Сделай Сам Свою Работу на 5

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия





РЕФЕРАТ

Философское учение Аристотеля

 

Специальность 050100.62

«Педагогическое образование»

 

 

Выполнил студент

271 2А группы 1 курса

Талипов Т.Р.

 

Проверила: Чиркова С.В.

 

 

Набережные Челны

Содержание

 

 

Биография Аристотеля …………………………………………………………. 3

 

Критика Аристотелем учения Платона…………………………………………4

 

Основные идеи Аристотеля……………………………………………..…….6

 

Краткие выводы, сделанные Аристотелем…………………………………...6

 

Классификация философии, данная Аристотелем………………….................7

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия…………………..7

 

Проблема души и человека в философии Аристотеля………………………...8

 

Историческое значение философии Аристотеля………………………………9

 

Список литературы. 10

 

 

Биография Аристотеля

Аристотель – величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире – городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец – Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил красиво одеваться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Поскольку он воспитывался в семье врача, то самостоятельно занимался медициной. Аристотель не стал профессиональным врачом, но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики.



В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он приезжает в Афины и поступает в платоновскую Академию, став учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения своего сына Александра. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени он возвращается в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Линей, по имени храма Аполлона Линейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатической», а принадлежащие к ней стали называться «перипатетиками».



Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Линее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в «безбожии » и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года он умер.

Критика Аристотелем учения Платона

Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) поступил в школу Платона. Он был сначала принципиальным «платоником», а впоследствии отошел от строгого платонизма. Можно сказать, что Аристотель был единственным из учеников Платона, который возражал ему. Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель придавал большое значение своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу. Но Аристотель, по-видимому, еще и дерзко нападал на Платона, что в дальнейшем привело к созданию Аристотелем собственной школы. За все эти споры добродушный Платон сказал, что «Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать».



Первые сочинения Аристотеля в стенах платоновской Академии отличаются склонностью к риторике, которой он впоследствии прозанимался всю жизнь. В Платоновской школе Аристотель получает важнейшие основы знаний, обладая которыми, впоследствии он открывает напротив платоновой свою собственную школу, и становится завзятым противником своего учителя.

Возражения Аристотеля Платону таковы:

1. Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник удваивает мир, как будто думая, будто большее число сущностей легче познать, чем меньшее.

2. Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели.

3. «Третий человек»: связь предмета и идеи требует «посредника». Так, между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен существовать еще один «человек», скажем, «грек». Но в таком случае между человеком вообще и греком должен существовать еще один «человек», допустим, «белый человек», и т. д. до бесконечности.

4. Идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения.

5. Платон не выяснил, что означает «причастность» вещей идеям, - это «пустые слова и поэтические метафоры».

6. Вообще невозможно, «чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является». Аналогичные возражения направляет Стагирит против пифагорейских представлений о математических объектах, якобы существующих отдельно от вещей. Эти объекты на деле «не являются сущностями в большей мере, нежели тела, и... они по бытию не предшествуют чувственным вещам, но только логически».

Основные идеи Аристотеля

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар - бог (или ум - перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Краткие выводы, сделанные Аристотелем

- все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

- изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

- реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

- потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

- высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Классификация философии, данная Аристотелем

- теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

- практическая – о деятельности человека, устройстве государства;

- поэтическая,

- логика; считается, она что была выделена Аристотелем как четвертая часть философии.

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.