Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности физической подготовки туристов.





Тема № 5Содержание туристской подготовки


Рассмотрим содержание туристской под­готовки на основе выделения основных ее видов. Все виды подготовки взаимосвязаны и показаны на рис. 7.

5.1.Общетуристская подготовка- форми­рование знаний, умений и навыков по сле­дующим основным разделам:

- охрана окружающей среды и обществен­но полезная работа в туристских походах:

- содержание, организация и проведение туристских слетов и соревнований;

- система подготовки кадров в спортив­ном туризме;

- социально-экономические, организаци­онные, программно-нормативные и научно- методические основы развития спортивного туризма;

- типология, история и география туризма:

- современное состояние и перспективы развития туризма;

- краеведение и другие, общие для всех видов туризма разделы.


 


В общетуристской подготовке преобла­дает теоретическая подготовка по всем ука­занным разделам. Она направлена в основ­ном на формирование знаний туристов. От­дельные ее разделы, связанные с охраной окружающей среды, краеведением, прове­дением туристских слетов и соревнований. предполагают формирование умении и на­выков туристов в конкретных условиях. Та­кие разделы общетуристской подготовки требуют практических занятий в аудитори­ях или природных условиях. Количество часов теоретических и практических заня­тий и распределение их по периодам под­готовки зависят в основном от уровня ква­лификации занимающихся и частично от вида туризма. Малые объемы общетурист­ской подготовки новичков по ряду разделов частично компенсируются в процессе многолетней подготовки, повышая интел­лектуальный потенциал занимающихся спортивным туризмом.



5.2.Специальная туристская подготовка- формирование специфических для каждо­го вида туризма ЗУН, по следующим основ­ным разделам:

- организация спортивного туристского похода (организационная подготовка);

- топография туризма (топографическая подготовка);

- техника спортивного туризма (техни­ческая подготовка);

- тактика спортивного туризма (тактическая подготовка);

- психология спортивного туризма (пси­хологическая подготовка);



- обеспечение безопасности (подготовка по обеспечению безопасности).

Основу специальной туристской подго­товки составляет формирование практичес­ких умений и навыков по указанным разде­лам подготовки со значительным акцентом на вид туризма. В специальной туристской подготовке теория и практика взаимосвяза­ны. В обозначенных разделах подготовки есть вопросы общие и специфические для каждого вида спортивного туризма. В про­цессе формирования знаний, умений и на­выков по специальной туристской подготов­ке вначале рассматриваются самые простые общие вопросы и далее специфические для каждого вида туризма. Например, топогра­фическая подготовка, связанная с умением «читать карту», предшествует подготовке по технике ориентирования на местности с по­мощью карты и компаса. В технической под­готовке туриста техника установки палатки будет предшествовать технике устройства убежищ в лыжном туризме. Набор знаний, умений и навыков по специальной турист­ской подготовке дифференцируется в зави­симости от специализации и квалификации туристов. Практически невозможно быть специалистом по всем видам туризма. На­пример, зимой - лыжный туризм, летом -горный. В то же время на начальном этапе подготовки целесообразно опробовать мно­гие виды туризма для осознанного выбора спортивной специализации.

Организационная подготовкавключает в себя: определение целей и задач туристского похода; комплектование групп и распреде­ление обязанностей; разработку маршрута по дням, определение контрольных пунктов и сроков их прохождения от начала до конца маршрута; подготовку личного и группово­го снаряжения; подготовку продуктов пита­ния; подготовку маршрутной документации; решение других организационных задач (фи­нансирование, связь, транспорт и др.).



В организационной подготовке специфи­ка вида туризма проявляется в значительно большей мере, чем в общетуристской. Боль­шой объем практических занятий в аудитор­ных условиях тесно связан с характером ту­ристского маршрута. Общая закономер­ность этой подготовки: чем сложнее марш­рут, тем больше времени и внимания он тре­бует по всему комплексу организационной подготовки.

Топографическая подготовкапредусмат­ривает формирование знаний, умений и навыков по элементам топографии, необ­ходимым в условиях организации и прове­дения туристских походов и соревнований. Прежде всего, к этим элементам относятся основные понятия: об используемых в ту­ризме картах, схемах, кроках; об условных обозначениях местности; о масштабных и немасштабных изображениях местности; о простейших измерениях расстояний, на­правлений, высот местности; о простейших приборах, инструментах и подручных уст­ройствах, используемых в туристской прак­тической топографии.

Техническая подготовкавключает в себя: подготовку по технике преодоления есте­ственных препятствий, технике страховки, технике бивачных работ, спасательных ра­бот, подготовку по технике ориентирования на местности.

Техническая подготовка является основой подготовки туристов-спортсменов и диффе­ренцируется по видам туризма. Она вклю­чает в себя и теорию, и практику, но основ­ной объем нагрузки в часах составляют прак­тические занятия в природных условиях. Тех­ническая подготовка взаимосвязана с так­тической и подготовкой по безопасности, однако сами технические приемы в процес се подготовки туристов-спортсменов мож­но выделить в отдельные группы по содер­жанию и видам туризма. В обучении начи­нающих туристов техническая подготовка занимает сравнительно небольшой объем часов, но с повышением уровня квалифика­ции нагрузки увеличиваются значительно. При этом большая их часть реализуется в условиях сложных туристских походов.

Техническая подготовка бывает индиви­дуальная и групповая. Первая направлена на освоение туристом индивидуальных техни­ческих приемов. Вторая - на взаимодействие туристов при выполнении групповых техни­ческих заданий.

Тактическая подготовкаподразумевает формирование целенаправленных индиви­дуальных или групповых действий туристов, позволяющих оптимизировать решение раз­личных туристских задач. Индивидуальная тактическая подготовка преследует цель научить туриста:

- распределять свои силы на определен­ном участке пути и в целом на маршруте;

- рационально отдыхать на привалах;

- выбирать оптимальный путь движения;

- выбирать оптимальную технику преодо­ления естественных препятствий, ориентирования на местности, страховки, поисковых и спасательных работ, бивачную технику;

- решать разнообразные ситуационные задачи индивидуального характера, связан­ные с личными и групповыми и интересами.

Групповая тактическая подготовка на­правлена на оптимальное решение ситуаци­онных задач группового характера. Эти за­дачи решаются в предпоходный, походный и послепоходный периоды. В предпоходном периоде необходима оптимизация многих элементов организационной подготовки: выбор различных вариантов основного, за­пасного и аварийного вариантов маршру­та; выбор вариантов материально-техничес­кого обеспечения, комплектования группы и распределения обязанностей; выбор ва­риантов обеспечения безопасности группы, средств связи и др. *.

Тактическая подготовка тесно связана с другими видами подготовки, но ее основой является техническая подготовка, поэтому в литературе достаточно часто встречается термин «технико-тактическая подготовка». Техническая подготовка во многом опреде­ляет тактику группы.

Психологическая подготовкавключает в себя формирование знаний по основам психологии туриста-спортсмена и воспита­ние его личностных морально-волевых и психических качеств. Здесь используются методы общественно-политического, нрав­ственного, трудового и эстетического вос­питания, а также специальные методы, сред­ства и приемы развития и совершенствова­ния специальных психических качеств тури­ста. Психологическую подготовку туриста принято делить на две составляющие об­щую и специальную. Общая психологичес­кая подготовка направлена на формирова­ние необходимых морально-волевых и пси­хических качеств туриста. Специальная (под­готовка к преодолению конкретных есте­ственных препятствий) в каждом конкрет­ном случае включает в себя: определенную установку на преодоление препятствий (бе­зопасность, скорость и др.); мотивацию дей­ствий; осознание сложности препятствия и возможности его преодоления; формиро­вание твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач; преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящими действиями; со­здание состояния психологической готовно­сти к максимальным волевым и физическим напряжениям и к тесному взаимодействию с другими членами группы.

Общественно-политическое воспитание формирует социальную активность личнос­ти туриста и группы в целом. Эта активность проявляется в общественно полезной рабо­те туристов, охране окружающей среды, краеведении и других видах деятельности.

Нравственное воспитание туриста являет­ся основой формирования сознания и важ­нейших моральных качеств личности. Для спортивного туризма одним из важнейших качеств является коллективизм, в том числе чувство долга и ответственности, товари­щеской взаимопомощи, требовательности к другим и к себе в интересах коллектива, дис­циплинированность.

Трудовое воспитание направлено на обес­печение жизнедеятельности в условиях туристских походов, оно связано с формиро­ванием определенных умений и навыков: хозяйственных работ на биваке, приготов­ления пищи, ремонтных работ по снаряже­нию личному и групповому, целому комп­лексу работ по самообслуживанию и быто­вому труду в природных условиях.

Эстетическое воспитание в туризме ос­новывается на реальных возможностях эс­тетического развития человека под влияни­ем природной среды. К.Г. Паустовский пи­сал, что каждое путешествие - это проник­новение в область значительного и прекрас­ного.

Воспитание волевых качеств туристов осу­ществляется в процессе предпоходных тре­нировок и в походных условиях. Преодоле­ние препятствий, считал А.Ц. Пуни, - необ­ходимый фактор проявления и развития воли. К основным волевым качествам, ко­торые необходимы туристам, относятся: це­леустремленность, смелость, решитель­ность, настойчивость, инициативность, вы­держка и терпение.

Целеустремленность - главное волевое свойство, определяющее направление и уровень развития личности. В воспитании целеустремленности необходимо ставить перед туристами доступные цели и доби­ваться их достижения. В спортивном туриз­ме такой целью может быть успешное про­ведение туристского похода в заранее выб­ранном районе или успешное выступление в соревнованиях по туристскому многобо­рью. И то, и другое должно сопровождать­ся повышением спортивного мастерства.

Смелость - умение противостоять страху и действовать в опасных ситуациях с опре­деленным обеспечением безопасности. Многие технические приемы в туризме, от­носящиеся к преодолению естественных препятствий, требуют смелости и воспиты­вают ее в процессе их выполнения.

Решительность - умение достаточно бы­стро и обоснованно принимать решения и приступать к их осуществлению в условиях много вариантности и неоднозначности по­следствий того или иного решения. Особен­но часто требуется проявлять решительность руководителю туристской группы при выбо­ре вариантов пути.

Настойчивость - умение постоянно стре­миться к достижению цели, несмотря на оп­ределенные трудности и неудачи. Настой­чивость туристов проявляется в регулярных занятиях туризмом в любых условиях внеш­ней среды.

Инициативность - умение по собствен­ному почину предпринимать определенные действия, направленные на решение част­ных и общих проблем. Особенно важна ини­циативность в решении задач обеспечения безопасности и других ситуационных задач. в туризме.

Выдержка - умение не спешить с действи­ями, выводами, проявлениями чувств, ме­шающими осуществлению принятого реше­ния; не поддаваться влиянию лиц, проявля­ющих неуверенность, малодушие, трусость, и т.п. В туризме осуществление даже невер­ного решения в выборе пути часто предпоч­тительнее изменению решения в поисках верного варианта пути, если это не связано с безопасностью.

Терпение - умение в тяжелых условиях противостоять утомлению, отрицательным эмоциям, определенное время выдерживать сравнительно высокие нагрузки, используя дополнительные волевые усилия. В туризме тяжелый рюкзак и многие километры пути - основные испытания, также, как у стайера ~ марафонская дистанция.

В воспитании личностных качеств турис­та используются общеизвестные методы формирования сознания личности (лекции, беседы, метод примера и др.); методы орга­низации деятельности и формирования опы­та поведения (педагогические требования и задания, разнообразные упражнения, созда­ние воспитывающих ситуаций и др.); мето­ды стимулирования (соревнования, поощ­рения, наказания и др.).

В целом психологическая подготовка ту­риста основана на решении разнообразных психологических задач, теоретических и практических, в специально созданных и естественных ситуациях, реально существу­ющих в спортивном туризме.

Подготовка по обеспечению безопаснос­тикак часть специальной туристской подго­товки включает в себя формирование зна­ний объективных и субъективных опасностей занятий спортивным туризмом, знание форм и методов медицинского обеспече­ния занятий туризмом, умений и навыков оказания первой до врачебной помощи по­страдавшему.

В подготовку по обеспечению безопас­ности входят:

- анализ аварийных ситуаций в избран­ном виде туризма и районе спортивных по­ходов и путешествий;

- решение ситуационных задач обеспе­чения безопасности в условиях спортивных туристских походов и соревнований;

- знание средств дальней и ближней ра­диосвязи;

- умение пользоваться различными сред­ствами аварийной сигнализации;

- умение использовать специальные и подручные средства поисково-спасатель­ных и транспортировочных работ, исполь­зуемых в туризме;

- знание правил контроля и самоконтро­ля туристов; знание правил обеспечения без­опасности и умение их использовать в ре­альных условиях походов и соревнований.

Подготовка по обеспечению безопаснос­ти взаимосвязана со многими видами под­готовки, и особенно с техникой страховки и техникой поисково-спасательных работ, но имеет более широкое и комплексное содер­жание, направленное на обеспечение безопасности спортивных туристских походов и соревнований. Подготовка по обеспече­нию безопасности имеет как общие, так и специфические для каждого вида туризма вопросы.

5.3.Интегральная подготовкааккумулиру­ет в себе практически все вопросы специ­альной и частично общей туристской под­готовки. Она представляет собой реализа­цию всех видов подготовки в реальных ус­ловиях спортивных походов и соревнований (как основных, так и тренировочных) в мно­голетием и годичном циклах подготовки ту­ристов-спортсменов. От других видов ин­тегральная подготовка отличается опреде­ленной цельностью решаемых задач по орга­низации и проведению спортивных турист­ских походов и соревнований. Объемы ин­тегральной подготовки (в часах) повышаются с ростом квалификации туристов и в ряде случаев могут в значительной мере вытес­нить другие виды подготовки. Интенсив­ность интегральной подготовки (по мощно­сти нагрузки) обычно близка к соревнова­тельной, хотя для решения определенных тренировочных задач она может быть повы­шенной или пониженной. Интегральная под­готовка в спортивном туризме является ос­новным средством повышения спортивного мастерства. Известный в прошлом рекорд­смен мира финский стайер П. Нурми гово­рил: «Для того чтобы бегать, надо бегать и бегать». Перефразируя его слова, можно сказать туристам: «Чтобы ходить в спортив­ные туристские походы, надо ходить и хо­дить в туристские походы».

В практике спортивного туризма интег­ральная подготовка часто отождествляется с набором определенного количества со­вершенных походов и путешествий для вы­полнения классификационных нормативов. В таком случае минимальные объемы интег­ральной подготовки в часах можно пред­ставить как нормативные затраты времени на совершение спортивных походов и путе­шествий определенной категории сложно­сти. Например, для походов 1, 2, 3, 4, 5, 5-й категорий сложности можно считать, что нормативными затратами являются 50, 80, 100,130, 150, 200 часов соответственно. .

Максимальные объемы интегральной подготовки можно ориентировочно пред­ставить в соответствии с ограничением клас­сификационных нормативов на зачеты по­ходов. Например, не более четырех похо­дов в календарном году, в том числе не бо­лее трех походов 4-5-й к.с., из которых не более двух - б-с к.с. В таком случае макси­мальные объемы интегральной подготовки высококвалифицированных спортсменов могут составить около 550 часов. Для начи­нающих туристов (при последовательном наборе участия в походах 1, 2, 3, 4-й к.с.) максимальный объем интегральной подго­товки может составить около 370 часов, В спортивном туризме известны случаи, ког­да самостоятельные занятия туризмом прак­тически сводятся к организации и проведе­нию походов различной сложности. В таком случае осознанно или нет происходит под­мена многокомпонентной системы туристской подготовки одной интегральной под­готовкой. В многолетнем цикле такой под­готовки возможен рост спортивных резуль­татов, но эффективность такого роста с точ­ки зрения качества спортивных достижений и уровня безопасности остается, как прави­ло, на низком уровне. Однако сам факт та­кого подхода к подготовке туристов пока­зывает большие возможности интегральной подготовки, недооценивать которую просто нельзя.

5.4.Физическая подготовкадолжна обес­печить:

- общую физическую подготовленность;

- специальную физическую подготовлен­ность в зависимости от способа передви­жения и преодолеваемых препятствий;

- закаливание организма - его сопротив­ляемость заболеваниям при охлаждении, пе­регревании, повышенной влажности или сухости воздуха, недостатке кислорода и т.п.

Общая физическая подготовка служит ос­новой специальной подготовки. Без поддер­жания ее на высоком уровне невозможно добиться успехов в усвоении и совершен­ствовании техники различных видов туриз­ма. В процессе общей физической подго­товки важно всесторонне развивать основ­ные физические качества, необходимые ту­ристам любой специализации: общую вы­носливость, силу, гибкость тела, быстроту движений и ловкость. Если одно из них от­стает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воздей­ствующие на это отстающее качество. Об­щая физическая подготовка особенно важ­на на начальных этапах занятий туризмом и в подготовительном периоде круглогодич­ной тренировки спортсменов любой квали­фикации, так как позволяет значительно повысить общий уровень функциональных воз­можностей организма.

Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфическими навыками, необходимыми для какого-либо определенного вида туризма, так как ори­ентирована на развитие специальных физи­ческих способностей. Например, для тури­стов велосипедистов, лыжников, пешеходников особенно важна специальная вынос­ливость и сила ног, для туристов водников особое значение имеют специальная вынос­ливость и сила рук. Способность к коорди­нации движений, сохранению статического и динамического равновесия необходимы всем туристам, но особенно важны и спе­цифичны эти качества в горном туризме, так как именно они зачастую определяют уро­вень техники преодоления естественных препятствий в горах.

Особое значение в специальной физичес­кой подготовке имеет развитие способнос­тей передвижения с рюкзаком и преодоле­ния естественных препятствий с грузом. Раз­витие специальной выносливости для каж­дого вида туризма имеет свою особенность. Например, в горном туризме специальную выносливость связывают с выполнением большого объема физической нагрузки уме­ренной мощности в условиях высокогорья с пониженным содержанием кислорода в воздухе. В спортивном ориентировании не­обходима специальная выносливость в крос­совом беге достаточно высокой скорости по пересеченной местности. В специальной физической подготовке туристов необходи­мо обратить внимание на развитие специ­альной способности переключаться с одно­го вида нагрузки на другой и рационально расходовать силы.

Особенности физической подготовки туристов.

Развитие выносливости.

Выносливость - одно из самых важных физических качеств туристов. Определяется она как возможность длительное время про­являть высокую работоспособность. В сорев­нованиях выносливость проявляется в спо­собности туристов выдерживать большую по объему и интенсивную соревновательную нагрузку. Нагрузки в походе зависят от различных факторов: веса рюкзака, темпа передвижения, быстроты преодоления естественных препятствий, общей продолжительности путешествия. Выносливость во многом определяется функ­циональным состоянием всех органов и си­стем организма. Однако решающими здесь являются сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы. Большое значение имеет умение туриста распреде­лять силы при выполнении различных физи­ческих упражнений и технических приемов, а также умение выполнять их без особых мышечных напряжений, т. е. технично. Дли­тельное, технически правильное решение туристских задач определяет специальную выносливость туриста

• Развитию общей выносливости, или спо­собности длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсив­ности, служат: бег на длинные дистанции, лыжи, велосипед, спортивные игры (футбол, баскетбол), гребля, плавание и др. Основ­ной метод тренировки общей выносливос­ти туристов в начальный период занятий -равномерный, с длительностью выполнения упражнений в однократном режиме не ме­нее 30 мин.

Специальная выносливость туриста выяв­ляется в условиях преодоления препятствий, близких к реальным. В горном туризме ту­рист должен пройти 100-300 м по вертика­ли, например, на скалах средней трудности с отягощением 5-10 кг. Подъем свободным лазаньем {5-8 раз по 40 м) и спуск по веревке чередуются без отдыха. Время прохож­дения контролируется и определяет специ­альную выносливость туриста на скалах. Ана­логичным способом определяется специаль­ная выносливость туриста на других фор­мах горного рельефа.

Развитие выносливости нужно начинать с бега. В этих целях можно использовать извест­ную дозировку беговой нагрузки для практи­чески здоровых людей различного возраста, ранее не занимавшихся спортом. Темп бега рекомендуется невысокий и равномерный. Немецкие специалисты счи­тают, что лучше всего бегать по утрам (но не раньше чем через 10 мин после сна).

Развитие силы - это не столько развитие мускулатуры всего тела туриста, сколько раз­витие приспособленности мышц к динами­ческой работе определенной мощности, ти­пичной для туристов. Абсолютная сила мышц, развитая путем отягощений за счет простого увеличения физиологического поперечника мышц, является только основой для разви­тия динамической силы туриста.

В туристской практике наибольшее значе­ние имеет динамическая сила мышц ног. При любых физических упражнениях, особенно силовых, мышечная масса увели­чивается, что приводит к усилению крово­обращения и увеличению запасов энергети­ческих веществ.

Туристам важно развивать мышечную силу без значительного увеличения веса тела, поэтому в тренировках рекомендуется ис­пользовать различные силовые упражнения, в том числе с тяжелыми снарядами (гиря­ми, штангой), с небольшим количеством повторений, обязательно с расслаблением мышц после каждого упражнения.

Развитие силы хорошо совмещается с тех­ническими приемами преодоления скал и других форм горного рельефа. Например, преодоление нависающих участков скал хо­рошо развивает силу мышц плечевого пояса, брюшного пресса и рук. Хорошо развивает силу мышц ног и рук движение с рюкзаком с помощью зажимов или схватывающих узлов по закрепленной на скалах веревке.

Подвижность в суставах определяет гиб­кость тела, быстроту движений и ловкость. Все эти качества нужны в туристских походах и соревнованиях. Подвижность можно раз­вить систематическими упражнениями, на­правленными на увеличение эластичности связок и мышц.

Важную роль при этом игра­ют упражнения на гибкость, которые позво­ляют выполнять движения в суставах с боль­шой амплитудой, развивающие подвижность плечевого пояса, позвоночника, тазобедрен­ных и голеностопных суставов.

Быстрота движений определяется элас­тичностью мышц и подвижностью в суставах, кроме того, зависит от силы, технической под­готовленности и реакции спортсмена. Быстроту движений у туристов целесообразно раз­вивать игровым и соревновательным метода­ми, основное внимание уделяя при этом уме­нию оперативно и правильно решать двига­тельные и специальные технические задачи.

В скальной подготовке туристов проверка тренированности на скорость проводится на легких трассах, с учетом того, что она не яв­ляется решающим фактором. Важнее в дан­ном случае проходимость, т. е. способность преодолевать различные труднопроходимые участки скал.

 


 

 


 


Рис. 10. Третий комплекс физических упражнений для занятий на местности

В планы тренировок следует включать:

силовые упражнения,развивающие ос­новные группы мышц (подтягивание, при­седания на одной ноге, занятия с отягоще­ниями, лазанье по канату), а также упражнения для развития силы пальцев рук и ног (висы, подтягивание на маленькой опоре, выходы из нее ногами и т. д.);

- упражнения для развития общей вынос­ливости (спортивные игры, бег различной длительности и интенсивности, по пересе­ченной местности, по снегу или песку), лыжные гонки;

- упражнения на ловкость и равновесие, акробатические элементы, упражнения на гимнастических нарядах, на батуте, ходьба по тросу;

- упражнения на скорость - ускорения на небольшие отрезки (от 30 до 100 м) на рав­нине и в гору, лазанье на время по шведс­кой стенке или щиту с зацепами и т. д.;

- упражнения на выработку смелости и ре­акции на глубину - прыжки через коня, прыж­ки в воду с разной высоты, ходьба по тросу на большой высоте, сложно координированные упражнения на гимнастических снарядах.


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.