Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровень развития и роль малых предприятий (МП) в экономике разных стран






 

┌───────────────┬─────────────┬───────────────┬───────────────────┬───────────────────────┬──────────────┐

│ Страны │Количество МП│ Количество МП │ Занято в МП │ Доля МП в общей │ Доля МП в │

│ │ (тысяч) │на 1000 жителей│(миллионов человек)│численности занятых (%)│ВВП страны (%)│

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Великобритания │ 2630 │ 46 │ 13,6 │ 49 │ 50-53 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤



│Германия │ 2290 │ 37 │ 18,5 │ 46 │ 50-54 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Италия │ 3920 │ 68 │ 16,8 │ 73 │ 57-60 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤



│Франция │ 1980 │ 35 │ 15,2 │ 54 │ 55-62 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Страны ЕС │ 15770 │ 45 │ 68 │ 72 │ 63-67 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│США │ 21000 │ 80,2 │ 73 │ 54 │ 50-52 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤



│Япония │ 6450 │ 49,6 │ 39,5 │ 78 │ 52-55 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Россия │ 836,2 │ 5,65 │ 8,1 │ 9,6 │ 10-11 │

└───────────────┴─────────────┴───────────────┴───────────────────┴───────────────────────┴──────────────┘

 


Приведенные данные показывают, что в секторе малых предприятий сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес малых предприятий в таких странах, как США, Япония, Германия, превышает 99% от их общего количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только 4 тысячи насчитывают более 300 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью свыше 500 человек не превышает 12 тысяч.

Необходимым условием для осуществления хозяйственной деятельности малых предприятий является наличие и уровень развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях, о которой будет сказано ниже.

От уровня развития малого предпринимательства зависят поступления финансовых средств в бюджет муниципальных образований. Основной целью поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях является увеличение поступлений финансовых средств в местные бюджеты и решение проблемы занятости населения.

Основные преимущества малых предприятий - быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, низкие издержки производства. Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей восприимчивостью к нововведениям, чем крупные корпорации. Венчурные (рисковые) малые предприятия быстрее решают вопросы разработки большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца.

Российское государство провозгласило поддержку малого предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений своей экономической политики. Утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающая мероприятия по формированию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной, инвестиционной, производственной, инновационной поддержке малого предпринимательства, развитию инфраструктуры, информационного, кадрового, научного обеспечения. Введен в действие единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, призванный кардинально упростить систему налогообложения.

В ряде российских городов малый бизнес активно развивается в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства. Однако в целом его роль в местной экономике, особенно в промышленности, невелика, а доля поступлений от малого бизнеса в местные бюджеты не достигает и 10%. Основными причинами этого являются недостаток стартового капитала и отсутствие реальных механизмов его привлечения, высокие налоги, усложненная система регистрации и лицензирования различных видов деятельности, бюрократические преграды, коррупция многочисленных инспекций (пожарной, санитарно-эпидемиологической и т.п.) и местных чиновников (например, при выделении нежилых помещений в аренду и земельных участков для строительства). Самим малым предприятиям не хватает квалифицированных кадров, уровень менеджмента и маркетинга на многих из них остается крайне низким.

Основные формы и методы поддержки малого предпринимательства со стороны местных органов приведены на рис. 6.5.2.

 

┌────────────────────────────────────────────────┐

│Формы поддержки малого бизнеса на местном уровне│

└───────────────────────┬────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐

│Содействие объединению малых│ │ │Участие в учреждении местных│

│предприятий и фирм в│ │ │фондов поддержки малого бизнеса,│

│производственные сети├─┼─┤страховых и залоговых фондов │

│(гарантируется рынок сбыта) │ │ └─────────────────────────────────┘

└─────────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────┐

┌─────────────────────────────────┐ │ │Организация конкурсов│

│Установление налоговых льгот ├─┼─┤бизнес-планов по решению местных│

└─────────────────────────────────┘ │ │задач с последующей выдачей│

┌─────────────────────────────────┐ │ │муниципального заказа │

│Развитие систем взаимного и├─┤ └─────────────────────────────────┘

│ипотечного кредитования │ │ ┌─────────────────────────────────┐

└─────────────────────────────────┘ │ │Создание учебно-деловых и│

┌─────────────────────────────────┐ │ │консультационных центров│

│Создание муниципальных├─┴─┤содействия малому│

│бизнес-инкубаторов │ │предпринимательству, │

└─────────────────────────────────┘ │наблюдательных советов и т.п. │

└─────────────────────────────────┘

 

Рис. 6.5.2. Основные формы поддержки малого бизнеса на местном

уровне

 

Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих городах разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Типовая программа поддержки малого и среднего бизнеса исходит из следующих основных направлений и принципов:

формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогообложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицензирования;

привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в городских программах местного развития и реализации муниципальных заказов;

предоставление на конкурсной основе помещений для размещения производства товаров и оказания услуг с предоставлением льгот по арендной плате;

обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъектам малого предпринимательства получать необходимые сведения и консультации о конкурентах, законах, положении на рынке;

обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т.п.);

оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;

организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т.п.

Как уже отмечалось, программа поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях может быть реализована только при наличии соответствующей организационной структуры.

Примерная схема организационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования приведена на рис. 6.5.3.

 

"Рис. 6.5.3. Примерная схема организационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местном уровне"

 

Основной целью муниципального органа поддержки и развития малого предпринимательства является создание условий развития предпринимательской деятельности путем объединения усилий инфраструктуры муниципального образования (банки, страховые и лизинговые компании, муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, учебные центры и др.).

Целью центра развития предпринимательства является получение предпринимателем комплекса услуг (информационных, правовых, консалтинговых) и консультаций (от регистрации малого предприятия до получения финансовой поддержки).

Главной функцией территориального агентства по развитию малого предпринимательства является содействие прямым контактам, инвестициям и совместным проектам при участии российских и зарубежных партнеров, заинтересованных в расширении экономических связей с предпринимателями муниципального образования.

Основными целями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

финансовое обеспечение муниципальных проектов и социально значимых для образования программ развития и поддержки малого предпринимательства;

финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в форме льготных кредитов, субвенций, предоставление гарантий и получение инвестиций.

Основными функциями общественно-экспертного совета являются:

исследование и обобщение проблем малых предприятий, отстаивание и защита их прав и интересов в органах государственной власти;

общественный контроль хода выполнения муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

Основной целью бизнес-инкубатора является создание благоприятных условий для ведения эффективной деятельности малых предприятий, специализирующихся на инновационной деятельности.

Основной целью технопарка является поддержание малых предприятий в сфере внедрения научных разработок в производстве и продвижении наукоемкой продукции на рынок.

Перед органами местного самоуправления стоит задача - научиться формулировать и осуществлять местную политику по отношению к малому предпринимательству. Муниципальные образования должны поддерживать и развивать приоритетные направления предпринимательской деятельности, например внедрение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности (промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, наука, транспорт и др.).

Инновационное развитие современной мировой экономики происходит за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Поэтому малое предпринимательство объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов, особенно в наиболее быстро развивающихся отраслях - информатика, электроника, биомедицинская техника и др.

В настоящее время в рамках реализации муниципальных программ поддержки инновационной деятельности происходит переориентация от поддержки отдельных малых предприятий на поддержку кластеров предприятий. Под кластером обычно понимается группа компаний среднего и малого размеров, объединенных вокруг крупной (материнской) компании и размещенных на одной территории. Предприятия кластера имеют возможность минимизировать затраты на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации.

Успехи в развитии малого предпринимательства зависят от уровня квалификации работников. В этой сфере появилась потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, инновационной деятельности. Органы местного самоуправления должны определить пути и усилить работу по повышению квалификации и деловой компетентности работников малых предприятий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.