Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние таможенного тарифа на потребителей, производителей и государство





 

Что же происходит после введения тарифа? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим ситуацию сво­бодной торговли. На рис. 4 представлен отечественный рынок автомобилей.

Рис. 4.Производство, потребление и импорт при свободной торговле:

- - - - мировая цена

Мировая цена показана горизонтальной линией. Кривые D и S – это кривые отечественного спроса на автомобили и предложения ав­томобилей соответственно. На мировом рынке автомобили продаются по цене 6000 долларов. Следовательно, при свободной торговле оте­чественная цена автомобиля также должна равняться 6000 долларов. При этой цене отечественный спрос равен Qd отечественное пред­ложение равно Qs , а разница Qd - Qs покрывается импортом.

На рис. 5 показаны результаты введения двадцатипроцентного та­рифа на ввоз автомобилей.

 

 

Тариф поднимает цену автомобиля до 7200 долларов. По этой цене импортеры готовы продать на внутреннем рынке любое количество автомобилей. Тариф поднимает и отечественную цену выше мировой. Это способствует росту отечественного производства. Отечественные фирмы увеличивают свой выпуск продукции от Qs до s. В точке Е на кривой предложения отечественная предельная цена равна 7200 долларов и таким образом превосходит мировую цену, равную 6000 долларов. Отечественные производители не должны платить тариф и могут себе позволить быть менее эффективными, чем их конкурен­ты на мировом рынке. Так, с точки зрения производства, тариф дис­криминирует иностранцев в пользу отечественных производителей.



Со стороны спроса эта цена побуждает потребителей сократить их совокупные покупки автомобилей. В целом потребители будут поку­пать автомобилей меньше, но при этом больше у отечественных про­изводителей и меньше у иностранных. Спрос падает с Qd до d по­требление смещается вдоль кривой спроса от точки G до точки F. Итоговым следствием является уменьшение импорта.

На рис. 6 и в табл. 2 дается детальный расчет потерь и выгод от введения тарифа.

Потребители платят более высокую цену за товары, которые они продолжают покупать.

Прирост цены составляет 1200 долларов за единицу товара. Умножив на количество d,мы получаем суммарные затраты, которые равны по величине площади прямоугольника LFHJ.Куда идут эти деньги?



Часть денег идет государству как доход от тарифа. Он равен им­порту , умноженному на тариф (1200 долларов), то есть площади прямоугольника ЕIНF. Доходы от тарифа представляют со­бой передачу средств (трансферт[3]) от потребителей государству.

 

 

Сумма, полученная государством от взимания пошлины, может быть направлена на различные цели: снижение налогов, увеличение расходов на социальные программы, увеличение окладов государ­ственных служащих.

Возросшие платежи потребителей частично идут также на увели­чение прибылей отечественных фирм. Этот трансферт соответствует площади четырехугольника ECJL:фирмы получают более высокие цены за свой первоначальный выпуск продукции Qs и присваивают разницу между ценой и предельными издержками на прирост объема производства , вызванный введением тарифа. В этой прибы­ли заключаемся главная привлекательность тарифа для фирм. Однако обществу она не приносит чистой выгоды. Эта прибыль является ско­рее переводом доходов от потребителей к производителям.

Затененная область ЕIС (треугольник А) в действительности соот­ветствует издержкам общества. Часть возросших платежей потребите­лей поддерживает неэффективное отечественное производство.

Неэффективность производства означает, что предельные издер­жки на производство единицы товара внутри страны превосходят цену покупки этого товара на мировом рынке.


Таблица 2

Потери (–) и выгоды (+) от введения тарифа

Потребители Отечественные фирмы Государство Общество
Оплачивают доход от тарифа – ЕIHF   Получает тариф +EIHF    
Оплачивают прибыль фирмам – ECJL Получают прибыль +ECJL      
Оплачивают избыточ­ные издержки отечественного производства – EIC         – EIC
Теряют излишек потребителя – FGH         – FGH
Итого – LFGJ   +ECJL   +EIHF   – (FGH+EIC)

 



Суммарный избыток отечественных предельных издержек над ми­ровой ценой (треугольник А) – это социальные издержки, вызван­ные тарифом. Ущерб от введения тарифа оплачивают потребители и общество, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защи­щенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в дру­гих секторах экономики.

У потребителей появляются дополнительные издержки – область FGН(треугольник В).Это потеря излишка потребителя, вызванная снижением потребления с Qdдо d.Предельная стоимость каждого дополнительного автомобиля для потребителей задается кривой спроса. Предельные издержки общества задаются мировой ценой. Когда пре­дельная стоимость автомобиля превосходит предельные издержки, со­кращение потребления является расточительством и увеличивает по­терю излишка потребителя. Эти издержки общества аналогичны от­ходам в производстве. Затененные области А и В представляют таким образом чистые издержки общества от введения тарифа.

Нетарифные ограничения

 

 

В послевоенный период все более важное значение стали приобре­тать нетарифные ограничения. Кним относятся:

1. «Жесткие» нетарифные барьеры:

а) запрет на импорт;

б) количественные ограничения;

в) добровольные ограничения экспорта;

г) переменные отчисления;

д) соглашения по тканям из смешанных волокон;

е) избирательная выдача лицензий.

2. Технические барьеры: стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды.

3. Установление минимальной цены и расследование по ценам (в слу­чае антидемпинговых мер).

4. Обыкновенные административные меры.

5. Правила по расфасовке и маркировке.

6. Премии, субсидии, кредиты под льготные проценты, особое снижение налогов или социальных взносов для предприятий отрасли, находящейся в трудном положении. Как видим, одни из них имеют целью общее ограничение импорта; другие направлены на торговую дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств; третьи ограничивают или субсидируют экспорт.

Многие страны использовали нетарифные ограничения для сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики или выхода из состояния общей экономической отсталости. Начиная с 50-х годов, в результате многосторонних переговоров удалось значительно снизить уровень тарифов; однако нетарифные барьеры почти не были затронуты. Ко времени завершения Кеннеди-раунда (1967 год) главным препятствием на пути международной торговли стали нетарифные барьеры. В 70-е годы они оказались еще более внушительными. Согласно исследованию Мирового банка, в 1986 году одни лишь «жесткие» нетарифные барьеры затрагивали 17% импорта промышленно развитых стран.

Импортные квоты

 

 

Из всех видов нетарифных барьеров наибольшее распространение получили импортные квоты,или количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну.

Принцип количественных ограничений заключается в предоставлении права импорта только в пределах количественных квот, заранее зафиксированных, после чего импорт прекращается. Недостаток ограничений данного вида связан с тем, что экспортеры обычно стремятся осуществить отгрузку как можно раньше. Те, кто успевает это сделать, получают высокие прибыли, превышающие среднюю норму. Опоздавшие терпят убытки. Товары, поступающие издалека, дискри­минируются просто вследствие более длительных сроков транспорти­ровки. Крупные экспортеры обычно оказываются в выигрыше по срав­нению с мелкими. Стремление максимально «войти» в разрешенную квоту может привести к значительным колебаниям цен в течение года.

Чтобы избежать хаоса, который может наступить при таком кво- тировании, государство выдает импортные лицензии.Лицензия пред­ставляет собой разрешение, предоставляемое государственными влас­тями на импорт или экспорт какого-либо товара или услуги.

Лицензии могут принимать различные формы: генеральные, инди­видуальные, автоматические.

Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран.

Индивидуальная лицензия предоставляется обычно конкретной фирме с указанием объема, времени и наименования товара, разре­шаемого к ввозу.

При автоматическом лицензировании государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт.

Государство выдает ограниченное количество лицензий, разреша­ющих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. Если объем ли­цензированного импорта меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то квота приводит к превышению внутренних цен над мировыми, по которым обладатели лицензий закупают товары за границей. В этом смысле импортные квоты аналогичны тарифным ограничениям.

Существует целый ряд причин, по которым правительство и нуждающиеся в защите отрасли отдают предпочтение импортным квотам.

1. Импортная квота является гарантом того, что объем импорта строго фиксирован. Тариф же, в случае снижения цен, может привести к увеличению объема импорта и его общей стоимости при условии, что внутренний спрос на импортные товары эластичен. Введение тарифа та­ким образом усложняет процесс регулирования платежного баланса.

2. Квоты оказываются сравнительно предпочтительными потому, что предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении экономической политики. Повышение же ставок тари­фа регламентируется международными торговыми соглашениями.

3. Квоты облегчают государству осуществление регулирующей функ­ции и в отношении отечественных фирм. (Нуждающиеся в защите от­расли предпочитают квотирование импорта, поскольку специальных лицензионных привилегий добиться легче, чем введения тарифа.)

4. Количественные ограничения позволяют национальным производи­телям, опасающимся ценовой конкуренции с иностранными поставщи­ками, сохранить за собой определенную долю рынка, не рискуя проти­воборством в ценовой конкуренции.

При анализе воздействия импортных квот на благосостояние вы­ясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, чем тариф.

На рис. 7 показана ситуация, возникающая в связи с введением квоты.

 

До количественных ограничений национальная потребность в то­варе – линия DD1при цене Р, равной 100 единицам, удовлетворя­лась за счет национального производства 1и импорта К1K4.С вве­дением квоты Q расположение линии национального производства SSdизменилось, она сместилась вправо.

Национальное потребление стало обеспечиваться за счет импорта квотированного количества иностранного товара К2К3и националь­ного производства 0K2. Квота как бы «отсекла» иностранных постав­щиков. Часть товара не была компенсирована национальными производителями (К3К4). Частично иностранные товары были заменены на­циональными (К1K2). Увеличение цены со 100 до 120 за единицу из­делия свидетельствует о том, что импортная квота в нашем случае аналогична двадцатипроцентному налогу.

На графике видна также часть ущерба для потребителей, связан­ного с уходом иностранных поставщиков и не возмещенного чьим бы то ни было выигрышем (треугольник d), дополнительные расхо­ды потребителей, полученные теми, кто имеет отношение к лицен­зиям (прямоугольник с) и выигрыш производителей, начавших про­изводство в связи с повышением цен (треугольник b).

Импортная квота наиболее привлекательна в условиях свобод­ной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноцен­ным тарифом.

Однако она становится опасной при соблюдении даже одного из нижеследующих условий:

1) если квота провоцирует монопольную власть;

2) если импортные лицензии размещаются неэффективно.

Рассмотрим эти случаи.

1. Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка.

Например, доминирующая в отечественной промышленности фир­ма не может обрести монопольную власть от тарифа, поскольку ей противостоит эластичное конкурирующее предложение по цене, рав­ной мировому уровню, плюс тариф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен.

Таким образом, квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены и к снижению выпуска продук­ции. Национальный ущерб в данном случае больше, чем от введе­ния тарифа.

2. Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на им­порт. Основные способы распределения импортных лицензий:

1) аукцион на конкурентной основе;

2) система явных предпочтений;

3) распределение лицензий по «затратному методу».

Импортные лицензии могут продаваться государством либо на открытом аукционе, либо негласно. На аукционе должна установить­ся такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно рав­нялась бы разнице между ценой, установленной импортером, и са­мой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан им­портный товар. (В нашем примере эта цена будет стремиться к 20 долларам за лицензию на единицу импортного товара.) Мы видим, что при открытом аукционе квота обходится стране в ту же сумму, что и эквивалентный тариф. Вырученная от квоты сумма (область с , на рис.7) равна перераспределяемому внутри страны доходу: это тот доход, который изымается у потребителей, уплачивающих более высокую цену за товар, и используется государством либо для снижения отдельных видов налогов, либо для развития социальных программ.

Несмотря на то, что открытые аукционы являются самым дешевым способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.

Несколько большее распространение имеет другой вариант аукциона – на конкурентной основе. В данном случае на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес. В этом случае обладателями лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку.

Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системных явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицензии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борьбы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитет­ным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Эта практика может иметь под собой политические цели.

Последний способ заключается в распределении импортных лицензий по «затратному методу». Это самый дорогой способ. В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на неценовой основе. Одним из общепринятых вариантов этой политики является предоставление лицензий по принципу «раньше пришел – раньше получил». Это заставляет соискателей тратить время на простаивание в очередях, отрывая его от производительного труда. Другим распространенным способом распределения лицензий на импорт промышленного сырья является выдача их тем фирмам, которые име­ют большие производственные мощности. Это также приводит к по­тере ресурсов за счет избыточного инвестирования в неиспользуемое оборудование в надежде получить большее число лицензий.

Процедура распределения импортных лицензий по «затратному ме­тоду» делает область с (см. рис. 7) безвозвратно потерянной для об­щества.

Экспортный протекционизм

 

 

Ограничение внешней торговли с помощью таможенных барьеров может касаться как импорта, так и экспорта.

Экспортные барьерыпредставляют собой зеркальное отражение им­портных.

На рис. 8 изображены последствия налогообложения экспорта то­вара из страны при условии, что ее торговая политика не может по­влиять на уровень мировых цен на этот товар.

 

 

Эта диаграмма и выводы из нее аналогичны примеру с импорт­ным тарифом, приведенному на рис. 5.

Экспортный налог в размере 1 доллара за единицу товара делает его экспорт менее прибыльным, и производители возвращают часть товарной продукции на внутренний рынок. Это снижает уровень внутренних цен с 5 долларов (уровня мировых цен) до 4 долларов за единицу товара. В новых условиях равновесия производители пред­почтут перебросить часть ресурсов в какую-нибудь другую сферу; в то же время спрос отечественных потребителей на данный товар не­сколько возрастет.

Влияние налогообложения экспорта на благосостояние нации лег­ко подсчитать.

Производители терпят убытки, получая только 4 доллара за еди­ницу товара вместо 5 долларов. Их потери в общей сложности состав­ляют область .

Потребители получают в результате снижения цен выигрыш в раз­мере области а.

Размер собираемых и распределяемых государством доходов от экспортных пошлин, соответствующих объему экспорта Х1, равен об­ласти с.

В целом страна теряет области b и d – потери экспортеров, не компенсируемые ничьим выигрышем.

Экспортирующая страна может использовать экспортные пошли­ны в своих интересах, если она обладает на мировом рынке моно­польной властью. Подобно оптимальному тарифу в условиях моно­полии страны на мировом рынке, можно найти и размер оптималь­ной экспортной пошлины. Ее величина будет прямо пропорциональ­на числу стран-импортеров, находящихся в зависимости от постав­ляемого на их внутренний рынок товара из рассматриваемой нами страны-экспортера. В основе политики налогообложения экспорта ча­сто лежит именно упование на монопольное положение страны на мировом рынке, вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый товар.

На практике в отношении экспорта чаще используется не налогообложение, а политика субсидирования.

Использование этой политики представляется несколько парадоксаль­ным, потому что эти же самые страны в отношении импорта проводят политику ограничения. Субсидирование же экспорта одно­временно является и субсиди­рованием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обмен­ного курса национальной валюты, а следова­тельно, удешевляют при­обретение иностранных товаров в данной стране.

Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглаше­ниями. Одно из положений ГАТТ оценивает экспортные субсидии как «нечестную конкуренцию» и разрешает импортирующим стра­нам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин».

Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ.

1. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам.

2. Государство осуществляет непосредственные затраты по стимули­рованию сбыта экспортной продукции за рубежом, организуя рек­ламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортно­го рынка.

3. Налоговая система предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт то­варов и услуг.

В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных то­варов, а также компаний они достигают очень больших размеров. В целом же эти субсидии в обрабатывающей промышленности разви­тых стран не выходят за пределы 1% стоимости экспорта. Наиболь­шими в процентном отношении субсидиями пользуется сельскохозяй­ственная продукция.

Несмотря на осуждение со стороны ГАТТ, экспортные субсидии имеют широкое распространение. Конечным результатом субсидиро­вания экспорта является излишний рост торговли. Это приносит вред как субсидирующему государству, так и всей мировой экономике.

Компенсационные импортные пошлины, направленные против субсидируемого экспорта и санкционированные ГАТТ, приносят убыт­ки стране, их учреждающей. Однако в целом для мирового хозяйства они выигрышны, поскольку нейтрализуют экспортные субсидии. Комбинация экспортных субсидий и компенсационных пошлин ос­тавляет совокупное благосостояние в мире без изменения. При этом налогоплательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно допла­чивают налогоплательщикам импорти­рующей страны.

 

 

Демпинг

 

 

С политикой субсидирования экспорта очень схоже другое направление государственной торговой политики – демпинг.

Демпинг –это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (чаще отечественном).

Разбойничьим демпингомназывается временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка. По достижении цели уровень цен восстанавливается.

Постоянный демпингв соответствии со своим названием продолжается неограниченное время.

Отдельные фирмы продают за границу свой товар по более низкой цене, если на внутреннем рынке фирма обладает большей монопольной властью, чем на зарубежном. В этом случае фирма, несмотря на низкие цены экспорти­руемого товара, обогащается за счет своих потребителей на внутреннем рынке.

Временному (разбойничьему) демпингу следует противопоставить та­риф в импортирующей стране (в размере демпинговых ножниц цен).

Постоянный демпинг ставит перед импортирующей стороной со­вершенно другую задачу. Сторонники свободной торговли рекомен­дуют расслабиться и наслаждаться дешевым импортом, имея в виду превышение выигрыша потребителей над потерями доходов произ­водителей конкури­рующей с импортом продукции.

Однако есть аргументы и в пользу борьбы с постоянным дем­пингом. Антидемпинговые пошлины могут принести выгоду импорти­рующей стране, заставляя экспортера еще больше снижать цену.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.