Сделай Сам Свою Работу на 5

Я говорю вам о том, что случится, но вы не понимаете меня, для вас мои слова, словно слова в запечатанной книге. 2 глава





 

В третий день земля, по воле Бога, породила образы растительного мира, а в шестой день земля породила образы животных. В течение шести дней творится сущностная основа материальной жизни. Земля, участвуя в создании человека, передала ему растительную и животную основу. Самим Творцом заложена в человеке возможность единства Бога и человека, духовного, растительного и животного мира. После сотворения образа человека началась стадия исполнения замысла по созданию всего живого в материальном мире на уровне Божественного Проявления, который далее называется Господь Бог. Последовательность исполнения Божественных повелений такова, что исполнение начинается с последнего повеления и кончается первым, как будто Исполнитель стоит лицом к Богу и движется по ступеням (исполняя повеления) к Нему: создал человека – насадил (устроил) рай – произрастил всякое дерево.

Вдохнув в человека дыхание жизни, Господь Бог передал человеку частицу Себя, но насколько великой была эта частица можно судить по тому, что она дала человеку не только пророческие свойства: провидя сущность животных и птиц, он давал им названия, но и приобщила его к творчеству. Таким образом, природа человека тройственна: животная и растительная основа передана землей, а духовная основа – Господом Богом. Вся жизнь человека есть история борьбы: сначала духа и животной основы, а далее духа и человека. Дух Господень, как искра огня, может тлеть, погребенный под грехами человеческими, а может разгореться в яркое пламя, которое будет светить не только самому человеку, но и другим людям. Пророческий дух был дан многим людям, но у большинства он погас, так и не превратившись в свет для народа, а у кого он становился пламенем, то его другие старались погасить как можно быстрее – уж слишком больно жгло оно людей грешных.



Обратим внимание на то, что в центре сада растут два главных дерева – дерево жизни и дерево познания добра и зла. Каждое дерево, посаженное в раю, должно было удовлетворять двум требованиям, отражающим духовную и материальную стороны: быть «приятным на вид» и «хорошим для пищи». Дело в том, что процесс питания должен удовлетворять духовные и телесные потребности человека. В соответствии с этими двумя сторонами формировались и два различных направления развития, представленные отдельными деревьями – древом жизни, и древом познания добра и зла. В действительности у человека не было понятий о добре и зле, так как они возникли много позже, но понятие разрешения и запрета ему было дано сразу. Древо жизни формировало духовное направление развития, а древо познания добра и зла формировало развитие через всестороннее познание материального мира. Однако развитие через познание материального мира не исключало возвращение на путь духовного развития, этот путь не был закрыт.



Мы знаем, что для растений необходимы вода и свет. Свет Бог сотворил в первый день, а воду деревьям давала река, которая полноводно текла только в Эдеме, а за ним она разделялась на четыре реки. Мы знаем, что свет есть образ истины, а как пользоваться этой истиной во благо людей дают духовные и нравственные законы, источником которых является Бог. Эти законы определяют духовный путь человека, которым определяется и вся жизнь.

Жизнь в Эдемском саду поддерживала река, которая не только орошала сад, но и служила, по воле Бога, духовным источником для всей земли. Разделение после Эдема этого духовного источника на четыре реки говорит о том, что полнота духовной истины, существовавшей в Эдеме, за пределами его, в мире, распадется на четыре духовных течения. Каждое из них в отдельности будет неполно и бессильно, и только на пути Возвращения, слившись вместе, в одно течение, они дадут людям возможность получить духовную силу для познания добра и противостояния злу. Только после слияния в единое духовное течение, по воле Бога, люди могут обрести первоначальную духовную близость к Господу и получить доступ к дереву жизни.



Сотворив человека, Бог дал ему власть над рыбами, птицами и другими животными, но не дал ему власти над себе подобными, не дал власти одним людям над другими.

 

И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

(Быт. 1,29-30)

Итак, Бог создал растительный мир и сказал, что это хорошо, морских животных и птиц, наземный животный мир и людей. Обратим внимание на то, что порядок действий, расположения предметов, перечислений в Священном Писании чрезвычайно важен, так как он отражает степени святости или духовного содержания, важности или близости, характер отношений и другие стороны взаимодействия Бога и растительного и животного мира, Бога и человека, Бога и народа. В дальнейшем, в Писании мы найдем этому многочисленные подтверждения.

 

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Быт. 1,31)

 

На этом период творения и воплощения замысла закончился, и наступила пора воспитания. Эта задача была выполнена уже на другом уровне Божественного проявления.

 

И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».Быт. 2, 15-17)

 

Таким образом, первому человеку, мужчине, была дана свобода воли, обязанность возделывать и хранить сад и единственная заповедь: запрет есть плоды дерева познания добра и зла. Труд в Эдемском саду являлся естественной стороной жизни и был первому человеку в радость. Учитывая, что сам человек был создан из пыли земной, то «возделывать его», развивать – значит изменять и себя, подчинять животное начало в человеке духовному, а ухаживать за растениями – значит развивать и совершенствовать познание истины при главенстве духа, ибо дух был дан Господом Богом.

Обратим внимание, что только что созданному человеку поручено «возделывать», то есть развивать и хранить творение. Вот и сейчас перед человечеством стоит задача – вернуться на духовный уровень Адама, чтобы развивать и хранить Божественное творение. Символически сад Эдема в этот период можно представить в Скинии собрания открытым Ковчегом Завета.

Но, как известно, каждый запрет связан с искушением его нарушить, поэтому дальнейшее творение человека состояло в его воспитании. Между человеком и Богом могут сложиться различные отношения:

а) добровольное взятие на себя выполнения заповедей. То есть человек идет навстречу Богу - значит, в человеке главенствует дух;

б) принуждение человека к выполнению заповедей путем поощрений (благословений) и наказаний (проклятий). В этом случае человек может выполнять их под страхом наказания, относится равнодушно к их исполнению или сознательно противиться – значит, главным в нем является животная основа.

Причиной падения человека явилось то, что на некоторое время животная основа человека возобладала над духовной. Этим мгновеньем и воспользовался змей, тварь пятого дня, отданная под власть человеку. Вот первые признаки борьбы за власть над миром, какое начало будет главенствовать над миром – духовное или животное.

 

И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». (Быт., 2, 18)

 

Слова Господа Бога «не хорошо быть человеку одному» отражают тот факт, что, поскольку творение и исполнение есть две разные стороны бытия, а мужчина создан для творения, то необходима женщина, образ которой уже был дан Богом, для исполнения.

Далее Господь Бог создает «помощника», то есть исполнителя: сначала берется ребро, а потом из него воссоздается все тело. Обратим внимание на два факта:

1. Воссоздание человека из ребра есть прообраз процесса Воскрешения.

2. Этот процесс Воскрешения, в данном случае, может относиться только к тем, кто достиг изначального духовного состояния, то есть принадлежит уровню ковчега Завета.

 

Интересно отметить метод исполнения, который носит универсальный характер. Этот метод состоит в разделении единого на две, или три качественно различные части. Назовем его расщеплением. Весь процесс творения начался с расщепления на небо и землю.

Таким образом, исходя из выше сказанного, женщина принадлежит процессу экзотерическому. В подтверждение этой мысли рассмотрим, в каком порядке Бог Всемогущий давал обетования Аврааму и Сарре:

 

Аврааму: «Я сделаю тебя отцом множества народов, и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя»;

Нисходящий ранг: множество народов – много потомков принесет духовный плод – народы (отдельные) произойдут от тебя – цари.

С понятием отца связано другое важнейшее понятие – дома. В обычном пространстве дом – это ограниченная часть пространства с особыми отношениями к человеку. В духовном пространстве дом – это род, живущий и после физической смерти своего основателя.

 

Сарре: «Я благословлю её и дам тебе от нее сына; благословлю её, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от неё».

Восходящий ранг: благословлю – дам сына – благословлю – произойдут народы и цари.

Обратим внимание на то, что впервые отдельно благословляется женщина, так как в шестой день Творения Бог благословил мужчину и женщину в их единстве, а после потопа Бог благословил только Ноя и его сыновей как глав семейств.

 

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

(Быт. 2, 19)

 

Вспомним, что «и назвал Бог свет днем, а тьму ночью» и т.д., а теперь Господь Бог привлекает и человека к процессу Творения. В этом то и заключается цель создания человека: быть помощником, хранить и развивать Божественное Творение.

 

 

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего». (Быт., 2,20 - 23)

 

Откуда же взял человек знание сущности животного мира, чтобы имена, данные им животным, выражали всю глубину их природы? Именно в этом случае и проявилась мощь духовного уровня коллективного сознания, черпающего истину в Духе Господнем, данном человеку. Познание сущности бытия определялось близостью к Богу, тесной связью с Ним.

Человек дает имена животным в определенном порядке, который свидетельствует об определенной их иерархии по родам. Эта иерархия возникла с момента их сотворения и определяется следующей последовательностью в порядке убывания уровня: человек – скот – птицы – звери. Однако, надо иметь ввиду, что человек этот, в данном случае Адам, находится на очень высоком духовном уровне. Все живое, а также предметы и явления материального мира в отношении мира духовного, разбивается на уровни, и эти уровни учитываются не только в жертвоприношениях, но и другими законами и постановлениями.

Господь Бог, создавая человека, дал ему свойство сомнения, потому что без него нет познания и нет творчества, а человек создавался как помощник в творении. Это свойство сомнения может быть даром, когда оно служит познанию и духовному развитию, но может быть и проклятием, когда оно овладевает человеком, искажает истину, и человек руководствуется им. Негативная тенденция сомнения преодолевается знанием или верой.

 

Обратим внимание на то, что Господь Бог сначала предложил человеку выбрать себе помощника среди животных, а когда человек не нашел его среди них, тогда только Господь Бог занялся созданием. Также, в сказанном человеком о женщине, говорится о кости и плоти, но отсутствует упоминание о духе, часть которого она взяла от мужчины.

 

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?» И сказала женщина змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». (Быт., 3, 1-3)

 

Необходимо еще раз отметить, что разумом был наделен не только человек, но и многие твари пятого дня, и змей в том числе. Они уже прошли огромный период эволюционного развития до появления человека.

Почему же змей обратился к женщине? Потому, что в мужчине был более силен Дух Божий, он был человек духовный, и он не поддался бы на хитрость змея, а в женщине преобладала животная основа и, по своей природе, она была ближе к змею, чем мужчина. Вот почему змей посеял в душе ее сомнение в отношении целей Господа Бога.

Слова женщины: «сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним» свидетельствуют о двух возможных духовных падениях: внутреннем духовном падении каждого из них, так и внешнем – падении отношений с Богом, между собой и с миром. Об этом свидетельствуют все их действия и слова.

 

И сказал змей жене: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3, 4-5)

 

«И увидела жена …», что, во-первых, «дерево» хорошо с материальной точки зрения – «для пищи», во-вторых, с духовной – «приятно для глаз» и, в третьих, делает человека мудрым. Но, как оказалось, путь к мудрости состоит не в нарушении Божественной воли, не в разрушении творения, а в следовании воле Творца, но прошедшие тысячелетия так и не научили людей этому. В основе человеческого поиска «мудрости» лежит расчленение, разрушение духовных истин, а в основе познания – разрушение материального мира.

 

«И открылись глаза у обоих …»

 

Нарушение запрета явилось причиной первой мировой катастрофы, катастрофы материальной и духовной, которая привела к замене сознания мира в человеке на сознание себя в мире. Если раньше люди осознавали весь мир в единстве, то падение родило в людях новые чувства, постоянные спутники греха, такие как страх и стыд. Сознание Адама пало с духовного уровня на уровень животный, и он, почувствовав в себе животную сущность, устыдился этого и опоясался листьями. Единство мира в человеке было разрушено. Человечество (в лице Адама и Евы) совершило смертный грех, и на пути Возвращения, человек же, с помощью Господа, должен этот грех искупить. Вернуться в первородное духовное состояние близости к Богу, единства мира, человека и Бога можно только путем очищения человечества и искупления греха его прародителей.

 

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

(Быт, 3, 14-15)

Заметим, что порядок назначения наказаний за нарушение Божественного запрета противоположен очередности «допроса».

 

И сказал Господь Бог женщине:

 

Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Быт., 3, 16)

 

Женщина, созданная «кость от кости» и «плоть от плоти» мужчины, в результате грехопадения была обречена на духовные и физические страдания и отдана в еще большую власть мужчины.

 

Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «Не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; тернии и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

(Быт., 3, 17-19)

 

Почему же Господь Бог сказал: «… проклята земля за тебя, …» ?

Господь Бог не мог проклясть Адама, так как его благословил Бог, поэтому Господь Бог проклял землю, из праха которой были созданы растения и животные, змей в том числе, и из праха которой был создан Адам. Таким образом, прах земной стал животной основой человека, а дух Божий – духовной. Когда женщина принесла красивые плоды, в человеке победило животное, оно подчинило себе дух. Это и есть первородный грех: потеря того духовного уровня, на котором был сотворен Адам, из-за главенства животного начала над духовным. С тех пор этот грех прочно укоренился в человеке. Он стал основой существования человека, народов и всего человечества. Важнейшим проявлением этого греха является стремление к власти человека над человеком, народа над народом. Эта власть может иметь различную форму – военную, экономическую, финансовую и т.д., но сущность ее остается той же.

 

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт., 3, 23-24)

 

Формирование образа и его исполнение являются двумя процессами, лежащими в основе существования духовного и материального мира. Вот и здесь это четко показано: «И выслал его …», «И изгнал Адама …».

Изгнав Адама из райского сада, Господь Бог не сказал, что Адам никогда больше не попадет в Эдем. Сказано лишь, что Адаму, вместо того, чтобы возделывать сад и хранить его, пришлось пойти обрабатывать землю, из которой он был «взят», то есть он должен был совершенствовать себя: подавлять свою животную основу и укреплять духовную.

 

О, что ты сделал, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим. (3Езд., 7, 48)

 

В этих словах пророка раскрывается глубочайшая истина, которая состоит в том, что связь Адама с Господом Богом осуществлялась на всех четырех уровнях, соответствующих непроизносимому четырехбуквенному имени Его, а разрыв этой связи с Господом Богом и наказание Им Адама уже как лавина прокатились по всем четырем духовным уровням. Эта пара, грех-наказание, могла остановиться только в язычестве, то есть там, где постоянная связь с Господом уже потеряна.

Адам был, прежде всего, первенцем, несущим образ человечества, и лишь потом первым человеком. Поэтому его вина, как потерявшего высший духовный уровень коллективного сознания, носила общий характер, а в его потомках наполнялась конкретным содержанием, которое они вносили, поэтому даже Вавилонское рассеяние несло в себе грех Адама в качестве первопричины. Господь Единый (в полноте своего непроизносимого имени) наказал Адама, и это наказание сказывалось до четвертого рода, и полностью было исчерпано только с Вавилонским рассеянием.

 

Теперь человека ожидал тяжкий труд и лишения на проклятой из-за него земле и, в конце пути, смерть. Именно в это время люди начинают совершать жертвоприношения. В основе института жертвоприношения лежит единство духовного и материального мира и положение человека, как гражданина двух миров. Если в начальный период они имели своей целью воззвание к Богу, обращение с просьбой к Нему, выражение благодарности, то во время становления народа Израиля, жертвоприношения поднимаются до покаяния и очищения от греха, ослабления животного начала в человеке и возвышения духа не только человека, но, прежде всего, народа.

 

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин земледелец. (Быт., 4, 1-2)

 

Ева, родив Каина, так была восхищена, что сочла это подарком от Господа. Но, как мы знаем, Ева не отличалась пророческим даром, ошиблась она и в данном случае. Господь, дав человеку свободу воли, не вмешивается в рождение, по крайней мере, первого сына. Каин был красивый и сильный, и он выполнил повеление Господа и, как первенец Адама, стал продолжателем его дела: возделывать землю. В то же время Каин, как первенец, является и духовным наследником Адама и несет на себе все благословения, данные Богом человечеству. То, что в Писании нарушен порядок повествования и сначала говорится о занятии Авеля, а потом - первенца Каина, говорит о том, что, в данном случае, мы имеем дело с циклом, то есть, определенным и завершившимся этапом в истории человечества: Авель погибает, Каин изгнан, фактически лишен первородства и большого влияния на линию развития человечества не оказывает.

Проклятие, ниспосланное на землю, очень быстро вернулось к человеку: Каин, видя, что Господь принял жертву его брата Авеля, пасшего овец, а его дары, в виде плодов земли, не принял, опечален и рассержен.

Пастушество, в духовном плане, в древнем мире стояло выше земледелия, так как пастух, во-первых, заботился о других живых тварях и, во-вторых, у него было больше времени для размышлений о мире, в то время как труд земледельца почти не оставлял ему свободного времени. Поэтому, когда сначала жертву принес Каин, как первенец, и его жертва не была принята, тогда Авель выбрал лучшее из стада своего и принес с чистым сердцем, что и было принято.

По своему статусу жертва Каина (растительная) выше животной жертвы Авеля, но главным в жертвоприношении является духовное состояние человека, приносящего жертву. Жертвоприношение выражает интуитивную уверенность человека в духовно-материальном единстве мира. Он жертвует материальное, чтобы усилить свою связь с Богом, свою духовную сторону, но результат зависит от искренности и глубины этого обращения к Господу.

 

Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не подымаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт., 4, 5-7)

 

Господь пытается остановить его, но Каин уже глух к увещеваниям. Господь дал человеку свободу выбора, и, в данном случае, Господь, показывая Каину два пути: путь праведности и путь греха, дает ему возможность осознать, к чему может привести его поведение: поддавшись греху, становишься рабом его. Господь пытается пробудить дух в Каине, помочь ему, дает человеку новую заповедь – твори добро, и предупреждает его, что если он не пойдет по пути добра, то рано или поздно он станет на путь греха. К чему приводит грех, Каин мог видеть на примере своих родителей Адама и Евы. Свобода воли для того и дана человеку, чтобы он мог выбрать себе путь и «господствовать над грехом».

* * *

Слово из Торы, переведенное здесь как «дверей», имеет также значение «отверстие». Что значит: «у дверей грех лежит»? Дело в том, что переход на другой духовный уровень осуществляется через некий «тоннель», «отверстие», «дверь». При этом переход на более высокий духовный уровень осуществляется не просто «случайными» добрыми делами, отсутствие которых может привести к духовному падению, а на основе сформировавшейся в душе системе духовных принципов, духовных законов.

Возможность падения, при отсутствии в душе этих принципов или даже добрых дел, и выражается словами «у дверей грех лежит».

* * *

Но, даже согрешив, есть еще возможность покаяться, но для этого человек должен преодолеть власть греха, должен господствовать над ним. Покаяние возможно лишь тогда, когда дух снова подчинит себе животное, живущее в человеке. Но, тщетно, грех уже овладел Каином, и первое убийство произошло. Конечно, Каин не знал, что такое смерть. Он ударил Авеля и ушел, и результатом стала первая смерть человека.

 

«Восстал Каин на Авеля …»

 

Причина убийства – ревность о Божественной любви. Конфликт, ставший основой религиозных войн. Далее на этой же религиозной почве конфликт Моисея с Аароном и Мариам, Моисея и Аарона с Кореем и т.д.

Проклят был землею Каин, но с тех пор убийство прочно поселилось среди людей. Если грех Адама и Евы привел к изгнанию из рая, но их общение с Господом не прекратилось, то грех Каина привел к изгнанию людей от лица Господня, что явилось второй мировой духовной катастрофой. Духовной катастрофой потому, что грех Каина отбросил от общения с Господом также Адама и Еву. Люди становились все дальше и дальше от Бога, и их подверженность греху усиливалась. Каин же был наказан еще более сурово: был изгнан с «лица земли», стал скитальцем. Какое значение имело для людей того времени общение с Господом, показывают слова Каина:

 

Наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. (Быт. 4, 13-15)

 

Очень важно понять слова Каина: «Ты теперь сгоняешь меня с лица (с поверхности) земли, и от лица Твоего я скроюсь …».

Вспомним, что жизнь людей определяется уровнем коллективного сознания, к которому они принадлежат, другими словами – их единым сознанием, сформированным на общей базе духовных принципов. Образ и подобие Божие и означают, что совокупность этих принципов и уровни коллективного сознания, которым они соответствуют, принадлежат Богу.

Духовное расположение уровней (ранг) до вины Каина условно было таким: Бог – бывший уровень Адама – Каин – земля. Теперь же, после изгнания Каина со своего духовного уровня, он стал таким: Бог – бывший (теперь пустой) уровень Адама – бывший (теперь пустой) уровень Каина – земля – Каин. Таким образом, Каин, находившийся на духовном уровне, располагавшемся выше духовного уровня земли, оказался на уровне ниже духовного уровня земли и потерял прямую связь с Богом! Именно это и означают приведенные выше слова. Смысл же оригинального текста Торы ещё более глубок!

Слова Каина свидетельствует о том, что общение с Господом, видеть лице Господне, стоит всего, даже близости родителей, которых Каин также должен был покинуть! И память об этой близости к Богу жила во всех следующих поколениях. Эта память жива и сейчас, и она дает людям надежду и силы, чтобы обрести это состояние вновь.

 

И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Быт., 4, 15)

 

За Каина должно было «отмститься всемеро», потому что Каин до своей смерти оставил еще шесть поколений потомков. Важно отметить, что каиниты прошли через потоп в лице Ноемы, жены Ноя. Таким образом, семья Ноя несла в себе черты двух ветвей человечества: ветви Каина и ветви Сифа.

Каин был изгнан, и проклятие ушло с ним.

 

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. (Быт., 4, 16)

 

Таким образом, Каин поселился на востоке от Эдема, в отличие от Адама и Евы, которые жили с западной стороны. Убийство Авеля духовно раскололо человечество на две ветви, одна из которых символически уходила на восток от Эдема, а другая – на запад. Эти ветви должны соединиться лишь при искуплении греха Каина.

Понятия «востока» и «запада» ранее, здесь и далее часто используются не в географическом, а в символическом, духовном смысле. Восточная ветвь, ветвь каинитов, наследовала дар образного мышления, который проявлялся в различных творческих находках, но развивать и совершенствовать их они умели плохо. Западная ветвь, напротив, имела дар исполнения, последовательного целенаправленного совершенствования.

Вскоре у Каина родился сын, и далее от него произошли скотоводы, строители, музыканты и бронзовых и железных дел мастера. Ветвь Каина, первенца Адама, несла на себе благословение, данное ему, и оно проявлялось в наличии творческого начала у его потомков.

Но и проклятие жило в этом народе, и в седьмом поколении от Адама один из потомков Каина, став невольным его убийцей, Ламех, сказал своим женам:

 

Послушайте голоса моего, жены Ламеховы! Внимайте словам моим: «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». (Быт., 4, 23-24)

 

Ветвь Каина оставалась на земле, но проклятие всегда сопровождало их, какие бы могучие цивилизации они не создавали. Склонность к убийству и человеческим жертвоприношениям превышала «меру зла» и он исчезали, по историческим меркам почти мгновенно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.