|
ДОСТОИН ТЫ, ГОСПОДИ, ПРИНЯТЬ СЛАВУ
Как Он достоин, это мы поймём совершенно только тогда, когда мы, подобно тем праведным существам, говорящих эти слова, обратимся в бессмертных, без греха и порока и престанем перед лицом Его славы /Иуд.24 ст./.
ТЫ СОТВОРИЛ ВСЁ
Все дела творения создают основание к славе, восхвалению могущества, воздаваемые Богу.
“По Твоему повелению”, или по Твоей воле, они сотворены и имеют право существовать. Бог захотел, и всё получило своё бытие, и эта же сила поддерживает и их существование.
Я Г Л А В А
НЕБЕСНОЕСВЯТИЛИЩЕ
/Продолжение/
Ст.1. “И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями”.
Здесь хотя и начинается новая глава, но не новое видение, так как ап.Иоанн в духе видит то же видение.
Под словами:
“СИДЯЩЕГО НА ПРЕСТОЛЕ”
Очевидно подразумевается Отец, так как сын позднее вводится в виде Агнца, как бы закланного. Книга, виденная Иоанном, содержала откровение событий, которые должны были совершиться во время конца истории церкви, и потому, что её держал в деснице Своей Сидящий на престоле, показывается, что сведения всего будущего находится у одного Бога, за исключение того, что Ему заблагорассудится открыть другим.
КНИГА
В то время, как было написано Откровение, книги не имели такой формы, как теперь. Они не состояли из числа соединённых страниц, а состояли из одного или нескольких коротких или длинных полос пергамента /или другого материала/, которые свёртывались в трубку.
Веслей так выражается об этом предмете: “Обыкновенные книги древних не были как наши, но это были свитки, или полосы из пергамента, которые навёртывались на палку, как мы обыкновенно наматываем шёлк”.
Так нам описывают и книгу, запечатанную семью печатями. Разумеется, апостол не мог сразу видеть все семь печатей, ибо семь свитков были намотаны один на другой, и каждый был запечатан, так что если открывали первый свитой и развёртывали его, появлялась вторая печать, и таким образом до седьмой.
Скотт говорит об этом следующее:
“Книга походила на свиток, который по обычаю того времени, состоял из нескольких полос пергаментов, и хотя можно было предположить, что он был исписан внутри, но всё таки ничего нельзя было прочесть, пока не сняли печали. При раскрытии книги оказалось, что она содержала в себе семь пергаментов, или небольших свитков, из которых каждый был запечатан отдельно, но если бы все печати были извне, то всё таки ничего нельзя было бы прочитать, пока все они не были бы сняты, но так как после снятия каждой печати, раскрывалось содержание определённого свитка, что показывает на последовательность свитков, запечатанных печатью. Однако внешняя сторона, должна была показывать, что свиток состоял из семи, или по крайней мере нескольких частей”.
Бломфильд говорит: “Длинные свитки из пергамента, употребляемые древними и называемые ими книгами, обыкновенно исписывались только с одной стороны, именно с той, которая при свёртывании обращалась внутрь. Без сомнения и эта книга следовательно не была исписана внутри и извне, как можно было прочитать по знакам препинания наших обыкновенных переводов. Но многие исследователи Библии /Гротиус, Ловман, Фуллер/ ставят знаки препинания следующим образом: “исписанная внутри, а снаружи запечатанная семью печатями, достаточно видно из приведённых выше примечаний Веслея и Скотта.
Ст. 2. “И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её?
Ст. 3. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё.
Ст. 4.И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё”.
В Ы З О В
Бог держит книгу так, что весь мир может видеть её и сильный ангел как глашатай выступает и громким голосом призывает все создания вселенной испробовать свою мудрость в проникновении в советы Божии. Кто достоин раскрыть книгу и снять печати её? Настает мёртвая тишина. Вся вселенная молча сознаёт своё бессилие и недостоинство исследовать советы Создателя.
И НИКТО НЕ МОГ
И никто на небе – не только человек, но вообще никакое существо на небе. Разве это не поразительное доказательство того, что дарованиям ангелов и человеков положены границы, - проникнуть в будущее и раскрыть то, чему должно быть.
Когда апостол увидел, что никто не выступает, чтобы раскрыть книгу, он начал бояться, что никогда не откроются советы Божьи относительно Его народа и в преизбытке своего сочувствия и заботы о церкви, он начал сильно плакать. “О, как далеки все те, - восклицает Веслей, - от настроения духа Иоанна, которые охотнее спрашивают обо всём другом, но не о содержании этой книги”.
К словам “я много плакал” Венсон делает следующее прекрасное замечание: апостол совершенно удручён мыслью, что на найдётся существа, которое в состоянии было бы понять советы Божии, открыть книги и исполнить, и поэтому боится, что они навсегда останутся сокрытыми для церкви. Величие его души есть причина его слёз, и нежность его сердца яснее выступает наружу, не давая ему власти над собой. Откровение не без слёз написано, без слёз не может быть оно оценено и понято, и если бы не сильный вопль со слезами, его бы у нас совсем не было”.
Ст. 5. “И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её.
Ст. 6. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
Ст. 7. И Он пришёл и взял книгу из десницы Сидящего на престоле”.
Но не долго пришлось плакать Иоанну. Бог ведь не желает, чтобы от нас скрывалось какое-нибудь знание, могущее служить нам в пользу. Уже наперёд было позабочено о том, чтобы кто-либо раскрыл книгу, поэтому один из старцев сказал ему: “Вот Лев из колена Иудина, корень Давида, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей”.
Почему именно один из старцев предпочтён другим существам, чтобы сделать это сообщение Иоанну, этого не видно, исключая только то, что это приписывается тому обстоятельству, что старцы вследствии своего избавления имеют особенный интерес в благополучии церкви.
Христос называется здесь “Лев из колена Иудина”. По какому поводу Он называется Львом и почему из колена Иудина?
Вероятно, первое название должно обозначать могущество, так как лев есть царь зверей и властелин лесов, то поэтому он очень подходящ, как символ царственного вида и царственного могущества.
“Из колена Иудина” – Он назван без сомнения по пророчеству Исх.49:9-10.
КОРЕНЬ ДАВИДОВ
/В тексте – Христос корень Давидов, а не Давид корень Христа/. Христос был основателем и столбом к могущественному положению Давида, ибо не подлежит сомнению, что Христом Давид был призван к такому положению и был наделён особенными дарованиями. Как сам Давид есть только символ Христа, так и его царство и владычество есть только символ владычества Христа над Его народом. И Господь Бог даёт ему престол Отца Его Давида” /Лук.1:32-33/. Когда Христос принял нашу человеческую природу и этим стал потомком Давида, тогда Он был назван отраслью Давида и “корнем из колена Иесеева” /Ис.11:1-10; Откр.22:16/. Здесь, стало быть, излагается Его родство с домом Давида и доказывается Его право господствовать над народом Божиим и поэтому и приличественно поручить ещё Ему и снятие семи печатей.
ОН ПОБЕДИЛ
Из этих слов видно, что право раскрыть книгу достигнуто победой в прежней борьбе, предположение которой подтверждается следующими параграфами главы. В ближайшем описании мы видим Христа, как Спасителя мира, именно как Он проливает кровь Свою в отпущение наших грехов и в спасение человечества.
В то время, как Он совершал дело спасения, Он был оставлен на произвол неистовству сатаны, но Он устоял против всех искушений, Он вынес на кресте муки смерти, и Он воскрес как Победитель над смертью и гробом и обеспечил нам дорогу к блаженству – Он победил. По справедливости поэтому поют четыре живых существа и двадцать четыре старца: “Достоин Ты взять книгу и снять с неё печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу”.
Иоанн смотрит, чтобы увидеть льва из колена Иудина, а он видит среди трона живых существ и старцев Агнца как бы закланного
ПОСРЕДИ ПРЕСТОЛА
Додридж переводит это место следующим образом: “И я увидел посреди между престолом и четырьмя живыми существами стоящего Агнца”.
В центре был престол Отца, а на свободном пространстве у трона стоял Сын, представленный под символом “закланного Агнца”. Вокруг стоят искупленные: первые – те, которые представлены четырьмя животными, затем старцы образуют второй круг, и Ангелы /11 ст./ образовывали следующий круг.
Достоинство Христа, представленного в образе закланного Агнца, возбуждает удивление всего святого сонма.
КАК-БЫ ЗАКЛАННОГО
Воодгаузе говорит, как приведено в комментарии: “Греческий стих требует, чтобы Агнец был представлен с раной на затылке и на шее, как будто бы Он как жертвенное животное, только был заклан у подножия алтаря”. Подобным же образом выражается Кларке, говоря: “Как будто Он был готов быть принесённым в жертву”. Это достопримечательно, крестная жертва Христа имеет в глазах Отца высокое значение, так как Он всегда представляется, как Он проливает Свою кровь за грешное человечество.
Это должно было бы споспешествовать и укрепить нашу веру, ибо когда душа предстанет пред престолом милосердия Божия, то она найдёт уже там жертву для принесения Ему”.
СЕМЬ РОГОВ И СЕМЬ ОЧЕЙ
Число “семь” – означает полноту.
Рога – являются символом могущества и силы.
Очи – символ мудрости и разума.
Всё это поучает нас, что Агнец обладает совершенным могуществом и совершенною мудростью, а именно – действием духа Святого. Названные семью духами Божьими обозначают совершенства действий.
И ОН ПРИШЁЛ И ВЗЯЛ КНИГУ
Некоторые толкователи хотят найти в этом противоречие действительности, что как это Агнец мог взять книгу, и поэтому прибегают к разным ухищрениям, чтобы избежать этой трудности. Но разве это не может быть: приписывать действия символу, которые в действительности могут быть совершены только лицами, или существами, представляемые символами? Требует ли это место много объяснения, кроме этого?
Мы знаем, что Агнец есть символ Христа, и никто не найдёт в этом противоречие с действительностью, если Христос возьмёт книгу. И если мы читаем, что книга была взята, то мы представляем себе действие, совершенное не Агнцем, а тем, которого символом есть Агнец.
Ст. 8.“И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых;
Ст. 9. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени.
Ст. 10. И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле”.
ЧАШИ ПОЛНЫЕ ФИМИАМА
Это место даёт нам объяснение о занятии спасённых, совершаемом четырьмя старцами. Они имеют золотые чаши, или сосуды, полные фимиама, или как гласит заметка на полях английской Библии – полные ладана, что должно означать молитвы святых. Подобное отправление службы приличествует только священникам. Скотт делает к этому замечание: “Неоспоримо утверждение, что эти четыре живые существа принимают участие в поклонении агнцу; или ещё более, управляются Им, так как ведь их спас Агнец Божий и это так же несомненно доказывает, что под этой картиной подразумевается часть спасённой церкви, а не ангелы, поклонение которых описано в одном из следующих стихов, но слогом гораздо более возвышенным.
А.Варнес говорит в своих примечаниях к этому месту: “Намерение этой сцены таково: показать нам, занимающих место церкви на небесах, которые также обозначаются священниками, как они там вверху во храме совершают служение в пользу церкви земной и как они воскуряют фимиам во время молитвенного собрания церкви.
Читатель помнит, что первосвященник при первоначальном символическом Богослужении имел много помощников, и если он вдумается, смотря на небесное святилище, то он сделает из этого заключение, что эти спасённые в настоящее время составляют помощников нашего великого первосвященника и без сомнения, были спасены с этой целью. И кто бы более годился нашему Господу в Его священническом звании быть защитником человечества, как ни эти заступники человеческого рода, святость жизни которых и чистота их нравов способствовали к этому? /см. прим. к гл.4,4/. Мы знаем, что многие не благосклонны к этому мнению, что вещи на небе имеют действительную, обязательную форму и поэтому мы легко можем себе представить, что приведённое здесь явление должно казаться таким лицам уже слишком действительными. Чтобы иметь причину к такому предположению, они ссылаются на тот факт, что слог здесь в высшей степени иносказательный и поэтому думают, что подобные вещи не могут существовать на небе. Этим особам возразим мы, что Откровение без сомнения, главным образом, изображает картины, отнюдь не вымыслы.
Все описываемые сцены действительны и мы только тогда поймем их действительность, если в точности будем объяснять себе эти картины. Таким образом знаем мы в этом видении, что Тот, Который сидит на троне, есть Бог; Он, стало быть, действительно там. Агнец, как нам известно, олицетворяет Христа; Он тоже в действительности там.
При Его вознесении тело Его было действительное и никто не захочет утверждать, что и теперь оно не таково.
Итак, если наш величественный Первосвященник есть действительное Существо, то и место, где Он отправляет Свою должность, должно быть действительное. Четыре живых существа и двадцать четыре старца представляют собой тех, которых Христос во время Своего вознесения восхитил из плена смерти, они были следовательно действительные существа при своём взятии на небо, и почему же им не быть таковыми до сих пор?
ПЕСНЬ
Она названа “новая песнь”. Вероятно она была новая относительно её происхождения. Они были первые, воспевшие её, так как они первые были спасены. В песне они называют себя “царями и священниками”. Насколько они священники, об этом уже упомянуто, именно, что они состоят помощниками Христа в Его священнической должности.
В этом смысле они, без сомнения, и цари, так как Христос царствует с Отцом, то они, как Его помощники, будут иметь участие в правлении, которое Он с неба совершает над землёй.
ПРЕДВКУШЕНИЕ
“Мы будем царями на земле” – Хотя они совершенно избавлены от земли и окружают престол Божий; пользуются лицезрением Агнца, спасшего их, и сонмы святых ангелов окружают их на небе, где невыразимое блаженство, но в их песне рассматривается состояние ещё более совершённое.
Это состояние настанет тогда, когда завершится великое дело спасения и они вместе со всеми спасёнными детьми божьими будут царствовать здесь на земле, которая есть их обещанное наследие и будет вечным жилищем святых. /Рим.4:13; Гал.3:29; Пс.36:11; Матф.5:5; 2Петр.3:13; Ис.65:17-25; Откр.21:1-5/.
Ст. 11. “И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
Ст. 12. Которые говорили громки голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу, и благословение”.
НЕБЕСНОЕ СВЯТИЛИЩЕ
Ах, какое ничтожное представление имеем мы, люди, о величии и великолепии небесного Храма, в который был введён Иоанн в начале 4-ой главы через дверь, которая была отверста на небе. Мы не должны забывать, что этот тот же храм, в который он смотрел в ст.11 и 12, где он видит небесные полчища.
1. Вокруг престола стоят святые, место которых занимают четыре живых созданий.
2. В ближайшем ряду следуют 24 старца.
3. В третьем ряду Иоанн видел множество Ангелов, окружающих все целое.
А сколько их было? Как велико, по-нашему мнению, могло быть число собравшихся в небесном храме?
“Тьмы тем”, - объявляет пророк. То есть, десять тысяч по десять тысяч. Это было бы уже сто миллионов. Но чтобы показать, что никакое число не в состоянии приблизительно определить бесчисленную массу, то он ещё прибавляет: “и тысячи тысяч”. Очень удачно поэтому называет их ап.Павел в Ев.12:22, по английскому переводу: “бесчисленный сонм ангелов”. Все они были в небесном святилище и образовали толпу, которую Иоанн видел там, где совершается поклонение Творцу Вселенной и где совершается удивительный план спасения.
В центре этого бесчисленного и святого сонма был Агнец Божий, главное действие Которого было пролитие Своей крови для спасения падшего человека, что вызвало их удивление и восхищение, и все голоса небесного сонма соединились в хвалебной песне, возносимой ими так: “Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение”.
Такое благопристойное собрание, вполне соответствующее для такого места, пело и соответствующую хвалебную песнь, которую они, поклоняясь, посвящают Тому, Который пролитием Своей крови для многих стал выкупом, и Который и теперь ещё как наш высочайший Первосвященник Своими заслугами в небесном святилище является нашим Ходатаем пред таким возвышенным собранием, пред которым мы должны быть однажды привлечены к ответу. Как выдержим мы все исследующий суд Божий? Что сделает нас способными возвысится и стать там вместе и соединиться с этим безгрешным сонмом?
Только через бесконечные заслуги Христа, очищающие нас от всякого пятна и делающие нас годными идти на святую гору Сион! О, бесконечное милосердие Божие, готовящее нас вынести все эти чудеса и дающее нам мужество предстать с святою радостью пред лицо Его!
Ст. 13. “И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю, и на море, и всё, что в них, слышало я, говорило Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков
Ст. 14.И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков”.
ОЧИЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ
В 13-ом стихе находим один из примеров, когда событие описывается не в порядке времени, а взято как бы наперёд, чтобы усовершенствовать прежние мысли, записанные в 10-м стихе, которые относятся ко времени блаженства искупленных.
Поскольку последующие мысли в 6-й главе относятся к событиям до пришествия Христа, то некоторые толкователи, основываясь на последовательности во времени, объясняют, что записанное в 13-м стихе относится к событиям, которые якобы совершаются до второго пришествия Христа. Но такое толкование не согласуется с тем, что есть на самом деле.
Разве не естественно, что видение, представляя нам главное действие в деле посредничества Христа, а именно, Его пролитие крови, на одну минуту заглянуло бы вперёд к тому времени, когда последствие начатого на кресте дела окончится, число святых наполнится, земля освободится от греха и грешников и будет возноситься непрерывная жертва хвалы и обожания к богу и Агнцу?
Напрасно была бы попытка применить это к церкви в её настоящем состоянии, как это делают многие толкователи, или к какому-либо прошедшему времени с тех пор, как грех вошёл в мир, или как сатана лишился своего высокого положения, которое он занимал, как ангел света и любви; ибо в то время, о котором говорит Иоанн, всякая тварь, без исключения, на небе и на земле будут воссылать к богу свои хвалебные песни. Но в настоящее время вместо хвалебных песен, мы часто можем слышать богохульство. И это будет продолжаться до тех пор, пока здесь будет царить грех.
Стало быть, место для славы, описанной Иоанном, относится ко времени, когда святые на земле займут обещанное владычество. Это наступит не раньше, как после второго уничтожения греха и грешника. Тогда от земли будет возноситься непрерывная слава Богу и Агнцу, которое предвидят живые создания и двадцать четыре старца в своей песне /10 ст./.
Такое объяснение согласуется с этим местом и освещает его.
Это владычество на земле возьмет своё начало после второго воскресения. /Дан. 2:27; 2Петр.3:13; Откр.21:1/. При этом воскресении, которое будет через тысячу лет после первого /Отрк.20:4-5/ уничтожаются все нечестивые /2Петр.3:7/. Ибо огонь упадёт от Бога с неба и пожрёт их /Откр.20:9/. И тот огонь, который уничтожит нечестивых, очистит землю, как это видно во 2Петр.3:7-13/.
Тогда не будет греха и грешников, земля очистится от проклятия со всеми её злыми последователями, зло будет истреблено навсегда, и тогда праведники “воссияют, как солнце в Царствии Своего Отца”, и от земли, очищенной и освобождённой от греха, будет возноситься хвалебное благодарение и пение.
Во всей чистой вселенной великого Творца нет места для огромного вместилища огня и серы, где должны гореть и страдать в невыразимом вечном мучении несметные количества грешников, сохраняемые для этого силой милосердного Бога.
Но будет ли в одно и то же время и в одном и том же месте к радостному пению одних, находящихся в прекрасном царствии, примешиваться неблагозвучные и безнадёжные стоны осуждённых, находящихся в невыразимых муках проклятия и богохульства других, страдающих за пределами надежды?
Ко времени всеобщего радостного пения, безбожный ствол сожжён, корень и ветви, сатана и его приверженцы, искуситель и искушённые /Мал.4:1; Евр.2:14/. Как дым исчезнут они /Пс.36:20/. И как тленная мякина сожгутся они огнём /Матф.3:12/. Они обратились в ничто: не только их части тела, но и всё их существо, тело и душа, ибо они должны стать, как будто бы их никогда и не было /Авд. 16 стих/.
Как видим, в хвалебной песне воздаётся хвала как Агнцу, так и Отцу, Сидящему на престоле. Почти все толкователи смотрят на это, как на доказательство того, что Христос так же продолжителен должен быть как и Отец, иначе, здесь бы воздавалась хвала только одному, которая собственно подобает только Создателю. Мы читаем в Писании, что Христос есть начало создания Божия /Откр.3:14; см. там примечание/, что все следующие творения мира, разумные и неразумные – сотворены через Него /Иоан.1:3; Евр.1:2/. В обоих местах греческое слово, переведено словами “через”.
Христос, стало быть, стоит на одном положении с Творцом Отцом, и разве Отец не мог повелеть, чтобы такому Существу воздавалось бы одинаковое поклонение, как Ему Самому и не считалось бы идолопоклонством со стороны обожателя. Он возвёл Его на такую высоту, что приличествует поклоняться Ему. Он даже отдал повеление поклоняться Ему, что не имело бы нужды, если бы Христос от века не был одинаковой продолжительностью с Отцом. Сам Христос объясняет, что “как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе” /Иоан.5:26/. При другом случае Он говорит: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле” /Матф. 28:18/.
Апостол Павел говорит о Христе, что Отец превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени /Фил.2:9/.
И Сам Отец свидетельствует о Нём: “И да поклонятся Ему все ангелы Божии” /Евр.1:7; Псал.96:7/.
Все эти свидетельства доказывают, что Христос пользуется тем же поклонением, как и Отец, ни никак нельзя допустить, что Он был так же продолжителем, как и Отец в прошедшем.
В то время, как пророк возвращается от прекрасной сцены в 13 стихе к событиям, совершившимся перед его глазами в небесном святилище, слышит он, как четыре живых создания восклицают: “Аминь!”
Этот возглас должен быть ответом на сказанное в стихах 12-14, подтверждением того, что всё сказанное и виденное Иоанном обязательно осуществится. Двадцать четыре старца падают на колени, чтобы поклониться Живущему во веки веков.
Я Г Л А В А
С Е М Ь П Е Ч А Т Е Й
Ст. 1. “И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
Ст. 2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить”.
Когда Агнец снимал печати с книги, Иоанну были показаны сцены, описанные там. Он видел живые сцены будущего и писывал их.
Как уже было замечено, число семь в Св.Писании означает нечто совершенное, нечто оконченное. Семь печатей поэтому охватывают собой целый ряд известных событий, достигающих до конца времени испытания.
Неверное предположение тех, которые утверждают, что печати означают события, которые достигают, может быть, до времени Константина. А семь труб другой ряд событий, начинающийся с того же времени, ибо трубы означают ряд препятствий, которые совершаются одновременно с событиями семи печатей, хотя эти по-своему характеру совершенно различны с теми.
Трубы есть эмблема /символ/ войны, поэтому трубы указывают на великие политические перевороты, совершающиеся на земле, пока Евангелие возвещается народам.
Печати же относятся к событиям религиозного характера и заключают в себе историю церкви от начала христианского века до пришествия Христа…
Белый конь и всадник, имеющий лук, которому дан был венец и он вышел как победоносный, чтобы победить, - есть удачная картина для триумфа Евангелия в первом столетии нашего летоисчисления.
Белый цвет лошади означает чистоту веры того века, а венец, данный всаднику – его победоносное стремление вперёд и его желание дальнейших побед – рвение и успех, с которым распространяли истину самые первые слуги Христа.
На возражение, что слуги Христа и распространители Евангелия не могли быть сравниваемы с такими воинственными символами, то на это мы ответим: какая картина могла бы лучше представить великое дело христианства того времени, когда оно было первой наступающей силой против ужасного заблуждения? Всадник выехал побеждать. Его поручение было не ограничено, Евангелие должно было быть проповедано по всему миру.
Ст. 3. “И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
Ст. 4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большей меч”.
Достопримечательная черта этих символов – это разительное отличие лошадиных мастей, что является без сомнения фактом большого значения.
Если белый цвет первой лошади указывает на чистое проповедование Евангелия в период времени, охватывающего этим символом, то рыжий цвет второй лошади показывает, что в этом втором периоде /с 100 по 323 г.г./ начала исчезать первоначальная чистота.
Уже во дни апостола Павле начала своё дело тайна беззакония, и явленная церковь Христа была уже в то время испорчена, так что символ должен был изменить свой цвет.
Заблуждения, светский дух проникали в церковь, духовная власть искал своим союзником светскую, и результатом этого союза были ссоры и мятежи.
Дух того времени яснее всего высказывается во дни Константина первого, так называемого христианского императора, обращение которого по Мосгейму было в 323 году. Направление церкви этого времени было светское – соединение с государством. Константин поддерживал духовенство и этим обязывал их себе; он давал для церкви законы и председательствовал на церковных соборах. Константин, а не Евангелие, уничтожил капища, слава эта принадлежала государству, а не церкви. Константин принял с согласием церкви решение против некоторых заблуждений, а другие допустил беспрепятственно вырасти, он даже открыто выступил против важных истин. Вследствии этого возникла вражда между духовенством, и как скоро на престол восходил новый правитель, то отдельные партии напрягали все силы, чтобы заручиться его поддержкой в своих особых воззрений.
Мосгейм обозначает этот период времени временем постоянных мятежей и борьбы. Это состояние церкви вполне согласуется со свидетельством апостола, когда он говорит, что сидящему на коне дана власть: “взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч”.
Церковь Христа взошла на императорский престол и носила знаки светской власти.
Ст. 5. “И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.
Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей.
Ст. 6. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящих: хиникс пшеницы за
динарий;и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай”.
Как быстро распространяется порча!
Ибо какая противоположность между этим символом и первым. Этот символ так ясно означает духовную тьму и нравственную испорченность в течение этого периода. События второй печати открыли путь заблуждениям, и вскоре состояние её было таково, как оно здесь описано.
Время между царствованием Константина и основанием папства в 538 году по справедливости называется временем, когда в церкви укоренилось слепое заблуждение и грубое суеверие.
Мосгейм говорит о времени, следующем непосредственно за царствованием Константина:
“Уже до времени Константина, учителя церкви, отдавались учению Платона и другим языческим воззрениям, и бессмысленные заблуждения, возникшие под этим влиянием, утверждались и распространялись различным образом. Здесь находим мы источник сумасбродному почитанию умерших святых и нелепому представлению о чистилище, которое было определено к очищению известных душ; учение, господствовавшее в то время, и следы которого можно было заметить повсюду в публичной жизни. В то же время началось безбрачие священников, иконопочитание и почитание мощей, что со временем совершенно уничтожило христианскую религию или, по крайней мере, затмило блеск её, и ядом своим проникло в её сокровенную глубину, что весьма достойно сожаления.
Целый сонм суеверных представлений заступили место истинной религии и действительного благочестия. Причины, содействовавшие такому ненавистному перевороту, различны. Смешная погоня за новым религиозным понятием, прошлое понятие и желание подражать языческим обычаям и смешивать их с христианскими и бессмысленная склонность большей части людей к разукрашенному и пышному Богослужению. Всё это способствовало тому, чтобы на развалинах христианства основать царство суеверия. Вследствии этого часто предпринимались путешествия по святым местам, в Палестину и ко гробам мучеников, как будто там можно было достичь истинной добродетели и известную надежду на блаженство.
После того, как поводья отдались в руки суеверия, ему не было границ; бессмысленные представления и пустые церемонии умножались изо дня в день. В большом количестве приносили прах и землю из Палестины и других знаменитых мест, считая всё это за святыню, употребляли их как охраняющие и целебные средства от могущества злых духов и всюду их покупали и продавали за баснословную цену. Публичные процессии и молебны, которыми язычники думали умилостивить своих богов, были приняты в христианской церкви и исполняемы с великою пышностью и великолепием. Таинственные действия, приписываемые раньше язычниками своим капищам, статуям своих богов и полубогов, были перенесены в христианские церкви, на водоосвящение известными молитвенными обрядами и на иконы святых мужей.
Те же преимущества, которыми утешались первые в мрачном язычестве, последним даровались под светом Евангелия, или лучше сказать под туманом суеверия, затмевающего сияние первого. Хотя правда, что до этого времени не было в употреблении икон, что статуй совсем не было в употреблении икон, что статуй совсем не было, но несомненно верно, как невероятно и невозможно должно это казаться после этой эпохи стали вводить постепенно почитание святых, как это делалось в отношении богов до рождения Христа. Из этих фактов, составляющих незначительный пример состояния церкви того времени, мыслящий читатель легко усмотрит, какой вред поимела церковь через мир и благосостояние, доставленные Константином, и через неразумный образ действия, употребляемый для склонения различных наций к принятию Евангелия.
Но краткость, которую мы должны наблюдать в этом историческом труде, не дозволяет нам входить в более подробные отдельные обстоятельства печальных последствий, происшедшие от дальнейших успехов ядовитого влияния суеверия.
В другом месте он говорит: “Потребовались бы целые тома, если бы вздумалось перечислить различные обманы, употребляемые приёмщиками для обольщения не смыслящих, ибо истинная религия почти окончательно была вытеснена омерзительным суеверием” /История церкви 4-го столетия, 2 ч., 3 гл./.
Это извлечение из исторического труда Масгейма даёт нам описание того периода, который относится к символу чёрной лошади третьей печати и вполне согласуется с пророчеством.
Из этого видно, как язычество воплотилось в христианство, и как в течении этого времени здание ложного учения, результатом которого было папство, шло быстро к своему окончанию, и как могущественный бастион был воздвигнут против истины.
В Е С Ы
Указывают на то, что духовная и светская власть соединились в особе того, который производил бы в государстве исполнительную власть и чтобы он же исполнял судейскую власть, как в церкви, так и в государстве. Это было при римских императорах от царствования Константина до Юстиана, когда эта судейская власть была передана епископу римскому.
ПШЕНИЦА И ЯЧМЕНЬ
Меры пшеницы и ячменя показывают, как члены церкви сильно преданы будут к добыванию земных богатств; что любовь к деньгам будет господствовать и за деньги всё будет продано.
ЕЛЕЙ И ВИНО
Елей и вино символически обозначают дух святой /Зах.4:2-6/. Этим обозначаются дары милосердия Святого духа. Вера и любовь под господствующим светским правлением были в опасности. И все историки подтверждают, что внешнее благосостояние церкви в ту эпоху породило весь вред, который окончился отпадением и ужасом анархистов.
Нужно заметить, что голос, назначавший цену пшеницы и ячменя и сказавший слова: “елея и вина не повреждай”, вышел не из земного существа, но из среды четырёх живых созданий. Это нам ясно показывает, что наш Пастыреначальник – Христос и в это мрачное время следил за Своей паствой, хотя и младшие пастыри больше не заботились о ней.
Голос идёт с неба, наш Пастырь заботится о том, чтобы светский дух не настолько восторжествовал, чтобы христианство погибло, или чтобы елей и вино – милосердие истинного благочестия не совсем исчезли с земли
Ст. 7. “И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого Животного, говорящий: иди и смотри.
Ст. 8. И я взглянул, и вот конь бледный, и на нём всадник, которому Имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвёртою частью земли – умерщвлять мечём и голодом, и мором и Зверями земными”.
Цвет этой лошади необыкновенный. Цвет белой, рыжей и вороной лошади, приведённой в предыдущих стихах, есть натуральный цвет, но бледный /чалый/, это цвет не натуральный. В древнем тексте это слово означает: бледно-желтоватый. Такой цвет можно встретить на увядающих или больных растениях. Этот символ должен указывать на совершенно особенное состояние видимой церкви Христовой. Всадник на лошади называется смертью и ад /могила/ следовал за ним.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|