Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте.





Игра как средство развития ребенка.

На основе данных психолога об общем уровне развития ребенка (психические процессы, личностное развитие) воспитатель планирует работу, направленную на повышение этого уровня средствами игры.

Анализ планов воспитателя позволяет выявить какие задачи развития ребенка ставит педагог, как часто он планирует их решение, какую, тематику игр предлагает, каков развивающий потенциал предложенных тем для игры, как планирует создание к обогащение предметно-игровой среды)

Игра как форма организации жизни детей. .

Диагностика направлена на выявление уровня самостоятельности и самоорганизации детей в игре, особенностей общения детей друг с другом в игре, ориентации детей вигровой среде и умения ее создавать.

Методы.

· Наблюдение за игровой деятельностью.

· Беседа с ребенком.

· Анализ планов работы воспитателя (выделение места и времени в режиме дня)

· Анализ предметно-игровой среды.

Педработа на последующих этапах строится с учетом данных диагностики (индивидуальный уровень развития игр деятельности) и возрастной динамики развития игровой деятельности.



Ø Второй этап – Подготовительный.

Игра как деятельность.

Задачи.

1. Вызвать у детей желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни и
литературных произведений.

2. Учить отражать в игре действия и взаимоотношения людей и героев литературных
произведений.

3. Обогащать содержание детских игр посредством формирования знаний труде
взрослых, явлениях окружающей действительности, смысле и назначении различных действий людей и героев произведений, их гуманистической направленности.

4. Учить использовать в игре разнообразные средства выразительности (движения,
мимика) для передачи игрового образа.

5. Учить использовать для игры разнообразные игрушки и предметы-заместители,
изменять игровую среду в соответствнн с изменением сюжета игры.

6. Вызвать у детей желание комбинировать в игре представления об окружающем нлн
сюжеты различных произведений.

Методы и приемы

• Наблюдения за деятельностью взрослых (преимущественно трудовой} Специфика наблюдений за трудом взрослых - знакомство с целостным трудовым процессом. Это может быть конкретный бытовой процесс, близкий детям. 1 часть наблюдения - ситуация, вызывающая необходимость в результате труда, 2 часть - дидактическое вычленение всех компонентов трудового процесса, 3 часть - оценка соответствия результата труда замыслу, использование результата по назначению. В отличие от работы с детьми в первой младшей группе акцент делается не только на компонентах трудовой деятельности, но и на отношение человека к предмету труда.



· Рассматривание иллюстраций, фото, отображающих трудовые процессы человека одной профессии. Вопросы: Кто здесь изображен? Как ты узнал? Что делает этот человек? Для кого он это делает? (действия + отношение к предмету труда).

· Постановка задания ребенку - понаблюдать за трудовыми процессами дома.

· Беседа об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей. Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал?

· Дидактические игры-занятия (по Е. И. Тихеевой), сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»)

· Игры-иммитации, нгры-этюды.

· Чтение художественных произведений (потешки, небольшие стихотворения), их инсценирование.

· Внесение и обыгрывание заместителей, совместное с детьми их создание.

· Создание детьми игровой среды. Специфика: в первой половине года целесообразно сохранить игровые уголки, а во второй - расставить их бессюжетно. Важно обеспечить вариативность игрового материала.

Игра как средство.



Задачи.

1. Развитие культуры восприятия, воображения, речь и мышление ребенка.

2. Развитие творческих способностей (использование предметов-заместителей).

3. Формирования конструктивных умений и навыков, необходимых для создания игровой среды (задача решается на занятиях по конструированию).

4. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми, развитие способности к социальной ориентации, формирование представлений о способах выражения своего отношения к партнеру по игре.

Формы организации, методы и приемы

· Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по конструированию, содержание которых связано с игровой деятельностью.

· Анализ педагогом ситуаций взаимодействия детей друг с другом.

· Анализ поведения литературных героев с точки зрения нравственности их поступков.

· Дидактические игры по развитию умений социальной перцепции (увидеть, понять и назвал, эмоциональное состояние другого)

· Выставки предметов в группе (посуда, овощи, фрукты и т.д.)

· Создание по ходу игры проблемно-нравственных ситуаций (например, доченька хочет спать, а кроватка сломалась)


Игра как форма организации.

Задачи.

1. Воспитывать у детей симпатию друг к другу.

2 Развивать умение самоорганизовываться в игру.

3. Вызывать у детей желание объединяться друг с другом в различных видах игр.

Методы и приемы.

• Беседа до игры с целью напоминания правил.

• Беседа после игры с целью определения перспективы ее развития и оценки взаимоотношений детей.

• Анализ конфликтных ситуаций, возникших в игре с целью определению способов их разрешения.

• Организация совместных дидактических и подвижных игр.

Ø Третий этап - обучение игре.

Задачи.

1. Учить создавать целостную смысловую игровую ситуацию из нескольких действий (разбудить, заправить постель, умыть, покормить, увести в д/с).

2. Учить действовать в соответствии с ролью (речевые реакции и игровые действия подчинять характеру и содержанию роли).

3. Учить ролевому взаимодействию.

4. Учить созданию игровых замыслов.

5. Продолжать учить действовать за игрушку, вступать в общение через персонаж (говорить за куклу, зайку).

6. Учить анализировать и оценивать себя в игре.

7. Учить подбирать и вариативно использовать предметы-заместители.

8. Учить планированию игры: обозначение замысла, роли, цепочки игровых действий и т.д.

9. Учить отвечал, на вопросы воспитателя о своей игре.

10. Учить вступать в игровое общение с воспитателем, со сверстником, договариваться о совместных действиях

 

Формы, методы и приемы

· Совместная игра воспитателя и ребенка (см работу Михайленко, Коротковой)

• Режиссерская игра (ст. Гаспаровой)

• Создание проблемной ситуации для побуждения детей к игре (Дочки и сыночки в детском саду заболели, домой просятся, плачут).

• Беседа воспитателя с детьми на этапе замысла игры ( о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы; Во что хотите играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры?

• Создание и обогащение игровой среды.

• Советы воспитателя, направленные на помощь в создании игровой обстановки и ее размещении в пространстве.

• Активизирующее общение с ребенком во время игры ("Мотор гудит. Наверное он испорчен. Что делать?»)

• Беседа после игры.

Игра как средство.

1. Развивать психические процессы.

2. Содействовать развитию свойств личности (доброжелательности, дружелюбия, справедливости).

3. Развивать творческие способности.

4. Учить вступать в игровое взаимодействие со сверстником, не нарушая правил и хода игры.

Методы приемы.

• Напоминание правил поведения перед игрой

• Пример воспитателя

• Пресечение действий, разрушающих игру других детей.

• Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности. .

• Беседа о взаимоотношениях детей в игре после игры.

 

 

Игра как форма.

Задачи.

1. Учить самоорганизации детей в игре.

2. Содействовать развитию самостоятельности детей в игре.

3. Учить находить в течение дня место и время для организации игры
Формы, методы и приемы

• Самостоятельная игра детей.

• Беседа перед игрой.

• Взятие воспитателем на себя роли в коллективной игре.

• Создание условий для совместных игр детей, которые дружат и не дружат.

Ø Четвертый этап - самостоятельная деятельность.

Игра как деятельность.

Задачи.

1. Учить развертывать самостоятельную индивидуальную и совместную игру.

2. Учить самоорганизовываться в игре (подбор игрушек, размещение впространстве)

3. Содействовать формированию игровых мотивов у детей.

4. Обеспечить место и время в режиме дня для самостоятельных игр.

Методы, приемы.

· Рассматривание иллюстраций, беседа, проблемно-игровые ситуации как побуждение к игре.

· Внесение новых игровых атрибутов

· Сохранение игровой среды для игры на следующий день

· Беседа после игры. Вопросы: Хорошо поиграл? Кем был? Хорошо ли было твоей дочке? Давай спросим у нее, хорошо ли ей было? (советы воспитателя через ролевое поведение).

Игра как средство.

Задачи.

1. Развитие самостоятельности детей.

2. Развитие творческих способностей.

3. Воспитание гуманности.

Методы и приемы.

· Оценка воспитателя (инициативность, независимость, проявление творчества)

· Участие воспитателя в игре на правах партнера.

· Беседа после игры о взаимоотношениях играющих Вопросы: С кем ты вместе играл? Дружно ли вы играли? Хочешь ли ты поиграть еще с …? Почему?

· Анализ конфликтных ситуаций

· Самооценка (демонстрирует воспитатель)

Игра как форма.

1. Способствовать самоорганизации детей в игре,

2. Содействовать стремлению объединяться для совместных игр.

Методы и приемы

· Создание условий для самостоятельных совместных игр (время, место, игровая среда)

· Договор с детьми накануне.

· Экскурсия в более старшую группу (посмотрим, как другие дети играют).

· Обогащение сюжетов игр, введение ролей, требующих объединения нескольких детей

· Оценка педагогом организационных умений (создавать среду, убирать игрушки после игры на место)

· Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?)

Ø Пятый этап - диагностика уровней и коррекция отдельных показателей игры, усложнение содержания.

Диагностика уровней освоения игровой деятельности (см. работу Комаровой, программу "Детство")
Усложнение и объединение игровых тем, сюжетов («Семья» + «Гости», «Детский сад»).
Обогащение игровой среды.


Средний дошкольный возраст.

Вспомнить особенности развития игровой деятельности в среднем дошкольном возрасте.

Ø Первый этап – диагностический (см. алгоритм в мл. гр.). Диагностика уровня развития игровой деятельности.

I уровень - играет в основном под руководством воспитателя, выполняет его указания, воспроизводит разнообразные трудовые действия, осуществляет их в основном молча, не вступая в ролевой диалог. В самостоятельной игре воспроизводит, сюжет обыгранный ранее воспитателем. Предметы-заместители использует по предложению воспитателя. Затрудняется в согласовании своих действий со сверстниками, часто мешает км. Постоянно нуждается в помощи воспитателя.

II уровень - проявляет активный интерес к игровому общению со сверстниками и взрослыми. Охотно включается в ролевой диалог, понимает и словесно обозначает взятую на себя роль, дружелюбен по отношению к сверстникам. Проявляет элементы творчества и самостоятельности в игре, по собственной инициативе обогащает сюжеты, обыгранные воспитателем.

Ø Второй этап - Подготовительный.

Игра как деятельность.

Задачи.

· Обогащать сюжеты и содержание с/р игр. Учить отражать в играх впечатления о труде и взаимоотношениях взрослых.

· Развивать устойчивый интерес к отдельным темам, выходящих за пределы бытовых, таких как "Семья" и "Д/с" (например, в среднем дошкольном возрасте происходит активное ознакомление с трудом взрослых – это темы «Магазин», «Почта», «Школа)

· Учить использовать в играх разнообразные постройки из строительного материала (например, столы, стулья, кроватки для кукол-дочек), игровые модули ДЛЯ| создания игровой среды, варьировать их.

· Учить использовать в, играх разные .виды театра. Например, вместо игрушек кукол использовать в игре би-ба-бо для развития ролевого диалога.

Методы и приемы.

· Беседы о труде родителей воспитанников (Кем работает?, Как заботиться о людях?, Как ему помогают люди других профессий выполняя» труд?)

· Приглашение в группу родителей для беседы с детьми о разных профессиях с показом инструментов и отдельных трудовых действий. Цель: восхитить профессией, выделить структурные компоненты труда.

· Наблюдение за трудом взрослых (сотрудники детского сада, водитель, врач, медсестру, продавец, строитель).

· Беседы по результатам наблюдений. Ее назначение:

­ обозначение общественной значимости данного вида труда для других людей,

­ определение основного содержания трудовой деятельности человека этой профессии,

­ анализ увиденных взаимоотношений между людьми смежных профессий,

­ обращение внимания на признаки профессионализма этой профессии (быстро, красиво, качественно).

· Самостоятельное выполнение доступных видов труда, сходных с наблюдаемыми трудовыми процессами (дежурство по столовой, протирание мебели от пыли, стирка кукольного белья, участие в приготовлении блюд?...)

· Рассказы воспитателя о собственных играх и об играх других детей, которые она наблюдала.

· Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, отражающих взаимоотношения людей в процессе труда, их отношение к труду,' компоненты труда (предмет, средства, трудовые действия, результат).

· Чтение художественных произведений и их инсценирование по теме предстоящей игры.

· Изготовление детьми пособий и игрушек для игры.

· Дидактические игры по типу Трик-Трак". Например, решили устроить конкурс поваров. Победит тот ребенок, который будет правильно готовить еду. Наблюдатели отслеживают действия. В случае ошибки они говорят "Трик-Трак. Это не так". Для ребенка-повара, который допустил ошибку игра заканчивается, Конкурсное место занимает другой участник.

· Настольно-псчатныс дидактические игры. Важно, чтобы содержание игры раскрывало трудовые процессы, которые затем будут отражаться детьми в играх.

· Игры-занятия по типу дидактической игры; с куклой (например, См. работу Тихеевой «Развитие речи», «Напоим куклу чаем», «Кукла заболела. как заботимся о ней?» Если в мл. возр. внимание преимущественно уделялось становлению игровых действий) то в этом возрасте – развитию ролевого диалога.

Игра как средство.

1. Воспитывать интерес окружающей деятельности , взрослым, их поступкам, делам, взаимоотношениям.

2. Обучать способам взаимодействия, основанным на принципах сотрудничества, уважения друг к другу, стремиться вызвать желание подражать положительным примерам реальных взаимоотношений людей.

3. Развивать психические процессы (мышление, восприятие, воображение, речь).

4. Развивать конструктивную деятельность, учить делать постройки по образцу, по собственному замыслу.

5. Воспитывать гуманность, дружелюбие, коллективные взаимоотношения.

6. Развивать творческие способности.

Методы и приемы.

· Беседы об увиденном и прочитанном.

Цели: 1) обобщить представления детей об особенностях характера и способах в/отношений людей в различных видах труда

2) учить детей выражать свой отношение к анализируемым явлениям, взаимоотношениям в форме оценки (Что произошло? 'Человек какой профессии помог? Кто еще ему помог спасти человека? Что бы ты сказал такому врачу при встрече с ним?)

3) находить собственные способы урегулирования конфликтов, описанных в произведениях .

· Беседы на этические темы Цель: сформировать представления о формах и правилах взаимоотношений друг с другом в труде и игре.

· Создание нравственно-этических ситуаций проблемного характера и организация дискуссионного обсуждения способов их разрешения, (Например, Игра в "Детский сад": Вечер. Всех дочек папы и мамы забрали. А одна дочка осталась. Не пришли за ней родители Что делать?)

· Организация совместной деятельности детей, где ребенок выбирает себе друга и вместе с ним получает результат в совместной деятельности, опосредованный общим договором

· Оценка воспитателем реального и игрового поведения ребенком.

Игра как форма.

Задачи.

1. Воспитывать симпатию у детей друг к другу.

2. Воспитывать интерес к играм сверстников и старших детей.

3. Учить самостоятельно выбирать материал, для игр и создавать предметно-игровую среду.

Методы н приемы.

• Беседы о любимых играх детей с точки зрения самоорганизации и взаимоотношений ( В какие игры вам нравиться играть? Вам захотелось поиграть в любимую игру. Что нужно сделать, чтобы игра получилась? Договориться о том во что играть. Что еще нужно сделать, чтобы игра была интересной? Узнать, кто кем хочет быть? И т.д. Как медсестра узнает скольким детям надо витаминки дать?).

• Наблюдение за играми сверстников и старших детей.

• Подготовка совместно с воспитателем материалов для игры

Ø Третий - Обучающий этап.

Игра как деятельность.

1. Учить детей создавать игровые замыслы (договариваться о теме игры, сюжете, игровой обстановке).

2. Учить детей ролевому поведению и ролевому взаимодействию как способам построения сюжета; обозначать словом взятую на себя роль, вести диалог в соответствии со взятой ролью, изменять его в зависимости от смены партнера и роли.

3. Учить детей действовать за игрушку.

4.Учить анализировать и оценивать себя как носителя игровой роли (оценка собственно игровой деятельности и оценка характера, игровых и реальных взаимоотношений). Вопросы: Во что играли? Получилась ли игра? Кем ты был? Получился ли из тебя хороший доктор? Как ты об этом узнал? И т.д.)

Методы и приемы.

• Совместная игра воспитателя и ребенка, где взрослый выступает в роли равноправного партнере (см. статью Коротковой /Д в. № 7, 1989). Например, воспитатель-повар, ребенок-повар, выполняют одни и те же игровые действия, процессы: чистка овощей, резка овощей, помешивание, пребывание, закладка овощей). Цель: научить распределять обязанности внутри одной роли, учить ролевому диалогу.

• Прием смены ролей по ходу игры (см. статью Коротковой /Д в. Mi 7, 1989). Воспитатель-повар, а ребенок-помощник повара. Цель: Научить определять содержание роли, учить ролевому взаимодействию (повар-помощник повара, повар-няня, няня-прачка).

• Создание предметно-игрового пространства как при помощи игровых атрибутов, так и при помощи ролей…

• Беседа перед игрой. Цель: подвести ребенка к обозначению роли и ее принятие в соответствии с замыслом, обозначить основные моменты ролевого поведения, определение связей между ролями в соответствии с сюжетом игры. Вопросы к беседе: Кто работает в д/с? Кем вы будете? Что будете делать? Кто поможет повару приготовить обед?

• Беседа о том, как играли. Цель: раскрыть взаимоотношения между ролями, оценить выполнение роли каждым ребенком, наметить перспективы развития игры (Кем высегодня были? Можно ли сказать, что вы были сотрудниками детского сада? Почему же дети в вашем детском саду не успели поесть? (повар не успел еду приготовить, шофер продукты поздно привез) Ушли дети домой голодные, сердитые и мамы-то как расстроились! Как сделать в следующий раз, чтобы детям хорошо было в д/с?.

Игра как средство.

Задачи:

1. Развивать воображение, мышление и речь.

2. Способствовать формированию, нравственных качеств Л (честность, справедливость, дружелюбие, настойчивость) и нравственных в/отношений (общаться приветливо, вежливо, проявлять сдержанность, оказывать помощь)

3. Развивать творческие способности .

Методы и приемы

• Напоминание правил поведения перед игрой, вытекающих из ролей и условий группы

• Пример воспитателя.

• Включение воспитателя в игру при наличии конфликтных ситуаций или для создания проблемно-нравственных ситуаций (например, день рождения у папы, мама заболела, лежит в больнице. Дома только дети. Будет ли у папы праздник? Как устроить папе день рождения?)

• Беседа с детьми о выполнении ими реальных и игровых правил в игре.

Игра как деятельность

1. Учить детей самоорганизации: использовать сговор при организации игры, распределять роли, подготавливать место, материал.

2. Учить доводить игру до конца, способам уборки игрового оборудования, оказывать при этом взаимопомощь.

Методы и приемы.

• Беседа с детьми до игры (воспитатель помогает осуществить сговор, найти партнера, оборудовать игру).

• Организация игр детей, которые дружат между собой и не испытывают симпатии друг к другу, а также находящихся на разных уровнях развития игровой деятельности.

Ø 4-ый этап. Самостоятельная игра детей.

Игра как деятельность.

Задачи.

1. Учить самостоятельно договариваться до начала игры, находить партнера, определять сюжет, распределять роли.

2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, вступать в ролевое взаимодействие.

3. Учить объединяться в игре вокруг групповых построек.

4. Учить свободно ориентироваться в игровой материале, предназначенном для свободного пользования.

5. Учить включаться в ход игры, не нарушая сюжета и ролевого взаимодействия.

6. Учить объединять сюжеты игр различной тематики, образуя одну игру из нескольких играющих коллективов детей.

Методы и приемы.

· Беседы перед игрой (Кто кем будет в детском саду? Индивидуальные разговоры с детьми: Кем будешь? Кто тебе будет помогать? Как вы договоритесь, кто и что будет делать? Кто кроме будет тебе будет помогать? Как ты узнаешь, что сколько тебе еды надо приготовить? Как ты сообщишь няне, что обед готов? Иди договорись со всеми, кто тебе будет помогать).

· Советы воспитателя до игры и по ходу.

· Создание проблемно-игровых ситуация, побуждающих детей к развертыванию новой сюжетной линии.

· Помощь воспитателя при вхождении в нового ребенка в игру (A bot и плотник пришел, у нас тут как раз стульчик сломался).

· Беседа после игры и оценка игровой деятельности детей (вопросы:. Получилась ли у вас игра? Почему ты так думаешь? Довольны ли повар, шофер, няня, воспитатель, дети, родители? Можно ли сказать, что вы играли дружно? Так, получилась ли игра? Что вы можете посоветовать друг другу, чтобы игра была лучше, интереснее?)

Игра как средство.

1. Учить отражать реальные и игровые отношения через действие, интонацию, мимику.

2. Учить выражать свое отношение посредством интонации, оценки к действиям партнера и своим в соответствии с принятой ролью.

3. Учить проявлять интерес и уважение к общему замыслу игры, выполнять правила игры.

4. Учить доброжелательно относиться к сверстникам в игре, уважать игры других детей, не разрушать их замысел и ход.

Методы и приемы.

• Беседы до игры о правилах поведения в игре.

• Выключение ребенка из игры, если он нарушает правила, о которых договорились до игры

• Беседы после игры. Цель: оценка взаимоотношений детей в игре с точки, зрения выполнения правил.

Игра как форма

Задачи:

1. Способствовать становлению самоорганизации детей в игре.

2. Учить планировать игру.

3. Учить отбирать атрибуты для игры и самостоятельно создавать предметно-игровую обстановку.

4. Учить убирать игровые атрибуты после игры на место.

Методы и приемы.

· Помощь воспитателя (советы) в сговоре, подготовке игровой среды, распределении ролей.

Ø Четвертый этап - Корректировки и обогащения игры.

Перспективный план развития игры

 

Старший дошкольный возраст

На данном возрастном этапе игра достигает своего расцвета и хар-ся наиболее высоким уровнем развития. Этому способствует:

· предшествующая целенаправленная педработа по развитию игровой
деятельности детей в мл. и ср. дошк. возрасте,

· расширение детского кругозора развитее интереса к окружающему миру, в том числе к сфере общественной жизни,

· освоение коммуникативной культуры,

· развитие мышления и воображения.

Для игр старших дошкольников характерны многообразие тематики и сюжетов; бытовая, трудовая, общественная, на темы литературных произведений. Чем отличаются игры на темы литературных произведений от игр-драматизаций?
Содержание игр-драматизаций точно отражает сюжет литературного произведения, а на тему - творческая интерпретация событий, героев, при сохранении лишь канвы литературного произведения. Дети стремятсяотобразить в играх все то, что они узнали, что их поразило.

Для данного возраста представляет особый интерес возможность реализовать свои фантазии. Об этом свидетельствует возникновение особого вида игр - игр-фантазирований. По форме такие игры представляют собой совместные сочинения и разыгрывание сюжетов. Тематика их разнообразна, в них дети отражают и комбинируют реальные события, которые они наблюдали и в которых сами участвовали, в также' придумывают сказочные, фантастические сюжеты. Содержание таких игр нередко становится сюжетом игр.

Центром игры становиться отражение, взаимоотношения людей, героев сказок, животных. Этому способствуют как усвоенные детьми ранее способы игровой деятельности (игровые действия, ролевой налог, ролевое поведение), так и осознание в старшем дошкольном возрасте символического назначения действия, интонации, мимики как средств выражения человеком отношения к окружающему миру.

Игра хар-ся большей самостоятельностью, инициативностью в организации и осуществлении по сравнению с предыдущим возрастом. Основой развития самостоятельности становится:

· широкий кругозор детей (дети сами могут определять темы игр, насыщать их вариативным содержанием, освоенным посредством наблюдений, экскурсий, занятий, встреч с интересными людьми);

· свободная ориентация детей в игровой среде (владеют назначением разнообразных предметов, модификацией предметов, вариативно используют эти предметы для осуществления замысла, свободно владеют умением замещения различных предметов символическими, переконструированием игровой среды группы),

· высокий уровень коммуникативных умений и навыков (дети умеют договариваться, владеют способами корректного включения и выхода из игры, умеют изменять, дополнять и варьировать сюжет, разрешать конфликты).

Благодаря игровому опыту, приобретенного в мл. и ср. возрасте, а также освоению навыков сотрудничества в игре, игры старших дошкольников приобретают характер совместной коллективной деятельности. Дети этого возраста объединяются в подгруппы на основе привязанностей, симпатий и интереса к теме игры. Кол-во участников может быть до 10-15 человек (чаще 3-5). При выборе ролей старшие дошкольники ориентируются на их значимость для развития общей игры, характеристики героев. Количество ролей в совместной игре - 7-10. Время игр - от 30-40 мин до нескольких дней и недель.

Дети старшего дошкольного возраста стремятся реализовать в роли собственное отношение к изображаемому герою. Они создают игровой образ, используя все возможные средства выразительности. Важно отметить, что дети этого возраста стремятся довести роль до логического завершения. Однако тематика и содержание интересующих детей игр часто требует большего количества участников, нежели имеющихся в игровой подгруппе. Отсюда направление работы - обучение умению изменять роль и ролевое поведение по ходу игры в зависимости от содержания новой игровой ситуации.

Игровые правила в сюжетно-ролевой игре детей могут устанавливаться самостоятельно, так как им понятны ролевые связи в сюжете. Реальные правила дети переносят из условий повседневной жизни, либо устанавливают их совместно с педагогом в процессе анализа игр.

Игра старшего дошкольника имеет завершенную структуру, в ней представлены: сговор, организация игрового пространства, собственно игра, планируемое завершение игры, уборка оборудования.

Характерной особенностью игр старших дошкольников является стремление объединить сюжеты разных игр в одну. Михайленко отмечает, что основное затруднение, с которым сталкиваются дети данного возрасте при организации игр состоит в неумении сочетать сюжеты друг с другом, выстраивая в общую линию. Отсюда задача - обучать старших дошкольников сюжетосложению. Это умение выстраивать разнообразные логически связанные события, охватывающие различное тематическое содержание, ориентируясь при этом на партнера сверстника (обозначая для него какое событие хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнера, соотносить собственное предложение с желанием партнера, комбинировать их). Основное средство, используемое при решении этой задачи - игра-фантазирование.

На этап старшего дошкольного возраста ярко обнаруживаются игровые предпочтения: тема, роли, партнеры.

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте.

Вспомнить особенности развития игровой деятельности в стершем дошкольном возрасте.

Ø Первый этап - Диагностический (см. алгоритм в мл. дошк. возрасте).

Ø Второй - Подготовительный этап.

Задачи:

1. Развивать интерес к окружающей действительности, труду людей, общественной жизни.

2. Развивать интерес к разнообразным видам игр с новой тематикой и содержанием.

3. Обогащать содержание и сюжеты игр посредством ознакомления с трудом взрослых, общественными явлениями,

4. Обогащать представления детей о коллективном характере труда людей, о разнообразных связях между людьми (семейными, производственными, общественными). В чем суть коллективного характератруд? От каждого зависит общий результат труда. Как реализуется коллективный характер труда? Люди
передают свой результат труда другим людям.

5. Продолжать знакомить с различными профессиями людей, развивать к ним интерес.
Методы и приемы:

· Наблюдения на прогулках и экскурсиях за общественной и трудовой деятельностью людей и явлениями природы (См. материалы из методик трудового воспитания; экологического воспитания, развития речи).

· Рассказы педагога о явлениях общественной лайки, труде людей

· Участие детей в труде взрослых

· Организация встреч с людьми разных профессий.

· Чтение анализ художественной литературы.

· Создание выставок предметов труда, инструментов, результатов труда

· Составление детьми рассказов об общественных явлениях, труде людей, традициях жизни семьи, оформление их в альбомы с рисунками, изготовление книжек-самоделок.

· Рассматривание фото, картин, иллюстраций

· Инсценирование литературных произведений

· Обобщающие беседы о труде взрослых

· Проведение игр-путешествнй

· Использование модельных дидактических игр о труде взрослых.

Игра как средство

1. Воспитывать интерес к поступкам и действиям людей, их делам.

2. Вызвать желание следовать положительным примерам поведения взрослых, героев литературных произведений

3. Воспитывать гуманное отношение к взрослым и сверстникам, развивать конструктивные умения и навыки, формировать навыки создания игрового образа (при помощи интонации, мимики, действий), передающего отношение к изображаемому человеку, герою произведения

4. Развивать воображение детей, их творческие способности

5. Формирование умений и навыков сотрудничества в совместной деятельности.

Методы и приемы

· Наблюдения за взаимоотношениями людей (нравственные, трудовые, семейные) в процессе их совместной деятельности, жизни. Цель: выявление характера отношений между людьми, способов выражения отношения, правил взаимоотношений

· Беседы по прочитанным литературным произведениям, в которых дается характеристика личностных качеств героев, описывается их поведение в различных ситуациях

· Оценка детьми действий и поступков героев произведений, сверстников, взрослых

· Беседы об общественной значимости труда людей, профессиях

· Этические беседы (Антонова Д.В. 1977, №2, Князева Л.П)

· Инсценирование коллизийных нравственных ситуаций с последующим их анализом (материалы Золотаревой) Цель: формирование умений при помощи этих ситуации осуществлять нравственный выбор поведения.

· Занятия по конструированию (по образцу, по замыслу, по теме)

· Организация различных видов совместной деятельности детей (художественной и трудовой).

Цель: освоение умений и выработка навыков сотрудничества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.