Сделай Сам Свою Работу на 5

Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе





 

Признание местного самоуправления особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует также коллективный интерес местной общины, местного сообщества, т.е. муниципальный интерес. Последний состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории. Сам термин "муниципалитет" происходит от латинских слов munis - тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio - беру, принимаю. Иными словами, самоуправление - бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Ведь население и выбранные им органы местного самоуправления лучше знают, как успешнее организовать свою жизнь и как лучше вести дела, чем государственные органы в случае централизованного управления местными делами. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики.

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐



│ С ┌────────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌──────────────────┐ │

│ Т │ I сектор │ │ II сектор │ │ III сектор │ │

│ Р │ │ │ │ │ │ │

│ У │ Государство │ │ Бизнес │ │ Гражданское │ │

│ К │ (федеральный и │ │ (хозяйствующие │ │ общество │ │

│ Т │ региональный │ │ субъекты) │ │ (некоммерческие │ │

│ У │ уровни) │ │ │ │ организации) │ │

│ Р │ │ │ │ │ │ │

│ Ы └─────┬──────┬───────┘ └────────┬─────────┘ └──────┬───┬───────┘ │



└───────────┼──────┼──────────────────┼──────────────────┼───┼──────────┘

┌───────────┼──────┼──────────────────┼──────────────────┼───┼──────────┐

│ Ф ▼ └──────────────┐ ▼ ┌──────────────┘ ▼ │

│ У ┌────────────────────┐ ┌────▼───────▼─────┐ ┌──────────────────┐ │

│ Н │ Властная функция │ │ Хозяйственная │ │ Общественная │ │

│ К │ │ │ функция │ │ функция │ │

│ Ц │ │ │ │ │ (самоорганизация │ │

│ И │ │ │ │ │ граждан) │ │

│ И └────────────────────┘ └──────────────────┘ └──────────────────┘ │



│ ▲ ▲ ▲ │

└──────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┼──────────┘

└─────────────────────┼───────────────────────┘

┌─────────────────┴───────────────┐

│ Местное самоуправление │

└─────────────────────────────────┘

 

Рис. 1.1.1. Местное самоуправление в системе основных структур

общества

 

Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Для оценки этой роли и функции напомним, что политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции: первый - власть (функция власти, политическая функция); второй - бизнес (хозяйственная функция); третий - гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий). Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление, то можно сделать вывод, что в современном обществе оно выполняет все три перечисленные функции (рис. 1.1.1).

Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть, реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.

Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.

 

┌─────────────────────────────────────┐

│ Система местного самоуправления │

└──────────────────┬──────────────────┘

┌───────┴─────────┐

┌─────────────────┤ Концепции │

┌─────────┴───────────┐ └───────┬─────────┘ ┌───────────────────┐

│ Основы деятельности │ ┌───────┴─────────┐ │ Взаимодействия │

└┬────────────────────┘ │ Система │ └──────────────────┬┘

│┌───────────────────┐ │ народовластия │ ┌────────────────────┐ │

├┤ Правовые: │ ├─────────────────┤ │ С федеральными ├─┤

│├── ── ── ── ── ── ─┤ │ Демократия: │ │ органами │ │

││Законодательство │ └────┬──────┬─────┘ │ государственной │ │

│└───────────────────┘ │ │ │ власти │ │

│┌───────────────────┐ ┌──┴──┐ ┌─┴───┐ └────────────────────┘ │

││ Территориальные: │ │пред-│ │не- │ ┌────────────────────┐ │

│├── ── ── ── ── ── ─┤ │ста- │ │пред-│ │ С органами │ │

││Муниципальные │ │вите-│ │ста- │ │ государственной ├─┤

├┤образования │ │льная│ │вите-│ │власти субъектов РФ │ │

│└───────────────────┘ │ │ │льная│ └────────────────────┘ │

│┌───────────────────┐ │ │ │ │ │

││ Организационные: │ └──┬──┘ └┬─▲──┘ │

│├── ── ── ── ── ── ─┤ выборы │ │ └──────┬────────────────────┐ │

││Выборные органы и│ ◄────────┘ │ ┌──────┤ С населением ├─┤

├┤должностные лица │ │ ▼ └────────────────────┘ │

│├── ── ── ── ── ── ─┤ ┌──────────────┴────┐ ┌────────────────────┐ │

││Иные органы и│ │ Территориальное │ │ С хозяйствующими ├─┤

││должностные лица │ │ общественное │ │ субъектами │ │

│├── ── ── ── ── ── ─┤ │ самоуправление │ └────────────────────┘ │

││Муниципальная │ └───────────────────┘ ┌────────────────────┐ │

││служба │ │ Межмуниципальные ├─┤

│└───────────────────┘ └────────────────────┘ │

│┌───────────────────┐ ┌────────────────────┐ │

││ Экономические: │ │ Международные ├─┘

│├── ── ── ── ── ── ─┤ └────────────────────┘

└┤Имущество, бюджеты │

└───────────────────┘

 

Рис. 1.1.2. Структура системы местного самоуправления в России

 

Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества. Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан - не его дело. Общественные и другие некоммерческие (в зарубежной литературе используются термины "негосударственные", "неправительственные") организации выполняют функцию самоорганизации граждан, и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства "не доходят руки", привлекает для их решения "невидимые" с государственного уровня местные ресурсы. Оно освобождает органы государственной власти от "мелких" дел, позволяя им сконцентрироваться на решении стратегических проблем.

В свою очередь, местное самоуправление представляет собой многогранное и многоаспектное явление, сложную систему с развитыми внутренними и внешними связями. Основные компоненты его системы в современной России представлены на рис. 1.1.2 и раскрываются в последующих разделах данной главы.

 

Проблемы становления и развития местного самоуправления в России

 

Итак, по своей роли в обществе местное самоуправление уникально. Однако реальных достижений в этой сфере в современной России оказалось меньше, чем преград.

Одной из главных проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления в России, является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. В обществе, которое столетиями жило в условиях тоталитаризма, не имея глубоких демократических традиций, идеи местного самоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того чтобы граждане их восприняли, необходима огромная разъяснительная работа.

Другой проблемой является сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит в местном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методам управления. Отдельные политики вообще считают, что это равносильно развалу России. Они аргументируют свою позицию тем, что местное самоуправление разрушает вертикаль государственной власти и становится невозможно проводить в жизнь государственную политику. Они исходят из того, что реализовать властные полномочия можно только методами прямого административного подчинения всех территориальных образований.

Серьезной проблемой является также финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и ресурсным обеспечением. Невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах. Еще одна немаловажная проблема - дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности. Их подготовка требует длительного времени. Местное самоуправление в России еще нетвердо стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России. Важнейшая роль в этом отводится реализации положений Федерального закона 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличие местного самоуправления от государственной власти и от общественных организаций?

2. Чем различаются определения местного самоуправления, представленные в Европейской Хартии местного самоуправления и в российском законодательстве?

3. Каковы общие принципы организации местного самоуправления?

4. Что такое "местные интересы"?

5. Какие функции выполняет местное самоуправление в современном обществе? В чем их специфика?

6. Каковы основные проблемы местного самоуправления в России?

 

Исторический путь местного самоуправления

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.