Сделай Сам Свою Работу на 5

Расположение изобретенного (диспозиция)





 

В риторических руководствах, от самых древних до современных, деятельность говорящего на этапе расположения нередко сравнивается с деятельностью полководца. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов (выбор идей на этапе изобретения), но не меньше зависит и от приличного управления полков». Мы рассмотрим риторические правила и рекомендации, определяющие расположение содержания (смысловую структуру) описания, повествования, рассуждения.

Правила расположения идей в речи не являются какой-то жесткой схемой. Их нужно воспринимать как основу, фундамент, от которых можно как бы оттолкнуться, чтобы перейти в свободный «полет», чтобы не раздумывать и не искать, каждый раз «открывая Америку»- что сказать сначала, что потом и как закончить речь. Мысли в речи не должны, толпясь, тесниться и мешать друг другу.

Эти правила и принципы заключают в себе те традиции речи, которые веками складывались в европейской культуре. (можно сравнить с этикетом: основные положения помним, но многое и забыли).



Описание вещи, по Ломоносову, есть «изображение « её. Он считал мастерство описания важным свойством ритора. В своей книге «Краткое руководство к красноречию» Ломоносов предлагает порядок расположения топов («общих мест»)в описании.

Описание бездушных вещей. Описание одушевленных вещей.

1. Место 1. Место,или время,или жизненные

свойства.

2. Целое и части. 2. Материальные части и их

свойства.

3. Материальные их свойства. 3. Действия, обстоятельства их

времени и места.

Например: Самовар.

Самоваром называется машина, в которой нагревается вода для приготовления чаю (определение).Части его (целое и части). Форма. Из чего делается? (свойства материальные). Лучшие самовары делаются в Туле (место). Как нагревается в самоваре вода?(действия).Употребляется самовар по преимуществу в России, но проникает от нас и в Западную Европу, и в Азию (применение, место).Общеупотребительность: кн.Вяземский говорит: Где только водятся домашние пенаты,

От золотых палат и до смиренной хаты,

Где медный самовар, наследство сироты,



Вдовы последний грош и роскошь нищеты –

Повсюду на Руси, святой и православной,

Семейных сборов он всегда участник главный (топ «свидетельство).

Значение его в русской жизни: по словам кн. Вяземского:

Самовар родной, семейный наш очаг,

Семейный наш алтарь, ковчег домашних благ.(цитата).

Этот пример – неинтересное, школярское, скучное описание.

Существуют и т.н. схематические описания, фактографические, чаще всего используемые в научно-технической деятельности.

Например:

Карниз «Струна» предназначен для подвески штор из легкой ткани на одну струну (функция). Он состоит из двух кронштейнов с элементами крепления капроновой струны и де4кораьтивных пластмассовых крышек (целое-части; свойства –материал; функции частей).

Однако уже в естественнонаучных текстах риторика описания меняется: адресат – ученый ценит образность и живость, яркость даже в научном описании. Значит здесь уже требуется выполнение закона эмоциональности речи.

Как же научиться создавать описания творческие, эмоциональные, содержащие некий элемент эстетический, художественный? Обратимся за советом к « Общей реторике» Кошанского. Вот какие правила описания в ней содержатся: 1- предмет нужно представить отдельно от других (выделить его просто, четко, в его единстве, целостности); 2- выделить характерные свойства предмета, которые и делают его интересным для адресата. Сказать о месте, где предмет находится или встречен. Если предмет бездействует (это озеро, холм, здание и пр.) описываются перемены в нем в разное время (топ обстоятельства: время); если предмет неодушевленный (физический) и он как бы состоит из частей (город, сад, деревня), то описываются отдельные его части, даются картины с разных сторон (топ целое-части)); если предмет нравственный(скромность, сострадание, роскошь), то прибегают к топу «род и вид», «разновидности» ; если это действующее лицо, то описывают его свойства и действия.



Пример: сказка Андерсена «Чайник»: Чайник был все-таки гординек; он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и широкой ручкою – всем. У него была приставка и спереди и сзади: спереди – носик, сзади – ручка; об этом-то он и говорил. О том же, что крышка у него разбита и склеена, - молчал. Это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, - это и другие сделают. Чашка, сливочник, сахарница, - словом, весь чайный прибор, конечно, больше помнили и охотнее говорили о недостатке чайника, нежели о его прекрасной ручке и великолепном носике. Чайник знал это.

Сравните его описание с Самоваром. Общие места в обоих случаях использованы одинаковые: целое-части, свойства (целого и части), материал, другие признаки, размер и пр. В сказке чайник одушевлен, он имеет свой собственный характер (гордость)), свой взгляд на себя самого, при описании чайника сказочник пользуется и точкой зрения прочих предметов на героя.

Теперь займемся структурой речи-рассуждения. Освоив эту структуру, вы вовсе не должны будете в реальной жизни использовать ее как жесткую, застывшую, единственно допустимую схему. Древние считали этот вид упражнений столь важным, что назвали его потребностью, необходимостью – хрией. В русской риторике такую речь-рассуждение называли хрией.«О проклятые хрии и формы риторические» – вот крик души русского гимназиста, запечатленный в воспоминаниях русского историка С.М.Соловьева о риторическом ученье в 30-40-е годы 20 века. Автор, видимо, немало от него пострадал, но не меньше и приобрел. Не даром древние говорили: Учение есть страдание.

Начнем мы с т.н. строгой хрии( аристотелевская хрия).Содержание располагается в восьми последовательных частях: приступ (вступление)- похвала или описание, описание- разъяснение темы, причина- доказательство тезиса, контраргументы, сопоставление (подобие), пример, свидетельство, заключение- вывод.

Схема хрии может быть более свободной: слегка меняется последовательность ее частей, некоторые из них могут быть вообще опущены.

Искусственная хрия(сократовская хрия). Схема строгой хрии всегда требует того, чтобы формулировка и разъяснение самой темы предшествовала всевозможным следствиям или частным выводам из тезиса, т.е. предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частым, от рода к виду. Такая же хрия (речь), в которой расположение идей идет от частного к общему, от доказательства к тезису, называется обратной или искусственной хрией. Кошанский писал: «В простом рассуждении предполагается прямо истина и постепенно доказывается, объясняется; в искусственной сперва привлекают слушателя приступом, потом предлагают предыдущее или положение как истины общие, далее приводят к тезису». Сократ использовал в своих беседах именно такой образец расположения «от доказательства к выводу (тезису), т.е. структуру обратной хрии.

Этот же способ используют в том случае, если аудитория не склонна принимать оратора и его мнения или она плохо подготовлена к восприятию речи. Не стоит нерасположенную к вам или даже враждебную аудиторию сразу, с начала речи огорошивать категорически высказанным тезисом лучше подвести к нему постепенно предложив сперва убедительные доказательства, которые могут заставить аудиторию прислушаться к оратору, а затем – и благосклонно принять сам тезис, который он защищает.

 

В качестве примера можно рассмотреть краткую политическую речь Козьмы Минина:

Приступ: Сограждане! Отечество гибнет!

Доказательство тезиса: Свирепость врагов неимоверна, они заняли Москву.

Связь:Если падет Москва, падем и мы.

Тезис:Пожервуем всем, заложим жен и чад наших и выкупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к Победе.

Заключение: Сограждане! Решите, что ожидает нас- рабство или свобода.

Тут сограждане вооружаются и приносят свое «имение». Речь убедительна.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.