Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА I. ПЕРЕМЕНЫ И ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА





Одна из наиболее примечательных черт совре­менной экономической жизни связана с оцен­кой совершающихся в ней перемен. Принято считать, что значение их очень велико; пытать­ся перечислять разнообразные формы, в кото­рых выражаются эти перемены, или говорить о масштабах, которые они принимают, значило бы повторять общеизвестные истины. Но зна­чительных перемен уже больше не ждут. По каждому поводу и на любой официальной цере­монии экономическая система Соединенных Штатов превозносится как нечто достигшее в основном совершенства. И это относится не только к экономике. Трудно усовершенство­вать то, что уже совершенно. Перемены проис­ходят, и они довольно внушительны, но, если не считать того, что возрастает выпуск това­ров, все остается по-прежнему.

Сам факт перемен не вызывает никаких со­мнений. В течение последних семидесяти лет и особенно после того, как началась Вторая ми­ровая война, нововведения и изменения в эко­номической жизни были огромны, с какой бы меркой к ним ни подходить. Самое очевидное из них — применение все более сложной и со­вершенной техники в сфере материального



производства. Машины заменили примитивный ручной труд, и, по мере того как они все шире используются для управления другими машинами, они начинают выпол­нять более простые функции человеческого мозга.

Семьдесят лет назад деятельность корпораций ог­раничивалась такими отраслями, в которых производ­ство должно вестись в крупном масштабе (железнодо­рожный и водный транспорт, производство стали, до­быча и переработка нефти, некоторые отрасли горно­добывающей промышленности). Теперь корпорации охватывают также бакалейную торговлю, мукомоль­ное дело, издание газет и увеселительные предприятия — словом, все виды деятельности, которые некогда были уделом индивидуального собственника или не­большой фирмы. На множестве принадлежащих им предприятий, производящих сотни видов продукции, крупнейшие фирмы используют оборудование стоимо­стью в миллиарды долларов и сотни тысяч работников. На долю пятисот крупнейших корпораций приходится почти половина всех товаров и услуг, производимых в Соединенных Штатах.



Семьдесят лет назад корпорация была инструментом ее владельцев и отражением их индивидуальности. Име­на этих магнатов — Карнеги, Рокфеллер, Гарриман, Мел­лон, Гугенгейм, Форд — были известны всей стране. Они и сейчас известны, но главным образом благодаря худо­жественным галереям и благотворительным фондам, ос­нованным ими или их потомками, которые подвизаются ныне в сфере политики. Те, кто возглавляет теперь круп­ные корпорации, безвестны. В течение жизни нынешнего поколения люди, живущие за пределами Детройта и не связанные с автомобильной промышленностью, не зна­ли, кто в данный момент возглавляет корпорацию «Дже­нерал моторс». Как и все смертные, рассчитываясь, до­пустим, чеками, он должен удостоверять свою личность.

И точно так же обстоит дело с руководителями компа­ний «Форд», «Стандард ойл», «Дженерал дайнэмикс». Люди, которые управляют крупными корпорациями, не являются собственниками сколько-нибудь существен­ной доли данного предприятия. Их выбирают не акцио­неры, а, как правило, совет директоров, который в по­рядке взаимности избирают они же сами.

Столь же общеизвестно, что изменились взаимоот­ношения между государством и экономикой. На долю федеральных и местных, включая штаты, органов влас­ти приходится теперь от 20 до 25% всей экономической деятельности. В 1929 г. эта доля составляла примерно 8%. Ныне она намного превышает долю правитель­ственного сектора в такой — именующей себя социали­стической — стране, как Индия, и значительно выше, чем в исконных социал-демократических вотчинах — Швеции и Норвегии. Весьма существенная часть (от од­ной трети до половины) всей государственной деятель­ности в области экономики связана с национальной обо­роной и исследованием космического пространства. Даже консерваторы не усматривают в этом проявления социализма, в других же случаях природа этой деятель­ности не столь очевидна.



Но дело не ограничивается этим. Действуя в соот­ветствии с тем, что теперь называют кейнсианской ре­волюцией, государство берет на себя задачу регулиро­вания совокупного дохода, расходуемого на приобрете­ние товаров и услуг, в масштабе всей экономики. Оно стремится обеспечить достаточно высокий уровень по­купательной способности, позволяющий реализовать всю продукцию, которую может произвести существую­щая в данный момент рабочая сила. И, если эта деятель­ность приводит к достижению высокого уровня занятос­ти, правительство стремится не допустить повышения цен в результате роста заработной платы, равно как по-

вышения заработной платы под давлением роста цен, упорно движущихся вверх по спирали,— хотя в данном вопросе деятельность правительства носит более осто­рожный характер и встречает меньшую поддержку со стороны общественности. Возможно, вследствие этих мероприятий, а быть может, лишь для того, чтобы испы­тать человеческую способность к неоправданному опти­мизму, производство товаров в современную эпоху дос­тигло столь высокого уровня и действует с надежностью хорошо отлаженного механизма.

В прежние времена, то есть с момента возникновения капитализма и до начала развязанной Гитлером войны, пе­риоды расширения и спада производства неуклонно следо­вали друг за другом, хотя их продолжительность была не одинакова. Экономический цикл — это особый предмет экономических исследований; прогнозирование его дина­мики и объяснение его нерегулярности превратились в благопристойную профессию, в арсенале которой доводы разума, откровения свыше, заклинания и элементы чер­ной магии переплелись столь причудливо, как нигде, разве что в первобытных религиях. В течение двух десятилетий, прошедших после Второй мировой войны, не было ни од­ной глубокой депрессии; с 1947 по 1966 г. был лишь один год, когда реальный доход в США не возрос.

Переменам, которые произошли в трех других облас­тях, в панегириках достижениям обычно уделяется мень­ше внимания. Во-первых, чрезвычайно разросся аппарат внушения и убеждения, связанный с продажей товаров. По средствам, которые расходуются на эту деятельность, и способностям, которые находят в ней применение, она все больше соперничает с процессом производства това­ров. Даже усилия, направленные на то, чтобы опреде­лить, в какой мере человеческая натура поддается такого рода внушениям, сами по себе становятся быстрорасту­щей отраслью научных исследований.

Во-вторых, начался упадок профсоюзов. Число чле­нов профсоюзов в США достигло максимума в 1956 г. С тех пор занятость продолжала расти, а число членов профсоюзов в целом уменьшалось. Те, кто симпатизиру­ет профсоюзному движению, и те, кто зависит от него как источника существования, изображают это сокра­щение как временное или циклическое. Что же касается других, то лишь очень немногие не заметили его. Суще­ствует широко распространенное мнение, что упадок профсоюзного движения имеет прочные корни в других связанных с ним и еще более глубоких переменах.

Наконец, существенно возросло число лиц, желаю­щих получить высшее образование, и наряду с этим, в несколько более умеренной степени, увеличились ре­альные возможности для его получения. Это изменение объясняют тем, что возник и усилился интерес к народ­ному просвещению. Но, как и вопрос о числе членов профсоюзов, эта проблема имеет более глубокие корни. Если бы экономическая система испытывала потреб­ность только в миллионах неграмотных пролетариев, то, скорее всего, в них не было бы недостатка.

Обо всех этих изменениях или большинстве из них гово­рилось немало. Но рассматривать их изолированно, как это обычно делается,— значит существенно недооцени­вать их воздействие. Они связаны между собою причин­ной связью. Каждое из них представляет собой часть куда более широкой картины перемен, совокупное влияние ко­торых на экономическую жизнь общества значительно сильнее, чем сумма воздействий отдельных ее частей.

Так, выше уже упоминалось о машинах и сложной современной технологии. Они в свою очередь требуют крупных вложений капитала. Их конструируют и ими

управляют технически высокоподготовленные специа­листы. Использование такой техники влечет за собой то, что с момента принятия решения о производстве того или иного вида продукции до появления ее на рын­ке проходит значительно больше времени.

Из этих перемен вытекает необходимость и возмож­ность создания крупных хозяйственных организаций. Только такие организации в состоянии привлечь необ­ходимый для современного производства капитал; толь­ко они могут мобилизовать рабочую силу требуемой квалификации. Они в состоянии сделать и большее. Привлечение крупного капитала и соответствующая организация производства требуют — задолго до того, как можно будет воспользоваться его результатами,— предвидения и, более того, принятия всех возможных мер, которые гарантировали бы, чтобы это предвидение действительно сбылось. Вряд ли можно сомневаться в том, что корпорация «Дженерал моторс» может более эффективно влиять на условия, в которых она действу­ет,— на заработную плату своих работников и цены, по которым она покупает, равно как на цены, по которым она продает,— чем мелкий торговец.

Но дело не ограничивается и этим. Высокий уровень производства и дохода, являющийся результатом при­менения передовой технологии и крупных масштабов производства, приводит к тому, что на весьма значи­тельную часть населения перестает давить бремя забот, связанных с удовлетворением элементарных физичес­ких потребностей. А вследствие этого и экономическое поведение становится более гибким. Ни одного голодно­го человека, если он только трезв, невозможно убедить в том, чтобы он истратил свой последний доллар на что-либо, кроме еды. Но человека, который хорошо питается, хорошо одет, имеет хорошие жилищные условия и хо­рошо обеспечен во всех остальных отношениях, можно

убедить в том, чтобы он купил электробритву или электри­ческую зубную щетку. Не только цены и издержки произ­водства, но и потребительский спрос становится объектом управления. Таков еще один важный дополнительный эле­мент в системе регулирования экономической среды.

В условиях, когда затраты на развитие техники и со­вершенствование технологии очень велики, ошибочное техническое решение или безуспешные попытки убе­дить потребителей в том, чтобы они покупали данный продукт, могут оказаться исключительно дорогостоящи­ми. Издержки производства и связанный с ним риск мо­гут быть намного сокращены, если государство берет на себя финансирование особо смелых технических проек­тов либо гарантирует рынок для продукции передовых в техническом отношении отраслей. Найти подходящее для этого оправдание не составляет труда: это и сообра­жения национальной обороны и национального прести­жа, и необходимость поддержать усилия по созданию* например, сверхзвуковых самолетов. Таким образом, современная техника предопределяет усиление роли со­временного государства.

Кроме того, характер техники, связанные с ней по­требности в капитале, а также время, которое занимает разработка и производство продукции, еще более настоя­тельно диктуют необходимость государственного регули­рования спроса. Корпорация, рассматривающая вопрос о производстве автомобиля новой модели, должна иметь возможность убедить людей купить его. Столь же важно, чтобы население располагало необходимыми для этого средствами. Это приобретает решающее значение, когда производство требует весьма крупных и долгосрочных капиталовложений, а продукция может с равной степе­нью вероятности попасть на рынок и во время депрессии, и во время подъема. Таким образом, возникает необхо­димость стабилизации совокупного спроса.

Эта необходимость в еще большей мере усиливается в условиях изобилия. Человек, который имеет доход, близкий к прожиточному минимуму, расходует средства на то, чтобы существовать, и то, что он имеет, он тратит полностью. Человек с достаточно высоким доходом мо­жет сберегать часть своих средств, и нет никакой уверен­ности в том, что сумма, которую он отложит в виде сбере­жений, будет компенсирована расходами или капиталов­ложениями других. Более того, богатое общество обяза­но уровнем своей производительности и дохода, по крайней мере частично, крупной производственной орга­низации — корпорации. Корпорации в свою очередь так­же располагают возможностью выбора — они могут удержать или не распределить часть своих прибылей и притом сделать это, встав в позу человека, заставляюще­го других экономить. Нет никакой гарантии, что сбере­жения корпораций будут компенсированы расходами. Следовательно, в обществе с высоким уровнем жизни расходы, а стало быть, и спрос базируются на менее проч­ной основе, чем в бедном обществе. И эта основа стано­вится менее прочной как раз тогда, когда высокий уро­вень издержек и длительный период «созревания» изде­лий, обусловленные современной техникой, требуют значительно большей надежности рынков. Кейнсианс­кая революция произошла в такой исторический мо­мент, когда другие перемены сделали ее неизбежной. Как и другие перемены, о которых говорилось в начале этой главы, она является непосредственной причиной и столь же прямым следствием иных перемен.

В отличие от романа и пьесы преждевременное раскры­тие замысла не является недостатком экономического исследования: цель данной работы состоит в том, чтобы

рассматривать и только что названные, и другие переме­ны как взаимосвязанное целое. Я смею думать, что со­временная экономическая жизнь станет более понят­ной, если попытаться, как сделано в этой книге, рас­сматривать ее в целом.

Я стремился также показать, как в рамках этих бо­лее широких перемен изменились те силы, которые дви­жут человеческой деятельностью. Такая постановка вопроса противоречит самому нерушимому из всех эко­номических постулатов, г именно утверждению, будто человек в своих экономических действиях лишь подчи­няется законам рынка. Но в действительности наша эко­номическая система, под какой бы формальной идеоло­гической вывеской она ни скрывалась, в существенной своей части представляет собой плановую экономику. Инициатива в вопросе о том, что должно быть произве­дено, исходит не от суверенного потребителя, который посредством рынка направлял бы работу производ­ственного механизма в соответствии со своим, в конеч­ном счете решающим, желанием. Скорее она исходит от крупной производственной организации, стремящейся установить контроль над рынками (которые она, как это предполагается, должна обслуживать) и, более того, воздействовать на потребителя в соответствии со свои­ми нуждами. А поступая таким образом, такая организа­ция оказывает глубокое влияние на систему ценностей потребителя и его убеждения, многие из которых будут использованы для опровержения высказываемой нами точки зрения. Один из выводов, вытекающих из этого анализа, заключается в том, что происходит широкая конвергенция различных индустриальных систем. Тре­бования, диктуемые техникой и организацией производ­ства, а не идеологические символы — вот что определя­ет облик экономического общества. Это благоприятный в целом вывод, хотя, конечно, он не обязательно встре-

тит сочувствие у тех, кто вложил свой теоретический капитал и моральный пыл в господствующие ныне сим­волы рыночной экономики, понимаемой ими как антите­за общественного планирования. Данный вывод не встретит сочувствия и у их лишенных теоретических претензий последователей, которые бросаются в поли­тические, военные и дипломатические сражения под знаменами свободного рыночного хозяйства и свободно­го предпринимательства, а значит (это для них синони­мы), и свободного мира. Его не встретят сочувственно и те, кто отождествляет планирование исключительно с социализмом. Всеобщее согласие устанавливается, увы, не на основе подобных идей.

Нельзя также сказать, что эти идеи сами по себе от­крывают путь в светлое будущее. Подчинять свои убеж­дения соображениям необходимости и удобства, дикту­емым индустриальным развитием, отнюдь не соответ­ствует высшим идеалам человечества. Да это вовсе и не дает твердых гарантий на будущее. О характере этого подчинения и его последствиях подробнее будет идти речь ниже.

Границы предмета любого исследования условны и ис­кусственны; это, однако, не может служить оправдани­ем для того, чтобы исключать из поля внимания что-либо действительно важное. К тому же к практическим следствиям такого анализа, попытка которого содер­жится в этой книге, нельзя относиться с безразличием, как бы ни было велико искушение продемонстрировать его в качестве доказательства научной беспристраст­ности.

Исходя из этих соображений, я рассматриваю в после­дующих главах книги то, как экономические изменения

воздействовали на социальные и политические процес­сы, а также возможные улучшения и преобразования. Как уже отмечалось, я прихожу к выводу, который, я надеюсь, будет признан обоснованным, что в наших мыслях и действиях мы становимся слугами той маши­ны, которую мы создали для того, чтобы она служила нам. Во многих отношениях такое порабощение вполне устраивает нас: на того, кто предложил бы избавиться от него, некоторые смотрели бы с удивлением и, может быть, даже с возмущением. Некоторые же с этим пора­бощением так и не примирились. Задача, которую я ставлю перед собой, состоит в том, чтобы наметить не­которые пути избавления. В противном случае сложит­ся такое положение, при котором экономические цели будут неправомерно господствовать над всеми сфера­ми нашей жизни и над иными, более важными задача­ми. А ведь дело не в количестве товаров, а в том, как мы живем.

Крайне опасно осваивать передовую технику так, как мы это делаем сейчас. Это может поставить под уг­розу само наше существование. В этой работе я пред­лагаю альтернативы такому образу действий. Суще­ствует также опасность, что наша система образова­ния в чрезмерной степени будет поставлена на служ­бу экономическим целям. Я полагаю, что это можно предотвратить. Осуществленный мною анализ при­водит к определенным выводам об отношении отдель­ной личности к его труду и отношении общества к пла­нированию. Эти выводы также рассматриваются в данной работе. Наконец, в ней идет речь о еще не осоз­нанных политических возможностях, которые заложе­ны в том факте, что современная экономика зависит от профессионально подготовленной и образованной ра­бочей силы. Об этом говорится в последующих главах книги.

Год или два тому назад министерство торговли Соеди­ненных Штатов, вторгшись в сферу деятельности, счи­тавшуюся до того времени (по крайней мере при прави­тельствах демократов) сферой частного предпринима­тельства, опубликовало небольшую брошюру, в которой наглядно изображалась счастливая жизнь при капита­лизме1. В качестве иллюстрации был использован ма­ленький ларек по продаже лимонада, где в идилличес­кой обстановке хозяйничали двое детей. Подобная ил­люстрация вполне соответствует прочно установившей­ся практике в области экономического образования, согласно которой считается, что капитализм можно лучше всего понять, анализируя деятельность предпри­ятий с небольшим капиталом или вообще без капитала, управляемых одним человеком, не осложненных корпо­ративной структурой и не имеющих профсоюза. Эконо­мическая жизнь начиналась с небольших фирм, с не­большого капитала, которыми распоряжалась властная рука единоличного хозяина. С целью объяснить функ­ционирование такого рода экономики и создана после­довательная и внутренне цельная теория — теория кон­курентной фирмы, действующей в условиях рыночной экономики. Все это вполне годится для педагогических целей.

Но такой взгляд на экономику не подтверждается сегодняшней действительностью. Его не разделяют и экономисты, за исключением немногих романтиков, тоскующих о былых временах. Перемены, о которых

1 «Do You Know Your Economic ABC's? Profits to the Ame­rican Economy», United Statte Department ofCommerce, 1965

говорилось выше, отнюдь не происходили равномерно во всей экономике. Сельское хозяйство, мелкие рудни­ки, художественное творчество, значительная часть ли­тературной работы, свободные профессии, некоторые злачные места, ремесла, некоторые виды розничной торговли и большое число работ по ремонту и чистке одежды и обуви, ремонту жилья и предметов домашнего обихода и прочие виды бытовых и личных услуг все еще остаются сферой деятельности индивидуального соб­ственника. Капитал, передовая техника, сложная орга­низационная структура и все остальное, что мы не без основания считаем признаками современного предприя­тия, здесь представлено в ограниченной мере либо от­сутствует вообще.

Но не эта сфера деятельности представляет собой сердцевину современной экономики и главную арену тех перемен, о которых шла речь. Не в этой, следова­тельно, части экономики передовая техника соединяет­ся с массированным применением капитала и не ее кон­центрированным выражением служит современная крупная корпорация. Почти все средства связи, почти все производство и распределение электроэнергии, зна­чительная часть предприятий транспорта, обрабатыва­ющей и добывающей промышленности, существенная часть розничных предприятий и немалое число увесели­тельных предприятий находятся в руках крупных фирм. Число их невелико; можно безошибочно утверждать, что подавляющая часть предприятий в указанных отрас­лях принадлежит пятистам или шестистам фирмам.

Именно эту часть экономики мы не задумываясь отождествляем с современным индустриальным обще­ством. Понять ее функционирование — значит понять такую область народного хозяйства, которая наиболее подвержена переменам и которая, соответственно, в наибольшей мере изменяет характер нашей жизни. По-

этому никакие усилия, связанные с ее анализом, не мо­гут считаться чрезмерными. Остальная же часть эконо­мики, удельный вес которой сокращается, в значитель­ной мере статична. Понимание ее дает очень немногое.

Две эти части экономики — мир корпораций, быстро развивающихся в техническом отношении, обладающих огромными капиталами и сложной организационной структурой, с одной стороны, и сфера деятельности ты­сяч мелких традиционных собственников — с другой, значительно отличаются друг от друга. Это не количе­ственное различие; оно пронизывает каждый аспект экономической организации и деятельности, включая сами мотивы этой деятельности. Было бы целесообраз­но еще до того, как мы получим более точные формули­ровки, дать какое-то обозначение той части экономики, которая характеризуется наличием крупных корпора­ций. Такое обозначение напрашивается: я буду назы­вать ее «индустриальная система». В свою очередь ин­дустриальная система — это определяющая черта «но­вого индустриального общества». Последнее, представ­ляющее собой более широкое понятие как по своим рамкам, так и по содержанию, определило и заглавие этой книги.

ГЛАВА II. ТРЕБОВАНИЯ, ДИКТУЕМЫЕ ТЕХНИКОЙ

16 июня 1903 г., после нескольких месяцев под­готовительной работы, включавшей перегово­ры о заключении контрактов на поставку раз­личных деталей, была создана компания «Форд мотор», которая поставила своей целью произ­водство автомобилей. Объем этого производ­ства должен был определяться количеством ав­томобилей, которые могли быть проданы. Пер­вый автомобиль поступил на рынок в октябре того же года. Фирма располагала уставным ка­питалом в 150 тыс. долл. Однако акций было выпущено лишь на 100 тыс. долл., причем опла­чено было всего лишь 28,5 тыс. долл. Хотя это и не имеет прямого отношения к рассматривае­мому нами вопросу, компания получила в тот год внушительную прибыль, что удавалось ей и в течение многих последующих лет. Число за­нятых в 1903 г. составило в среднем 125 че­ловек1.

Весной 1964 г. компания «Форд мотор» ос­воила то, что теперь называют новой моделью автомобиля. В соответствии с нынешней модой

1 A. Nevins, Ford, The Times, The Man, The Com­pany, New York, 1954, p 220 и след. и приложение.

она получила не очень, видимо, удачное наименование «мустанг». Покупатели были хорошо подготовлены к приему нового автомобиля. В планах компании были тщательно учтены возможные объемы производства и продаж, и, как обычно случается с планами, они оказа­лись неточными (на этот раз слишком заниженными). Вся эта подготовка заняла три с половиной года. С осе­ни 1962 г., когда была разработана конструкция автомо­биля, до весны 1964 г. деятельность компании была в ре­шающей мере подчинена выпуску определенной модели автомобиля, который в конечном счете и был выпущен. Расходы на конструирование и оформление составили 9 млн долл., а расходы на технологическую оснастку про­изводства модели «мустанг»— 50 млн долл.1 В 1964 г. число занятых в компании «Форд мотор» равнялось в среднем 317 тыс., а сумма ее активов достигала пример­но 6 млрд долл.2

Из этого примера видны почти все последствия рас­ширенного применения новой техники. Мы их сейчас коротко рассмотрим.

1 Я признателен Уолтеру Мэрфи из компании «Форд мо­тор» за то, что он сообщил мне эти детали В этой и пос­ледующих главах я воспользовался также данными, пре­доставленными мне ранее Робертом Макнамарой, когда он работал еще в компании «Форд мотор» Я хотел бы с самого начала не только сказать, но и подчеркнуть, что планирование не гарантирует точности результатов и что возможны отдельные неудачи. Следовательно, при­вести в качестве примера такого рода неудачу (другая модель «Форд мотор»— «эдзел»— сразу же приходит на память особо рьяным критикам)— вовсе не значит опро­вергнуть этот довод.

2 «The 500 Largest U. S. Industrial Corporations», The For­tune Directory, August 1964.

Под техникой понимают последовательное применение научных и иных видов систематизированных знаний для решения практических задач. Наиболее важное следствие применения современной техники, по край­ней мере с точки зрения экономической науки, заключа­ется в том, что она заставляет разделить любую такую задачу на ее составные части. Таким, и только таким, образом можно добиться воздействия систематизиро­ванных знаний на производство.

Если говорить конкретнее, не существует никакого способа, с помощью которого систематизированные знания могли бы оказать воздействие на производство автомобиля в целом или даже изготовление его корпуса или шасси. Они могут быть применены только тогда, ког­да задача разделена таким образом, что каждая ее часть укладывается в рамки определенной области научных или инженерных знаний. Хотя знания в области метал­лургии нельзя использовать для изготовления всего авто­мобиля, они могут быть использованы при конструиро­вании системы охлаждения или двигателя. И, если зна­ния механики недостаточно для того, чтобы изготовить автомобиль, оно может пригодиться при обработке ко­ленчатого вала. Наконец, с помощью химии нельзя смонтировать весь автомобиль, но она может быть ис­пользована для выбора отделки или оформления авто­мобиля.

Но дело этим не ограничивается. Знания в области металлургии используются не для определения количе­ства стали вообще, а для выяснения потребности в спе­циальных марках стали, химия же нужна не для выбора красок или пластиков как таковых, а для получения и

изменения конкретных молекулярных структур, требуе­мых в данном случае1.

Почти все следствия применения современной тех­ники и в значительной мере характер функционирова­ния современной промышленности определяются преж­де всего этой потребностью расчленения возникающих производственных задач. Они определяются, далее, не­обходимостью использования знаний для решения этих частных задач и, наконец, необходимостью свести вое­дино элементы задачи в виде законченного цельного продукта. Шесть следствий имеют непосредственное от­ношение к интересующему нас вопросу.

Первое. Возрастает отрезок времени между началом и завершением той или иной работы. Сначала решается микрозадача, составляющая частичку общей задачи; затем она рассматривается в сочетании с какой-либо

1 Концепция разделения труда, отнюдь не новая в эконо­мической науке, лишь приблизительно и неполно отра­жает высказанные выше мысли. Если расчленить какую-либо механическую операцию, как, например, изготов­ление знаменитых булавок Адама Смита, она сведется ко все более простым движениям, как, скажем, насажи­вание головки или иглы булавки Это равносильно ут­верждению, что проблема поддается решению путем ис­пользования однообразных по существу знаний в облас­ти механики.

Однако членение задачи в соответствии с существующи­ми отраслями систематизированных знаний не ограни­чивается механическими процессами и не имеет какого-либо особого отношения к ним. Оно имеет место в меди­цине, управлении предприятием, проектировании зда­ния и уходе за детьми и собаками — словом, везде, где решение проблемы связано с совокупностью разнород­ных научных знаний

другой частичной задачей, далее — в других сочетани­ях, и в конце концов решается вся задача. Весь этот про­цесс растягивается во времени, подобно тому как корни растения уходят в глубь почвы. Самый длинный из «кор­ней» определяет общую продолжительность времени, необходимого для производства. Чем более широкое применение находит новая техника (или, используя об­щепринятое и по крайней мере широко распространен­ное выражение, чем сложнее производственный про­цесс), тем шире используются научные и прочие зна­ния. Тем больше, соответственно, времени проходит между постановкой и завершением задачи.

Изготовление первого «форда» не было слишком сложным процессом. Оно не потребовало никаких изыс­каний в области металлургии. Были использованы обычные марки стали, которые можно было утром полу­чить со склада, а во второй половине дня подвергнуть обработке. В результате отрезок времени между нача­лом и завершением процесса изготовления автомобиля оказывался очень незначительным.

Напротив, сталь для современного автомобиля вы­бирается в соответствии с теми условиями, которые были заданы конструкторами или лабораторией, по­ставляется сталелитейным заводом по специальным заказам (причем одновременно заказывается соответ­ствующее металлообрабатывающее оборудование), подвергается испытаниям, а затем уже используется в производстве.

Второе. Возрастает участвующий в производстве капитал — помимо того роста, который обусловлен уве­личением объема продукции. Более длительный про­цесс производства и связанные с этим большие капита­ловложения в незавершенное производство приводят к увеличению затрат. С расходами сопряжено использо­вание знаний для решения различных элементов общей

задачи. Для решения какой-либо частичной производ­ственной задачи, как правило, требуется также разра­ботка машины, выполняющей соответствующую функ­цию. (Термин «техника» ассоциируется с понятием «ма­шина»; это и неудивительно, поскольку машинное обо­рудование представляет собой одно из наиболее наглядных проявлений техники.) Создание такой маши­ны, равно как и оборудования, для воссоединения эле­ментов задачи в виде законченного продукта также тре­бует капиталовложений.

Капитал, связанный с изготовлением первого «фор­да», был больше, чем оплаченный капитал компании, равный 28,5 тыс. долл., поскольку часть его была вложе­на в машины, оборудование и запасы тех фирм, кото­рые, как, например, «Додж бразерз», поставляли дета­ли. Однако капиталовложения в сам завод были нич­тожно малы. Материалы и отдельные части поставля­лись, как правило, со стороны; высокооплачиваемых специалистов не приглашали; для сборки автомобиля использовалось лишь самое примитивное оборудова­ние. Раму автомобиля могли поднять два человека.

Третье. С развитием техники усиливается действие еще одной тенденции: время и деньги, расходуемые в процессе производства, все более привязываются к вы­полнению какой-либо одной задачи. Эта задача должна быть точно определена до того, как она будет расчлене­на на составные части. Соответствующие знания и обо­рудование используются затем для решения частных за­дач с учетом того, как задача в целом была определена с самого начала. Если задача изменяется, для ее решения требуются иные знания и иное оборудование.

Проще обстояло дело на заводе фирмы «Додж бра­зерз», где изготовлялись моторы и шасси для первого «форда». Это предприятие не было специализированным. Оно с равным успехом могло производить велосипеды,

паровые турбины или коробки передач и действительно использовалось таким образом. Если бы Форд и его со­трудники решили однажды переключиться с двигателя, работающего на бензине, на энергию пара, завод «Додж бразерз» мог бы перестроиться в соответствии с этим изменением в течение нескольких часов.

В противоположность этому все детали автомобиля «мустанг», инструменты и оборудование, использован­ные для обработки этих деталей, равно как сталь и про­чие материалы, пошедшие на их изготовление, были предназначены эффективно выполнять одну конечную задачу. Если бы автомобиль был существенно изменен и это была бы, скажем, модель «барракуда» или, быть может, «змея», «скорпион» или «таракан» (а до этого обязательно додумаются), значительную часть работы пришлось бы переделывать. Вот почему в течение во­семнадцати месяцев, предшествовавших появлению ав­томобиля, работа фирмы была подчинена выпуску дан­ной конкретной модели.

Четвертое. Современная техника требует специали­зированной рабочей силы, и это вполне очевидно. Систе­матизированные знания могут быть использованы только теми, кто владеет ими. Однако не только состояние техни­ки предъявляет определенные требования к рабочей силе, планирование, если пока ограничиться упоминанием о нем, также предполагает сравнительно высокий уровень специализированных знаний. Способность всесторонне предвидеть будущее и спланировать соответствующие действия не обязательно требует высокой научной квали­фикации. Но она предполагает умение организовать и ис­пользовать соответствующую информацию или по край­ней мере способность интуитивно реагировать благодаря накопленному опыту в соответствующей области.

Это вовсе не означает, что теперь требуются способ­ности более высокого порядка, чем на ранних ступенях

технического прогресса. Те, кто сделал первый «форд», были талантливыми людьми. Братья Додж изобрели вначале велосипед и паровой катер. Их завод изготов­лял широкий ассортимент продукции, и в Детройте хо­дили легенды о том, как разыгрывалась фантазия брать­ев, особенно если они напивались. Александр Маль­кольмсон, ближайший партнер Форда, был преуспеваю­щим угольным торговцем. Джеймс Казенс, который в большей степени причастен к успеху предприятия, чем Генри Форд1, работал на железных дорогах, в угольной промышленности, а затем, уйдя от Форда, стал полицей­ским комиссаром и мэром Детройта, сенатором от рес­публиканской партии (штат Мичиган) и поддерживал Франклина Д. Рузвельта. Далеко не все из тех, кто ра­ботает сейчас в компании Форда, могут сравниться с людьми такого масштаба. Но сотрудники компании об­ладают значительно более глубокими знаниями в специ­альных вопросах, за решение которых они несут само­стоятельную ответственность.

Пятое. Неизбежным спутником специализации яв­ляется организация. Благодаря ей работа специалистов сводится к какому-то общему результату. Если специа­листов много, такого рода координация становится важ­ной задачей. Работа по координации деятельности спе­циалистов становится настолько сложной, что появля­ются специалисты по организации. Крупные и сложные хозяйственные организации становятся, даже в боль­шей мере чем машины, наглядным проявлением высоко­го уровня развития техники.

Шестое. Характер использования времени и капи­тала в современном производстве, специализация

1 Я неоднократно высказывался

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.