Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности организации муниципального заказа в социальной сфере





 

Методы муниципального заказа стали распространяться и на отдельные социальные услуги, в первую очередь в сферах медицинского обслуживания и образования. Исходя из наличия бюджетных средств органы местного самоуправления определяют объем медицинских, образовательных и других социальных услуг, которые они в состоянии профинансировать, и на этот объем заключают договоры (контракты) с соответствующими муниципальными, государственными или частными учреждениями. Так появился термин "муниципальный социальный заказ". В некоторых городах он стал основной формой управления муниципальными учреждениями со стороны местной администрации.

Так, в Новосибирске действует положение о муниципальном социальном заказе. С его помощью решается несколько задач:

осуществляется правовое и бюджетно-финансовое закрепление обеспечения социальных программ;

повышается эффективность использования средств, выделяемых на решение социальных вопросов;

увеличивается "прозрачность" финансирования социальной сферы, т.е. расходование бюджетных средств на эти цели становится открытым для контроля со стороны общественности;



обеспечивается возможность конкуренции в оказании социальных услуг и др.

Технология выдачи муниципального социального заказа состоит в следующем. Органы местного самоуправления, осведомленные об актуальных вопросах социальной сферы, объявляют в прессе конкурс проектов, решающих ту или иную проблему. Заказчиком выступает местная администрация. Исполнителем (подрядчиком) могут выступать организации всех форм собственности.

Критерии отбора наиболее эффективного социального проекта определяет заказчик. Среди них могут быть:

организационная самостоятельность исполнителя;

наличие опыта в направлении конкурсного вида социальной деятельности или объекта социального заказа;

уровень проектной проработки мероприятий, связанных с выполнением конкретного социального заказа.

В случае неисполнения (некачественного исполнения) контракта социального заказа муниципальные органы вправе требовать возмещения ущерба от исполнителя.

 

Организация управления муниципальным заказом



 

В большинстве муниципальных образований размещение муниципального заказа производится децентрализованно, т.е. каждое структурное подразделение администрации самостоятельно изыскивает поставщиков необходимой продукции (в пределах выделенных бюджетных средств) и заключает муниципальные контракты. Однако в администрациях ряда городов для организации работ по муниципальному заказу созданы специальные структурные подразделения. Создание такой службы позволяет экономически грамотно рассматривать и сопоставлять предложения, поступающие от потенциальных исполнителей и отраслевых структурных подразделений администрации, проводить единую политику в сфере муниципального заказа, организовывать конкурсы, подписывать контракты на весь объем муниципального заказа, осуществлять контроль их выполнения.

В последнее время активно развивается система организации муниципальных закупок через Интернет, что позволяет расширять географию поставщиков и экономить бюджетные средства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое муниципальный заказ и муниципальный контракт?

2. Что может быть предметом муниципального заказа?

3. Каковы основные этапы формирования и размещения муниципального заказа?

4. Каковы основные способы размещения муниципального заказа?

5. В чем преимущества централизованного управления муниципальным заказом перед децентрализованным?

 

Система муниципальных финансов

 

Финансовые ресурсы местного самоуправления и их классификация

 

Правовые основы и принципы организации муниципальных финансов изложены в главе 1. В настоящем разделе рассматриваются вопросы формирования и расходования финансовых ресурсов местного самоуправления, в разделе 6.9 будут рассмотрены технологии и инструменты управления муниципальными финансами.



Финансовые ресурсы местного самоуправления классифицируются по различным признакам:

налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использования муниципального имущества и предоставления муниципальных услуг);

собранные на территории муниципального образования и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных государственных полномочий;

принадлежащие муниципальному образованию и заемные;

входящие в состав муниципальной казны и принадлежащие муниципальным предприятиям и учреждениям.

Для обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в РФ введена единая бюджетная классификация, установленная Федеральным законом "О бюджетной классификации РФ". Органы местного самоуправления (как и органы представительной власти субъектов РФ) вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Федеральный закон 2003 года разграничил источники доходов и расходные полномочия между муниципальными образованиями разных типов (поселениями, муниципальными районами и городскими округами), установил принципы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и процедуры финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Конкретные перечни и ставки налоговых платежей, поступающих в бюджеты муниципальных образований разных типов, установлены новым Бюджетным кодексом РФ.

 

Доходы местных бюджетов

 

Источники доходов местных бюджетов показаны на рис. 6.8.1.

К имущественным доходам местных бюджетов относятся доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи в местные бюджеты за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами. В Федеральном законе 1995 года к доходам местных бюджетов относились также доходы от местных займов и лотерей, муниципальных ценных бумаг, а также финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета. В Федеральном законе 2003 года эти источники не упоминаются.

Направлениями увеличения доходов местных бюджетов могут быть:

увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования;

повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

повышение эффективности работы муниципальных предприятий и учреждений;

организация работы по оперативному учету и погашению задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет;

применение методики оценки социально-экономических и финансовых последствий предоставления льгот, в том числе в виде пониженной ставки по уплате налогов и сборов;

организация учета и планирования доходов бюджета от предпринимательской деятельности в целях их повышения;

разработка эффективных инвестиционных и социально значимых проектов и программ, под которые могут быть получены на условиях софинансирования субсидии из соответствующих фондов субъектов РФ;

использование в отдельных случаях заемных средств.

 

┌─────────────────────────┐

│ Доходы местных бюджетов │

└────┬────────────────┬───┘

┌───────────────────────────┴────┐ ┌────────┴──────────────────────────┐

│ Собранные на территории │ │ Полученные из бюджетов других │

│ муниципального образования │ │ уровней │

└┬───────────────────────────────┘ └┬──────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐

├─┤Местные налоги и сборы │ ├─┤Дотации на выравнивание│

│ └─────────────────────────────┘ │ │бюджетной обеспеченности │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ └────────────────────────────────┘

├─┤Законодательно закрепленные│ │ ┌────────────────────────────────┐

│ │доли федеральных и│ │ │Субсидии для долевого│

│ │региональных налогов │ ├─┤финансирования инвестиционных│

│ └─────────────────────────────┘ │ │программ и проектов │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ └────────────────────────────────┘

├─┤Имущественные доходы │ │ ┌────────────────────────────────┐

│ └─────────────────────────────┘ │ │Субсидии для долевого│

│ ┌─────────────────────────────┐ ├─┤финансирования приоритетных│

│ │Средства самообложения│ │ │социально значимых расходов│

├─┤граждан │ │ │муниципальных образований │

│ └─────────────────────────────┘ │ └────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐

├─┤Часть прибыли муниципальных│ │ │Субвенции на осуществление│

│ │предприятий │ ├─┤отдельных государственных│

│ └─────────────────────────────┘ │ │полномочий │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ └────────────────────────────────┘

│ │Часть доходов от оказания│ │ ┌────────────────────────────────┐

│ │платных услуг органами│ └─┤Иная финансовая помощь │

├─┤местного самоуправления и│ └────────────────────────────────┘

│ │муниципальными учреждениями │

│ └─────────────────────────────┤

│ ┌─────────────────────────────┐

│ │Штрафы, зачисляемые в местные│

├─┤бюджеты │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

└─┤Другие источники │

└─────────────────────────────┘

 

Рис. 6.8.1. Доходы местных бюджетов (согласно Федеральному закону

2003 года)

 

Вопрос о дотациях как источнике доходов местных бюджетов рассматривается ниже.

Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие их работе, осуществляют взаимообмен информацией.

Еще одним дополнительным источником доходов для крупных муниципальных образований (с числом жителей более 200 тысяч человек) может быть Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, образованный Правительством РФ в составе федерального бюджета с целью активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Субсидии из этого фонда предоставляются на конкурсной основе муниципальным образованиям, осуществившим программы реформирования муниципальных финансов. В программе реформирования муниципальных финансов могут быть учтены такие мероприятия, как реформирование бюджетного процесса, совершенствование системы управления инвестициями, реформирование системы муниципального заказа, повышение эффективности использования муниципального имущества, внедрение среднесрочного финансового планирования, повышение открытости управления муниципальными финансами и др.

 

Расходы местных бюджетов

 

Федеральный закон 2003 года в сравнении с Федеральным законом 1995 года предоставляет органам местного самоуправления значительно большую самостоятельность в определении направлений расходов местных бюджетов в пределах имеющихся у них финансовых средств и с учетом закрепленных за каждым типом муниципального образования вопросов местного значения. В частности, органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения.

Муниципальные минимальные социальные стандарты - это показатели объемов и качества муниципальных услуг, предоставляемых на территории конкретного муниципального образования. Они должны быть установлены органами местного самоуправления на каждый вопрос местного значения, закрепленный за муниципальным образованием и предусматривающий расходы из местных бюджетов. Примерами муниципальных минимальных социальных стандартов являются: фактический размер жилой площади и размер доходов на одного жителя, при недостижении которых он может претендовать на получение жилой площади на условиях социального найма, норматив расхода воды на одного жителя в квартирах, не оборудованных счетчиками расхода воды, частота (интервал) движения маршрутов муниципального транспорта на отдельных направлениях, доля оплаты родителями содержания ребенка в детском саду и возможные льготы по оплате и т.д. На основе этих данных определяются нормативы бюджетных расходов по соответствующим статьям. Муниципальные социальные стандарты устанавливают только объемы, качество и в отдельных случаях сроки (периодичность) предоставления бюджетных услуг. Их нельзя смешивать со стандартами безопасности, правилами технической эксплуатации, санитарными, экологическими и другими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральными правовыми актами и подлежат обязательному исполнению. Установление муниципальных социальных стандартов - достаточно сложная задача, поскольку органам местного самоуправления придется выбирать между желанием предоставить большее количество бюджетных услуг и возможностями бюджетов.

Муниципальные социальные стандарты не могут применяться при выполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Нормативы бюджетных расходов на эти полномочия должны определяться соответствующими органами государственной власти на основе федеральных или региональных минимальных социальных стандартов. Таким образом, в стране возникает многоуровневая система минимальных социальных стандартов (федеральные, региональные, муниципальные), причем тот уровень бюджетной системы, который устанавливает соответствующие социальные стандарты, обязан обеспечить и их финансирование.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, не получающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Структура расходов местных бюджетов приведена на рис. 6.8.2.

Самыми крупными статьями расходов большинства местных бюджетов являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение. В некоторых муниципальных образованиях на эти три статьи расходуется до 75-80% бюджетных расходов. В перспективе их структура будет меняться. В частности, будут сокращаться расходы на финансирование жилищно-коммунального комплекса в связи с передачей бюджетных средств на эти цели от жилищно-эксплуатационных организаций к гражданам, причем выплата жилищных субсидий будет финансироваться через федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Расходы на образование и здравоохранение будут сосредоточены в бюджетах муниципальных районов и городских округов, а расходы на финансирование образовательного процесса, включая заработную плату педагогических работников, передаются на уровень субъектов РФ.

В бюджете текущих расходов могут выделяться "защищенные статьи", по которым сокращение расходов недопустимо ни при каких обстоятельствах. К ним обычно относятся расходы на заработную плату, оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций, питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), медикаменты, выплату пособий и компенсаций и т.п.

 

┌─────────────────────────┐

│ Расходы │

└────┬────────────────┬───┘

┌───────────────────────────┴────┐ ┌────────┴──────────────────────────┐

│ Бюджет текущих расходов │ │ Бюджет капитальных расходов │

└┬───────────────────────────────┘ └┬──────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐

├─┤Финансирование муниципального│ │ │Капитальное строительство и│

│ │хозяйства │ ├─┤реконструкция │

│ └─────────────────────────────┘ │ └────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐

├─┤Финансирование │ ├─┤Капитальный ремонт │

│ │социально-культурной сферы │ │ └────────────────────────────────┘

│ └─────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────┐

│ ┌─────────────────────────────┐ └─┤Инновационные мероприятия │

├─┤Расходы на управление │ └────────────────────────────────┘

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

├─┤Страхование и прочие расходы │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

└─┤Обслуживание муниципального│

│долга │

└─────────────────────────────┘

 

Рис. 6.8.2. Расходы местных бюджетов

 

Средства бюджета развития (капитальные расходы) расходуются на капитальное строительство, ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях экономического кризиса и дефицита средств на текущие расходы большинство муниципалитетов сегодня не в состоянии сформировать бюджет развития и все имеющиеся у них средства направляют на неотложные текущие нужды. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется за счет муниципальных займов.

Возможные направления повышения эффективности расходов местных бюджетов показаны на рис. 6.8.3.

Особое значение имеет переход от сметного финансирования бюджетных расходов по статьям экономической классификации (на заработную плату, на топливо и т.д.) к так называемому "бюджетированию по результатам". Это означает, что бюджетные средства должны выделяться не на содержание бюджетной организации, а на полученный ею результат в виде объема и качества оказанных бюджетных услуг или на достижение каких-то заданных целей (программно-целевое финансирование). Ориентация бюджетного процесса на результат является одним из основных требований утвержденной Правительством РФ "Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах". В рамках данной Концепции, в частности, предусматривается:

совершенствование методов планирования бюджетных расходов на основе требований к конечному результату;

учет эффективности бюджетных расходов, в том числе на основе опросов потребителей бюджетных услуг;

расширение самостоятельности бюджетных учреждений в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.

 

┌───────────────────────┐┌───────────────────────┐┌─────────────────────┐

│Повышение эффективности││Нормирование расходов││Установление │

│работы муниципальных││на оказание отдельных││экономически │

│предприятий и││видов муниципальных││обоснованных цен│

│учреждений, снижение их││услуг ││и тарифов на│

│дотационности ││ ││муниципальные услуги,│

└──────────────────┬────┘└───────────┬───────────┘│расширение спектра│

└─────────┐ │ ┌────┤платных услуг │

┌───────────────────────┐ │ │ │ └─────────────────────┘

│Усиление контроля за│ ┌┴───────┴───────┴┐ ┌─────────────────────┐

│расходованием бюджетных├───┤ Пути сокращения │ │Поддержка, а в│

│средств │ │ расходов ├───┤отдельных случаях│

└───────────────────────┘ └┬────────┬───────┘ │прямое финансирование│

┌─────────┘ │ │внедрения │

┌──────────────────┴────┐┌────────────┴─────────┐ │ресурсосберегающих │

│Привлечение частного││Конкурсное размещение│ │технологий в│

│бизнеса к оказанию││муниципального заказа │ │городском хозяйстве │

│отдельных видов услуг ││ │ └─────────────────────┘

└───────────────────────┘└──────────────────────┘

 

Рис. 6.8.3. Направления повышения эффективности расходов местных

бюджетов

 

В конечном итоге от бюджетополучателя будут требовать не соблюдения расходов по каждой статье, а конечного результата деятельности. Внедрение такой системы финансирования только начинается, нормативная база для определения результативности каждой бюджетной услуги пока не сформирована. Для многих муниципальных услуг количественные измерители их результативности неочевидны. Решению этой задачи будет способствовать разработка муниципальных минимальных социальных стандартов. Переход на бюджетирование по результатам следует рассматривать как одно из главных направлений повышения эффективности бюджетных расходов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.