Сделай Сам Свою Работу на 5

Газеты XVII – XVIII веков





 

Более, чем золото, мир изменил свинец, но не тот, что в пулях,

а тот, что в типографских литерах (Г. Лихтенберг,

французский ученый XVIII века)

 

Журналистика – особый социальный институт со своими функциями. Ее появление связывается со следующими предпосылками: развитие науки, географические открытия и развитие транспорта, появление бумаги, изобретение печатного станка, распространение образования, организация почты. Важной предпосылкой являлось быстрое экономическое и социально-политическое развитие стран Европы в XVI–XVII веках. Ф. Энгельс отмечал, что журналистика возникла на определенном этапе, и представляет собой вид духовного производства, характерный для капитализма[18].

Изобретение книгопечатания, печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу из Майнца Иоганну Гутенбергу (настоящая фамилия Генсфляйш, но он предпочел взять фамилию матери). Гутенберг издал первую печатную Библию. Ее появление связано с одним из самых громких скандалов в истории книжного дела. В 1450 г. в Майнце Иоганн Гутенберг, заняв немалую сумму денег у Иоганна Фуста, начал работу над выпуском своей книги. Изготовление оборудования и отливка шрифтов потребовали времени, и в 1452 г. Гутенберг вновь прибег к финансовой помощи Фуста, взяв его в дело в качестве компаньона. В 1456 г. двухтомная 42-строчная (называемая так по количеству строк на странице) Библия была завершена и стала подлинным шедевром книгопечатания. Однако Гутенберг не смог выплатить долг Фусту, в итоге ему пришлось расстаться со своей типографией и покинуть Майнц. Если до появления печатного станка в Европе существовало 30000 книг, то к 1500 году их число приближалось к 9 миллионам. Доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите. Печатное слово стало первым средством массовой информации и обусловило появление «типографского и индустриального человека». Однако процесс появления периодических печатных изданий растянулся на полтора века, хотя потребность в получении оперативной информации была высока. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми почти весь XVI и начало XVII века.



Усложнение экономической и политической жизни Европы, расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Во многих странах Европы появились государственные почтовые службы, ускорившие этот процесс.



Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных городах, торговых и политических центрах в XVI веке стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порты. Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся во второй половине XVI века. Слово «газета» произошло от мелкой итальянской монеты – gazzetta (гасета). В XVI веке прочтение ежедневного публичного листка с информацией платили одну гасету, то есть самую маленькую монету. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображённая на ней. Впрочем, на этой монете изображена не сорока, а крылатый лев с книгой – герб венецианской республики. «Сорокой» его называли, вероятно, в шутку, как мы называем «курицей» или «петухом» орла с современных российских монет. К газете это словечко прилипло за её болтливость. Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о событиях, происходивших как в Италии (исключая саму Венецию), так и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Эти венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г.



Рукописные венецианские газеты имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Рукописные газеты в информационном потоке XVI–XVII веков дополнялись печатными памфлетами, «листками новостей», «газетами-листовками», «реляциями», «историями» и «балладами новостей» – печатными брошюрами (согнутые пополам листы 16,5х19,5 см), оперативно откликавшимися на различные события.

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г. (хотя некоторые исследователи называют 1605 г.). Первая газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Fǘrnemmen und gedenckwǘrgirden Historien», напечатана в Страсбурге в 1609 г., в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал издатель и книгопродавец Иоганн Каролюс, ранее составлявший рукописные листки новостей. С 1609 г. еженедельные печатные издания начали распространяться уже по всей Европе. В 1610–1621 гг. газеты появились в Базеле, Франкфурте-на-Майне, Вене, Берлине, Амстердаме, Лондоне и в других городах. К 1630 г. газеты издавались уже в 30 городах.

Процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся практически сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства и католической церкви на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации. Любопытно отметить, что если в названиях первых немецких газет часто встречается итальянское слово «avviso», то названия первых голландских газет содержат слово «couranto», которое стало синонимом слова «газета» и вошло в европейский обиход. Само слово «couranto» означало «ходячие вести, известия», соотносилось с французским «courant» – «бегущий» и имело довольно широкое хождение, что зафиксировано в названиях многих европейских периодических изданий.

«Общественные и частные новости» собственного производства впервые появились в Лондоне 21 сентября 1621 года в виде газеты под названием «Corante, or Weekly Newes from Italy, Germany, Hungary, Poland, Bohemia, France and the Low Countreys» («Вести, или Еженедельные новости из Италии, Германии, Венгрии, Польши, Богемии, Франции, иных стран»). Первую французскую национальную газету создал Теофраст Ренодо, королевский медик. В 1630 г. при поддержке первого министра кардинала Ришелье Ренодо получил официальное разрешение на владение Адресным бюро. После этого он смог действовать и собирать информацию на всей территории Франции. Имея в руках монополию на сбор информации, Ренодо уже мог сделать шаг к изданию собственной газеты. Первый номер его «La Gazette» увидел свет 30 мая 1631 г. Благодаря ей слово «газета» вошло во многие европейские языки. «La Gazette» выходила раз в неделю на 4 страницах. Первый номер содержал новости (двухнедельной давности) из Рима, Праги, Константинополя. Тематика включала торговлю, войну, придворную хронику, дипломатические известия. Тираж «La Gazette» вначале не превышал 1200 экземпляров, при этом сохранялась единая нумерация выпусков, а по истечении года издавался «Recueil des Gazettes» («Годовой сборник «La Gazette»). Публикации Ренодо отличались почти литературным стилем, сам король читал «La Gazette» и даже назначил редактору денежное вознаграждение за его журналистский труд. Ренодо стремился сотрудничать с правительством, чтобы не утратить королевский патент. Публикации в его газете обычно отождествлялись с позицией кардинала, который неоднократно сам корректировал тональность и направленность материалов. При помощи «La Gazette» Ришелье старался установить государственную монополию на информацию. Он считал, что стране нужна только та информация и только в том освещении, которые выгодны правительству и отвечают интересам его политики. Как внутренняя хроника, так и сообщения из других стран подвергались самой тщательной обработке. Интересно, что Ришелье обожал кошек, и одну из своих любимиц назвал «La Gazette».

К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, информационный, неполитизированный характер этих изданий. Издатель страсбургской газеты писал: «Все известия напечатаны в том виде, в каком они получены» (то есть без комментариев). Чуть позже Теофраст Ренодо говорил, что история – это описание произошедшего в прошлом, а газета сообщает о происходящем сегодня. Тиражи информационных изданий XVII века колебались от 200 до 1500 экземпляров. Лишь 1640-е гг. в Англии отмечены появлением первых образцов политической периодики, что было связано с противостоянием короля Карла I и парламента. После свержения монархии новое правительство Оливера Кромвеля начало наступление на свободу прессы, и большинство газет было закрыто: если в 1649 г. в Англии выходило 24 газеты, то к 1656 г. – всего 2[19].

По мере становления газетной периодики наметилась тенденция к изменению как внешнего облика, так и содержания газет. В названиях многих газет появляются указания на место издания, например, «The London Informer». Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика относятся к началу XVIII века). В левом углу первой страницы размещались аннотации статей; там же ставилась и ее дата. В 1660-е гг. газетный текст стал делиться на две колонки. К середине XVII века в газетах появилась реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса, и уже в 1673 г. в Гамбурге появилась газета «Hamburger Relations Courier», состоящая из одних объявлений. Первой в истории ежедневной газетой стала «Einkommende Zeitung» (то есть «Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. Хотя есть данные, что первая ежедневная газета появилась также в Лейпциге, но в 1660 г. Ее издавал Тимотеус Рицше под названием «Neulaufende Nachricht von Kriegs und Weltthaendeln» («Пришедшие новости о военных и мировых делах»). В Англии первая ежедневная газета – «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») – стала выходить лишь в 1702 г., во Франции – «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., а в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.[20] Но чаще газеты выходили дважды в неделю, например, по вторникам и субботам (дни, когда отправлялась почта).

Таким образом, уже к началу XVIII века книгопечатание и газетное дело в Европе опирались на опыт и традиции, которые складывались на протяжении двух с половиной веков.

 

«Куранты»

 

Журналистика (как и книгопечатание) в России появилась позже, чем в Европе. Это было связано с экономической и культурной отсталостью страны в канун Нового времени. Для России были характерны суровый климат и при обширной территории крайне низкая плотность населения. Основу экономики составляли земледелие и торговля. В условиях постоянных войн бедная сельская страна должна была содержать большое войско. Земля находилась во владении вооруженного класса и обрабатывалась рабами[21]. Крестьяне были самым многочисленным сословием. Во второй половине XVII века к ним относилось 90% из всего 10-миллионного населения. На городские сословия приходилось 4%[22]. Примерно таким же был удельный вес горожан. Российский город в то время совсем не был похож на европейский. В России не было развито городское хозяйство, и поэтому отсутствовала и та промышленная культура, которая стала отправной точкой дальнейшей хозяйственной истории Запада. Промышленность была кустарной. Мануфактуры и фабрики создавались в своих целях государством. В стране без капиталов, без рабочих, без предпринимателей и без покупателей они могли держаться только искусственными средствами[23]. В частности, на этих мануфактурах, как и в российском сельском хозяйстве, в основном использовался подневольный труд. На Западе город выполнял цивилизационные функции для деревни, подготовил гражданское общество, буржуазию. В России город не выполнял культурной, общегражданской миссии, сохранившаяся недоразвитая городская инфраструктура была оплотом выколачивания из деревни дани[24]. Оставался низким и уровень грамотности.

«Единственным европейцем» в Московской Руси было самодержавное государство. Им было создано книгопечатание, а затем и журналистика. Появление первых печатных книг на славянских языках связано с именем Швайпольта Фиоля, в 1491 г. в Кракове он издал книги «Октоих», «Часослов», «Триодь цветную», «Триодь постную» (обе «Триоди» выпущены в свет анонимно, без выходных сведений). Первая точно датированная книга на территории бывшего СССР – «Апостол» – была напечатана в Вильно (Литва) в 1525 г. белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной, основавшим там свою типографию. Начало книгопечатания в Москве ученые относят к середине 50-х гг. XVI века – времени царствования Ивана IV Грозного. Сначала появились так называемые безвыходные издания (не имевшие титульного листа и выходных сведений).

Здесь же в Москве, в первой русской государственной типографии, в 1564 г. Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была напечатана первая русская точно датированная книга – «Апостол». За годы своей жизни (1510–1583) Иван Федоров вместе с учениками и сподвижниками выпустил двенадцать книг, в том числе два «Часовника» (1565), первую известную нам восточнославянскую «Азбуку» (1574), послужившую образцом для многих изданий подобного типа, «Книжку собрание вещей нужнейших» (1580) – первый русский алфавитно-предметный указатель, великолепную «Острожскую библию» (1580) – первую полную славянскую Библию, один из выдающихся памятников мирового типографского искусства, и др. После отъезда Федорова в Литву книгопечатание в Москве продолжали его ученики – Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасьев, первая книга которых «Псалтырь» вышла в свет в 1568 г. По последним данным, в Москве во второй половине XVI века было выпущено девятнадцать изданий; их тиражи, как правило, не превышали 1200 экземпляров, хотя современные исследователи полагают, что тираж первопечатного «Апостола» составлял более 2000 экземпляров.

Развитие книжного дела в XVII веке связано с социально-экономическим развитием страны, обострением классовой борьбы, церковным расколом, постепенным расширением круга образованных людей и распространением образования не только среди дворянства, но также среди посадского люда. На протяжении XVII века в Москве было напечатано более 750 книг, большинство из них на Московском печатном дворе, в главной русской типографии того времени, где ремесленная организация производства уже уступила место мануфактурной, с присущими ей специализацией и разделением труда. В количественном отношении среди выпускаемых книг по-прежнему преобладали религиозные (и в первую очередь литургические книги), отвечавшие месту, которое религия и церковь в то время занимали в жизни общества. Только разные «Псалтыри» на протяжении XVII века изданы Московским печатным двором 65 раз (что составляет 13,5% от общего объема книжной продукции), «Часовники» – 40 раз, «Служебники» – 28, «Евангелия» (литургические) – 20, «Апостолы» – 20 и т.д. В 1663 г. была выпущена первая московская Библия. Оригинально оформленная, она имела гравированный на дереве фронтиспис с государственным гербом, портретом Алексея Михайловича и точным планом Москвы[25]. Помимо богослужебных, издавались также и книги учебного и светского содержания (последних было выпущено всего семь), в том числе азбуки, буквари, грамматики, издания по математике, военному делу, праву и пр. Тиражи книг XVII века составляли от 400 до 1200 экземпляров.Много книг привозилось из-за границы.

В XVII веке в России появилась первая газета – «Куранты» (название, по-видимому, пришло из голландского языка). Русские куранты можно назвать «газетой» условно. Их следует отличать от рукописных газет, существовавших в то время в Европе параллельно с печатными, из-за существенных функциональных различий. На Западе подобного рода листки, содержавшие коммерческую информацию, возникали по частной инициативе, они переписывались и распространялись среди относительно широкого круга лиц. Русские же «Вестовые письма» предназначались только для царя и особо приближенных к нему бояр. Для определения понятия «газета» обычно требуются четыре предпосылки: актуальность, универсальность, регулярность, всеобщая доступность. Русские куранты тоже содержали актуальную и универсальную информацию и создавались более или менее регулярно. Но они не соответствуют требованию всеобщей доступности: ведь количество их выпусков – всего 1–3 экземпляра (включая черновики) – было еще слишком небольшим. «Куранты» не предназначались для широкого распространения[26]. По жанру их следует определить как служебные записки Посольского приказа (тогдашнего министерства иностранных дел) царю и царскому правительству.

По внешнему виду «Куранты» представляли собой узкие листки бумаги, исписанные с одной стороны «столбом», то есть сверху донизу без перерывов (отсюда другое название этой «газеты» – «столбцы»), подклеивавшиеся друг к другу и сворачивавшиеся в свиток – иногда в несколько метров длиной. Источником информации служили сообщения послов, торговых и прочих людей, пребывавших за рубежом длительное или краткое время, а также специально направленных за границу «дозорных людей», которые должны были «проведывать о разных в Европе военных действиях и мирных постановлениях», узнавать «вообще обо всем, что ныне в немецких (то есть зарубежных) государствах делается»[27], а, кроме того, собирать отзывы о России, опубликованные за границей. Дошли до нас имена немногих «дозорщиков»: Кузьмы Симонова, Василия Гусева, иноземцев Петра Крузиорна и Гебдона. Однако главным источником сведений служили, конечно, зарубежные газеты («летучие листки») поступавшие в Посольский приказ из Амстердама, Вены, Гамбурга, Кенигсберга – в конце XVII века только в одной Германии существовало уже 60–80 газет (их количество менялось из года в год) со средним тиражом 350–400 экземпляров, то есть в сумме 25000 экземпляров[28]. В некотором роде «Куранты» представляли собой дайджест иностранной прессы.

Сначала европейские газеты (или выдержки из них) попадали в Москву случайно. Но правительство стремилось придать поступлениям газет регулярность, желая быть в курсе европейских событий. Царь шел на большие расходы хотя бы уже потому, что случалось ему попадать в неловкое положение: в начале XVII века за подписью Великого государя российского за рубеж отправлялись письма, а порой поздравления с пожеланием доброго здравия лицам, давно отошедшим в мир иной. Поэтому династические новости занимали большое место в «Курантах». Корреспондентами, привозившими новости в Москву, были Исаак Масса (в 1620-х гг.), Юстас Филимонатус (в 1640-х гг.) и другие известные люди того времени. В 1665 г. московские власти заключили контракт с Иваном фон Сведеном – купцом из Любека – о доставке в течение года печатных зарубежных вестовых листов и грамот, за 500 рублей, выдаваемых на подводы от Москвы до Риги, и 500 соболей. С этого

времени иностранные газеты приходили в Посольский приказ каждые две недели, а после учреждения в 1668 г. регулярной почты – и еженедельно[29]. Обычный срок доставки газет из Голландии в Москву после учреждения почтовой связи составлял 30–35 суток, из более близкого Гамбурга – 25 суток, хотя мог незначительно отличаться[30].

В годы правления Алексея Михайловича (1645–1676) Посольский приказ для своей повседневной деятельности, в том числе и для подготовки «Курантов», получал не менее двадцати наименований зарубежных периодических изданий, а за весь XVII век – более тридцати. В Московском архиве только за период 1660–1670 гг. сохранилось 466 разных выпусков печатных газет на немецком языке, 123 выпуска на нидерландском языке, 28 – на польском и один выпуск на латинском. Поскольку русских переводов из польских газет в «Курантах» не обнаружено, исследователи полагают, что «Куранты» были составлены на основе немецких и нидерландских источников[31]. Поступающие в Посольский приказ зарубежные газеты переводились на русский язык (в этих случаях на полях иностранной газеты делалась пометка «переведено»), а затем из них отбирались важнейшие материалы о «европейских поведениях». «Курантельщики» – редакторы, правщики и переводчики – приводили в порядок собранные материалы, «переводили» их на язык читателя. Редактор должен был не только отбирать тексты, но и следить за работой переписчиков (в архиве сохранились как черновые, так и беловые выпуски «Курантов»). Упорядочение выпуска «Курантов» и учреждение почты связывают с деятельностью руководителя Посольского приказа Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина – дворянина, сумевшего дослужиться до высших чинов благодаря личным заслугам, а не знатности рода.

Во второй половине XVII века в Посольском приказе знатоков иностранных языков – толмачей и переводчиков – было не менее ста человек. Подьячий и писатель Григорий Карпович Котошихин в своей книге «О России в царствование Алексея Михайловича» рассказывал, что переводами заниматься разрешалось только в стенах самого Посольского приказа, «на дворы им великих дел переводить не дают», опасаясь «порухи от пожарного времени и от других причин». Работа велась «все дни», так что «толмачи днюют и ночуют в приказе человек по десять в сутки». Царь волен был приглашать или не приглашать бояр на прослушание, но, как видно из этих помет, обычно сзывал приближенных: «Великому государю чтено в комнате при комнатных боярах. Чел думный дьяк Ларион Иканов». Если же в день завершения свежего «номера» царя в Москве не было, «Куранты» ему посылали с нарочным. В таком случае на обратной стороне свитка обычно писалось: «Посылаемы были великому государю в поход в село Коломенское» («в село Воробьево», «в Троицкий поход», Троице–Сергиеву лавру). Выезжали цари, как правило, на богомолье, и «походы» их были недолгими.

По прочтении очередной свиток направлялся на хранение в Посольский приказ, или приказ Тайных дел. Если обнаруживалась пропажа «номера», проходили расследования, сулившие большие неприятности. Пропажа воспринималась как утечка дипломатической информации. Ведь «Куранты» были тайной газетой московского царского двора, «делом государевым»[32].

«Вестовые письма» должны были держать царя и его окружение в курсе важнейших династических, военных, дипломатических и экономических зарубежных событий. В них содержались сведения о военных событиях и приготовлениях в странах Европы, взятии городов, сражениях, дипломатических актах, праздниках и торжественных мероприятиях, приемах послов, прибытии торговых кораблей, картинах моровых поветрий (чумы), речах королей, описаниях папских приемов. Сообщали «Столбцы» о событиях Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.). Так, в ноябрьском выпуске 1643 г. читаем: «Папины [т.е. римского папы – прим. автора] 2000 конных людей, да 6000 пеших людей в Веницийскую землю пришли и тут великую шкоту учинили». 1649 годом датируется в «Курантах» сообщение об английской буржуазной революции: «Англичане учинили большое злое дело: государя своего Карлуса–короля убили до смерти». Из шведской газеты была переведена большая статья[33] с подробным описанием казни английского короля. «Тишайший» царь Алексей Михайлович откликнулся на это событие: выдворил из России представителей «мятежной нации».

Надо отметить, что несмотря на внешнюю медлительность газеты, информация была довольно оперативной, лаконичной. Не успел в Москву прибыть посланник от Кромвеля, а о его деятельности в России уже знали из «Перевода с вестового печатного листа, что подал в Посольском приказе свейский комиссар Яган Деродес в нынешнем 1654 году февраля в 20 день»[34]. «Куранты» сообщали и о международной торговле. В марте 1643 г. они писали о прибытии торгового каравана (информация из города Амстердам): «Караван из московского государства, от Архангельского города, да французской земли, от города Рошаля, дал Бог здоров в голландскую землю пришел. Его дюнкерские разбойничьи корабли ждали на море и нечаялись великой добычи, только Бог их принес здорово».

Время от времени «Вестовые письма» сообщают сведения о России в истолковании зарубежных газет. На основе этих вестей державный слушатель (так как газету ему читали дьяки Посольского приказа), мог узнать о том, как расцениваются за рубежом события, происходящие в России. Так, в 1644 г. одна из голландских газет сообщила: «Из Москвы февраля 24 числа. Казацкий гетман, именем Брюховетский, не во многих неделях велми часто принят, и царское величество его многих дарами дарил и боярином учинил, а после того не во многих днях выдал за него от великого рода княжну, и свадьба его с великою честью была и наибольшие сенаторы при том были, и потом отпущен он в Киев, чтобы войска свои собрав, стояти против польского короля».

Редким гостем, но все же бывала в «Курантах» информация экзотического характера о фактах необычных и невиданных: «Марта в 31 день (1665 г.), – сообщали «Куранты», – в Питцберском уезде, недалече от Гданска (Данцига) видели две дивные птицы, которых поперед того здесь не видели желтоносые, да белые хвосты и ноги; а летали высоко гораздо и меж собою почали дратца и битца крылами и носами и ногами схватываться и с великим криком обе на землю упали, а одное птицу мужики убили, а другую птицу в Польшу королевскому величеству живую послали; а такое побоище высоко было под небеси, что крик сперва долго слышали, покамест птиц не увидели, а что такая притча скажет, и то даем умным людям рассудить». Или: «В галанской земле рыбники видели чудо в море – голова у него человеческая, да ус долгой, а борода широкая. Чудо под судно унырнуло и опять вынырнуло. Рыбники побежали на корму и хотели его ухватить, и он опрокинулся. И они видели у него туловище, что у рака, а хвост у него широк...» Писали «Курантах» и о необычных явлениях природы: жестоких ураганах, потрясающе яростных грозах, солнечных и лунных затмениях, сообщали о погодных приметах, истолкованных как предзнаменования – «божьи знаки». Но все-таки такая информация встречалась редко, и не она составляла основное содержание «Курантов».

«Ведомости» времени Петра Великого

 

Основателем, редактором и самым внимательным читателем первой печатной газеты в России был царь Петр Алексеевич (годы правления 1682–1725), интересовавшийся всем европейским. В составе Великого посольства он посетил Германию, Голландию, Англию. Позднее царь побывал и во Франции. Он состоял в переписке с Лейбницем, присутствовал на заседаниях английского парламента, основывал школы, любил и собирал книги, открыл первую государственную библиотеку. В Амстердаме Петр I освоил технику гравировки, изготовления бумажного листа, и позже всюду возил с собой походный печатный станок. Царь лично знакомился с иностранными газетами и не нуждался в том, чтобы подьячие собирали для него заграничные известия. Ему нужна была собственная печатная газета, способная держать определенные круги читателей в курсе правительственной политики, оповещать о военных действиях и новостях русской и заграничной жизни. Петр I пожелал с помощью печатного слова пропагандировать свои военные и хозяйственные начинания, придавать им популярность. Идея распространения общедоступного издания – печатной газеты, создаваемой как официальный государственный орган, родилась в декабре 1702 г. 15 декабря Петр I подписал Указ, в котором говорилось: «Куранты, по-нашему ведомости, которые присылаются из разных государств и городов в Государственный посольский и иные приказы, из тех приказов посылать в приказ книг печатного дела, ...и на печатном дворе печатать». Новая газета должна была бесплатно раздаваться царю и придворным, а остаток тиража предписывалось «продавать в мир по надлежащей цене»[35].

16 декабря появился еще один указ: «По ведомостям о воинских и о всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты... » Государственные учреждения – приказы – обязывались присылать сообщения о своей деятельности в Монастырский приказ, служивший органом цензуры, начальнику которого И.А. Мусину-Пушкину повелено собранные сведения отправлять на Печатный двор. Эти два указа предопределили механизм организации газеты и содержание номеров. Газета стала важным явлением идеологической и культурной жизни России.

Одновременно с указом от 16 декабря 1702 г. вышел в свет первый номер печатной газеты «Ведомости с цесарских писем» – первенец русской периодики. Он в значительной степени являлся отголоском «Курантов», так как содержал только заграничные новости, полученные почтой еще 5 декабря. Этот номер в печатном виде не сохранился, видимо, потому, что носил пробный характер и был оттиснут в небольшом числе экземпляров, он известен по рукописным копиям. На следующий день появился второй номер, «Ведомости Московского государства», уже с исключительно русскими новостями. Следующий номер газеты, появившийся 27 декабря, был посвящен лишь одному событию – взятию шведской крепости Нотебург, и назывался «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26-го числа в 1702 году».

Очередной номер газеты, изданный 2 января 1703 г., дошел до нас в печатном виде, как и все дальнейшие номера петровских «Ведомостей». Он представлял собой тоненькую брошюрку форматом всего в одну восьмую долю листа (11 х 16 см, размер полосы набора составлял 5 х 7,5 кв. см). Первое сообщение в нем гласило: «На Москве вновь ныне пушек медных гоубиц и мартиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, трех, двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. Меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит». Начальные строки газеты, таким образом, обнародовали сведения, составлявшие военную тайну – названо количество изготовленных артиллерийских орудий и указаны запасы металла, предназначенного для литья. Петр I, принимавший участие в составлении номера, сознавал секретность этих сведений, но решился их разгласить по соображениям политическим, взявшим здесь верх над всеми другими. Ведь царь добыл медь, расплавив церковные колокола – крайняя мера, затронувшая религиозные чувства людей, нуждалась в публичном оправдании, и оно появилось в газете – колокольная медь пошла на пушки и славно послужит отечеству в боях со шведами (шла Северная война). За границей узнают, как быстро Россия восстанавливает свое вооружение и пополняет утраты. Возможно, это повысит авторитет страны и заставить шведскую армию быть осторожнее[36].

В номере «Ведомостей» за 2 января далее сообщались такие известия: «Повелением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют. На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 386 человек». За внутренними известиями шли иностранные: «Из Персиды пишут: Индийский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем. Из Казани пишут: На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль московскому государству... В Китайском государстве езуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены».

Печатные «Ведомости» отличались от рукописных «Курантов» не только способом изготовления. Если те лишь информировали верхи о текущих событиях, то эти выполняли уже несомненные пропагандистские функции. Были, по сути, рупором реформ Петра I – и адресовались более широкой читательской аудитории. В частности, в них к заграничным известиям прибавились официальные публикации (победные реляции, речи, проповеди), а также внутренние российские новости, присланные из разных ведомств.

Петровские «Ведомости» не имели постоянного наименования. Отдельные номера получали названия: «Ведомости Московские», «Ведомости Московского государства» и «Российские ведомости», иногда титулом становилось название документа, напечатанного в номере газеты: «Подлинное доношение», «Реляция». Комплект «Ведомостей» за 1704 г. (годовая подшивка) был украшен титулом, который обозначил содержание газеты и ее характер: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах. Начаты в лето от Христа 1704 от генваря, а окончены декабрем сего же года».

Газетные номера стоили довольно дорого (от 2 до 8 «денег», то есть от 1 до 4 копеек, в то время как 3 деньги составляли дневную зарплату наборщика газеты) и представляли собой небольшие книжечки размером в половину современной машинописной страницы. Они не имели строгой периодичности. В 1703 и 1704 гг. вышло по 39 номеров, в 1705 – 46 (это наибольшая за все время цифра)[37]. С годами сроки выхода все более растягивались: известно лишь 3 номера за 1717 г. и 1 – за 1718. Номер состоял из разного числа страниц – от 2 до 22 (большинство номеров печаталось на 8-16 страницах), чем определялась и его цена. Формат был установлен в восьмую долю печатного листа (примерно в половинную ширину школьной тетради), но отдельные номера печатались и в формате листа. Сначала ведомости печатались церковно-славянским шрифтом в Москве, а с 1711 г. – гражданским шрифтом в Санкт-Петербурге. С № 3 «Ведомостей» за 1711 г. первую полосу (страницу) газеты украшала гравюра, на которой были изображены вид Санкт-Петербурга с р. Невой и Петропавловской крепостью и летящий над ними Меркурий (греческий бог торговли, покровитель искусств и ремесел) с трубой и жезлом – кадуцеем. В 1714 г. даже сам центр издания был перенесен в Петербургскую типографию. Тираж газеты испытывал большие колебания – от нескольких тысяч до нескольких десятков экземпляров. В 1703 г. тираж составлял 1000 экземпляров, а рекордным тиражом в 4000 экземпляров отпечатан номер от 22 марта 1703 г. В 1708 г. отдельные номера «Ведомостей» печатались в количестве 150, 200, 400, 700 экземпляров.

Круг читателей формировался за счет знати, чиновничества и служащих ведомств, то есть немногих грамотных людей, которых царь обязывал приобретать книги и газеты. Спрос на газету был невысокий, расходилась она очень медленно. Исключение составляли наиболее значительные события. В 1709 г. известие о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, однако целый ряд других номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе. В 1724 г. один из номеров вышел тиражом всего в 30 экземпляров. На складах Петербургской типографии скопилось огромное количество нераспроданных экземпляров, которые спустя много лет погрузили на баржу и спустили по Неве. За годы лежания в трюмах «Ведомости» спрессовались и окаменели. Через много лет грузом заинтересовались букинисты, которые приобрели эту массу на вес, и орудуя, буквально, топором вырубали немногие сохранившиеся внутри этого мессива книги петровского царствования. Номеров газеты сохранить единицы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.