|
Структура и содержательно-технологические основы использования учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда»
Учебно-тренажерное устройство «Казачья верховая езда» (УТУ «КВЕ») представляет собой гимнастического коня, снаряженноого казачьим седлом и применяемого в учебно-воспитательном процессе в качестве имитатора лошади (рис.). Упражнения, выполняемые на УТУ «КВЕ», представляют собой адаптированные к условиям тренажерного устройства элементы посадки и спешивания, джигитовки, двигательные действия с традиционным казачьим оружием, а также элементы рукопашного боя и борьбы.
Рис. Внешний вид учебно-тренажерного устройства «КВЕ».
Основной целью применения УТУ «КВЕ» является сопряженное развитие двигательного и физического потенциала детей и подростков, базирующееся на использовании традиционных казачьих физических упражнений и игр.
Основные задачи использования УТУ «КВЕ»:
1. Содействие возрождению и дальнейшему развитию традиционной народной казачьей культуры, в том числе и ее физкультурной составляющей.
2. Патриотическое, духовно-нравственное, физическое и двигательное развитие детей и подростков.
3. Предварительная двигательная подготовка к освоению умений и навыков верховой езды как основного традиционного сложнокоординационного способа передвижения казаков.
4. Дополнение перечня форм и средств физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях как существенного фактора расширения развивающего потенциала физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
К основным предпосылкам, в том числе и исторического характера, целесообразности использования УТУ «КВЕ» относятся:
1. Традиционно сложившееся приучение детей с раннего возраста (3-4 года) к основам казачьего физического воспитания с использованием самостоятельно изготовленных имитаторов холодного (шашки, пики, нагайки) и огнестрельного оружия.
2. Широкое распространение среди казаков подвижных игр для детей и подростков с элементами тренажерных устройств (игры с «коновязью», упражнения с подвижными снарядами).
3. Значительная роль в содержании физического воспитания младшего поколения казаков упражнений, обеспечивающих качественное освоение детьми и подростками казачьих подготовительных приемов, умений и навыков: ухода и выводки лошадей; танцевальных элементов на основе традиционных боевых движений, использовавшихся казаками в рукопашном бою; традиционных казачьих игр с возможно более широким использованием имитаторов холодного оружия, а также игр с элементами строевых действий и группового взаимодействия.
Разработанное тренажерное устройство обладает следующими особенностями:
– оно является частью многовековой культуры народов, населяющих Северо-Кавказский регион Российской Федерации и кубанских казаков. Рубка шашкой, ведение огня верхом на скаку, с элементами джигитовки развивало специфические двигательные, физические и психологические качества, что отражалось и на манере ведения пешего боя, и, передаваясь из поколения в поколение, закреплялось генетически;
– оно также является частью традиционной физической культуры казаков, то есть всего богатства многовекового использования народом средств и методов воспитания подрастающего поколения для практической и, в первую очередь, трудовой деятельности и военной службы. При этом существенное внимание уделялось формированию духовных ценностей у детей и подростков на базе православной веры;
– его можно и целесообразно использовать как игровой комплекс, в том числе и для организации специальных соревнований;
– его использование позволяет на имитационном уровне освоить основные умения и навыки конной подготовки;
– тренажерное устройство, с одной стороны, характеризуется простотой в изготовлении, а с другой – доступностью для различных половозрастных групп казачьей молодежи.
Важнейшей научно-методической проблемой прикладной физической и двигательной подготовки, во многом определяющей стратегию и тактику учебно-воспитательного процесса, является адекватная его целевым установкам классификация изучаемых двигательных действий.
В разработанной классификации (табл. 1) упражнения распределены по основанию характера выполнения и целевого назначения на четыре основные группы.
Таблица 1
Классификация упражнений, выполняемых на УТУ «КВЕ»
№ п/п
| Разделы и подразделы
упражнений
| Наименование профилирующего
упражнения
|
|
|
| | Казачья разминка-джигитовка
|
| Посадка и соскоки с коня, техника падения
| Посадка на коня без опоры на стремя и спешивание с коня переносом ноги через круп
|
| Наклоны и нырки корпусом, развороты
| Наклон (нырок) за шею коня
|
| Удары ногами с коня
| Удар ногой в сторону
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
| Элементы джигитовки
| Многократные темповые перепрыгивания через коня
| | Казачья джигитовка с оружием
|
| Стрельба из винтовки и револьвера
| Стрельба из винтовки вполоборота влево
|
| Комплекс упражнений с шашкой
| Удары вниз - вправо, вниз - влево
|
| Комплекс упражнений с пикой
| Круги пикой
|
| Комплекс упражнений с кинжалом
| Удар наотмашь
|
| Комплекс упражнений с нагайкой
| Удары вниз - вправо, вниз - влево
|
| Комплекс метаний
| Метание мячей по кеглям
| | Казачья верховая борьба без оружия
|
| Верховая борьба руками
| Захват атакующей руки соперника и рывок его на себя и в сторону
|
| Верховая игра «сорвать шапку»
| Отведение атакующей руки соперника наружу с одновременным захватом его шапки
|
| Верховой кулачный бой
| Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением контрудара
|
| Верховая борьба «за грудки»
| Отрыв соперника от «седла» в захвате «за грудки»
|
| Верховой рукопашный бой
| Выведение соперника из равновесия с наклоном его вниз
| | Казачья верховая борьба с оружием
|
| «Перестрелка» мячами
| Метание мячей по кеглям
|
| С нагайками - бой «султанчиков»
| Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением удара по его «султанчику»
|
| С шашками - бой «султанчиков»
| Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением удара по его «султанчику»
|
| С кинжалами - бой «султанчиков»
| Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением удара по его «султанчику»
|
| Фехтование пиками
| Укол пикой с одновременным поворотом корпуса
| Проблема использования УТУ «КВЕ» характеризуется еще двумя аспектами:
а) подбором физических упражнений, выполняемых на учебно-тренажерном комплексе;
б) научно-методическим обоснованием целесообразности их применения в связи с установленными целями и задачами учебно-воспитательного процесса.
В ходе решения первой задачи был избран комбинированный подход, сутью которого является использование исторически сложившегося и подтвердившего свою актуальность опыта применения физических упражнений, изложенных в Уставе строевой казачьей службы (1899), а также проектирование новых двигательных действий в соответствии с реалиями современного состояния теории и методики физического воспитания и спорта.
Для решения второй задачи – определения адекватности отбора упражнений для реализации целей прикладной физической и двигательной подготовки подрастающего поколения казаков – использовался факторный анализ (табл. 2).
Таблица 2
Факторная структура физической и двигательной подготовленности
учащихся 11-14 лет
№ п/п
| Показатели
| Ед.
измер.
| Ф а к т о р ы
| Ι
| ΙΙ
| ΙΙΙ
| ΙУ
| У
| УΙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Бег 30 м
| с
| -0,35
| -0,29
| -0,58
| -0,21
| -0,81
| -0,19
| 2.
| Челночный бег 3 х 10 м
| с
| -0,34
| -0,17
| -0,44
| -0,28
| -0,28
| -0,85
| 3.
| Бег 6 минут
| с
| -0,35
| -0,09
| -0,30
| -0,88
| -0,26
| -0,37
| 4.
| Проба Руффье
| балл
| -0,51
| -0,25
| -0,44
| -0,77
| -0,03
| -0,24
| 5.
| Время 6-и подтягиваний в висе на перекладине
| с
| 0,59
| 0,57
| 0,28
| 0,82
| 0,15
| 0,23
| 6.
| Динамометрия правой руки
| кг
| 0,11
| 0,82
| 0,37
| 0,48
| 0,28
| 0,19
| 7.
| Динамометрия левой руки
| кг
| 0,19
| 0,87
| 0,38
| 0,23
| 0,23
| 0,07
| 8.
| Комплексное силовое упражнение
| кол-во
| 0,80
| 0,39
| 0,24
| 0,13
| 0,38
| 0,31
| 9.
| Произвольное макс. напряжение четырехглавой мышцы бедра (ПМН)
| миотон
| 0,63
| 0,31
| 0,79
| 0,41
| 0,20
| 0,40
| 10.
| Произвольное макс. расслабление четырехглавой мышцы бедра (ПМР)
| миотон
| 0,24
| 0,31
| 0,84
| 0,52
| 0,09
| 0,32
| 11.
| Амплитуда между ПМН и ПМР
| миотон
| 0,29
| 0,19
| 0,80
| 0,22
| 0,27
| 0,40
| 12.
| Время 6 сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа
| с
| 0,27
| 0,59
| 0,22
| 0,79
| 0,51
| 0,49
| 13.
| Время 6 приседаний с грузом на тренажерном устройстве
| с
| 0,21
| 0,26
| 0,65
| 0,83
| 0,22
| 0,38
| 14.
| Время 6 подъемов туловища на наклонном тренажерном устройстве
| с
| 0,81
| 0,37
| 0,41
| 0,52
| 0,44
| 0,52
| 15.
| Время 6 разгибаний туловища на наклонном тренажерном устройстве
| с
| 0,74
| 0,29
| 0,19
| 0,56
| 0,33
| 0,53
|
Продолжение таблицы 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16.
| Время 15 сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа
| с
| 0,31
| 0,81
| 0,28
| 0,56
| 0,40
| 0,18
| 17.
| Время 20 приседаний с грузом на тренажерном устройстве
| с
| 0,42
| 0,32
| 0,83
| 0,50
| 0,24
| 0,08
| 18.
| Время 30 подъемов туловища на наклонном тренажерном устройстве
| с
| 0,76
| 0,42
| 0,41
| 0,44
| 0,16
| 0,09
| 19.
| Время 20 разгибаний туловища на наклонном тренажерном устройстве
| с
| 0,72
| 0,33
| 0.29
| 0,48
| 0,22
| 0,26
| 20.
| 1-й блок (упр. 1-7, 13-17, 21, 23)
| балл
| 0,33
| 0,56
| 0,83
| 0,28
| 0,26
| 0,60
| 21.
| 2-й блок (упр. 8-12, 19)
| балл
| 0,86
| 0,49
| 0,07
| 0,37
| 0,13
| 0,52
| 22.
| 3-й блок (упр. 18, 20, 22, 24-30)
| балл
| 0,42
| 0,82
| 0,05
| 0,09
| 0,30
| 0,19
| 23.
| 4-й блок (упр. 31-40)
| балл
| 0,28
| 0,46
| 0,41
| 0,89
| 0,24
| 0,31
| 24.
| Стандартная полоса препятствий
| с
| 0,88
| 0,87
| 0,45
| 0,76
| 0,17
| 0,34
| 25.
| Усложненная полоса препятствий
| с
| 0,82
| 0,77
| 0,56
| 0,91
| 0,23
| 0,44
|
| Общая дисперсия выборки
| 69,9%
| 18,0
| 17,1
| 12,8
| 10,8
| 6,7
| 4,5
|
Примечание: Полужирным шрифтом выделены факторы с высоким уровнем значимости (0,74 – 0,91).
Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что практически весь комплекс двигательных заданий, применяемых с использованием УТУ «КВЕ», объединен в четыре фактора, обобщенный вклад которых в дисперсию выборки составил 58,7%, интерпретированные как компоненты, отражающие важнейшие и взаимосвязанные стороны специальной физической и двигательной подготовленности детей и подростков.
Полученные статистические данные являются аргументированным подтверждением адекватности целям и задачам развития физического и двигательного потенциала детей и подростков, избранных для учебно-воспитательного процесса физических упражнений.
Основное содержание и эффективность методики физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования на основе традиционных казачьих средств
Результаты предварительных исследований были положены в основу разработки экспериментальной методики, базирующейся на четырехмодульной структуре (табл. 3).
Первый модуль. Целью реализации методики является формирование гармоничной, многосторонне развитой личности детей и подростков, базирующееся на общечеловеческих ценностях с преимущественным использованием исторически подтвердивших свою эффективность традиционных казачьих средств патриотического, духовно-нравственного, физического и двигательного воспитания.
Таблица 3
Структура методики физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования
Первый
модуль
| Цель, основные задачи и ожидаемые результаты процесса физической и двигательной подготовки учащихся объединений казачьей направленности
| Второй
модуль
| Содержание процесса физической и двигательной подготовки учащихся объединений казачьей направленности
| теоретическая подготовка
| формирование физических качеств
| формирование специальных прикладных двигательных умений и навыков
| формирование мотивационно-потребностной сферы
| Третий
модуль
| Технологические особенности процесса физической и двигательной подготовки учащихся объединений казачьей направленности
| формы
занятий
| теоретическая подготовка
| практическая подготовка
| типовые документы планирования
| Четвертый
модуль
| Средства и методы контроля уровня подготовленности
| теоретическая подготовленность
| физическая и двигательная подготовленность
| мотивы к физкультурно-спортивной деятельности
| | | | | | | |
Основные задачи классифицированы по четырем группам: интеллектуальные, социально-психологические, собственно биологические и оздоровительные.
Ожидаемые результаты реализации методики изложены в виде итогового уровня подготовленности учащихся, в том числе по освоению теоретических знаний, развитию физических и двигательных качеств, а также сформированности мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на основе традиционных казачьих средств.
Второй модуль.В нем представлено содержание учебно-воспитательного процесса по темам, к основным из которых относятся: «Прикладная направленность физического воспитания кубанских казаков к несению государственной и иных видов казачьей службы», «Традиционное и современное снаряжение, форма одежды, оружие», «Общие представления кубанских казаков о здоровом образе жизни», «Духовные ценности и бытовые правила поведения казака в семье и обществе», «Общая физическая подготовка на основе традиционных казачьих средств», «Строевая подготовка», «Основы рукопашного боя без оружия», «Основы владения традиционным казачьим оружием», «Упражнения с применением учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда», «Основы верховой езды и уход за лошадьми», «Соревнования по казачьей верховой борьбе».
Третий модульотражает:
1. Состав основных форм физического воспитания (практические, теоретические и смешанные учебно-тренировочные занятия, выездные занятия на ипподроме, физкультурные праздники (соревнования)).
2. Основные требования и методические подходы к планированию учебно-воспитательного процесса на основе разработки годового плана-графика распределения учебного материала и планов-конспектов отдельных занятий.
3. Методические особенности проведения практических и теоретических занятий. В учебном процессе применяются общепедагогические методы, методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. В процессе разработки методики были использованы: а) исторический опыт военно-прикладной двигательной и физической подготовки казаков, изложенный в сохранившихся пособиях и наставлениях (Устав строевой казачьей службы, 1899; Строевой кавалерийский устав, 1912; Наставления по конному спорту РККА, 1936); б) современный подход к обучению двигательным действиям, базирующийся на системе профилирующих упражнений, представленных в таблице 1 (Ю.К. Гавердовский, В.И. Мамзин, 1975; В.М. Смолевский, 1987). Идеология данного подхода заключается в наличии в каждой группе родственных технических действий упражнения, первоначальное освоение которого дает максимально возможное количество вариантов положительного переноса навыка на другие движения того же типа. По своей сути – это элементы-предшественники при изучении однотипных двигательных действий. При этом общность технических приемов позволяет выделить в каждой группе однотипных упражнений профилирующее упражнение или его дидактическую модель, содержащие все элементы техники, необходимые для освоения любого движения из этой группы.
В процессе разработки и обоснования эффективности методики реализации содержания экспериментальной программы особое внимание было уделено используемой терминологии. В ходе ее совершенствования были использованы два основных подхода: следование правилам составления современной спортивной терминологии; опора на традиционные казачьи команды.
В данном модуле представлены также детализированные рекомендации по технике безопасности при проведении занятий, в том числе и на УТУ «КВЕ».
Четвертый модуль.
Контрольно-учетный модуль содержит рекомендации по оценке:
- уровня сформированности теоретических знаний с применением разработанных тестов;
- уровня физической и двигательной подготовленности на основе использования контрольных упражнений, прошедших проверку на соответствие критериям информативности и надежности, шкал относительной оценки результатов тестирования, а также рассчитанных пяти уровней (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) развития изучаемых показателей;
- сформированности мотивов к физкультурно-спортивной деятельности с использованием традиционных казачьих средств на основе анкетирования.
В контексте опоры на традиционные подходы к оценке результатов военной службы казаков содержание контрольно-учетного блока дополнено за счет использования в качестве стимула для учащихся разработанной системы аттестации занимающихся, проходящей, как правило, в игровой форме с присвоением очередного «воинского звания», в соответствии с казачьим «Табелем о рангах»: 1 год обучения: казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник; 2 год обучения: младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр; 3 год обучения: подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул; 4 год обучения: есаул – помощник инструктора, тренера.
В ходе формирующего педагогического эксперимента была оценена эффективность разработанного содержания физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования. Реализация методики осуществлялась в течение 4 лет с одними и теми же учащимися из экспериментальной группы на базе МОУ лицей № 90 г. Краснодара (по 144 часа в год; 2 занятия в неделю по 2 часа). Контрольные группы формировались из школьников 11-14 лет, обучающихся в МОУ гимназия № 51 г. Краснодара по дополнительной образовательной программе. Занятия проходили в том же объеме, что и в экспериментальной группе. Основное содержание программы физического воспитания детей и подростков из контрольных групп составляли: общая физическая подготовка, спортивные игры, строевая подготовка, элементы самообороны.
Результаты формирующего педагогического эксперимента позволяют констатировать следующие научные факты:
1. Методика физического воспитания учащихся 11-14 лет на основе традиционных казачьих средств эффективна, что подтверждается преимуществом школьников из экспериментальных групп над своими сверстниками из контрольных групп по абсолютному большинству контрольных упражнений, отражающих физическую и двигательную подготовленность (первый год обучения - 52,2%, второй - 69,6%, третий - 78,3% , четвертый - 73,9%).
2. Учебный материал отличается комплексным воздействием, что подтверждается результатами педагогического тестирования и социологических опросов учащихся, свидетельствующими о существенном повышении у занимающихся из экспериментальных групп уровня освоения теоретических сведений и мотивации к системному использованию казачьих средств физкультурно-спортивной деятельности в целях двигательного и физического совершенствования.
3. Введение в содержание методики в качестве обязательных элементов соревнований по казачьему многоборью с использованием традиционных средств физического воспитания создает предпосылки для возникновения и развития нового вида народного спорта «Казачье многоборье».
4. Экспериментальная методика является основой процесса формирования казачьей физической культуры у детей и подростков как специализированного компонента общей физической культуры человека, так как в ходе ее реализации успешно решаются три основные группы физкультурных задач:
- интеллектуальные, базирующиеся на освоении учащимися теоретических знаний об основных закономерностях функционирования системы физического воспитания школьников на основе традиционных казачьих средств;
- социально-психологические, отражающие динамические характеристики позитивного изменения параметров развития у учащихся мотивации к традиционным казачьим видам, формам и средствам физкультурно-спортивной деятельности;
- собственно биологические, направленные на интенсивное развитие двигательного и физического потенциала детей и подростков.
Проведенные многолетние исследования не исчерпали всего круга задач физического воспитания учащихся 11-14 лет на основе использования традиционных средств физического воспитания казаков. Однако внедрение их результатов в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного и общего среднего образования позволяет уже в настоящее время существенно повышать уровень двигательной и физической подготовленности школьников и их мотивацию к системному применению казачьих средств физкультурно-спортивной деятельности.
Выводы
1. Социально-педагогическая потребность в совершенствовании процесса физического воспитания детей и подростков на основе традиционных казачьих средств обусловлена все более углубляющимися и получившими государственную поддержку тенденциями широкомасштабного возрождения и развития национальной культуры казаков, функционированием соответствующих многочисленных образовательных учреждений, классов и клубов, объединяющих значительное количество учащихся различных половозрастных групп, и отсутствием эффективных научно-методических документов, регламентирующих проективные, содержательные, технологические и учетно-нормативные компоненты учебно-воспитательного процесса.
2. Разработанное учебно-тренажерное устройство «Казачья верховая езда» является действенным средством сопряженного физкультурного и патриотического развития детей и подростков, характерным для традиционного казачьего воспитания, что обусловлено:
- использованием исторически сложившихся конструктивных особенностей, в полной мере отражающих внешние условия выполнения технических действий;
- применением значительного объема традиционных и современных двигательных действий и упражнений, способствующих интенсивному развитию физических качеств;
- возможностью организации на основе его использования как личных, так и командных соревнований по двигательной и физической подготовленности учащихся различного пола и возраста, способствующих в том числе формированию у них мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.
3. Разработанная по основанию характера выполнения и целевого назначения классификация специализированных казачьих средств конной подготовки является объективной дидактической аргументацией логики построения учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования в контексте решения педагогами проектировочных задач обучения школьников 11-14 лет технике основных двигательных действий и развития у них специальных физических качеств.
4. Сформированный комплекс специализированных упражнений для развития двигательных навыков и умений, а также физических качеств детей и подростков 11-14 лет адекватен целевым установкам учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования, что подтверждается результатами факторного анализа, свидетельствующими об их наличии в полном составе в основных четырех обобщенных факторах с суммарным вкладом в дисперсию выборки 58,7%.
5. Экспериментальная методика физического воспитания детей и подростков с использованием традиционных казачьих средств обеспечивает целостность педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования, что подтверждается:
- наличием четырех взаимосвязанных модулей, когерентно отражающих проективные, содержательные, процессуально-технологические и контрольно-учетные компоненты физического воспитания учащихся;
- комплексированием исторически сложившихся и современных средств, составляющих основу содержательного модуля;
- опорой в процессе обучения учащихся на эффективный методический подход, базирующийся на использовании профилирующих технических элементов, сопряженно обеспечивающих формирование прикладных навыков и умений, а также физических качеств;
- алгоритмом реализации методики педагогического контроля достижений детей и подростков в учебно-воспитательном процессе, базирующейся на положениях математико-статистической теории тестирования состояний человека.
6. Результаты формирующих педагогических экспериментов свидетельствуют об эффективности организации процесса физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования с преимущественным использованием традиционных казачьих средств, что подтверждается следующими научными фактами:
- достоверным преимуществом детей и подростков из экспериментальных групп над своими сверстниками из контрольных групп (Р<0,05-0,01) по большинству показателей, характеризующих уровень развития двигательных и физических качеств школьников;
- существенными позитивными изменениями в мотивационно-потребностной сфере учащихся из экспериментальных групп в контексте значительного повышения их интереса к содержанию, средствам и методам традиционного казачьего физического воспитания.
7. Методика физического воспитания учащихся 11-14 лет с преимущественным использованием традиционных казачьих средств является позитивным фактором в аспекте формирования у детей и подростков основ казачьей физической культуры как важнейшего компонента общей культуры индивида в связи с доказанной возможностью решения на ее основе интеллектуальных, социально-психологических и собственно биологических задач физкультурного воспитания школьников в условиях учреждений дополнительного образования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|