Сделай Сам Свою Работу на 5

ЕАСТ и формирование европейского экономического пространства





 

Кроме ЕС в Европе существует еще одно интеграционное объеди­нение – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), возник­шая в 1960 году.

В настоящее время членами ЕАСТ являются Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия (включая Шпицберген), Швеция и Швейца­рия. По особому протоколу, договор ЕАСТ распространяется и на Лихтенштейн, который состоит в таможенной унии со Швейцарией.

Члены ЕАСТ частично не отказываются от своего суверенитета. Каждое входящее в эту группировку государство оставляет за собой внешнеторговую автономию и сохраняет свои таможенные пошлины в торговле с третьими странами, в силу чего не существует и едино­го таможенного тарифа.

В торговле между странами-членами ЕАСТ режим беспошлинной торговли действует только в отношении промышленных товаров, произведенных в этих странах. Поэтому возникает необходимость ука­зывать страну происхождения по всей номенклатуре продукции, эк­спортируемой каждым государством в другое, состоящее в ЕАСТ.

В противоположность Европейскому Союзу институциональная надстройка ЕАСТ не развита. Высшим органом этой организации яв­ляется Совет министров, который заседает два раза в месяц. Теку­щую работу ведет Секретариат ЕАСТ, возглавляемый Генеральным секретарем.



В 1991 году между ЕАСТ и ЕЭС было подписано соглашение о со­здании единого европейского экономического пространства. В соответствии с этим соглашением, страны-члены ЕАСТ с 1993 года включают в свои законо­дательства правовые акты ЕС, касающиеся свободного движения товаров, капиталов, услуг, а также политики в области конкуренции. Предусматривается введение к 2000 году единой валюты, выработка общей внешней политики, повышение роли Европарламента, введе­ние единого гражданства, сотрудничество в области безопасности. Кроме того, страны договорились о взаимном признании дипломов, соблюдении единых норм при производстве товаров, о координации действий в таких сферах, как научные исследования, охрана окру­жающей среды, образование, социальная политика.

 

Североамериканский вариант интеграции

Договор о Североамериканской зоне свободной торговли (САССТ- НАФТА) вступил в силу в январе 1994 года. НАФТА объединяет три страны - США, Канаду, Мексику - с огромной территорией, с населением в 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Ежегодно эти страны производят товары и услуги на сумму около 7 трлн. долларов, и на их долю приходится почти 20% всего объема мировой торговли Соглашение предусматривает:



– ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 году;

поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

– либерализацию условий для деятельности американских и канадс­ких банков на финансовом рынке Мексики;

– урегулирование вопросов, связанных с правами интеллектуальной собственности;

– создание американо-канадско-мексиканской арбитражной ко­миссии.

Вопрос о политической интеграции в этой группировке пока не поднимается.

Устранение таможенных тарифов и пошлин, а также других барь­еров на пути свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы между этими странами приведет к усилению североамериканс­кой группировки, повысит эффективность производства в масшта­бах объединенного рынка трех стран, даст возможность каждому из участников в максимальной степени реализовать свои естественные преимущества. Сложение экономик США-Канады-Мексики даст не просто арифметическую сумму. Оно приведет к синергическому эф­фекту.

С этой стороны появление НАФТА не может не вызывать законо­мерных опасений в странах других регионов.



Вместе с тем создание зоны свободной торговли в составе США- Канада-Мексика приведет к заметному осложнению на североаме­риканском рынке стран – не членов группировки. Товары из этих стран не будут пользоваться теми преференциальными условиями, которые по соглашению получают США, Канада и Мексика.

Канадский и мексиканский рынки также оттянут на себя ту часть зарубежных американских инвестиций, которые могли бы достаться другим странам и континентам.

Формирование НАФТА подтверждает, что процесс интеграции в настоящее время является преобладающей тенденцией мирового раз­вития.

Пример НАФТА показывает, что включение страны в систему международных экономических связей может происходить не только прямо, но и опосредованно – через участие в региональных объеди­нениях и торговых союзах, которые становятся неотъемлемым атри­бутом движения к мировому рынку.

 

Тихоокеанское сообщество

 

Полным ходом идет интеграция стран Тихоокеанского бассейна. Тихоокеанское сообщество объединяет страны и территории Азиатс­ко-Тихоокеанского региона. Это развитые страны – Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны Юго-Восточной Азии, а также Китай и Океания. С 1998 года полноправным членом груп­пировки является Россия. Данное объединение получило наименова­ние организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудни­чества (АТЭС).

Базисные принципы организации АТЭС выработаны во время пер­вой встречи министров иностранных дел и торговли двенадцати стран региона (ноябрь 1989 года). На ней было провозглашено, что цель АТЭС – поддержать развитие в регионе, направленное на повыше­ние жизненного уровня народов и рост мировой экономики.

Особое место в истории АТЭС занимает встреча лидеров стран в 1994 году. На ней обсуждались планы создания к 2020 году крупней­шей в мире зоны свободной торговли. При этом развитые страны – члены АТЭС взяли на себя обязательства снять взаимные барьеры уже к 2010 году.

Во время последней встречи (ноябрь 1998 года) принята деклара­ция, в которой указывается на необходимость срочных действий по преодолению финансового кризиса, распространившегося за пределы АТЭС. В документе содержится призыв к укреплению контроля за банковскими системами и рынками ценных бумаг, созданию условий для притока инвестиций в регион. Отмечено, что финансовый кризис привел к большим социальным издержкам и свел на нет де­сятилетия прогресса в деле ликвидации бедности в странах региона. Участники встречи высказались за повышение гибкости программы МВФ. Премьер-министр России Е. М. Примаков заявил, в частности, что Азиатско-Тихоокеанский регион требует иных форм выхода из кризиса, а не просто дифференциации стандартных подходов МВФ.

Следует заметить, что в этом регионе проживает 40% населе­ния Земли и уже сейчас производится половина общемирового ва­лового продукта; на эти страны приходится 40%всего объема ми­ровой торговли.

К 2000 году, согласно прогнозам специалистов, здесь будет производиться не менее 60 % глобального ВНП и сосредоточиваться до 50 % общемировой торговли.

Рост интенсивности мирохозяйственных связей, активизация вза­имопроникновения и взаимопереплетения национальных хозяйств свидетельствуют о вступлении мирового хозяйства в качественно но­вый этап развития, когда внешнеэкономические связи из дополняющего фактора становятся самостоятельным, а в ряде случаев и ре­шающим фактором воспроизводственного процесса. Возросшее значе­ние этих связей выражается в росте объемов и многообразии эконо­мических операций между отдельными странами и внешним миром, изменении структурных соотношений между ними, трансформации самого характера этих операций, изменении их географических на­правлений и, в конечном счете, в возрастании степени их влияния на экономику отдельных стран и на мировое хозяйство в целом.

Через механизм экономических связей повышается степень един­ства мирового хозяйства, в котором отдельные страны и их группи­ровки – североамериканская, западноевропейская или азиатско-ти­хоокеанская – во все большей мере выступают как составные части обширной экономической системы.

Тенденции интеграции преобладают в мировом хозяйстве. Но вме­сте с тем они утверждаются в противоборстве с националистически­ми и протекционистскими тенденциями.

В 90-е годы усилилась конкурентная борьба Северной Америки, Западной Европы и Японии, но уже в новой конфигурации этих центров и с новым соотношением сил. Однако в длительной перс­пективе определяющей будет тенденция к большей экономической взаимозависимости, открытости, интеграции национальных эконо­мик (конечно, при отсутствии экономического или политического кризиса в ведущих капиталистических странах).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.