Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования

 

Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит жизнедеятельность населения.

Структуры потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимая предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения. Федеральный закон 2003 года относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения.

На состояние потребительского рынка негативно воздействуют следующие факторы:

низкая покупательная способность большинства категорий граждан;

низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;

снижение управляемости процессов реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей;

недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования.

Трансформация отношений собственности путем приватизации предприятий сферы потребительского рынка стала первым и самым характерным этапом приватизационного процесса в российской экономике. Нормативной основой процессов разгосударствления собственности стал Закон РФ от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ" с последующими изменениями и дополнениями. К настоящему времени в условиях свободы экономической деятельности почти 90% всех предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания перешло в частную собственность (исключение составили муниципальные предприятия школьного питания). Поэтому нормативно-правовое и экономическое регулирование потребительского рынка стало одной из важных функций как государства, так и органов местного самоуправления.



Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

 

Основные сферы потребительского рынка

 

Как отмечалось выше, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования являются торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет свою специфику.

Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого - повышение платежеспособного спроса. Торговые предприятия классифицируются по различным группам (рис. 4.6.1).

 

┌───────────────────────────────────────────┐

┌───┤Торговая сеть (кроме общественного питания)├──┐

│ └────────────────────┬──────────────────────┘ │

┌─────────┴───────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌──────────┴──────────┐

│ Стационарная сеть │ │ Рынки │ │ Мелкорозничная сеть │

└───┬───────────┬─────┘ └────┬─────┬──────┬───┘ └───┬──────────────┬──┘

┌───┴─────┐ ┌───┴─────┐ ┌────┴──┐ │ ┌───┴───┐ ┌───┴──────┐┌──────┴──┐

│Непродо- │ │ Продо- │ │Специа-│ │ │Продо- │ │Павильоны,││Машины, │

│вольстве-│ │вольстве-│ │лизиро-│ │ │вольст-│ │ палатки, ││тележки, │

│ ная │ │ ная │ │ванные │ │ │венные │ │ киоски ││ лотки, │

└─────────┘ └───┬─────┘ └───────┘ │ └───────┘ │ ││корзины │

│ ┌────┴──────┐ └──────────┘└─────────┘

┌─────┴───────┐ │ Вещевые │

│ │ └───────────┘

┌─────────┴──────┐ ┌────┴─────┐

│Оптовая торговля│ │ Магазины │

└────────────────┘ └──────────┘

 

Рис. 4.6.1. Структура торговой сети

 

Общественное питание в 90-е годы прошлого века утратило свою популярность. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям. Особенно это касается предприятий общественного питания, обслуживающих массовые слои населения по месту работы и учебы.

Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы - восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т.п.).

Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д.

Типы предприятий общественного питания представлены на рис. 4.6.2.

 

┌──────────────────────┐

│ Общественное питание │

└───────────┬──────────┘

для граждан с высокими доходами

┌───────────────────┬─────┼────────────┬────────────────┐

┌──────────┴──────────────┐ ┌──┴───┐ │ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴────┐

│Рестораны высокого класса│ │ Бары │ │ │ Казино │ │ Клубы │

└─────────────────────────┘ └──────┘ │ └───────────┘ └──────────┘

сеть массового│обслуживания

┌───────┬────────┬──────────────┴─────────────┬───────────────┐

┌────┴────┐ │ ┌───┴┐ ┌──────────┴─────┐ ┌───┴────┐

│Рестораны│ │ │Кафе│ │ Предприятия │ │Столовые│

│ │ │ │ │ │быстрого питания│ │ │

└─────────┘ │ └────┘ └───────┬────────┘ └────────┘

┌────────┼─────┬───────────┬────────────────┼────────────────┐

▼ │ ▼ ▼ ▼ ▼

┌────────┐ │ ┌────────┐┌───────────┐┌──────────────┐┌─────────────────┐

│Рюмочные│ │ │Кофейни,││Макдональдс││Русское бистро││Закусочные разных│

│ │ │ │чайные ││ ││ ││ типов │

└────────┘ │ └────────┘└───────────┘└──────────────┘└─────────────────┘

│ ведомственные предприятия

┌────┴────────────────┬─────────────────────────────┐

│ │ │

┌───────┴──────────┐ ┌────────┴──────────┐ ┌────────────────┴───────────┐

│Рабочие: столовые,│ │ Школьные: буфеты, │ │ Институтские: буфеты, кафе,│

│ буфеты │ │ столовые │ │ бары, столовые │

└──────────────────┘ └───────────────────┘ └────────────────────────────┘

 

Рис. 4.6.2. Типы предприятий общественного питания

 

Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70-80%. Такое распределение обусловлено тем, что более 1/3 населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ.

Перечень основных видов бытовых услуг приводится на рис. 4.6.3.

 

┌────────────────┐

│ Бытовые услуги │

└───────┬────────┘

┌───────────────┴─────────────────┐

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│ Парикмахерские ├─┼─┤Ремонт и пошив одежды и обуви├─┼─┤ Ремонт часов │

└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│ Ремонт квартир ├─┼─┤ Химчистка ├─┼─┤ Фотография │

└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│Услуги бань, саун│ │ │ Стирка и глажение белья │ │ │ Ремонт бытовой│

│ ├─┼─┤ ├─┼─┤ техники │

└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│Ритуальные услуги│ │ │ Оздоровительные услуги │ │ │ Ремонт телера-│

│ ├─┼─┤ ├─┼─┤ диоаппаратуры│

└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│ Ремонт │ │ │ Ремонт мебели │ │ │ Услуги │

│ металлоизделий ├─┴─┤ ├─┴─┤ автосервиса │

└─────────────────┘ └─────────────────────────────┘ └───────────────┘

 

Рис. 4.6.3. Основные виды бытовых услуг

 

Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения - содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях - в муниципальном районе) предприятий по оказанию социально значимых услуг повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотографии.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.