Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность международной торговли и ее исходные понятия





Мировая экономика

 

Учебное пособие для студентов экономических специальностей

(Безотрывная форма обучения)

оглавление

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.............................................................................................................. 4

1.1. Сущность международной торговли и ее исходные понятия..................................................................................... 4

1.2. Товарная структура международной торговли............................................................................................................. 7

2. Международное разделение труда и международная торговля............................................ 8

2.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.................... 8

2.2. Спрос и предложение во внешней торговле................................................................................................................. 11

2.3. Выигрыш от внешней торговли......................................................................................................................................... 13

2.4. Условия торговли.................................................................................................................................................................. 16

2.5. Факторы производства и концепция Хекшера-Олина................................................................................................ 17

2.6. Парадокс Леонтьева............................................................................................................................................................. 20



2.7. Неотехнологические теории международной торговли............................................................................................ 22

2.8. Концепция М. Портера........................................................................................................................................................ 24

3. Торговая политика......................................................................................................................................................... 25

3.1. Таможенные пошлины......................................................................................................................................................... 25

3.2. Влияние таможенного тарифа на потребителей, производителей и государство............................................. 27

3.3. Нетарифные ограничения.................................................................................................................................................. 30

3.4. Импортные квоты.................................................................................................................................................................. 31

3.5. Экспортный протекционизм............................................................................................................................................... 35

3.6. Демпинг.................................................................................................................................................................................... 37



3.7. Добровольное ограничение экспорта............................................................................................................................. 38

3.8. Внешнеторговая политика государства......................................................................................................................... 38

4. Регулирование торговли на международном уровне................................................................... 42

4.1. Генеральное соглашение по тарифам в торговле (ГАТТ)......................................................................................... 42

4.2. Россия и ГАТТ/ВТО............................................................................................................................................................. 48

5. Международная экономическая интеграция....................................................................................... 50

5.1. Понятие, формы и факторы интеграции......................................................................................................................... 50

5.2. Региональные экономические группировки.................................................................................................................. 54

6. МеждународнОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ рабочей силы...................................................................................... 64

6.1. Сущность, причины и направления миграции.............................................................................................................. 64

6.2. Последствия миграции......................................................................................................................................................... 66

6.3. Государственное регулирование миграции рабочей силы...................................................................................... 71

6.4. «Утечка умов»........................................................................................................................................................................ 74

6.5. Россия на международном рынке труда........................................................................................................................ 75

7. Международное движение капитала............................................................................................................ 77



7.1. Сущность и формы движения капитала......................................................................................................................... 77

7.2. Теории международного движения капиталов............................................................................................................ 78

7.3. Международные монополии............................................................................................................................................. 80

7.4. Система управления в международных монополиях................................................................................................. 82

7.5. Прямые зарубежные инвестиции. Мотивы осуществления ПЗИ. Концепция контроля.................................. 85

7.6. Влияние прямых инвестиций на страну базирования и принимающую страну................................................ 87

7.7. Международный кредит и мировой кризис задолженности. Парижский клуб................................................... 88

7.8. Конверсия (капитализация) внешней задолженности................................................................................................ 91

7.9. Инвестиционный климат и инвестиционные риски..................................................................................................... 92

7.10. Россия в международном движении капиталов......................................................................................................... 93

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................................................................. 96

 


ВВЕДЕНИЕ В КУРС МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Международная торговля – традиционная и наиболее развитая форма международных экономических отношений. Экономические от­ношения во всемирном сообществе складываются во многом под воз­действием рынка. Именно сквозь призму проблем мирового рынка рассматриваются вопросы международного разделения труда, интер­национализации производства и капитала, миграции рабочей силы. Все мирохозяйственные связи берут начало в мировой торговле.

Поэтому изучение курса «Международная экономика» начинает­ся с изучения проблем международной торговли.

 

 

Сущность международной торговли и ее исходные понятия

 

Международная торговля – это обмен товарами и услугами меж­ду государственно-национальными хозяйствами.

Международная торговля отличается от внутренней торговли тем, что:

1) ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внут­ри страны;

2) каждая страна имеет свою валюту;

3) международная торговля более подвержена политическому кон­тролю.

Мировая торговля состоит из экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта опреде­ляется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки про­изводства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зави­сит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.

Приимпорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, произ­водство которых в настоящее время экономически невыгодно. Под экономической эффективностью импорта понимается тот экономи­ческий выигрыш, который получает страна из-за быстрого удовлетво­рения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных то­варов внутри страны. Общая сумма экспорта и импорта составляет внеш­неторговый оборот данной страны с зарубежными странами.

Международная торговля – средство, с помощью которого стра­ны могут повысить производительность своих ресурсов и увеличить общий объем производства.

Наиболее распространенные показатели, характеризующие актив­ность страны в мировой торговле:

1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых това­ров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Дан­ные о размере экспортной квоты некоторых стран мира приведены на рис. 1.

 

 

Рис. 1.Размеры экспортной квоты некоторых стран, % (1995г.)

 

2. Экспортный потенциал это та доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.

3. Структура экспорта – соотношение или удельный вес экспорти­руемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации.

Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отрас­лей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком на­учно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимо­го в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее точно отражает зависимость экономики страны от внешне­го рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

5. Сравнительное соотношение доли страны в мировом производ­стве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле. Так, если доля страны в мировом производстве какого-либо вида продукции составляет 10%, а ее доля в международной торговле этим товаром – 1-2%, то это может означать несоответствие производимых товаров миро­вому уровню качества как следствие низкого уровня развития этой отрасли.

Международная торговля существовала и в древности, но миро­вой рынок, охватывающий торговлю значительной части стран, а затем и всех стран мира, возникает только в процессе развития то­варно-денежных орошений.

Наиболее высокими темпами мировая торговля развивалась в после­военный период. Этому способствовали:

1) факторы, влияющие на общее состояние мировой экономики (НТР, развитие государственного регулирования экономики, возросшая мощь промышленных корпораций, соревнование двух социально-экономических систем);

2) процессы международной специализации и кооперации, вызван­ные объективной потребностью развития производственных сил;

3) рост транснациональных корпораций (ТНК, развивая специа­лизацию и кооперирование между своими предприятиями, способ­ствуют росту международного товарообмена);

4) либерализация внешнеторговой политики, переход к более от­крытой экономике;

5) интеграция (отмена ограничений торговли между странами, входящими в интеграционные группировки, способствовала росту их взаимного товарооборота);

6) завоевание политической независимости бывшими колониями, что привело к росту их торговли для получения из промышленно развитых стран машин и оборудования, необходимых для индустриализации.

Международная торговля по темпам роста значительно опережает рост производства стран-участниц мировых торговых отношений. Если в 1950 году доля международной торговли товарами и услугами со­ставляла 11% мирового производства, то в начале 90-х годов она достигла 21 %.

В прогнозах предсказывается сохранение этого положения вслед­ствие усиления тенденции к дальнейшей интенсификации процессов международного разделения труда.

Особенностью современной торговли является то, что она все бо­лее приобретает характер внутрифирменной торговли, когда торго­вые отношения осуществляются между различными подразделения­ми одной глобальной корпорации. Имеются различные оценки удель­ного веса таких операций в обшей стоимости экспорта и импорта. Согласно даже умеренным оценкам, внутрифирменные поставки то­варов и услуг составляют свыше 50% американского экспорта и им­порта. По другим экспертным оценкам внутрифирменные поставки достигают 92% в экспорте и 72% в импорте США.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.