Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть 1. Повторение личной истории





Шаг 1. Пусть клиент посмотрит кино от начала до конца.

Шаг 2. Заметьте точки бифуркации (наибольшей интенсивности) и разбейте воспоминание на отдельные эпизоды.

Шаг 3. Попросите клиента рассказывать историю в третьем лице. Попросите его описать мысли, чувства и фантазии в каждом эпизоде.

Часть 2. Петля

Шаг 1.Вернитесь к началу фильма и спросите его, что он думает о мыслях, чувствах и фантазиях насильника в каждом эпизоде.

Шаг 2. Каждый раз после этого спрашивайте, как он реагирует в ответ на мысли, чувства и фантазии насильника.

Шаг 3. Попросите клиента намеренно создать петлю (траекторию), идущую от него к насильнику и возвращающуюся к нему.

Шаг 4. Попросите его воспринимать петлю как энергию до тех пор, пока она не исчезнет.

Часть 3. Расставание

Шаг 1. Попросите клиента посмотреть фильм в разных направлениях: вперед, назад, по диагонали и т. д.

Шаг 2.Попросите его представить себе, что это очень важно.

Шаг 3. Попросите его представить себе, что это просто один из множества эпизодов.

Шаг 4.Позвольте клиенту хранить в памяти эту историю или забыть ее — как он сам захочет.

Заключение



Это краткое изложение работы с посттравматическим синдромом кажется с виду простым. На самом деле это далеко не просто. Некоторые сеансы продолжаются от шести до восьми часов. При работе с посттравматическим синдромом приходится учитывать очень много факторов. Порой один-единственный эпизод может потребовать очень длительной работы. Как-то участник войны во Вьетнаме рассказал мне, что шестиминутный эпизод потребовал трех лет терапии.

Глава 22

Стратегия 9

Я хороший, если я подыгрываю тебе; ты хороший, если ты позволяешь мне подыгрывать тебе

Они играют в разные игры.

Их любимая игра называется: «Мы ни во что не играем!»

Если я скажу им, что они играют, они покарают меня.

Я должен играть в то, что я не замечаю их игры.

Р. Д Лэнг Подобно героям поэмы Лэнга, «девятка» продолжает бессознательно играть, забыв о том, что он играет, не говоря уже о том, что его любимая игра — не замечать своей игры. Он пребывает в трансе амнезии и негативной галлюцинации, не говоря уже о возрастной регрессии и постгипнотическом внушении.



В этой стратегии боль от травмы утраты Сущности столь велика, что у «девятки» развивается бессознательная леность. В книге «Трансы, в которых живут люди» обсуждаются различные типы трансов. Группа субличностей, окружающих Сущность, создает трансы для защиты от боли, вызванной утратой Сущности. Эта неосознанность проявляется в виде физической и душевной лености и отказе от попыток самопознания. Поэтому глубинным состоянием «девятки» является леность, а основной транс Наранхо называет ллыть по течению. Действительно, при этой стратегии пара наблюдатель—личность ничего не находит внутри себя и, вместо того чтобы пытаться искать, предпочитает и дальше оставаться в неведении. Это приводит к лености и безделью. Кроме того, это формирует основной способ действий в отношениях с другими людьми. Можно сказать, что «девятка», не представляющий себе, каков он на самом деле, превращается в истинного хамелеона. Вместо того чтобы познакомиться получше с самим собой, он смотрит по сторонам в надежде заполнить пустоту. Палмер называет этот тип личности посредник, а Ризо — миротворец.

Важно понять, что бессознательная леность «девятки» и его стремление плыть по течению — это способ отвлечь себя и окружающих от встречи с внутренней пустотой. «Девятка» жаждет любви, любовь является его высочайшей целью, но пара наблюдатель—личность навешивает на Сущность ярлык отсутствия любви и ярлык одиночества. «Девятке» часто не хватает чувства собственной идентичности, и поэтому он подражает другим, примеряя на себя их убеждения, мысли, идеалы и образ жизни. Естественно, это происходит лишь в их присутствии. Как только он оказывается вдали от них, он точно так же принимает окраску очередного «ближнего» или первого встречного. В этом выражается его зависимость. Ему кажется, что его душа пуста, и он надевает на эту пустоту ярлык отсутствия любви. Проблема заключается в том, что в глубине души «девятка» постоянно жаждет любви и заботы. Если ему в них отказывают, его охватывает гнев и ярость.



«Девятка» готов заниматься чем угодна лишь бы не видеть собственной пустоты. Он часто создает видимость внутренний жизни или духовности. Эта поверхностная духовность уводит его прочь от подлинной пустоты, скрывающейся за его переживаниями. Многие считают «девяток» по-настоящему духовными людьми так как они легко играют любую роль, в том числе и роль искателей истины. Если «девятку» все же не удовлетворяет поверхностный уровень духовности и он готов двигаться дальше и войти в свое пустое пространство, он легко откроет дверь и сделает шаг навстречу Сущности. Но при этом «девятке» очень важно научиться не обижаться на других людей за то, что они не в состоянии заполнить его пустоту (см. рис. 15).

Большинство из нас сопротивляется собственной пустоте до такой степени, что судорожно цепляется за любые отношения с другими. Мы говорим друг другу: «Помоги мне заполнить мою пустоту!» Если это получается, мы называем это настоящей любовью; если не получается, требуем развода. Иначе говоря, мы используем других, чтобы заполнить собственную пустоту, но это приводит лишь к разочарованию. Почему? Потому что каждый из нас должен встретиться со своей пустотой и признать ее истинную ценность. Убегая от своей пустоты и ожидая, что другие заполнят ее, мы постоянно терпим неудачу, так как пустота является нашей истинной природой.

Стратегия 9 ведет к стремлению оставаться бессознательными и автоматически уподобляться окружающим в надежде укрыться от пустоты. «Девятка» легко становится ведомым и позволяет привести себя к двери, ведущей в пустоту; но ему следует быть крайне внимательным, чтобы не принять свои собственные представления и символы за истинную Сущность.

Терапия

Шаг 1.Составьте список субличностей, сопротивляющихся ощущению пустоты.

Шаг 2. Почувствуйте, где именно внутри вашего тела находится пустота.

Шаг 3. Войдите в пустоту и почувствуйте ее.

Шаг 4. Осознайте, что хотя субличностям пустота напоминает смерть, изнутри пустота ощущается как состояние мира, покоя и безмятежности.

Шаг 5. Из состояния пустоты спросите каждую субличность: «Чего ты хочешь на самом деле и к чему ты стремишься больше всего на свете?»

Шаг 6. После того как субличность ответит вам, осознайте это качество в состоянии пустоты.

Шаг 7. Когда вы поговорите со всеми субличностями, возвратите их назад в пустоту и позвольте им раствориться в пустоте Сущности.

Вариант Шаг 8. Представьте себе, что субличности находятся на переднем плане, а вы на заднем, и взгляните, как субличности плавают среди пустоты.

Шаг 9. Оставаясь на заднем плане, испытайте и переживите сущностное качество.

Шаг 10. Осознайте, что и субличности, и пустотасостоят изодной и той же субстанции.

Субличности: Бессознательность. Незнание себя. Одиночество.

Глубинное состояние: Представление о пустоте как об одиночестве и отсутствии любви. Гнев.

Компенсаторные субличности: Сверхосторожность. Сверхсознательность. Привлекательность. Мнимая личность, «хамелеон». Сверхдуховность.

Пример Барбара, 35 лет, развелась после пятнадцати лет брака. Годами она забывала о собственных желаниях, «живя ради мужа». Можно сказать, что она отождествляла себя с его желаниями и потребностями в надежде забыть о своей внутренней пустоте.

В этом примере растворение субличностей также не наступает во время сеанса. Сначала нужно осознать, какие трансы и субличности служит защитой от травмы. Чтобы продемонстрировать это, я сначала предложу читателю немного теории, чтобы он мог понять, в каком направлении развивался процесс.

Травмы и трансы

В своих книгах «Трансы, в которых живут люди» и «Темная сторона внутреннего ребенка» я утверждал, что травма является краеугольным камнем для защитных трансов. Нужно подчеркнуть, что в процессе травмы создается транс, помогающий уберечь человека от мыслей, чувств и воспоминаний о случившемся. Это ведет к мышечному напряжению, задержке дыхания и блокировке энергии.

Это очень важно понять, так как дао хаоса требует осознания наших трансов. Ни одна субличность не может раствориться в Сущности, прежде чем мы узнаем правду о травме. Я еще раз повторяю, что в Сущности не растворяются ложь, самообман, подавленные воспоминания и субличности.

Дао хаоса требует признания того, что было отвергнуто прежде. Взгляните на рис. 16, где изображены последствия травмы.

Как вы видите, травма (Т) окружена защитными механизмами. Когда вы работаете с собой или другими, вы должны взять штурмом крепостные стены, воздвигнутые из защитных трансов, добраться до центра цитадели и взглянуть в лицо травме.

Например, если девочка подверглась насилию в пятилетнем возрасте, она может вначале прибегнуть к диссоциации, затем к оцепенению и, наконец, к защитному трансу гипнотической дремоты.

То, чему мы научились позже всего, забывается раньше всего (профессор Вон Мейер, 1973).

Итак, первое, что должна вспомнить девочка, это последний созданный ею транс. В случае, изображенном на иллюстрации, ей нужно начать с гипнотической дремоты, напоминающей грезы. Затем девочка должна осознать подавленные телесные ощущения (оцепенение) и, наконец, добраться до диссоциации (выхода из своего тела). Эти трансы следует осознать и преодолеть для того, чтобы добраться до реального события. Это событие также следует вспомнить и проработать прежде, чем субличности смогут раствориться в Сущности.

Чтобы прорваться сквозь трансы, требуется мужество и готовность осознанно и намеренно создавать трансы, прежде созданные бессознательно. При работе с самой травмой терапевту обычно приходится вторгаться в глубоко скрытые и крайне болезненные области души клиента.

Дао хаоса и растворение субличностей даются нам не так легко, как может показаться на первый взгляд: они требуют немалой внутренней честности, а также готовности понять и принять любое переживание и любой внутренний опыт.

Недавно я беседовал с известным эриксонианским терапевтом. Он сказал: «Когда у меня бывает депрессия, я привлекаю все ресурсы и создаю любые символы, какие только могу, чтобы ее преодолеть». Я подумал: «А что плохого в депрессии? Почему бы и не позволить себе некоторое время оставаться депрессивным?» В этом суть дао хаоса: никаких суждений, никаких оценок, никакого сопротивления — просто позвольте себе переживать то, что вы переживаете, не пытаясь избавиться от «нежелательного» состояния, которое лишь потому и нежелательно, что мы сочли его таковым.

Ресурсы как источники диссоциации Создание дополнительных ресурсов (например, символов) в качестве лекарства от депрессии — один из способов сопротивления этому чувству. Кроме того, это утонченная форма диссоциации, поскольку человек таким образом отвлекается от своих переживаний. Наконец — и это самое важное, — символ создан вами, и поэтому силой наделены вы, а не символ. Создавая символ или образ, чтобы справиться с депрессией, вы считаете, что именно символ или образ обладает волшебной силой исцеления, а вовсе не вы, его творец и создатель. Недавно на семинаре я провел сеанс терапии с женщиной, когда-то подвергшейся насилию. После того как она растождествилась со своей историей, освобожденная энергия привела ее в спокойное умиротворенное состояние. Она закрыла глаза и представила себе своего духовного учителя. Она сказала, что ощущает блаженство, исходящее от учителя. Я попросил ее сначала взглянуть на фигуру учителя, а затем на пустое пространство, в котором плавает эта фигура. Затем я попросил ее представить себе, что учитель и пространство состоят из одной и той же субстанции. Тогда исчезли и пустота, и учитель (символ), и она ощутила блаженство. Эта женщина переносила собственное состояние блаженства на учителя, вместо того чтобы пережить его как «свое». Чтобы правильно оценить этот типичный гипнотический метод создания символов, нам следует вспомнить, что цель любого гипноза — обретение власти над болью и страданием. Эриксон был непревзойденным мастером искусства управления болью и страданием с помощью гипноза. Можно использовать символы для того, чтобы намеренно ввести клиента в состоянии диссоциации, но это лишь первый шаг. В книге «Трансы, в которых живут люди» я описывал, как я сам использую этот прием. Однако символ — карта, а не территория; территория — это создатель символа. Иными словами, символ не есть тот, кто создает символ. Поэтому символ можно использовать в качестве временной анестезии, помогающей приступить к работе с травмой. Но впоследствии для полного преодоления травмы необходимо увидеть ее непосредственно, а не через призму символа. Использование символа в качестве средства, помогающего диссоциироваться от мучительных ощущений, приводит к созданию компенсаторного транса; в результате травма останется на месте и внимание наблюдателя будет по-прежнему приковано к ней. К прежним трансам прибавится еще один уровень диссоциации. Терапевт должен избавить клиента от трансов, а не добавлять новые трансы, защищающие его от мучительных воспоминаний. Поэтому рефрей-минг является одним из способов сопротивления. Почему? Потому что мы занимаемся переформированием с целью скрыть от себя, что случилось с нами на самом деле. Например, я много лет применял эриксони-а не кий гипноз в работе с клиентами, страдавшими от последствий инцеста. Клиент всегда чувствовал себя лучше в конце сеанса, но через несколько дней все возвращалось на крути своя. Почему? Гипноз позволяет контролировать боль и страдание, но он не помогает ни изба виться от последствии травмы, с которой все началось, ни тем более понять, кто вы есть на самом деле. Следовательно, клиент некоторое время чувствует себя лучше, потому что он диссоциировался от своей боли и не ощущает ее. На самом деле нам необходимо понять, что главная задача квантовой психологии — понять, кем вы являетесь на самом деле, а не мгновенно почувствовать себя лучше. Может быть, вам не станет лучше сразу, но в конце концов исцеление наступит. Я считаю, что использование гипноза при работе с жертвами инцеста является первым и временным шагом. Он не дает долговременного результата, потому что трансы, созданные гипнотизером, помогут клиенту какое-то время не испытывать прежней боли, но вскоре травма поднимет свою отвратительную морду и нагло ухмыльнется. И так будет продолжаться вновь и вновь, до тех пор пока вы не встретитесь с ней лицом к лицу. Почему? Потому что заблокированная в момент травмы энергия будет постоянно возвращать внимание наблюдателя к той ситуации, когда ее течение было перекрыто. Лишь проработка травмы освободит эту энергию; и тогда наблюдатель сможет отвернуться от травмы и больше не использовать ее в качестве окна, через которое он видит мир.

Психологическое здоровье Первый шаг к выздоровлению в дао хаоса можно назвать готовностью испытать любые сильные чувства. Это вовсе не означает: «Отлично, дайте-ка мне по морде!» Это означает, что я готов воспринять и осознать все, с чем я столкнусь в своем внутреннем мире. С этой готовности начинается дао хаоса.

Пример

Терапевт: Как вы себя чувствуете после развода?

Клиентка: Как будто я потеряла себя. Что мне теперь делать? Раньше я всегда делала то, что хотел Тед, а сейчас я не знаю ни кто я, ни чего я хочу, но я пытаюсь не обращать на это внимания и как-то заполнять свою жизнь.

Примечание терапевта

Внезапный развод после долгих лет брака становится потрясением и ведет к тоске и отчаянию. Тоска — это биологическое, а не психологическое состояние. Поэтому прежде всего нужно справиться с тоской и потрясением и лишь потом принимать важные решения.

Терапевт: Что вы сейчас чувствуете?

Клиентка: Беспомощность.

Терапевт: Где находится беспомощность внутри вашего тела?

Клиентка: В лице.

Терапевт: Создайте беспомощность в лице.

Клиентка: Я не могу создать ее, она уже здесь.

Терапевт: Хорошо, сделайте ксерокопию беспомощности.

Клиентка: Готово.

Терапевт: Сделайте три ксерокопии беспомощности.

Клиентка: Готово.

ТерапевтТеперь уберите копии.

Клиентка: Готово.

Терапевт Теперь изучите форму беспомощности.

Клиентка: Хорошо.

Терапевт: Теперь полностью слейтесь с беспомощностью.

Клиентка: Хорошо.

Терапевт Теперь осознанно решите, что вы хотите, чтобы беспомощность оставалась на месте.

Клиентка: Хорошо.

Терапевт Теперь воспримите беспомощность как энергию.[45]

Клиентка: Хорошо.

Терапевт Как вы себя чувствуете?

Клиентка: Спокойнее.

Примечание терапевта

Здесь мы встретились с первым трансом — беспомощностью. Барбара сопротивляется беспомощности, пытаясь добиться «спокойствия». Поэтому я прошу ее осознанно создать транс, который она прежде создавала бессознательно.

Терапевт Что вы чувствуете сейчас?

Клиентка: Оцепенение.

Терапевт Где в вашем теле находится оцепенение?

Клиентка: В сердце.

Терапевт Какого размера и формы оцепенение?

Клиентка: Оно похоже на круглый кокон.

Терапевт Сделайте несколько ксерокопий этого кокона.

Клиентка: Хорошо.

Терапевт: Теперь уберите копии и полностью слейтесь с оцепеневшим коконом.

Клиентка: Хорошо.

Терапевт: Вы можете представить себе, что оцепеневший кокон — это энергия, которая медленно течет?

Клиентка: Да.

Примечание терапевта

Я снова хочу подчеркнуть, что трансы беспомощности и оцепенения защищают Барбару от биологического ощущения тоски. Кроме того, трансы поддерживаются мысленным искажением: после развода следует позволить себе испытывать тоску, а не подавлять ее.

Терапевт: Что вы сейчас чувствуете?

Клиентка (разражается рыданиями): Невыносимую боль и тоску.

Терапевт: Почувствуйте тоску.

Клиентка: Я уже ее чувствую.

(Спустя несколько минут)

Терапевт: Что происходит с вами сейчас?

Клиентка: Мне кажется, у меня в сердце черная дыра.

Терапевт: Отодвиньте дыру в сторону и посмотрите, что находится за ней.

Клиентка: Сонливость.

Терапевт: Создайте сонливость в виде медленно текущей энергии и полностью слейтесь с этой энергией.

Клиентка: Хорошо.

Примечание терапевта

Сейчас мы вышли на бессознательный уровень (сонливость), закрывающий проход к Сущности и являющийся глубинным состоянием при стратегии 9.

Терапевт: Что вы сейчас чувствуете?

Клиентка: Расслабленность.

Терапевт: Отодвиньте расслабленность и посмотрите, что находится за ней.

Клиентка: Пустое пространство.

Терапевт: Войдите в пустое пространство и скажите, что вы чувствуете.

Клиентка: Мир и покой — я словно вернулась домой.

Терапевт: Теперь выйдите оттуда и почувствуйте тоску. (Клиентка снова начинает рыдать и рыдает несколько минут.)

Терапевт: Теперь вернитесь в пустоту.

Клиентка: Мне гораздо лучше.

Терапевт: Теперь снова выйдите оттуда и почувствуйте тоску.

Клиентка: Хорошо.

Терапевт: Теперь вернитесь в пустое пространство.

Клиентка: Хорошо.

Терапевт: Как вы себя чувствуете?

Клиентка: Лучше, но я по-прежнему не знаю, что мне делать.

Терапевт: В течение следующей недели я попрошу вас выполнять домашнее задание: перемещаться из пустого пространства к состоянию тоски и обратно до тех пор, пока вы не сможете спокойно и осознанно испытывать тоску.

Клиентка: Я попытаюсь, но боюсь, что не выдержу этого.

Терапевт: Попытайтесь всю неделю ощущать умеренную тоску, а если она вырастет, сразу возвращайтесь в пустоту.

Клиентка: Это я смогу сделать.

Примечание терапевта

На этом месте хорошо прервать работу. Тоска — биологическое состояние и в качестве такового требует некоторого времени для переживания и приятия. Поэтому я хотел дать клиентке возможность ощутить вкус тоски как одного из множества блюд на пиру Сущности. Так как она была не слишком искушена в терапии, для нее было важно ощутить Сущность и глубинный порядок за пределами хаоса тоски. Она позволила себе испытывать тоску, одновременно осознавая свою Сущность, с которой она никогда не встречалась, прежде.

Заключение

В заключение хочу напомнить, что мы не совпадаем полностью с каким-то определенным типом. Вселенная находится в постоянном движении. Мы сочетаем в себе несколько различных типов. Кроме того, каждый из нас по-своему переходит от одной стратегии к другой. Поэтому некоторое время работайте с определенной стратегией, а затем переходите к следующей. Возможно, изучение одной из стратегий потребует достаточно долгого времени. В процессе этой работы возрастет ваша осознанность и начнется освобождение от жесткой фиксации внимания наблюдателя на травме; вам откроется, что за всеми вашими травмами кроется травма утраты бытия. Это поможет вам окончательно сбросить цепи личности или, пользуясь терминологией йоги, «ослабить узелок в глубине сердца».

Глава 23

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.