕКОР – совокупность элементов украшения и отделки изделия. Основные виды декора: орнаментика, изобразительные и архитектурные мотивы, отделочное покрытие. Развитый декор характерен для изделий декоративно-прикладного искусства – особенно, в прошлом. Характер декора определяется представлениями эпохи, либо отдельного мастера о сущности красоты вещей.

 

ЖАНР – совокупность произведений искусства, объединенных общими темами или изображаемыми предметами (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), авторским отношением (карикатура, шарж) или способом их истолкования (аллегория, фантастика). Зачатки жанрового деления наблюдаются с момента возникновения изобразительного искусства (анималистические образы наскальных изображений), но само формирование жанровой системы относится к XV – XVII вв. и связано оно с высоким уровнем европейского искусства этого периода.

 

ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ – живопись, изображающая сцены из повседневной жизни. Была очень распространена в Голландии XVII в. (изображались сцены в тавернах, концерты, домашние интерьеры), где художники утратили заказы от церкви. В XVIII в. жанровая живопись получила признание в других странах Европы.

 

ИГРА – одна из главных и древнейших форм эстетической, т.е. неутилитарной, деятельности, совершаемой ради нее самой и доставляющей ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Внерациональный характер игры издревле связал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделил таинственными, магическими смыслами. Эстетические аспекты игры описывали Платон, И. Кант, Ф. Шиллер, Ф. Ницше, М. Бахтин, Й. Хейзинга.

 

ИЗЯЩНОЕ – красота очертаний предметов, линий, их соразмерность, отточенность форм, изысканность, элегантность. Термин употребляют для определения особого оттенка красоты – прелестно-прекрасное, утонченное, грациозное. Применимо к явлениям или предметам миниатюрным, тонким, изысканным, виртуозно выполненным произведениям искусства.

 

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление и художественный метод в западноевропейском искусстве, достигшие своего расцвета во фр. живописи 70 – 80-х годов XIX в. (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и др.). Позднее термин стали употреблять применительно и к другим видам искусства: музыке (К. Дебюсси и М. Равель), литературе (С. Малларме, П. Верлен, О. Уайльд) и театру. Для него характерны протест против консервативной академической живописи, раскрепощение выразительных средств, подчеркнутая субъективность авторского взгляда, лепка форм отдельными мазками чистых красок.

 

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ – наука об искусстве, называемая также искусствознанием. Состоит из теории искусства, истории искусства и художественной критики. В отличие от эcтетики, изучающей общие законы всех искусств, искусствоведение подразделяется на отдельные отрасли: музыкознание, литературоведение, искусствознание в области изобразительного творчества и т.п.

 

КАЛОКАГАТИЯ – в Древней Греции – характеристика эстетически совершенного явления, единство прекрасного и высоконравственного. Такое понимание прекрасного обнаруживает целостность, присущую восприятию античного человека.

 

КАТАРСИС – философский термин, заимствованный из медицинской терминологии греков. По мнению Аристотеля, это очищение души зрителя через страх и через сострадание трагическому действию и герою.

 

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – возникшее в 1930-х гг. художественное течение, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами. Широко используются прозрачные материалы, электромоторы, рычаги, пульты управления, опыт фотографии и киноискусства. При помощи электроники, кибернетики, искусственного освещения оно ищет новые способы художественного выражения. Кинетические скульптуры органично входили в ансамбль конструктивистской архитектуры.

 

КИЧ (китч) – явление, относящееся к нижним пластам массовой культуры. Синоним псевдоискусства, лишенного эстетической глубины. Подмена красоты красивостью.

 

КЛАССИЦИЗМ – направление в европейском искусстве середины XVII – первой половины XVIII в., связанное с утверждением абсолютизма светской власти. Эстетическая программа классицизма наиболее полно сформулирована в стихотворном трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Для классицизма характерны взятые из античного искусства темы, сюжеты, характеры, конфликты, равнение на античные каноны. Наибольшее развитие получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Н. Пуссен, Ж. Л. Давид). В России классицизм представлен творчеством А. Сумарокова, М. Ломоносова, архитекторов М. Казакова, Д. Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина.

 

КОЛЛАЖ – техника, в которой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие объекты закрепляются на плоской поверхности. В качестве художественного приема первыми коллаж использовали кубисты. Впоследствии его использовали сюрреалисты и художники поп-арта. Широко применяется в современном оформительском искусстве.

 

КОЛОРИТ – общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства.

 

КОНСТРУКТИВИЗМ – одна из разновидностей авангарда в западном искусстве и эстетике, возникшая после первой мировой войны. Выступил с требованием замены образности искусства функциональной, конструктивной целесообразностью форм. Для него характерны эстетизация техники, игнорирование национальных мотивов в художественном творчестве, вырождение в беспредметное искусство.

 

КОНЦЕПТУАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – последнее по времени возникновения (60-80-е гг.) крупное движение авангарда. Концептуализм претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки — эстетику, искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство. На первый план выдвигается концепт — формально-логическая идея вещи, явления, произведения искусства. Суть произведения усматривается не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой «идее» – прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фонозаписей. Концептуализм стал переходным явлением от авангарда к постмодернизму.

 

КУБИЗМ – одно из направлений западного искусства начала XX века. Сложилось во Франции накануне первой мировой войны. Основной принцип кубизма – изображение мира посредством геометрических фигур. Одним из предшественников кубизма был П. Сезанн. Ведущие художники этого направления – П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис. Кубизм явился реакцией на импрессионизм, подменивший форму и композицию игрой света и цвета, ведущей к беспредметничеству, однако и сам в значительной мере подготовил появление абстрактной живописи.

 

МАНЬЕРИЗМ – художественное течение в Италии, промежуточное между Высоким Возрождением и стилем барокко. Главной целью творчества было следование «красивой манере и идеальным образцам» искусства Ренессанса. Маньеристы достигали виртуозного профессионального мастерства, но глубина содержания их не интересовала. В сюжетах преобладали аллегории, использовалась религиозно-мистическая либо светская эротическая тематика.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.