Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования
Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит жизнедеятельность населения.
Структуры потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимая предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения. Федеральный закон 2003 года относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
На состояние потребительского рынка негативно воздействуют следующие факторы:
низкая покупательная способность большинства категорий граждан;
низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;
снижение управляемости процессов реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей;
недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования.
Трансформация отношений собственности путем приватизации предприятий сферы потребительского рынка стала первым и самым характерным этапом приватизационного процесса в российской экономике. Нормативной основой процессов разгосударствления собственности стал Закон РФ от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ" с последующими изменениями и дополнениями. К настоящему времени в условиях свободы экономической деятельности почти 90% всех предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания перешло в частную собственность (исключение составили муниципальные предприятия школьного питания). Поэтому нормативно-правовое и экономическое регулирование потребительского рынка стало одной из важных функций как государства, так и органов местного самоуправления.
Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Основные сферы потребительского рынка
Как отмечалось выше, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования являются торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет свою специфику.
Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого - повышение платежеспособного спроса. Торговые предприятия классифицируются по различным группам (рис. 4.6.1).
┌───────────────────────────────────────────┐
┌───┤Торговая сеть (кроме общественного питания)├──┐
│ └────────────────────┬──────────────────────┘ │
┌─────────┴───────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌──────────┴──────────┐
│ Стационарная сеть │ │ Рынки │ │ Мелкорозничная сеть │
└───┬───────────┬─────┘ └────┬─────┬──────┬───┘ └───┬──────────────┬──┘
┌───┴─────┐ ┌───┴─────┐ ┌────┴──┐ │ ┌───┴───┐ ┌───┴──────┐┌──────┴──┐
│Непродо- │ │ Продо- │ │Специа-│ │ │Продо- │ │Павильоны,││Машины, │
│вольстве-│ │вольстве-│ │лизиро-│ │ │вольст-│ │ палатки, ││тележки, │
│ ная │ │ ная │ │ванные │ │ │венные │ │ киоски ││ лотки, │
└─────────┘ └───┬─────┘ └───────┘ │ └───────┘ │ ││корзины │
│ ┌────┴──────┐ └──────────┘└─────────┘
┌─────┴───────┐ │ Вещевые │
│ │ └───────────┘
┌─────────┴──────┐ ┌────┴─────┐
│Оптовая торговля│ │ Магазины │
└────────────────┘ └──────────┘
Рис. 4.6.1. Структура торговой сети
Общественное питание в 90-е годы прошлого века утратило свою популярность. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям. Особенно это касается предприятий общественного питания, обслуживающих массовые слои населения по месту работы и учебы.
Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы - восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т.п.).
Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д.
Типы предприятий общественного питания представлены на рис. 4.6.2.
┌──────────────────────┐
│ Общественное питание │
└───────────┬──────────┘
│
для граждан с высокими доходами
│
┌───────────────────┬─────┼────────────┬────────────────┐
┌──────────┴──────────────┐ ┌──┴───┐ │ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴────┐
│Рестораны высокого класса│ │ Бары │ │ │ Казино │ │ Клубы │
└─────────────────────────┘ └──────┘ │ └───────────┘ └──────────┘
│
сеть массового│обслуживания
┌───────┬────────┬──────────────┴─────────────┬───────────────┐
┌────┴────┐ │ ┌───┴┐ ┌──────────┴─────┐ ┌───┴────┐
│Рестораны│ │ │Кафе│ │ Предприятия │ │Столовые│
│ │ │ │ │ │быстрого питания│ │ │
└─────────┘ │ └────┘ └───────┬────────┘ └────────┘
┌────────┼─────┬───────────┬────────────────┼────────────────┐
▼ │ ▼ ▼ ▼ ▼
┌────────┐ │ ┌────────┐┌───────────┐┌──────────────┐┌─────────────────┐
│Рюмочные│ │ │Кофейни,││Макдональдс││Русское бистро││Закусочные разных│
│ │ │ │чайные ││ ││ ││ типов │
└────────┘ │ └────────┘└───────────┘└──────────────┘└─────────────────┘
│
│ ведомственные предприятия
┌────┴────────────────┬─────────────────────────────┐
│ │ │
┌───────┴──────────┐ ┌────────┴──────────┐ ┌────────────────┴───────────┐
│Рабочие: столовые,│ │ Школьные: буфеты, │ │ Институтские: буфеты, кафе,│
│ буфеты │ │ столовые │ │ бары, столовые │
└──────────────────┘ └───────────────────┘ └────────────────────────────┘
Рис. 4.6.2. Типы предприятий общественного питания
Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70-80%. Такое распределение обусловлено тем, что более 1/3 населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ.
Перечень основных видов бытовых услуг приводится на рис. 4.6.3.
┌────────────────┐
│ Бытовые услуги │
└───────┬────────┘
┌───────────────┴─────────────────┐
┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐
│ Парикмахерские ├─┼─┤Ремонт и пошив одежды и обуви├─┼─┤ Ремонт часов │
└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘
┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐
│ Ремонт квартир ├─┼─┤ Химчистка ├─┼─┤ Фотография │
└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘
┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐
│Услуги бань, саун│ │ │ Стирка и глажение белья │ │ │ Ремонт бытовой│
│ ├─┼─┤ ├─┼─┤ техники │
└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘
┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐
│Ритуальные услуги│ │ │ Оздоровительные услуги │ │ │ Ремонт телера-│
│ ├─┼─┤ ├─┼─┤ диоаппаратуры│
└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘
┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐
│ Ремонт │ │ │ Ремонт мебели │ │ │ Услуги │
│ металлоизделий ├─┴─┤ ├─┴─┤ автосервиса │
└─────────────────┘ └─────────────────────────────┘ └───────────────┘
Рис. 4.6.3. Основные виды бытовых услуг
Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения - содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях - в муниципальном районе) предприятий по оказанию социально значимых услуг повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотографии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|