|
И Господь Бог услышал слова ваши, и разгневался и поклялся: «Никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим»; (Втор., 1, 34)
И на меня прогневался Господь за вас: «И ты не войдешь туда»;
(Втор., 1, 37)
После этого народ Израиля отправился в свое сорокалетнее странствование по пустыне, но и тут Господь был с ним:
«… ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой и страшной пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка». (Втор., 2, 7)
И проходил народ Израиля мимо братьев своих, потомков Исава, мимо Моава и других народов.
С тех пор, как мы прошли и Кадес-Варни и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род, ходящих на войну, как клялся им Господь Бог; да и рука Господня была на них, чтоб истреблять их из среды стана, пока не вымерли. (Втор., 2, 14-15)
После этого народ Израиля прошел земли Аммонитян, владение сынов Лотовых, и пришли в пределы Аморреев. И сказал Господь Моисею:
«Вот, Я начинаю предавать тебе Сигона, царя Есевонского, Аморреянина и землю его; начинай овладевать землею его»; (Втор., 2, 24)
И предал Господь Сигона и «сынов его, и весь народ его», и все земли Аморреев в руки народа Израиля, а затем в руки народа Израиля предал и Ога, царя Васанского. И сказал Моисей Иисусу, сыну Навина: «Что сделал Господь с этими двумя царями, то же Он сделает и с другими царствами, которые отдаст народу Израиля».
И молился я Господу в то время: «Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и силу Твою, и крепкую руку твою и высокую мышцу; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как твои, и с могуществом таким, как Твое? дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: «Полно тебе, впредь не говори мне более об этом»;
(Втор., 3, 23-26)
Ключевые моменты жизни и судьбы патриархов Авраама, Исаака и Иакова, а также судьба Моисея, определялись не только, и не столько их поступками в настоящей жизни, сколько необходимостью, поскольку они избраны Господом, соответствия тем будущим духовным вождям (а для Моисея и прошлым), прообразами которых они являются. Прошлое, настоящее и будущее связаны и взаимозависимы. Настоящее всего лишь мгновенье единства прошлого и будущего. Поэтому судьбы Моисея и Аарона были определены не только их ошибками, но и преломившимся через их судьбы, по воле Господа, прошлым и будущим человечества.
После того, как Моисей рассказал, как народ Израиля взял землю перед Иорданом и разделил ее между коленами Рувима, Гада и Манассии и стал станом у Беф-Фегора, он перешел к заповедям, законам и постановлениям, которые были даны Господом.
Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я сегодня научаю вас исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам в наследие; не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам сегодня заповедую». (Втор., 4, 2)
Обратим внимание на порядок перечисления повелений Господа. В устах Господа порядок следующий: заповеди, законы и постановления (или уставы), в устах человека порядок обратный: постановления, законы и заповеди, ибо человек перечисляет их так, как они встречаются ему на пути к Господу. Различие порядка следования в устах Господа и человека говорит о том, что эта последовательность имеет принципиальное значение. Три прохода между четырьмя столбами завесы двора являются (если смотреть из Святого Святых) справа налево путями заповедей, законов и постановлений. Для человека, идущего к Господу, порядок становится обратным.
Вот, Я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтобы овладеть ею; итак, храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, … . (Втор., 4, 5-6)
И призвал Моисей «хранить души свои, чтобы не забыть тех дел», которые совершил Господь на глазах их. Моисей напомнил народу, как стояли они у горы Хорив
И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятисловие, и написал его на двух каменных скрижалях; (Втор., 4, 12-13)
Первым, что объявляет Господь народу Израиля, являются десять заповедей. Эти заповеди Господь Сам объявляет всему народу, собравшемуся у подножия горы. Моисей еще раз повторяет людям об отсутствии образа Божьего, потому что знает эту коварную слабость человека, свойственную не только идолопоклонникам, создавать и поклоняться какому либо образу божества.
Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, … . (Втор., 4, 15-16)
Моисей, в который раз, говорит о том, что поклонение любому образу является отступлением от завета, подрывает связь народа Израиля с Богом.
Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы.
Лицом к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня; я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору. (Втор., 5, 2-5)
Моисей говорит о том, что Господь заключил завет не только с каждым отдельным человеком, но и с народом Израиля как целым, и это целое остается и живет, и помнит независимо от того, умирают ли одни люди и рождаются ли другие, не знающие предшествующих событий.
И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал мне Господь: «Слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе; все, что ни говорили они, хорошо; о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Втор., 5, 28-29)
Господь говорит о том, что когда человек впадает в грех, всегда существует надежда на последнее средство, которое должно быть в душе человеческой: страх перед Господом, Богом твоим. Страх перед Господом является лекарством, которое может вылечить грешную душу. Для грешника Господь – Владыка твой, если же ты пойдешь навстречу к нему, Он станет Учителем твоим и поведет по жизни тебя, и в познании Господа тебе откроется Слава и Величие Его.
Слушай Израиль: «Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоею и всеми силами твоими. (Втор., 6, 4-5)
Это главный принцип отношений с Господом, основной критерий правильного Пути Возвращения: при увеличении духовной близости к Господу человек, со все более возрастающей силой, ощущает Его единство. И наоборот, если для тебя Бог распадается на несколько образов, и ты начинаешь наделять их присущими Господу свойствами, то должен осознать, что путь твой ошибочен и уводит тебя прочь от Бога твоего.
Необходимо заметить, что если исчисление народа Израиля производится только по повелению Господа и особым образом, то с именем Господа употребляется только слово един, но, ни в коем случае, не «один».
Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, … (Втор., 7, 1)
Как уже отмечалось, число семь, как число дней Творения, в Священном Писании является неким периодом, знаменующим обретение очень хороших, или очень плохих свойств. Но и в случае самых плохих свойств существует мера деяний, которая должна исполниться, прежде чем наступит суд. Поэтому данные семь народов, о которых Господь говорил еще Аврааму, в своей духовной деградации дошли до самых низменных языческих культов с человеческими жертвоприношениями и были приговорены частично к уничтожению, частично к изгнанию. Моисей передает народу повеление Божие не вступать с этими народами ни в союз, ни в родство, чтобы народу Израилеву не погибнуть. Когда народ придет в новую землю, то ее необходимо очистить: разрушить жертвенники, уничтожить столбы и вырубить священные рощи, сжечь истуканов.
И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе; (Втор., 7, 12-13)
Слушать – значит принимать, хранить – означает помнить и ничего не прибавлять и ничего не убавлять, исполнять – следовать и руководствоваться ими в жизни. Далее раскрывается, что означает «хранить завет и милость к тебе». В этом благословении очень четко показана иерархия ценностей в отношении Бога к человеку, и отсюда видно, что нет выше отношений, чем отношения любви Господа к человеку и человека к Господу. Но эти отношения складываются, когда люди исполняют законы, хранят их и слушают Господа с искренним желанием и открытым сердцем. Тогда Господь благословит тебя во всех делах твоих, даст тебе множество потомков и благословит их. После благословения детей благословляются плоды земли, а из плодов земли выделяется хлеб, вино и елей, то, что вносится в Святое. И заканчивается все благословением даров животного мира: приплода крупного скота и овец.
Далее Моисей говорит о том, что исполнение заповедей Господа есть необходимое условие жизни, овладения землей и процветания народа.
И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек; одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.
(Втор., 8, 2-5)
Моисей призывает народ свой помнить весь пройденный путь, чтобы осознать свои ошибки и не допустить их повторения в будущем. Сорок лет продолжалось в народе воспитание веры в Бога своего, воспитание, которое проводилось вдали от влияния других народов. Бог воспитывал Свой народ, смиряя его непокорность и выковывая в нем духовное единство. В чем же состоял смысл этих испытаний, которым подвергался целый народ, на протяжении сорока лет? Народ должен был запомнить слово Господа своего, покориться воле Его и пронести данную ему истину о Пути Возвращения через тысячелетия, «не прибавляя и не убавляя» от того, что дано Всевышним. Народ должен был начать Путь Возвращения и стать хранителем этого Пути. Если для человека слово Господа также важно, как и хлеб, то судьба народа полностью определяется его духовным состоянием.
Господь кормил и поил народ Израиля, сохранял его здоровье и одежду. И вот наступает время для народа взять землю, которую Господь обещал их предкам: Аврааму, Исааку и Иакову, ибо «мера беззаконий» народов, живущих там, исполнилась. Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею доброю землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие и беззакония народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову; (Втор., 9, 4-5)
Моисей предупреждает, что народ Израиля ничем не заслужил этой земли, чтобы не возгордились они в будущем, ибо здесь не заслуга народа Израиля, а вина народов, населявших эту землю. Народ же Израиля – народ «жестоковыйный», который все время выступал против Господа, начиная с исхода из Египта, и много раз Господь хотел его истребить. Обратим внимание на то, что народ Израиля создавался для того, чтобы пронести духовную Истину в будущее, а вовсе не для того, чтобы наказать языческие народы, дошедшие до человеческих жертвоприношений. Поэтому обращение Господа к Моисею об уничтожении этого непокорного народа и создании от Моисея нового, более сильного народа, говорит о том, что с точки зрения возлагаемой на народ Израиля миссии, несколько веков не имеют значения.
Непокорство народа, его подверженность влиянию соседних народов, его постоянное недовольство говорит о том, что, несмотря на страшные свидетельства силы Божьей, свидетелями которой они были многократно, страха перед Богом в них не было. Такое духовное противостояние народа своему Богу бросало тень и на Моисея с Аароном, особенно когда народ поддался греху «золотого тельца», а Аарон не воспрепятствовал этому.
И на Аарона весьма прогневался Господь и хотел погубить его; но я молился и за Аарона в то время. (Втор. 9, 20)
В другой раз народ не поверил Господу и отказался идти брать землю, которую Господь дает в наследие, и Моисею пришлось снова молить Господа простить народ, и обречен он был бродить по пустыне долгие годы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|