Миф об Эдипе - роль имени вообще
Содержание
I. ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА СЕГОДНЯ. ЕЕ СФЕРАМ ПРЕДМЕТ
1. Краткий обзор предмета. Ее сфера - весь мир. Метафора Паскаля
2. Понятие «гуманитарная наука» - само своеобразный концепт
3. Опыты обобщения самого концепта «Гуманитарной науки»
II. КОНЦЕПТ
1. Концепт. Предварительное определение
2. Концепт в «научном» и «ненаучном»,
в гуманитарной науке вообще. Трудность проблемной ситуации
3. Шокирующие термины «так называемое научное», «так называемое художественное». Кавычки как «вакцин а ц и я» при употреблении термина
4. Одна базовая синонимия концептов: Концепт как «общечеловеческое, вненациональное» естественно тяготеет к «научному»; концепт как «национальное» столь же естественно тяготеет к «художественному»
III. КОНЦЕПТЫ. ТАК НАЗЫВАЕМОЕ «НАУЧНОЕ». СОЕДИНЕНИЯ КОНЦЕПТОВ- ИЗОЛИНИИ (ИЗОТЕМЫ)
1. Изотема 1
2. Изотема 2
3. Изотема 3
4. Изотема 4
5. Изотема 5
6. Изотема 6
7. Изотема 7
8. Изотема 8
9. Изотема 9
10. Изотема 10
11. Изотема 11
IV. КОНЦЕПТЫ. ТАК НАЗЫВАЕМОЕ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ». КОНЦЕПТЫ КАК НЕПОВТОРИМЫЕ (НЕСОЕДИНИМЫЕ) НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
1. Вводное замечание. Концепт-своеобразный национальный жанр словесности, ее «национальная минимализация» РУССКОЕ
3. Небесспорное: «Понадеемся на русский „Авось"»
4. Интеллигенция. «Жрец» нарекись и именуйся «Жертва»
5. «Мнение». «Общественное мнение»
6. Концепты «высокого стиля» - как ценность и красота. «Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана» АНГЛИЙСКОЕ
8. Некоторое расширение концепта. Читатель, вероятно, заметил...
9. Один ключевой английский концепт - «Fair play»
ФРАНЦУЗСКОЕ
11. Концепты—двойники. Два возлюбленных Федры - муж Тесей и пасынок Ипполит par Phedre interposee
12. Концепты—двойники вообще. Двойничество Анны Ахматовой
13. Один из самых красивых концептов Франции - «Цветущие яблони под ледяным дождем и Крестьяне на проселочных дорогах Франции» (Марсель Пруст)
14. Французский концепт—идея - «le Droit», франц. «Право. Закон» ИСПАНСКОЕ
16. Испанский концепт - «el honor» «честь». Русские переводы К. Бальмонта, В. А. Жуковского и Ф. Шиллера ПОЛЬСКО—РУССКОЕ
линиям изобразительного искусства. Кубизм Пикассо, новый французский «мизерабилизм» и т. п
6. Продолжение. Концепт как 273 минимализация в музыкально—
словесном - «Гул» В. Маяковского, «чистая ощутимость» у теоретиков (В. Фещенко и др.)
7. Само «знание» как «тонкая пленка». По 279 —русски -тонкое различие «я знаю это»
и «я знаю об этом»
8. «Знание» как дискурсивное мышление 281 в смысле Б. Рассела
9. В концептах нет «знания» вне 284 «эмоций». Трудность именования эмоций
при знании
10. Концепты с эмоциями в «тонкой 288 пленке». Положительное минорное - Маргарита Алигер. «Музыка» (1942)
11. Концепты с эмоциями в «тонкой 292 пленке». Отрицательное минорное отвратительное - Георгий Иванов «развоплощение» из книги «Распад
атома» (1938)
12. «Тонкая пленка» концепта, 297 расширяясь в контекст, лечит, затягивает
сама себя. Концепты с эмоциями: дети и
зверьки в романе Г. Иванова
13. Концепты с эмоциями - «тонкая пленка» как «Улыбка чеширского кота». Льюис Кэрролл «Поэма Алисе»
14. Конфликтология в «минимальном». Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков adversus Пикассо. Необходимость расширения понятия «Концепт»
15. Концепт. Второе (расширенное) определение
VI. КОНЦЕПТЫ - ТОНКАЯ ПЛЕНКА ЦИВИЛИЗАЦИИ, КОЖИЦА ЯБЛОКА. (2) В «НАУЧНОМ»
1. Ньютон в 1686 году...
2. Центральное «нервное звено» «тонкой пленки» в сфере философии, математики и логики. Декартовский поворот XVII века
3. «Созидать и позволять естественно расти». Гуманитарный поворот наших дней посреди искусственного круговорота в технической цивилизации
4. Одна «тонкая пленка» в логике концептов - Cogito Декарта и картезианская логика жизни П. С. Попова
5. Некоторые современные добавления к предыдущему о логике
6. Проблема обозначения сущностей:
«События», «факты» и «суждения о фактах». Нехватка терминов в современной гуманитарной науке («утверждение», «суждение», «предложение», «пропозиция», англ. judgement, sentence, proposition, франц. phrase и т. д.)
7. Логический анализ сущностей (лучше будет сказать «прикладной логический анализ»). К термину «суждение» и др
8. Глубинный язык открывается ближайшим образом в самом тонком звене «тонкой пленки» - в «суждении». Анализ суждения по О. Конту, по Лейбницу, по Канту, П. С. Попову, Е. Д. Смирновой
9. Анализ концепта по линии суждения по И. Канту. Ядро - «Синтетическое суждение a priori»
10. Анализ концепта по линии суждения, опирающийся на современное понимание проблемы «аналитического и синтетического» по Е. Д. Смирновой
11. Анализ концепта по линии суждения в ключе семиотики по Ч. С. Пирсу. Суждение - это «убеждение— принуждение»
12. Нехватка терминов-явление «классическое» и постоянное. В сущности
- один и тот же вопрос и даже одно и тоже решение: Кант «Пролегомены. Общий вопрос: как возможно познание из чистого разума» и Пирс: «Утверждение, обладающее непосредственной убедительной силой»
13. Утверждение—принуждение, или «утверждение, обладающее непосредственной убедительной силой» как основание для единой классификации явлений «современной гуманитарной науки» - «научного» и «художественного»
VII. АНТИКОНЦЕПТЫ
1. Антигерой возникает под пером Ф. М. Достоевского в 1864 г
2. «Кич» и «Кэмп» - продолжения явления «Антигерой» в нашем веке
3. Поддельные концепты. «Образцы» - «Христос в Эммаусе». «Смерть в атаке. Испания 1936 г.»
4. Концепты об «Антиконцептах»: Г. В. Спешнев (1912-1987), С. Е. Бирюков (диссертация 2007 г.) и др
5. Предельная минимализация концепта
- «прозрачность знака». Предельная
минимализация - тоже «Антиконцепт»
VIII. КОНЦЕПТЫ КАКНЕОДОБРЯЕМОЕ, ОСУЖДАЕМОЕ, ЗАПРЕЩАЕМОЕ... НО- «КОНЦЕПТНОЕ»!
1. Лермонтов «На смерть поэта», Бодлер «Цветы зла», Флобер «Госпожа Бовари». И т. д. И т. п
2. Тимур Кибиров - поэт концептов. Первое вступление
3. Второе Вступление. Тимур Кибиров. Из журнала «Юность», 9, 1988
4. Тимур Кибиров. Художнику Семену Файбисовичу
5. Тимур Кибиров. «Человеческий фактор» (Из «Песен стиляги»)
IX. САМЫЕ БОЛЬШИЕ КОНЦЕПТЫ БЕЗ ИМЕНИ
1. Что значит «без имени»?
2. «Введение к Заключению», или «Заключение к Введению»
Любовь и голод движут миром
Парижский синдром
Кафкова Прага
Кафкова Прага. Сбывшееся
предчувствие. Холокост поодаль от
Праги
Сексуальная философия по Саду. «Про
это»
Сексуальная философия по Саду
Бином Ньютона - геном Баха 3. Композиция «книги о концептах» - это рекурсия
Большой концепт:
1. Голод. «Дорогие товарищ Сталин...»
2. О голоде в более общественном смысле. Работа Питирима Сорокина «Голод как фактор»
3. Голод и фактор населения. Книга С. П. Капицы «Теория роста населения земли» и его опыт «метаистории». Наш возврат к понятию «Концепт»
4. Любовь. «Во сне ты горько плакал...» - Юрий Казаков (Отец о своем сыночке, фрагменты)
Большой концепт: «ВЕЧНОЕ» ЗНАЧИТ «ВЕЧНО МОЛОДОЕ»
1. «Парижский синдром». Молодежная революция 1968 г.
и 2005 г. Наше вступление «тонкая пленка»
2. Французы об этом. Книга Р. Арона (1968 г.)
3. «Liberte, Egalite, Fraternite» - 533
«Свобода, Равенство, Братство» -Вечно молодое
КОНЦЕПТ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ. 546
ФРАНЦ КАФКА
1. Концепт как предчувствие. 546 Кафкова Прага
2. Сбывшееся предчувствие. 559 Холокост поодаль от Праги
«ПРО ЭТО». «САДИЗМ В ЛЕГКОЙ 560
ФОРМЕ»
1. «О.Р.З» (о—эр—зэ) - это «грипп в 560 легкой форме». Дедовщина. Садизм.
Все «в легкой форме» - «вакцинация идеи»
2. Маркиз де Сад (1740-1814) 562 и Жорж Батай (1897-1962).
Философия «садизма»
3. Философия «практического 572 разума» по Саду. Маркиз де Сад в
его иллюстрациях - «прозрачность знака»
X. БИНОМ НЬЮТОНА - ГЕНОМ БАХА 577
Заключительная глава как «Большой 577
концепт» ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 581
Юрий Степанов
Концепты. Тонкая
Пленка цивилизации
I. ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА СЕГОДНЯ. ЕЕ СФЕРА И ПРЕДМЕТ
1. Краткий обзор предмета.
Ее сфера - весь мир.
Метафора Паскаля
Метафора Паскаля гласит: граница мира - нигде, а его центр-везде. Представлять себе это лучше всего в виде именно шара, сферы, она не ограничена в пространстве нигде, но центр этой сферы - внутренний мир человека, там, где он, то есть везде.
Данный начальный обзорпредмета может быть, конечно, только п о- верхностным, внешним, из «глубинного» вообще не сложишь образ. Эти слова о «внешнем» являются парафразом Марины Цветаевой: «Не презирайте внешнего, цвет ваших глаз также ва-
жен, как и их выражение...» Культурологи в настоящее время постоянно обращаются к «внешнему». В л а д и м и р Фещенко даже написал специальную работу «О внешних и внутренних горизонтах семиотики» [Фещенко 2005а: 6]. Впрочем, сказать одновременно, как мы (не Фещенко) сейчас сделали, «в настоящее время» и «постоянно», значит произвести «парадокс», или «амфиболию», или снова «метафору», - словом, целый набор стилевых терминов (не лучшего вкуса), но это тоже черта гуманитарной науки: ее собственный стиль и границы - предмет ее постоянных забот. Один из основоположников семиотики Ф. де Соссюр с этого и начал: семиотике (у него семиологии) предстоит еще многое сделать, даже уже только для того, чтобы определить свои собственные границы [Соссюр 1933: 40]. Когда в 1917 г. художники Т. Ван Дусбурги П. Мондриан основали новое авангардное направление, то их главный (голландский) орган - журнал, так и был назван «De Stijl» («Стиль»).
Само понятие «внутренний горизонт» меняется. Если обычно оно относилось к слепым, то сейчас к зрению внутреннему - к ментальному, умозрительному (один из замечательных русских примеров - «Умозрение в красках» [Трубецкой 1991]).
Меняются не только произведения, ноиспособ ы и х н а з в а н и я. Возьмем нашу собственную данную книгу «Концепты. Тонкая пленка цивилизации».
Что это - «название»? Или «собственное имя» данного произведения, продукта?
(Есть же автомобиль «Пежо», мебельный гарнитур «Аленка» и т. п.) Или, может быть, «псевдоним»?
В быту, в современном русском языке эти словосочетания обычно смешиваются. Во всяком случае, необходимо различать если не сами сочетания, то хотя бы то, что за ними стоит. Например, «Белеет парус одинокий» - это, прежде всего, знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова, собственное имя этого стихотворения, под которым его все знают в нашей жизни.
Но это, скорее, псевдоним. У самого Лермонтова стихотворение называется «Парус» (1832 г.)
Валентин Катаев пишет повесть «Белеет парус одинокий» (1936 г.), в которой по смыслу содержания уже нет речи ни о парусе, ни о Лермонтове.
Как же следует отнестись к тому, что написано как наш заголовок книги? Конечно, это собственное имя данной книги. Но поскольку видно, по обложке или по иным признакам, что речь идет о чем—то научном, то у заявленного названия - «Концепты. Тонкая пленка цивилизации» - должен быть синоним, мы его также выписываем: «Гуманитарная наука сегодня». Он не поставлен рядом с предыдущим - «Тонкая пленка цивилизации» - просто потому, что по типографским правилам не принято печатать слишком длинные заголовки.
Тем не менее все эти детали находят свое место
в содержании наших книг. Конкретно: в типографских различиях, например, в отличиях английского курсива от русского [Степанов 20046: 60-61].
Однако и в случае с «парусом» мы способны различать названные факты посредством относимых нами же самими к ним слов: «стихотворение Лермонтова», тогда это будет общеизвестное со школы, знаменитое «Белеет парус одинокий», или «Лермонтов „Парус", 1832 г.», или «Катаев, повесть, 1936 г.».
Собственные имена произведений тождественны (для лингвиста они - с и- нонимы). Но само различение (или неразличение) чего—либо тождественного уже составляет научную проблему. Например, по Б. Расселу (в его Гарвардских лекциях 1940 г. [Russell 1980: 103]): «Что неразличимо, то тождественно». Как и всюду, даже в рамках этого краткого обзора, прикосновение к какому—либо понятию гуманитарной науки тут же вызывает другое понятие, - вся эта наука пронизана связями и ментальными ассоциациями. В данном случае тезис «Что неразличимо, то тождественно» Рассел считает «главным достоинством своей логической теории», влекущим к рассмотрению «а н а л и т и ч е с к о й и с т и- ны по Канту» («the principal merit of the theory I am advocating is that it makes the identity of indiscernibles analytic»). Но для нашей собственной книги это уже отдельная, следующая глава (II).
2. Понятие «гуманитарная наука» - само своеобразный концепт
Как и всякий концепт или понятие, и данные понятия складываются из определяющих современных признаков, которые нужно обозначить. Обозначить, конечно, не конкретно каким—либо началом, границей сегодняшнего дня, но всё же некоей «актуальностью», что является для нас «сегодняшним», «актуально интересным».
На наших глазах создается всеобщая гуманитарная наука, или новая всеобщая антропология, объединяющая разные виды искусств и разделы наук о них. У нее несколько синонимичных обозначений: «философская антропология» (ср. [Малахов 2001]), «философия науки» (ср. [Касавин, Пружников 2001]) и др. Мы оставляем свой названный термин. Это - наука объединяющая: философия, логика, словесность и поэтика, живопись, ваяние, зодчество и науки о них, музыка и музыковедение. Под воздействием их контактов изменяются и сами ее «виды». Александр Скрябин в начале XX века начал создавать «Цветомузыку», Стефан Малларме, без названия, «словомузыку» (его очерк назывался «La Musique et les Lettres» - «Музыка и Словесность», 1894 г.), и он же-новый взгляд на поэтическое
произведение, на «поэтическую строку» («Le mystere dans les lettres» - «Тайна в произведениях словесности», 1896 г. и «Le Livre, instrument spirituel» - «Книга -духовный инструмент»).
Его ученик Поль Валери развил эти идеи в разных отношениях, из которых сейчас подчеркнем главным образом «Poesie et Pensee abstraite» - «Поэзия и Абстрактное мышление», 1939 г.
Наука о словесности, особенно в России в последние годы, развилась в учение «о словесном вообще» - о «дискурсе» и «дискурсах». Во встречном движении, идущем от биологических наук, неожиданно пришли в соприкосновение термины «дискурс» и «ценоз», притом так плотно, что нельзя даже найти их начальных авторов. Под ц е н о з о м «в сочетании с обозначением какой—либо систематической группы (зоо-, фито-, микробо—и т. п.)» понимают «функциональное объединение особей и частей популяций этих групп в некое целое, т. е. любое сообщество организмов» [Рей-мерс 1991: 478]. Под дискурсом понимают «устойчивую, социально и культурно определенную традицию человеческого общения» [Силантьев 2006: 9]. Разница между дискурсом и биологическим понятием лишь в том, что гуманитарии абстрагируются от физических особей, определяя их только через семиотический способ их общения.
Конкретно, в книгах (т. е. в текстах) наших дней эти
понятия возникают вполне терминологически в биологии (я бы даже сказал в «Философской биологии») -в книге: Б. Н. Белинцев «Физические основы биологического формообразования. Под ред. М. В. Воль-кенштейна». М., Наука, Главная редакция физ. - мат. литературы 1991 (с. 11 и др.), и книге: Г. П. Щедровиц-кий «Знак и деятельность. 34 лекции 1971-1979 годов. Кн. I.». Издат. фирма «Восточная литература» РАН. М., 2005 (см. Указатель понятий. С. 443-459).
Естественно, то, что является конкретным объектом в той или иной науке, не может быть таковым для другой науки. «Особи» для зоологии и «особи» для ботаники уже нечто различное. «Скопления» для астрономии («звездные скопления») и для биологии («клеточные скопления»)-столь же очевидно разные объекты. И т. п. Так что обобщения языкового типа как «общие термины в языках науки» в этой связи тоже рассматриваться не могут. Единственно возможным может служить ответ на вопрос «Что является конкретным объектом для современной гуманитарной науки?». Заметим, что, в сущности, это тот же самый вопрос, с которого начинала античная наука эпохи Аристотеля: «объектом» является не нечто, определенное как «объект», а нечто, определенное как «объектдля той или иной науки».
Применительно к нашей науке - «всеобщей гуманитарной науке» - объекты эти должны носить характер
«ансамблей»,- масс, групп, классов, сообществ явлений, т. е. быть множествами чего—то.
Объекты эти должны быть - опять—таки, пусть л и шьсточкизрения обычного языка - достаточно определенными, т. е. прежде всего именно как «множества».
«Теория множеств как математическая дисциплина». «Согласно канторовскому определению, множество есть любое собрание определенных и различимых между собой объектов нашей интуиции или интеллекта, мыслимое как единое целое; эти объекты называются элементами множества. [...] Канторовская формулировка допускает рассматривать множества, элементы которых по той или иной причине нельзя точно узнать» [Столл 1965, 13].
Почти всем понятиям множеств, во всяком случае в рамках названной книги, легко находятся обычные языковые термины у культуролога. Но вот все же некоторые случаи иного, т. е. отсутствия такого легко находимого соответствия. Таково понятие границы. Представим себе, что мы считаем числа в направлении нормального числового ряда, отмечая аналогичным образом какую—либо естественную границу ряда: группа из трех чисел 1,2,3 завершается числом (3), делящимся без остатка на 3; также группы 4, 5, 6 и 7, 8, 9; напротив, группы из двух чисел 1, 2 и 3, 4 завершаются числом, делящимся без остатка на 2 и, к тому же, чи-
слом, являющимся степенью 2: 2 , 2 и т. п. То есть такие границы могут играть какую—то роль за пределами математической теории множеств - в культуре и культурологии (несколько таких случаев рассмотрены нами специально в материале индоевропейских культур [Степанов 1989]).
Для философов вообще, в частности философов языка или связанных с языком, вообщепонятие границы, граничности не менее важно, чем понятия множество и объект. Напомним лишь замечательную работу А. И. Уемова «Вещи, свойства и отношения» [Уемов 1963], начиная с его примера «Одно ли и то же человек и голова человека», если они единицы счета - предметы, по которым мы считаем, и т. д. От себя тут добавим, что в современной гуманитарной науке нам важны не только «качественные понимания вещи», «взаимоотношение вещей, свойств и отношений», но даже и то, в рамках какой науки, с помощью каких знаков, производится установление вещей, свойств и отношений и самого явлениясчета.
Вообще, «граничность» - явление скорее философского свойства, культуролога же, как в нашей теме, интересует прежде всего различность или определенность, возможность идентифицировать объект в связи с нашими действиями в рамках той или иной научной проблемной ситуации, т. е. той или иной нау-
ки, - в конечном счете по отношению к языку вообще. Скажем, могут индентифицироваться «нетрадиционно» «лицо», «вещь», «место», «время», «событие» или даже «отношение к событию» в какой—либо нетрадиционной ситуации или тексте. (Эти понятия в данной связи, по крайней мере для русского текста, стали предметом нашей специальной работы «Безличность и неопределенная референция» [Степанов 1988: 226-236] и вслед за ней «Философия и непрямая референция» [Вас. Кузнецов 2001: 217-224].)
Нам кажется, что здесь аналогично движется мысль Вас. Ю. Кузнецова, когда он говорит относительно непрямой референции в философии языка: «Непрямая референция принципиально не укладывается в ряд риторических фигур. Она присутствует там и тогда, где и когда прямая референция бессмысленна или невозможна. Достаточно несложно бывает сказать, как и с помощью чего непрямая референция разворачивается, но совершенно бессмысленно спрашивать, к чему именно отсылает, - ведь даже сама возможность ответа на такой вопрос превратила бы ее в прямую референцию. В отличие от метафоры, которую можно уподобить, пожалуй, мосту к другому берегу предметности, [...] непрямая референция похожа скорее на навесной, консольный мост над пропастью, наращиваемый в неизвестность, к невидимой цели» [Вас. Кузнецов 2001, 224].
Ограничимся еще лишь одним культурологическим примером.
Так, русский концепт Тише едешь - дальше будешь определяет здесь лицо неопределенно: кто это? - ты, я, он, всякий действующий человек вообще. И в силу этой неопределенности форма оставляет простор для метафор, намеков всякого рода и т. д. Говорят, будто Лев Троцкий в разговоре со Сталиным, уже предчувствуя свою высылку, но не торопясь к ней, сказал:
- Тише едешь, дальше будешь.
На что Сталин, со свойственным ему даром быстрого парирования, ответил:
-Дальше едешь, тише будешь.
(Как известно, Троцкий вскоре, далеко от Москвы, в Мексике, был убит по приказу Сталина.)
Понятно, что, имея в виду нашу задачу - гуманитарную науку в целом, невозможно и нет необходимости стремиться перечислять ее объекты так, как это делается в конкретных таксономиях биологии, географии и т. д., необходимо определить ее главный объект - к о н ц е п т.
3. Опыты обобщения самого
концепта «Гуманитарной науки»
От «Новой Науки» Дж. Вико
и семиотики к «всеобщей
антропологии» наших дней и «сверхпрагматике»
Термина «всеобщая антропология» еще нет. Но ощущение его необходимости уже есть. И первым, как нам думается, осознал это Джамбаттиста Вико еще в 1725 г. Можно считать, что на протяжении двух с половиной веков не прекращались устремления мыслителей в сфере культурологии и философии в этом направлении.
Обратимся в новейшему обобщающему изданию в нашей стране - «Новая философская энциклопедия в четырех томах» [Новая философская энциклопедия 2000-2001]. Мы найдем в нем под общим термином «Антропология»: «Антропология социальная (культурная)», «Антропология философская, или Философская антропология», «Антропология христианская», «Аскетическая антропология», «Антропология католическая» и более частные, специальные: «Ан-
тропология тела» (автор В. А. Подорога), «Антропология с прагматической точки зрения» (термин Канта) (автор статьи Е. В. Ознобкина) и десятки упоминаний в разных других статьях.
Процитируем несколько определений: «Антропология социальная (культурная)» - «область знания, объединяющая ряд полуавтономных дисциплин, которая занималась в первую очередь обществами, изолированными от письменной исторической традиции... [В настоящее время. - Ю. С] большой интерес представляет методологическое взаимодействие социальной антропологии и других социогуманитарных дисциплин и философии» (автор статьи Н. Н. Козлова; т. I, с. 132).
«Философская антропология» - «в широком смысле слова - философское учение очеловеке, его „сущности" и „природе"; в этом значении охватывает самые разные философские направления в той мере, в какой в их рамках представлены те или иные способы осмысления человека, и пронизывает собой всю историю философии. [.] В современной антропологической философии можно проследить две основные парадигмы: парадигму „жизни" и парадигму „существования", или „экзистенции". Первая восходит к Ницше, вторая к Кьеркегору» (см. [Малахов 2001]). В рамках парадигмы жизни развиваются весьма различные антропологические концепции (упоминается, в частности, философски ориентированная биология (Я. Икскюль) (см.
[Малахов 2001], см. также [Uexkull 1909], [Uexkull 1940; 1956; 1958; 1962], [Степанов 1971: 147] - примеч. наше. - Ю. С).
В рамках парадигмы Кьеркегора развивается понятие «экзистенции»» (см. также в данной книге в связи с Сартром и Г. Ивановым. - Ю. С.) (автор статьи В. С. Малахов. Новая философская энциклопедия. Т. IV. С. 241).
Но, конечно, при всех обобщениях современной антропологии мы, в данной книге, не можем обойти именно специальных обобщений, важных в нашей связи. Из них в данном Введении остановимся лишь на нескольких.
Дискурс. Это более современный синоним для понятия язык, поделенный на подъязыки (язык как множество элементов, поделенное на подмножества).
«Термин „дискурс" на языке современной гуманитарной науки и означает устойчивую, социально и культурно определенную традицию человеческого общения» [Силантьев 2006: 9]. «Информация есть явление локального изоморфизма взаимодействующих систем» [Тюпа 1996: 12].
«Дискурс - произвольный фрагмент текста, состоящий более чем из одного предложения или независимой части предложения. Часто, но не всегда, концентрируется вокруг некоторого опорного концепта; создает общий контекст, описывающий действующие ли-
ца, объекты, обстоятельства, времена, поступки и т. п., определяясь не столько последовательностью предложений, сколько темобщим для создающего дискурс и его интерпретатора миром, который „строится" по ходу развертывания дискурса...» [Демьянков 1982:
7].
Суперпрагматика. Этот термин непосредственно включает нас во «всеобщую антропологию». Но сам он - завершение обычного в семиотике ряда: семантика, синтактика, прагматика. И «завершение» в этом ключе потребовало нового исследования [Ревзи-на 2005]. О. Г Ревзина, к которой мы присоединяемся, - последовательный семиотик (семиотист, семио-лог), она считает необходимым обратиться к ближайшей истории семиотики и культурологии, хотя бы к системе М. Фуко. Последний «пользуется такими квалификациями, как критический, религиозный, юридический, экономический, политический дискурсы, которые апеллируют к формациям тем и объектов и существуют как пред—данные, подобно естественным родам в их классическом понимании, для которых, собственно говоря, никаких процедур не требуется. Одновременно все процедуры Фуко так или иначе связаны с человеческими установлениями и теми самыми „антропологическими концептами" (субъект, автор, индивид), которые он же сам называл „мало осмысленными общностями". Таким образом, по одной логике дискурсив-
ные (дискурсные. - Ю. С.) формации объективны и не зависят от человека, а по другой - они создаются социумом и контролируются им» [Ревзина 2005: 69].
Далее О. Г. Ревзина делает примечательное обобщение: «Между языковой концептуализацией и прагматикой есть, как будто, соответствие: и там, и здесь - область свободы. А живучесть художественного дискурса (во всем многообразии его исторических модификаций) заставляет думать о некоей сверхпрагматике. [...] В самом широком смысле слова культура- это то, что отличает именно человека как homo sapiens. Но ничто в культуре не претендует на вторичное сотворение мира. Подобной прерогативой располагает только художественный дискурс, причем с помощью именно того средства, которое (в его полноценном виде) дано только человеку. Таким образом, „сверхпрагматика" художественного дискурса, возможно, состоит в подтверждении идентификации „человека как творца", и он сам мыслит о себе как „искушаемый дьяволом или благословляемый Богом" -творец» [Ревзина 2005: 77].
Естественно, что автор данной книги о концептах должен как—то обозначить свое скромное отличие. Оно состоит в отличии его собственного предмета.
Это сами концепты - это «тонкие пленки», но когда они складываются в мозаику, рождается Новая всеобщая антропология.
Автор не может не воскликнуть вслед за Ламарти-
ном: человечество - это ткач, который ткет свой гобелен, видя его лишь с рабочей изнанки, как хаос узелков и обрывков нитей, но настанет день, ткач зайдет с лицевой, парадной стороны - и увидит божественной красоты чудо!..
II. КОНЦЕПТ
1. Концепт. Предварительное определение
С внешней стороны, концепты - это просто фразы, обрывки фраз и узелков, но это «тонкие фразы», такие, за которыми в нашем сознании возникает как бы уже давно знакомое содержание:
- Кто последний? Я за вами... - ситуация в очереди ожидания - в магазин, к врачу, в кассу за билетами. Ситуация может развертываться: Вы здесь не стояли! Это все еще бытовой концепт. Но вот художник слова (Анна Ахматова) придает ему более широкий смысл -выталкивание человека изжизни вообще, и концепт существует уже в этой, чуть—чуть иронической, форме: «Вас здесь не стояло!» Мы (а не мы, так другие,-кто— нибудь, кто помнит) можем вспомнить и саму начальную (печальную) ситуацию:
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как—то раз кто—то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда не слыхала
моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать? И я сказала:
- Могу.
Тогда что—то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
(Анна Ахматова. 1 апреля 1957 года, Ленинград).
Концепт можно определить как понятие, но понятие, расширенное в результате всей современной научной ситуации.
Понятие без такого расширения - это предмет науки логики, описание наиболее общих и существенных признаков предмета, указание его ближайшего рода и отличия его вида, т. е. рода и видового отличия.
Концепт же - предмет иной науки - культурологии и описание типичной ситуации культуры.
Понятие «определяется», концепт же «переживается». Он включает в себя не только логические признаки, но и компоненты научных, психологических, авангардно—художественных, эмоциональных и бытовых явлений и ситуаций. В этом смысле предмет нашей книги - это «наука о ненаучно м».
Но, с другой стороны, концепт отличает и еще одна, отмеченная уже особенность-его минимальность, или минимализация. Не будь ее, и сама наука не мо-
гла бы состояться: никто не может по—человечески (т. е. если это не компьютер) оперировать чрезмерно большими массивами информации в режиме реального времени.
Поэтому наша наука - это и «наука о кратком». На какое—то время она оказалась забыта, а ведь была: латинские дигесты, чеховская проза - «проза должна укладываться в одну минуту»...
Тем самым мы подошли к тому, что составляет собственно основное содержание нашей книги - «Концептам». Но пока еще подошли только в виде «предварительного» определения.
2. Концепт в «научном» и
«ненаучном», в гуманитарной
науке вообще. Трудность
проблемной ситуации
Трудность проблемной ситуации состоит в том, что не существует четкого разделения «научного» и «художественного, ненаучного». Конечно, известно определение Канта: «художественное» основано на «критике эстетической способности суждения», и ниже мы в деталях обратимся к этой критике. Но сейчас нам необходимо краткое (предварительное, «рабочее») определение. Им оказывается следующее, всем известное различие: ученый стремится повторить с видоизменениями, развить какое—либо положение (тезис, утверждение) своего предшественника, следствием чего является всеми признаваемоезановое научное положение, тезис, утверждение; художник же стремится всеми силами избежать повторения по отношению к своему предшественнику; если этого ему не удастся сделать, то его результат небудетпризнан новым художественным произведением, а только в лучшем случае копией, подражанием, пастиш (франц.), пастиччо (итал.).
На этом основании к н а у ч н ы м мы отнесем такие концепты, которые формируются как синонимичные, минимум парами, являются парны миутвер ждениями (или в большем количестве), н е я в л я ютсяизолированными. Нашим английским эквивалентом будет термин «и з о л я т», isolate (мы употребляли его уже в конце 1960-х гг. [Степанов 1971: 68-71]); т. е. изолят сам по себе может быть отграничен от чего—то другого в том же роде, но для своего понимания обязательно требует пары. В лингвистике, как это ни парадоксально, лучшими синонимами являются а н т о н и м ы. (В лингвистике более точным термином служит бинарнаяоппозиция.)
Напротив, ненаучными, художественн ы м и в нашем понимании будут такие концепты, которые при обычном, естественном употреблении языка не поддаются парному утверждению, являются «абсолютными и з о л я т а м и».
В группу (в класс, множество, ансамбль и т. п.) научного мы отнесем парные утверждения «синонимично—антонимичного» типа: «нечто одно - это то же самое, что и нечто другое, но при некоторых несущественных отличиях». При записи в виде предложений—утверждений они соединяются знаком &.
Поэтому вполне возможно следующее разделение: художественное может быть определено путем отрицания от научного: художественное - не научное.
(Нетрудно заметить, что семиотическое определение знака подпадает под этот разряд («что—то, что стоит вместо чего—то», латин. Aliquid quid stat pro aliquo».) В нашей книге о концептах этому специфическому явлению ниже будет посвящен особый раздел под названием «Прозрачность знака».)
Могло бы сложиться впечатление, что концепты -достояние только чего—то «художественного», во всяком случае, людей, занимающихся литературой, искусством и науками о них. Это впечатление должно быть рассеяно.
Наша книга имеет целью представить всю актуальную гуманитарную науку. Но «представить всю» не значит «охватить всю». Наш способ представления можно сравнить внешним образом с зондажем типа «буровой скважины». («Буровая скважина - технически оснащенная горная выработка почти цилиндрической формы, протяженность ствола которой во много раз больше ее диаметра» [Энциклопедия 2000-2001: 378].)
Здесь мы используем свой текст, опубликованный в материалах к недавно проведенной конференции [Степанов 2006:10 и ел.]. Там, в коротких докладах глубокий, «вертикальный» текст во много раз глубже словесного «горизонтального».
Конференция, как и современная гуманитарная наука вообще, создает особый жанр и стиль общения, которые задают и свой ритм. Это не классификация
«областей науки», а некоторый перечень творческих импульсов, идей, возникающих в жанре личных встреч -личные творческие коды в ритме общения.
Тем не менее необходимо указать не только «перечень», но и некоторые особенно значимые контакты, линии пересечения таких импульсов. Эти линии не имеют собственного обозначения, «список ВАК'а», понятно, не подходит. Я не нахожу лучшего обозначения, как принять любое сочетание терминов, начинающихся с префикса «ИЗО-» - изобары, изотермы, изоглоссы и т. п. Предпочитаю назвать их, как линии пересечения исследовательских тем, - ИЗОТЕМЫ. Обозначаю их для краткости фамилиями исследователей (без имен—отчеств), которые в большинстве случаев (но не только они) являются активными деятелями науки, в частности, названной конференции. Изотемы- это и есть концептыв их не художественном, а общенаучном ареале. Итак, - ИЗОТЕМЫ.
Нижеследующее представляет собой обзор, некоторый примерный перечень конкретных объектов, изо тем, современной гуманитарной науки, прежде всего, как он сложился для читателя, т. е. автора, в ходе названной конференции 2006 г., и шире вообще, т. е. прежде всего как «Научно е».
3. Шокирующие термины «так
называемое научное», «так
называемое художественное».
Кавычки как «вакцинаци
я» при употреблении термина
«Шокирующим» должен был бы быть сам термин «шокирующее» (из интервью по телевидению: «В российской школе так мало гуманитарного креатива, это нас шокирует»). Но в нашем тексте все как раз на месте: слова «так называемое» обозначают то, что не все современные читатели (зрители) готовы принять без этого определения, - просто «научное» и просто «художественное», что так только называют, но не считают таковым в действительности.
Но с таким ограничением им (и нам) придется согласиться, - таково оправданное употребление в рамках данной книги.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|