Сделай Сам Свою Работу на 5

II.6. Закон сопротивления





 

Если вы едите манго, если вы совершаете какого-либо вида работу, это производит впечатление в подсознательном уме или Читте. Это впечатление называется Самскара, или тенденция, наклонность. Всё, что вы видите, слышите, чувствуете, обоняете или вкушаете, вызывает Самскары. Действия – дыхание, мышление, ощущение и повеление создают впечатления. Эти впечатления неразрушимы. Они могут быть сожжены полностью только посредством Асампраджнята Самадхи. Человек является связкой Самскар. Ум является связкой впечатлений. Именно эти Самскары вновь и вновь приводят человека на этот физический план. Они являются причиной повторных рождений. Эти Самскары принимают форму очень больших волн из-за воспоминаний, внутренних или внешних стимулов. Итогом этих впечатлений является характер человека. Если вы совершаете добродетельные поступки, Читта будет содержать хорошие впечатления, и вы будете обладать хорошим, добрым характером. Если вы совершаете вредные поступки, в подсознательном уме будут откладываться вредные впечатления, и у вас будет плохой характер. Хорошие Самскары побуждают человека совершать хорошие поступки, и наоборот. Если вы обладаете великим ценным качеством – хорошими Самскарами, вы вообще не будете совершать каких-либо плохих действий. У вас установится хороший характер. Мара, или Сатана, не сможет влиять на вас.



 

Действия создают Самскары, или впечатления, или потенции. Впечатления соединяются вместе посредством повторения и образуют привычки. Тенденции развиваются в привычки и характер. Итогом тенденций человека является его характер. Кармы создают характер, и характер создаёт волю. Если характер чистый и сильный, воля также будет чистой и сильной, и наоборот.

 

Говорят, что привычка – это вторая натура. Я всегда говорю, что привычка является всей натурой. Контроль привычек является контролем натуры. Старые вредные привычки могут быть заменены здоровыми и желанными привычками с помощью силы чистой непреодолимой воли. Слабый, бессильный человек является рабом привычек. Он всегда воображает, что привычки являются врождёнными и что они не могут быть изменены в течение жизни. Это заблуждение. Если вы хотите изменить старые, болезненные, вредные привычки и установить новые, здоровые и полезные привычки, вы должны упорно бороться. Старые привычки будут стараться вернуться, будут сопротивляться, упорствовать и повторяться. Будет происходить внутренняя борьба между старыми и новыми Самскарами, между старыми и новыми привычками. Вы должны быть очень бдительным, внимательным и осторожным. Вы должны быть таким же внимательным, как солдат, который стоит на посту и охраняет военный склад. Старая привычка отстаивает себя и говорит: “О, друг! Ты дал мне место в своём теле и уме в течение долгих двадцати лет. Ты наслаждался некоторыми вещами благодаря мне. Почему ты стараешься избавиться от меня теперь? Ты очень жесток. У меня есть все права и привилегии от Природы, моей доброй матери, чтобы остаться здесь. Майя действует только через меня. Весь мир действует только через привычки. Посредством силы привычки человек цепляется за чай, кофе, алкоголь, табак, курение, кино, романы и азартные игры. Весь мир может быть превращён в пыль ни для кого иного, как для меня. Лила Господа остановится без моего присутствия в твоём теле. Я не покину своего места в твоём теле”.



 

В этом состоит закон сопротивления. Если человек, который пытается искоренить вредную привычку, невнимателен, старая привычка вернётся вновь. Вначале она может возвращаться чаще и оставаться долгое время. Либо она может возвращаться реже и оставаться короткое время. Но вы обретёте силу, и постепенно она будет полностью уничтожена, и новые, полезные привычки, в конце концов, обретут главенствующую власть.



 

Если новая, здоровая привычка привлекается ещё раз, если вы делаете хотя бы одну попытку взрастить, посадить в почву новую, хорошую привычку, постепенно вырастет хорошая привычка. Она также утвердит себя в обретении места в теле и уме. Она сама будет действовать до тех пор, пока не обретёт совершенного успеха, и пока не победит старую, вредную привычку. Это ещё один закон Природы. В Природе всегда имеет место двойная жизнь: Асурическая и Дэвическая (Демоническая и Божественная). В теле и уме постоянно происходит борьба между Асурами и Дэвами. Если вы очень упорно сражаетесь, новые полезные привычки быстро утвердятся. Вы достигнете быстрого прогресса на духовном пути. Чистая, сильная, непреодолимая воля, в конце концов, приведёт к успеху. Она может сделать всё. Её силы неописуемы и замечательны.

 

Глава III. Свадхарма

 

III.1. Что такое Свадхарма?

III.2. Обязанности человека

III.3. Три Гуны

III.4. Карма Индрии

III.5. Псевдо-Карма Йог

III.6. Митхьячара

III.7. Инструкции ученикам

 

III.1. Что такое Свадхарма?

 

В английском языке нет соответствующего эквивалента Санскритскому термину ‘Дхарма’. Обычно под этим подразумевают ‘обязанность’ и ‘праведность’. Любое действие, которое хорошо рассчитано, чтобы дать Шреяс (освобождение) и Абхьюдаю (восторг), является Дхармой. То, что приносит человеческим существам благополучие, является Дхармой. Слово ´Дхарма´ происходит от корня ´Дхри´, который означает ´поддерживать´ или ´держать´. То, что поддерживает, является Дхармой. Люди поддерживаются с помощью Дхармы. Поскольку это одновременно поддерживает и держит, это называется Дхармой. То, что обеспечивает безопасность существа, является Дхармой. ´Свадхарма´ означает собственную человеческую обязанность в соответствии с Варнашрамом или кастой и образом жизни, который образован согласно Гунам или качествам, порождённым природой человека.

 

Бог, религия и Дхарма неотделимы друг от друга. Человек развивается благодаря практике Дхармы, согласно своей касте и образу жизни. В конце концов, он достигает Самореализации, конечной цели жизни, которая приносит бесконечное блаженство, высший мир, нерушимую радость, высшее знание, вечное удовлетворение и бессмертие.

 

Признаком Дхармы является Ачара (хорошее поведение). Ачара является признаком добра. Ачара выше всех учений. Из Ачары порождается Дхарма, а Дхарма делает жизнь величественной. С помощью Ачары человек достигает известности, энергии и силы сейчас, здесь и впоследствии. Ачара является высшей Дхармой. Ачара является основой всех видов Тапаса.

 

Дхарма стоит в начале перечня четырёх Пурушартх, а именно: Дхармы, Артхи, Камы и Мокши. Дхарма дарует благополучие, удовлетворение желаний и, в конце концов, освобождение.

 

“Брахмана был ртом Брахмы; Раджанья (Кшатрий) был порождением Его двух рук; Его два бедра породили Вайшью; а Шудра был порождением Его двух стоп”. Четырьмя кастами являются Брахманы, Кшатрии, Вайшьи и Шудры. Самоограничение, спокойствие, терпение, аскетизм, чистота, вера в Бога, прощение, самопожертвование, справедливость, честность, мудрость, обучение и изучение Вед, выполнение жертвоприношений, а также управление другими в поднесении жертвоприношений и даров и получение даров – всё это является обязанностями Брахмана, рождённого в своей собственной природе.

 

Храбрость, щедрость, сила, доблесть, великолепие, твёрдость, ловкость, неубегание с поля битвы, природа правителя, защита людей, дарение, выполнение жертвоприношений и изучение Вед – всё это составляет обязанности Кшатрия, рождённого в своей собственной природе.

 

Земледелие, скотоводство, торговля, благотворительность, совершение жертвоприношений, изучение Вед, вовлечённость в торговлю, финансы и сельское хозяйство являются обязанностями Вайшьи, рождённого в своей собственной природе.

 

Щедрое служение всем этим кастам является обязанностью Шудры, рождённого из своей собственной природы.

 

Много зла возникло из-за того, что люди одной касты стали заниматься работой других каст и больше думать о правах собственной касты, данных им, нежели о предписанных обязанностях.

 

Брахманы и Кшатрии твёрдо заявили о своих привилегиях и отказались от тяжёлого бремени, возложенного на их касты. Естественно, их отношение спровоцировало оппозицию и антагонизм, которые пришли на смену доброму взаимному отношению и служению. В результате этого каста стала социальным злом вместо того, чтобы быть структурой, поддерживающей всё в счастливом порядке. Если бы люди различных каст практиковали свои Дхармы, кастовый беспорядок ушёл бы в небытие и воцарился бы мир изобилия и радости.

 

Ашрамов или стадий жизни четыре, а именно: Брахмачарья, стадия ученичества, Грахастхья, стадия семейной жизни, Ванапрастха, стадия жизни в лесу или уединения, и Санньяса, стадия полного отречения. Каждая фаза жизни имеет свои собственные обязанности. Ни в одной из этих стадий человек не должен брать на себя специфические обязанности других трёх стадий. В настоящий момент трудно поддерживать или соблюдать в мельчайших подробностях древние правила, поскольку очень сильно изменились условия. Но если мы можем поддерживать ясную идею основных обязанностей каждой стадии, мы будем в состоянии превратить жизнь в регулируемый курс развития и неуклонного роста.

 

Жизнь ученика начинается с церемонии Упанайи, его второго рождения. В Ману Смрити вы найдёте: “Пусть ученик будет вечно вовлечён в изучение Вед и в служение своему наставнику. Пусть ученик воздерживается от вина, мяса, духов, изысканных блюд, гирлянд, компании женщин и от чувственных воздействий. Пусть он откажется от похоти, гнева, алчности, танцев, пения и игры на музыкальных инструментах, от игры в игральные кости, от болтовни, клеветы и лжи”.

 

“Пусть ученик всегда спит один и пусть никогда не растрачивает своё семя. Тот, кто благодаря похоти теряет своё семя, разрушает свой обет. Он должен развивать дух служения, гуманизма и послушания. Он должен тщательно формировать свой характер. Он должен быть целомудренным в мыслях, словах и делах”.

 

Затем следует стадия домохозяина. Ученик, закончив свои обязанности, вступает в фазу Грахастхьи, когда он готов выполнять обязанности и нести ответственность в качестве жизни домохозяина. Из всех Ашрамов домохозяин или семьянин является высшим, поскольку в действительности он поддерживает все три остальных Ашрама. Подобно тому, как водопады и реки текут, чтобы закончиться в океане, точно так же Ашрамы текут для того, чтобы успокоиться в домохозяине. Это – поле для развития различных добродетелей, таких, как милосердие, любовь, щедрость, терпение, терпимость, чистота, благоразумие и правильное суждение. С великим прискорбием следует отметить, что великолепие, торжественность и благородство этой стадии жизни ныне потеряны из-за путаницы её обязанностей с обязанностями ученика, вызванной дурной современной традицией детской женитьбы. Сейчас нет идеала в жизни семьянина. По этой причине теперь возросло число Санньясинов. Центральным звеном учения Гиты и Йоги Васиштхи является Самореализация, которая должна быть достигнута в миру и посредством мира.

 

Позвольте мне напомнить вам один важный момент из Гиты, который даст покой и блаженство вашему уму:

 

“Лучше плохо выполнять собственные обязанности, пусть и лишённые заслуги, нежели хорошо выполнять обязанности другого человека. Лучше умереть при исполнении собственных обязанностей; обязанности другого человека полны опасности”.

 

Есть ещё один важный момент. Вы должны ясно понять, что правильное исполнение обязанностей без привязанности в любой фазе жизни приведёт к Самореализации и освобождению. Внимательно прочтите следующий анекдот о добродетельной женщине и мяснике:

 

Санньясин удалился в лес для практики Йоги. Он оставался в пещере в течение двенадцати лет. Он практиковал Пранаяму, Кхечари Мудру и различные Йогические Крийи. Он развил определённые силы благодаря этой практике. Однажды он сидел в тени дерева. Журавль сел на ветку дерева и сбросил экскременты прямо на голову Санньясина. Санньясин был взбешён. Он свирепо посмотрел на журавля. Йогический огонь сразу же вышел из макушки его головы и мгновенно превратил журавля в пепел. Санньясин возрадовался замечательной силе, которой он обладал.

 

Затем он отправился в город для того, чтобы добыть свою обычную милостыню. Он остановился у двери домохозяина, распевая ´Нараяна Хари´. Женщина в доме была занята ухаживанием за своим больным мужем. Это была очень целомудренная женщина, которая была необыкновенно предана своему мужу. Она соблюдала Пативрита Дхарму. Она ответила из окна: “О, Бхикшу, подождите, пожалуйста, немного”. Санньясин был весьма раздосадован. Он подумал: “Посмотрите, какая высокомерная природа у этой женщины. Она попросила меня подождать. Она не знает о моих Йогических силах”. Пока он так размышлял, женщина сказала: “О, Бхикшу! Здесь нет журавля. Не воображай о себе слишком много. Не будь таким напыщенным из-за своих Сиддх.” Санньясин стоял в немом изумлении. Он спокойно ждал. Наконец женщина вышла наружу с милостыней для Санньясина. Санньясин распростёрся у её ног и спросил её: “О, Дэви, как ты смогла прочесть мои мысли?” Женщина ответила: “О, Свамиджи! Я ничего не знаю о Пранаяме или разновидностях Йогической Крийи. Я заставила ждать тебя, поскольку я была занята уходом за своим больным мужем. Я невежественная женщина. Я искренне предана своему мужу. Я считаю его своим Гуру и Богом. Я поклоняюсь ему. Я не хожу в храмы. Я не повторяю Мантры. Я день и ночь служу своему мужу. Я беспрекословно повинуюсь его словам. Я мою его стопы. Я следую по стопам Савитри, Нараяни и Анасуйи. Я засыпаю после того, как он заснёт. Утром я встаю до того, как он проснётся. Он является предметом моего обожания. Благодаря такому служению, преданности и обязанности по отношению к своему мужу я получила просветление. У меня чистое сердце. Я могу читать ваши мысли. В этом секрет моей Абхьясы. Если вы хотите научиться большему, идите к мяснику, который продаёт мясо на большом рынке. Он научит вас кое-чему необыкновенно интересному и важному. Вы действительно будете в восторге. Вы действительно получите огромную пользу”.

 

Санньясин отправился к месту, где жил мясник. Он пошёл прямо на рынок и нашёл там мясника, рубящего мясо. Санньясин подумал про себя: “О, мой Бог! И это тот человек, у которого я должен научиться чему-то интересному и полезному? Он же является воплощением дьявола. Он же - головорез”. Мясник прочитал мысли Санньясина и сказал: “О Свамиджи! Это женщина послала вас? Будьте так любезны, посидите здесь. Я сейчас уделю вам внимание”. Мясник закончил свои дела с посетителями и затем попросил Санньясина последовать за ним в его дом. Он попросил Свами подождать снаружи, а сам вошёл внутрь. Он уделил внимание своему старому отцу и матери. Он искупал их, напоил их Чаранамритой. Он хорошо покормил их и положил спать. Затем он подошёл к Санньясину и сказал: “О Свамиджи, теперь я у ваших ног. Будьте добры, приказывайте мне, и я выполню любую вашу просьбу”. Санньясин задал ему несколько вопросов по Веданте. Мясник дал ему прекрасные, волнующие душу ответы относительно Атмана, природы свободы, Садханы, состояния Дживанмукты и так далее. Санньясин был удивлён. Многие его сомнения прояснились. Он остался очень доволен ответами мясника. Он спросил его: “Как это так: ты делаешь эту грязную работу и умудрился получить такое возвышенное знание?” Мясник ответил: “Свамиджи, вы ошибаетесь. Нет обязанностей или работы, которая является нечистой или унизительной. Всякая работа является поклонением Господу. Я хорошо выполняю свои обязанности без какой-либо привязанности или мотивации. Я день и ночь служу своим родителям. Они являются моим Богом на земле. Я ежедневно поклоняюсь им. Я не знаю какой-либо Йогической практики. Я необразованный человек. Я удовлетворительно исполняю свои обязанности. Это – моя религия, моя Йога. Я достиг просветлённости, совершенства, чистоты и свободы посредством выполнения своих обязанностей как домохозяина и посредством служения моим родителям. В этом состоит секрет моей Йоги и Самореализации”.

 

Невежественный мирской человек говорит: “Я должен выполнять свои обязанности. Я должен дать образование своим четырём сыновьям и трём дочерям. Я должен угодить своему работодателю. У меня тяжёлые обязанности на службе. Я должен давать деньги своей овдовевшей сестре. У меня большая семья. У меня шесть братьев и пять сестёр. Где мне взять время для выполнения Сандхьи и Джапы и для изучения религиозных книг? У меня нет времени даже передохнуть. У меня не бывает досуга. Даже по выходным я должен работать. Я беру домой служебные бумаги и работаю вечерами до одиннадцати. Я не хочу Санньясы или какой-либо Йоги. Работа на службе и поддержание моей семьи сами по себе являются Йогой”.

 

Вы называете это обязанностью? Это просто крепостная зависимость. Это рабство. Человек боится за своё положение каждую минуту. Даже во сне он видит своих сослуживцев и работодателя, а также столбики цифр в книге счетов. Это не чувство обязанности. Человек не может помолиться даже секунду. У него нет времени прочитать даже одной Шлоки из Гиты. Даже в течение целого месяца у него не бывает и мысли о Боге. Он пьёт чай, ест пищу, сидит за столом и пишет, спит и занимается продлением рода. Вся жизнь проходит таким образом. Это эгоистическая работа. Это не обязанность. Это работа для обретения и удовлетворения низшего аппетита. Всё, что сделано по принуждению и в ожидании, не является обязанностью. Вы не должны принимать рабство за обязанность. Вы не должны принимать эгоистическую работу, которая совершена посредством привязанности, алчности и страсти, за обязанность. Вы должны быть справедливыми. Это – сознательная, тяжёлая, нудная работа.

 

Служащий или чиновник зарабатывает деньги, когда берёт взятки; а когда его мучают угрызения совести, он угощает нескольких Брахминов и говорит: “Я сегодня совершил великую обязанность. Я накормил пятнадцать Брахминов Дакшиной из четырёх анн каждая”. Это его представления об обязанности. Далее он добавляет: “Почему я должен принимать Санньясу и практиковать Йогу? Я буду зарабатывать много денег, и совершать милосердие. Это лучший вид жизни”. Бедная, заблудившаяся душа! Пусть Бог даст ей правильное понимание!

 

“Ахимса Парамо Дхарма” не может строго практиковаться домохозяевами. Она может практиковаться Санньясинами, которые вступили на путь Нивритти Марга. Они должны практиковать это. Если бродяга войдёт в дом и будет приставать к жене, муж не сможет сохранять спокойствие. Он не скажет: “Сейчас я не буду сопротивляться злу”. Он немедленно возьмёт дубину и хорошо отколотит этого пришельца. Предположим, женщина в опасности. Кто-то хочет убить её, чтобы завладеть её украшениями. Она ищет убежища у молодого, сильного мужчины. Это обязанность этого мужчины – сопротивляться злу и защищать её от домогательств этого жестокого человека. Молодой человек не может теперь сказать: “Непричинение вреда является высшей добродетелью”. Это его обязанность – спасти жизнь женщины, противодействуя злу. Иначе он не выполнит свои обязанности.

 

Мораль и обязанность бывают разными согласно обстоятельствам. Сопротивление злу в определённых обстоятельствах становится обязанностью человека. Король всегда должен поднимать свой жезл для наказания, чтобы поддерживать мир и порядок в своей стране. Он не может говорить: “Я не буду препятствовать злу. Ахимса Парамо Дхарма”. Он потерпит неудачу в выполнении своей обязанности, если не накажет злодея, и его страна будет в состоянии полного хаоса. Повешение убийцы или бандита будет Ахимсой для короля. Химса и Ахимса – относительные термины. Убить человека, который забирает жизни многих, является Ахимсой. Теперь вы поняли секрет Ахимсы? Настоящий Санньясин не должен защищать себя, даже если его жизнь в опасности. Санньясин – это человек, у которого нет тела, и который отождествляет себя с Атманом. Для европейца Ахимсой является тот факт, когда он вынужден пристрелить собаку или лошадь, которая страдает в агонии, если её положение не может быть облегчено. Он хочет освободить собаку от страдания. Его намерения правильные.

 

Бог Кришна говорит в Гите:

 

“Лучше выполнять собственные обязанности человеку, несмотря на то, что они могут быть лишены достоинств, чем хорошо выполнять обязанности других людей. Тот, кто выполняет обязанность, заложенную его собственной природой, не навлекает на себя греха. Врождённая обязанность, о, сын Кунти, несмотря на дефективность, не должна быть отброшена. Все обязанности действительно скрыты дефектами, подобно тому, как огонь скрыт дымом”. (Гита, гл.18, Шлоки 47-48).

 

Далее опять Бог Кришна говорит:

 

“Отказавшись от всех обязанностей, приди ко Мне одному для защиты. Не сожалей, Я освобожу тебя от всех грехов”. (Гл.18, Шлока 66).

 

В предыдущих двух Шлоках Он просит Арджуну отбросить все обязанности. Не является ли это противоречием? Не дует ли Бог горячим и холодным дыханием одновременно? Нет, это не противоречие. Арджуна говорит Господу:

 

“Моё сердце угнетено, а голос робок; мой ум в замешательстве относительно обязанности. Я спрашиваю Тебя, что лучше – скажи мне более определённо. Я - Твой ученик. Я умоляю Тебя, научи меня”. (Гл.2, Шлока 7)

 

Бог Кришна даёт ответ в Шлоке 66 главы 18.

 

Что является правильным значением слов ´Сарва Дхармам – всех обязанностей´? Некоторые люди говорят: “Откажитесь от Дхарм Индрий.” Как это возможно? Даже Дживанмукта видит, ест, гуляет, совершает естественные отправления природы.

 

Согласно Шри Шанкаре, это означает: ´Как добродетельные, так и недобродетельные дела, отрекшись от всех видов работы´.

 

Согласно Раманудже, это означает: ´Желание плодов действия и привязанность к тому же и мышление деятеля в действии. Действия должны совершаться без привязанности к действию или к его плодам. Они должны быть посвящены Всевышнему с помощью устранения идеи вовлечённости в процесс´.

 

Согласно Мадхве, это означает: ´Плод действия – это отречение от плода в действии.´

 

Согласно Тилаку, это означает: ´Различные обязанности, подобные таким, как ненасилие, правдивость, служение родителям и наставникам, жертвоприношения, благотворительность, отрешенность и так далее´.

 

Этот отрывок означает, что Арджуна должен избегать путаницы этих обязанностей и искать убежище во Всевышнем. Иными словами, какие бы действия человек ни совершал, согласно его характеру и врождённой тенденции, он может делать их, находя убежище во Всевышнем. Кришна даёт приказ Арджуне, а также уверенность и утешение.

 

Шлока 66 является самой важной строкой в Гите. Если человек может жить в духе одной лишь этой Шлоки, он может иметь Шреяс, или высшее блаженство. Последователи Веданты объясняют эту Шлоку следующим образом: “Откажитесь от Джива-бхаваны и примите Брахма-бхавану, медитируя на ´Ахам Брахма Асми´ Махавакьи. Вы достигнете освобождения, или Мукти. Все грехи будут уничтожены”.

 

Я хочу показать вам, что мораль и обязанность являются относительными терминами. Они меняются согласно стадии жизни, стадии умственного развития и эволюции индивидуума, согласно времени, согласно обстоятельствам и стране, в которой человек живёт. Употребление мяса в Кашмире является абсолютно нравственным для Брахмина из Бенгалии, а в глазах Брахмина из Мадраса это абсолютно безнравственно. Иметь четырёх жён (полигамия) абсолютно нравственно для мусульманина или китайца, но для Индуса это абсолютно безнравственно. На Западе джентльмен или леди могут очень легко развестись со своей женой или со своим мужем. Женитьба является контрактом на Западе, в то время как в Индии это – таинство или священный акт, который совершается перед священным огнём. Развод абсолютно нравственен на Западе, но совершенно безнравственен на Востоке. Для Арья Самаджиста замужество вдовы – совершенно нравственный поступок, а для Санатаниста он высоко безнравственен. Полиандрия (когда одна женщина замужем за несколькими мужьями; это противоположность полигамии) абсолютно нравственна в Тибете, но высоко безнравственна в глазах людей из других стран. Совершенно нравственно для Сикха пить, но для него безнравственно курить. Людям в странах с холодным климатом требуется мясо и немножко алкоголя для поддержания тепла и помощи пищеварению. Солдату нужно мясо для поддержания его силы и воинского духа. Брахмин или Санньясин хочет употреблять вегетарианскую пищу, молоко и фрукты, чтобы помочь своей медитации и поддерживать своё Саттвическое умственное состояние. Риши Вишвамитра вынужден был есть запрещённое мясо, когда его жизнь была в опасности. Мораль меняется, когда человеческая жизнь припёрта к стене (Апат-Дхарма). Невежественные люди ненавидят других, когда они видят их совершающими то, что они сами не совершают. Мадрасский Брахмин-вегетарианец ненавидит употребляющего рыбу Бенгальского Брахмина. Это – досадная ошибка. Это замедляет его духовный прогресс. Человек из Мадраса приходит в ужас, когда он видит человека из глубины материка Индостана, который ест обеими руками из одной тарелки со своими детьми.

 

Подобным образом идея обязанности также разнится у людей из различных стран. Африканский негр не может выполнять Агнихотру летом в своей жаркой стране. Кашмирский Пандит не может принимать утреннюю ванну зимой там, где он живёт. Обязанности одного класса людей не могут быть обязанностями другого класса людей. Обязанность человека одной стадии жизни не может быть обязанностью человека другой стадии. Обязанности Брахмина, Вайшьи, Кшатрия и Шудры, обязанности Брахмачари, домохозяина или семьянина, лесного отшельника и Санньясина совершенно различны. Брахмин не может выполнять обязанности солдата, чтобы убить, в то время как убийство врага на поле битвы является обязанностью воина или Кшатрия. Практика Ахимсы в мыслях, словах и делах является обязанностью Санньясина и Брахмина. Человек быстро развивается, строго совершая свои обязанности, связанные с его положением в жизни.

 

О дети Нектара! Дети Бессмертия! Отбросьте все виды слабости. Встаньте и отряхните колени. Удовлетворительно совершайте свою Свадхарму в соответствии с вашей кастой или стадией жизни. Быстро развивайтесь в духовности. Вечное блаженство, высший мир, безграничное знание и удовлетворение можно получить только в Атмане. Практика Свадхармы, безусловно, приведёт к достижению Божественного сознания. В ограниченных объектах нет счастья. Одно лишь Безграничное является блаженством. Поймите Истину посредством практики своей Свадхармы. Этот мир нереален. Он подобен миражу. Чувства и ум каждое мгновение обманывают вас. Проснитесь! Откройте глаза и научитесь различать. Не доверяйте своим Индриям. Они являются вашими врагами. Очень трудно получить это человеческое рождение. Жизнь коротка, время скоротечно. Те, кто цепляется за нереальные вещи этого мира, поистине совершают самоубийство. Упорно боритесь ради практики своей Свадхармы. Всегда держите перед глазами свой идеал. Создайте программу жизни. Пытайтесь реализовать идеал. Присоситесь к Свадхарме подобно пиявке и достигайте успеха. Практикуйте её и реализуйте состояние Сатчидананды прямо сейчас, в данный момент. Пусть благословения Господа снизойдут на всех вас! Пусть радость, блаженство, бессмертие, мир и уравновешенность вечно будут пребывать с вами!

 

III.2. Обязанности человека

 

Человек имеет определённые обязанности и ответственность в жизни. Он должен развиваться нравственно и духовно, совершая эти обязанности в должной мере. Он должен действовать и жить согласно закону Господа. Он должен отыскивать правила поведения и меру своей ответственности. Он должен иметь хорошее знание морального кодекса Ману или Яджнавалкьи и должен действовать согласно правилам, заложенным там. Только тогда его справедливо можно назвать человеком.

 

Человек имеет обязанности по отношению к родителям, детям и другим членам семьи. У него есть обязанности по отношению к обществу и к стране. У него есть обязанности Варнашрама. У него есть обязанности по отношению к своей собственной Душе, и, наконец, но не в меньшей степени, он обладает важными обязанностями по отношению к Господу. Он должен исполнить все эти обязанности в своей жизни. Только тогда он обнаружит прогресс в своей жизни. Только тогда он будет наслаждаться истинным покоем ума.

 

Он должен с великой Шраддхой и Бхавой служить своим родителям, которые дали ему это физическое тело. В Тайтирия Упанишаде вы найдёте:

 

“Родителям следует поклоняться как видимым представителям Бога на земле”.

 

(Матрудево бхава, питрудево бхава.)

 

Шри Ашутош Мукерджи из Калькутты, последний вице-канцлер Калькуттского университета, обычно поклонялся своей матери и поил её Чаранамритой ежедневно перед тем, как отправиться на работу. Современные образованные люди не проявляют должного уважения к своим родителям. Если отец необразован, а сын имеет английское образование, он может сказать, что его отец – слуга в доме, если кто-то задаст вопрос: “Кто этот старик?”

 

Глава семьи должен воспитывать своих детей в соответствующей манере. Он должен дать им хорошее образование на Санскрите, английском, а также в технических предметах. Он должен обучать их пути духовности с самого детства. Он должен уделять внимание своей жене, которая является партнёром по жизни и которая занимает левую половину его тела (Ардхангини). Религиозный обряд не будет иметь силу без её присутствия. Он должен уважать её как настоящего помощника на пути духовности. Как только родится сын, она станет его матерью. Шрути утверждают: ´Душа рождается в виде сына´ (´Атма вай джаяте путрах´). Глава семьи должен отказаться от всех идей половых отношений с женой, как только родится сын. Он должен отказаться от половой связи. Они оба должны вести духовную жизнь. Муж не должен относиться к жене только как к машине для продления рода. Существует более высокая цель. Она должна помогать мужу в его духовной эволюции. Она должна уделять внимание его нуждам. Она должна хорошо служить ему всеми возможными способами.

 

Мужчина должен служить обществу согласно своему темпераменту, вкусу и способности. Это поможет в очищении его ума. Он должен служить с Нишкамья Бхавой как почётный член. Он не должен получать какого-либо вознаграждения. Он должен развить дух патриотизма. Он должен служить стране. Служение стране является служением Матери Кали. Это – поклонение Матери в чистом виде.

 

Он должен соблюдать обязанности своего Варнашрама. Брахмин должен соблюдать спокойствие, самообуздание, аскетизм, чистоту, прощение, прямоту или честность, мудрость, знание и верить в Бога.

 

Кшатрия должен проявлять доблесть, великолепие, твёрдость, ловкость, храбрость, щедрость и обладать природой правителя.

 

Вайшья должен заниматься сельским хозяйством, торговлей и скотоводством.

 

Шудра должен служить остальным трём кастам.

 

Брахмачари должен изучать религиозную литературу до тех пор, пока он не достигнет 25 лет. Если он принял обет пожизненного Брахмачари, если он хочет стать Найштхика Брахмачари, ему нет необходимости входить в стадию домохозяина. Он должен обладать стабильным подлинным бесстрастием и способностью различать. Только тогда он действительно извлечёт пользу. Он может посвятить всю свою жизнь духовным занятиям.

 

Если Брахмачари не желает придерживаться курса пожизненного безбрачия, он может стать домохозяином; получив образование, он может жениться. Периодически он может посещать свою жену, чтобы дать потомство и сохранить род, но не для чувственного удовлетворения. Его можно назвать Брахмачари, если он строго придерживается вышеуказанного правила. После того, как он закончит стадию домохозяина и организует соответствующее положение в обществе для своего сына, он может стать Ванапрастхой один или вместе с супругой. Он не должен оставаться в доме до конца своей жизни. Если он останется дома, для его детей наступят различные беспокойства и Моха. Если ему покажется трудным покинуть дом, он может остаться в коттедже за домом. Если ему покажется трудным и это, он может оставаться наверху или в уединённой комнате и может общаться с посетителями и жильцами дома по вечерам с четырёх до пяти. Если Ванапрастха захочет, он может принять Санньясу. Ванапрастха является лишь подготовительной ступенью для Санньясы. Слава и свобода Санньясина трудно описуема. Только Санньясин может оборвать все виды привязанностей. Иначе всегда остаётся какая-то тонкая связь. Как только человек принял Санньясу, он должен умереть для членов семьи. Иначе они всегда будут думать о том, чтобы что-то получить от него. Тонкая привязанность в уме останется с обеих сторон. Вполне достаточно подставить одну спину под колесо рождений и смертей. Сам цвет оранжевой мантии даёт силу и чистоту. Я не верю тем людям, которые говорят: “Мы окрасили соответствующим образом наши сердца”. Это – робость и лицемерие. Здесь всё ещё имеют место Моха, Рага и Васаны, затаившиеся в этих людях. Если имеет место внутренняя перемена, обязана произойти внешняя перемена. Я должен признать, что искоренение эгоизма, Санкальп и Ашрама-Бхеда - абсолютно необходимо. Почему тогда Шри Шанкара и Шри Свами Сатчидананда Рамакришна приняли Санньясу? Какова необходимость в этом порядке вообще? Санньяса имеет свои преимущества.

 

Бог Кришна говорит в Гите:

 

“Четыре касты произошли из Меня благодаря различному распределению качеств и действий; познай Меня, чтобы быть автором их, несмотря на бездействие и неисчерпаемость.” (гл.4, Шлока 13)

 

Во всём мире существует эта классификация каст. Католические священники и преподобные проповедники представляют собой Брахминов. Они совершают медитацию и проповедь. Солдаты на Западе являются Кшатриями Раджпутаны. Деловые люди на Западе являются Вайшьями. А те, кто выполняет лакейскую службу, являются Шудрами. Эта классификация образована согласно качеству человека. Те, кто являются Саттвическими людьми, являются Брахминами; те, кто Раджасические, являются Кшатриями; а те, кто Тамасические, являются Шудрами. Это классификация согласно Гун и Кармы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.