Становление математики и эстетики
Аннотация
Исследовательская работа проблемно-реферативного вида посвящена обнаружению взаимосвязи между математикой и эстетикой. В ней рассматривается этапы становления математики и эстетики, открытия Пифагора, повлиявшие на развитие эстетической математики (закон консонансов, золотые пропорции в пентаграмме). Также изучен фундаментальный принцип симметрии, на котором построен союз математики и эстетики. Охарактеризованы современные тенденции развития взаимосвязи математики и эстетики через трансдисциплинарную науку – синергетику.
Руководитель работы /Милаева Н.В./
Содержание
Введение 5
1 Становление математики и эстетики 7
2 Открытия Пифагора как часть развития эстетической математики 8
3 Математика и эстетика на современном этапе 13
Заключение 20
Терминологический словарь 21
Список использованных источников 22
Введение
Союз математики и эстетики заявил о себе задолго до появления и математики, и эстетики. Многочисленные образцы неолитических и даже палеолитических орнаментов, разбросанные по всему миру являются свидетельством данного факта. Безупречная математическая симметрия неолитических орнаментов, равно как и их чарующая эстетическая привлекательность не оставляют сомнений в том, что математика и эстетика шли рука об руку уже с доисторических времен. Не случайно неолитическими орнаментами начинаются и книги по истории математики, и энциклопедии по истории искусств. Собранные вместе в книге югославского математика и искусствоведа С.Яблана и проанализированные им методами теоретико-группового анализа, эти орнаменты поражают не только эстетическим изяществом рисунка, но и математической глубиною заложенных в них симметрийных свойств.
Египетские пирамиды входят в семь чудес света. Сорок веков смотрят на нас с высоты этих пирамид, вызывая трепетное ощущение величия, вечности, мудрости, покоя и красоты. Но не только молчаливое величие, но и совершенство формы привлекает нас в пирамидах. Что на самом деле являют собой пирамиды - эстетически безупречное надгробие, возвеличивающее в веках фараона, или математическую энциклопедию, прославляющую мудрость их создателя? Прочувствованы путем сердца или рассчитаны путем мысли пирамиды? Случайны или необходимы сокрытые в них важнейшие математические константы?
В эпоху древних цивилизаций (не говоря уж о доцивилизационных периодах неолита и палеолита) ни математики, ни эстетики еще не существовало. Но поистине удивительно, что рождение математики и эстетики отмечено бесспорными признаками видимой фазы их союза.
Актуальность работы обусловлена интеграционными процессами в науке. В истории науки математике всегда отводилось особое место: начиная с античности с ней связывался идеал научной истины, понятия математики служили основой для развития других наук и закладывались как принципы искусства. При рассмотрении эстетических факторов математики необходимо учитывать значимость эстетического взгляда для развития математического знания в целом.
Цель работы: изучить взаимосвязь математики и эстетики.
Задачи:
1. Рассмотреть становление математики и эстетики;
2. Обозначить открытия Пифагора, явившееся частью развитие эстетической математики;
3. Определить взаимосвязь математики и эстетики на современном этапе.
Объект исследования: математика и эстетика.
Предмет исследования: математическая симметрия и эстетическая привлекательность.
Гипотеза: если изучить происхождение математики и эстетики, свойства, их определяющие, можно обнаружить их взаимосвязь.
Информационной базой для написания исследовательской работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, статьи периодических изданий.
Методы исследования - изучение и использование научно-публицистических и учебных изданий, метод сопоставления, аналитический метод.
Становление математики и эстетики
О времени и причинах рождения математики высказывается известный историк математики Д.Стройк: «Современная математика родилась в этой атмосфере ионийского рационализма — математика, которая ставила не только восточный вопрос «как?», но и современный вопрос «почему?» И хотя античная традиция «отцом геометрии» называет милетского философа Фалеса, сегодня мы можем уверенно утверждать, что математика как дедуктивная наука началась с самосского мудреца Пифагора (ок. 570 - ок. 500 до н.э.). Заметим, что другой «науки», кроме математики, античность и не знала.
Рождение эстетики в принципе справедливо отнести к этому же времени - VI -V вв. до н.э., хотя с эстетикой дело обстоит несколько сложнее. Формально днем рождения эстетики считается 1735 г. - год, когда двадцатилетний Александр Баумгартен защитил на латыни свою магистерскую диссертацию. Следуя учению Лейбница о трех основных духовных ипостасях человека - разуме, воле и чувстве, Баумгартен заметил, что должны существовать и три ветви философии, изучающие их. Науки о законах движения разума (логика) и нравственных установках воли (этика) заложил еще Аристотель. А вот науку о законах чувственного познания - теорию чувствовании - основал Баумгартен и назвал ее эстетикой (греч. - чувствующий). Естественно, что «чувство прекрасного» - осмысление особого ценностного качества «первой» и «второй» природы, именуемого красотой, становится главным предметом эстетики. Поэтому вслед за Гегелем, сказавшим, что предметом эстетики является «обширное царство прекрасного», эстетику часто называют философией красоты или философией искусства как главного вместилища красоты.
Сегодня принято различать два периода существования эстетики - «неявный» и «явный» или имплицитный и эксплицитный. В «Эстетике» В.В.Бычкова мы читаем: «С первыми следами значимого осознания эстетического опыта мы встречаемся у пифагорейцев - учеников и последователей Пифагора».
Таким образом, мнение исследователей едино: математика и эстетика начинаются с Пифагора. Но еще более замечательным является то, что с самого начала своего пути математика и эстетика заявили о своем явном «эксплицитном» союзе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|