Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор смысловой модели. Топосы





Топосы – это структурно – смысловые модели, на основании которых создаются тексты, части текста, мини-тексты. Топосы служат раскрытию замысла высказывания. Это способ развития мысли, её развёртывания, изложения содержания.

Познакомьтесь с некоторыми видами топосов.

1. Топос «род и вид» («разновидности»). Отражает универсальный закон человеческой мысли – «нисхождение» от рода к видам, от общего к частному (дедукция) и «восхождение» от вида к роду, от частного к общему (индукция). Представьте, что предмет вашей речи – студент, разложим эту простую идею по модели «общее/частное» или «род и вид».

Вид_________ род студент – учащийся - представитель молодёжи

Род_________ разновидности

студент

сузавуза

очного обучения заочного обучения комбинированного обучения

2. Топос «определение». После вступления традиционно идёт определение предмета речи. Определить предмет речи – значит назвать общий род и видовые специфические его отличия от других предметов того же рода.

Задание 2. Прочитайте определение, предложенное ритором Н.Ф. Кошанским в начале XIX века. Назовите признак, который отличает человека от других живых существ с современной точки зрения.



Человек – животное, одарённое разумом, словом и бессмертной душой (Н. Ф. Кошанский).

Уточните, все ли видовые отличия перечислил студент, давая определение одноимённому предмету речи.

Студент – тварь божья, обучающаяся, обыкновенная, ещё не дозревшая до взрослой жизни, но уже пережившая подростковый период, «приписанная» к определённому высшему учебному заведению (причём чаще по собственному выбору), обязанная получать определённые знания и навыки. А также стремящаяся завладеть бумажным образцом своей образованности для дальнейшего помахивания перед лицом работодателя и произведения достойного впечатления на окружающих.

3. Топос «целое – части». Предмет речи нужно: а) рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом; б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.

Задание 3.1. По своему усмотрению дополните список частей, составляющих понятие «студент».



Студент – человек, получающий необходимые знания по определённой специальности в высшем учебном заведении. Он состоит из множества частей: зачётки, студенческого билета, конспектов, шпаргалок и т.д.

Зачётка – документ, в котором находится информация об успеваемости студента в виде оценок.

Студенческий билет – документ, подтверждающий статус студента.

Конспекты – письменные записи материала, изложенного преподавателем на лекции. Источник материала для шпаргалок.

Шпаргалка – особая форма письменной записи изучаемого материала, необходимая помощь на экзамене (зачёте).

4. Топос «свойства». Описание важнейших признаков предмета речи, его качеств, его функций, его характерных действий, интересующих как говорящего, так и адресата.

Задание 4.1. Прочитайте студенческую работу, выделите признаки, функции и характерные действия, присущие такому предмету речи, как «студенты».

Кто такие студенты?

Прежде всего, это обычные люди со своими заботами, радостями и печалями. Но есть в них что-то такое, отличающее от всех остальных.

Можно ли выделить студентов из толпы? Поверьте, можно!

Они не сидят на месте, вечно куда-то бегут, что-то делают, с кем-то договариваются (на тему зачётов с преподавателями, по поводу помощи в учёбе с одногруппниками или просто «мозгами» - так называются умные люди в студенческом мире), а какие они создают пробки возле копировальных центров…

Студенты много учатся, можно сказать, очень много (не все, конечно, обходятся своими силами, но это не так уж и важно). Главное, прийти к общему результату, объединяющему всех студентов – сданной сессии.



Как же можно найти студентов среди серой массы? Очень просто: они не ходят по одному, всегда смеются (ведь студенческая жизнь – это самая весёлая пора), кричат на улицах, вечно просят скидки.

Но то, что их точно отличает, это время сессии. На улицах, на лавочках, на набережной, даже в подземке становится пусто. Им уже не до смеха, все они с замученными или раскрасневшимися от перенапряжения лицами, с какими-то бумажками бродят по территории вуза.

Пройдёт и это время, и снова на улицах появится смех, веселье и радость – появятся студенты. Ведь не зря говорится в поговорке: от сессии до сессии живут студенты весело.

Задание 4.2. Посмотрите данную студентом характеристику такого предмета речи, как «преподаватель». Какие его признаки, функции и действия вы могли бы добавить в таблицу?

Преподаватель

Признаки Функции Характерные действия
компетентность образованность объективность ? ? ? обучение воспитание развитие ? ? ?   требовательность снисходительность терпение самосовершенствование ? ?

 

5. Топос «Причина и следствие». Находя причины предмета речи, предвидя и обнаруживая его следствия, рассуждайте чётко и последовательно.

А) Первая разновидность топоса «причина и следствие» - цепочка рассуждений.

Причина 1 следствие 1 следствие 2 следствие 3 следствие 4

Причина 2 причина 3 причина 4 причина 5 следствие 5

Задание 5.1. Прочитайте русскую народную сказку «Заяц», постройте цепь рассуждений, начинающуюся причиной – поимкой зайца и заканчивающуюся следствием – обзаведением домом и семейством.

Бедный мужик шёл по чистому полю, увидал под кустом зайца, обрадовался и говорит:

- Вот когда заживу домком-то! Возьму этого зайца, убью плетью да продам за четыре алтына. На те деньги куплю свинушку. Она принесёт мне двенадцать поросёночков. Поросятки вырастут, принесут ещё по двенадцать. Я всех приколю, амбар мяса накоплю. Мясо продам, а на денежки дом заведу да сам женюсь. Жена-то родит мне двух сыновей: Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под окном сидеть да порядки наводить: «Эй, вы, ребятки, - крикну, - Васька да Ванька! Шибко людей на работе не подгоняйте, видно, сами бедно не живали!» Да так громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а дом со всем богатством, с женой и с детьми пропал (Русские народные сказки. – М., 1987).

Б) Вторая разновидность топоса «причина – следствие» - «веерное» расположение частей.

Следствие Причина

Причины Следствия

Задание 5.2. Определите, какой схеме веерного расположения частей соответствует финал мини-текста из серии рассказов В. Пьецуха «Русские анекдоты».

Выступал как-то писатель Зуев в библиотеке имени Добролюбова, ему из зала и говорят:

- А чего вы, собственно, занимаетесь ерундой? Какая польза от вашей литературы, если вы всё придумываете от себя? Вы нам, товарищ писатель, дайте учебник жизни, укажите средства борьбы со злом! А то они увлекаются описаниями природы, а где искать счастье – про это нет!

Зал возбудился и зашумел.

- Понимаете, какое дело, - сказал Зуев. – Или учебник жизни или литература – это одно из двух. И про счастье ничего определённого не скажу, а вот что литература уберегает читателя от несчастий – тут налицо медицинский факт.

- Как так?

- А так: сидишь себе в уголке, почитываешь книжку, и в это время кирпич тебе на голову не упадёт – раз, в милицию по недоразумению не попадёшь – два, в семье мир – три, деньги целы – четыре, не обидел никого – пять!

Зал молчал (Пьецух В. Русские анекдоты // Октябрь. – 1999. - № 5).

6. Топос «сопоставление» (двух видов одного рода). Сравнение: поиски сходства, то есть общего между предметами и явлениями (аналогия). Противопоставление: поиски отличий и противоположных свойств (антитеза).

Задание 6.1. Определите, в чём видит сходство и различия между скотиной и человеком автор данного высказывания.

Скотину тянут или погоняют. С человеком идут рядом (Сесар Вальехо).

Задание 6.2. Продолжите рассказ о студенте и преподавателе, раскрывая смысл ассоциаций, определений и качественных оценок автора следующего учебного текста.

Студент и преподаватель. Оба субъекта составляют диалог в учебном процессе, на одну тему, в одном пространстве. Образуют университет в аспекте его наполнения. Здесь под словом «университет» я подразумеваю не здание (корпуса, кабинеты, кафедры), а то, что лежит в его органической основе – преподавательский состав, научных сотрудников, посетителей курсов, а также всего, что составляет процесс обучения. Как я уже сказал, процесс, основанный на диалоге студента и преподавателя.

Ассоциации, определения и качественные оценки.

Студент Преподаватель

Приёмник передатчик

Пустой полный

Голод пища

Пластичный твёрдый

Маленький масштаб большой масштаб

Тёмное на светлом светлое на тёмном

Массовое персональное

Ловкость мудрость

Ответ (вопрос) вопрос (ответ)

7. Топос «имя». Обращение к происхождению или к смыслу слова, которое входит в название вашей темы или является одной из её идей.

Задание 7. Поясните принцип построения словарных статей из рассказа А. Аверченко «Советский словарь».

Аристократ. По советской орфографии – ористократ. Потому, что ори русский человек сто крат, ори двести крат – всё равно Европа не услышит его.

Булка. Круглый хлеб, изготовляемый из лопуха, одуванчика и берёзовой коры. Две булки считается пир, три булки – спекуляция (Аверченко А. Антология Сатиры и юмора России XX века. Том 20. – М., 2003).

8. Топос «обстоятельства». Описание времени, места и условий (когда? где? как? каким образом? кто-то совершает что-то).

Задание 8. Определите имя автора и произведение по его началу, в котором используется топос «обстоятельство».

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

 

Домашнее задание. Используя любой из топосов, напишите мини-текст на тему «Преподаватель НГТУ» или «Сервис».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.