Сделай Сам Свою Работу на 5

III. ПОСЛЕДНИЙ ВЫБОР И ШАНС РОССИИ





 

Русский человек, пройдя через все национальные унижения, беды, лишения и страдания, должен найти в себе духовное начало и утвердиться в нем, постигнуть и принять свое духовное естество и призвание; и только тогда перед ним откроются двери в грядущую Россию.

И. Ильин

 

«Когда приходится спасать свое отечество...»

 

К сожалению, и до сих пор еще многим остается непонятной простая истина: либо мы погибнем, медленно догнивая на нынешнем больном корню некогда могучей, но ныне едва живой российской государственности, — ничего не меняя ни в самих себе, ни в окружающей нас жизни, либо все-таки, несмотря ни на что, воссоздадим религиозно осмысленную, национальную Россию как многонародную Империю — со своими национально же ориентированными, освященными Церковью институтами власти, со своей ответственной Народной полицией, со своей Русской армией, верной заветам не преступников и изменников России — типа Чапаева и Тухачевского, травившего тысячи русских восставших крестьян газами в тамбовских лесах, но заветам Александра Невского и Суворова, Колчака и Деникина, всегда честно противостоявшим — по требованию христианской совести и долгу русского православного воина — врагам родной им Святой Руси.



Многие всё еще никак не могут себе уяснить, что именно сейчас мы становимся перед нашим последним выбором: или мы окончательно рухнем в апокалипсическую бездну и окажемся вообще вскоре стерты с карты Восточного полушария — как нация, или же восстановим себя как единственное в своем роде современное христианское государство: без грабительских закулисных «семей» — но с мощным «средним классом»; без тех, советского и постсоветского типа «чекистов», среди которых немалое число— по духовной слепоте, а больше по историческому невежеству — остаются еще наследниками злобного лицемера и яростного русофоба Ф. Дзержинского; без набранных порой из них же «охранных» банд, обслуживающих «семейных» и «силовых олигархов», — но с крепкой службой государственной безопасности, действительно служащей истинной, православно-имперской, а не ленинско-сталинско-андроповской (и т. д., и т. п...) России.



Именно уже теперь встает перед нами — со всей неотвратимостью и во всё более страшный свой рост — насущнейшая задача выбора: или постепенно провалиться в бездну исторического небытия, или же возродиться заново, в качестве по-новому осмысленного великого Русского государства — без «праздно болтающих» о своих пустышках «свободы» политиканов-«демократов» (этих, чаще всего, ловко перекрасившихся бывших комсомольских и партийных шкурников-активистов, изображающих теперь сверхпринципиальных свободолюбцев и прогрессистов), государства со строгой законностью, блюдущей не только права и свободы, но и обязанности российских граждан; наконец — государства без коммунистических и прокоммунистических «красных патриотов» и «нац-болов» (в политической перспективе столь же бессмысленно-вредных для России, как «хунвейбины» Мао для Китая, «че-геварцы» для Южной Америки или же коммунистические энтузиасты-«полпотовцы» для Камбоджи), но с мощным, подлинно русским (а не просоветским — духовно фальшивым и абсолютно провальным) патриотическим движением...

Нам необходимо восстановить Россию — как страну, где любят ее прекрасный древний христианский образ, где почитают ее веру и ее культурное наследие, где ей служит власть, возрождающая и укрепляющая народное дружество, уважающая собственное национальное достоинство, — власть подлинно русских патриотов и всех тех, кто желает помогать им в устроении Русской земли!

Сегодня нам для этого нужны: национальная всенародная воля, возрождение веры и духовное руководство Церкви теми многими и многими россиянами, которые ждут и готовы его принять. Нам необходимо действительно общенациональное движение в защиту восстановления законных (всех и любых!) форм российской, досоветской — жизни и государственности; нам нужны всё еще существующие преданные Отечеству политики, экономисты, духовно просвещенная часть русского офицерства, деятели науки и культуры; нам нужны поддерживающие возрождение России и искренне любящие Россию (а не только свои карманы) промышленники и предприниматели.



Нам нужны патриотически настроенные представители СМИ — при безотлагательной, самой решительной и прямой ликвидации государством всех видов и направлений тех телеструктур, что изо дня в день занимаются растлением нации и фактически являются подрывными по отношению к подлинной российской государственности и всем ее основам. Вообще, пожалуй, уже пора подумать и о принятии фактически осажденной ныне страной весьма и отнюдь не политкорректного (!), но явно уже становящегося всё более необходимым, вполне конкретного закона о подрывной деятельности, используя, например, в качестве идейного да и практического образца объективно вполне положительный исторический опыт «самого демократического государства в мире» — США...

Далее. Нам нужна не просоветски, не с обрывками недоизжитой совковой идеологии, а осознанно пророссийски, в основной массе своей христиански настроенная армия722 (притом — с предельно благожелательным отношением в ней к любым иноверцам) — с преимущественно опять же традиционно-православным офицерством, армия, которую ныне под видом всевозможных проектируемых, весьма туманных реформ стремятся по возможности разоружить — и морально, и физически, и стратегически — проолигархические резиденты во властных вообще и в армейских, в частности, госструктурах. Думается, нам нужна, если понадобится, и действующая в необходимый для защиты страны критический момент — для противостояния существующих у нас антинациональных по всей своей внутренней сути сил — общенародная, патриотически и православно чувствующая и думающая национальная гвардия...

Но главное, нам нужна твердо и ясно высказанные наконец самим государством — в первую очередь в лице, возможно, и нынешнего Президента — смыслы и цели самого существования нашей страны, равно как и намечаемые пути их достижения! Ибо только тогда все наиболее способные к волевым «пассионарным» и государственнически-эффективным действия народные силы решатся и смогут помочь восстановить законность и порядок в стране, пресечь коррупцию и нередкое ныне чиновничье предательство национально-государственных интересов России, смогут провести в жизнь определенную и осмысленную пророссийскую программу действительно всенародно принятых к исполнению конкретных действий Президента и всех правительственных структур.

Все они, все мы в итоге должны, несмотря ни на что, ни на какое противостояние, создать политические и экономические условия для укрепления и развития социально-ориентированного (и это — прежде всего!) российского хозяйства, то есть такого хозяйства и хозяйствования, которые учитывали бы в первую очередь жизненные, жизненно-обеспечивающие (причем — на достойном, а не на «остаточном» уровне) интересы самых широких слоев нашего общества.

Ибо стыдно и невозможно — и далее жить в стране, которая, всё явственней разлагаясь и морально и материально, существует в подобном страшном своем состоянии по воле лишь нескольких десятков олигархов, под присмотром их же приказчиков (в виде якобы демократических институтов современного режима власти в России); стыдно жить в стране, где 92 процента всей собственности принадлежит 15 процентам населения — фактически нравственным отщепенцам и предателям своего народа!

И действительно, как пишет один из современных российских политологов, «...Стыдно в деградирующей стране иметь 33 миллиардера, совокупное состояние которых составляет 172 млрд. долл. и почти равно размеру золотовалютных резервов всей страны, составляющих более 200 млрд. долл... стыдно иметь государство, где ещё и 60 млрд. долл. Стабфонда, и 25-процентный профицит госбюджета?».

Но пока похоже, наверху считают — по одной из старых, бывающих порой весьма циничными пословиц, что «стыд — не дым, глаза — не ест»...

Хорошо, если необходимые процессы оздоровления страны окажутся возглавлены теми представителями уже существующей власти, которые, осознав и поняв наконец все особенности традиционной государственной органики подлинной России, до предела души и сердца ощутив все беды и горести родной страны, смогут наконец решительно встать на патриотический путь: тогда процессы эти смогут пройти гораздо спокойней, естественней и, главное, — социально и политически безболезненней.

Плохо, если в верхах так и не найдется сознательно пророссийски ориентированных государственных деятелей, с необходимой глубиной понимающих весь трагизм сложившейся для русского народа ситуации и способных разорвать существующий ныне порочный круг во многом всё ещё остающейся попросту антинациональной, антироссийской политики сегодняшней власти.

Плохо, если верхи, в том числе — и в первую очередь — сам Президент, так и не поймут, что не только низы более «не хотят», но и сами они уже все более и более «не могут»: не могут обеспечить далее ни развития, ни попросту сохранности нашей страны — оставаясь и впредь послушными выразителями чисто олигархических интересов, опираясь и далее на сплошь коррумпированные проолигархические, эгоистически и антинационально действующие круги.

Плохо, если они так и не поймут, что в России сегодня уже нарождается потенциально чрезвычайно творческий, национально ориентированный «средний бизнес», постепенно становящийся всё более «крупным», но чей естественный органический рост ограничивается ныне самой же нынешней властью, которую этот предпринимательский «средний класс» со временем и попытается похоронить в конце концов под ее же обломками! Это — объективный ход исторического развития всенародной России, которая вовсе не собирается погибать из-за кучки нахрапистых «псевдокапиталистов», присосавшихся ныне к самым разнообразным «краникам» общегосударственного природного достояния.

И в этом смысле безусловно прав уже упоминавшийся выше, достаточно практично мыслящий экономист М. Делягин, отмечающий, что «средний бизнес в целом уже аккумулировал ресурсы, необходимые для прорыва с регионального уровня на общенациональный и далее на международный. Именно этот прорыв высвободит колоссальную накопленную и подспудно пережигаемую энергию нашего общества и сможет, как представляется, стать источником и содержанием не просто ускорения общественного прогресса, но комплексной и качественной модернизации всей России».

Это тем более необходимо и тем более безотлагательно, что за последние пять лет у нас «сложилась политическая система, не просто органически не способная к развитию, но неуклонно и слепо разрушающая сама себя безумной, но тем не менее являющейся ее закономерным порождением социально-экономической политикой. Ее крах в ходе предстоящего системного кризиса представляется неизбежным, и всё будущее нашего общества зависит от того, удастся ли в момент этого краха провести комплексную политическую модернизацию и оздоровить государство, создав тем самым предпосылки для проведения разумной политики и постепенного оздоровления как экономики, так и всего общества в целом.

Альтернатива проста, очевидна и ужасна: не просто территориальный распад России, но и, возможно, ее полная и окончательная гибель».

Если же власть предпочтет и далее прятать голову в песок, видя поднимающуюся на горизонте и двигающуюся на нее (на нас!) экономическую пропасть и, соответственно, социальную бурю, то ситуация тогда в стране безусловно окажется способна — и безусловно выйдет! — из-под любого контроля... В итоге: не мирное христианское устроение нашего столь уже долго несчастного Отечества, но — и это прямо и честно следует сказать — новая гражданская война, к тому же наверняка отягощенная внешней интервенцией и межнационально религиозным противостоянием внутри страны... Однако — не хватит ли с нас крови?!

Повторим: России для ее спасения нужна вовсе не очередная злобно-слепая революционная разборка, а широко поддерживаемое скраденным и измученным народом зрячее, зрящее в самый корень дела, общенациональное освободительное (в первую очередь в духовном смысле, а затем и в политико-экономическом) движение. Его могут, конечно же, возглавить решившиеся в конце концов довериться народу и поддерживаемые им нынешние известные государственные деятели; если же нет — то его исторически вынужденно возглавят всегда в конце концов посылавшиеся России Божественным Промыслом ее Минины и Пожарские, то есть всё те же представители патриотически ориентированных общественных кругов — в первую очередь «среднего предпринимательства» и «силовых структур», спасших страну в период «Первой Смуты» XVII века и которым придется в крайнем случае сделать то же самое и в период нынешней — «Второй»).

Только единство идеалов и интересов всех национально-государственнически мыслящих сил: русских (это определение несёт здесь отнюдь не узко-шовинистическое, а широко-идейное содержание) предпринимателей, русских политиков, русских деятелей науки и культуры, действительно преданных России представителей русского офицерства, всех живых сил российского народа, сплотившихся перед лицом надвигающейся на нас катастрофы, — и может создать такое общенародное движение. В свою очередь только оно и способно дать нам возможность в самом прямом смысле освободиться от неправды всей нашей сегодняшней жизни, принесенной на Русскую землю ее растлителями — большевиками и выпестованными ими, глубоко безнравственными, жадными, абсолютно безродными и безыдейными политиканами последующих поколений «коммунистов-ленинцев», — освободиться от тех, кто, неизменно оставаясь духовными врагами подлинно русского народа, неизменно десятилетиями разлагали, убивали и обкрадывали Россию, чтобы в конце концов полностью ее развалить, попутно окончательно — со свойственными им лживостью и цинизмом — растащив и разграбив, но теперь уже под фальшивыми «демократическими» лозунгами.

О таком повсеместном типе современных, абсолютно бессовестных постсоветских, посткоммунистических управленцев (в значительной мере и распоряжающихся сегодня Россией) в свое время неоднократно говорил И. Солоневич. В частности, он указывал на то, что во время второй мировой войны немцы в захваченных ими регионах России фактически оставляли ту же самую систему управления и поборов, что существовала и при большевиках, даже зачастую назначая именно бывших коммунистов, оказавшихся в оккупации, на посты тамошних административных «немецких надзирателей» — как хорошо знавших местную экономическую и общественную специфику и лучше немцев управлявшихся с подчинявшимся им и ранее населением726. Как пишет И. Солоневич, рассматривая опыт использования оккупантами представителей советских кадров — пресловутых «винтиков» сталинского госаппарата: «Рядовые винтики этого аппарата, оставшиеся у немцев, очень скоро убедились в том, что при немцах даже и воровать гораздо проще, чем при Сталине: такого контроля, какой был при ОГПУ, при гестапо еще не было. Рядовым винтикам было все равно: чи Сталин, чи Гитлер — были бы власть, портфель и пост. Это не новое открытие. Те люди, которые еще помнят мою "Россию в концлагере", вспомнят и тот прогноз, который был сделан там: идет борьба между старыми идеалистами коммунистами (товарищи Шац, Королев, Чекалин и пр.) и "молодой сволочью" (Успенский, Якименко, Видеман), — и молодая сволочь старую гвардию съест. Прогноз был сделан в 1934 году. И в нем было сказано: товарищи Шацы — уроды и недоноски, но какая-то идея у них все-таки есть, у "молодой сволочи" никакой идеи и в заводе нет. Вот на нее и ставили ставку [равно. — Г. М.} и ОГПУ и гестапо: это самый подходящий человеческий материал. Единственный человеческий материал, готовый жечь, вешать и пытать во имя портфеля, все равно какого — сталинского или гитлеровского...

Я очень боюсь, что рядовому энтузиасту эти мысли в голову не приходили...».

В значительной мере очередная генерация точно такой же, абсолютно равнодушной к каким-либо идеям, «молодой сволочи», как мы имели печальную возможность наблюдать, и развалила вчера (под лозунгами якобы «демократии» и «свободы») их же собственный «СССР», а сегодня стремится управлять так называемой «РФ»; подлинная же Россия им и на дух не нужна, и вообще она для них — в самом прямом смысле полный «финиш»! Недаром, говоря о политической дальнозоркости только что цитированного политолога, один из современных исследователей и издателей его творчества, пишет: «Главнейшей же опасностью после падения коммунистов в России И. Л. Солоневич видел советских партийцев и бюрократов, которые, при совершенно атомизированной [т. е. разобщенной, духовно-личносто разъединенной и неорганизованной. — Г. М.] народной массе, окажутся в постсоветской России единственной организованной силой, могущей под другими политическими вывесками установить свой новый режим власти... К сожалению, этот пророческий политический прогноз реализовался на наших глазах в совершенно конкретные, реальные очертания».

Повторим: существующий ныне режим в России — в своей политико-экономической основе безусловно есть в целом режим в самом прямом государственном смысле — по степени своей вопиющей антисоциальности — антинародный вообще и антирусский в частности. Он в принципе изначально был асоциален — это его родовое «парт-номенклатурное» свойство, а потому в результате вполне естественным и закономерным образом оказался полностью антисоциален.

И столь же безусловно нет никаких оснований идеализировать хоть кого-то (снизу — и до самого верха!) из лиц, наличествующих ныне в реальных властных структурах: пора бы уж россиянам стать менее наивными и более искушенными в современной политике, поняв, что практически все представители современных высших эшелонов власти (снизу и до самого-самого верха!)— в большей или меньшей степени — являются сегодня заложниками и приказчиками того, властвовавшего и ранее в СССР, нынешнего «пост-цековского» и «пост-кагэбэшного» слоя общества (по сути — класса]), который напрямую и предоставляет полномочия каждому назначаемому этим слоем «новому» правительству — притом, увы, преимущественно ради своих самых примитивно-людоедских, сугубомеркантилъ-ных интересов.

И это — мнение не только пишущего настоящие строки.

Вот что говорит, например, о современном политическом положении России один из известных наших политологов-телеобозревателей: «У нас есть только две возможности. Одна — полностью отказаться от статуса великой державы... Весь "либерально-демократический" фланг давно уже защищает эту идею: "Какая Россия — великая держава?! У нас низкий ВВП, низкий уровень жизни, мы должны лечь под Америку, и она от нас отстанет", — я почти цитирую одного из олигархов.

Это большое заблуждение: Россия США нужна не как сателлит, а как земля для освоения. Россия — слишком лакомый кусок... Америке невыгодно наличие такой большой страны в центре Европы. Как только американцы установят контроль над российскими ядерными объектами... мы фактически подпишем нашу геополитическую капитуляцию.

После этого они займутся расчленением России».

Второй же возможный для нас выбор — это «утвердиться в мировой политике в том качестве, в каком она была на протяжении всей истории — как самостоятельный центр силы, имеющий хорошие отношения с другими центрами силы и не находящийся в конфронтации с ними», то есть как абсолютно суверенное и вполне самодостаточное государство. Тот же обозреватель касается и оценки политики в этих условиях, проводимой непосредственно самим Президентом: «... Очень многие в правящей элите США и Англии уже видят Россию как подчиненного сателлита, как освоенное пространство — политическое, идеологическое, экономическое, ресурсное.

Владимир Путин был и остается популярен в России, потому что его народ воспринял как противника этой тенденции и носителя идеи самостоятельности России...

От Путина, конечно, ожидали государственнической линии. Но он пошел крайне противоречивым путем. Он попытался объединить две линии для России, в принципе необъединимые. Он пытается сделать Россию самостоятельным центром силы, что следует из его слов и дел, но при этом действует нерешительно, неуверенно... избрав правильную цель, движется к ней непоследовательно...

Общество дезориентировано, не понимает, что происходит... провозглашено одно — а делается другое... Пора определиться с выбором...

Путин до сих пор остается Президентом Надежд, хотя их остается все меньше. Если он станет президентом несбывшихся надежд — он рухнет. Но с ним может рухнуть и надежда на сильную и процветающую Россию».

Это, конечно же, явный перебор — от той или иной позиции одного человека, пусть даже и Президента, глобальная политическая ситуация в стране не поменяется, хотя несостоявшихся очередных надежд, пока связываемых с ним со стороны части общества, будет безусловно жаль.

И тем не менее следует сказать о складывающейся вокруг него государственной ситуации достаточно прямо. Сегодня сама жизнь ставит перед Президентом единственный вопрос: с кем он останется — с олигархическими антинациональными, или глубоко равнодушными, или же прямо враждебными российскому социуму силами, представители которых и до сих пор чрезвычайно активны во многих властных структурах, или же — с народом, с Россией, найдя, наконец, в себе силы, оперевшись на нацию, разорвать свою прежнюю вынужденную связь с недоброжелателями нашей страны и перестать быть их заложником?.

И это тем более неизбежно (если, конечно, он стремится быть настоящим Президентом), что на большинство участников нынешнего проолигархического политико-экономического процесса, явно, по сути, прозападное по своим мировоззренческим установкам, и на их какую-либо помощь ему полагаться не приходится.

Недаром именно так оценивает ситуацию сегодня, в частности, и Церковь, прекрасно понимая подобный характер современной «российской» властной элиты в целом. Как высказался в одном из недавних своих интервью заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей, протоиерей Всеволод Чаплин: «власть боится ссор с Западом, который нервно и подчас даже истерически реагирует на подлинное объединение людей на религиозной и вообще на традиционной основе. Наши государственные деятели должны, наконец, сделать выбор между либеральными реверансами в сторону Запада и интересами народа России. Такая двойственность хороша в мирное время, а не когда идет информационно-политтехнологическая война. Главным источником государственной политики должны стать мнение собственного народа и его общественные действия». Однако, напротив, мы видим, что именно ориентация на Запад и его вульгарные гедонистические ценности остается ведущей шкурной идеей чуть ли не большинства представителей властной элиты, и, как продолжает о. Всеволод, «... многие высокопоставленные чиновники парализованы страхом перед Западом — арест счетов, лишение возможности въезда», что вполне иллюстрирует слова Спасителя: «Где сокровища ваши, там будет и сердце ваше».

В связи со сказанным — немаловажный вопрос: есть ли среди высших эшелонов современной (пока лишь только «как бы» российской) власти представители действительно патриотического направления, которым всерьез не безразлична их страна и которые в конце концов окажутся готовыми ради ее спасения на самые решительные действия или хотя бы поддержать того, кто их предпримет? Не все ведь и там — только безбожники, проходимцы и хапуги... Так не бывает... Можно быть уверенным, что многие из нынешних чиновников просто вынуждены обстоятельствами судьбы играть по тем правилам общей коррупционной игры, которую они с удовольствием бы прекратили, но — боятся! Ведь коррумпированный бюрократизм и полнейшее беззаконие ныне охватили практически все сферы жизнедеятельности общества. И тот, кто решится выступить против этого положения с открытым забралом, безусловно окажется в положении российской Жанны д'Арк!

Способен ли на это, например, нынешний Президент? Похоже на то, что внутренних духовных сил, чтобы «по-русски» наконец разобраться с разорителями страны, пока у него нет. И появятся ли они, судя по уже долго тянущейся и при нем (и всё возрастающей) критической ситуации — к сожалению, очень большой вопрос.

К тому же в современных криминально-политических условиях одному такую задачу никак и не решить. Здесь безусловно необходим круг единомышленников, среди которых могут быть не только действительно не равнодушные к судьбе своей Родины, но даже и те, кто всего лишь уже очень испугались разверзающейся перед страной пропастью, в которую неминуемо рухнут и они сами...

Стране нужен своего рода «Комитет национального спасения» однако, обязательно с ответственным его возглавителем, способным единолично (целеустремленно и бесповоротно), при общей поддержке нации, не обращая внимания на вопли немногих крикунов от насквозь фальшивой их «демократии», взять на себя всю ответственность за выведение России из ее сегодняшнего смертельного кризиса. Сможет ли стать таким возглавителем Президент?.

Для этого лишь необходимо, решившись наконец на реальные действия, обратиться прямо к народу, объяснив ему весь катастрофический характер нашего положения и получив от него в ответ санкции на самый жесткий режим восстановления страны как великого Российского государства. Народ поймет и поддержит...

Другое дело, что весьма большим вопросом остается: есть ли в нынешних властных структурах достаточно ясно понимающие это люди и есть ли уже ныне те необходимые политические и патриотически-мыслящие (или хотя бы в тревоге «задумывающиеся») экономически значимые силы в обществе, которые могут потребовать именно такого поведения от наиболее трезво мыслящей части властных структур и помочь ей в этом?.

Ведь совершенно справедлива оценка, данная нынешним политическим силам «при власти», например, директором Института политического и военного анализа А. Шаравиным: «политические структуры у нас сегодня состоят при власти, хотя никакой реальной властью не обладают, в отличие от правящих партий на Западе. Они по сути своей карманные.

В нормальной же политической системе партия управляет жизнью в стране. И люди в ней другие — из народной гущи, а не из чиновников»; и далее он весьма трезво утверждает, что, скорее всего, только обновленные, подлинно российские политические силы смогут сдвинуть с мертвой точки строительство новой России, а также и то, что такие силы у нас всё-таки есть, иначе говоря, есть самая главная предпосылка возможного здесь успеха — «наличие свободных, самостоятельных, ответственных людей. Их можно найти во всех слоях российского общества, которое должно просто самоорганизоваться. Должны появиться реальные политические силы изнутри, а не сверху и не извне. Брага-то политическая уже бродит. Мы, аналитики, знаем с десяток групп, готовых возглавить этот процесс. Но в то же время спонтанно такие вещи не возникают. Там много чего должно сойтись».

Сходным же образом оценивает сегодняшнюю ситуацию в верхах и известный политолог С. Кара-Мурза: «Верховная власть никакого выхода из создавшейся патовой ситуации предложить не может. При этом роста радикальных настроений опасаются и власть, и собственники, и основная часть населения. В результате политика Путина остается неустойчивой и противоречивой. Верховная власть не решается пойти на трудный диалог с обществом по сути реформ. Хотя такой диалог позволил бы власти овладеть ситуацией во взаимодействии с обществом, а не в конфронтации с ним». Власти, считает С. Кара-Мурза, нужно «честно сказать народу примерно следующее: "Да, мы все замазаны, против каждого из нас есть компромат. Вместе с тем только мы сейчас имеем возможность начать процесс очищения, и, когда нас будут судить за прошлые грехи, учтите, что вызов паразитам, высасывающим соки из страны, первыми бросили именно мы". Я уверен, что такой призыв категорически поддержали бы 90 % населения. А людям, начавшим борьбу, в итоге простили бы многие их прегрешения и ошибки». К сожалению, пока на это решимости у представителей власти нет, и воля их — к спасению и страны, а, возможно, и себя самих — всё еще дремлет. Но без полного разрыва власти со своей нынешней антинародной идеологией и политикой у нас, как замечает С. Кара-Мурза, «ничего не получится».

К сожалению, несмотря на все его предельно трезвые критические оценки сегодняшей ситуации во властных структурах и в стране в целом739, сам Кара-Мурза остается на заведомо ныне становящейся всё более бесперспективной духовной позиции религиозного индифферентизма. Отсюда и самый «плач» этого весьма активного публициста — пусть и по внутренне глубоко ущербному, но временно казавшемуся устойчивым былому советизму с его стабильной духовной и экономической (в сравнении с развитыми странами) полу-нищетой (в отличие от сегодняшней — полной); отсюда и идеологией его является всё тот же «полумарксистский» материализм, уже не раз нас и губивший, — то есть для выхода из нынешнего всероссийского кризиса и для сокрушения олигархизма Кара-Мурза предлагает играть на общем и для последнего, и для себя (а отсюда — и для всех нас) духовно-политическом поле «естественно-природного» материализма, по сути, лишь исходя из и на основе всё тех же чисто экономических (и только!) интересов — пусть и с опорой на элементы национальной психологии..." Но на таком уровне противостояния про-олигархическому строю россияне заранее обречены на поражение: даже идеология справедливости — но только понимаемая как справедливость материальная — сегодня может порой двигать отдельным человеком, однако не может двигать нацией в силу прежде всего чрезвычайной нынешней духовной атомизации и идеологической бесхребетности самого общества, мешающих его справедливой борьбе даже и «за рубль»!

Одна только идеология материальной «уравниловки» ныне практически явно недостаточна (ведь когда-то и революцией двигала не одна только «жажда рубля», но и определенная отрицательная «черная духовность») — стране, народу для победы необходим духовный положительный стержень: «массами», нацией должна овладеть «новая» старая, вполне традиционалистская и вовсе еще не забытая народом «русская идеология», с ее требованием нравственной, духовной справедливости. Нужна не постоянно всё более дробящаяся, индивидуалистично-эгоистическая аморфность «гражданского общества» западного типа, а возрожденная из пепла нашей жизни всего последнего века духовно единящая подлинная, не советская, а православно-русская человечность, способная в свою очередь возродить народно-общинное мировидение классического для всей исторической России русского, а не безбожно-советского типа.

Такая возрождаемая «новая» старая общественная духовность —то есть единственно, по сути, и возможная «душа нации» — может проявиться в любых современных формах, но главным в ней, ее «победительным», ее вневременным духовным началом может являться в любом случае только религиозно-традиционалистское основание: христианская община, народно-воцерковленная общинность. Нам нужно такое общество, которому согласится помогать сам Бог! Только тогда мы сможем помочь себе и сами... Возрождение такого духовного стержня нации и есть на сегодня самая первая и самая главная задача Русской Православной Церкви!

По сути, к такому же выводу, — но на уровне сугубо психофизическом — как человек, выросший в условиях безрелигиозной советской иделогии, подводит нас и С. Кара-Мурза, справедливо, однако, утверждающий (у него речь конкретно идет о противостоянии нации соблазну «оранжевой революции», но мысль его приложима и ко всей нынешней нашей критической ситуацииа): «...Идейное основание, на котором может быть выстроена оборона... — это соединение двух больших и, казалось бы, очень далеких друг от друга духовных пространств. Одно из них — эта наша коллективная историческая память (говоря высоким слогом, наши архетипы коллективного бессознательного)», то есть, то, что и называется воплощенной в жизни нации ее подлинной Традицией. В частности, как он далее разъясняет: «Это память об Отечественных войнах, как особом неизбывном... срезе всего нашего исторического бытия. Эти войны мы можем выиграть, это исторический факт. Второе пространство — опыт наших цивилизационных поражений, включая последнее. В нашей культуре есть свои подходы и методы для рефлексии, анализа таких поражений. Эти методы плохо формализованы и изложены, но это дело поправимое. Сейчас идет невидимая, но интенсивная работа по освоению этого опыта, и она начинает давать плоды (заметим, что именно одним из результатов такой работы является и настоящая книга. — Г. М.).

На пересечении этих двух "срезов" и рождается новый язык, новые интеллектуальные инструменты для выработки проекта, происходит пересборка идеологических конструкций... чаяния людей глубоки и сильны, люди их оберегают и исповедуют почти тайно. Фундаментальные неосознаваемы идеалы и архетипы сохранились в массовой культуре русского народа и большинства народов России, несмотря на острый культурный кризис, поразивший "верхние" слои сознания (стереотипы и идеологию). Мы должны на них опереться в трудный момент... Именно через обращение к архетипам государство и может мобилизовать народ на Отечественную войну — причем так (и тут автор проводит параллель с войной 1812 года. — Г. М.), что даже вестернизированная элита, исповедующая либеральные взгляды, соединяется с общинно-крепостным крестьянством в общем походе против "освободителя" Наполеона».

Однако, увы, духовно окраденный долгим советизмом и религиозно индифферентный автор не может предложить для сплочения нации перед лицом оккупировавшего нас олигархизма ничего, кроме — конечно же благородной и самоотверженной — идеологии Отечественной войны.

Двинуться же дальше и увидеть — а что же всегда веками стояло за этой идеологией самоотречения и подвига России? — автор явно, к сожалению, не способен, а потому он ничего и не говорит об именно религиозной, христианской сущности глубинных «архетипических» истоков нашей народной психологии и как бы «природной» православной идеологии «стопроцентного» русского человека, которую так и не сумел полностью отменить и уничтожить почти вот уже вековой большевистский эксперимент!

Но вернемся к анализу нашей общественно-политической ситуации.

Для более полной картины современного взрывоопасного состояния России стоит, пожалуй, привести еще одно мнение относительно сложившегося на сегодня положения в стране. Так, политолог а. Кива пишет — в связи с возлагающимися ныне некоторыми надеждами на действующего Президента, увы, пока явно не оправдывающимися: «А что президент? В любой стране в конечном итоге ее политику определяет правящий класс.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.