Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура и содержательно-технологические основы использования учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда»





 
 

Учебно-тренажерное устройство «Казачья верховая езда» (УТУ «КВЕ») представляет собой гимнастического коня, снаряженноого казачьим седлом и применяемого в учебно-воспитательном процессе в качестве имитатора лошади (рис.). Упражнения, выполняемые на УТУ «КВЕ», представляют собой адаптированные к условиям тренажерного устройства элементы посадки и спешивания, джигитовки, двигательные действия с традиционным казачьим оружием, а также элементы рукопашного боя и борьбы.

 

Рис. Внешний вид учебно-тренажерного устройства «КВЕ».

Основной целью применения УТУ «КВЕ» является сопряженное развитие двигательного и физического потенциала детей и подростков, базирующееся на использовании традиционных казачьих физических упражнений и игр.

Основные задачи использования УТУ «КВЕ»:

1. Содействие возрождению и дальнейшему развитию традиционной народной казачьей культуры, в том числе и ее физкультурной составляющей.

2. Патриотическое, духовно-нравственное, физическое и двигательное развитие детей и подростков.

3. Предварительная двигательная подготовка к освоению умений и навыков верховой езды как основного традиционного сложнокоординационного способа передвижения казаков.



4. Дополнение перечня форм и средств физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях как существенного фактора расширения развивающего потенциала физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

К основным предпосылкам, в том числе и исторического характера, целесообразности использования УТУ «КВЕ» относятся:

1. Традиционно сложившееся приучение детей с раннего возраста (3-4 года) к основам казачьего физического воспитания с использованием самостоятельно изготовленных имитаторов холодного (шашки, пики, нагайки) и огнестрельного оружия.

2. Широкое распространение среди казаков подвижных игр для детей и подростков с элементами тренажерных устройств (игры с «коновязью», упражнения с подвижными снарядами).

3. Значительная роль в содержании физического воспитания младшего поколения казаков упражнений, обеспечивающих качественное освоение детьми и подростками казачьих подготовительных приемов, умений и навыков: ухода и выводки лошадей; танцевальных элементов на основе традиционных боевых движений, использовавшихся казаками в рукопашном бою; традиционных казачьих игр с возможно более широким использованием имитаторов холодного оружия, а также игр с элементами строевых действий и группового взаимодействия.



Разработанное тренажерное устройство обладает следующими особенностями:

– оно является частью многовековой культуры народов, населяющих Северо-Кавказский регион Российской Федерации и кубанских казаков. Рубка шашкой, ведение огня верхом на скаку, с элементами джигитовки развивало специфические двигательные, физические и психологические качества, что отражалось и на манере ведения пешего боя, и, передаваясь из поколения в поколение, закреплялось генетически;

– оно также является частью традиционной физической культуры казаков, то есть всего богатства многовекового использования народом средств и методов воспитания подрастающего поколения для практической и, в первую очередь, трудовой деятельности и военной службы. При этом существенное внимание уделялось формированию духовных ценностей у детей и подростков на базе православной веры;

– его можно и целесообразно использовать как игровой комплекс, в том числе и для организации специальных соревнований;

– его использование позволяет на имитационном уровне освоить основные умения и навыки конной подготовки;

– тренажерное устройство, с одной стороны, характеризуется простотой в изготовлении, а с другой – доступностью для различных половозрастных групп казачьей молодежи.



Важнейшей научно-методической проблемой прикладной физической и двигательной подготовки, во многом определяющей стратегию и тактику учебно-воспитательного процесса, является адекватная его целевым установкам классификация изучаемых двигательных действий.

В разработанной классификации (табл. 1) упражнения распределены по основанию характера выполнения и целевого назначения на четыре основные группы.

Таблица 1

Классификация упражнений, выполняемых на УТУ «КВЕ»

 

№ п/п Разделы и подразделы упражнений Наименование профилирующего упражнения
  Казачья разминка-джигитовка
Посадка и соскоки с коня, техника падения Посадка на коня без опоры на стремя и спешивание с коня переносом ноги через круп
Наклоны и нырки корпусом, развороты Наклон (нырок) за шею коня
Удары ногами с коня Удар ногой в сторону

 

Продолжение таблицы 1

Элементы джигитовки Многократные темповые перепрыгивания через коня
  Казачья джигитовка с оружием
Стрельба из винтовки и револьвера Стрельба из винтовки вполоборота влево
Комплекс упражнений с шашкой Удары вниз - вправо, вниз - влево
Комплекс упражнений с пикой Круги пикой
Комплекс упражнений с кинжалом Удар наотмашь
Комплекс упражнений с нагайкой Удары вниз - вправо, вниз - влево
Комплекс метаний Метание мячей по кеглям
  Казачья верховая борьба без оружия
Верховая борьба руками Захват атакующей руки соперника и рывок его на себя и в сторону
Верховая игра «сорвать шапку» Отведение атакующей руки соперника наружу с одновременным захватом его шапки
Верховой кулачный бой Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением контрудара
Верховая борьба «за грудки» Отрыв соперника от «седла» в захвате «за грудки»
Верховой рукопашный бой Выведение соперника из равновесия с наклоном его вниз
  Казачья верховая борьба с оружием
«Перестрелка» мячами Метание мячей по кеглям
С нагайками - бой «султанчиков» Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением удара по его «султанчику»
С шашками - бой «султанчиков» Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением удара по его «султанчику»
С кинжалами - бой «султанчиков» Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением удара по его «султанчику»
Фехтование пиками Укол пикой с одновременным поворотом корпуса

Проблема использования УТУ «КВЕ» характеризуется еще двумя аспектами:

а) подбором физических упражнений, выполняемых на учебно-тренажерном комплексе;

б) научно-методическим обоснованием целесообразности их применения в связи с установленными целями и задачами учебно-воспитательного процесса.

В ходе решения первой задачи был избран комбинированный подход, сутью которого является использование исторически сложившегося и подтвердившего свою актуальность опыта применения физических упражнений, изложенных в Уставе строевой казачьей службы (1899), а также проектирование новых двигательных действий в соответствии с реалиями современного состояния теории и методики физического воспитания и спорта.

Для решения второй задачи – определения адекватности отбора упражнений для реализации целей прикладной физической и двигательной подготовки подрастающего поколения казаков – использовался факторный анализ (табл. 2).

Таблица 2

Факторная структура физической и двигательной подготовленности

учащихся 11-14 лет

 

№ п/п Показатели Ед. измер. Ф а к т о р ы
Ι ΙΙ ΙΙΙ ΙУ У УΙ
1. Бег 30 м с -0,35 -0,29 -0,58 -0,21 -0,81 -0,19
2. Челночный бег 3 х 10 м с -0,34 -0,17 -0,44 -0,28 -0,28 -0,85
3. Бег 6 минут с -0,35 -0,09 -0,30 -0,88 -0,26 -0,37
4. Проба Руффье балл -0,51 -0,25 -0,44 -0,77 -0,03 -0,24
5. Время 6-и подтягиваний в висе на перекладине с 0,59 0,57 0,28 0,82 0,15 0,23
6. Динамометрия правой руки кг 0,11 0,82 0,37 0,48 0,28 0,19
7. Динамометрия левой руки кг 0,19 0,87 0,38 0,23 0,23 0,07
8. Комплексное силовое упражнение кол-во 0,80 0,39 0,24 0,13 0,38 0,31
9. Произвольное макс. напряжение четырехглавой мышцы бедра (ПМН) миотон 0,63 0,31 0,79 0,41 0,20 0,40
10. Произвольное макс. расслабление четырехглавой мышцы бедра (ПМР) миотон 0,24 0,31 0,84 0,52 0,09 0,32
11. Амплитуда между ПМН и ПМР миотон 0,29 0,19 0,80 0,22 0,27 0,40
12. Время 6 сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа с 0,27 0,59 0,22 0,79 0,51 0,49
13. Время 6 приседаний с грузом на тренажерном устройстве с 0,21 0,26 0,65 0,83 0,22 0,38
14. Время 6 подъемов туловища на наклонном тренажерном устройстве с 0,81 0,37 0,41 0,52 0,44 0,52
15. Время 6 разгибаний туловища на наклонном тренажерном устройстве с 0,74 0,29 0,19 0,56 0,33 0,53

 

Продолжение таблицы 2

16. Время 15 сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа с 0,31 0,81 0,28 0,56 0,40 0,18
17. Время 20 приседаний с грузом на тренажерном устройстве с 0,42 0,32 0,83 0,50 0,24 0,08
18. Время 30 подъемов туловища на наклонном тренажерном устройстве с 0,76 0,42 0,41 0,44 0,16 0,09
19. Время 20 разгибаний туловища на наклонном тренажерном устройстве с 0,72 0,33 0.29 0,48 0,22 0,26
20. 1-й блок (упр. 1-7, 13-17, 21, 23) балл 0,33 0,56 0,83 0,28 0,26 0,60
21. 2-й блок (упр. 8-12, 19) балл 0,86 0,49 0,07 0,37 0,13 0,52
22. 3-й блок (упр. 18, 20, 22, 24-30) балл 0,42 0,82 0,05 0,09 0,30 0,19
23. 4-й блок (упр. 31-40) балл 0,28 0,46 0,41 0,89 0,24 0,31
24. Стандартная полоса препятствий с 0,88 0,87 0,45 0,76 0,17 0,34
25. Усложненная полоса препятствий с 0,82 0,77 0,56 0,91 0,23 0,44
  Общая дисперсия выборки 69,9% 18,0 17,1 12,8 10,8 6,7 4,5

 

Примечание: Полужирным шрифтом выделены факторы с высоким уровнем значимости (0,74 – 0,91).

 

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что практически весь комплекс двигательных заданий, применяемых с использованием УТУ «КВЕ», объединен в четыре фактора, обобщенный вклад которых в дисперсию выборки составил 58,7%, интерпретированные как компоненты, отражающие важнейшие и взаимосвязанные стороны специальной физической и двигательной подготовленности детей и подростков.

Полученные статистические данные являются аргументированным подтверждением адекватности целям и задачам развития физического и двигательного потенциала детей и подростков, избранных для учебно-воспитательного процесса физических упражнений.

Основное содержание и эффективность методики физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования на основе традиционных казачьих средств

Результаты предварительных исследований были положены в основу разработки экспериментальной методики, базирующейся на четырехмодульной структуре (табл. 3).

Первый модуль. Целью реализации методики является формирование гармоничной, многосторонне развитой личности детей и подростков, базирующееся на общечеловеческих ценностях с преимущественным использованием исторически подтвердивших свою эффективность традиционных казачьих средств патриотического, духовно-нравственного, физического и двигательного воспитания.

Таблица 3

Структура методики физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования

 

Первый модуль Цель, основные задачи и ожидаемые результаты процесса физической и двигательной подготовки учащихся объединений казачьей направленности
Второй модуль Содержание процесса физической и двигательной подготовки учащихся объединений казачьей направленности
теоретическая подготовка формирование физических качеств формирование специальных прикладных двигательных умений и навыков формирование мотивационно-потребностной сферы
Третий модуль Технологические особенности процесса физической и двигательной подготовки учащихся объединений казачьей направленности
формы занятий теоретическая подготовка практическая подготовка типовые документы планирования
Четвертый модуль Средства и методы контроля уровня подготовленности
теоретическая подготовленность физическая и двигательная подготовленность мотивы к физкультурно-спортивной деятельности
             

 

Основные задачи классифицированы по четырем группам: интеллектуальные, социально-психологические, собственно биологические и оздоровительные.

Ожидаемые результаты реализации методики изложены в виде итогового уровня подготовленности учащихся, в том числе по освоению теоретических знаний, развитию физических и двигательных качеств, а также сформированности мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на основе традиционных казачьих средств.

Второй модуль.В нем представлено содержание учебно-воспитательного процесса по темам, к основным из которых относятся: «Прикладная направленность физического воспитания кубанских казаков к несению государственной и иных видов казачьей службы», «Традиционное и современное снаряжение, форма одежды, оружие», «Общие представления кубанских казаков о здоровом образе жизни», «Духовные ценности и бытовые правила поведения казака в семье и обществе», «Общая физическая подготовка на основе традиционных казачьих средств», «Строевая подготовка», «Основы рукопашного боя без оружия», «Основы владения традиционным казачьим оружием», «Упражнения с применением учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда», «Основы верховой езды и уход за лошадьми», «Соревнования по казачьей верховой борьбе».

Третий модульотражает:

1. Состав основных форм физического воспитания (практические, теоретические и смешанные учебно-тренировочные занятия, выездные занятия на ипподроме, физкультурные праздники (соревнования)).

2. Основные требования и методические подходы к планированию учебно-воспитательного процесса на основе разработки годового плана-графика распределения учебного материала и планов-конспектов отдельных занятий.

3. Методические особенности проведения практических и теоретических занятий. В учебном процессе применяются общепедагогические методы, методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. В процессе разработки методики были использованы: а) исторический опыт военно-прикладной двигательной и физической подготовки казаков, изложенный в сохранившихся пособиях и наставлениях (Устав строевой казачьей службы, 1899; Строевой кавалерийский устав, 1912; Наставления по конному спорту РККА, 1936); б) современный подход к обучению двигательным действиям, базирующийся на системе профилирующих упражнений, представленных в таблице 1 (Ю.К. Гавердовский, В.И. Мамзин, 1975; В.М. Смолевский, 1987). Идеология данного подхода заключается в наличии в каждой группе родственных технических действий упражнения, первоначальное освоение которого дает максимально возможное количество вариантов положительного переноса навыка на другие движения того же типа. По своей сути – это элементы-предшественники при изучении однотипных двигательных действий. При этом общность технических приемов позволяет выделить в каждой группе однотипных упражнений профилирующее упражнение или его дидактическую модель, содержащие все элементы техники, необходимые для освоения любого движения из этой группы.

В процессе разработки и обоснования эффективности методики реализации содержания экспериментальной программы особое внимание было уделено используемой терминологии. В ходе ее совершенствования были использованы два основных подхода: следование правилам составления современной спортивной терминологии; опора на традиционные казачьи команды.

В данном модуле представлены также детализированные рекомендации по технике безопасности при проведении занятий, в том числе и на УТУ «КВЕ».

Четвертый модуль.

Контрольно-учетный модуль содержит рекомендации по оценке:

- уровня сформированности теоретических знаний с применением разработанных тестов;

- уровня физической и двигательной подготовленности на основе использования контрольных упражнений, прошедших проверку на соответствие критериям информативности и надежности, шкал относительной оценки результатов тестирования, а также рассчитанных пяти уровней (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) развития изучаемых показателей;

- сформированности мотивов к физкультурно-спортивной деятельности с использованием традиционных казачьих средств на основе анкетирования.

В контексте опоры на традиционные подходы к оценке результатов военной службы казаков содержание контрольно-учетного блока дополнено за счет использования в качестве стимула для учащихся разработанной системы аттестации занимающихся, проходящей, как правило, в игровой форме с присвоением очередного «воинского звания», в соответствии с казачьим «Табелем о рангах»: 1 год обучения: казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник; 2 год обучения: младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр; 3 год обучения: подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул; 4 год обучения: есаул – помощник инструктора, тренера.

В ходе формирующего педагогического эксперимента была оценена эффективность разработанного содержания физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования. Реализация методики осуществлялась в течение 4 лет с одними и теми же учащимися из экспериментальной группы на базе МОУ лицей № 90 г. Краснодара (по 144 часа в год; 2 занятия в неделю по 2 часа). Контрольные группы формировались из школьников 11-14 лет, обучающихся в МОУ гимназия № 51 г. Краснодара по дополнительной образовательной программе. Занятия проходили в том же объеме, что и в экспериментальной группе. Основное содержание программы физического воспитания детей и подростков из контрольных групп составляли: общая физическая подготовка, спортивные игры, строевая подготовка, элементы самообороны.

Результаты формирующего педагогического эксперимента позволяют констатировать следующие научные факты:

1. Методика физического воспитания учащихся 11-14 лет на основе традиционных казачьих средств эффективна, что подтверждается преимуществом школьников из экспериментальных групп над своими сверстниками из контрольных групп по абсолютному большинству контрольных упражнений, отражающих физическую и двигательную подготовленность (первый год обучения - 52,2%, второй - 69,6%, третий - 78,3% , четвертый - 73,9%).

2. Учебный материал отличается комплексным воздействием, что подтверждается результатами педагогического тестирования и социологических опросов учащихся, свидетельствующими о существенном повышении у занимающихся из экспериментальных групп уровня освоения теоретических сведений и мотивации к системному использованию казачьих средств физкультурно-спортивной деятельности в целях двигательного и физического совершенствования.

3. Введение в содержание методики в качестве обязательных элементов соревнований по казачьему многоборью с использованием традиционных средств физического воспитания создает предпосылки для возникновения и развития нового вида народного спорта «Казачье многоборье».

4. Экспериментальная методика является основой процесса формирования казачьей физической культуры у детей и подростков как специализированного компонента общей физической культуры человека, так как в ходе ее реализации успешно решаются три основные группы физкультурных задач:

- интеллектуальные, базирующиеся на освоении учащимися теоретических знаний об основных закономерностях функционирования системы физического воспитания школьников на основе традиционных казачьих средств;

- социально-психологические, отражающие динамические характеристики позитивного изменения параметров развития у учащихся мотивации к традиционным казачьим видам, формам и средствам физкультурно-спортивной деятельности;

- собственно биологические, направленные на интенсивное развитие двигательного и физического потенциала детей и подростков.

Проведенные многолетние исследования не исчерпали всего круга задач физического воспитания учащихся 11-14 лет на основе использования традиционных средств физического воспитания казаков. Однако внедрение их результатов в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного и общего среднего образования позволяет уже в настоящее время существенно повышать уровень двигательной и физической подготовленности школьников и их мотивацию к системному применению казачьих средств физкультурно-спортивной деятельности.

Выводы

1. Социально-педагогическая потребность в совершенствовании процесса физического воспитания детей и подростков на основе традиционных казачьих средств обусловлена все более углубляющимися и получившими государственную поддержку тенденциями широкомасштабного возрождения и развития национальной культуры казаков, функционированием соответствующих многочисленных образовательных учреждений, классов и клубов, объединяющих значительное количество учащихся различных половозрастных групп, и отсутствием эффективных научно-методических документов, регламентирующих проективные, содержательные, технологические и учетно-нормативные компоненты учебно-воспитательного процесса.

2. Разработанное учебно-тренажерное устройство «Казачья верховая езда» является действенным средством сопряженного физкультурного и патриотического развития детей и подростков, характерным для традиционного казачьего воспитания, что обусловлено:

- использованием исторически сложившихся конструктивных особенностей, в полной мере отражающих внешние условия выполнения технических действий;

- применением значительного объема традиционных и современных двигательных действий и упражнений, способствующих интенсивному развитию физических качеств;

- возможностью организации на основе его использования как личных, так и командных соревнований по двигательной и физической подготовленности учащихся различного пола и возраста, способствующих в том числе формированию у них мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.

3. Разработанная по основанию характера выполнения и целевого назначения классификация специализированных казачьих средств конной подготовки является объективной дидактической аргументацией логики построения учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования в контексте решения педагогами проектировочных задач обучения школьников 11-14 лет технике основных двигательных действий и развития у них специальных физических качеств.

4. Сформированный комплекс специализированных упражнений для развития двигательных навыков и умений, а также физических качеств детей и подростков 11-14 лет адекватен целевым установкам учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования, что подтверждается результатами факторного анализа, свидетельствующими об их наличии в полном составе в основных четырех обобщенных факторах с суммарным вкладом в дисперсию выборки 58,7%.

5. Экспериментальная методика физического воспитания детей и подростков с использованием традиционных казачьих средств обеспечивает целостность педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования, что подтверждается:

- наличием четырех взаимосвязанных модулей, когерентно отражающих проективные, содержательные, процессуально-технологические и контрольно-учетные компоненты физического воспитания учащихся;

- комплексированием исторически сложившихся и современных средств, составляющих основу содержательного модуля;

- опорой в процессе обучения учащихся на эффективный методический подход, базирующийся на использовании профилирующих технических элементов, сопряженно обеспечивающих формирование прикладных навыков и умений, а также физических качеств;

- алгоритмом реализации методики педагогического контроля достижений детей и подростков в учебно-воспитательном процессе, базирующейся на положениях математико-статистической теории тестирования состояний человека.

6. Результаты формирующих педагогических экспериментов свидетельствуют об эффективности организации процесса физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования с преимущественным использованием традиционных казачьих средств, что подтверждается следующими научными фактами:

- достоверным преимуществом детей и подростков из экспериментальных групп над своими сверстниками из контрольных групп (Р<0,05-0,01) по большинству показателей, характеризующих уровень развития двигательных и физических качеств школьников;

- существенными позитивными изменениями в мотивационно-потребностной сфере учащихся из экспериментальных групп в контексте значительного повышения их интереса к содержанию, средствам и методам традиционного казачьего физического воспитания.

7. Методика физического воспитания учащихся 11-14 лет с преимущественным использованием традиционных казачьих средств является позитивным фактором в аспекте формирования у детей и подростков основ казачьей физической культуры как важнейшего компонента общей культуры индивида в связи с доказанной возможностью решения на ее основе интеллектуальных, социально-психологических и собственно биологических задач физкультурного воспитания школьников в условиях учреждений дополнительного образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.