Сделай Сам Свою Работу на 5

Способы тактической подготовки





 

В совместной работе с И.И. Алихановым [1] нам удалось обобщить и систематизировать способы тактической подготовки, а также опре­делить понятие технико-тактических средств: впервые конкретизиро­ваны задачи, средства и методика обучения способам тактической подготовки для раскрытия, выведения из равновесия, маневрирования, угрозы, сковывания, повторной атаки, вызова. Способы тактической подготовки, приведенные нами в систему, с целью изучения предло­жены в программе для детско-юношеских спортивных школ.

Способы тактической подготовки вплетаются в общую «ткань» схватки и изменяются в зависимости от особенностей соперника, собственных умений и навыков борца, его возможностей в данный момент схватки. Классификация этих способов зависит от идеи, кото­рую вкладывает в свои действия атакующий (я сковываю, я отвлекаю, я угрожаю, я раскрываю и т.д.). Следует заметить, что одна и та же операция, выполненная с различной интенсивностью, связана с под­готовкой различных действий. Например, слабый рывок под плечо делается с целью отвлечения, более энергичный выводит из равновесия, направленный вверх провоцирует раскрытие. Или: толчок в шею может вывести из равновесия, если выполнен энергично, но будет квалифи­цирован как отвлекающий, если выполнен без особого усилия. Поэтому предлагаемые 9 различных способов тактической подготовки взаимо­связаны и не применяются изолированно. В то же время их сочетание и последовательность в схватке позволяет понимать и анализировать действия борца, выделять главные задачи, определять второстепенные.



В практике борьбы зачастую прием может быть выполнен и без подготовки, в случайно возникшей подходящей динамической ситуа­ции. Иной раз возникает обоюдоострая ситуация, и тогда успеха достигает тот, кто раньше отреагирует на нее. Такая реакция называется опережением. Очевидно также и то, что один и тот же прием может быть выполнен после различных способов тактической подготовки. Кстати, этой особенностью отличается от других приемов коронный прием. Удивительно, но коронный прием, о котором осведомлены все соперники его «владельца», из года в год остается его грозным оружием. Именно многообразие способов тактической подготовки к приему позволяет борцу в совершенстве владеть этим оружием в течение долгих лет. Такими борцами, которых называют «великими мастерами ковра», являются С. Белоглазое, А. Фадзаев, Б. Сайтиев и др., хотя стиль ведения борьбы каждого из них имеет характерные (только ему при­сущие) особенности в исполнении технико-тактических действий. Мастерство этих спортсменов не подлежит копированию.



С. Белоглазов строит свою схватку так, что соперник запутывается в «лабиринтах» многообразных технико-тактических действий. Перед каждой встречей с соперником он видоизменяет структуру действий. Тем самым его замысел — вить различные «кружева» — не только запутывает соперника, но и дезорганизует его активность и увеличивает напряженность схватки. В результате у соперника быстро наступает утомление, притупляется внимание, и от постоянного ожидания на­стоящей атаки он совершает одну ошибку за другой.

У А. Фадзаева выжидательная тактика. Его стиль борьбы запрог­раммирован на действия соперника на несколько ходов вперед. Умение думать, оперативно анализировать позволяет ему во время схватки разгадывать мысли соперника о возможных технико-тактических ва­риантах атаки.

Таким образом, каждый из этих мастеров запрограммированными подготовительными операциями легко и быстро опережает действия соперника и, проводя коронные приемы, добивается победы.

Итак, мы выяснили, что с увеличением числа способов тактиче­ской подготовки атакующего действия увеличивается способность борца с честью выходить из ситуаций, возникающих в ходе поединка. В то же время анализ программ ДЮСШ по вольной борьбе свидетель­ствует о том, что в них необходимо включать конкретные способы тактической подготовки к каждому действию и различные комбинации базовых действий.



 

Базовые приемы борьбы

 

Как уже говорилось (2.2.2.), прием — это результирующая часть атакующего, защитного и контратакующего действия.

Приемы имеют относительно стабильную структуру, пространст­венные, временные, силовые и ритмические характеристики.

По Р. Петрову [51], приемы обладают следующими свойствами: эффективностью, надежностью, вариативностью. Эффективность оп­ределяется результативностью (качеством судейских оценок, частотой побед на «туше» и др.) и частотой реальных попыток. Надежность проведения приема определяется частотой оцененных попыток и ре­альной возможностью выполнения контратак. Реально надежность приема зависит от преодоления сбивающих факторов (изменения технических ситуаций, физического, психического состояния борца, исходных положений, внешних условий). Вариативность приема оп­ределяется возможностью варьирования способов его выполнения. Чем больше таких вариантов, т.е. шире диапазон пространственных, вре­менных, силовых и ритмических характеристик, тем выше вариатив­ность приема, а следовательно, и приспособляемость к выполнению в различных условиях опоры (мягкие, жесткие маты), в схватке с раз­личными борцами (по длине тела, мышечной силе, гибкости и харак­теристикам подготовленности).

Известно, что не все приемы одинаково часто используются на соревнованиях. В вольной борьбе (по данным В.Я. Шумилина и А.К. Морозова) наиболее распространенной группой приемов являются сбивания (67-70% от всех приемов, выполняемых в стойке). В сущно­сти, до сих пор нет точных данных о числе применяемых приемов. Одной из причин этого является отсутствие критерия для разграниче­ния приемов от их вариантов. По данным Р. Петрова [51], число приемов в греко-римской и вольной борьбе составляет в стойке (соответственно) 54 и 266, а в партере —34 и 112. Фактически спектр применения приемов на соревнованиях существенно ниже. В то же время каждый прием имеет множество модификаций, включающих базовые элементы, и многие связи с другими разделами техники и тактики борьбы. Например, только приемы с захватами ног партнера имеют, по Р. Петрову, свыше 3000 вариантов.

По такому же принципу определено число приемов в утвержденной у нас в стране классификации по спортивной борьбе. В основе ее (по А.П. Купцову [38]) лежат движения в позвоночном столбе: вперед-на-клоном; назад-прогибом; вперед-влево или вперед-вправо — скручи­ванием; влево или вправо с захватом ноги и руки — поворотом; влево или вправо с захватом руки и шеи — подворотом и т.д. В зависимости от направления движения были определены группы приемов, которые распределены по годам обучения. Специалистами проведены много­численные исследования с целью определения эффективности групп приемов. Детальное изучение их позволило разработать частные мето­дики обучения с использованием специальных средств и методов в большинстве случаев для высококвалифицированных спортсменов.

А вот мало исследованными до сих пор остаются вопросы методики обучения технике на начальных этапах. Состояние этой проблемы было выявлено в ходе анкетного опроса ведущих тренеров. В частности, не известно, каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обу­чать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения, чтобы можно было применить в учебных схватках и, главное, в условиях соревнований.

Кроме того, анализ программ начального обучения, результатов соревновательной деятельности сильнейших борцов, анкетного опроса ведущих тренеров страны и участников соревнований позволил обна­ружить значительное расхождение объема и форм технико-тактических действий, которым обучают юных борцов. Результаты анализа про­граммы начального обучения, опроса ведущих тренеров (98 чел.) и спортсменов (59 чел.), стенографирования соревновательной деятель­ности (300 схваток) борцов вольного стиля позволили (после статисти­ческой обработки материала) определить число приемов для групп начальной подготовки.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.