Сделай Сам Свою Работу на 5

Я говорю вам о том, что случится, но вы не понимаете меня, для вас мои слова, словно слова в запечатанной книге. 3 глава





 

И познал Адам еще Еву, жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]. (Быт., 4, 25-26)

 

Обратим внимание, что люди стали поклоняться Господу, когда на земле стало более двенадцати мужчин. Именно в это время зародилось коллективное сознание человечества, и оно разбудило сознание отдельных людей. Результатом взаимодействия коллективного сознания и сознания отдельного человека и стало обращение к Господу уже на новом уровне. Коллективное сознание обладает огромным созидательным и разрушительным потенциалом, а какая из этих тенденций развития возобладает, во многом зависит от каждого отдельного человека.

После этого у Адама родились другие сыновья и дочери.

 

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. (Быт. 6, 1-2)

 

Была нарушена сама основа Творения: началось смешение духовного и материального мира. Пришедшие на землю учить людей, сыны Божьи, опустившись до людей и презрев законы Господни, смешались с людьми и принесли им знания, к принятию которых люди еще не были готовы. Эти знания люди стали использовать во зло себе.



 

И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. (Быт. 6, 5-6)

Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. (Быт. 6, 8)

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. (Быт. 6, 9)

И сказал Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».

(Быт., 6, 13)

За что же Господь решил уничтожить все живое на земле и, прежде всего, людей?

За дела, слова, мысли и чувства: «наполнилась земля злодеяниями», «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», и, как результат: «всякая плоть извратила путь свой на земле».



Выше мы говорили о формировании и исполнении образа. В данном случае нарушено его исполнение.

Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. (Быт. 6, 11-12)

 

Ввиду чрезвычайной важности вопроса, рассмотрим более подробно грехопадение людей.

Адам и Ева (два человека, в данном случае эквивалентны всему человечеству) сознательно совершили смертный грех, так как Господь предупредил их:

«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт. 2, 17)

 

Совершение греха и отсутствие раскаяния вызвало изгнание из рая и проклятие земли – первую мировую духовную катастрофу.

После рождения Каина и Авеля и убийства Авеля, три человека из четырех оказались поражены смертным грехом (Адам и Ева не раскаялись, и, следовательно, грех остался на них), что вызвало новое проклятие и изгнание их от лица Господа. Это вторая мировая катастрофа. Человеком была пролита кровь человека, поэтому при Возвращении этот барьер может быть преодолен только добровольной жертвой человеческой во искупление греха Каина и очищение человечества (в целом) от грехов.

После того, как Божьи сыны стали брать дочерей человеческих себе в жены и принесли людям знания, которые они стали использовать во зло, и стала «земля растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле», путь к цели Творения жизни на земле оказался нарушенным и Господь сказал:

 

«Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их». (Быт. 6, 7)



 

Таким образом, люди своими прегрешениями вызвали новую, третью мировую духовную катастрофу. Но, в отличие от двух предыдущих, в этом случае человечество было почти уничтожено, и уничтожено по воле Бога.

Происхождение человечества от Ноя, Бог рассматривал как сотворение нового человечества на новой, чистой земле. Об этом говорит следующее: первый лист, принесенный голубем, был масличный, но именно елеем освящают всегда новые храмы; Бог также благословил человечество и заключил с ним новый Завет; так как при сотворении мира, плодовые деревья были созданы в третий день, то после потопа людям было разрешено есть плоды только на четвертый год.

 

И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. (Быт., 6, 15)

 

Обратим внимание на единый принцип – принцип подобия построения ковчега Ноя и Скинии собрания. Ковчег Ноя имеет три вертикальных уровня для животных и человека, при этом для людей предназначен третий уровень. Дверь ковчега ведет на первый, самый нижний уровень, а отверстие, открывающее путь в небо, находится на третьем уровне.

В Скинии этому вертикальному разделению соответствует горизонтальное разделение на Святое и Святое Святых и Ковчег а отверстию ковчега соответствует крышка Ковчега завета.

 

Для существования человечества чрезвычайно важно знать то критическое число, то отношение людей со смертным грехом к численности человечества, при котором наступает духовная катастрофа. Причем, остальные люди также предполагаются грешниками.

Первое указание на существование такого числа находим у Захарии:

 

И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото … . ( Зах. 13, 8-9)

 

и, если учесть, что две трети это 0,666, то можно предположить, что число 666, фигурирующее в различных откровениях, (так называемое число зверя) является неправильно записанным числом 2/3, определяющим условие осуществления следующей мировой катастрофы. Обратим внимание, что это условие исходит из того, что на земле высшее духовное учение – Иудаизм. Как только человечество поднимается на новую духовную ступень, это число изменяется. Таким образом, следующая мировая катастрофа (если она состоится), как и предыдущие, будет делом рук человеческих, а Господь придет судить род людской за то, что опять жизнь на земле будет загублена.

После того, как Ной вошел в ковчег, воды потопа покрыли землю.

 

Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. (Быт., 7, 10-12)

 

Очищение земли от скверны греха производилось двумя водами, теми, которые шли через «окна небесные» и теми, которые дали «источники великой бездны». Таким образом, очищению подверглись как духовная сторона, так и материальная. Но, поскольку вода, как и свет, также представляет духовную истину, то эта истина находилась в двух формах, соответствующих небесным источникам и источникам бездн. При возвращении к Господу эти формы истины будут реализованы как Христианство и Ислам.

 

И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею …

(Быт., 7, 17)

По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и …

(Быт., 8, 6)

 

Сорок дней продолжалось очищение людей, находящихся в ковчеге, вода оторвала ковчег от оскверненной земли, «и он возвысился над землею», то есть, люди были очищены и отделены от земли, духовно возвышены. Все это время люди находились в закрытом ковчеге, чтобы не быть оскверненными. Действия Ноя, как нового Адама, несут в себе зародыш будущих событий, определяющих судьбу человечества.

 

И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. (Быт., 7, 21-22)

 

Отсюда видно, что развращение людей на земле было таково, что человек среди всего живого опустился на последнее место, даже после «гадов, ползающих по земле». Необходимо отметить, что гнев Бога не коснулся растительности на земле и животных в морях.

Когда воды потопа, покрывшие землю, стали убывать, ковчег остановился «на горах Араратских».

 

Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. (Быт., 8, 5-12)

 

После того, как ковчег остановился, и земля начинает освобождаться от воды, очищающей ее от скверны греха, все действия Ноя являются духовным провозвестием будущей судьбы его потомков. Начинается, как бы заново, сотворение мира, где Ной является представителем Господа. Сначала Ной выпускает ворона, что символизирует будущее Вавилонское рассеяние, последний этап Изгнания человечества, когда было разрушено единое духовное состояние его и оно, распавшись на народы с разными языками, рассеялось по земле. Затем Ной выпускает голубя, который является символом Духа Божия. В первый раз «голубь не нашел места покоя для ног своих» и возвратился в ковчег. Вспомним, что Господь в первый раз даровал Духа Святого семидесяти старейшинам Израиля, и стали они пророчествовать, но затем Дух был ими утерян. По своему духовному развитию они не смогли сохранить его, потому что они сами еще не были очищены до конца: процесс очищения еще продолжался, «ибо вода была на поверхности всей земли». Проходит время (семь дней), и Ной снова выпускает голубя из ковчега. Следующий раз голубь отсутствовал целый день, до вечера, и прилетел с масличным листом. Второй раз Дух Святой был дарован Господом ученикам Иисуса Христа в Иерусалиме и пребывал на них «до вечера», то есть до тех пор, пока ошибки христиан не увели их с пути истины. «Ной узнал, что вода сошла с земли», то есть христианство родило много духовно чистых людей, высокой праведности (во рту был масличный лист). Можно оценить, что время «вечернее» примерно соответствует полутора векам. Третий раз Ной выпускает голубя, и он не возвращается, значит, в третий раз Дух Божий снизойдет на людей, которые по духу и истине будут готовы сохранить его. Эти три нисхождения Духа Святого на людей связаны с первыми тремя этапами Возвращения, провозвестниками которых были патриархи Авраам, Исаак и Иаков.

 

Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. (Быт., 8, 13)

 

Ноев ковчег является прообразом Святилища Скинии Собрания: он имеет три отделения (Святое, Святое Святых, Ковчег), три входа: дверь, окно и поднимающуюся крышу, каждый следующий вход расположен выше предыдущего, и распределение тварей по чистоте в этих отделениях.

Когда сказал Господь Бог Ною выйти из ковчега, Ной вышел с сыновьями, затем вышли жены, все звери, скот, гады и птицы.

Потоп уничтожил первое коллективное сознание человечества, но праведность Ноя и беспрекословное подчинение воле Бога спасло его с семьей.

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею». (Быт. 9, 1)

 

Бог благословил людей и распространение их по земле, сделал подвластными людям зверей, птиц, пресмыкающихся и рыб, дал в пищу людям растения и животных и дал землю во владение, как Адаму и Еве.

Обратим внимание, что благословение Бога относится только к Ною и сынам его, но не к жене Ноя и женам его сыновей.

 

«да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;(Быт., 9, 2-6)

 

Ранее уже говорилось о тройственной основе человека, в соответствии с которой можно говорить о тройственной природе души: животной, растительной и духовной. В этой связи интересно отметить тройную систему кровообращения человека: артериальную, венозную и лимфатическую. Также тройственная основа человека проявляется и в сознании.

Господь говорит: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, …». Эти слова говорят о том, что зверь может убить только животную душу человека, которую Господь «оживляет» и возвращает Себе. В отличие от зверя, человек убивает в человеке и животную душу и человеческую, которую Господь также «взыскивает», то есть воскрешает и забирает. В отличие от убийства человека зверем, когда к Господу возвращаются все три компоненты души, в случае убийства человека человеком возвращаются только две, кроме животной. Смерть человека от руки человека играет очистительную роль для жертвы, кроме случая самоубийства. Вспомним, что первый убийца человека – Каин сам погиб от руки человека.

 

И сказал Бог Ною и сынам его с ним: « Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставлю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. ( Быт. 9, 8-11)

 

Разрешая после потопа использовать в пищу мясо животных, птиц и рыб, Бог вводит жесткое ограничение – запрещает употреблять в пищу кровь животных. Как уже говорилось выше, вся жизнь человека есть история борьбы духовного и животного начал в человеке, и эта борьба очень часто заканчивается поражением духа. Разрешая использовать в пищу мясо животных, которое превосходит по своим питательным свойствам растительную пищу, Бог, тем самым, резко сокращал время труда, затрачиваемое человеком на производство пищи. У человека оставалось больше времени для размышлений о Боге, окружающем мире и о себе. Но если употребление в пищу мяса животных возвышало человека над животным и давало ему дополнительную свободу, то употребление крови в пищу укрепляло животные инстинкты в человеке и сближало его с дикими зверями. Животных, по воле Бога, сотворила земля, и кровь их, как вместилище души, должна быть возвращена земле.

Новое человечество с новым коллективным сознанием произошло от сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета. Но грех людей шел вместе с ними, и когда Хам, посмеялся над отцом, Ной провидевший будущее, проклял Ханаана, сына Хама, усилив своим проклятием действие Промысла Божьего: «Пусть будет Ханаан рабом Сима!» Проклясть Хама Ной не мог, потому что на нем было благословение Божие.

 

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. (Быт., 9, 26-27)

 

До сих пор человек был пассивен, только выполнял повеления Господа, иногда нарушая их. И вот, впервые, Ной, своим пророческим взором проникнув в будущее и осознав его, произнес слова благословения в отношении Господа! Эти слова означают, что впервые человек начинает занимать активную позицию в создании человека. Ной от лица человечества сделал первый шаг к единству с Господом!

 

Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их. Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. (Быт., 10, 31-32)

 

Перечисление в Писании всегда идет в определенном порядке, по рангу, за исключением ошибок, внесенных переписчиками. Когда перечисление идет от человека в направлении Бога, то есть восходящем духовном порядке, то оно идет по нарастающей духовной степени: племена – языки – земли – народы. Из такой последовательности можно сделать ряд важных выводов, правил перехода, например, такой: племя, ушедшее из земли своего обитания, потеряет свой язык. Основной, наиболее прочной социальной ячейкой людей, ячейкой коллективного сознания, неразрывно связанной с местом их проживания, является род. Как видим из последовательности: роды – племена – народы, род стоит ниже племени. Род образно можно представить в виде дерева, он неразрывно связан с землей своего обитания. Если его вырвать из земли и пересадить в другое место, то это будет уже другое дерево, другой род. Обратим внимание, что категория народа выше категории земли, то есть, народ, ушедший в другую землю, может сохранить все, присущие ему характерные черты, в том числе и язык.

 

Двинувшись с востока, люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. (Быт., 11, 2)

 

Так как Эдемский сад располагался на востоке, то в результате изгнания потомки Сифа двигались с востока, уходя на запад, то есть все дальше и дальше от Бога. И обратно, движение на восток, к Эдему, символически означает духовное движение к Богу, путь возвращения, путь к единству. Движение на запад означает путь разделения: вспомним, что ветер с востока разделил воды Чермного моря, а ветер с запада их соединил. Однако, не надо считать, что путь на запад есть путь против Бога: направление движения, изменение материального мира происходит по законам установленным Богом. Человек изменяет мир и изменяется сам. Потенциальные возможности духовного развития человека и народа все время расширяются, но использование этих возможностей неуклонно падает.

 

Сим, Хам и Иафет стали отцами множества сыновей, от которых произошли разные народы, и на земле был один язык и одно наречие. Здесь словами «один язык и одно наречие» обозначено, прежде всего, то, что люди имели одно духовное состояние, сущностью которого было стремление не праведностью приблизиться к Богу, а просто возвыситься над землей и приблизиться к небесам, месту обитания Бога. Новое коллективное сознание находилось в «детском» возрасте, и духовное единство людей питалось, по-видимому, памятью о допотопной истории, когда жили на земле исполины, «это сильные, издревле славные люди».

 

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. Построим город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. (Быт., 11, 3-4)

 

В этом отрывке заложено два смысла: материальный и духовный. Смысл материальный связан с историческим процессом, направление которого идет от Сотворения мира, а смысл духовный связан с развитием, имеющим противоположное направление – к Началу мира, к духовному единству с Творцом. В плане историческом люди хотят воспрепятствовать этому процессу, который реализует Господь. Это желание не каждого отдельного человека, а желание народа, как качественно нового образования, точнее – коллективного сознания народа. Этот сверхразум знает (он обладает определенным предвидением), что будет рассеян «по лицу всей земли», но все равно вступает в борьбу с Господом. Эта борьба основана на следующем положении: город, то есть поселение с достаточно большим количеством жителей, окруженное стенами, имеет другую систему духовных уровней, чем то же поселение без стен. Этот же фактор играл определенную роль и в степени духовности христианских монастырей. Динамика коллективного сознания в городе гораздо выше, а значит, развитие идет более быстрыми темпами. Построение башни выражает уверенность в том, что в этом городе обязательно будут люди высшего духовного состояния, или, как тогда говорили – великие мудрецы. Вспомним слова Господа, сказанные пророку:

 

Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их. (Иер., 6, 27)

 

Слова Господа о том, что Он пророка «башнею поставил», означают, что духовное состояние Иеремии не просто возвышено более чем у других, но оно незыблемо утверждено Господом, не поколеблется и не падет. Это высочайшее духовное состояние пророка позволяет ему, будучи «башнею» - знать причины, а, будучи «столпом», и следить пути народа своего. Об этом же говорится в словах другого пророка:

 

«На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне». (Авв., 2, 1)

 

В данном случае, чтобы узнать слово Господа, пророк также должен находиться в высочайшем духовном состоянии: «стоя на башне». «Узнать», в данном случае, и есть то самое «слушать», которое содержится в словах Господа: «слушать, хранить и исполнять».

 

Однако вернемся к имени. Зачем же народу нужно имя, если он знает, что рассеется по земле? Дело в том, что имя нужно не отдельным людям, а существующему коллективному сознанию, которое и подвигло людей на это строительство. За это оно и было наказано: его раздробили на семьдесят частей.

Суть состоит в том, что наличие имени (как памятника в будущем коллективном сознании) является необходимым условием для формирования образа в будущем коллективном сознании. Вспомним Иова:

 

Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребье земли!

(Иов, 30, 5-8)

 

Таким образом, имя – символ определенного общественного статуса для отдельного человека, символ того, что человек включен в общество, то есть «записан» в коллективное сознание. Как только человек становится отверженным, изгоем, то о нем стараются не упоминать, и имя его, а, следовательно, и образ, постепенно исчезает из коллективного сознания общества.

До своего рассеяния народ занимает более высокий духовный уровень, чем после рассеяния займут его отдельные «осколки», и, создавая себе имя, он пытается воспрепятствовать взаимному отчуждению будущих народов. Но, по воле Господа, в назидание будущему человечеству этому городу было дано имя Вавилон, которое и до сего дня напоминает нам об уроках прошлого.

 

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: «Вот, один народ и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. (Быт. 11, 5-7)

 

Что же так огорчило Господа? После потопа прошло не так уж много времени, но какие цели ставят себе люди, едва начав возрождаться?

а) построить город и не рассеиваться по всей земле – вопреки воле Бога: «Заполни землю своим народом»;

б) построить башню, высотою до небес и прославиться этим, прославиться дерзким вызовом Богу.

Из Писания видно, что в это время у всех людей еще сохраняется представление о Едином Боге, причем, несмотря на потоп, это представление не о страшном Боге, который так жестоко наказал людей за грехи их, а о Боге Милосердном, к Которому они, как дети, стараются вернуться, но стараются вернуться не тем путем и вопреки Его повелениям. Вавилон был первой сознательной попыткой человечества на уровне коллективного сознания противостоять Богу.

Слова: «И сошел Господь посмотреть …» означают, что на короткое время Господь усилил связь с человеческим сознанием, проявился в человечестве в большей мере, чтобы более отчетливо высветились все человеческие помыслы и стали ясными мотивы, которыми руководствовалось человечество при постройке города и башни. Каждому духовному состоянию, в которое попадает человечество, соответствует определенная степень связи Господа с человеческим сознанием. Если считать, что слова «сошел Господь» и слова Господа «Сойдем же …» соответствуют каждый нисхождению на следующий уровень коллективного сознания, то видно, что уровень намерений (формирование образов) лежит выше уровня действий (исполнения). Исполнение здесь, как и ранее, производится в обратном порядке: духовный ранг категории «народ» выше ранга категории «язык», но исполнение начинается именно со смешения языка.

Ясно, что выполнение людьми своих планов только привело бы их к еще большему противостоянию воле Божьей, поэтому Господь пресекает все это в самом начале: смешивает языки и рассеивает людей по земле. Смешение языков означает еще и то, что Господь уничтожил духовное единство людей, что было основой их сопротивления Богу, и они стали чужими друг другу и рассеялись. Вавилонское рассеяние является четвертой мировой духовной катастрофой. Человечество прошло длительный исторический путь, и весь этот путь есть путь духовных потерь. Начиная с единства всего живого с Богом, после творения, человечество после Вавилона теряет даже единый язык, не говоря уже о духовном единстве. Человечество после Вавилонского рассеяния, потеряв духовное единство, которое поддерживалось близостью к Богу, потеряло вскоре и представление о Едином Боге, и стали развиваться языческие культы. История христианства показывает, что духовное единство людей намного сильнее всяких языковых различий. Но смешение языков имело и свою положительную сторону, так как на смену неосознанному единому противостоянию Богу, пришли языческие культы, которые являлись гораздо меньшим злом.

 

Прошли тысячи лет, и вот рассеянные народы начинают собираться в единое человечество. На какой духовной основе будет проходить этот процесс? Сейчас уже ясно определились две противоположные стороны: одна выступает за познание духовных законов и движение к Богу, другая – за их отрицание и противоборство с Ним.

 

Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Быт., 11, 9)

 

Чтобы понять суть этого предложения, рассмотрим восходящую по рангу последовательность из (Быт., 10, 31): племена – языки – земли – народы. Из ее анализа видно, что единство земли было основано на едином языке, о чем свидетельствует фраза «язык всей земли». При этом слово «язык» имеет два значения: собственно язык общения и общее духовное состояние. Слова Господа: «один народ, и один у всех язык» как раз и свидетельствуют, что коллективное сознание народа основано на общей земле и едином языке. Чтобы раздробить это единое коллективное сознание, Господь разбивает его основание: общую землю и единый язык, то есть смешивает язык и рассеивает народ.

* * *

Рассмотрим духовный смысл выше приведенного отрывка (Быт., 11, 3-4). Поскольку Господь выбрал народ Иакова в качестве «учителя», то есть народа священников для всего человечества, как отдельного человека выбирают в качестве учителя для народа, то он, по воле и под руководством Господа, должен был пройти все этапы Возвращения и провести через них все человечество. Но, вспомним, что народ Иакова получил только вторые скрижали, так как первые из-за греха золотого тельца, по воле Господа, были разбиты Моисеем. Это событие – лишение первых скрижалей и получение вторых, будет теперь проходить, повторяясь как прообраз различных событий, через всю историю этого народа. И первыми на этом пути станут события вхождения в землю обетованную: только второе поколение и только со второй попытки они войдут в нее.

Первым этапом на этом пути было преодоление Вавилонского рассеяния. Вспомним, что хотели люди в земле Сеннаар: «наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. Построим город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли». Камни – это люди, чье духовное состояние соответствует окружающим условиям, которые еще не подвергались испытаниям Господа. Кирпичи – это люди, которых Господь подвергал испытаниям, и чье духовное состояние формировал Господь. Если город соотнести с народом Иерусалима, а башню – с левитами и священниками, то видно, что Господь полностью исполнил пожелания человечества того времени, и целый кусок дальнейшей истории, но приложил их к еврейскому народу. Причем это относится как к историческому процессу, так и к духовному.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.