Общество как исторический процесс
Общество.
План:
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Философское понятие общества включает в себя два главных признака: 1. общество есть обособившаяся часть природы; 2. будучи связанная с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам.
Общество как система. Основные подсистемы общества
Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.
Система– это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.
Общество как система отличается целым рядом особенностей:
Общество – органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.
Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество как система есть диалектическое единство таких подсистем как: Экономическая, социальная, политическая и культурно-духовная.
Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:
Экономическая сфера существует в следующих формах;
Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
Деятельность институтов управления экономикой;
Способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
Производственные силы и производственные отношения
Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.
К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства в том, что оно:
Создает материальную базу существования общества;
способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
непосредственно влияет на социальную структуру;
влияет на политические процессы;
влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основными элементами социальной структуры являются:
классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.
Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.
Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.
Духовная подсистема общества. Основными элементами духовной жизни общества являются:
Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание
Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.
Общество как исторический процесс
Общество никогда не находится в состоянии покоя, а пребывает в постоянном движении. Диалектика рассматривает общество в этом постоянном изменении, т.е. изучает его как процесс.
Процесс – это последовательное изменение состояний какого-либо объекта.
Ряд философских наук предполагает, что общество развивается циклически, имеет замкнутый характер. Большинство философов в мире признает, что общественно-исторический процесс носит поступательный, т.е. линейно-направленный характер.
Общество имеет 2 направления: прогрессивное и регрессивное.
Поступательное, восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам называется прогрессом.
Нисходящее развитие, возвращение к отжившим традициям и устоям называется регрессом.
Критерием общественного прогресса являются показатели степени развития общества.
Материалисты считали основным показателем социального процесса уровень развития материального производства. Идеалисты признают главным критерием степень духовного развития общества – нравственность, просвещенность и др..
Принято считать, что существуют два основных типов социальной динамики -революционный и эволюционный. Эволюцией называют процесс постепенных, в основном количественных изменений.
Революцией называют коренные качественные изменения, скачкообразные перехода от одного состояния к другому.
При рассмотрении исторического процесса, важное значение имеет выяснение того – в чем смысл истории? В этом представляет интерес концепция американского историка Фукуямы. (Конец истории). С его точки зрения – конец подходит к концу, что “Я” человеческое достигло таких форм в социальном развитии, которое оно не сможет преодолеть. Говоря о конце истории Фукуяма имел ввиду, что якобы рыночная экономика и западная демократия символизируют венец человеческой истории.
Какова логика исторического развития?
Этот итог можно выразить следующим образом – это единая, равноправная и конкретная история любой страны – многовариантный.
Что касается природы многообразия вариантов развития это объясняется тем, что существуют многообразные исторические условия деятельности разных народов.
Исторические изменения нельзя обойти без выяснения основных источников и факторов общественного развития
Источником любого развития являются противоречия.
Факторами общественного прогресса называются движущие силы развития общества; их подразделяют на объективные и субъективные.
К объективным факторам относят материальное производство, природные ресурсы, социальные ресурсы, науку и технику и т.д.
К субъективным относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, социальных групп, человечества в целом.
Гражданское общество и правовое государство.
Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага.
Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».
К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.
Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.
Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.
Формационное и цивилизационное концепции
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
Те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности;
Те, кто видит определенную логику в истории. Считая историю целенаправленным, закономерным процессом.
Среди подходов к истории наиболее распространены:
Формационный;
Цивилизационный;
Культурологический и др..
Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
В целом Маркс выделил пять формаций:
Первобытно-общинная;
Рабовладельческая;
Феодальная;
Капиталистическая;
Коммунистическая (социалистическая);
Достоинства формационного подхода -: понимание истории как закономерного объективного процесса. Глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.
Недостатки: неучет других факторов (культурных, национальных..), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.
Цивилизационный подходбыл предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975)
Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными.
К основным цивилизациям относятся::
Шумерская;
Вавилонская;
Минойская;
Эллинская;
Китайская;
Индусская;
Исламская;
Христианская и некоторые др..
Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии:
Зарождение;
Рост;
Надлом;
Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Культурологиченский подход был предложен немецким философом О.Шпенглером (1880-1936).
Понятие «культура» у Шпенглера близко к понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» Шпенглера имеет другое значение.
Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Шпенглер выделил 8 культур:
Индийская;
Китайская;
Вавилонская;
Египетская;
Античная;
Арабская;
Русская;
Западно-европейская.
Вопросы для самопроверки
1.Какое определение общества дается в социальной философии?
2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?
3. Что такое общественно-исторический процесс?
4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|