Влияние таможенного тарифа на потребителей, производителей и государство
Что же происходит после введения тарифа? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим ситуацию свободной торговли. На рис. 4 представлен отечественный рынок автомобилей.
Рис. 4.Производство, потребление и импорт при свободной торговле:
- - - - мировая цена
Мировая цена показана горизонтальной линией. Кривые D и S – это кривые отечественного спроса на автомобили и предложения автомобилей соответственно. На мировом рынке автомобили продаются по цене 6000 долларов. Следовательно, при свободной торговле отечественная цена автомобиля также должна равняться 6000 долларов. При этой цене отечественный спрос равен Qd отечественное предложение равно Qs , а разница Qd - Qs покрывается импортом.
На рис. 5 показаны результаты введения двадцатипроцентного тарифа на ввоз автомобилей.
Тариф поднимает цену автомобиля до 7200 долларов. По этой цене импортеры готовы продать на внутреннем рынке любое количество автомобилей. Тариф поднимает и отечественную цену выше мировой. Это способствует росту отечественного производства. Отечественные фирмы увеличивают свой выпуск продукции от Qs до Q¢s. В точке Е на кривой предложения отечественная предельная цена равна 7200 долларов и таким образом превосходит мировую цену, равную 6000 долларов. Отечественные производители не должны платить тариф и могут себе позволить быть менее эффективными, чем их конкуренты на мировом рынке. Так, с точки зрения производства, тариф дискриминирует иностранцев в пользу отечественных производителей.
Со стороны спроса эта цена побуждает потребителей сократить их совокупные покупки автомобилей. В целом потребители будут покупать автомобилей меньше, но при этом больше у отечественных производителей и меньше у иностранных. Спрос падает с Qd до Q¢d потребление смещается вдоль кривой спроса от точки G до точки F. Итоговым следствием является уменьшение импорта.
На рис. 6 и в табл. 2 дается детальный расчет потерь и выгод от введения тарифа.
Потребители платят более высокую цену за товары, которые они продолжают покупать.
Прирост цены составляет 1200 долларов за единицу товара. Умножив на количество Q¢d,мы получаем суммарные затраты, которые равны по величине площади прямоугольника LFHJ.Куда идут эти деньги?
Часть денег идет государству как доход от тарифа. Он равен импорту , умноженному на тариф (1200 долларов), то есть площади прямоугольника ЕIНF. Доходы от тарифа представляют собой передачу средств (трансферт[3]) от потребителей государству.
Сумма, полученная государством от взимания пошлины, может быть направлена на различные цели: снижение налогов, увеличение расходов на социальные программы, увеличение окладов государственных служащих.
Возросшие платежи потребителей частично идут также на увеличение прибылей отечественных фирм. Этот трансферт соответствует площади четырехугольника ECJL:фирмы получают более высокие цены за свой первоначальный выпуск продукции Qs и присваивают разницу между ценой и предельными издержками на прирост объема производства , вызванный введением тарифа. В этой прибыли заключаемся главная привлекательность тарифа для фирм. Однако обществу она не приносит чистой выгоды. Эта прибыль является скорее переводом доходов от потребителей к производителям.
Затененная область ЕIС (треугольник А) в действительности соответствует издержкам общества. Часть возросших платежей потребителей поддерживает неэффективное отечественное производство.
Неэффективность производства означает, что предельные издержки на производство единицы товара внутри страны превосходят цену покупки этого товара на мировом рынке.
Таблица 2
Потери (–) и выгоды (+) от введения тарифа
Потребители
| Отечественные фирмы
| Государство
| Общество
| Оплачивают доход от тарифа
– ЕIHF
|
| Получает
тариф
+EIHF
|
| Оплачивают прибыль фирмам
– ECJL
| Получают
прибыль
+ECJL
|
|
| Оплачивают
избыточные издержки отечественного производства
– EIC
|
|
|
– EIC
| Теряют излишек потребителя
– FGH
|
|
|
– FGH
| Итого
– LFGJ
|
+ECJL
|
+EIHF
|
– (FGH+EIC)
|
Суммарный избыток отечественных предельных издержек над мировой ценой (треугольник А) – это социальные издержки, вызванные тарифом. Ущерб от введения тарифа оплачивают потребители и общество, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.
У потребителей появляются дополнительные издержки – область FGН(треугольник В).Это потеря излишка потребителя, вызванная снижением потребления с Qdдо Q¢d.Предельная стоимость каждого дополнительного автомобиля для потребителей задается кривой спроса. Предельные издержки общества задаются мировой ценой. Когда предельная стоимость автомобиля превосходит предельные издержки, сокращение потребления является расточительством и увеличивает потерю излишка потребителя. Эти издержки общества аналогичны отходам в производстве. Затененные области А и В представляют таким образом чистые издержки общества от введения тарифа.
Нетарифные ограничения
В послевоенный период все более важное значение стали приобретать нетарифные ограничения. Кним относятся:
1. «Жесткие» нетарифные барьеры:
а) запрет на импорт;
б) количественные ограничения;
в) добровольные ограничения экспорта;
г) переменные отчисления;
д) соглашения по тканям из смешанных волокон;
е) избирательная выдача лицензий.
2. Технические барьеры: стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды.
3. Установление минимальной цены и расследование по ценам (в случае антидемпинговых мер).
4. Обыкновенные административные меры.
5. Правила по расфасовке и маркировке.
6. Премии, субсидии, кредиты под льготные проценты, особое снижение налогов или социальных взносов для предприятий отрасли, находящейся в трудном положении. Как видим, одни из них имеют целью общее ограничение импорта; другие направлены на торговую дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств; третьи ограничивают или субсидируют экспорт.
Многие страны использовали нетарифные ограничения для сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики или выхода из состояния общей экономической отсталости. Начиная с 50-х годов, в результате многосторонних переговоров удалось значительно снизить уровень тарифов; однако нетарифные барьеры почти не были затронуты. Ко времени завершения Кеннеди-раунда (1967 год) главным препятствием на пути международной торговли стали нетарифные барьеры. В 70-е годы они оказались еще более внушительными. Согласно исследованию Мирового банка, в 1986 году одни лишь «жесткие» нетарифные барьеры затрагивали 17% импорта промышленно развитых стран.
Импортные квоты
Из всех видов нетарифных барьеров наибольшее распространение получили импортные квоты,или количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну.
Принцип количественных ограничений заключается в предоставлении права импорта только в пределах количественных квот, заранее зафиксированных, после чего импорт прекращается. Недостаток ограничений данного вида связан с тем, что экспортеры обычно стремятся осуществить отгрузку как можно раньше. Те, кто успевает это сделать, получают высокие прибыли, превышающие среднюю норму. Опоздавшие терпят убытки. Товары, поступающие издалека, дискриминируются просто вследствие более длительных сроков транспортировки. Крупные экспортеры обычно оказываются в выигрыше по сравнению с мелкими. Стремление максимально «войти» в разрешенную квоту может привести к значительным колебаниям цен в течение года.
Чтобы избежать хаоса, который может наступить при таком кво- тировании, государство выдает импортные лицензии.Лицензия представляет собой разрешение, предоставляемое государственными властями на импорт или экспорт какого-либо товара или услуги.
Лицензии могут принимать различные формы: генеральные, индивидуальные, автоматические.
Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран.
Индивидуальная лицензия предоставляется обычно конкретной фирме с указанием объема, времени и наименования товара, разрешаемого к ввозу.
При автоматическом лицензировании государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт.
Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. Если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то квота приводит к превышению внутренних цен над мировыми, по которым обладатели лицензий закупают товары за границей. В этом смысле импортные квоты аналогичны тарифным ограничениям.
Существует целый ряд причин, по которым правительство и нуждающиеся в защите отрасли отдают предпочтение импортным квотам.
1. Импортная квота является гарантом того, что объем импорта строго фиксирован. Тариф же, в случае снижения цен, может привести к увеличению объема импорта и его общей стоимости при условии, что внутренний спрос на импортные товары эластичен. Введение тарифа таким образом усложняет процесс регулирования платежного баланса.
2. Квоты оказываются сравнительно предпочтительными потому, что предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении экономической политики. Повышение же ставок тарифа регламентируется международными торговыми соглашениями.
3. Квоты облегчают государству осуществление регулирующей функции и в отношении отечественных фирм. (Нуждающиеся в защите отрасли предпочитают квотирование импорта, поскольку специальных лицензионных привилегий добиться легче, чем введения тарифа.)
4. Количественные ограничения позволяют национальным производителям, опасающимся ценовой конкуренции с иностранными поставщиками, сохранить за собой определенную долю рынка, не рискуя противоборством в ценовой конкуренции.
При анализе воздействия импортных квот на благосостояние выясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, чем тариф.
На рис. 7 показана ситуация, возникающая в связи с введением квоты.
До количественных ограничений национальная потребность в товаре – линия DD1при цене Р, равной 100 единицам, удовлетворялась за счет национального производства 0К1и импорта К1K4.С введением квоты Q расположение линии национального производства SSdизменилось, она сместилась вправо.
Национальное потребление стало обеспечиваться за счет импорта квотированного количества иностранного товара К2К3и национального производства 0K2. Квота как бы «отсекла» иностранных поставщиков. Часть товара не была компенсирована национальными производителями (К3К4). Частично иностранные товары были заменены национальными (К1K2). Увеличение цены со 100 до 120 за единицу изделия свидетельствует о том, что импортная квота в нашем случае аналогична двадцатипроцентному налогу.
На графике видна также часть ущерба для потребителей, связанного с уходом иностранных поставщиков и не возмещенного чьим бы то ни было выигрышем (треугольник d), дополнительные расходы потребителей, полученные теми, кто имеет отношение к лицензиям (прямоугольник с) и выигрыш производителей, начавших производство в связи с повышением цен (треугольник b).
Импортная квота наиболее привлекательна в условиях свободной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноценным тарифом.
Однако она становится опасной при соблюдении даже одного из нижеследующих условий:
1) если квота провоцирует монопольную власть;
2) если импортные лицензии размещаются неэффективно.
Рассмотрим эти случаи.
1. Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка.
Например, доминирующая в отечественной промышленности фирма не может обрести монопольную власть от тарифа, поскольку ей противостоит эластичное конкурирующее предложение по цене, равной мировому уровню, плюс тариф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен.
Таким образом, квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены и к снижению выпуска продукции. Национальный ущерб в данном случае больше, чем от введения тарифа.
2. Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на импорт. Основные способы распределения импортных лицензий:
1) аукцион на конкурентной основе;
2) система явных предпочтений;
3) распределение лицензий по «затратному методу».
Импортные лицензии могут продаваться государством либо на открытом аукционе, либо негласно. На аукционе должна установиться такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равнялась бы разнице между ценой, установленной импортером, и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. (В нашем примере эта цена будет стремиться к 20 долларам за лицензию на единицу импортного товара.) Мы видим, что при открытом аукционе квота обходится стране в ту же сумму, что и эквивалентный тариф. Вырученная от квоты сумма (область с , на рис.7) равна перераспределяемому внутри страны доходу: это тот доход, который изымается у потребителей, уплачивающих более высокую цену за товар, и используется государством либо для снижения отдельных видов налогов, либо для развития социальных программ.
Несмотря на то, что открытые аукционы являются самым дешевым способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.
Несколько большее распространение имеет другой вариант аукциона – на конкурентной основе. В данном случае на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес. В этом случае обладателями лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку.
Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системных явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицензии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борьбы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Эта практика может иметь под собой политические цели.
Последний способ заключается в распределении импортных лицензий по «затратному методу». Это самый дорогой способ. В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на неценовой основе. Одним из общепринятых вариантов этой политики является предоставление лицензий по принципу «раньше пришел – раньше получил». Это заставляет соискателей тратить время на простаивание в очередях, отрывая его от производительного труда. Другим распространенным способом распределения лицензий на импорт промышленного сырья является выдача их тем фирмам, которые имеют большие производственные мощности. Это также приводит к потере ресурсов за счет избыточного инвестирования в неиспользуемое оборудование в надежде получить большее число лицензий.
Процедура распределения импортных лицензий по «затратному методу» делает область с (см. рис. 7) безвозвратно потерянной для общества.
Экспортный протекционизм
Ограничение внешней торговли с помощью таможенных барьеров может касаться как импорта, так и экспорта.
Экспортные барьерыпредставляют собой зеркальное отражение импортных.
На рис. 8 изображены последствия налогообложения экспорта товара из страны при условии, что ее торговая политика не может повлиять на уровень мировых цен на этот товар.
Эта диаграмма и выводы из нее аналогичны примеру с импортным тарифом, приведенному на рис. 5.
Экспортный налог в размере 1 доллара за единицу товара делает его экспорт менее прибыльным, и производители возвращают часть товарной продукции на внутренний рынок. Это снижает уровень внутренних цен с 5 долларов (уровня мировых цен) до 4 долларов за единицу товара. В новых условиях равновесия производители предпочтут перебросить часть ресурсов в какую-нибудь другую сферу; в то же время спрос отечественных потребителей на данный товар несколько возрастет.
Влияние налогообложения экспорта на благосостояние нации легко подсчитать.
Производители терпят убытки, получая только 4 доллара за единицу товара вместо 5 долларов. Их потери в общей сложности составляют область .
Потребители получают в результате снижения цен выигрыш в размере области а.
Размер собираемых и распределяемых государством доходов от экспортных пошлин, соответствующих объему экспорта Х1, равен области с.
В целом страна теряет области b и d – потери экспортеров, не компенсируемые ничьим выигрышем.
Экспортирующая страна может использовать экспортные пошлины в своих интересах, если она обладает на мировом рынке монопольной властью. Подобно оптимальному тарифу в условиях монополии страны на мировом рынке, можно найти и размер оптимальной экспортной пошлины. Ее величина будет прямо пропорциональна числу стран-импортеров, находящихся в зависимости от поставляемого на их внутренний рынок товара из рассматриваемой нами страны-экспортера. В основе политики налогообложения экспорта часто лежит именно упование на монопольное положение страны на мировом рынке, вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый товар.
На практике в отношении экспорта чаще используется не налогообложение, а политика субсидирования.
Использование этой политики представляется несколько парадоксальным, потому что эти же самые страны в отношении импорта проводят политику ограничения. Субсидирование же экспорта одновременно является и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране.
Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ оценивает экспортные субсидии как «нечестную конкуренцию» и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин».
Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ.
1. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам.
2. Государство осуществляет непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организуя рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортного рынка.
3. Налоговая система предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг.
В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также компаний они достигают очень больших размеров. В целом же эти субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не выходят за пределы 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция.
Несмотря на осуждение со стороны ГАТТ, экспортные субсидии имеют широкое распространение. Конечным результатом субсидирования экспорта является излишний рост торговли. Это приносит вред как субсидирующему государству, так и всей мировой экономике.
Компенсационные импортные пошлины, направленные против субсидируемого экспорта и санкционированные ГАТТ, приносят убытки стране, их учреждающей. Однако в целом для мирового хозяйства они выигрышны, поскольку нейтрализуют экспортные субсидии. Комбинация экспортных субсидий и компенсационных пошлин оставляет совокупное благосостояние в мире без изменения. При этом налогоплательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно доплачивают налогоплательщикам импортирующей страны.
Демпинг
С политикой субсидирования экспорта очень схоже другое направление государственной торговой политики – демпинг.
Демпинг –это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (чаще отечественном).
Разбойничьим демпингомназывается временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка. По достижении цели уровень цен восстанавливается.
Постоянный демпингв соответствии со своим названием продолжается неограниченное время.
Отдельные фирмы продают за границу свой товар по более низкой цене, если на внутреннем рынке фирма обладает большей монопольной властью, чем на зарубежном. В этом случае фирма, несмотря на низкие цены экспортируемого товара, обогащается за счет своих потребителей на внутреннем рынке.
Временному (разбойничьему) демпингу следует противопоставить тариф в импортирующей стране (в размере демпинговых ножниц цен).
Постоянный демпинг ставит перед импортирующей стороной совершенно другую задачу. Сторонники свободной торговли рекомендуют расслабиться и наслаждаться дешевым импортом, имея в виду превышение выигрыша потребителей над потерями доходов производителей конкурирующей с импортом продукции.
Однако есть аргументы и в пользу борьбы с постоянным демпингом. Антидемпинговые пошлины могут принести выгоду импортирующей стране, заставляя экспортера еще больше снижать цену.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|