Сделай Сам Свою Работу на 5

Традиционный и стратегический подходы к муниципальному управлению





 

┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ Традиционный │ Стратегический │

├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤

│ Приоритет целей │

├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤

│Краткосрочные │Долгосрочные │

├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤



│ Предмет ориентации │

├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤

│Задачи │Проблемы │

├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤

│ Взаимоотношения с населением │

├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤



│Подчинение │Понимание │

├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤

│ Участие населения в решении местных проблем │

├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤

│Пассивное │Активное │

├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤

│ Характер деятельности местной власти │

├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤

│Закрытый │Открытый (публичный) │

├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤



│ Характер принятия решений │

├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤

│Социально-корпоративный │Нормативно-правовой │

├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤

│ Характер использования ресурсов │

├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤

│Акцент на распределение имеющихся│Акцент на приращение ресурсов │

│ресурсов │ │

├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│Мобилизационное использование │Плановое приращение и использование │

├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤

│ Тип планирования │

├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤

│На основе ситуационных решений │Перспективное планирование с│

│ │использованием маркетингового│

│ │подхода и опорой на поддержку│

│ │населения │

├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤

│ Тип структуры управления │

├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤

│Ведомственный │Программно-функциональный │

│(линейно-функциональный) │ │

└──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

 

В отдельных сферах управления этот пересмотр означает следующее.

1. В сфере взаимодействия власти и населения - переход:

от жесткой административной иерархии к равноправию и сотрудничеству;

от опоры на административные (принудительные) рычаги власти к опоре на авторитет и влияние власти;

от подчинения к пониманию;

от пассивного к активному участию населения в решении местных вопросов;

от закрытого к открытому характеру деятельности местных органов власти;

от социально-корпоративного (лидер и его команда на основе собственных представлений и интересов) к нормативно-правовому характеру принятия решений, к четким регламентам и процедурам.

2. В сфере использования ресурсов - переход:

от акцента на распределение имеющихся материальных, финансовых и других ресурсов к акценту на приращение этих ресурсов на основе стратегического планирования и управления;

от мобилизационного использования (на неотложные нужды) к плановому типу приращения и использования ресурсов.

3. В сфере планирования - переход от акцента на принятие оперативных (ситуативных) решений к перспективному планированию с использованием маркетингового подхода и опорой на поддержку населения.

4. В сфере организации и структуры управления - переход:

от раздельного решения вопросов функционирования и развития к совместному, согласованному;

от ведомственного к программно-функциональному типу структуры управления.

 

Маркетинговый подход к муниципальному управлению

 

Одним из важных компонентов стратегического подхода к муниципальному управлению в условиях рыночной экономики является маркетинговый подход. Если в сфере бизнеса он нацелен на создание благоприятных условий для сбыта продукции хозяйствующего субъекта и максимизацию прибыли, то в муниципальном управлении он направляет органы местного самоуправления на такой тип развития муниципального образования, при котором достигается максимальное удовлетворение нужд потребителей муниципальных услуг. Тем самым повышается имидж территории, ее конкурентоспособность и привлекательность как места проживания, посещения или деятельности для различных групп потребителей.

За последние годы теория территориального (регионального и муниципального) маркетинга стала активно развиваться и использоваться в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При этом следует учитывать, что поскольку цели муниципальной деятельности носят некоммерческий, социальный характер, то и муниципальный маркетинг можно характеризовать как вид некоммерческого, социального маркетинга.

С точки зрения потребителей муниципальных услуг и других общественных благ территория города может рассматриваться как место постоянного или временного проживания или деятельности. Процесс принятия решения потребителем при выборе территории проживания или деятельности включает в себя уяснение потребности (требований) к условиям проживания или деятельности и оценку альтернативных вариантов их удовлетворения. В связи с этим важнейшей задачей органов местного самоуправления становится полное, своевременное и квалифицированное доведение необходимой информации до потребителей, что позволит им легче и объективнее провести сравнение конкурентных территорий и условий жизнедеятельности.

Факторами, определяющими конкурентные преимущества города, могут быть не только объективные внешние и внутренние условия (природная среда, экологическая ситуация, параметры социально-экономического положения, уровень благоустройства и др.), но и наличие у муниципальной власти осознанной стратегии развития, ориентированной на нужды потребителей муниципальных услуг и других общественных благ территории.

Субъектами муниципального маркетинга являются производители общественных благ на территории муниципального образования, а объектами - их потребители.

Основным субъектом муниципального маркетинга являются органы местного самоуправления как организаторы предоставления муниципальных услуг. Другими субъектами являются предприятия и организации - производители общественных благ на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления должны организовать взаимодействие и координацию деятельности всех субъектов муниципального маркетинга в целях достижения максимального совокупного эффекта.

Объектами муниципального маркетинга являются:

население муниципального образования - местное сообщество в целом, отдельные жители, домохозяйства, локальные сообщества. Они заинтересованы в создании благоприятной среды обитания, хотят видеть и ощущать преимущества места своего проживания. Выше уже отмечалось, что повышение качества жизни населения через увеличение объемов и повышение качества муниципальных услуг является генеральной целью муниципальной деятельности;

хозяйствующие субъекты - коммерческие и некоммерческие организации, функционирующие на территории муниципального образования. Они заинтересованы в создании благоприятных условий для своей деятельности, обеспечении местными природными, технологическими, энергетическими, человеческими и другими ресурсами, развитии всех компонентов городской инфраструктуры;

гости, прибывающие в город в деловых или личных целях, - заинтересованы в получении качественных гостиничных, транспортных, торговых, культурно-досуговых, информационных и других услуг. Город может быть привлекательным для жителей пригородных территорий, а крупный город - для жителей близлежащих городов. Значительная "гостевая" нагрузка ложится на административные центры субъектов федерации и муниципальных районов, транспортные узлы и порты, курортные города, территории с туристско-рекреационным потенциалом;

инвесторы - рассматривают и оценивают конкурентные преимущества территории муниципального образования для размещения своего бизнеса. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на территорию является одной из главных стратегических задач в системе муниципального управления. Более подробно вопросы маркетинга территории города для инвестиционных целей рассматриваются в главе 7.

Вся деятельность муниципальной власти, особенно при принятии стратегических решений, должна строиться с учетом требований муниципального маркетинга.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему необходим стратегический подход к муниципальному управлению?

2. В чем сущность стратегического подхода к муниципальному управлению?

3. Какие блоки работ необходимо осуществить в муниципальном образовании при реализации стратегического подхода к управлению?

4. Что должно измениться в принципах и технологиях муниципального управления при реализации стратегического подхода?

5. В чем сущность маркетингового подхода к муниципальному управлению?

 

Литература к главе 3

 

1. Бабун Р.В., Мальковец Н.В. Самая близкая к народу власть (о местном самоуправлении для всех): Пособие для населения и общественных организаций. - М.: МОНФ. Серия "Библиотека местного самоуправления", 2001. - Вып. 36.

2. Вовлечение населения в процесс местного самоуправления. - М.: МОНФ. Серия "Библиотека местного самоуправления", 2000. - Вып. 33.

3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление: Учебное пособие. Ч. 1. - М.: СГИ, 2001.

5. Местные сообщества в муниципальном управлении: Учебное пособие для муниципальных управляющих/Составление и редакция А.Е. Балобанова. - М.: МОНФ. Серия "Библиотека местного самоуправления", 2000. - Вып. 22.

6. Муниципальные технологии. Сборник статей. - М.: Консультационная фирма "ИМС", 1997.

7. Сачук Т.В. Основы территориального маркетинга. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, Институт экономики, 2004.

8. Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет: Учебное пособие для муниципальных служащих. - М.: МОНФ. Серия "Библиотека муниципального служащего", 2000. - Вып. 19.

9. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. - М.: Дело, 2000.

10. Школа муниципального служащего. 1-13 ноября 1998 г., Обнинск: Сборник учебных материалов. - М.: МОНФ, Серия "Библиотека муниципального служащего", 1999. - Вып. 14.

11. Школа муниципального служащего. 1-13 ноября 1999 г., Обнинск. Методические материалы. - М.: МОНФ. Серия "Библиотека муниципального служащего", 1999. - Вып. 15.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.