Сделай Сам Свою Работу на 5

Смысловая модель «определение».





Топос определение.

 

Определение – один из самых распространенных топосов.

Определение, по словам Кошанского, «труднейший, но и полезнейший источник изобретения». Рассуждение о всяком явлении или предмете часто начинается именно с определения, когда необходимо ясно показать: что есть что? Кто есть кто? Определение может быть представлено в разных формах – от краткой дефиниции до пространственного описания объекта.

Определяя предмет речи чаще всего это делают через ближайший род и видовое отличие.

Начинать речь, посвященную простой идее – конкретному предмету или человеческому свойству – советуют также именно с определения.

Определение – важнейший элемент рассуждения, поскольку от установления точного смысла слов зависит неискаженное толкование предмета.

Для того, чтобы быть успешным, риторическое определение, кроме правильности, требует новизны, неожиданности, привлекательности.

Правильность означает, что определение соответствует истинному положению вещей. Но следует следить, чтобы правильность не представала банальностью или ходячим мнением, всем известным и не сообщающим новую информацию.



Во всякой речи должно присутствовать развитие смысла, поэтому требуется новый и оригинальный взгляд на предмет. Яркие и метафоричные определения создаются для того, чтобы показать свежее, оригинальное вИдение предмета. Например, Леонардо да Винчи писал: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Сравнивая живопись с фотографией, можно сказать: «Живопись – это остановленное мгновение жизни, это жизнь, рассматриваемая в мгновенье».

«Музыка – источник радости мудрых людей…» (Сюнь-цзы).

Попытки создавать определения в виде повторяющихся конструкций (фигур речи) предпринимаются достаточно часто. Такие определения метафоричны, т.е. построены по принципу сравнения, уподобления одного предмета другому. Вот определения России, данные писателем Всеволодом Ивановым в письме Николаю Рериху (1925 г.): «Россия не только государство. Она…океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега, не засверкала еще в отточенных и ограниченных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных органических возможностях.



Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это – свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония…

Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времен в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания…

Россия грандиозна. Неповторима. Россия – полярна. Россия – мессия новых времен…»

Создать такую цепь определений может только истинный художник слова. Опасность состоит в том, что метафорические определения могут увести от истинной сущности предмета, увлекая красотой и необыкновенностью образов.

Вместе с тем важна истинность и точность научной речи, где подобные фантазии ограничиваются необходимостью рассуждать строго, логично, кратко, безотносительно к сиюминутным, индивидуальным, публицистическим пристрастиям участников речи.



 

2. Топос целое – части.

Каждый предмет может быть определен как целое и рассмотрен в его частях. Рассмотрение предмета по частям – возможный прием построения многих текстов.

Топос определения целостного предмета нередко переходит в описание частей предмета или явления. Поэтому переход к составным частям – один из наиболее простых приемов продолжения повествования. Требования при этом: привлекать для характеристики сущностные качества предмета, исчерпать основные свойства.

Вдохновляя царскосельских учеников к писанию сочинений, Н.Ф.Кошанский ставил перед ними розу и предлагал описывать ее части: сам цветок-бутон, стебель, шипы, капельки росы на листьях.

Целое. Все в мире состоит из частей, а части все вместе составляют целое. Если предмет ваш есть часть какого-нибудь целого, то можете начать рассуждением о целом. Например,

у Кошанского: если вы говорите о Москве, естественно сказать также и о России; если предмет вашей речи – беседка, говорите также и о саде; Можно и 2-е: рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи и говорить о них в отдельности (Карандаш – одна из письменных принадлежностей (определение). В нем две части: деревянная палочка и графитовая сердцевина (части).Далее – функции этих частей и предмета в целом).

Эти законы распространяются на большинство ситуаций современной жизни. Всякое обращение к коллективу предполагает затрагивание деятельности каждого или большинства работающих или учащихся в нем, разных областей деятельности, по которым восстанавливается целое.

Всякая презентация использует топ целое-части, поскольку требуется говорить о разных составляющих подразделениях предприятия.

Всякая политическая компания обращается к разным слоям населения (молодежи, пенсионерам, военным, учителям и т.п.).

Известная сентенция А.П.Чехова «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» также построена как целое и части.

Еще один пример: из романа В.Набокова «Защита Лужина»: «Хорошо, подробно знает десятилетний мальчик свои коленки, - расчесанный до крови волдырь, белые следы ногтей на загорелой коже и все те царапины, которыми расписываются песчинки, камушки, острые прутики…» Мальчик (целое) у Набокова предстает как совокупность деталей, частей- коленок, а коленки – как части коленок – царапинки, волдырь, следы ногтей и т.п.

 

3. Топос род-вид.

Общее место род-вид позволяет развивать мысль исходя из видовых характеристик предмета речи. Каждый предмет рассуждения может быть возведен к определенному роду и разделен в с вою очередь на виды. Например, яблоня является видом дерева (как груша, слива, абрикос), но и сама может стать родовым понятием для видов различных яблонь: белый налив, антоновка, гольден, штрифель и т.д.Значит, говоря о яблонях, мы можем развить мысль как рассуждением о свойствах плодовых деревьев вообще, так и рассуждая о конкретных сортах отдельных яблок.

То же самое можно сказать о человеке. Человек является видом для «одушевленных» существ (родовая характеристика), его видовая характеристика – дар разума и слова, ума, чувств и воли. Человек как род может быть разделен на множество видов по разным критериям: а) по возрасту (старики, пожилые, люди среднего возраста, молодежь); б) по полу (мужчины, женщины); в) по профессиям; г) по уму (гениальные, умные, сообразительные, глупые и пр.); д) по красоте (красивые, уродливые, обаятельные, элегантные и проч.) и мн.др.

Представьте себе, что предмет вашей речи – простая идея, например, роза. Никакая речь о розе невозможна без разложения этой простой идеи по модели «общее/частное» или «род-вид». Общим, родовым понятием будет цветок (или растение, или садовый цветок), видовыми (частными ) понятиями (идеями) будут разновидности розы – простой дикий шиповник, махровая садовая роза, роза белая и красная – все эти разновидности или некоторые из них можно будет использовать в речи, если понадобится.

Растение

Возможно другое цветок дерево

(напр,кактус) (напр.,дуб-символ

вечности,крепости,

стойкости)

садовый (культурный) цветок дикие (полевые)

цветы

роза

страсть – алая махровая дикий

холод,невинность-белая (садовая) шиповник

розы роза

история

(война роз)

На схеме видно, как размножилась наша простая идея по вертикали и как готова эта идея дать боковые, горизонтальные ответвления, умножая число идей, которые можно использовать, изобретая содержание речи о розе.

Топ «род и вид» (включая топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли – ее нисхождение от общего к частному и восхождение от частного к общему.

Родо-видовые классификации выводят сразу к топосам свойство-качества-характеристики, поскольку видовая классификация нередко создается по качествам предмета.

 

4.Топос свойства-качества-характеристика.

 

Описывая какой-то предмет, мы нередко называем его свойства, качества, признаки, характеристики. Свойством называется неизменно присущий признак предмета или человека. Свойство то, что присуще («свойственно») предмету (объекту, человеку) как родовому понятию. Например. Свойство человека думать, двигаться, совершать обдуманные поступки и т.д. Качество предполагает включение в свойство определенной оценки, например, качество воды может быть хорошим или плохим. Характеристика обычно связана с конкретным характером рассматриваемого предмета (человека, явления), поэтому характеристика конкретна, выборочна, а применительно к человеку дает оценку его личности.

В реальной речевой практике нередко смешиваются категории свойств, качеств, характеристик…

Практическое описание свойств или качеств предполагает ответ на вопрос: каков этот объект? В таком случае следует качественная характеристика, обычно осуществляемая прилагательными, точными эпитетами и т.д. Например, Аристотель описывает следующие свойства (качества) прекрасного в человеке: мужество, справедливость, мудрость, бескорыстие, великодушие, скромность.

Выделение отличительных свойств – задача всякого писателя или рассказчика. Об ораторском языке и нраве М.В.Ломоносова известный писатель Н.И.Новиков писал:» Слог Ломоносова был великолепен, чист, тверд, громок и приятен. Нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять веселые шутки».

В качестве употребления топа как риторического приема для создания целого текста рассмотрим пример одного из учебных сочинений, автор которого, отвечая на вопрос «Что есть счастье?», построил весь текст на топе «свойство-качество-характеристика», переходящем в видовые характеристики счастья (какое же оно, то есть каковы его виды).

Уважаемый мною читатель,

драгоценная аудитория,

вы за вольность меня уж простите,

я с великими мира поспорила.

Был вопрос дан о счастье, но что это?

Лишь удача, успех иль везение?

Может быть, это чувство какое-то?

Может быть, это просто видение?

И без горя, увы, невозможное,

Без несчастья оно не встречается.

Счастье, бурное, буйное, сложное,

Лишь мерещится, не замечается.

Так какое же счастье? Великое?

Золотое, могучее, твердое?

Без лица оно иль многоликое?

Светозарное, легкое, доброе?

Аккуратное, райское, вечное?

Беспокойное, кем-то забытое?

Беззаботное, иль быстротечное?

Невозможное или разбитое?

Безмятежное, шаткое, детское?

Непорочное, просто огромное?

Иль семейное, ясное, женское?

Часто тихое, мирное, скромное?

Горделивое, ч истое, кроткое?

Лучезарное, призрачно-долгое?

Долгожданное или короткое?

Очень часто шальное и гордое?

Бесконечное, быстрое, зыбкое?

Долговечное, хрупкое, тайное?

Мы его принимаем с улыбкою,

Всюду ищем его, не случайно ли?

Молодое, мятежное, сладкое?

Нет для счастья, увы, объяснения,

И всегда остается загадкою,

Почему оно сеет сомнение.

Я надеюсь, любимый мой слушатель,

Ты продолжишь мои изыскания.

Может быть,

Ты найдешь нечто лучшее.

Просто капельку нужно старания.

 

Топос сравнение.

Одним из ярких способов развить мысль о предмете является сопоставление (сравнение) его с другим предметом. Сравнением обычно называют предметы сходные и похожие. Именно такое объяснение топосов сравнение-подобие-противное у Кошанского Н.Ф. Сравнением он называет «сличение двух предметов, двух действий одного рода», подобием – «уподобление одного действия другому иного рода», топос противное – будет «мыслью совершенно противоположною».

Топос сравнения осуществляется в тексте через поиск общего и противоположного в предметах и явлениях. Поиск общего приводит к уподоблению, поиск противоположного приводит к противопоставлению.

Логическо-мыслительная операция сравнения состоит в том, чтобы выделить некоторые сходные черты двух объектов и либо уподобить их, либо противопоставить, либо сказать о большем/меньшем по какому-либо признаку.

Творческая задача в операции сравнения состоит в том, чтобы найти сходные, похожие черты объектов.

Самый простой способ сравнения предметов или явлений – нахождение сходства по какому-то признаку, и это сходство обнаруживается прежде всего в предметах одного рода (человека сравнивают с человеком, сегодняшний день – с днем вчерашним и т.д.). Следующий ход мысли – уподобление предмета или явления другому иного рода: с кем или с чем можно сравнить человека? С цветком, с животным, с птицей, с машиной, с материалом (он – вода, огонь, железо, сталь). – таково подобие.

Риторическое сравнение требует не только правильности и истинности, но и новизны, оригинальности, своеобразия.

Мне тебя сравнить бы надо

С песней соловьиною,
С тихим утром,

С майским садом,

С гибкою рябиною,

С вишнею, черемухой,

Даль мою туманную,

Самую далекую,

Самую желанную. (А.Фатьянов).

Сравнивая, мы можем говорить и о том, что некий предмет нашей речи может оцениваться по количеству или в сопоставлении с другим аналогичным предметом. Например, об уме говорят: «ум – хорошо, а два – лучше», «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.