Сделай Сам Свою Работу на 5

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА





С.А. Волков

Доктор технических наук, профессор

 

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

 

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [21]. Это определение, отражая деятельностный подход, подразумевает и личностный, т.е. самого творца. Творчество позволяет добиться успеха в любой деятельности и дает всестороннее развитие человеку. Наиболее ярко оно может проявиться в профессиональной деятельности. Но преподавание, например, инженерного творчества, ведется не во всех вузах и то в качестве дисциплины по выбору. Часто эта дисциплина служит для увеличения учебных часов специальных кафедр и практически не затрагивает методов творчества. Очень мало специалистов, владеет методами творческой работы, так как не сформирована методология творчества, а имеются только отдельные методы, не ясны механизмы творческого процесса.

Красивая и глубокая трактовка творчества дана Н.А.Бердяевым. “Творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего. Тайна творчества и есть тайна свободы. Из чего-то, из бытия невозможно создать нового, небывшего, возможно лишь истечение, рождение, перераспределение. Творчество же есть прорыв из ничего, из небытия, из свободы в бытие и мир. Творчество человека предполагает три элемента – элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы” [3]. Но эта трактовка узка. Она относится только к творчеству высшего уровня. Разве не является творчеством создание того, что не известно творцу, но уже воплощено где-то другими людьми? Например, известно много случаев, когда изобретение “рождается” примерно в одно и то же время различными людьми в различных местах. Автором изобретения признается тот, кто раньше подал заявку на патент, но творцами являются все изобретатели.



Подобный феномен одновременного изобретения наводит на мысль о существовании информационных полей и их саморазвитии в процессе эволюции, а так же по мере развития знаний, приобретаемых и создаваемых людьми. Возможно, что эта информация фиксируется на матрице вакуума (эфира) посредством сложных вихревых нелинейных динамических структур (торсионных полей) или пакетов солитонов и передается нелинейными продольными волнами. Человек, разрешающий проблему, может оказаться в резонансе с той информацией, которая поможет ему найти необходимое решение (озарение, инсайт). В творческом процессе формирования мысленной модели нейронная сеть головного мозга как антенна отправляет уже обновленную информацию в мировое (космическое) информационно-энергетическое поле, где непрерывно происходит самоорганизация информации и формирование информационных систем. Мысленная же модель реализуется в вещественном мире, например, в виде изобретения. Такая гипотеза не противоречит принципам самоорганизации и предполагаемым механизмам творения и творчества, изложенным далее.



Практически во всех научных дисциплинах, включая и психологию, считается, что творчество свойственно только человеку, что творчески одаренных людей мало – всего 2…5%. Но творение или самоорганизация наблюдается во всех живых и неживых системах. Оно проявляется в разнообразии растений и организмов живых существ, в сложнейших биоценозах, в атомных и кристаллических структурах, в планетарных и галактических системах.

Отсутствие понимания сущности сложного окружающего мира в древние времена породило религиозные вероучения, в основе которых всегда есть Творец. Эмпирические древние знания, основанные на непосредственном восприятии окружающего мира, зашифрованы во многих религиозных учениях, которые были постепенно догматизированы. В эпоху Просвещения ставилась задача разрушить эти догмы и сделать человека внутренне свободным. “Но за время жизни последних нескольких поколений рационализм Просвещения претерпел коренные изменения. Опьяненный материальным процветанием и успехами в покорении природы, человек уже не считает себя первейшей целью жизни и теоретического исследования. Академическая психология, стремящаяся подражать естественным наукам с их методами измерения и взвешивания, занималась чем угодно, но только не душой. Она пыталась объяснить только те свойства человека, которые могут изучаться в лаборатории, и утверждала, что понятие совести, ценностные суждения, учения о добре и зле являются метафизическими по своей сути и находятся за пределами проблем, изучаемых психологией; чаще всего она имела дело с несущественными проблемами, которые можно было изучать при помощи этого так называемого научного метода, и не использовала новые методы для исследования самых основных проблем человека. Таким образом, психология становилась наукой, теряющей главный объект своего изучения – душу. Она стала изучать механизмы поведения, образования реакций, инстинкты, но только не такие специфически человеческие феномены, как любовь, разум, совесть, ценностные ориентации” [27]. Аналогично происходило и с творчеством – исследовались его внешние проявления [19] или методы творческой деятельности, например изобретательства [18]. Понятие “механизмы творчества” подменялось понятием “ процессы технологии”, такие как выдвижение гипотез и их проверка [29].



Единой сформировавшейся науки о творчестве еще нет, хотя потребность в ней ощущается остро. Знания о творчестве рассматриваются многими научными дисциплинами, в том числе философией, пси­хологией, науко- и искусствоведением, кибернетикой, информатикой. В каждой из них свое видение и методы, но рекомендаций по активизации творчества мало, нерешенных вопросов множество. Возможности мозга неисчерпаемы и до конца не познаваемы, т.к. система сама себя не может познать до конца (теорема Гёделя), поэтому неясны и механизмы творческого озарения, возникающие бессознательно в результате сознательной мыслительной деятельности. Вероятно, поэтому исследования творчества были направлены на изучение приемов и методов творческой деятельности, а также творческих способностей [16, 18, 19, 20, 29].

Философы и ученые уже в древности пытались определить закономерности творческого мышления. Раз­работку учения об эвристических методах начал еще древнегреческий философ Сократ. Он ставил цель преподавать не готовую систему знаний, а метод, с помощью которого можно создавать систему. Наводящими вопросами он стимулировал пробуждение скрытых творческих способностей людей и создание ими продуктивных идей.

Ассоциативные методы, позволяющие систематизировать поиск новых решений, известны давно. На ассоциации основан применяемый сознательно универсальный прием творческого поиска по аналогии (известный еще Аристотелю), под которой понимается сходство каких-либо отдельных признаков различных объектов или решений. Аналогия позволяет на основе представления о свойствах одного объекта сделать предположения, относящиеся к другому.

В дальнейшем, в основном, развивались методы научного и технического творчества, изобретательства. Изобретательство – один из древнейших видов деятельности и, пожалуй, самый консервативный по своей методике. Как в древности, так и в наше время, абсолютное большинство изобретателей применяют метод проб и ошибок, заключающийся в последовательном переборе различных идей. Правил поиска нет, и решение находится случайно. Нет также и правил первоначальной оценки пригодности идей. До последнего времени длительная история развития изобретательства и инженерного творчества характеризовалась попытками улучшения метода проб и ошибок.

Архимеду принадлежит подробное учение о методах рассмотрения и решения задач. С помощью упрощенных представлений (моделей) он выдвигал и обосновывал гипотезы. В труде «Стомахион» он описал способы создания отдельных технических объектов из уже известных элементов. Термин «эвристика» (от легендарного возгласа Архимеда «Эврика!» — «Нашел!») ввел древне­греческий математик Папп Александрийский в III в. н.э. Под этим названием он объединил методы решений математических задач, отличные от чисто логических. Упадок античных наук привел к забвению на многие века и некоторых начал эвристики.

Только в XVI-XVII вв. в трудах Г. Галилея и Ф. Бэкона возродились эвристические подходы в науке. Первым попытался описать логику создания изобретения инженерного сооружения Г. В. Лейбниц (XVII-XVIII вв.). Он призывал пользоваться разумом так, чтобы «оценивать не только явное, но также и изобре­тать, открывать скрытое». В дальнейшем изобретательство совершенствовалось в трудах X. Вольфа (XVII-ХVIII вв.), чешского математика и философа Б. Больцано (ХVIII-Х1Х вв.), а так же в работах российского инженера-патентоведа П. К. Энгельмейера (начало XX в.). До конца XIX в. темпы технического прогресса были таковы, что метод проб и ошибок в изобретательстве обеспечивал спрос на новые разработки. Примером высочайшего уровня использо­вания этого метода была деятельность великого американского изобретателя Томаса Эдисона, обладавшего колоссальной работоспособностью. Он создал творческий коллектив, обеспечивающий перебор огромного количества вариантов, поделив поле поиска на участки и компенсируя этим недостатки метода проб и ошибок.

Метод проб и ошибок не только неэффективен при решении сложных задач, но и затрудняет их постановку, не позволяет одновременно увидеть значимые проблемы, отодвигая их решения на десятилетия, а иногда и на столетия. Этот метод субъективен. Даже при решении одинаковых задач разные люди по-разному ищут решения и по-разному ошибаются, но общим является очень малая вероятность выхода на оптимальное наиболее эффективное решение.

В ХХ веке появилось много способов интенсифика­ции изобретательской деятельности, которые можно объединить в две группы. К первой относятся специальные психологические методы, позволяющие избежать инерционности в направленности поиска. При этом создаются вероятностные ситуации, активизирующие ассоциативные способности человека и увеличивающие не только число проб, но и число направлений поиска. Наиболее из­вестны из них: мозговой штурми синектика.Ко второй группе относятся методы, позволяющие систематизировать перебор ва­риантов, увеличить их число, исключить повторы и постоянный возврат к одним и тем же идеям. Сюда относятся морфологический анализ и метод контрольных вопросов. Особое место занимает ТРИЗ. В основе последнего лежит постулат: технические системы развиваются по объективным законам. Эти законы можно выявить и сознательно использовать для решения изобре­тательских задач. Но необходимо также фундаментально овладеть естественными законами, знание которых, с одной стороны, позволит существенно повысить эффективность разработок, а с другой, — выдерживать принцип «не навреди» Человеку, Природе и рукотворной окружающей среде.

Мозговой штурм не допускает критики. Он эффективен, когда ведущий имеет большой опыт решения задач, владеет техникой общения, обладает личным обаянием, остроумием и многими другими качествами. Но и в этом случае успешно решаются относительно несложные задачи. Наибольшие успехи достигались при решении управленческих задач. Синектика допускает конструктивную критику. Обучение синекторов возможно только на практике. Большинство синекторов прекращали свою деятельность через несколько лет, возможно, из-за разрушающего влияния метода на нервную систему. Применяется обратный штурм,который поощряет критику, потому что только так можно выявить недостатки кажущейся «благополучной» идеи, конструкции или другой разработки. Усиление «растормаживания» людей и избегание привычных, а потому часто бесплодных ассоциаций возможно, если взглянуть на объект под необычным углом. Это достигается методом фокальных объектов.

Морфологический анализ позволяет систематически охватить все (известные или хотя бы главнейшие) варианты структур совершенствуемого объекта. В совершенствуемом объекте анализируются характеристики и основные узлы или элементы, для которых составляется перечень возможных исполнений; выбираются наиболее интересные их сочетания. Удобнее всего выполнять анализ с помощью многомерной таблицы, называемой морфологическим ящиком, в котором выбранные характеристики или элементы играют роль осей. Основным недостатком метода является чрезвычайно большое количество возможных комбинаций. Так, например, если на 10 основных осях рассмотреть по 10 вариантов, то число возможных комбинаций составит 1010. Варианты могут быть по­лучены на ЭВМ. Но среди этой массы, в основном слабых, а иногда вообще бессмысленных сочетаний, очень сложно найти единственное «сильное» решение. Данный метод эффективен для несложных систем с малым числом комбинаций или когда нужно найти эффективные способы реализации уже найденного ре­шения. Повысить эффективность поиска можно, если заранее сформулировать наводящие вопросы (метод контрольных вопросов).

Все упомянутые методы, разработанные изобретателями-практиками, повышали эффективность практической изобретательской деятельности, но не отвечали на вопрос, как появляются новые идеи. Не добились успеха в этом вопросе и ученые-психологи, исследующие творчество.

Необходим был другой подход. В его основу было положено изучение технических систем, их развития, а также историко-технические материалы, прежде всего патентных фондов. Изучение этих материалов показало, что жизнеспособны изобретения, изменяющие исходную систему в соответствии с законами развития технических систем. Знание этих закономерностей позволяет резко сузить зону поиска, заменив угадывание научным подходом. Практически единственной, основанной на этом подходе методологией поиска новых решений, является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), обеспечивающая положительные результаты, доступная для массового применения и не влияющая вредно на психику. Основными механизмами ТРИЗ являются алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система стандартов на решение изобретательских задач. Но ТРИЗ может не дать эффекта в тех областях науки и техники, где отсутствует понимание физической сущности процессов или там, где преобладают волевые решения. Для реализации ТРИЗ на практике в изобретательской деятельности требуются большие затраты времени на сбор и анализ патентных и информационных материалов.

В ТРИЗ имеются свои методы и приемы, основным из которых считается вепольный анализ (ВЕщество ПОЛе). Веполь – это минимальная модель технической системы, отражающая основные элементы, например, изделие, воздействие инструмента и энергетическое поле (электромагнитное, тепловое, вибрационное, и т.п.). Модель сложной системы сводится к сумме ВЕПолей, но для эффективного использования ТРИЗ необходимы целостные универсальные знания на фундаментальном уровне, что не дается традиционным высшим техническим образованием. Наверное, это является основным препятствием для массового внедрения ТРИЗ. Широта знаний на уровне понимания сущности позволяет быстро и комплексно оценить взаимосвязи и найти оптимальное решение, обеспечивающее существенное повышение эффекта по сравнению с решениями, найденными традиционным методам проб и ошибок без должного обоснования. Интересно, что этот эффективный метод может широко использоваться в других областях деятельности. Например, ТРИЗ успешно применяется в процессе образования.

ТРИЗ может рассматриваться как углубление функционально-физическогоанализа систем. Максимальная эффективность может быть достигнута там, где использование ТРИЗ носит не эпизодический характер, а охватывает весь цикл производства — от проектирования нового изделия до его модернизации. Такой подход реализуется в рамках системы функционально-стоимостного анализа(ФСА) [18, 20].

Психологи пытались в экспериментах воспроизвести процесс решения творческих задач, но обычно для этого использовали головоломки и загадки, а не изобретательские задачи. Психологи-бихевиаристы основной упор делали на поведение человека и констатировали чисто внешние признаки процесса решения. Гештальт-психология, охватывая проблемы достаточно це­лостно, объясняет творчество следующим образом: человек создает мысленный образ (Gestalt) способность объекта, перестраивает его, меняет связи между элементами до тех пор, пока неожиданно не возникает новое решение, удовлетворяющее поставленной цели. Но ответа на то, как рождается новое решение, не найдено [19, 20].

В психологии наметились три основных направления изучения творчества:1) изучение отчетов ученых-исследователей; 2) использование модельного эксперимента, когда предлагается сформулированная задача и сообщается, что она имеет решение; 3) изучение особенностей творческой личности с помощью тестирования, анкетирования и статистики. Это позволяет выявлять творческие способности, такие как зоркость в поисках проблем, способность к кодированию, свертыванию и переносу информации, способность к “сцеплению” (формирование внутренней системы знаний), целостность восприятия, готовность памяти, сближение понятий (ассоциативность), гибкость мышления, легкость генерирования идей и оценки, к доведению до конца и др. Выявлено влияние творческого климата и разработана “диагностика” творческих способностей [16]. Установлено влияние соотношения интеллекта и способностей на адаптацию [11, т.1].

По А.А. Ухтомскому “рабочая доминанта” – главенствующий очаг возбуждения, подкрепляющийся из среды и тормозящий остальные нервные центры, подчиняя их главной задаче. Доминанта стоит между организмом и средой. Она определяет реакции, восприятие и мышление, создавая вектор поведения. Психическая деятельность и жизнедеятельность едины и представляют собой постоянно идущий творческий процесс в виде самоструктурирования живой системы, поддержания и усиления негэнтропии во взаимодействии с окружающей средой за счет постоянной работы. “Жизнь – асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении” [15].

Принцип доминанты раскрыл такие парадоксы творчества как практически безграничные возможности образного мышления, полезность интенсивных напряжений и отсутствие дистрессов, взаимообогащение тем и сознательное планирование озарений у “многотемника”, а также полезность метода “включенного наблюдателя” (саморефлексии) в организации творческого процесса и в “заряжении энергией” [15]. Многолетние наблюдения автора выявили, что стиль выполнения деятельности одного вида, эмоциональный настрой и т.п., например легкость и эффективность выполнения физических упражнений, экспонируется на другие виды деятельности.

Глубокий анализ интуитивных компонент творчества в виде базисных и логических операций, а также стереотипов поведения и мышления выполнен Р.М.Грановской. Рассмотрены факторы, помогающие преодолевать стереотипы и психологические барьеры в творческой деятельности и учебе [12, 13].

Феномен творчества – это феномен любого развития, любой эволюции. Вне творчества нет жизни, оно присуще всей живой и неживой природе и проявляется через самоорганизацию [25], реализующуюся на основе принципов, составляющих триединство пар противоположностей: 1) стремление к минимуму энергии в действии и стремление к максимуму эффективности; 2) нарастание энтропии (но только в разрушающихся, отживающих системах) и стремление к минимуму энтропии за счет самозарождения и саморазвития новых систем (вопреки следствию второго начала термодинамики); 3) стремление к сохранению стабильности и устойчивости любой системы с одновременным ее изменением за счет адаптации как к изменяющимся условиям, так и к будущим изменениям на основе информации, возникшей в информационном поле. Последнее, по сути, и определяет развитие любой системы, процесс эволюции или процесс творения в виде самоорганизации.

В середине XIX в. посчитали невозможным описывать свойства реальных веществ в рамках классического подхода и физика меняет предмет исследования. Она переходит от изучения и анализа процессов к изучению состояний и их характеристик, что означало возможность не интересоваться причинами происходящего в каждом конкретном акте взаимодействия, а перейти к усреднению соответствующих величин по времени и пространству. Без математического обоснования постулировалось свойство эргодичности: среднее по пространству равно среднему по времени. Статистические и вероятностные методы в математике исключили взаимодействие в моделях и узаконили “хаос”. Статистические методы распространились на все прикладные научные дисциплины, в том числе и на психологию. Чтобы математика давала описание реального, необходимо ее одухотворить принципами, присущими реальному миру, наделить способностью, отражать в комбинациях символов реальные свойства [24].

Как показали многовековые наблюдения, в природе независимо от масштаба системы в процессе творения выдерживаются пропорции “золотого сечения” и люди интуитивно, воспринимая их, создавали шедевры архитектуры и искусства, при этом здания и сооружения, выдержанные в этих пропорциях, были не только красивы, но и оптимальны по конструкции, эффективны и долговечны [28]. Тайны воздействия на людей как природных, так и рукотворных объектов, выдержанных в этих пропорциях, пока еще до конца не разгаданы. Только обозначились некоторые возможные направления исследований, связанных с пропорциями “золотого сечения”, а также “p” и “e”, в физике и математике, но эти разработки официальной наукой оставляются в тени [10, 30]. Существование фрактальных множеств и их масштабная инвариантность позволяют объяснить результаты экспериментов, многие природные и социальные явления, а, возможно, и творчество [14]. Не отражает ли это аналогию, в том числе и как природный принцип.

Сам феномен творчества, как и феномен естественного творения и развития связан с глубокими фундаментальными основами Мира и Космоса. Они охватывают основополагающие категории мироздания: информация, энергия, материя. Именно эти категории определили три троичных структуры механизмов творения и творчества:

1) Информационный “метаболизм”: а) обмен информацией с окружающим миром и информационный отбор в т.ч. и как эволюционное действие, б) внутренний обмен между подсистемами, в) преобразование и развитие информации (в деятельности человека - создание в творческом процессе мысленной нематериальной модели). Внутренняя передача информации у живых существ, в том числе и у человека, происходит с помощью нервных импульсов, представляющих собой вихревые солитоны. Они не подчиняются принципам суперпозиции (как бы не замечают друг друга) и не теряют своей силы, т.е. даже самые слабые сигналы доходят до места назначения, что достигается за счет нелинейности. Такую модель нервных импульсов во второй половине XIX века предложил Герман Гельмгольц. Нелинейность нервных импульсов, вероятно, поддерживается синапсами.

2) Энергетический обмен, определяемый информацией и реализующийся на материальном носителе: а) внешний, в определенных границах, б) внутренний, направленный на преобразование энергии, ее накопление и целенаправленное использование, в) трансформация и концентрация энергии (в соответствии с третьим законом Ньютона [17], но не по общепринятой его трактовке, преподносимой в течение более 300 лет). Часто наблюдаются нелинейные процессы, например, землетрясения, извержения вулканов, грозы, цунами, лесные пожары, а у человека срывы в стрессовых ситуациях. Результаты нелинейных воздействий могут приводить к существенным изменениям в материальном мире.

3) Материальные преобразования и вещественный обмен, вызванные информационным и энергетическим воздействием: а) формирование структуры на основе элементов существующего мира; б) формирование систем связи с внешним миром, преобразования информации, энергии, материи и управления всей структурой, в) механизм адаптации (у живых существ, особенно у человека разрушение стереотипов, что является важным элементом творчества).

Эти процессы, происходя в реальном мире и в творческой деятельности, создают новое, при этом взаимодействие механизмов как внутри групп, так и между группами происходит, буквально, по принципам Святой Троицы – “неслиянность – нераздельность – единосущность” в действии этих механизмов [9].

А.И. Субетто считает, что в творческой жизни пост-футуристический диморфизм на основе законов дуальности организации и управления, инвариантности и цикличности развития определяется механизмами “а” и “в” (гр. 3). Он считает, что механизм “а” обращен в прошлое и олицетворяет женское начало (доминирует правое полушарие головного мозга), а механизм “в” обращен в будущее и олицетворяет мужское начало (доминирует левое полушарие) [25]. Вероятно механизм “б” связан со структурами мозга, связывающими левое и правое полушария и обеспечивающими их взаимодействие [11, т.2, 12].

Творение всего в мире подчинено принципам, названным в триаде пар противоположностей. Природное творение не богато на механизмы, но дает огромное разнообразие видов и форм. Атомные структуры, молекулы, кристаллы, планетарные и галактические системы возникают и развиваются на основе рассмотренных принципов и механизмов. Стремление к минимуму энергии придает падающей капле шарообразную форму. Каждый атом имеет свою информацию в виде массы, заряда, валентности, что придает вполне определенную форму кристаллам различных веществ. Как же происходит творение в природе?

Мир веществ купается в океане электромагнитных волн, магнитных полей и в непознанной пока среде вакуума. При передаче энергии от волны к частице нельзя одновременно соблюдать законы сохранения энергии и импульса, т.к. частица должна получить значительно больший импульс, чем может передать волна. Энергия волны передается не частице, а кооперативному колебательному движению частиц. Этот процесс нелинейный, что способствует накоплению энергии и переходу тела в новое состояние. Опыт свидетельствует, что именно этот процесс интенсивно развивается при фазовых переходах, таких как плавление, парообразование. В кавитационных процессах из-за сильной нелинейности интенсивное поглощение энергии из окружающей среды приводит к локальному плавлению металла и даже локальным взрывам. Именно в этом секрет действия катализаторов. Эти процессы определяют эволюцию долговременной прочности и образование микротрещин в материале в зонах крупномасштабных флуктуаций. Фактически это и кооперативный фотоэффект. Да и собственно фотоэффект становится понятным только на основании третьего закона Ньютона, по которому энергия электромагнитной волны при взаимодействии с колебаниями в веществе (фононами) локализуется в области на 4…5 порядков меньшей по размерам, чем длина волны, то есть на одном или нескольких атомах, вызывая фотоэффект [24]. Не в этом ли механизме кроется секрет “холодной” ядерной реакции?

Ньютон формулирует третий закон, как равенство действия и противодействия, понимая под ними произведение силы на скорость [17, с.38, с. 52], что объясняет возникновение нового качества импульса силы. Трансформация импульса силы и получение нового следствия наблюдается в таких механизмах, как рычаг, полиспаст и домкрат. Передача действия от одного тела к другому завершается следствием - переходом системы взаимодействующих тел в новое состояние, удерживаемое “силой” инерции. Для осознания этого должна быть другая логика анализа процессов, другая математика, другое восприятие мира, как данного в движении и развитии. Освоение нового класса антиэнтропийных процессов может привести к созданию новых структур, технологий, техники, к решению проблем энергетики. Автор экспериментально наблюдал временное и локальное изменение свойств металла при динамическом воздействии [6, 9].

Нужно понять, как растения трансформируют и накапливают энергию высокого потенциала [24] Есть основания полагать, что в живых организмах эффективно происходят антиэнтропийные процессы именно такого типа, обеспечивая физико-химические реакции вплоть до трансмутации элементов. Фотосинтез происходит под действием солнечных лучей, имеющих слабое давление, но огромную скорость. До сих пор медиков и физиологов волнует проблема энергообеспечения жизнедеятельности человека. Человеку для функционирования требуется значительно больше энергии, чем он получает с пищей. Известно, что при дыхании до 20% азота остается в организме. Белок состоит из N, C, O, H и, вероятно возможны такие ядерные реакции:

N214 à C12 + O16; N14 à C12 + H21.

Опыты показывают, что содержание некоторых микроэлементов в плодах растений в 10 раз больше, чем в исходных веществах (почва, вода, воздух, удобрения) [24].

HHHHHHHhh Биологические структуры по сравнению с неживой материей на основе генной программы с одной стороны более устойчивы, а с другой более адаптивны. Животные, в дополнение к этому могут действовать рефлекторно и, в какой-то степени сознательно, в зависимости от уровня развития. Животные всех уровней познавательно активны. Полученная и переработанная информация формирует прогноз, платой за качество которого может быть жизнь. Качество прогноза зависит от глубины зондирования и темпов измерения информационного разнообразия в динамике его развития [14, 25]. “Изменчивость – это активный поиск саморазвития и самодвижения живой природы, лимитируемый условиями окружающей среды. К.А.Тимирязев одним из первых указал на сходство механизмов творческого мышления с механизмами возникновения новых видов в процессе эволюции живых существ” [23].

Человек, обладая всеми вышеназванными механизмами взаимодействия с окружающей средой, имеет открытый интеллект, позволяющий ему действовать не только на основе “предписаний” природы, но и на основе желаний или приказа, что требует установки рамок в деятельности и в творчестве. Важно видеть пространство свободы. Свобода выбора и есть творчество. Открытость интеллекта обеспечила человеку наиболее высокий по сравнению с другими живыми существами уровень его развития, но, именно, эта открытость ослабила интуитивное и эмоциональное восприятие мира. Гордыня, сознание того, что человек – венец творения, разрушили границы пространства свободы, превратив свободу во вседозволенность. Физический ум подавил центры сознания и сознание клеток организма, которыми владели многие люди в древности. Все это привело к нарушениям здоровья людей, к социальным и экологическим катастрофам, а так же к тому, что у большинства людей творческие задатки остаются нераскрытыми, тогда как от рождения они имеются у каждого.

Взаимодействие живого и “косного” волновало умы ученых еще в древности, но только в XX веке сформировалось учение о ноосфере, об эволюции биосферы в ноосферу, о влиянии биосферы на геосферу.[5, 22]. Официальная же наука трактует ноосферу только как техносферу, сферу созданного людьми, игнорируя ее информационно-энергетическую сущность.

В любой деятельности можно выделить: познание, реагирование и отношение. Если отсутствует интерес и человек не испытывает потребности в деятельности (отрицательная мотивация), то эти элементы деятельности превращаются в механическое запоминание, отрицание, конфронтацию, и труд становится подневольным. Положительная же мотивация обеспечивает осознание в процессе познания, принятие (резонанс с делом) и сотрудничество, что делает труд творческим.

Важно выяснить условия, помогающие или мешающие развитию творчества. Эти условия можно объединить в три группы: 1) внутренние условия (знания, направленность способностей, индивидуальные психологические особенности); 2) условия деятельности (постановка задачи, решение задачи, результат); 3) внешние условия (материально-техническая база, взаимоотношения в деятельности, внедрение результата). Эти группы условий связаны с целями (функциональными, экологическими). Развитие задатков и способностей проявляется при гармонии условий и целей как внутри названных групп, так и между ними.

Для выявления направленности задатков и способностей необходимо выявить наиболее эффективный стиль деятельности, соответствующий складу интеллекта и психологическим особенностям. Для этого в системе декартовых координат необходимо отложить по оси Х – наиболее приемлемый способ деятельности (предметный, образный, абстрактный), по оси Y – наиболее приемлемый подход к деятельности (фундаментальный, организационно-технологический, технический), по оси Z – индивидуальные различие в социальном плане (экстраверсия, смешанный тип, интроверсия). Каждый может определить свои базовые психологические свойства, а также то, что для него является ведущим (с чего он начинает любое дело, или, что более свойственно ему) и на этой основе определить наиболее приемлемый стиль деятельности, определяемый направленностью задатков. Важно понять, что эта методика приводит не к разделению людей, а к их различению. Разделение ведет к конфронтации и вражде, а различение к взаимодействию и созиданию на основе принципа дополнительности [26].

Самоанализ по выявлению направленности способностей желательно проводить в школе, или на младших курсах вуза. Это позволит лучше познать себя, приобрести уверенность как в учебе, так и в будущей деятельности. Знание своих психологических особенностей и возможностей облегчает выбор профессии и повышает эффективность деятельности.

Творчество формирует новые знания, при освоении которых возникают умения, навыки, автоматизм и стереотипы. Этот процесс идет волнообразно. Автоматизм в виде отработанных приемов и даже стереотипы и «штампы» высвобождают время для творчества, облегчают общение людей, но они же и создают психологические барьеры, тормозя творчество. Смех и игры подкрепляют механизмы поиска и творчества, способствуют увеличению внутреннего информационного поля; по сути, они являются механизмами стирания уже ненужных стереотипов.

Неразделимы триады «смех – радость – счастье» и «свобода – творчество – счастье». Смех увеличивает внутреннюю свободу, а творчество рождает радость и дает положительный эмоциональный заряд. При достижении результата наступает короткий миг счастья, большого счастья. Но счастье не только в этом миге, а в его достижении, в самом процессе творчества. Зона счастья – активность. Нет счастья в бездействии.

Творчество необходимо и в процессе учения, в котором необходимо наряду с общеобразовательной и специальной подготовкой научиться формировать собственную систему знаний и налаживать междисциплинарные и внутридисциплинарные связи. Для этого необходимы методологические знания, умение их применять и развивать [8, 20].

Процесс творчества изучен недостаточно, но основные принципы и механизмы технологии творчества отражены в законах диалектики и синергетики (синергетика – наука о саморазвитии сложных открытых систем). Творчество хорошо вписывается в модели, изучаемые синергетикой. Они справедливы для природных (физико-химических, биологических и др.) и социальных систем и явлений. Их вектор направлен на снижение энтропии, формирование новых структур, возникновение «порядка из хаоса».

Диалектика в самом обобщенном виде является технологией творчества.

По закону единства и борьбы противоположностей считается, что единство относительно, а борьба абсолютна и является источником всякого движения (самодвижения). Не этот ли взгляд привел к разъединению людей, их конфронтации во многих сферах жизни, разрушениям и катастрофам? Наверное, применительно к творчеству, следует говорить просто о единстве противоположностей. Понятие борьбы может быть условно введено как преодоление

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.