Сделай Сам Свою Работу на 5

Центральный госаппарат России I половины ХIХ в.





В этот период высшими центральными госучреждениями являлись:

· Государственный совет (о нем – см. ответ на 17 вопрос),

· Комитет министров,

· Министерства и приравненные к ним учреждения,

· Сенат (о нем – см. ответ на 17 вопрос),

· Собственная Его императорского Величества канцелярия.

При Александре I были учреждены министерства и создан Комитет министров. В 1802 г. был издан указ об учреждении вместо коллегий, созданных в начале XVIII в. Петром I, министерств: военного, морского, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Военное министерство ведало военными сухопутными силами, морское — военными морскими силами. В первой половине XIX в. эти министерства были важнейшими в общей структуре министерств Российской империи, и именно на них приходилась львиная доля государственного бюджета. Министерство иностранных дел ведало внешними сношениями; на Министерство внутренних дел — новое в структуре центральных учреждений — были возложены функции по организации и поддержанию общественного порядка; таким образом, оно возглавило всю систему полицейских органов страны. Другой его важной функцией было управление государственной промышленностью и строительством. Министерство юстиции осуществляло судебное управление, Министерство финансов должно было контролировать собираемость налогов, доходы и расходы государства. На Министерство коммерции возлагалась задача содействия торгово-промышленному развитию страны. Министерство просвещения ведало образованием граждан, подготовкой кадров для государственного аппарата, а также контролировало деятельность университетов, институтов, Академии наук, библиотек, музеев и типографий. Важнейшей задачей этого нового для России министерства было осуществление цензуры. Число министерств и приравненных к ним учреждений на протяжении



первой половины XIX в. постоянно возрастало, но не очень значительно. В течение всего этого периода существовал и Синод, сохранявший прежние функции и по-прежнему являвшийся высшим органом управления делами Православной церкви. Постепенно Синод утратил важные хозяйственные функции, которые перешли к государственным чиновникам, и государство практически полностью подчинило себе церковь, как в плане организационном, так и административном.



В период с 1802 по 1812 гг. аппарат министерств состоял из департаментов, функции которых заключались в сборе сведений по профильным направлениям, обработке собранной информации, подготовке справок, докладов и отчетов, выработке наиболее целесообразных решений по текущей ситуации, составлении планов развития на будущее. Важнейшей задачей министерств была организация работы с подведомственными местными органами власти — министерские чиновники разрабатывали для местных исполнительных органов инструкции, в соответствии с которыми те строили свою работу, а также проводили регулярные проверки их деятельности. Важным структурным подразделением министерств были министерские канцелярии, в которых осуществлялось все делопроизводство. Возглавляли департаменты и канцелярии директора. Кроме того, в составе министерства имелся Совет при министерстве — в эту особую министерскую совещательную коллегию входили товарищи министра (т.е. его заместители) и директора департаментов.

В своей работе министерства руководствовались специальным документом—«Общим уложением министерств», в котором министерства определялись как высшие органы исполнительной власти, власть министров — как высшая исполнительная. Министры назначались императором и подчинялись непосредственно верховной императорской власти. Кроме того, министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о состоянии дел в своей отрасли.



Преимуществом министерств по сравнению с коллегиальной формой управления были: значительно более высокая оперативность в делах управления и установление персональной ответственности руководства и непосредственных исполнителей, которым поручалось ведение конкретного дела. Также были значительно расширены возможности канцелярий, возросло их влияние.

Для решения межведомственных вопросов созывались совещания министров. С 1802 по 1812 гг. совещания проводились нерегулярно (в зависимости от текущей ситуации) и не имели постоянного организационного статуса. С 1812 г. совещания министров были организационно и законодательно

оформлены как Комитет министров. В его состав входили министры, а также председатели департаментов Государственного Совета, государственный секретарь и некоторые лица по особому назначению императора. Председатель Комитета министров одновременно был и председателем Государственного Совета и назначался царем. Комитет министров рассматривал вопросы управления страной в целом, подбора кадров для высших должностей в государстве, проекты новых указов, заключения по ним, отчеты министерств и предложенные ими законопроекты, анализ ситуации в стране. Решения Комитета министров получали силу после утверждения их императором. Итак, Комитет министров наряду с Государственным Советом явился еще одним высшим законосовещательным органом Российской империи; суть его деятельности состояла в совещании царя с высшими чиновниками по вопросам, которые затрагивали интересы различных ведомств.

Таким образом, функции высших центральных учреждений: Комитета министров, Государственного Совета и Сената - неизбежно нередко переплетались.

Важнейшим центральным органом государственного управления в России в первой половине XIX в. была Собственная Его императорского Величества канцелярия, созданная в конце XVIII в. При вступлении на российский престол Николая I роль Канцелярии особенно усилилась. Фактически с середины 20-х гг. XIX в. она становится органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Структура Канцелярии соответствовала ее функциям и усложнялась параллельно с их расширением. В ее составе было 6 отделений. I отделение было образовано в 1826 г. Его задачей был контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников министерств. Это отделение также занималось назначением и увольнением высших чиновников. Цель II отделения (создано в 1826) — анализ и обобщение юридической практики и запись законов Российской империи. III отделение (организовано в 1826 г.) ведало вопросами политической и государственной безопасности. Его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размещение ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами. В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов, а вскоре образована сеть жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому управлению. IV отделение (создано в 1827 г.) должно было контролировать и направлять работу

женских учебных заведений и благотворительных учреждений. V отделение (с 1836 г.) было образовано специально для выработки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. VI отделение (с 1842 г.) было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа. Все 6 отделений Канцелярии фактически представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения, и между ними существовала постоянная и глубокая внутренняя связь. Канцелярия, таким образом, вполне может рассматриваться как высший правительственный орган с самыми широкими полномочиями и важнейшими функциями.

Важнейшей особенностью государственного управления в России в первой половине XIX в. было создание особых секретных органов — временных комитетов. Всего при Николае I действовало до 10 секретных комитетов, обсуждавших крестьянский вопрос. Временные комитеты создавались также для обсуждения финансовых вопросов, для управления страной в отсутствие императора, для выработки необходимой стратегии и тактики в условиях чрезвычайных обстоятельств, например, голода. Деятельность большинства секретных комитетов была недолгой — 2-3 года, но были и такие, которые существовали более 20 лет.

  1. Высшие и центральные госучреждения во второй половине XIX в. (реформы Александра II и контрреформы Александра III).

В этот период высшими и центральными госучреждениями являлись:

    • Государственный совет — совещательный орган
    • Совет министров — высший исполнительный орган (до 1882)
    • Комитет министров
    • Сенат — высший судебный орган
    • Синод — высший духовный орган, управляющий Православной Церковью
    • Собственная его императорского Величества канцелярия
    • Министерства

В соответствии с Основными законами Российской империи император был неограниченным монархом. При Александре II (1855 – 1881) в 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган — Совет министров. В начале своей деятельности Совет министров рассматривал государственные дела, материалы и отчеты о работе министерств и ведомств. Председателем Совета министров был сам император, ему принадлежало право внесения на рассмотрение Совета любых вопросов. Созывался Совет также по его распоряжению. Членами Совета министров являлись председатель Комитета министров, председатель Государственного Совета, министры, руководители главных управлений. Через Совет министров прошли проекты буржуазных реформ 1860—70-х гг. Однако в дальнейшем его заседания стали нерегулярными, а при Александре III вовсе прекратились (с 1882 г.).

Высшим законосовещательным органом был Государственный Совет, который в 1860—70-х гг. провел большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. Функции Государственного Совета оставались прежними, но при нем были учреждены различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). В 1880-х гг. Государственный Совет был подменен Комитетом министров.

В этот период происходит преобразование, изменение некоторых министерств, в них появляются новые отделы и упраздняются старые, организуются новые министерства и приравненные к ним учреждения.

Признавая лучшей и наиболее приемлемой формой правления для России монархию, Александр II тем не менее подошел к необходимости завершения проводимых реформ созданием высшего представительного органа страны, ограничивающего самодержавие. Контрреформы, осуществленные Александром III, были шагом назад в государственно-политическом устройстве России.

  1. Местное управление II половины XIX в. Земская и городская реформы Александра II. Контрреформы местного управления Александра III.

1 января 1864 г. императором Александром II было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Создавались земские учреждения — земства, состоящие из распорядительных и исполнительных органов. Распорядительными органами земства были земские (губернские и уездные) собрания. Члены земских собраний, или гласные, избирались по 3куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ (их назначали волостные сходы). Исполнительными органами

являлись уездные и земские управы, избиравшиеся на земских собраниях. Раз в год гласные созывались на сессию для утверждения годовых отчетов управ, для рассмотрения дел земского хозяйства, доходов и расходов. Сфера деятельности земских учреждений определялась строго «делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда» (т.е. содержание местных путей сообщения, строительство и содержание школ, больниц, приютов, церквей, организация медицинской помощи населению, страхование имущества и т.п.).Организация земских учреждений допускалась на губернском и уездном уровнях. Реформа не предусматривала формирования как

руководящих центральных органов земств, так и низших земских органов в волостях. Объявив земства всесословными учреждениями, правительство все же законодательно оформило положение о том, что председателями земских собраний могут быть только предводители губернского и уездного дворянства. Правительство поставило земские учреждения под контроль центральной власти. В 1866—1867 гг. Сенат и Министерство внутренних дел приняли целый

ряд разъяснений, ставящих земских деятелей в зависимость от государства. Губернатор и министр внутренних дел получили право приостанавливать решение земств, если оно противоречило «общим государственным пользам». Указы 1868—1874 гг. ограничили гласность, свободу прений в земских собраниях, а также урезали финансовые средства учреждений. Земские учреждения в стране формировались постепенно. В начале 80-х гг. земства функционировали в 34 из 50 губерний. На окраинах страны земства так и не были введены. Положительные результаты деятельности земских учреждений были характерны прежде всего в сфере образования, здравоохранения и сборе статистических данных в тех или иных областях жизни.

Земские учреждения решали вопросы местного самоуправления в уездах и губерниях, а города так же нуждались в органах самоуправления. В результате, 16 июня 1870 г. было принято «Городовое положение». Согласно ему, городское управление, действующее с 1785 г., упразднялось и вводились всесословные городские думы, члены которых (гласные) избирались на 4 года на основании имущественного ценза. Число гласных по различным городам составляло от 30 до 72 чел. Исключение составляли Петербург и Москва, где число гласных достигло соответственно 250 и 180. Городская дума избирала свой рабочий исполнительный орган — городскую управу, возглавляемую городским головой. Он был одновременно и председателем городской думы. К компетенции городского управления были отнесены вопросы благоустройства города, транспорт, канализация, водопровод, организация просвещения и образования, здравоохранения и др. Городское самоуправление зависело от государственной власти. Городской голова уездного города после избрания собранием утверждался губернатором, а губернского города — министром внутренних дел. Городская дума подчинялась Сенату. Городское общественное самоуправление было введено во всех городах России, за исключением городов Польши, Финляндии, Средней Азии (в Ташкенте дума была учреждена). Для рассмотрения «возникающих по жалобам, пререканиям или непосредственному усмотрению губернатора дел о незаконности определений городского управления» в губернии создавалось губернское по городским делам присутствие, в котором губернатор являлся председателем. Хотя органы городского самоуправления и находились в зависимости от государственно-бюрократической системы, однако они создавали более благоприятные, чем прежде, условия для развития хозяйства, торговли, благоустройства городов.

Управлял отпущенными на волю крестьянами крестьянский мир, руководимый правительственными органами. Крестьяне были объединены в сельские общества, в состав которых вошли лица, жившие на земле помещика. Сельские общества были объединены в волости, включавшие сельские общества с населением от 300 до 2 тыс. чел. Сельское общество выбирало сельский сход и сельского старосту. Староста созывал сход для решения хозяйственных, бытовых и организационных вопросов, следил за выполнением повинностей, имел право за проступки подвергать крестьян штрафу до 1 руб., принудительным работам и аресту до 2 дней. Волостное управление включало волостной сход, волостного старшину, волостное правление и крестьянский волостной суд. Волостной сход включал выборных от каждых 10 дворов, решал вопросы по хозяйственным и общественным делам, например, вопросы рекрутской повинности, создания волостных училищ, волостных запасных магазинов и др. Волостной старшина, избираемый на волостном сходе, исполнял волостные приговоры, заведовал волостным хозяйством, руководил деятельностью сельских старост и занимался административно-полицейскими вопросами. Волостной сход избирал волостной суд, который рассматривал имущественные споры между крестьянами, незначительные проступки, совершенные крестьянами. Контроль за деятельностью сельского и волостного управления осуществлял мировой посредник, избираемый из местных, потомственных дворян и утверждаемый по представлению губернатора правительством. Мировой посредник, с одной стороны, являлся представителем центральной власти, а с другой — был связан с местным дворянством. В компетенции мирового посредника находились вопросы: содействие соглашению крестьян с помещиками и составлению уставных грамот; утверждение выборных должностных лиц крестьянского управления; рассмотрение жалоб на органы крестьянского управления и т.д. Все распоряжения мирового посредника должны были неукоснительно выполняться должностными лицами крестьянского управления.

При Александре III по закону от 12 июля 1889 г. была введена должность земских начальников, которые сосредоточили в своих руках всю административную и судебную власть на местах. Земский начальник осуществлял надзор за деятельностью сельских и местных учреждений. Без их одобрения не решался ни один сколько-нибудь серьезный вопрос. В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» ограничило права земских учреждений и усилило позиции дворянства. По новому «Городовому положению» 1892 г. значительно возрос имущественный ценз для избирателей, что привело к исключению из состава избирателей низших слоев населения.

 

  1. Судебная реформа Александра II. Демократизация судебной системы.

20 ноября 1864 г. были приняты акты судебной реформы: «Учреждения судебных установлений»; «Устав уголовного судопроизводства»; «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Закон предусматривал следующие принципы судоустройства и судопроизводства: бессословность суда и его независимость от администрации; несменяемость судей и судебных следователей; равенство всех сословий перед законом; состязательность судебного процесса c участием присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). На судебные заседания допускались публика и представители прессы.

Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, в составе которого в ходе судебной реформы Александра II было создано 2 кассационных департамента — гражданский и уголовный. Сенат мог рассматривать некоторые дела и по первой инстанции. Он также осуществлял толкование законов, его разъяснения были обязательными в практике. В 1872 г. в составе Сената было образовано Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах — высший политический суд России.

Местными были волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, а общими — окружные суды и судебные палаты. Местные суды учреждались для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков. Мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами из местных жителей с определенным образовательным и имущественным цензом, решали дела единолично. Апелляцией для пересмотра их приговора являлся съезд мировых судей. Окружные суды, назначаемые императором, учреждались на несколько уездов или на всю губернию, для рассмотрения гражданских и уголовных дел, «влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». Окружным судам были подсудны все гражданские дела и дела по уголовным преступлениям, за исключением должностных, совершенных чиновниками старше 9-го ранга, а также политические дела. Решение окружного суда по уголовному делу, принятое с участием присяжных заседателей, считалось окончательным и не подлежало обжалованию. Решение, вынесенное без участия

присяжных заседателей, могло быть обжаловано в судебную палату, учреждаемую на несколько судебных округов. Решение судебной палаты, принятое с участием присяжных заседателей, также обжалованию не подлежало. Лишь при нарушении или неправильном применении закона можно было обжаловать приговор в кассационном порядке, т.е. в департаментах Сената. При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура. При судебных палатах также состоял совет присяжных поверенных. Присяжными поверенными (или адвокатами) могли стать русские подданные в возрасте от 25 лет, не подвергавшиеся судебным преследованиям, не состоящие на государственной службе или на выборных, оплачиваемых должностях. Судебные следователи осуществляли предварительное следствие под надзором прокуратуры. При окружном суде состояли прокурор и его товарищи, а при департаментах Сената — обер-прокурор и его товарищи. Контроль за деятельностью прокуратуры осуществлял генерал-прокурор, являющийся одновременно и министром юстиции. Прокуроры всех уровней назначались императором по представлению министра юстиции.

  1. Военная реформа второй половины ХIХв.

Одним из первых шагов в проведении военной реформы стала реорганизация военного министерства. Ему были подчинены все отрасли военного управления. Россия была поделена на 15 военных округов со своим территориальным управлением, подчиненным военному министерству. В 1864 г. была проведена реформа в системе подготовки офицеров и военных специалистов. Создавались военные гимназии и юнкерские школы — учебные заведения среднего звена образования. Расширилась система высшего военного образования. Однако коренная реорганизация военной сферы требовала решения главной проблемы - проблемы комплектования армии, т.е. замены рекрутской системы всеобщей воинской повинностью. 1 января 1874 г. Александр II утвердил Устав о воинской повинности. Согласно закону 1874 г. воинскую повинность должно было отбывать все мужское население страны, достигшее призывного возраста — 20 лет (с 1888 г. — 21 года), включая все сословия. Для российской армии мирного времени необходимо было призывать на службу 20—30% всех подлежащих призыву. Поэтому другая часть (70—75%) зачислялась в запас на 15 лет, а затем — в ратники ополчения до 40-летнего возраста. Срок военной службы в сухопутных войсках устанавливался: 6 лет действительной службы и 9 лет запаса; на флоте соответственно — 7 лет и 3 года. Освобождение от призыва определялось льготами по семейным обстоятельствам (единственный сын, единственный кормилец в семье и старший брат призывника отбыл или отбывает службу) и жеребьевкой. Большие льготы имели лица, получившие образование. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы был установлен 6 месяцев, для лиц, окончивших средние учебные заведения, — 1,5 года, городские училища — 3 года, а для окончивших начальную школу — 4 года. Непоследовательность военной реформы проявилась в том, что значительная часть инородческого населения освобождалась от воинской повинности: уроженцы Средней Азии, Казахстана и Крайнего Севера, а также лица духовного звания и лица, состоящие в различных сектантских обществах. Не была упразднена особая военная юстиция, в ведении которой находились дела о государственных преступлениях (нападение на войско, полицию, сопротивление властям). Таким образом, преобразования в военной области представляли собой отказ от сословного принципа формирования армии, создание подготовленного резерва и переход к современной системе управления и подготовки офицерского состава армии.

 

  1. Революция 1905-1907 гг.: причины, ход, итоги. Манифест 17 октября 1905 г. Становление конституционной монархии в России.

Причины революции: неудовлетворенность большинства населения существующим положением в стране. У каждого сословия, класса были свои претензии к самодержавию:постоянное снижение размеров земельных наделов («малоземелье») у крестьян, многочисленные нарушения прав рабочих; неудовлетворённость интеллигенции существующим уровнем гражданских свобод, недовольство из-за отсутствия общенационального представительного органа и конституции и др. Требования населениягосударственной властью игнорировались, что и привело к революции.

Ход революции. Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905 г. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания. 29 января (11 февраля) 1905 г. Указом Николая II была создана комиссия под председательством сенатора Шидловского с целью «безотлагательного выяснения причин недовольства рабочих Петербурга и его пригородов и устранения таковых в будущем». Политические требования были заранее объявлены неприемлемыми, однако именно их избранные от рабочих депутаты и выдвинули 20 февраля (5 марта) 1905 г. Шидловский представил Николаю II доклад, в котором признал неудачу комиссии; в этот же день царским указом комиссия Шидловского была распущена.

После событий 9 января по стране прокатилась волна забастовок. 12-14 января в Риге и Варшаве состоялась всеобщая стачка протеста против расстрела демонстрации рабочих Петербурга. Начались стачечное движение и забастовки на железных дорогах России, общероссийские студенческие политические забастовки. В мае 1905 г. началась всеобщая стачка иваново-вознесенских текстильщиков, бастовало 70 тыс. рабочих более 2 месяцев. Во многих промышленных центрах возникли Советы рабочих депутатов. Социальные конфликты отягощались конфликтами на национальной почве. На Кавказе начались столкновения армян с азербайджанцами, продолжавшиеся в 1905—1906 годах. 21 июня 1905 года начинается восстание в Лодзи, ставшее одним из основных событий в революции 1905—1907 годов в Царстве Польском.

18 февраля 1905 г. был опубликован царский манифест с призывом к искоренению крамолы во имя укрепления истинного самодержавия и указ Сенату, разрешавший подавать на имя царя предложения по усовершенствованию «государственного благоустройства». Николаем II был подписан рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина с предписанием о подготовке закона о выборном представительном органе — законосовещательной Думы. Земские собрания, городские думы, профессиональная интеллигенция, образовавшая целый ряд всевозможных союзов, отдельные общественные деятели обсуждали вопросы о привлечении населения к законодательной деятельности, об отношении к работе учреждённого под председательством Булыгина «Особого совещания». Составлялись резолюции, петиции, адреса, записки, проекты государственного преобразования. Организованные в 1905 г. земцами февральский, апрельский и майский съезды, из которых последний прошёл с участием городских деятелей, завершились поднесением Государю Императору 6 Июня 1905 г. через особую депутацию всеподданнейшего адреса с ходатайством о народном представительстве.

17 апреля 1905 года был издан Указ об укреплении начал веротерпимости. Он разрешал «отпадение» от православия в другие исповедания. Были отменены законодательные ограничения в отношении старообрядцев и сектантов. Буддистов было воспрещено впредь официально называть идолопоклонниками и язычниками.

6 августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Срок созыва был установлен — не позднее середины января 1906 года. Одновременно было опубликовано «Положение о выборах» от 6 августа 1905 г., установившее правила выборов в Госдуму. Из 4 наиболее известных и популярных демократических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России оказалась реализованной только одна — тайная подача голосов. Выборы не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными. Высокий избирательный ценз лишал права участия в выборах рабочих, значительную часть городского населения, безземельных крестьян и батраков.

В октябре 1905 г. в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку (12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек). Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, вынудили императора пойти на уступки.

17 октября 1905 г. император подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», которым даровал гражданские свободы: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. В результате, возникли профессиональные и профессионально-политические союзы, Советы рабочих депутатов, укреплялись социал-демократическая партия и партия социалистов-революционеров, были созданы Конституционно-демократическая партия, «Союз 17 октября», «Союз Русского Народа» и др. Таким образом, самодержавие пошло на создание парламентского представительства и начало проводить реформы.

Итоги революции. Окончание революции привело к временной внутриполитической стабилизации в стране. Вместе с тем оставался нерешенным аграрный вопрос, сохранялось множество феодальных пережитков и привилегий. Итогом выступлений стала октроированная конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Была учреждена Государственная Дума. Манифест положил начало складыванию конституционной монархии в России.

За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907. Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 года свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён. Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.

  1. Государственная Дума в системе государственного управления в России начала XX в. Порядок выборов. Компетенция. I Государственная Дума. II Государственная Дума. Третьеиюньский государственный переворот. III-IV Государственные Думы.

Порядок выборов. Согласно закону о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г. были утверждены 4 избирательные курии: от помещиков, городского населения, крестьян и рабочих. Были лишены прав выбора женщины, солдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне и батраки. Система представительства в Думе была разработана следующим образом: земледельческая курия направляла одного выборщика от 2 тыс. чел., городская — от 7 тыс., крестьянская — от 30 тыс., рабочая — от 90 тыс. чел. Правительство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе.

Компетенция. Государственная дума учреждалась как законодательный орган. В ведении Думы должны были быть: государственная роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других, менее важных дел. Государственная дума имела право запроса в правительство по поводу незаконных действий, допущенных министрами или главными управляющими. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя. Никакой закон не мог принять силу без одобрения Государственной думы.

На выборах в первую Государственную Думу победили кадеты (члены партии конституционных демократов), которые имели 179 мест, или 37,4% (на июль 1906 г.). Центральным вопросом работы первой Государственной думы стал аграрный вопрос. На обсуждение Думы представили свои законопроекты кадеты, трудовики (представители крестьян) и эсеры (члены партии социал-революционеров). Первая Государственная дума (27.V—8.VII 1906), поставившая вопрос о принудительном отчуждении помещичьей земли, превращалась в революционную трибуну. И поэтому 9 июля 1906 г. Государственная дума была разогнана. Было объявлено о созыве второй Думы.

Состоявшиеся в январе-феврале 1907 г. выборы во вторую Государственную Думу обеспечили успех левым партиям. Главным вопросом в работе Думы вновь был аграрный вопрос, обсуждение которого приняло острый и нежелательный для правительства характер. 3 июня 1907 г. были опубликованы Манифест о роспуске второй Государственной думы и новый избирательный закон, который привел к преобладанию в Думе помещиков и буржуазии. В третьей Государственной Думе они получили 51% выборщиков. Крестьяне имели 22,4%, а рабочие — немногим более 2% выборщиков. Третьеиюньский политический акт означал государственный переворот, обеспечивший сохранение за правительством подлинной власти в стране и Думе.

Выборы в третью Государственную Думу обеспечили победу правых партий. Возник помещичьебуржуазный союз. В отличие от первой и второй Дум третья Государственная дума (1.XI. 1907—9.VI. 1912) была преданной самодержавию. Это проявилось в поддержке правительственной политики, финансировании нужд полиции, жандармерии, в принятии антидемократического рабочего законодательства.

Лидирующей партией в четвертой Государственной думе (1912-1917) были октябристы. Большевистская фракция, состоящая из 6 депутатов, была обвинена в государственной измене, арестована и выслана на поселение. С началом Первой мировой войны регулярный характер работы Думы нарушился, сессии Государственной думы созывались нерегулярно и законодательство осуществлялось правительством. Пятая сессия началась 1 ноября 1916 года. 16 декабря 1916 года Дума была распущена на каникулы. Досрочный роспуск Думы оказался одним из событий, повысивших общую политическую напряженность в стране перед Февральской революцией. По широко распостраненному тогла мнению, ожидалось, что правительство не разрешит Думе собраться после затянувшихся новогодних каникул и объявит о её роспуске. Однако же, 14 февраля 1917 года император объявил о продолжении занятий Думы. В разгар событий Февральской революции, 25 февраля, император снова приостановил деятельность Думы. Более Дума уже никогда не собиралась на официальные заседания. 27 февраля в ходе частного совещания членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, принявший участие в формировании Временного правительства, а до момента начала его работы, то есть 27 февраля — 2 марта, являвшийся самопровозглашенным правительством России. 12 мая — 19 июля 1917 года состоялось ещё 8 частных совещаний Думы, уже не имевших ни юридического, ни политического значения. Дума была официально распущена указом Временного правительства 6 октября 1917 года в связи с назначением выборов в Всероссийское Учредительное собрание.

 

  1. Изменения в системе высших органов государственной власти в начале XX в. Государственный Совет. Совет министров.

Главное изменение – это появление Государственной Думы (о ней – см. ответ на 24 вопрос).

В начале правления Николая II существовал Государственный Совет — законосовещательный орган. Однако накануне открытия первой Государственной думы - 20 февраля 1906 г. - было опубликовано новое положение о Государственном Совете. По этому положению Государственный Совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой.

19 октября 1905 г. был опубликован указ о мерах, направленных на укрепление единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с указом был реорганизован Совет минист

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.