Предмет и основные положения валеологии.
Лекция 1. Предмет, задачи и методы валеологии
План
1. Предмет и основные положения валеологии.
2. Оценка состояния здоровья
Предмет и основные положения валеологии.
Анализ происходящих в Украине специальных процессов показывает:
Ø образ жизни в современном обществе стал нездоровым, и люди полагаются на технические приспособления, “экономящие труд”, которые, в свою очередь, лишают их физической активности;
Ø виртуальная реальность заменила общение с природой;
Ø длительная работа с компьютером, просмотр замечательных видеофильмов, научные изыскания и чтение интереснейшей литературы непременно ведут к недостаточной двигательной активности, к заболеваниям глаз и нарушению осанки;
Ø развитое промышленное производство, транспорт загрязняют окружающую среду, что негативно влияет на органы дыхания и патологию пищеварения;
Ø стремительный темп жизни, стрессы, трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций;
Ø медицина в наши дни, какими бы совершенными методами она не обладала, не способна полностью избавить человеческий организм от пагубных последствий цивилизации.
Именно поэтому актуальны в наши дни вопросы о сохранении здоровья и организации здорового образа жизни. Необходимость решения этих вопросов в конце ХХ столетия послужила основанием для выделения самостоятельной отрасли науки – валеологии.
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Термин “валеология ” (от лат. valeo – здоровье, здравствовать, быть здоровым и греч. logos - учение, наука) был впервые предложен российским учёным И.И.Брехманом в 1980. С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает всё более широкое признание не только в Украине, но и далеко за её пределами.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезни.
Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социо-культурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.
Валеология как научная дисциплина использует и общелогические методы, и методы эмпирического познания, и методы теоретического познания - которые, в свою очередь, можно подразделить на общие и специфические.
Из общих методов валеологии можно отметить следующие:
1.Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2.Наблюдение: целенаправленное восприятие явлений объективной действительности:
Ø непосредственное,
Ø аппаратурное наблюдение (фото-, кино-, видео-, др.),
Ø обследование-измерение.
3.Эксперимент: воспроизведение явлений или активное воздействие на них в познавательных целях.
4.Системный подход.
5.Научная рефлексия – метод, направляющий мышление на предметное рассмотрение самого знания о здоровье, критический анализ содержания этого знания и механизмов его формирования.
6.Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал в аспектах, интересующих познание.
7.Методы математической статистики (корреляционной анализ, т.д.).
Группы специфических методов валеологии:
1.диагностика уровня здоровья (валеометрия);
2.прогнозирование здоровья;
3.управление здоровьем.
Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.
Основные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека
2. Формирование установки на здоровый образ жизни
3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни.
Жизнь – высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития.
Гомеостаз, или гомеостазис, – свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.
Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) - развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.
Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.
Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.
Ключевым вопросом валеологии является проблема здоровья. Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа “это когда ничего не болит” – кажущаяся, и до сих пор все объемлющего определения здоровья не существует.
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время живой организм – система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
В.П.Казначеев (1989) трактует здоровье как “процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни”.
И.И.Брехман (1987) определяет здоровье как “способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации”.
Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляет морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет системы ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
В упрощенном, и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- для соматического и физического здоровья – я могу;
- для психического – я хочу;
- для нравственного – я должен.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения (1985), состояние здоровья населения лишь на 10 % определяется уровнем развития медицины как науки и состоянием медицинской помощи, на 20 % - наследственными факторами, на 20 % - состоянием окружающей среды и на 50 % образом жизни.
Используя эти четыре производные, в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях “Охрана здоровья населения” и “К здоровой России” определило это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:
- генетические факторы – 15-20 %
- состояние окружающей среды – 20-25 %
- медицинское обеспечение – 10-15 %
- условия и образ жизни людей – 50-55 %
Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом:
Факторы, укрепляющие здоровье:
- Генетические: здоровая наследственность, отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболеваний;
- Состояние окружающей среды: хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания;
- Медицинское обеспечение: медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь;
- Условия и образ жизни: рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр.
Факторы, ухудшающие здоровье:
- Генетические: наследственные заболевания и нарушения, наследственная предрасположенность к заболеваниям;
- Состояние окружающей среды: вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки;
- Медицинское обеспечение: отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание;
- Условия и образ жизни: отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|