Сделай Сам Свою Работу на 5

Контрольная работа по теме «Высшая нервная деятельность»





ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ текущего контроля знаний ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»

Формируемые компетенции: ОПК-1, ПКПП-3, ПКСПП-7.

ОПК-1: способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.

ПКПП-3: способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

ПКСПП-7: способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

Проектируемые дисциплинарные результаты освоения компетенций.

Сформированность компетенций студентов проверяется на трех уровнях.

1 уровень («знает») – простое усвоение знаний в области физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем;

2 уровень («умеет») – способность применять эти знания в своей профессиональной деятельности;



3 уровень («владеет») – владеет методами сбора данных и первичной обработки информации об индивидуальных особенностях проявлений высшей нервной деятельности и работы сенсорных систем и у детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ освоения дисциплины НА ЯЗЫКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОПК-1: благодаря знаниям из области физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.

ПКПП-3: способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об индивидуальных особенностях проявлений высшей нервной деятельности и работы сенсорных систем и у детей.

ПКСПП-7: готов использовать знания физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем для сбора и подготовки документации о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.



 

Для проверки сформированности компетенции ОПК-1 на первом и втором уровнеиспользуются следующие контрольные работы.

1. Контрольные работы"Зрительный анализатор", "Анализаторы", «Возрастные особенности высшей нервной деятельности».Все вопросы проверяют сформированность компетенции на первом уровне.

Способ оценки.Теоретические знания, которые студент продемонстрирует при выполнениизаданий,оцениваются на «удовлетворительно», если студент выполнит правильно не менее 50% заданий, «хорошо» – не менее 80% заданий, «отлично» – более 80%.заданий.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: "Зрительный анализатор"

Вариант 1

1. На рисунке "Строение сетчатки" обозначьте названия клеток, которые входят в состав сетчатки.

2. Какого слоя клеток не хватает на рисунке?

3. Нарисуйте схему преломления параллельных лучей в нормальном и близоруком глазе.

4. Какие линзы нужны дальнозоркому человеку?

5. Нарисуйте схему, объясняющую принцип обнаружения слепого пятна на сетчатке.

 

Выберите правильные ответы:

6.Периферическим отделом зрительного анализатора является

1) зрительный нерв;

2) затылочная область коры больших полушарий;

3) глаз;

4) сетчатка.

7.Роговица - это

1) прозрачный передний отдел наружной оболочки глаза;

2) место выхода зрительного нерва из сетчатки;

3) оболочка глаза, богатая кровеносными сосудами;

4) передняя камера глаза.

8. В состав сосудистой оболочки глаза входят

1) хрусталик и цинновы связки;

2) склера и роговица;

3) собственно сосудистая оболочка, ресничное тело и радужка;



4) палочки и колбочки.

9. Слепое пятно - это

1) отверстие в радужке;

2) место на сетчатке с наибольшей концентрацией палочек и колбочек;

3) место выхода из сетчатки зрительного нерва;

4) периферическая часть сетчатки.

10. Преломляющими средами глаза являются

1) роговица, хрусталик, стекловидное тело;

2) зрачок, хрусталик, стекловидное тело;

3) роговица, сетчатка, зрительный нерв;

4) роговица, хрусталик, сетчатка.

11. При фокусировке взгляда на близком предмете

1) ресничная мышца сокращается, связки расслабляются,

хрусталик становится более выпуклым;

2) ресничная мышца сокращается, связки расслабляются,

хрусталик становится более плоским;

3) ресничная мышца расслабляется, связки напрягаются,

хрусталик становится более плоским;

4) ресничная мышца расслабляется, связки напрягаются,

хрусталик становится более выпуклым;

12. Различение цветов обеспечивают

1)ганглиозные клетки;

2) палочки;

3) колбочки;

4) палочки и колбочки.

13. Световая адаптация происходит за счет

1) сужения зрачка и разрушения зрительных пигментов;

2) расширения зрачка и разрушения зрительных пигментов;

3) сужения зрачка и синтеза зрительных пигментов;

4) расширения зрачка и синтеза зрительных пигментов.

14. Первичный анализ зрительной информации происходит в

1) височной области коры больших полушарий;

2) затылочной области больших полушарий;

3) сетчатке;

4) зрительном нерве.

15. Нервные центры, отвечающие за осуществление простейших ориентировочных рефлексов на зрительные раздражители локализованы в

1) мосте;

2) верхних холмиках четверохолмия;

3) нижних холмиках четверохолмия;

4) мозжечке.

16. Естественная дальнозоркость у детей связана с

1) дефектом роговицы;

2) большими размерами глазных яблок;

3) нарушением аккомодации;

4) малыми размерами глазного яблока.

17. Потеря эластичности хрусталиком является причиной

1) старческой дальнозоркости;

2) врожденной дальнозоркости;

3) астигматизма;

4) близорукости

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: "Зрительный анализатор"

Вариант 2

1. На рисунке "Строение сетчатки" обозначьте названия клеток, которые входят в состав сетчатки.

2. Какого слоя клеток не хватает на рисунке?

3. Нарисуйте схему преломления параллельных лучей в нормальном и дальнозорком глазе.

4. Какие линзы нужны близорукому человеку?

5. Нарисуйте схему, объясняющую, почему нельзя одновременно четко видеть разноудаленные от глаз предметы.

Выберите правильные ответы:

6.Проводниковой частью зрительного анализатора является

1) зрительный нерв;

2) затылочная область коры больших полушарий;

3) глаз;

4) сетчатка.

7. Склера - это ...

1) оболочка глаза, богатая кровеносными сосудами,

2) наружная оболочка, поддерживает форму глаза;

3) внутренняя оболочка глаза, содержит палочки и колбочки;

4) желеобразная масса, заполняющая глаз.

8. Ресничная мышца является частью

1) сосудистой оболочки глаза;

2)склеры;

3)передней камеры глаза;

4)век.

9. Желтое пятно - это

1) отверстие в радужке;

2)место на сетчатке с наибольшей концентрацией палочек и колбочек;

3) место выхода из сетчатки зрительного нерва;

4) периферическая часть сетчатки.

10. В аккомодации принимают участие

1)роговица, зрачок, хрусталик;

2)веки, ресницы, слезные железы;

3)хрусталик и сетчатка.

4)ресничная мышца, цинновы связки, хрусталик.

11. При фокусировке взгляда на дальнем предмете

1) ресничная мышца сокращается, связки расслабляются,

хрусталик становится более выпуклым;

2) ресничная мышца сокращается, связки расслабляются,

хрусталик становится более плоским;

3) ресничная мышца расслабляется, связки напрягаются,

хрусталик становится более плоским;

4) ресничная мышца расслабляется, связки напрягаются,

хрусталик становится более выпуклым;

12. Темновая адаптация происходит за счет

1) сужения зрачка и разрушения зрительных пигментов;

2) расширения зрачка и разрушения зрительных пигментов;

3) сужения зрачка и синтеза зрительных пигментов;

4) расширения зрачка и синтеза зрительных пигментов.

13. Черно-белое зрение обеспечивают

1)ганглиозные клетки;

2) палочки;

3) колбочки;

4) палочки и колбочки.

14. Высший анализ зрительной информации происходит в

1) височной области коры больших полушарий;

2) затылочной области больших полушарий;

3) сетчатке;

4) зрительном нерве.

15.Вторичными зонами коркового отдела зрительного анализатора являются поля по Бродману номер

1) 1,2 и 3;

2) 4 и 6;

3) 11 и 34;

4) 18 и 19.

16. Близорукость, развивающаяся у детей, у значительной их части связана с

1) дефектом роговицы;

2) увеличением переднезадних размеров глазного яблока;

3) уменьшением переднезадних размеров глазного яблока;

4) потерей эластичности хрусталика.

17. Максимальной эластичностью обладает хрусталик у

1)грудных детей;

2) старшеклассников;

3) взрослых людей;

4) младших школьников.

Контрольная работа по теме "Анализаторы"

Задание 1. Как можно более подробно опишите строение и функции всех отделов (периферического, проводникового и центрального)

1 вариант: обонятельного анализатора;

2 вариант: вкусового анализатора;

3 вариант: кожного анализатора;

4 вариант: болевого анализатора;

5 вариант: кинестетического (двигательного) анализатора;

6 вариант: вестибулярного анализатора.

Задание 2. Выберите правильные ответы.

1 вариант

1) Максимальная острота слуха наблюдается

1. в 14-17 лет,

2. в 30 лет,

3. в старости,

4. у новорожденных.

2) Высший анализ слуховой информации происходит в

1. височной области коры больших полушарий,

2. слуховом нерве,

3. кортиевом органе,

4. барабанной перепонке).

3) Слуховая зона коры больших полушарий расположена в

1. лобной доле,

2. затылочной,

3. теменной,

4. височной.

4) Кодирование информации о состоянии среды происходит в

1. промежуточном мозге,

2. коре больших полушарий,

3. биполярных нервных клетках,

4. рецепторах.

5) Усиление звуковых колебаний обеспечивают структуры

1. улитки,

2. внутреннего уха,

3. кортиева органа;

4. наружного и среднего уха.

6) Рецепторы внутреннего уха относят к

1. хеморецепторам;

2. терморецепторам,

3. фоторецептрам,

4. механорецепторам.

7) Анализатор внутренних органов называют

1. двигательный,

2. вестибулярный,

3. кинестетический,

4. висцеральный.

8) Улитка входит в состав

1. вестибулярного аппарата,

2. наружного уха,

3. внутреннего уха,

4. среднего уха.

9) Рецепторы, воспринимающие звук, находятся в

1. барабанной перепонке,

2. среднем ухе,

3. улитке внутреннего уха,

4. наружном ухе.

10) К анализаторам положения тела относится

1. интероцептивный,

2. зрительный,

3. двигательный,

4. слуховой.

11) Наибольшее количество информации человек получает через

1. орган слуха и вестибулярный аппарат,

2. орган слуха и кожу,

3. орган зрения и кожу,

4. органы зрения и слуха.

12) Слуховой нерв обеспечивает

1. усиление звуковых колебаний,

2. высший анализ звуковых сигналов;

3. восприятие и кодирование звуковой информации;

4. передачу нервных импульсов от рецепторов в кору.

13) В полости среднего уха располагаются

1. слуховые косточки,

2. барабанная лестница,

3. вестибулярный аппарат,

4. средняя лестница.

14) Орган чувств представляет собой совокупность

1. рецепторов и сенсорной зоны коры больших полушарий;

2. нервных центров;

3. чувствительных нервов;

4. вспомогательных структур, необходимых для возбуждения рецепторов.

15) Колбы Краузе являются

1. холодовыми рецепторами,

2. тепловыми рецепторами,

3. тактильными рецепторами,

4. проприорецепторами.

16) Грибовидные вкусовые почки расположены в основном на

1. кончике языка,

2. боковых частях языка,

3. корне языка,

4. гортани.

17) Хемоноцицепторы расположены в основном

1. в коже и слизистых оболочках,

2. в сетчатке глаза,

3. в кортиевом органе,

4. во внутренних органах.

18) Обстановочная афферентация связана с

1. отбором наиболее важной информации для формирования приспособительной реакции

2. контролем за правильностью исполнения приспособительной реакции,

3. учетом предыдущего опыта,

4. получением общей информации о внешней и внутренней среде.

 

Контрольная работа по теме "Анализаторы"

Задание 1. Как можно более подробно опишите строение и функции всех отделов (периферического, проводникового и центрального)

1 вариант: обонятельного анализатора;

2 вариант: вкусового анализатора;

3 вариант: кожного анализатора;

4 вариант: болевого анализатора;

5 вариант: кинестетического (двигательного) анализатора;

6 вариант: вестибулярного анализатора.

Задание 2. Выберите правильные ответы.

2 вариант

1) Зона наибольшей чувствительности слухового анализатора находится в области

1. от 20 Гц до 20000 Гц;

2. от 1000 Гц до 3000 Гц;

3. от 1000 Гц до 30000 Гц;

4. от 20 Гц до 1000 Гц.

2) Первичный анализ слуховой информации происходит в

1. височной области коры больших полушарий,

2. слуховом нерве,

3. кортиевом органе,

4. барабанной перепонке.

3) Высший анализ поступающей в организм информации происходит в

1. рецепторах,

2. подкорковых структурах,

3. коре больших полушарий,

4. проводниковом отделе анализаторов.

4) Корковые поля слухового анализатора - это поля

1. 17, 18, 19;

2. 1, 2, 3, 5;

3. 11, 28;

4. 41, 42, 22.

5) Кортиев орган обеспечивает

1. передачу нервных импульсов от органа слуха в кору больших полушарий;

2. восприятие и кодирование звуковых раздражителей;

3. высший анализ слуховых раздражителей;

4. усиление звуковых колебаний.

6) Рецепторы вестибулярного анализатора относят к

1. хеморецепторам;

2. терморецепторам,

3. фоторецептрам,

4. механорецепторам.

7) Анализатор, обрабатывающий информацию от мышечных веретен, называют

1. ноцицептивный,

2. вестибулярный,

3. кинестетический,

4. висцеральный.

8) Барабанная перепонка отделяет

1. улитку от преддверия;

2. среднее ухо от внутреннего уха;

3. наружное ухо от внутреннего;

4. наружное ухо от среднего уха.

9) Рецепторы вестибулярного аппарата располагаются в

1. мышцах,

2. суставах,

3. мозжечке,

4. внутреннем ухе.

10) Интерорецепторы оценивают состояние

1. внешней среды,

2. внутренней среды,

3. кожи,

4. психики.

11) В составе любого анализатора различают отделы

1. проводниковый и корковый;

2. рецепторный, проводниковый и корковый;

3. орган чувств и рецепторный;

4. первичные и вторичные корковые поля.

12) Вестибулярный нерв обеспечивает

1. усиление импульсов, идущих от рецепторов,

2. высший анализ вестибулярных сигналов;

3. восприятие и кодирование информации;

4. передачу нервных импульсов от рецепторов в кору.

13) Во внутреннем ухе располагаются

1. слуховые косточки и евстахиева труба,

2. улитка, преддверие и полукружные каналы,

3. только вестибулярный аппарат,

4. звукопроводящая часть уха.

14) В восприятии и анализе сенсорной информации принимают участие

1. только сенсорные (первичные) зоны коры больших полушарий,

2. только ассоциативные (вторичные и третичные),

3. моторные и премоторные,

4. сенсорные и ассоциативные.

15) Тельца Мейснера являются

1. холодовыми рецепторами,

2. тепловыми рецепторами,

3. тактильными рецепторами,

4. проприорецепторами.

16) Листовидные вкусовые почки расположены в основном на

1. кончике языка,

2. боковых частях языка,

3. корне языка,

4. гортани.

17) Механоноцицепторы расположены в основном

1. в коже и слизистых оболочках,

2. в сетчатке глаза,

3. в кортиевом органе,

4. во внутренних органах.

18) Пусковая афферентация связана с

1. отбором наиболее важной информации для формирования приспособительной реакции

2. контролем за правильностью исполнения приспособительной реакции,

3. учетом предыдущего опыта,

4. получением общей информации о внешней и внутренней среде.

 

Контрольная работа по теме «Возрастные особенности высшей нервной деятельности»

1 вариант

1. Какой ритм электроэнцефалограммы (ЭЭГ) имеет частоту 0,5-3 Гц

2. Какой ритм ЭЭГ доминирует у новорожденного ребенка во время спокойного бодрствования?

3. Какой ритм ЭЭГ усиливается при эмоциональных переживаниях?

4. Какие ритмы ЭЭГ связаны в основном с деятельностью подкорковых структур?

5. Какие ритмы ЭЭГ наблюдаются во время глубокого сна?

1) Альфа-ритм

2) Бета-ритм

3) Тета-ритм

4) Дельта-ритм

5) Гамма-ритм

6. Какую частоту имеет альфа-ритм?

1) 0,5-3 Гц

2) 4-7 Гц

3) 8-13 Гц

4) 14-30 Гц

5) 31-60 Гц

7. О чем свидетельствует развитие альфа-ритма с возрастом?

1) О готовности воспринимать новую информацию

2) О развитии устойчивого внимания

3) О развитии двигательных навыков

4) О половом созревании

8. К врожденным эмоциям относятся

1) Улыбка

2) Смех

3) Боязнь чужого человека

4) Стыд

5) Боязнь высоты

6) Зависть

7) Вина

9. Особенностью эмоций у детей является

1) Слабое проявление

2) Неустойчивость

3) Несдержанность

4) Умение хорошо их контролировать

10. Когда у ребенка появляется первые элементы произвольного внимания?

1) С рождения

2) С 8 месяцев

3) С 1,5 лет

4) С 7 лет

11. Максимальный объем кратковременной памяти

1) 1 элемент (бит)

2) 3±1 элемент

3) 7±2 элементов

4) 20±3 элемента

5) Безграничен

12. Ребенок 3-4 лет способен из 15 слов запомнить

1) 1слово

2) 2 слова

3) 3 слова

4) 5 слов

5) 7 слов

13. Продолжительность сна у годовалого ребенка должна составлять не менее

1) 7 часов

2) 9 часов

3) 12 часов

4) 14 часов

5) 21-23 часов

14. Признаками «парадоксального» сна являются

1) Снижение метаболизма

2) Быстрые движения глаз

3) Расслабление мышц шеи

4) Расслабление всех мышц

5) Редкое дыхание и сердцебиение

6) Запоминающиеся сновидения

Контрольная работа по теме «Возрастные особенности высшей нервной деятельности»

2 вариант

1. Какой ритм электроэнцефалограммы (ЭЭГ) имеет частоту 14-30 Гц?

2. Какой ритм ЭЭГ становится доминирующим во время спокойного бодрствования к 7 годам?

3. Какой ритм ЭЭГ является доминирующим при активном бодрствовании?

4. Какие ритмы ЭЭГ связаны в основном с деятельностью коры больших полушарий?

5. Какие ритмы ЭЭГ наблюдаются во время «парадоксального» сна?

1) Альфа-ритм

2) Бета-ритм

3) Тета-ритм

4) Дельта-ритм

5) Гамма-ритм

6. Какую частоту имеет дельта-ритм?

1) 0,5-3 Гц

2) 4-7 Гц

3) 8-13 Гц

4) 14-30 Гц

5) 31-60 Гц

7. О чем свидетельствует преобладание низкочастотных волн на ЭЭГ новорожденного?

1) О незрелости коры больших полушарий

2) О незрелости подкорковых структур

3) О доминирующей роли левого полушария

4) О плохом развитии мозжечка

8. К приобретенным эмоциям относятся

1) Улыбка

2) Смех

3) Боязнь чужого человека

4) Стыд

5) Боязнь высоты

6) Зависть

7) Вина

9. При положительных эмоциях у ребенка

1) Улучшается аппетит

2) Повышается иммунитет

3) Понижается работоспособность

4) Ухудшается усвоение информации

10. Продолжительность периода устойчивого внимания у 5-6 лет него ребенка составляет

1) Не больше 5 мин

2) 15-20 мин

3) 20-30 мин

4) 30-40 мин

11. В каком возрасте у ребенка появляются первые элементы произвольной памяти?

1) Сразу после рождения

2) В 9 месяцев

3) В 3 года

4) В 6-7 лет

5) В 10-12 лет

12. Ребенок 5-7 лет способен из 15 слов запомнить

1) 1слово

2) 2 слова

3) 3 слова

4) 5 слов

5) 7 слов

13. Продолжительность сна у десятилетнего ребенка должна составлять не менее

1) 7 часов

2) 9 часов

3) 12 часов

4) 14 часов

5) 21-23 часов

14. Признаками медленноволнового сна являются

1) Снижение метаболизма

2) Быстрые движения глаз

3) Расслабление мышц шеи

4) Расслабление всех мышц

5) Редкое дыхание и сердцебиение

6) Запоминающиеся сновидения

 

 

2. Контрольная работа"Слуховой анализатор".Сформированность компетенции на первом уровне проверяются с помощью заданий 1 и 3 каждого варианта. Второго уровня – задания 2.

Способ оценки.Теоретические знания, которые студент продемонстрирует при выполнении1 и 3 заданий,оцениваются на «удовлетворительно», если студент выполнит правильно не менее 50% заданий, «хорошо» – не менее 80% заданий, «отлично» – более 80%.заданий.

Ответ на 2-ой вопрос оценивается на «удовлетворительно», если студент может описать способы оценки слуха у детей разного возраста, но не может привести психофизиологическое обоснование необходимости применения разных методик. Оценка «отлично» выставляется студенту, который полностью владеет теоретическим материалом и знает, как применять теоретические знания по физиологии сенсорных систем в практической деятельности педагога. Оценка «хорошо» выставляется студенту, который отвечает на вопрос неполно или с небольшими ошибками.

 

Контрольная работа по теме "Слуховой анализатор"

1 вариант

Задание 1. Как можно более схематично изобразите строение уха и очень кратко опишите функции каждого отдела.

Задание 2. Кратко опишите методы, которые применяют для исследования слуха у младенцев и детей дошкольного возраста.

Задание 3. Выберите правильные ответы.

1) Максимальная острота слуха наблюдается

1. в 14-17 лет,

2. в 30 лет,

3. в старости,

4. у новорожденных.

2) Высший анализ слуховой информации происходит в

1. височной области коры больших полушарий,

2. слуховом нерве,

3. кортиевом органе,

4. барабанной перепонке.

3) Слуховая зона коры больших полушарий расположена в

1. лобной доле,

2. затылочной,

3. теменной,

4. височной.

4) Усиление звуковых колебаний обеспечивают структуры

1. улитки,

2. внутреннего уха,

3. кортиева органа,

4. наружного и среднего уха.

5) Рецепторы внутреннего уха относят к

1. хеморецепторам,

2. терморецепторам,

3. фоторецептрам,

4. механорецепторам.

6) Улитка входит в состав

1. вестибулярного аппарата,

2. наружного уха,

3. внутреннего уха,

4. среднего уха.

7) Рецепторы, воспринимающие звук, находятся в

1. барабанной перепонке,

2. среднем ухе,

3. улитке внутреннего уха,

4. наружном ухе.

8) Слуховой нерв обеспечивает

1. усиление звуковых колебаний,

2. высший анализ звуковых сигналов,

3. восприятие и кодирование звуковой информации,

4. передачу нервных импульсов от рецепторов в кору.

9) В полости среднего уха располагаются

1. слуховые косточки,

2. барабанная лестница,

3. вестибулярный аппарат,

4. средняя лестница.

10) Мышцы среднего уха служат для

1. защиты слухового анализатора от слишком громких звуков,

2. обеспечения движения слуховых косточек,

3. обеспечения движения барабанной перепонки,

4. усиления слишком тихих звуков.

11) При кондуктивной тугоухости повреждаются

1. наружные волосковые клетки,

2. структуры наружного и среднего уха,

3. внутренние волосковые клетки,

4. слуховой нерв.

12) Феномен ускоренного нарастания громкости наблюдается при повреждении

1. барабанной перепонки,

2. слуховых косточек,

3. мембраны овального окошка,

4. рецепторов внутреннего уха.

Контрольная работа по теме "Слуховой анализатор»

2 вариант

Задание 1. Как можно более схематично изобразите строение улитки внутреннего уха и опишите, как она функционирует.

Задание 2.Опишите методы проверки слуха, которые можно применять у детей не раньше 7 лет.

Задание 3. Выберите правильные ответы.

1) Зона наибольшей чувствительности слухового анализатора находится в области

1. от 20 Гц до 20000 Гц;

2. от 1000 Гц до 3000 Гц;

3. от 1000 Гц до 30000 Гц;

4. от 20 Гц до 1000 Гц.

2) Первичный анализ слуховой информации происходит в

1. височной области коры больших полушарий,

2. слуховом нерве,

3. кортиевом органе,

4. барабанной перепонке.

3) Кортиев орган обеспечивает

1. передачу нервных импульсов от органа слуха в кору больших полушарий,

2. восприятие и кодирование звуковых раздражителей,

3. высший анализ слуховых раздражителей,

4. усиление звуковых колебаний.

4) Барабанная перепонка отделяет

1. улитку от преддверия,

2. среднее ухо от внутреннего уха,

3. наружное ухо от внутреннего,

4. наружное ухо от среднего уха.

5) Во внутреннем ухе располагаются

1. слуховые косточки и евстахиева труба,

2. улитка, преддверие и полукружные каналы,

3. только вестибулярный аппарат,

4. звукопроводящая часть уха.

6) Евстахиева труба служит для

1. усиления звуковых колебаний,

2. выравнивания давления во внутреннем и наружном ухе,

3. выравнивания давления в среднем и наружном ухе,

4. для дополнительного натяжения барабанной перепонки.

7) Мышца среднего уха, натягивающая барабанную перепонку служит для

1. защиты слухового анализатора от слишком тихих звуков,

2. обеспечения движения слуховых косточек,

3. защиты среднего уха от попадания инородных тел,

4. более четкого различения звуков речи.

8) Кортиев орган состоит из

1. молоточка, наковальни и стремечка,

2. трех полукружных каналов,

3. покровной мембраны, внутренних и наружных волосковых клеток,

4. барабанной и вестибулярной лестницы.

9) Слуховые рецепторы называют

1. волосковыми клетками,

2. палочками и колбочками,

3. колбами Краузе,

4. реснитчатыми клетками.

10) Высший анализ слуховой информации происходит в

1. лобной доле больших полушарий,

2. продолговатом мозге,

3. таламусе,

4. височной доле больших полушарий.

11) При сенсоневральной тугоухости плохо функционируют

1. барабанная перепонка,

2. слуховые косточки,

3. только слуховые рецепторы,

4. слуховые рецепторы, проводниковый и центральный отдел слухового анализатора.

12) Феномен ускоренного нарастания громкости можно обнаружить с помощью

1. надпороговой тональной аудиометрии,

2. подпороговой тональной аудиометрии,

3. метода вызванных потенциалов,

4. рефлекторного метода.

3. Контрольная работа«Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов»Проверка сформированности первого уровня проводится с помощью 1-4 вопросов каждого варианта, второго уровня – 5 вопроса.

Способ оценки.Теоретические знания(1-4 вопросы каждого варианта)оцениваются на «удовлетворительно», если студент выполнит правильно не менее 50% заданий, «хорошо» – не менее 80% заданий, «отлично» – более 80%.заданий.

Ответ на вопрос 5 оценивается на «удовлетворительно», если студент может описать мероприятия способствующие развитию и сохранению слуха и зрения у детей, мероприятия, способствующие наиболее полному развитию анализаторов, но не может привести психофизиологическое обоснование этих мероприятий. Оценка «отлично» выставляется студенту, который полностью владеет теоретическим материалом и знает, как применять теоретические знания по физиологии сенсорных систем в практической деятельности педагога. Оценка «хорошо» выставляется студенту, который отвечает на вопрос неполно или с небольшими ошибками.

Контрольная работа

«Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов»

1 вариант

1. Как можно более подробно опишите строение и функционирование вестибулярного анализатора и его особенности у детей.

2. Почему у детей точка ближнего видения находится ближе к глазу, чем у взрослого человека?

3. Почему нарушение слуха у детей грудного и дошкольного возраста при отсутствии коррекционных мероприятий может привести к отставанию ребенка в умственном развитии?

4. Какие участки мозга отвечают за восприятие зрительной информации?

5. Что такое критический период развития функций (на примере зрительного и слухового анализаторов)? Как это должно учитываться при воспитании и образовании детей?

2 вариант

1. Как можно более подробно опишите строение и функционирование кожного анализатора и его особенности у детей.

2. Почему близорукость чаще всего развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте? С какими особенностями строения глаза у детей это связано?

3. Как изменяется слух ребенка с возрастом?

4. Какие участки мозга отвечают за восприятие слуховой информации?

5. Опишите мероприятия, способствующие развитию и сохранению зрения у детей. Объясните их физиологический смысл.

3 вариант

1. Как можно более подробно опишите строение и функционирование вкусового и обонятельного анализаторов и их особенности у детей.

2. Нарисуйте схему преломления параллельных лучей в нормальном, близоруком и дальнозорком глазе? С чем связана врожденная дальнозоркость у детей?

3. Почему у детей дошкольного возраста воспаления носа и глотки часто осложняются отитом (воспалением среднего уха)?

4. Какие участки мозга отвечают за восприятие соматосенсорной информации?

5. Опишите мероприятия способствующие развитию и сохранению слуха у детей. Объясните их физиологический смысл.

5. Контрольная работа«Высшая нервная деятельность».Проверка сформированности первого уровня проводится с помощью 1-26 вопросов каждого варианта, второго уровня – 27 и 28 вопросов.

Способ оценки.Теоретические знания(1-4 вопросы каждого варианта)оцениваются на «удовлетворительно», если студент выполнит правильно не менее 50% заданий, «хорошо» – не менее 80% заданий, «отлично» – более 80%.заданий.

Ответ на 27 и 28 вопрос оцениваются на «удовлетворительно», если студент может описать основные методики для определения индивидуальных типологических свойств нервной системы учащихся, но не понимает, где и когда он может использовать их в своей профессиональной деятельности. Оценка «отлично» выставляется при условии, что студент не только знаком с этими методиками, но и может дать рекомендации по их применению, знает особенности работы с детьми с разными типологическими свойствами нервной системы. Оценка «хорошо» выставляется студенту, который отвечает на вопрос не совсем полно или с небольшими неточностями.

 

Контрольная работа по теме «Высшая нервная деятельность»

1 вариант

1. Рефлексом называют

1) реакцию организма на раздражители с участием нервной системы,

2) передачу возбуждения между нейронами,

3) координацию работы нервных центров,

4) передачу возбуждения к рабочим органам.

2. Для безусловных рефлексов не характерна(но)

1)жестко генетически обусловленные рефлекторные дуги;

2) обязательное участие коры больших полушарий в их осуществлении;

3) относительное постоянство (консервативность);

4) видовая специфичность.

3. Синонимом термина «афферентный нейрон» является

1)центробежный,

2) чувствительный,

3) эфферентный,

4) двигательный.

4. К вегетативным рефлексам относят

1) коленный рефлекс,

2) поворот головы к источнику звука,

3) поворот головы к источнику света,

4) изменение сердечной деятельности при испуге.

5. Динамический стереотип у детей до трех лет

1) неустойчив и трудно вырабатывается,

2) устойчив и трудно вырабатывается,

3) неустойчив и легко вырабатывается,

4) устойчив и легко вырабатывается.

6. Какое торможение условных рефлексов раньше всего проявляется в онтогенезе?

1) запаздывательное,

2) угасательное,

3) дифференцировочное,

4) индукционное.

7. При действии монотонных раздражителей (колыбельная песня, укачивание) грудные дети быстро засыпают, так как у них развивается торможение по типу

1) условного тормоза,

2) запредельного,

3) запаздывательного,

4) дифференцировочного.

8. Различение букв при обучении чтению и письму происходит в результате торможения рефлексов

1) запаздывательного,

2) угасательного,

3) дифференцировочного,

4) индукционного.

9. При неподкреплении условных сигналов безусловными в коре больших полушарий развивается торможение

1)условный тормоз,

2) угасательное,

3) индукционное,

4) запредельное.

10. Если у ребенка легче вырабатываются рефлексы на конкретные раздражители, то он обладает

1) смешанным типом высшей нервной деятельности,

2) мыслительным типом ВНД,

3) художественным типом ВНД,

4) слабым типом ВНД.

11. В процессе обучения доминанта играет важную роль, так как она

1) усиливает оксигенацию мозга,

2) способствует отдыху,

3) способствует концентрации внимания на предмете изучения,

4) снижает чувствительность анализаторов.

12.Критическим периодом формирования непроизвольного внимания, когда ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера, является возраст

1) 1 год;

2) 2-3 мес.;

3) 6-7 лет;

4) 2-3 года.

13. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо

1)тренировать быстроту реакции,

2) снижать уровень возбудимости,

3) тренировать процессы торможения,

4) повышать работоспособность нейронов.

14. Увеличивать работоспособность нейронов необходимо у ребенка с нервными процессами

1) слабыми;

2) сильными уравновешенными;

3) сильными неуравновешенными;

4) сильными уравновешенными инертными.

15. У людей с сангвиническим типом темперамента нервные процессы

1) сильные уравновешенные инертные;

2) слабые,

3) сильные уравновешенные подвижные;

4) сильные неуравновешенные.

16. Тип темперамента, характеризующийся слабыми нервными процессами, называется

1) флегматик;

2) сангвиник;

3) холерик;

4) меланхолик.

17. Сравнительно быстро условные рефлексы вырабатываются у людей

1)меланхоликов и холериков;

2) сангвиников и флегматиков;

3) сангвиников и холериков,

4) меланхоликов и флегматиков.

18. К двигательному компоненту эмоций относится

1) мимика,

2) изменение потоотделения,

3) изменение частоты сердечных сокращений,

4) изменение частоты дыхательных движений.

19. В регуляции эмоций принимают участие

1) гипоталамус,

2) спинной мозг,

3) продолговатый мозг,

4) мозжечок, кора больших полушарий.

20. У дошкольников преобладает память

1)наглядно-образная непроизвольная;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.