Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационные формы комплексного управления экономикой и финансами муниципального образования





 

Широкий круг экономических проблем, решаемых органами местного самоуправления, реализация муниципальной экономической политики требуют создания соответствующих организационных структур. Функции некоторых из них рассматривались в предыдущих разделах. Здесь освещается вопрос о системном руководстве и комплексном управлении муниципальной экономической политикой.

Как отмечалось, за последние годы для выполнения новых экономических функций в местных администрациях появились новые организационные структуры: по управлению имуществом, земельными ресурсами, инвестиционной, налоговой, ценовой и тарифной политике, работе с промышленными и предпринимательскими структурами, муниципальному заказу, казначейскому исполнению бюджета, внешним экономическим связям и т.п. Реже встречаются такие новые структуры, как служба стратегического развития, единая служба управления недвижимостью, структурные подразделения, отвечающие за привлечение и эффективное использование заемных средств. Эти новые подразделения должны так или иначе сочетаться с прежними организационными структурами администраций.



В связи с развитием рыночной инфраструктуры на территории муниципальных образований возникают такие финансово-экономические институты различных форм собственности, как банки, страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые компании, залоговые фонды, аудиторские, консалтинговые фирмы и т.п., с которыми местной администрации необходимо взаимодействовать.

Функционирование в составе администрации и вне ее множества разнообразных (в том числе новых) организационных структур, так или иначе воздействующих на формирование муниципальной экономической политики, поставило вопрос о том, кто отвечает за эту политику в целом, обеспечивая ее координацию, целенаправленность и эффективность.

В муниципальных образованиях этот вопрос решается по-разному. Немаловажную роль играют и личностные факторы, например профессиональная квалификация самого главы администрации и его заместителей. Из всего многообразия существующих структур местных администраций и методов координации экономической политики муниципального образования можно выделить четыре принципиальные схемы.



Децентрализованная. Планово-экономическая служба, финансовая служба, управление имуществом, управление инвестициями, работа с промышленностью и предпринимателями являются независимыми друг от друга структурными подразделениями и находятся в подчинении непосредственно главы администрации и разных его заместителей. Роль координатора экономической политики при этом неизбежно ложится на главу администрации.

В основном децентрализованная, но с усиленным комитетом (управлением, департаментом) экономики. В ведение последнего передаются некоторые дополнительные функции: инвестиционная политика, работа с предпринимательством, потребительский рынок и т.п.

Частично централизованная на уровне влиятельного заместителя главы администрации по экономике с координирующими функциями. В его ведении находятся вопросы собственно экономики, промышленности и т.п., иногда - весь блок вопросов перспективного развития муниципального образования, использования земель, взаимодействия с банковскими и иными коммерческими структурами. Но управление имуществом и финансовый орган местного самоуправления этому заместителю не передаются.

Полностью централизованная - первый заместитель главы администрации управляет всем экономическим блоком, включая экономику, финансы и недвижимость.

Большинство муниципальных образований использует вторую и третью из названных схем в различных модификациях. Однако наиболее рациональной представляется централизованная схема управления экономическим блоком, поскольку только в этом случае в муниципальном образовании создаются наилучшие условия для системного планирования и координации экономической политики, включая:



целевую направленность муниципальной экономики на повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг населению;

выделение на решение этой задачи всех ресурсов территории, включая объекты муниципальной собственности и ресурсы хозяйствующих субъектов;

обеспечение поддержки немуниципального сектора экономики;

увязку экономического и финансового планирования;

увязку решения текущих и перспективных задач.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие организационные структуры участвуют в управлении муниципальной экономикой?

2. Как обосновать выбор наиболее рациональной организационной структуры управления муниципальной экономикой?

 

Литература к главе 6

 

1. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики. - М.: МОНФ. Серия "Библиотека местного самоуправления", 2001. - Вып. 35.

2. Бабун Р.В., Альбах Е.Н., Зыков С.В. Муниципальные предприятия: проблемы и решения. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.

4. Власова Н.Ю. Структурная модернизация экономики крупнейших городов России. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000.

5. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Знание, 1998.

7. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина И.И. Основы муниципальной экономики. - СПб.: Весь мир, 2000.

8. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью. - М.: Дело, 2001.

9. Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление: Учебное пособие. Ч. 1. - М.: СГИ, 2001.

10. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002.

11. Лекции по экономике города и муниципальному управлению. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2004.

12. Маркварт Э., Савранская О., Стародубровская И. Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ местного самоуправления. - М., 2004.

13. Муллагалеева З.З., Акимова Н.А., Чуркин В.Г., Шабашев В.А. Управление муниципальными услугами: проблемы, критерии, пути развития. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

14. Пиндт Х. Межмуниципальная кооперация в Дании//Городское управление, 2000. - N 9.

15. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления/Под ред. Э. Маркварта. - М.: Муниципальная власть, 2000.

16. Сапожников А.А. Управление региональной адаптацией промышленных предприятий: теория и инструментарий. - Братск: ГОУ ВПО "БрГТУ", 2004.

17. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. - М.: Дело, 2000.

18. Хозяйственная деятельность муниципалитетов в современных условиях/Сборник материалов под общ. ред. С. Исуповой, И. Путинцевой. - М., 2004.

 

Глава 7. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования

 

Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования

 

Постановка задачи

 

Выше (в главе 2) отмечалось, что муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели муниципальной деятельности: повышения качества жизни населения.

Управление состоянием и управление развитием - две взаимосвязанные стороны муниципального управления.

В предыдущих главах при характеристике управления отдельными сферами муниципальной деятельности так или иначе затрагивались вопросы развития территории. Настоящая глава посвящена вопросам управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач (рис. 7.1.1).

Исходной базой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ существующей социально-экономической ситуации, включая внутреннюю и внешнюю среду. Анализ внутренней среды позволяет делать выводы об имеющихся ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах социально-экономического развития муниципального образования. Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в стране и конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.

 

┌──────────────────────────────────────┐┌───────────────────────────────┐

│Анализ текущей социально-экономической││Анализ внешних условий развития│

│ситуации в муниципальном образовании ││ │

└───────────────┬──────────────────────┘└─────────────┬─────────────────┘

└──────────────────┬──────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Выбор цели, направления и общей стратегии дальнейшего развития│

└─────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Разложение общей цели развития на систему взаимосвязанных │

│ целевых программ (подпрограмм) │

└─────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Разработка механизмов достижения целей развития │

└─────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

┌────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐

│ Маркетинг территории │ ◄──────┼─────► │ Инвестиционная политика │

└────────────────────────┘ │ └──────────────────────────┘

┌────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐

│Создание инфраструктуры │ │ │ Поиск и использование │

│ развития │ ◄──────┼─────► │ кредитных ресурсов │

└────────────────────────┘ ▼ └──────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────┐

│ Градоустройство и градостроительство │

└──────────────────────────────────────┘

 

Рис. 7.1.1. Система целей и задач комплексного

социально-экономического развития муниципального образования

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.