Государственное регулирование миграции рабочей силы
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее, но она способна породить острые социально-экономические проблемы.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.
В связи с противоречивостью последствий миграции государственное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции.
В странах-импортерах рабочей силысистема государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.
Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы.
Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жилья, при попытке получить образование, при обращении за медицинской помощью и т. д.
Одной из форм рабочей силы являетсяротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.
Международное перемещение рабочей силы протекает на фоне безработицы. Каковы же в связи с этим позиции и действия правительства страны въезда?
1. Государство может ограничить въезд иммигрантов.
2. Государство может выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества.
3. Государство может стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.
Большинство принимающих стран сочло выгодным проводить политику отбора иммигрантов, допускаемых в страну. Иммиграционные правила пересматриваются в сторону поощрения «притока умов» и ограничения притока неквалифицированных рабочих. Объясняется это тем, что высококвалифицированные специалисты, владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными нетто-налогоплательщиками.
Такую политику осуществляют США, Канада, Великобритания и другие богатые страны.
В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями, так и многосторонними.
Действуют Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бенилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).
Странами ЕС в конце 1991 года разработаны кратко-, средне- и долгосрочно действующие стратегии и различные инструменты сдерживания потоков нелегальных мигрантов.
Иные проблемы в сфере регулирования миграции решают страны-экспортерырабочей силы.
В области регулирования миграции в этих странах ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно вызывают нежелательную реакцию в виде:
– роста нелегальной миграции;
– сокращения валютных переводов;
– снижения степени возвратности и т. д. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.
Международная организация по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам-экспортерам рабочей силы предлагается произвести определенные модификации в функциях государственных органов для повышения их роли в защите интересов мигрантов, консультационном и информационном обслуживании как находящихся за рубежом, так и собирающихся выехать на заработки. Государству необходимо:
1) определить отрасли и формы малого бизнеса, потребность в развитии которых особенно очевидна в данный момент;
2) оказывать конкретную помощь в открытии предприятий мигрантам, возвращающимся в страну;
3) осуществлять их льготное кредитование (рис.13).
На международном уровне проблемой регулирования миграции занимаются несколько организаций.
Международная организация по миграциям (МОМ) осуществляет разработку долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказывает помощь в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.
Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов.
Верховный комиссариат ООН по делам беженцеврешает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и в первую очередь проблемы репатриации.
Рис.13.Государственное регулирование миграции рабочей силы
Утечка умов»
После второй мировой войны в потоки международной трудовой миграции оказались вовлечены представители умственного труда. Это явление получило название «утечка умов''.
Для специалистов с высокой сложностью труда выделяют следующие мотивы миграции:
1) наличие хорошей материально-технической базы в западных научных центрах для проведения исследовании;
2) возможность свободного и оперативного обмена мнениями с коллегами из других стран;
3) справедливая оплата итогов труда;
4) жесткая конкуренция в научных исследованиях, что заставляет ученого работать с большей самоотдачей.
«Переманиванием талантов» развитые страны занимаются давно, но стараются особо не афишировать эту деятельность.
Массовая «утечка умов» началась в конце второй мировой войны, когда из Германии и стран-союзниц были вывезены в США высококвалифицированные специалисты.
Высказывается мнение, что «утечка умов» – это негативное явление, которое наносит огромный ущерб стране-экспортеру.
Другая точка зрения гласит, что интеграция в мировом масштабе специалистов высшей квалификации значительно повышает эффективность исследований в фундаментальных и прикладных науках. Данное высказывание применимо ко всем группам интеллектуальной элиты и кажется нам более справедливым.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|