Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ





Рубинштейн С. Я.

82 Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»).

ISBN 5-04-003883-6

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, при­знанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990).

«Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по приме­нению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы). Приведено подробное и исчер­пывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения эксперимен­тальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здо­ровой и отклоняющейся личности.

В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие пси­хического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.

Книга снабжена необходимым рабочим материалом (бланки, протоколы, цветной и черно-белый стимульный материалы), данным в приложениях.



Для психологов, психиатров, дефектологов, невропатологов.

© Рубинштейн С. Я. © ООО «Апрель Пресс» © Оформление. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1999

BN 5-04-003883-6


СОДЕРЖАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ

(практическое руководство)

Предисловие............................................................................................................................. 11

От автора................................................................................................................................... 13

ЧАСТЬ I

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ................................. 15

2. ОБЛАСТИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ, В КОТОРЫХ

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.................... 22

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.................................................. 26

4. О НАПРАВЛЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДИК.................................................. 31

ЧАСТЬ II

5. ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ............................................................ 35

6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ........................ 37

Зрительно-моторная координация.............................................................................. 37



Слуховые восприятия...................................................................................................... 43

Корректурная проба........................................................................................................ 50

Отыскивание чисел .......................................................................................................... 53

Счет по Крепелину........................................................................................................... 56

Отсчитывание.................................................................................................................... 58

Исследование навыков.................................................................................................... 59

Доски Сегена...................................................................................................................... 63

Методика Кооса................................................................................................................ 64

Куб Линка........................................................................................................................ 67

7. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ................................................................................... 71

Классификация предметов............................................................................................. 71

Исключение предметов................................................................................................... 92

Методика Выготского—Сахарова.............................................................................. 95

Существенные признаки................................................................................................. 99

Простые аналогии................................................ »........................................................ 101

Сложные аналогии .............................................................. ;.............................................................. 103


Сравнение понятий......................................................................................................... 106

Соотношение пословиц, метафор и фраз................................................................. 108

Заполнение пропущенных в тексте слов.................................................................. Ш



Объяснение сюжетных картин.................................................................................... 112

Установление последовательности событий.......................................................... 114

Исследование ассоциаций............................................................................................ 117

Название 60 слов............................................................................................................. 117

Ответные ассоциации.................................................................................................... 120

Противоположности....................................................................................................... 122

Обучающий эксперимент.............................................................................................. 124

Классификация фигур.................................................................................................... 124

«Клипец»............................................................................................................................ 130

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ........................................................................................ 133

Заучивание десяти слов................................................................................................ 133

Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)....................................................... 136

Пиктограмма..................................................................................................................... 140

Воспроизведение рассказов............ '............................................................................ 151

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ............................... 153

Вариант ТАТ.................................................................................................................... 153

Выбор ценностей............................................................................................................. 155

Уровень притязаний........................................................................................................ 157

Исследование самооценки............................................................................................ 163

ЧАСТЬ III

). О ВЫБОРЕ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................... 167

L СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ДАННЫМ
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................................................................... 171

>. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ ......................... 183

ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА

ведение................................................................................................................................... 191

ЧАСТЬ I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»......................... 195

ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ........................... 205

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА

УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ........................................................ 214

Первая группа................................................................................................................... 215

Вторая группа.................................................................................................................. 221

Степени умственной отсталости................................................................................. 230

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................. 234


 

5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ.................................................................... 241

6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ........................................................ 258

«Доски Сегена»................................................................................ 274

«Сюжетные вкладки»....................................................................... 276

«Обучающий эксперимент»............................................................. 279

Методика Кооса............................................................................... 290

Проба на совмещение признаков.................................................... 291

«Клипец».......................................................................................... 296

ЧАСТЬ II

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

7. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ................................................................................... 299

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ.............................................................. 308

8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.............................................................................................................. 310

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ........................................................................... 317

9. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.............................................................................................. 318

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ................................................................ 332

10. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ......................................................................................... 338

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ......................................................................... 346

11. ВНИМАНИЕ.................................................................................................................... 356

12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ
НАВЫКАМИ.................................................................................................................... 361

ЧАСТЬ III

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

13. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.......................................... 365

14. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.......................................................................... 376

15. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.................................................... 383

16. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ.......................................................................... 388

17. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА................................................................................ 395

ПРИЛОЖЕНИЕ. БЛАНКИ И ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ......................................415


 

Предисловие

 


 


 

 


 

 


 


Предлагаемая вниманию широкого круга специалистов книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики больных.

Автор данного руководства включил в него только давно апробированные в отечественных лабораториях методики.

Данное методическое пособие имеет практическое назначение. Оно может быть полезным для обучения начинающих специа­листов-патопсихологов и психиатров использованию эксперимен­тальных методик патопсихологии.

Конкретному описанию методик предшествуют главы теоре­тического и общеметодического характера: о принципах построения патопсихологического эксперимента, о правомерности применения различных экспериментальных приемов для анализа психопато­логических явлений, о практическом использовании этих экспе­риментов в психиатрии, а также методические указания по органи­зации и технике проведения экспериментальных исследований психически больных.

Дается описание 34 экспериментальных методик, направлен­ных на исследование сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, самооценки.

Описание каждой методики содержит указание о ее назна­чении, о способе проведения и протоколирования эксперимента, а также о путях анализа экспериментальных данных. Приводятся типичные образцы и примеры экспериментальных данных, полу­ченных при исследовании больных разными заболеваниями. В по­следних главах книги содержатся указания относительно прин­ципов выбора конкретных методик при исследовании больных с различными целями и примеры, разъясняющие способы составле­ния заключений.

В виде иллюстраций даются образцы наглядных пособий, необходимых для проведения экспериментального исследования.


В заключение следует отметить, что описание эксперимен-льных методик, а также анализ получаемых с их помощью экспе-[ментальных данных даются автором на основании обобщения [ыта многолетних экспериментальных исследований больных в ихиатрической клинике. Это позволяет полагать, что книга будет >едставлять не только методический интерес.

 
 

Проф. Д. Д. Федотов

 

   
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 


Назначение этого методического руководства — помочь начинающим сотрудникам кабинетов экспериментальной пато­психологии и врачам-психиатрам овладеть приемами эксперимен­тально-психологических исследований психически больных.

В развертывающейся сейчас сети кабинетов эксперимен­тальной патопсихологии наряду с получающими специальное университетское образование патопсихологами начинают работать также врачи-психиатры, а в детских психоневрологических учреж­дениях — дефектологи. В опубликованных за последние десяти­летия книгах, статьях и методических письмах по эксперименталь­ной патопсихологии излагается содержание некоторых методик и указываются принципы их построения, но нет конкретного опи­сания того, как следует проводить эксперименты. В связи с этим возникает необходимость в издании такого методического пособия, в котором было бы не только указано, для какой цели может слу­жить та или иная экспериментальная методика, но и то, как под­готовиться к опыту и как его провести, а также как интерпретировать полученные данные.

Разумеется, что и в этой области, как и во всех остальных разделах лабораторной работы, одно лишь книжное обучение не­достаточно; навыками проведения экспериментально-психологи­ческих исследований больных следует овладевать под непосред­ственным руководством опытных специалистов на рабочих местах, в лабораториях экспериментальной патопсихологии.

Даже самый опытный психиатр едва ли решится приступить к экспериментально-психологическим исследованиям больных, не изучив предварительно основы общей психологии и не овладев практически навыками экспериментальной работы. Тем не менее систематическое описание наиболее употребительных и апроби­рованных методик нужно и для процесса обучения, и для справок в начале самостоятельной экспериментальной работы.

При описании методик и особенно способов анализа экс­периментальных данных использованы опыт работы и результаты научных исследований коллектива сотрудников лаборатории экс-


<тш.


 


 


периментальной патопсихологии Института психиатрии Министер­ства здравоохранения РСФСР (проф. Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. По­ляков, В. В. Николаева, Т. И. Тепеницына, С. В. Лонгинова), а также опыт работы сотрудников кабинетов экспериментальной патопсихологии психоневрологических больниц и диспансеров.

В данную книгу вошло описание только тех методик, в применении которых автор имел достаточный личный опыт. Многие очень ценные экспериментальные методики, например используемые в области нейропсихологии (А. Р. Лурия, Е. Д. Хом-ская, Л. С. Цветкова), а также в области экспертизы трудо­способности психически больных (Э. А. Коробкова, В. М. Коган), не включены в данное описание отчасти потому, что уже описаны, а отчасти из-за недостаточного личного опыта автора этой книги. По той же причине возникает неравномерность в разделах, которые содержат интерпретацию экспериментальных данных; по неко­торым методикам может быть дана детальная квалификация способов решений и ошибок больных, может быть указано диагностическое значение разных ошибок, а по другим — столь обширного опыта не накопилось и интерпретация дается более схематично или иллюстративно. Включение таких, в меньшей степени апробированных, методик в книгу диктуется следующими соображениями: разнообразие клинических задач вынуждает пользоваться разными методиками, необходимость в них очень велика, а недостаточная степень апробированности может стать стимулом к тому, чтобы молодые специалисты продолжали и углубляли эту апробацию.

 


 

 

ЧАСТЬ I

 

T: использование

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

История развития естественных наук свидетельствует о том, что развитие каждой области знания зависит от совершенства методов исследования и что эксперимент является более совер­шенным методом, чем наблюдение и описание. Современная физи­ка, химия и биология решают свои проблемы экспериментальным методом и обязаны своим прогрессом именно этому методу.

Экспериментальный метод широко используется во всех об­ластях медицины, однако в психиатрии эксперимент до последнего времени используется преимущественно во вспомогательных лабораторных разделах и крайне мало — для анализа собственно психопатологических явлений.

Собственно психопатологические явления по традиции изучаются методом наблюдения и расспроса больных. В этой тра­диции сказывается в известной мере специфика психиатрии. Сама природа патологии психики такова, что установить ее, прежде всего, удается при расспросе и наблюдении. По сравнению с другими областями медицины в психиатрии методики расспроса и на­блюдения являются значительно более изощренными, разрабо­танными и усовершенствованными. Опытный психиатр лучше, чем врач другой специальности, умеет установить контакт с больным, умеет выявить в беседе наличие бредовых идей, узнать о его галлюцинаторных переживаниях. Выявить различные оттенки состояния больных, например депрессию, апатию или беспечность, можно в беседе с самим больным, а также при расспросе персонала


16


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА


17


 


или родственников больного о его поведении. Врачи-психиатры достигают часто большого искусства в умении беседовать с больным, наблюдать за ним и затем описывать его психическое состояние. Поэтому в оценке состояния психики расспрос и наблюдение до сих пор остаются не только преобладающими, но почти единственными методами врачебного исследования, в то время как соматическое состояние психически больного исследуется многообразными современными лабораторными и эксперимен­тальными методами. Между тем наступило время, когда в самой психопатологии, т. е. при анализе патологии психики, методы опроса и наблюдения должны быть дополнены экспериментом. Для того чтобы обосновать это положение, следует вспомнить, что такое эксперимент, и выяснить, какие обстоятельства затрудняют внедрение эксперимента в психопатологию.

Эксперимент во всякой науке отличается от простого наблю­дения тем, что изучаемое явление специально создается или вызы­вается, а также тем, что оно многократно наблюдается и объективно регистрируется в специально создаваемых варьирующихся условиях. Благодаря эксперименту причина явления отделяется от условий, в которых оно развивается, становятся известными условия, усиливающие, ослабляющие либо уничтожающие данное явление. Таким образом, становится возможным познание причин и закономерностей развития и исчезновения явления, т. е. его сущности. Благодаря экспериментальному методу исследователь овладевает явлением. Именно экспериментальный метод в психо­патологии дает исследователю возможность перейти от описания явлений к анализу причин и механизмов симптомообразования.

Точное, филигранное описание психопатологических сим­птомов было совершенно необходимым этапом становления пси­хиатрических знаний. Но при переходе к познанию сущности и причин возникновения тех или иных симптомов одних описаний становится недостаточно. Чтобы узнать причину и суть явления, нужно попытаться на него воздействовать, т. е. выяснить, при каких условиях оно может быть устранено, при каких усилено или впервые спровоцировано. А это и означает, что необходимо экспериментально исследовать каждый симптом. Некоторые психиатры пытались миновать этот этап и искать причины психо­патологических симптомов только вне психического, в тех уровнях


 


строения и функций организма, которые являются предметом иных наук (патоморфология, патофизиология, биохимия и т. д.).

Но причинно-следственные отношения в области психо­патологии очень сложны. Симптомы расстройств психики не всегда прямо обусловлены этнологией болезни. Они могут носить вторичный характер (оставаясь все же типичными для течения определенной болезни). У каждого симптома может быть свой собственный, иногда очень сложный механизм развития, т. е. патогенез.

Еще в 1931 г. Л. С. Выготский писал о том, что причина поражения мозга ребенка не может однозначно определять симптом болезни. Подобное утверждение, писал он, означало бы игнориро­вание процесса развития психики больного.

Невозможно предрешить вопрос о том, какие психопато­логические симптомы детерминированы биохимическими, эндо­кринными, физиологическими или иными сдвигами, какие могут оказаться детерминированными другими психопатологическими же либо компенсаторными явлениями. Причиной отдельного психопатологического явления может стать продолжающаяся деятельность и все обстоятельства жизни человека с больным мозгом. Иными словами, многие психопатологические явления возникают при соприкосновении больного с теми или иными требованиями окружающей действительности, с ее воздействиями. Следовательно, определяющая причина каждого симптома может быть очень различна, она не задана, не предопределена самим поражением мозга, ее нужно исследовать и искать эксперимен­тальными методами.

Поэтому весь сложный и многообразный ряд психопатоло­гических симптомов и синдромов: бред, галлюцинации, явления психического автоматизма, эмоциональная тупость, беспечность, некритичность, манерность, дурашливость, сужение круга инте­ресов, деградация, эгоцентризм и т. д. — подлежит эксперимен­тальному анализу.

Экспериментальный анализ симптома означает (как го­ворилось выше) разнообразные попытки воздействия на него, применение разных способов его ослабления, усиления или даже провоцирования. Только воздействуя на явление, можно узнать его сущность. Именно в таком экспериментальном анализе сим-


18


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА


19


 


птома состоит путь изучения механизмов его становления, его качественная квалификация. Иными словами, квалификация любого психопатологического симптома требует того, чтобы были экспериментально изучены условия и причины его развития. Для того чтобы узнать, например, что такое амбивалентность, не­гативизм и даже столь сложный синдром, как «психический авто­матизм», нужно научиться это патологическое явление ослаблять, провоцировать, выявлять его причины и условия, способствующие либо препятствующие его появлению.

Следовательно, метод наблюдения в психиатрии должен быть дополнен экспериментальным, должны быть экспериментально изучены механизмы симптомообразования.

Но, может быть, использование экспериментального метода в психиатрии возможно ограничить двумя уже существующими направлениями, а именно экспериментом на животных и учетом опыта лекарственной терапии? Рассмотрим эти вопросы.

Общепринятый в медицине эксперимент на животных имеет, разумеется, большое значение для психиатрии, поскольку с его помощью изучаются механизмы действия различных вредностей, лекарств и многие другие важные вопросы. Однако при истол­ковании собственно психопатологических явлений эксперимент на животных малопродуктивен и должен иметь ограниченное значение.

Перенос данных, полученных на животных, на человека возможен лишь в отношении аналогично функционирующих органов и систем. Что же касается функции нервной системы, то здесь перенос требует осторожности и может привести к грубым ошибкам. Об этом говорил акад. И. П. Павлов.

Строение мозга человека принципиально отличается от строения мозга животных; даже в пределах сходных мозговых структур локализация функций животных и человека оказывается различной. Наконец, и это наиболее важно, у животных и человека различно происхождение психических свойств и процессов, различно соотношение структуры и функций. Психические про­цессы и психические свойства человека, как это показано в исследованиях советских психологов, не возникают в результате созревания определенных мозговых структур, они не фиксированы строением мозга.

Психические процессы и свойства личности человека фор­мируются в онтогенезе на основе его собственного жизненного


опыта и присвоения им опыта человечества с помощью речи и предметных действий. Лежащие в их основе системы условно-рефлекторных связей или особые «функциональные органы» (А. А. Ухтомский, А. П. Леонтьев) также возникают в онтогенезе и детерминированы образом жизни.

Следовательно, психические процессы и свойства человека возникают иначе, они принципиально отличны от психики животных, они общественно, а не биологически детерминированы. В оценке тех психопатологических явлений, которые специфичны для человека, т. е. таких, как расстройства восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, самооценки и т. д., эксперимент на животных использован быть не может. Изучать психические расстройства на животных — значит, грубо биологизировать пси­хику человека и, по существу, отказаться от изучения психопато­логии. В этом разделе психиатрия вынуждена идти иными путями, чем остальные области медицины. Экспериментальное изучение психопатологии возможно только на человеке.

Второй вопрос заключается в том, может ли заменить введение экспериментального метода анализ опыта лекарственной терапии. Еще В. А. Гиляровский поставил вопрос о том, что терапия психозов дает психиатру интереснейший экспериментальный материал. Действительно, в широком смысле слова практика лекарственной терапии (так же как и анализ последствий случайных отравлений, опухолей и огнестрельных ранений мозга) может быть отнесена к категории естественного эксперимента. Было бы излишне говорить об огромном научном значении анализа опыта лекарственной терапии. Но если вспомнить определение эксперимента в его узком научном смысле слова и те условия, которые при таком экспери­менте должны быть соблюдены, легко понять, что практика терапии психических болезней на данном этапе далека от эксперимента и даже в известном смысле принципиально контрастна по направлен­ности. Лечение больного требует индивидуального подхода, инди­видуально подобранных дозировок, комбинирования лекарст­венных средств. При терапии часто один курс лечения назначают вслед за другим, не зная точно явлений последействия, не учитывая того, как лекарство сочетается с условиями режима жизни и труда больного. На ход болезни и ее симптомы влияет множество факто­ров, в том числе фактор времени. Поэтому в практике терапии мало повторяющихся фактов, очень приблизительной является ре­гистрация сдвигов, с трудом подбираются контрольные группы.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ными словами, не хватает всего того, что необходимо для экс-гримента.

Следовательно, опыт терапии психозов также не может олностью заменить экспериментальный анализ психопато-эгических явлений. Возникает необходимость специальных сспериментальных исследований психики больных людей.

Такие эксперименты уже проводятся.

Из числа опубликованных в Советском Союзе экспери-ентальных исследований психопатологических явлений наиболее родуктивными представляются так называемые фармако-инамические пробы. Такие серии экспериментов, заключающиеся разовых применениях лекарственных веществ не с терапев-лческой целью, проводились А. Б. Александровским, А. М. Ха-ецким, А. С. Познанским, Г. В. Столяровым, И. С. Сумбаевым, . X. Разиным, М. А. Рыбалко и др. Эти эксперименты открывают овую, интереснейшую страницу психопатологии. Но они могли ы стать еще продуктивнее, если бы эффект фармакологического оздействия более строго фиксировался.

Обычно сдвиги в общем психическом состоянии больных ибо сдвиги в проявлениях того или иного исследуемого синдрома симптома, возникающие в результате лекарственного воз-ействия, фиксируются все тем же методом наблюдения и рас-проса. Поэтому они не могут быть достаточно объективно ква-ифицированы. Во время такого эксперимента больной продолжает акую-то деятельность, он присматривается, прислушивается к нешней обстановке, о чем-то беседует, но эта его деятельность ротекает стихийно и не становится объектом точного иссле-ования. Таким образом, эксперимент остается как бы поло-инчатым, незавершенным. Один из важнейших принципов, мож-ю сказать, методологический принцип построения эксперимента аколы акад. И. П. Павлова, а именно критерий реагирования на нешние воздействия, упускается.

Между тем экспериментальные фармакологические воздей-твия должны были бы быть дополнены различными способами чета этого реагирования. Так, например, если больному дают гекарство, в результате которого нормализуется его прежде разо­рванная речь, то беседа с больным до введения лекарства и после го введения должна быть однотипной, содержать однородные юпросы и требования. Если лекарственное воздействие направлено



 

21

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА

на ослабление (или усиление) бредовой настроенности больного, то эксперимент должен быть поставлен так, чтобы степень этой настроенности больного могла быть учтена хотя бы по его отношению к однородным воздействиям.

По всей вероятности, дальнейшие пути экспериментального анализа психопатологических явлений будут заключаться в соче­тании фармакодинамических проб с патопсихологическим экспери­ментом. Несомненно, что в ближайшие годы по мере увеличения интереса к механизмам симптомообразования экспериментальные методы исследования психики больных будут все больше разраба­тываться и применяться.

Иногда возникают сомнения в том, возможно ли вообще проведение экспериментальной работы с психически больными. Эксперимент предполагает многократное повторение каких-либо действий в строго одинаковых условиях; испытуемые должны понимать и выполнять инструкции экспериментатора; подразу­мевается одинаковая заинтересованность больных в выполнении этой инструкции. Всего этого трудно ожидать от психически боль­ных. Тем не менее экспериментальная работа с ними возможна, и она практически проводится уже многие десятилетия.

Специфика психиатрической клиники требует лишь особого, более совершенного построения эксперимента. Необходима очень большая, «отработанная» простота инструкции, видоизмененная мотивировка заданий, особая тщательность протоколирования опы­та. Обо всем этом будет подробно рассказано в главах 3 и 4. Здесь же следует подчеркнуть только, что при достаточной подготовке использование экспериментальных приемов при исследовании психически больных практически возможно.

Экспериментальный анализ причин и условий возникно­вения психопатологических симптомов и синдромов — задача самой психопатологии. Было бы совершенно неправильно пред­полагать, что такая задача может быть решена только с помощью экспериментальных методик патопсихологии.

Однако, поскольку в патопсихологии накоплен большой опыт экспериментального исследования психически больных, этот опыт может быть полезен психопатологии и психоневрологии.

Данная книга посвящена описанию экспериментальных ме­тодик патопсихологии и анализу опыта применения этих методик в психоневрологической клинике.


22


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ


ОБЛАСТИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ


23


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.