Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники динамики соцмадьдвй системы





 

Обобщая сказанное выше, можно выделить ряд внутрисистемных факторов, которые при опреде­ленных условиях порождают структурные измене­ния социальной системы. Вот некоторые динамичес­кие механизмы, которые обусловливают нарушение равновесия между её функциональными единицами.

Отклонения элементов системы от исполнения предписанных им функций.Согласно Т. Парсонсу, социальная система сохраняет равновесие в той сте­пени, в какой Эго и Альтер сохраняют конформность к ожиданиям друг друга. Иными словами, равновесие считается зависимым от взаимной приемлемости по­ведения членов группы. Культурный аспект этого мож­но представить так. Пока Эго делает то, что от него ожи­дает Альтер, Альтер получает удовлетворение тех сво­их запросов, ради которых он вступил в эти отношения. Он в свою очередь выполняет свои функции так, что­бы отвечать запросам Эго. Таким образом, ведя себя конформно по отношению к ожиданиям другого, чело­век стимулирует его к продолжению поведения в не­изменном виде. И это вполне справедливо для опреде­ленных условий, для того периода в существовании системы, когда такие отношения равно выгодны для обеих сторон.



Однако при длительном существовании системы функциональных связей такого рода начинается умень­шение маргинальной полезности конформности[49].

Имеется в виду, что конформные действия Эго всегда вызывают определенные последствия в отноше­нии ожиданий Альтер. А именно: чем дальше последо­вательность конформных действий остается ненарушаемой со стороны Эго, тем больше вероятность того, что Альтер будет принимать его действия как должные и тем меньше обращать на них внимание.

Это может побудить Эго либо к сокращению, либо к увеличению соответствия ожиданиям Альтер, что вно­сит изменения в систему отношений. Если Эго умень­шает конформность, Альтер может сделать то же по отношению к ожиданиям Эго. Изменение в этом на­правлении означает сокращение взаимной надежнос­ти, удовлетворенности от отношений и увеличение их напряженности. Если Эго хочет сохранить уровень воз­награждений, получаемых от Альтер, он может попы­таться увеличить свою конформность к его ожиданиям и тем самым предупредить уменьшение вознагражде­ний. В этом случае поведение Эго попадает в инфляционную спираль, когда последующие акты конформнос­ти начинают цениться меньше, чем предыдущие. Веро­ятность продолжения таких отношений уменьшается при условии необходимости повышать конформность, сохраняя постоянную степень вознаграждения. Возмож­но, что Альтер, будучи заинтересованным в продолже­ния отношений, перестанет принимать их структуру как данное и начнет повышать вознаграждения. Следова­тельно, наличие конформности членов системы по от­ношению друг к другу — условие необходимое, но не достаточное для понимания её динамики. Здесь нужно прогнозировать вероятность наступления того момен­та, когда начнется снижение маргинальной полезности следования ожиданиям друг друга. Конформность име­ет экономическое измерение, и «цена», или выгода, от продолжения исполнения определенных функций зави­сит не только от самого наличия потребности, но и от культурно оформленных спроса и предложения. С этой точки зрения устойчивая конформность может вести к нарушению стабильности системы, а её восстановление может произойти благодаря возникновению несогласия и напряженности.



Взаимозависимость и функциональная автономия.Следует подчеркнуть, что взаимозависимость — это не субстанциональное свойство системы, но измерение с переменными значениями, то есть следует говорить о степени взаимозависимости и независимости (функци­ональной автономии) элементов системы. Соответ­ственно при изучении динамики социокультурных систем важно определить их качественное своеобра­зие, что, в частности, означает взвешивание дифферен­циальных вкладов различных составляющих системы в поддержание её функционирования и выходов. Они неодинаковы для различных состояний системы, для её изменения или стабилизации.



Функциональная автономия индивида по отноше­нию к любой социокультурной группе есть источник групповой динамики. Потенциальные напряжения в таких группах, обусловленные одновременными тен­денциями к интеграции и автономизации, актуализуясь, могут привести к изменениям в структуре системы. Принадлежность к различным группам позволяет индивидам переносить из одной в другую освоенные ими элементы культуры. В рамках функционализма подчеркивается пластичность способности людей к изменению поведения и представлений применитель­но к требованиям социальной позиции или группы. Соответственно при изучении поддержания системы в состоянии равновесия эта пластичность исследуется как производная социализующих процессов, которые в пределе могут обеспечить полное приспособление че­ловека в группе, предупредить или загасить возмож­ные конфликты, а также переход из группы в группу, то есть ресоциализацию. При анализе динамики важ­но понять, что это субстрат размывания нормативных границ, порождения инноваций.

Отношения эксплуатации.Внутренняя динамика социокультурной системы, вариации в интенсивности выполнения свойственных ей функций обусловлены тем, что взаимность вознаграждений участников сис­темы не является величиной постоянной. Это шкали­руемое измерение. На одном логическом полюсе об­мен может быть равным, эквивалентным; на другом — одна сторона может не получать ничего за выполняемые ею функции или обеспечиваемые ею вознаграждения. Обычно функционирующая система, как правило, ха­рактеризуется примерно эквивалентными взаимными вознаграждениями. Это и обусловливает так называе­мое равновесие системы. Когда эквивалентность сни­жается, то есть одна из сторон отдает больше или меньше, чем получает взамен, можно говорить о воз­никновении отношений эксплуатации. Этот тип отно­шений встречается достаточно часто; известно, что он ведет к нарушению состояния равновесия системы. Важно понять, каковы механизмы сохранения целост­ности системы в этом случае.

Индивид и социальные системы.Важным источ­ником изменений в культурном содержании системы является факт принадлежности её членов не к одной, а целому ряду социальных систем, в том числе иных типов, то есть с другим структурно-функциональным «наполнением». Соответственно поведение людей не

ограничивается только теми формами, которые харак­терны для какой-то одной системы, свойственных ей статусов и ролей, но дополняется другими, составляю­щими латентные (неявные, скрытые) идентичности членов данной группы. Эти латентные идентичности в определенных ситуациях могут побуждать индивида вести себя в соответствии с конфигурациями, расхо­дящимися с нормативными требованиями данной си­стемы. Следовательно, они вызывают постоянное скры­тое напряжение в системе и влияют на её внутреннюю динамику.

Социальное неравенство.В рамках функционализ­ма социокультурная стратификация считается неиз­бежной благодаря общественному разделению функ­ций и различию в способностях и навыках людей, необходимых для выполнения различных видов соци­ально значимой деятельности. А это означает различия между людьми в отношении статуса-престижа, богат­ства, собственности, возможностей, санкций. Соответ­ственно различия во власти считаются неизбежными, если не функционально необходимыми, в социальной системе.

Длительное время признание наличия дифферен­циальной власти в социальной системе не сопровож­далось изучением её дестабилизирующего для систе­мы влияния. Это происходило потому, что власть отож­дествлялась только с её институционализованными, легитимизированными формами. Соответственно рас­сматривались лишь те конфигурации взаимодействия и поведения, которые являлись социально установлен­ными и культурно предписанными. Тем не менее даже в рамках социальной системы возможны проявления неинституционализованного поведения, преследова­ние индивидуальных, не совпадающих с социально установленными целей, ориентация не на моральные нормы, а на вознаграждение. Это означает, что для понимания внутренней динамики системы важно раз­делить нормативно предписанные и непредписанные формы (конфигурации) поведения и взаимодействия. Вторые оказывают существенное влияние на измене- ние состояния системы. Так, процессы, которые являются производными конкуренции, конфликтов по по­воду дефицита социальных позиций, благ, информации и которые не предписываются нормами и не вытекают из них, могут вызвать изменения не только в норма­тивной сфере, но и в структуре самой системы.

Сдвиг социальных порядков.Как подчеркивал Т. Парсонс, «самое существенное условие успешного динамического анализа -— это непрерывное и систе­матическое соотнесение каждой проблемы с состояни­ем системы как целого... Процесс или набор условий либо способствует поддержанию (или развитию) сис­темы, либо является «дисфункциональным», уменьшая интегрированность и эффективность системы»[50], то есть разрушает социальный морально санкциониро­ванный порядок. Однако функционалистское утверж­дение о связи морали с социальным порядком отно­сится не к морали как таковой, но лишь к моральной системе, направленной на поддержание порядка. Мож­но добавить, что и не к порядку как таковому, но к тра­диционно существующему. На самом деле те, кто стре­мится к изменению существующего положения дел, ищет не беспорядка, но нового порядка и его мораль­ного санкционирования. Действия сторонников обнов­ления вносят в общество и культуру не более беспо­рядка, чем усилия тех, кто активно сопротивляется установлению нового порядка во имя «Порядка». Бес­порядок не вытекает из поиска нового порядка как такового, но является симптомом неадекватности ста­рого порядка[51].

Власть и социальные изменения.Та значимость, которая придается власти в поддержании интегрированности социокультурной системы, порядка, обуслов­ливает серьезность последствий для общества срывов и превышений границ её функционирования. Обязан­ности властных структур (институтов) всегда больше, чем то, что реализуется в каждой данной ситуации. Если требования к институтам власти предполагают слишком быструю и полную реализацию их обязан­ностей, могут нарушаться морально санкционирован­ные основания для решения социально значимых проблем, и принятие решений будет происходить случайным образом. Следовательно, дезинтеграция легитимной власти может иметь разрушительные последствия для социокультурного порядка, посколь­ку в этом случае из-под контроля выходят группы интересов, которые, преследуя свои цели, начинают применять силу[52].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.