Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии





I. Эстетика И. Канта

II. Место эстетики в системе абсолютного идеализма Г. Гегеля

III. Эстетика Ф. Шеллинга

 

Основные понятия: способность суждения, прекрасное, целесообразность без цели, суждение вкуса, возвышенное, разум, моральное чувство, классификация искусств, гений, идея, абсолютный дух, идеал, символическая, классическая, романтическая формы искусства, философия искусства, абсолют.

 

I. Время разработки немецкой классической эстетики – вторая половина XVIII – первая половина ХIХ в. В ее основе – теоретические концепции И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга.

Родоначальник немецкой классической эстетики Иммануил Кант (1724 – 1804) в своем главном труде по эстетике «Критика способности суждения» (1790) предпринимает попытку преодоления противоречия между эмпирическим и рационалистическим объяснением эстетических проблем. И. Кант рассматривает эстетику как часть философской науки, но в то же время – каксубъективные условия восприятия прекрасного, анализирует способность суждения как эстетическую категорию. Особенность эстетического чувства И. Кант видит в его бескорыстии. Оно, по Канту, сводится к чистому любованию предметом. Поэтому прекрасное есть предмет незаинтересованного любования.



Вторую особенность прекрасного Кант видит в том, что прекрасное становится предметом всеобщего любования без помощи понятия, без помощи категорий рассудка. В характеристике прекрасного Кант использует также понятие целесообразность. Красота есть форма целесообразности предмета, но воспринимается она без представления о цели. Таким образом, прекрасное, по Канту, есть то, что нравится нам без всякого понятия, своей чистой формой, как предмет всеобщего любования.

Характеризуя категорию «возвышенное», И. Кант отмечает, что онони в какой чувственной форме содержаться не может и касается только идей разума. Возвышенное можно только мыслить, но не созерцать. Если прекрасное привлекает, то возвышенное не только привлекает, но и отталкивает. Основание для восприятия прекрасного, по Канту, – вне нас, возвышенного – только в душе того, кто высказывает суждения, поскольку возвышенное требует «расположения души». Возвышенное – это нарушение меры: возвышенное возвышает, способствует преодолению страха. Кант утверждает, что суждение о возвышенном требует культуры и развитого воображения, является мерилом нравственности человека.



Эстетическое суждение у Канта рефлективно, априорно, субъективно. Эстетическое суждение – это суждение вкуса. Причем суждение вкуса выражает не качество предмета, а душевное состояние того, кто созерцает. Необходимость вкуса оказывается субъективной необходимостью, она коренится в субъекте, в сознании, взятом в эмоциональном аспекте.

Искусство, по Канту, следует отличать от ремесла, так как первое называется свободным, а второе – наемным. Кант создает свою классификацию искусств, в которой он выделяет механические и эстетические искусства. Механическим он называет искусство, реализующее познание. Эстетическое искусство делится, по Канту, на приятное (предназначенное для развлечения) и изящное (содействующее «культуре способностей души»). К изящным искусствам Кант относит изобразительное искусство, поэзию, музыку, утверждая, что эти искусства возможны только через гений, а само художественное произведение есть продукт творчества гения.

 
 

 


Схема 7.1. Признаки, характеризующие гения по И. Канту

 

 

II. Проблемы эстетики Георг Гегель (1770 – 1831) рассматривает в таких своих работах, как «Феноменология духа», «Лекции по эстетике». Эстетика Г. Гегеля – это теория искусства. Искусство же, по Гегелю, – это ступень в развитии абсолютного духа, одна из его форм наравне с религией и философией. Оно призвано раскрыть истину в чувственной форме и имеет конечную цель в самом себе. Искусство – это также одна из форм «самопроизводства» человека во внешнем мире. В искусстве абсолютный дух познает себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – понятия. Искусство, считает Гегель, – наименее совершенная форма самосознания абсолютного духа.



Красота искусства всегда выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Красота, по мнению Гегеля, – чувственная форма истины и искусство использует чувственный материал. В свою очередь, художественное произведение находится между непосредственной чувственностью и мыслью, принадлежащей области идеального. В искусстве чувственное одухотворяется, а духовное получает чувственную форму. Также Гегель отмечал, что эстетические отношения антропоморфны, а красота всегда человечна.

Гегель впервые проанализировал искусство как целостный, диалектически развивающийся во времени процесс. В ходе исторического развития, согласно системе Гегеля, имеет место возникновение и крушение трех различных типов искусства: символического (Древний Восток), классического (Античность), романтического (с конца средневековья до начала ХIХ в.). С этими типами искусства Гегель связывает систему развития искусств, различие которых обусловлено различием их материала. Вместе с тем, Гегель полагает, что формы искусства – это ступени идеала.

Началом искусства Гегель считал архитектуру, форма которой символична: здесь материальное преобладает над духовным. Классическое искусство – это скульптура, являющее идеал гармонии духа и материи, формы и содержания. Классическое искусство составляет, по Гегелю, высшую ступень художественного развития человечества. Романтические искусства – музыка, поэзия, живопись: содержание здесь преобладает над формой, дух над материей. Именно на романтическом этапе происходит распад искусства, упадок идеала. Гегель отмечает, что подлинное поэтическое начало в искусстве есть ни что иное, как идеал. Идеал является действительностью искусства, его осуществлением: он мыслится неразрывно с образом человека. Красота для Гегеля – сфера искусства, где прекрасное реализует себя в качестве идеального через его художественное воплощение. Именно в идеале концентрируется Гегелевское понимание прекрасного, которое требуется как чувственного выражения идеи в конкретной форме .

III. Если И. Кант следовал традиционному пониманию эстетики как учения о чувственности – ощущениях, восприятиях, представлениях, то Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) рассматривал эстетику как умозрительную теорию искусства. Он поставил вопрос о создании новой области эстетики – философии искусства как сферы сотрудничества между божественным абсолютом и философствующим разумом в рамках исторического развития. Во главу угла всей своей философии Ф. Шеллинг ставит художественно-эстетическое созерцание и создает теорию абсолютной свободы творчества в искусстве: именно в искусстве, в эстетической деятельности тождественность объективного и субъективного находит наивысшее выражение.

В своей центральной работе по эстетике «Философия искусства» Шеллинг развивает

романтические принципы свободы, творческого духа и утверждает идею превосходства искусства над природой. В искусстве он видит высшее проявление мирового духа, объединения духа и природы, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, необходимости и свободы. В рассмотрении искусства и эстетических проблем Шеллинг применяет диалектику, конструируя идеальную модель мира искусства, в основе которой лежит абсолют. Роды и жанры искусства воспроизводят это абсолютное, а сама красота, по Шеллингу, – это выраженная в конечном бесконечность абсолюта, в том числе двух рядов абсолюта в искусстве – идеального (поэзия) и реального (музыка, архитектура, живопись). Абсолют, облаченный в конкретные чувственные формы, являет мир красоты и искусства.

Целью своей философии искусства Шеллинг видит в созерцании всей красоты первообразов всего прекрасного, наконец, Бога как универсума в полноте всех его идеальных определений. Философ систематизирует эстетическое своеобразие видов искусства, жанров поэзии (элегия, идиллия, драма, эпос, поэма), обращается к конкретным образцам творчества Петрарки, Данте, Рафаэля. Рассматривая искусство как область поисков философской истины, Шеллинг утверждает, что только талант и гений способны овеществить идеальный мир, который в качестве вечных понятий содержится в Боге. Эстетика Шеллинга стала теоретическим обоснованием новой концепции искусства, объединяющей философию, религию, науку, политику, мораль.

 

Основной тезис. Несмотря на различие систем и методологических подходов представителей немецкой классической эстетики, в их теориях искусства и эстетических воззрениях много общего. Ключевые понятия, определяющие природу искусства, и многообразие эстетических категорий выражают общий для той эпохи взгляд на искусство как на сферу уникального средоточия и равновесия противоположных начал. Смысл немецкой классической эстетики – в трактовке искусства и красоты как некой целостности, способной в силу своей интегративной природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей полноты универсума.

 

 

А. Ерохин

«Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера

 

Комментарий. Фридрих Шиллер (1759 – 1805) – немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. В результате интереса к эстетике у Шиллера появились «Философские письма» и целый ряд эссе – «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном». Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И. Канта, поэтому он разрешал проблемы эстетики с позиций трансцендентальности и морализма. Шиллер обогатил литературу выдающимися драматическими произведениями – «Коварство и любовь», «Дон Карлос». Пьеса «Мария Стюарт» иллюстрирует эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. В данной статье А. Ерохина анализируется главная эстетическая работа Ф. Шиллера – «Письма об эстетическом воспитании человека».

 

В первых десяти письмах Шиллер определяет место искусства в истории человеческой культуры, подвергая при этом жесткой критике дух современной ему эпохи. Отношение Шиллера к своему времени неоднозначно: с одной стороны, он утверждает: «Я бы не желал жить в ином веке и работать для иного». С другой стороны, конец XVIII века, по его мнению, – эпоха, исключительно неблагоприятная для занятий свободным творчеством, и в первую очередь искусством.

Главную причину неблагополучия в области культуры Шиллер ищет в сфере политики. Не будем забывать о том, что его «Письма» создавались в 1793 – 1794 годах, то есть в годы наибольшего обострения внутренней ситуации во Франции. Шиллер сначала воспринял Французскую революцию довольно спокойно. В первые годы революции он занял выжидательную позицию. Лишь радикализация революции в 1792 году вынудила Шиллера определиться и выступить против революции, точнее – против ее «излишеств».

Очевидно, что Шиллер, обеспокоенный кровавой практикой последних лет революции во Франции, задается целью «поправить» революционеров и предложить свой, «средний», примирительный вариант развития человека и его социальных институтов.

Пути к решению этой проблемы Шиллер видит за пределами государства, в сфере художественной, эстетической. Причем эстетическое воспитание у Шиллера, в отличие от Канта, должно осуществиться не в субъективной рефлексии, а в объективном объединении природы и свободы, чувственного и морального.

Проводником в царство свободы у Шиллера выступает художник-педагог или художник-политик. Художник – это суровый критик современной антагонистичной культуры, пришелец из «лучших времен», возвращающийся в свое столетие.

Шиллер определяет сферу эстетического двояким образом: с одной стороны, «лишь эстетическое ведет к безграничному». Это означает, что «только эстетическое представляет целое само в себе, так как оно соединяет в себе все условия своего возникновения и продолжения. Только в нем мы чувствуем себя изъятыми из потока времени, и наша человеческая природа проявляется в такой чистоте и неприкосновенности, как будто бы она еще нисколько не поддалась влиянию внешних сил». Красота выступает у Шиллера то как конечная цель человеческого развития, то как момент перехода от физического состояния к логическому и моральному (истине и долгу, идеальному государству). Сам Шиллер выражает эту антиномию следующим образом: «красота, одновременно, – и наше состояние, и наше действие».

Шиллеровский «эстетический человек» содержит в себе как идеальное будущее, так и облагороженное прошлое, являя собой конкретный синтез бытия и становления, неизменной, единой духовной личности и многоликой чувственной индивидуальности.

Здесь мы можем вернуться к интересующему нас вопросу: как соотносится самоценность искусства с активностью художника, призванного «очистить» современность? Дело, видимо, в том, что художник может выступить судьей своей эпохи только тогда, когда он создает совершенную эстетическую форму, идеальную видимость, призванную «уничтожить» материал искусства – несовершенную действительность. Чтобы указать времени на его недостатки, нужно дистанцироваться от него. То есть, в непосредственной политической ангажированности художника нет надобности: само существование прекрасного творения искусства «отменяет» испорченную односторонней культурой современность. Родина истинного художника, по Шиллеру, – царство прекрасной формы и его земное воплощение – античное, греческое искусство.

Побуждение к форме, присущее человеческому существу, Шиллер приравнивает к побуждению к игре: «...Из всех состояний человека именно игра и только игра делает его совершенным и сразу раскрывает его двойственную природу...». Иными словами: «...Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова – человек, и он бывает человеком лишь тогда, когда играет».

<…> Шиллер изгоняет из сферы классической эстетики как «искусство страсти», так и «искусство поучительное». Первое «нечисто» из-за преобладания непросветленных разумом аффектов, второе – из-за нарочитой тенденциозности.

В иерархии чувств самое почетное место принадлежит глазу. В этом смысле можно говорить о доминанте пластического, живописного и театрального зрения в эстетической теории Шиллера. Впоследствии, в романтических эстетических системах глаз уступит первенство слуху.

Итак, основной пафос «Писем об эстетическом воспитании человека» заключается в своеобразной философии перехода из природного физического состояния через эстетическое расположение духа к состоянию нравственному. <…> Природное состояние («детство»), преображаясь «искусственным путем», выступает, таким образом, одновременно как исходный пункт и конечная цель человеческой истории.

Но подобное культурное развитие дано пройти далеко не каждому народу. Как пишет Шиллер, «только счастливый случай может разорвать оковы физического состояния и привести дикаря к красоте». Обретение красоты каким-либо народом в раннюю пору его культуры может быть, по Шиллеру, лишь даром природы. Таким счастливым народом-«ребенком», поставленным самой природой в «радостные условия» жизни и одаренным изначально чувством формы, для Шиллера является греческий народ.

В «Эстетических письмах» античность выступает как своего рода образцовая модель общечеловеческого развития. Остальное человечество лишь повторяет путь, предуказанный греками. Греческая античность – это та эпоха, в которой логическое движение понятий тождественно с историей и логическая последовательность иллюстрируется историко-мифологическими примерами. Так, победу формы над слепыми силами природы Шиллер демонстрирует с помощью сцены из «Илиады»: «Если троянское войско бросается на поле брани с пронзительным криком, подобно стае журавлей, то греческое приближается к нему тихо и благородною поступью». В другом месте Шиллер изображает смену религий и мифологий как пробуждение свободы в порабощенном природой человеке, обращаясь вновь к противопоставлению «дикого» Востока и античной Греции: «Божественное чудовище жителя Востока, слепой мощью хищного зверя управлявшее миром, принимает в греческой фантазии приветливый облик человечества, царство титанов гибнет, и бесконечная мощь укрощена бесконечною формою».

В финальной части своих «Писем» Шиллер еще раз обращается к политическим аллюзиям. Идеальное эстетическое государство – одна из «ипостасей» царства красоты – уподобляется им республиканскому общественному строю, в котором «все, даже служебное орудие, является свободным гражданином, равноправным с самым благородным...». В царстве эстетической видимости, по Шиллеру, осуществляется требование равенства. В заключение повторим еще раз: идеальное сообщество – то есть идеальное государство – мыслится Шиллером только в единстве родовой и индивидуальной сущности человека. Примирение физической и разумной природы человека в таком идеальном государстве и является главной задачей эстетики.

 

Печатается по:А. В. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера //

Ерохин А. В. Эстетика веймарской классики. – М., 1998

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются особенности эстетического чувства по И.Канту?

2. Охарактеризуйте категорию возвышенного в эстетике И. Канта.

3. Назовите признаки гения по И. Канту.

4. Каким образом Г. Гегель трактует природу искусства?

5. О каких трех исторических типах искусства говорит Г. Гегель?

6. Какова взаимосвязь идеала и красоты в эстетике Г. Гегеля?

7. Назовите новую область эстетики, выделенную Шеллингом.

8. В чем состоит сущность красоты по Ф. Шеллингу?

9. Каково воздействие красоты как эстетической формы на формирование человека у Ф. Шиллера?

10. Как соотносятся у Ф. Шиллера искусство и политика?

 

Литература

1. Афасижев М. Н. Эстетика Канта. – М., 1975.

2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. – М., 1968-73.

3. Гулыга А.В. Шеллинг. – М., 1982.

4. Кант И. Критика способности суждения. – М., 1994.

5. Кривцун О.А. Эстетика. – М., 2001.

6. Никитич Л.А. Эстетика. – М., 2003.

7. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М., 1978.

8. Эстетика Гегеля и современность. – М., 1973.

9. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. – М., 1966.

 


I.Возникновение романтического мироощущения в искусстве и эстетике.

II. Эстетические принципы романтизма.

III. Поэзия и музыка в эпоху романтизма.

 

Основные понятия: романтическая поэзия, музыка, гений, сентимен­тальное, эстетическая революция, новая мифология, остроумное, смешное, эксцентричное, ирония, юмор, сатира, дерзость, цинизм.

 

I. В конце XVIII – первой половине XIX века на смену аристократичному классицизму приходит романтизм, существенным качеством которого является преобладающий интерес ко всему простому и естественному, любовное внимание к чувствам простых людей. Всем романтикам присуще страстное восхищение природой.

Возникновение романтизма – следствие разочарований в идеях просвети­тельства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах. Основной мотив творчества романтиков – конфликт между художником и бюргером.

Главный пафос и фундаментальное основание эстетики и художественной практики романтизма – мечта об универсальности человеческой личности. По мнению романтиков, главный смысл поэзии и искусства заключается в воспроизведении глубин человеческого духа, а объективная действительность состоит сплошь из масок, она обманчива и не может выступать для искусства питательной почвой. Отсюда – абсолютизация субъективности восхваления, сильных переживаний и страстей.

 
 

 

 


 

 

Схема 8. 1. Факторы, способствовавшие становлению романтизма


В Гер­мании романтизм представляют, прежде всего, эстетики, писатели, музыканты, связанные с йенской школой.

 
 

 

 


Схема 8.2. Кружок немецких романтиков

 

II.Эстетика романтизма тяготеет к хаосу. поскольку произведение романтика соединяет в себе массу жанров, чем утверждает, что никакого обособления жанров нет и не должно быть. Совмещение в одном произведении жанров рассказа, письма, сказки, аллегории, лирической поэзии, рассуждения – это и был тот универсализм, который, по мысли романтиков, способен отобразить полноту жизни.

 

 
 

 


Схема 8.3.Романтизм в духовной культуре Европы

 

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определенностью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное. Романтизм охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику.

 

       
   
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
 
 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.