Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование эволюционистских идей





в исследовании динамики культуры_______________

 

Как было показано выше, в настоящее время со­вершенно очевидным является то, что динамика социо­культурной жизни не исчерпывается эволюционными процессами, или процессами развития в их строгом на­учном определении. В то же время все исследования XX в. подтверждают, что таким процессам принадле­жит важная роль в историческом движении человече­ства. Поэтому идеи эволюционизма продолжают зани­мать ведущее место в изучении динамики общества и культуры. По сути дела пока это единственная «боль­шая теория», или парадигма, специально ориентиро­ванная на изучение закономерностей социальной и культурной изменчивости.

Из содержания главы видно, что принятые в рам­ках этого направления классические исходные осно­вания и допущения не утратили своего эвристическо­го потенциала. Они вполне применимы к моделирова­нию как макро-, так и микроисторических процессов. Соответственно вопрос относительно эволюционистс­кой парадигмы заключается не в правомерности её ис­пользования, но в границах её применимости. Если эти границы будут логически обоснованными и достаточ­но четко установленными, использование концепции развития может дать интересные и вполне достовер­ные результаты.



Можно выделить классы задач, разрешимых с по­мощью эволюционистского подхода к обществу и куль­туре. Один из них связан с продолжением традици­онной для него темой необратимости исторических из­менений на уровне панкультуры. Причем, изменений эволюционного характера, то есть имеющих форму дифференциации культурных систем с их последую­щей интеграцией на более высоком уровне организа­ции (усложнения). В этом отношении весьма плодо­творным оказывается определение эволюционных универсалий и последовательности их возникновения и взаимосвязанности.

Важный круг проблем связан с выявлением фак­торов, обусловливающих вероятность возникновения таких универсалий, а также механизмов их формиро­вания и трансформации в исторических масштабах времени. Подобные исследования позволяют понять, благодаря каким движущим силам происходит повы­шение уровня социокультурной организации.



Значительный эвристический потенциал, как вид­но из сказанного ранее, заключен в изучении соотно­шения процессов специфичной и общей эволюции. Это позволяет отделить процессы развития от других форм и сделать последние специальным предметом анализа. Таким образом, иначе начинает выглядеть контекст социокультурной динамики в глобальном масштабе. Он становится более дифференцированным и концепту­ально упорядоченным. Соответственно увеличивается достоверность суждений о факторах, способствующих и препятствующих распространению эволюционных изменений.

Наконец, важная роль в изучении макроисторических процессов принадлежит определению и типологии социокультурных единиц, на которых могут быть дос­таточно детально прослежены процессы развития. Исследования показывают, что понятие эволюции не может быть отнесено к отдельной культуре или панкультуре в целом. Всегда, на любом уровне анализа, наряду с развивающимися единицами обнаруживают­ся области социокультурной жизни, изменяющиеся в каких-то иных формах или не изменяющиеся в тече­ние относительно длительных промежутков времени. Соответственно стоит вопрос о том, каковыми должны быть свойства социокультурных единиц, меняющихся в эволюционной форме.

Из сказанного следует, что определенные поло­жения классического эволюционизма и неоэволюци­онизма продолжают оставаться важным инструмен­том изучения динамики общества и культуры. При­чем сегодня совершенно очевидно, что процессы развития имеют свои границы и не исчерпывают всех исторически значимых типов социокультурных процессов.



 

Выводы

 

1. Концепция эволюции представляет собой класси­ческую модель осмысления макроисторических процессов. Эволюция, или развитие, обозначает форму процесса, характеризующегося количественным приращением разнокачественных эле­ментов с их последующей интеграцией и повы­шением уровня организации; при этом предпола­гается наличие исходного «герма», в котором содержится весь динамический потенциал. Сле­дует подчеркнуть, что это одна из возможных форм социокультурных процессов, но не единственная, как было принято считать до недавнего времени.

2. Можно выделить основания классического эволю­ционизма, которые и сегодня применимы к изуче­нию процессов, имеющих форму развития. К ним относятся допущения о предпосылках эволюции: видовое единство человечества, движение некото­рых культурных феноменов от простоты к сложно­сти, закономерный характер такого движения, формы и скорости развития культуры в зависимо­сти от условий. Речь идет также о детерминантах развития культуры. Выделяются антропологичес­кие и внешние факторы, обусловливающие имен­но такую форму динамики культурных феноменов.

3. Совокупность этих оснований и теперь составля­ет базу современных неоэволюционистских тео­ретических построений. В этих рамках эволюция культуры рассматривается как результирующий концепт, объединяющий в последовательный про­цесс необратимые изменения, удерживающиеся в мировом масштабе и связанные с организаци­онным усложнением социокультурной жизни. Объектом изучения эволюционных процессов является культурная единица или эволюциокультурная система.

4. Механизмы динамики такой системы наиболее полно были изучены в рамках экологической ан­тропологии. Широкая эмпирическая проверка классических эволюционных гипотез привела к формированию концептов общей и специфичной эволюции. К специфичной эволюции относятся адаптационные образования, характерные для ди­намики локальных культур. В результате межкуль­турных взаимодействий и обменов происходит от­бор наиболее эффективных адаптационных черт, которые в силу этого находят широкое распрост­ранение. На этой базе складывается глобальный процесс так называемой общей эволюции.

5. Выделяются единицы анализа эволюционных из­менений. Для изучения специфичной эволюции обычно применяется категория «этнос». Общая эволюция рассматривается в терминах эволюци­онных универсалий.

6. С неоэволюционистской точки зрения различия культур определяются по интегральной оценке следующих параметров: подчиненность окруже­нию (от слабой к сильной), организационная струк­тура (от простой к сложной), организация жизни популяции (от сельской к городской), специализа­ция в общественном разделении труда (от нерасч-лененной к узкоспецифичной), модели руководства (от авторитарного к консенсусу), распределение благ (от уравнительного к четко дифференцирован­ному) , поведение элит (от эксплуататорского к от­ветственному), функция войны (от мести к полити­ческим интересам). Через эти характеристики осуществляется сравнительная оценка обществ в контексте глобализации.

7. В то же время подчеркивается, что движение от левого к правому полюсу по каждой из названных шкал не может быть беспредельным. И дело не в том, что у людей исчерпан потенциал возможнос­тей двигаться в направлении роста и экспансии искусственного мира. Сегодня стали очевидными все более нарастающие негативные последствия этих процессов и для природного окружения чело­века, и для него самого. Поэтому речь идет о пре­делах роста антропогенных воздействий на при­роду. Но это не означает окончания эволюционных процессов. Они должны переместиться в область выработки новых схем использования людьми соб­ственного социокультурного потенциала, позволя­ющих найти новые модальности в их отношениях с окружением, приемлемые для обеих сторон. Иными словами, подразумевается формирование новых эволюционных универсалий.

8.

Контрольные вопросы

 

1. Как определялись основные характеристики эво­люции в рамках классического эволюционизма?

2. Что считалось имманентными и внешними для че­ловека детерминантами эволюции в классическом эволюционизме?

3. Каковы общие направления неоэволюционизма; в чем их сходство и различие с классическими тео­риями?

4. В чем заключается познавательный смысл выделе­ния понятий «общая» и «специфическая» эволю­ция?

5. Как на примере категории этноса можно раскрыть познавательный смысл понятия «культурная еди­ница» и построить теоретическую модель её эво­люции?

6. Как на примере понятия «эволюционная универ­салия» можно показать познавательную значи­мость категории «культурная черта» ?

7. Каким образом концепция пределов роста способ­ствует развитию современного эволюционизма?

8. Какие классы задач помогают решать использова­ние эволюционистских допущений и теоретичес­ких построений?

9. Выберите наиболее важную, с вашей точки зрения, задачу, связанную с аболиционистским анализом динамики культуры, и постройте модель исследо­вательской программы.


 

Глава 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.