Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы изменения системы финансирования.





До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финан­сирования выделялись три типа организаций:

полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, телеви­
дение) — финансировались по смете в соответствии с бюджетным
классификатором статей затрат;

самоокупаемые (цирки) — возмещали свои затраты (расхо­
ды) и образовывали прибыль;

дотируемые (все остальные организации культуры) — полу­
чали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами.

С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканаль­ной системы финансирования. Организациям предоставлено право привлекать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и получения добровольных взносов от предприятий иотдельных граждан. Бюджетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полезностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюджетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования сле­дующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансо­вых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.



Современный период: многоканальная система формирования до­ходов организаций культуры.

9.2.2. Каналы и источники финансирования государственных
и муниципальных учреждений в России25.

Каналы финансирования:

— прямое бюджетное финансирование;

— косвенное бюджетное финансирование;

— привлеченные средства.


 


24 С 1 января 2003 г. учреждено семь грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих музыкальных коллективов и организаций, осуществляющих деятельность в области музыкального искусства.


25 Игнатьева Е. Л. Финансирование учреждений культуры в современных эконо­мических условиях // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 0. С. 8-15 (см. Приложение I).


А) Прямое бюджетное финансирование:

капитальные вложения (инвестиции) — средства на новое
строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;



бюджетные ассигнования — бюджетные средства, выделяемые
по смете в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В усло­
виях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются прин­
ципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся
соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средст­
ва используются исключительно через лицевые счета бюджетных учре­
ждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства;

целевые поступления — бюджетные средства, предоставлен­
ные на ведение основной деятельности.

Б) Косвенное бюджетное финансирование-Налоговые льготы.

Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате нало­гов на федеральном уровне.

Права органов государственной власти субъектов Федерации и ор­ганов местного самоуправления по предоставлению учреждениям куль­туры дополнительных налоговых льгот:

— освобождение от уплаты федеральных налогов в части, кото­
рая поступает в региональный и местный бюджет;

— освобождение от уплаты региональных и местных налогов.
Государственный курс на сокращение налоговых льгот.

Иные финансовые льготы:

— закрепление имущества на праве оперативного управления, в
отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или огра­
ничения на ставки арендной платы;

— льготные тарифы на коммунальные услуги.

Доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.

Следует отметить противоречивость норм действующего законода­тельства относительно этих доходов. Так, в соответствии со ст.47 "Ос­нов законодательства РФ о культуре" доходы организации культуры подразделяются на доходы от основных (платных) видов культурной деятельности и доходы от предпринимательской деятельности. Для це­лей налогообложения в НК РФ все доходы, получаемые государствен­ными и муниципальными учреждениями от ведения деятельности, трактуются как доходы от предпринимательской деятельности. И на-




конец, в БК РФ указанные доходы рассматриваются как неналоговые доходы соответствующих бюджетов. В) Привлеченные средства:

— кредиты (см. п. 9,2.4.);

— альтернативные, внебюджетные источники финансирования:
благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гран­
ты
благотворительных фондов и т.п. (см. п. 9.3.)

9.2.3. Основные источники формирования доходов независи­
мых некоммерческих и коммерческих организаций культуры.

К основным источникам формирования доходов частных (не­зависимых) некоммерческих организаций относятся:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей
(участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, обли­
гациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческих органи­
заций;

— целевые поступления из бюджетов разных уровней;

— другие не запрещенные законом поступления.

Более узкий круг возможных источников финансирования ком­мерческих организаций культуры. Основные источники: доходы от собственной деятельности, спонсорские вклады. Большая доля доходов от собственной деятельности в общей сумме доходов коммерческих организаций.

9.2.4. Кредиты: формы, область и перспективы использова­
ния.

По форме предоставления можно выделить:

— банковский кредит — выдача ссуды под определенный про­
цент на установленный срок;

— материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду до­
рогостоящего оборудования на долгосрочный или среднесроч­
ный период ;

— кредит поставщика или "нецивилизованный кредит" — как
правило, возникает при несвоевременной оплате организация­
ми культуры коммунальных и других услуг и товаров.


Преобладание на современном этапе "нецивилизованного кредита" при практически полном отсутствии банковского и материального кре­дита.

Перспективность развития лизинга в сфере культуры.

9.2.5. Направления расходования финансовых средств органи­заций культуры.

Расходы (затраты) организации подразделяются на следующие ви­ды: расходы, связанные с ведением деятельности; средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов; потери и списания.

В Российской Федерации для бюджетных учреждений предусмот­рен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответст­вии со ст. 70 Бюджетного Кодекса РФ, указанные учреждения расхо­дуют бюджетные средства исключительно на:

— оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми дого­
ворами и правовыми актами, регулирующими размер заработ­
ной платы соответствующих категорий работников;

— перечисление страховых взносов в государственные внебюд­
жетные фонды;

— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с феде­
ральными законами, законами субъектов Российской Федера­
ции и правовыми актами органов местного самоуправления;

— командировочные и иные компенсационные выплаты работни­
кам в соответствии с законодательством Российской Федера­
ции;

— оплату товаров, работ и услуг по заключенным государствен­
ным или муниципальным контрактам;

— оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными
сметами без заключения государственных или муниципальных
контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Детализация расходов по предметным статьям, подстатьям и эле­ментам осуществляется в соответствии с экономической классифика­цией расходов бюджетов Российской Федерации.


93. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.

9.3.1. Спонсорство.

Спонсорство — осуществление юридическим или физическим ли­цом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируе­мого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсо­ре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламо-распространителем26.

Спонсорство как вид рекламной деятельности, преследующий экономические цели.

9.3.2. Благотворительность.

Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыст­ной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки27.

Основные признаки благотворительной деятельности:

— добровольность;

— бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается
поддержка не только на безвозмездной, но и на льготной основе);

— направленность на социально-приоритетные цели.
Меценатство — вид благотворительной деятельности, связанный

с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессио­нальной деятельности, составляющих культурное достояние Россий­ской Федерации.

Меценатство как особая форма благотворительности в сфере культуры и искусства, науки, образования.

9.3.3. Сходство и различие благотворительности и спонсор­
ства.

Сходство — благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного


 


76


ФЗ РФ "О рекламе", ст. 19.

27 ФЗ РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", ст.1, 2.


имиджа коммерческой организации для создания благоприятного об­щественного мнения.

Однако спонсорство и благотворительность — разные направле­ния поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, социально-экономическую природу, социально-культурные результа­ты28.

Отличие благотворительности от спонсорства — в направленно­сти на социальные цели и бескорыстности.

Спонсорство — продвижение брэнда (торговой марки) или имид­жа компании как производителя определенных товаров и услуг.

Благотворительность — продвижение имиджа компании как со­циально ответственной структуры, проводящей эффективную социаль­ную политику.

Основные направления и формы спонсорской поддержки и благо­творительной помощи организациям культуры:

— передача имущества, в том числе денежных средств;

— выполнение работ;

— оказание услуг;

— предоставление результатов интеллектуальной деятельности;

— иная поддержка.

9.3.4. Государственная поддержка благотворительной и спон­сорской деятельности29.

Материальное стимулирование спонсоров. Спонсорский взнос разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) спонсо­ра, если спонсорская помощь оказывается на условиях предоставления рекламы. При этом устанавливаются жесткие предельные размеры рас­ходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли.

Материальное стимулирование благотворителей юридических лиц. В 1994 — 2001 годах при направлении благотворительных взно­сов на восстановление объектов культурного наследия налоговая льгота составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государствен­ным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Данная льгота отменена с 2002 года.


Материальное стимулирование благотворителей физических лиц. Физические лица при направлении благотворительных взносов организациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, имеют право на налоговый вьиет в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% сум­мы дохода, полученного в налоговом периоде (ст. 219 НК РФ).

Моральное стимулирование — присуждение почетных званий, го­сударственных наград и т.п. Почетный диплом Президента РФ за ак­тивную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства (с 1998 г.).

Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной культурной по­литики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотвори­телей и спонсоров.

Права и возможности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по дополнительному матери­альному и моральному стимулированию благотворительной и спонсор­ской деятельности в культуре.

Применение организациями культуры технологии фандрейзинга (привлечения финансовых средств).

Широкая и узкая трактовка фандрейзинга. Фандрейзинг в узком смысле слова — привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Фандрейзинг в широком смысле слова — привлечение средств из всех возможных каналов и источников финансирования. Расширительная трактовка фандрейзинга обусловлена спецификой не­коммерческих организаций культуры в нашей стране30.

Фандрейзинг как финансовое обеспечение социального партнерст­ва при реализации культурных проектов.

Роль бизнес-планов в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в организации культуры.

Использование труда добровольцев (волонтеров) как форма кос­венного финансирования организаций культуры.


 


а Игнатьева Е. Л. Внебюджетные источники финансирования культуры: понятия, состояние, перспективы // АГТ-Фандрейзинг. Сборник научных трудов / Под ред. И. Г. Хангельдиевой. М., 2002. С.15-20 (см. Приложение I).

Игнатьева Е. Л. О государственной поддержке благотворительности и спонсор­ства в культуре // Финансы. 2000. № 3. С. 48-49.


30 Игнатьева Е. Фандрайзвнг в России. Состояние и перспективы // Art-менеджер. 2002. №2. С. 7-11. В настоящее время существует две транскрипции слова faundraising. Автор придерживается европейского произношения "фандрейзинг", что в получило от­ражение на страницах настоящего учебного пособия. Использование транскрипции "фандрайзинг" в данной статье отражает позицию редакции журнала "Art-менеджер".


Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собственной ини­циативе без соответствующего денежного вознаграждения, то есть без­возмездно.

Целесообразность разработки специальной программы для набора (рекрутирования) и работы с добровольцами.

Необходимость совершенствования способов и механизмов финан­сирования бюджетных учреждений культуры. Попытки внедрения в современную бюджетную практику "бюджетирования, ориентирован­ного на результат (БОР)".В концепции БОР заложен принцип финан­сирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государ­ственного или муниципального социального заказа, определяемого приоритетами соответствующей культурной политики.

БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента ра­ционализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов.


Тема 10.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ КУЛЬТУРЫ

Ценообразование — процесс формирования и изменения цен, оп­ределение их уровней, соотношений, структуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.