Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОРТРЕТОВ И КАРТИННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В СВИТКАХ





 

Течение в сторону реализма в эпоху Камакура отражалось в различных сферах жизни общества. Оно побудило к росту то, что могло бы быть обозначено как пояснительное или описательное искусство. В литературе эта тенденция приняла форму повествования, а в искусстве она проявилась в портретной живописи и картинных изображениях в свитках. Отличительная черта портретной живописи этого периода заключалась в ее акцентировке на индивидуальности и реалистических деталях с той особой важностью, которая придавалась отображению лиц. Происхождение этой эволюции в портретной живописи может быть найдено в формировании самого феодального общества. Сёгунат Камакура основывался на связях взаимной преданности, которые существовали между феодальным сеньором и вассалом. В противоположность традиционному сословному разделению на слои и подчинению люди в возрастающей степени развивали осознание самих себя как человеческих существ, и соответственно наблюдалось больше заботы о собрате и интереса в собрате. Развитие портретной живописи может рассматриваться как выражение выполненности этих нужд и стремлений.



Развитие картинных изображений в свитках зависело от наличия более широкого спектра людей, которые могли бы находить в них прелесть. Быстрый рост популярности этих свитков безусловно происходил в силу того факта, что ими могли восторгаться даже неграмотные.

Картинные изображения в свитках периода Камакура являли собой большее разнообразие, чем их предшественники, которые в подавляющей степени имели отношение к повествованиям и рассказам. Теперь религия и война стали частым предметом для этой формы искусства. Картинные изображения в свитках увеличивались как по числу, так и по своему типу. Новым буддийским сектам, возникавшим в это время, предстояло иллюстрировать историю храма или святилища, либо биографию основателя секты в качестве своей религиозной деятельности по обращению в свою веру. Военное сословие, со своей стороны, находило свиткам употребление в том, чтобы подкрепить воинский дух. Такие факторы, как эти, помогают дать объяснение поясняющим и эпическим качествам свитков, равно как и особенностям, которые характеризуют некоторых из персонажей в свитках. Имеется множество сохранившихся примеров прекрасной религиозной деятельности, творившейся в это время, например, Кокавадэра Энги, Тайма Мандара Энги, Кэгон Энги и Ип-пэн Сёнин Э-дэн.



Особенно важным для развития картинных изображений на религиозную тематику, запечатленных на свитках, были новые буддийские секты, такие как Дзёдо и Хоккэ (или Нитирэн). Эти секты возникли в условиях социального неспокойствия, превалировавшего на начальном этапе периода Камакура. В противоположность буддизму более позднего периода эпохи Хэйан, который в большей мере был схоластичным и аристократичным в дополнение к тому, что он уже был как государственной религией, так и той, которая ориентировалась на мольбу, эти новые секты обеспечивали новое теоретическое обоснование веры.

 

26 Портрет Минамото-но-Ёритомо. Принадлежит кисти Фудзивара Таканобу. Ёритомо был основателем правления Сёгунат Камакура и фактическим правителем Японии в начале 13 века.

 

27 Иппэн Сёнин Э-дэн (иллюстрированная биография священника Иппэн). Выполнена Эн-u. В период Камакура появлялись разнообразные новые секты буддизма. Часто писались портреты и иллюстрированные биографии их основателей, преследовавшие цель обращать общественность в веру.

Это ясно из того факта, что буддизм является религией, основанной принцем Сиддхарта (Шакья), который отрекся от светской власти в силу того, что это религия является превосходящей власть государства. Безусловно, буддизм представляет собой универсальную религию, которая обещает спасение всему человечеству. Заслуживает упоминания и то, что ведущие буддисты этого периода в Японии, Хонэн и Синран, посчитали подобающим разорвать все связи с государством и отстаивать независимость своей религии. Данный период породил множество новых сект, каждая из которых заслужила известность своей ориентацией и была в одинаковой мере характерна практичностью и индивидуализмом. Возвышение этих новых сект и их деятельность действовали также как сильный импульс в отношении старых буддийских сект, в равной мере как и в отношении собственной религии Синто. Результатом этого явилось движение за возрождение среди старых буддийских сект и шквал активности со стороны синтоистских храмов.



Несмотря на тот факт, что Япония не имела никаких официальных отношений в династией Сун, которая в то время правила Китаем, обмены между двумя странами процветали, частично как результат усилий со стороны Таира-но-Киёмори по наращиванию торговли между Японией и Китаем. Целый ряд японских монахов отправлялся в Китай и возвращался после изучения там дзэн-буддизма. Среди них двумя самыми известными именами, связанными с распространением дзэн-буддизма в Японии, являются Эйсай, который создав дзэн-буддистскую секту Риндзай, и Догэн, который основал секту Соло. Присутствие дзэн-буддизма с его учением о том, что только путем отречения от всего и концентрации всех усилий на дзадзэн или созерцании возможно обрести духовное просвещение, играло в огромной степени важную роль в последующие годы.

 

ДЗЭН-БУДДИЗМ И ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА

 

Военное сословие, которое заметно усилило свою власть после раздоров между Северным и Южным дворами, начало вносить свои собственные нововведения в аристократическую по своей сущности культуру. Влияние дзэн-буддизма явилось также вкладом в развитие военной культуры, которая достигла своего апогея в период Муромати (длившийся с падения Сёгунат Камакура в 1333 году до конца Сёгунат Муромати в 1573 году), в течение которого центр управления был перемещен обратно в Киото.

Дзэн-буддизм отличался от других буддистских сект своим упором на индивидуальное воспитание и дисциплину. Искусство династий Сун и Юань, которое дзэн-буддистские монахи несли в Японию наряду с религией, было в большей мере ориентировано на эстетическое наслаждение, чем на поклонение. Эти новые черты, ассоциировавшиеся в дзэн-буддизмом, были с легкостью восприняты военной культурой.

Дзэн-буддизм пользовался покровительством со стороны Сёгуна Асикага и правящего класса. Эта секта утвердила систему Годзан Дзиссацу , согласно которой определялись пять храмов первичной важности и десять храмов вторичной важности. Дзэн-буддистские монахи этих пяти храмов выступали в качестве политических советников Сёгунат Муромати, не только участвуя в политике, международных делах и торговле, но также играя ведущую роль в области искусства и обучения. Процветание «литературы Годзан», которая в сущности состояла из строгих интеллектуальных игр, в которые играли дзэн-буддистские монахи, может быть названо как один из показателей секуляризации культуры дзэн-буддизма. Другой показатель тенденции к секуляризации в значительной степени проявился в архитектуре. Токо (беседка), тана (отлогая беседка, примыкающая к токо) и сёин (стол-окно), которые до сих пор считаются основными приспособлениями в японских домах, представляют собой черты архитектурного стиля Сёин, который заявил о своем появлении в конце эпохи Муромати и произошел от стиля учебник комнат монахов.

 

28 Осенний и зимний пейзажи: Зима. Выполнена Сэссю (1420–1506 гг.). Искусство пейзажной живописи, развившееся наряду с дзэн-буддизмом, было доведено до совершенства дзэн-буддистским монахом Сэссю.

 

29 Сад в храме Рёандзи. Дзэн-буддистское (созерцательный, интуитивный буддизм) видение природы являлось источником таких абстрактных садов «сухого пейзажа», состоявших исключительно из камней и белого песка.

 

ДЗЭН-БУДДИЗМ И ПРИРОДА

 

Характерной живописью в это время конечно же была та, которая писалась черной тушью, т. е. то, что было известно как суибоку-га , которое составляло неотъемлемую часть дзэн-буддистской культуры. В то время как именно эмоциональный призыв и цвет представляли собой жизнь и душу живописи стиля Ямато-э, одноцветная черная живопись суибоку-га была типично абстрактной и наводящей на размышления. В дзэн-буддизме высоко ценилась сансуй-га или пейзажная живопись из-за предоставлявшейся ею возможности духовного контакта с природой. Сами монахи упражнялись в живописи как в духовном занятии, и некоторые из них стали умелыми профессиональными художниками (известными как художниками-монахами).

Двумя художниками, начавшими писать, будучи монахами, были Дзёсэцу, написавший Хёнэн-дзу (Попытка поймать рыбешку тыквенной бутылью), и сюбун, который усовершенствовал и сделал более утонченным японский стиль сансуй-га. Хотя эти два представителя были мастерами в своем собственном плане, тем не менее именно Сэссю после своего возвращения из Китая минской династии в 1469 году произвел первый оригинальный японский шедевр пейзажной живописи тушью. Сэссю не принадлежал к кругам живописцев столицы и проживал в отдаленной деревенской местности, смешавшись с представителями всех сторон жизни и посвятив себя изображению суибоку-га, правдиво отображающей японский дух. Его характерными произведениями являются Аманохасидатэ-дзу, Сансуй Тёкан (пейзажи четырех сезонов), Сюто Сансуй-дзу (осенний и зимний пейзажи) и Хабоку Сансуй-дзу (пейзажи).

С древних времен японцы отдавали предпочтение садам искусственного происхождения, которые имитировали природу. Любовь природы, которую отстаивал дзэн-буддизм, несомненно, внесла свой вклад, поскольку ряд дзэн-буддистских монахов, включая Мусо Ко-куси, стали экспертами в искусстве пейзажного садоводства. Эти монахи развили новый стиль садоводства, спрессовывая необъятную пространственность природы в замкнутые рамки и представляя природу в символической манере. Ограниченное число деревьев и камней было необходимо, чтобы предположить всю природу как таковую вовсе не в противовес монохромным пейзажным изображениям, которые столь ценили те же самые монахи. Хорошим примером является сад Сайходзи. Появились также сады, которые выражали великие просторы природы одними лишь камнями и песком. Прозванные каменными садами или карэ сансуй (сухой пейзаж), их примеры можно проследить в Дайсэн-ин в Дайтокудзи и в Рёандзи.

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.