Отличительные особенности программы
Программа
Коррекционной работы с детьми «группы риска»
(психолого – педагогической поддержки)
ГБОУ ЦДК г.о. Сызрань
«Станем ближе»
Пояснительная записка
Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, малолетние правонарушители.
Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.
Актуальность и концептуальные идеи программы.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска.
Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.
В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обуславливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:
1. пьянство одного или обоих родителей;
2. асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
3. устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
4. сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
5. убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
6. отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
7. оставление малолетних детей одних без пищи и воды;
8. отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
9. побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. А именно со стороны врача психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога, учителя начальных классов. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог. Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.
В нашей школе обучается 146 учащихся, из которых 17 детей из асоциальных семей.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Проблемы:
1. Ухудшение социального положения семей в школе.
2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся
проблемами воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме
школы.
4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
5. Высокий уровень подавления и насилия.
6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся
фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития
личности.
8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания
комплексной помощи.
Цель программы
1. Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у
них навыков организации здорового образа жизни посредством развития
здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по
формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для
Развития ребёнка, соблюдение прав.
Задачи программы
1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных
явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок
родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в
целом.
2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики
асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в
семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
3. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и
подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений
между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном
воспитании, формирование семейных ценностей.
4. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и
внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и
здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и
здоровья окружающих людей.
5. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического
мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание
информационного банка данных.
6. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе
принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
7. Обеспечение мотивации:
· учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-
воспитательном процессе;
l родителей на совместную деятельность по вопросам формирования
здорового образа жизни детей через систему просветительной
работы).
8. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и
окружающим.
9. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению
активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный
выбор форм поведения.
10. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный
статус, выполнять определенную роль в коллективе.
11. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его
прикладным видам, научить организации творческих контактов.
12. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного
поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Отличительные особенности программы
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и
нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе
жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|