Сделай Сам Свою Работу на 5

Восстановление «святорусского» начала в душе народа — основа восстановления подлинного Российского государства.





 

Ныне, уже на трагических, но вполне закономерных развалинах безбожного СССР, Промыслом Божиим вновь дается русской нации (не в последний ли раз?) возможность восстановления подлинной ее российской государственности. И перед нами во весь рост стоит сегодня, повторим это еще и еще, единственно важный для будущего России вопрос: что же станет основой ее дальнейшего общественного и государственного строительства — органическая, человечная система нравственно-религиозных (в первую очередь христианских) ценностей или же мещански-животная идеология бездушного потребительства? Другими словами: что ляжет в основу грядущего существования русского народа — благодатное духовное наследие его святых предков, Правда Святой Руси или же богоборческая ложь псевдо-Руси «Аримановой», бесовской?.

Не решив правильно, «по Богу», этой задачи — непосредственно в самом сердце своем! — Россия никогда не сможет обрести ни действительно достойных форм, ни положительного содержания своей государственности. Иначе говоря, не подведя трагического итога разрушительной для нашей страны деятельности большевиков, не дав ей ясной и окончательной самообличительной духовной оценки в русле тысячелетнего самосознания родной для нас, православных россиян, но совершенно чуждой им Святой Руси, — мы никогда не сможем построить — по благим и вековечным ее заветам! — подлинно осмысленной и по-настоящему доброй жизни.



Нам наконец необходимо понять, что лишь в «Свете истинном» — Свете-Христе, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1,9), — единственно живой залог действительно светлого будущего России. Только так она и сможет существовать в дальнейшем единственно достойным и духовно оправданным образом — как, по точному определению того же А.В. Карташева, «Россия с душой Святой Руси», как «государство, высветленное изнутри православным духом, христианизированное или, прямо сказать, христианское государство». При этом он обращает внимание на особую, первостепенную роль Церкви в воссоздании (или, если угодно, — «пересоздании») истинно российской национальной государственности, говоря так: «...издевательства над нашей уснувшей христианской совестью, учиненные антихристианским большевизмом, пробудили сознание, что легкомысленное сбрасывание со счетов государственного строительства роли Церкви открывает дорогу интернациональным подкапывателям цинически использовать нашу толерантность и наш индифферентизм. Мы джентльменски играли в гуманность и равноправие, а они грабительски вошли в наш дом и растлили душу народа. Чтобы защититься от этого откровенного погромничества, мы должны воссоздать наш национальный дом на основе конституционно заявляемой и тонко воплощаемой в формах государственного права идеологии Православной Церкви»; одновременно важно утверждать, что вполне возможен (и наделе это неоднократно доказано) «синтез правового свободного государства с его христианской идеологией», так что «христианское государство может удовлетворять самое требовательное современное правосознание, может иметь самые разнообразные и технически новейшие правовые свободные формы. Дело не в форме, а в духе и содержании».



Но какдобиться нам этого при строительстве будущей России? И здесь полезным представляется напомнить замечательные слова, некогда сказанные И.А. Ильиным: «Чтобы возродить Россию, русский человек должен жизненно укоренить свою душу в Боге и принять эту укорененность — сердцем, волею и разумом. Тогда в его душе расцветет цельная и огненная вера, двигающая горами... Она углубит и окрылит созерцающее воображение, чтобы сердце узрело Бога и все Его лучи в мире». Не менее ясно и последовательно он развивает ту же мысль далее: «Путь к возрождению России ведет через одухотворение и благодатное оживление русского национального инстинкта. Именно последняя глубина души может и должна возродить Россию: искренняя и цельная жажда Бога и божественного в жизни. Испытания и лишения, унижения и муки должны поднять со дна наш затонувший "Град Китеж", должны возродить "Святую Русь" в душе русского народа».



При этом сам народ должен наконец проснуться от своего, затянувшегося почти на столетие, духовного сна, сбросить с себя путы притупляющего его сознание бездушного материализма и того беспросветного мещанства «плоти», что надвинулось ныне на весь окружающий нас мир. Ибо это безблагодатное мещанство, как заметил известный философ и культуролог князь Е. Трубецкой (видевший в нем один из источников возможной гибели России), «вовсе не так нейтрально, как это кажется с первого взгляда: из недр его рождаются кровавые преступления и войны. Комфорт родит предателя. Продажа собственной души и родины за тридцать сребреников, явные сделки с сатаной из-за выгод, явное поклонение сатане... — вот куда, в конце концов, ведет сытый идеал мещанского довольства».

На это же еще раньше указывал и К. Леонтьев, не постеснявшийся открыто и прямо заявить, что в результате все более ширящегося политико-экономического процесса постепенного «демократического» обмещанивания европейских стран рождается «средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения», что вполне и подтвердилось полувеком позже всей практикой двух европейских братьев по духу — фашизма и коммунизма. Не без явной духовной брезгливости К. Леонтьев говорил о вопиющей вульгарности наступающего на мир мещанства — причем в самой основе своей неизменно безрелигиозного, пошло-буржуазного толка: «Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей всходил на Синай, что эллины строили свои изящные акрополи, римляне вели Пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арабеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа в безобразной и комической своей одежде благодушествовал бы "индивидуально" или "коллективно" на развалинах всего этого прошлого величия?».

Но как раз играя на самых низменных, завистливых чувствах человека-мещанина, прикрывая — оказавшимися на поверку насквозь фальшивыми — идеалами «равенства» и «материального благополучия», «довольства» собственную воровскую и даже, более того, грабительскую сущность, коммунистическая идеология и смогла в начале XX века свить на долгое время свое вредоносное гнездо в душах значительной части русского народа.

Как отмечал в одном из своих религиозно-исторических очерков архимандрит Константин (Зайцев) — со свойственной ему последовательно «фундаменталистской» православной позицией: «К началу этого столетия из сознания русского общества, да и народа, изгладилось то, что наше отечество не Великая Россия [в смысле: не просто некое огромное, мощное, но безразлично — религиозное или нет — государство. — Г. М.], а облеченная в национально-государственное могущество Святая Русь, на плечи которой Промыслом Божиим возложено безмерно-великое служение: быть последним оплотом вселенского Православия, быть Удерживающим мировое зло [имеется ввиду понятие об «удерживающем», присутствующее в одном из Посланий св. апостола Павла. — Г. М.]».

Вновь воскрешенная в душе русского народа эта идея, идея освященного традиционного смысла существования нации, воплощенная нами — при будущем воссоздании Российской государственности — во всём содержании нашей жизни, единственно и может придать подлинную силу, духовную крепость и внутреннюю осмысленность ожидающим еще нас великим трудам по собственному самоочищению и общенациональному восстановлению России.

2. ЦЕРКОВЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ: ЧУДО ВОЗМОЖНО!

 

В значительной части своей пойдя за коммунистическим соблазном, Россия XX-го века — и это надо сказать прямо — изменила заветам Святой Руси, совершив тем самым акт ее духовного предательства и отказавшись от заповеданного русскому народу христианского призвания: нести евангельский свет всему миру... Такова оказалась оборотная сторона великого, но и страшного Божественного дара — свободы. Потому что, как указывал ещё А. Карташев, «человек... и коллективы человеческие... погруженные в загадку духовной свободы, не могут уйти от критерия ответственности за свою жизнь и судьбу в той мере, в какой они могут свободно развивать данный им талант или зарывать его в землю. Много званных, но мало избранных... Призванием легче всего пренебречь: прежде всего — не угадать и не осознать его, соблазниться чужим путем, заблудиться, или, узнав, зазнаться, залениться, возмечтать получить все даром, без усилий и — пропасть исторически... Свободная ответственность народа определяет его судьбу — к славе или позору. Духовный лик России, самосознание русского народа уже ясно определились в истории. Но хочет ли он идти этим путем в сознательном подвиге — это уже дело его свободы».

По существу, речь сегодня идет о том, захочет ли сам русский народ вернуть себе свой прежний, но во многом утраченный за последнее столетие христианский лик, захочет ли вновь поклониться Правде и Истине: не апокалипсическому Зверю сиюминутного, преходящего «века сего», но вечным святыням своих Богопросвещенных предков, Единому Богу Святой Руси.

Об этом же — необходимейшем на сегодня и ответственнейшем перед будущими поколениями — окончательном положительном выборе Россией своего духовного лика, а также об особой роли и неизбежности присутствия национально-исторической православной составляющей в грядущем религиозном самоопределении россиян, тот же А. Карташев говорит и в другой своей историософской работе, справедливо утверждая, что «в самом зарождении своего национального, культурного и государственного самосознания, в самой купели своего крещения и колыбельных пеленах своих Русь обрела в себе православную, а не иную какую душу и нашла в ней откровение своего исторического пути раз и навсегда. Собирательная душа наций не фантазия, а реальность. Если индивидуальная душа человека — одна на всю жизнь, то и собирательная душа по аналогии с ней — также одна на все тысячелетия исторической жизни и творчества нации. Как глубокая и нормальная индивидуальная душа однолюбива, однобрачна, так и творческие таланты нации раскрываются при условии верности ее первой любви к своему идеалу. Полигамически, легкомысленно, революционно меняющая свои идеалы, коллективная национальная душа обезличивает народ, обеспложивает его творчество и просто обращает его в потерявшие смысл своего существования обломки бывшей нации, приводит его к истинной смерти. Исторический опыт не знает ни одной нации, которая прожила бы свои века и тысячелетия, так сказать, на разные темы, меняя свои души, свои идеалы, свое творчество. Был один пример творческого разрушения. Это пришествие христианства».

Другими словами: если русский народ хочет вообще продолжить свое историческое существование, он прежде всего должен вспомнить о своей православной душе и перестать самоидентифицировать себя с безбожными и религиозно индифферентными «советскими людьми», с «совками» последних десятилетий, с застарелой «совковостью» внутри самого себя; он должен наконец начать возрождать себя как многовековую великую русскую нацию, опираясь не на пресловутые псевдчеловечные «общечеловеческие ценности», не на, как правило, оскопленный в подлинно духовном отношении «патриотизм» былого советизма, а на свою загнанную пока в подполье подсознания православную душу — эту единственно истинную патриотку истинной, христианской России.

В противном случае ожидающее нас будущее — лишь постепенное полное наше разложение как национального образования, окончательный распад России в результате все более наглеющего сепаратизма всевозможных местных князьков (в том числе даже порой считающих себя русскими!) и — в итоге — самоубийственная война всех против всех.

Не будет преувеличением сказать, что именно уже теперь подспудно совершается нами выбор нашего будущего. Подобно эпохе Смутного времени, и сегодня судьба страны будет положительно решена лишь при христианском покаянии ее народа за грех обольщения большевизмом и только в том случае, если она сможет вновь явить нам в результате этого глубоко осмысленного покаянного чувства настоящихрусских патриотов — современных Гермогенов, Мининых и Пожарских.

Нас не спасет ни естественно-природный, почти что этнически-бытовой национализм, так часто рядящийся в псевдо-патриотические одежды, ни упование на одну только «твердую руку», ни самые изощренные экономические рецепты всевозможных «перестройщиков». Ибо единственно важным ныне остается решение основного вопроса: что мы хотим воздвигнуть на обломках прежней безбожной жизни? Будет ли с нами при строительстве нашего нового российского бытия Божие благословение? Что собственно мы хотим воздвигнуть: еще одного «цивилизованного», хозяйственно относительно процветающего (да и это — откуда? какими очередными неимоверными жертвами?), но бездушного государственного монстра — по «западному» образцу, лишь только снаружи напоминающего былую православную Великую Россию, или же подлинно христианскую и потому подлинно народную — Российскую державу?.

И тут хочется привести слова уже упоминавшегося ранее о. Константина (Зайцева): «За что боролось белое движение: за Великую Россию или за Святую Русь9 Великая Россия, завершая путь России исторической, явилась лишь футляром, хранящим в себе Святую Русь. По мере того, как Святая Русь все более переставала быть сердцевиной и стержнем императорской России, Великая Россия все более слабела и, наконец, пала Поэтому восстановление России не есть реставрация империи, опрокинутой «февралем» и растоптанной «октябрем», а прежде всего поднятие русского народа на ту высоту духовной качественности, — православной церковной Святой Руси, — которая только и могла на протяжении всей истории выносить историческую Россию из самых страшных падений».

Только при возвращении нации к религиозному, христианскому осмыслению бытия и возможно ныне воссоздание действительно духовно крепкой и государственно мощной России, вынуждаемой — хотим мы этого или не хотим — и всей своей историей, и Божиим замыслом о ней встать лицом к лицу со все более становящимся апостасийным, обезбоживающимся миром вокруг нее, имея при этом необходимые — чтобы устоять — единство и твердость духа. Основой этой твердости может быть только, как неоднократно уже показывала вся история России, ее святоотеческая, подлинно пережитая и осмысленная вера. Только она, только православная сердечная традиция подлинной российской жизни и может стать гарантом нового возрождения и укрепления настоящей России.

Именно на это в свое время неустанно указывал и такой искренний патриот ее, как митрополит Петербургский Иоанн, утверждавший, исходя из опыта всей своей жизни, что «Церковная основа русского бытия сокрыта в самом сердце России, в самых глубоких корнях народного мироощущения. Говорю об этом столь подробно, дабы стало ясно: то, что хотят "возродить" люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия. Вполне допуская их личную благонамеренность и честность, надо все же ясно понимать — такой путь ведет в тупик. Лишенное религиозно-нравственных опор, национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь И то и другое для России — гибель. Не видеть этой опасности может лишь слепой.

"Патриоты", клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, — любят какую-то другую страну, которую они сами себе выдумали. "Патриотическая" печать, призывающая к русскому возрождению и одновременно рекламирующая на своих страницах "целителей" и экстрасенсов, астрологов и колдунов, оставляет впечатление отсутствия простейшего национального чутья.

В этой ситуации все мы похожи на человека, который разрушает левой рукой то, что с великим трудом созидает правой. Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения — это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной российской государственности. Здесь — ключ к решению всех наших проблем». Соответственно, по слову митрополита Иоанна, на первое место во всех сферах нашей жизни — в духовно-культурной, политической, экономической, социально-охранной — должно быть поставлено решение важнейшей для всего российского общества задачи, которую Владыка определил следующим образом: «Ныне главной задачей для всех, кто болеет душой за поруганную Россию, должно стать восстановление исторической преемственности русской жизни»«. И здесь, естественно, первостепенную, поистине всеопределяющую роль должно сыграть восстановление православного смысла самой жизни всех тех, кто желает быть настоящим русским и настоящим гражданином России.

Следует особо подчеркнуть, что воссоздание образа Святой Руси в нашей душе — как основы новой российской государственности в целом — отнюдь не означает всеобщей внешней клерикализации народной жизни, но предполагает восстановление духовного здоровья самого народного организма, начало нового, духовно осмысленного существования россиян — не по «диктатуре закона», но по «диктатуре христианской совести», не по внешнему закону (напомним здесь почти тысячу лет назад сказанные слова Киевского митрополита Илариона), но по благодати.

Иначе говоря, самой непосредственной, по возможности самой ближайшей, задачей россиян и Православной Церкви должно стать возрождение идеала Святой Руси в сознании нации, реальное, осмысленное возвращение его в нашу жизнь. При этом нужно ясно «осознавать, что этот идеал — вовсе не в том, что все стройно ходят крестными ходами, круглосуточно читая акафисты, но в понуждении себя на исполнение заповедей Христовых. Это основа всякого действия для христианина».

Непосредственное преображение всей потенциальной православной основы России — по Христу и по Его Евангелию, по Его Благой Вести о единственно достойной, подлинно духовной человеческой жизни — вот цель, вот задача, стоящая сегодня перед русским народом, значительная часть которого около века назад отказалась от ее положительного решения. Как с горечью говорит о временном духовном помрачении россиян в период большевизма известный иерарх Зарубежной Церкви архиепископ Аверкий (Аушев): «Русский народ виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно сильного сопротивления. Обо всем этом его пророчески предостерегали, предрекая надвигающуюся страшную катастрофу, многие великие духовные мужи и праведники, а особенно сильно и ярко епископ Феофан Затворник и ев праведный Иоанн Кронштадский. С их прозрениями и предупреждениями следовало бы хорошо познакомиться всем русским людям, вместо того, чтобы впустую бесплодно тратить время на взаимные споры и раздоры, выясняя причины постигшего нашу Россию бедствия. Ведь все предсказанное ими в точности исполнилось, а это, казалось бы, должно было бы убеждать нас в их безусловной правоте и побуждать с полным доверием отнестись к их указаниям и советам, что надо делать, дабы изжить последствия этой страшной кровавой катастрофы».

И сегодня Церковь вновь должна последовать примеру этих великих проповедников веры Христовой, неся голос Его правды запутавшимся в своих духовных противоречиях россиянам. Одновременно же именно Церковь должна стремиться в значительной мере возглавить не только процесс их духовного освобождения, но и параллельный процесс освобождения самой страны от тлетворного духа атеизма вообще и большевистского атеизма в частности, что и является единственным залогом возрождения России.

Церковь должна наконец призвать общество к тотальному наступлению на безбожие — как, не будем лукавить, на всё ещё одну из составляющих реальной политики существующей пока у нас, в основе своей чуждой национальным интересам, либеральной власти, которой столь же чужда и многовековая религиозная традиция исторической России. Более того — Церковь обязана и возглавить это наступление!

Как, например, смеют несколько процентов безбожников из нынешних постсоветских властных структур, лицемерно прикрываясь побрякушками плюрализма, запрещать 80-ти процентам населения, относящим себя к православной традиции, обучать своих детей — даже не вере, а всего лишь христианским основам высших достижений отечественной культуры, которой та буквально пронизана?.

Сегодняшнюю политику государства в отношении духовного просвещения россиян в целом можно оценить как непоследовательную и неконструктивную, в пределе же — как вообще продолжающую угрожать национальной (духовной!) безопасности России. Последовательное злобное преследование религий, присущее ранее совбольшевизму, сегодня сменилось, по сути, равнодушием к этой проблеме или даже порой фактическим потаканием тем антирелигиозным тенденциям, что присущи совершенно ничтожной доле российских граждан — этих духовно развращенных эгоистическим нигилизмом отщепенцев.

Даже не так давно предпринятая робкая попытка Министерства образования ввести в школах факультативный (те вовсе не обязательный для всех) курс истории основ православной культуры России вызвал дикое озлобление в СМИ, начавших — и «от души» (чаще всего погрязшей в вульгарном безбожии), и за хорошие деньги — травить инициаторов этого предложения.

И где был тогда, например, тот же Президент, обязанный защищать духовные интересы нации и даже, по-видимому, считающий себя православным? Ведь в данном случае он не может обосновать свою уклончивую позицию обязанностью гарантировать демократические права всех (т. е. и неверующих) российских граждан, поскольку права эти (даже на безбожие!) никем не ущемлялись: предлагавшееся обучение изначально было определено как необязательный факультатив. И где же не то что личная вера Президента как православного человека, а просто нормальное его политическое чутье? Понимает ли он, насколько проигрывает при такой своей индифферентной позиции в глазах многих православных россиян? Даже являясь, безусловно, гарантом равноправия всех религиозных конфессий России, тем не менее можно ли столь отстраненно относиться к насущнейшей на сегодняшний день проблеме духовного и культурно-исторического воспитания подрастающего поколения россиян, в основной массе своей идентифицирующих себя в качестве представителей православной христианской цивилизации? Что «подрывного» для общества в данном проекте? Именно на этом, кстати (и, в частности, на отдельных — везде положительных! — примерах воплощениях его в жизнь в школах отдельных регионов), заострил внимание митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в подготовленном им в ноябре 2005 года документе Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата «О религиозной свободе в России», утверждая, что: «там, где такая практика существует, это не привело к межнациональным или межрелигиозным конфликтам». И это вполне естественно, поскольку, как продолжает Владыка Кирилл: «Данный предмет носит культурологический характер. Его введение имеет целью донести до детей правдивую информацию о роли Православия в истории нашего народа, которая преднамеренно замалчивалась в советской школе, построенной на основе диктата материализма. К сожалению, школьная программа не сильно изменилась с тех пор. Мы считаем, что преподавание школьных предметов с позиций материализма является нарушением права родителей на обучение детей в соответствии с их мировоззренческими взглядами. Кроме того, очевидно: дети, получившие знания о православной культуре в школе, в соответствии с желанием большинства родителей, получат возможность бесконфликтно жить в современном поликультурном обществе».

Но, слава Богу, жизнь не стоит на месте. И вот уже нередко сама российская общественность собственными волевыми актами, в чисто явочном порядке, начинает осуществлять программу религиозно-культурного воспитания подрастающего поколения. Примеры такого живого подхода к делу привел на ежегодных «Х1У-х Рождественских образовательных чтениях» архимандрит Иоанн (Экономцев), сославшийся в своем докладе «на успешный опыт введения "Основ православной культуры" в целом ряде регионов России: Московской, Белгородской, Смоленской, Кемеровской, Новосибирской, Волгоградской и других областях. Особо следует отметить опыт Курской области, где курс "Основы православной культуры" был введен уже в 1997 году, а в 2005 году была принята областная целевая программа "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на 2006— 2010 годы". В ее реализации участвуют Епархиальное управление, почти все комитеты исполнительной власти Курской области, общественные организации». Здесь же он обратился и с конкретным предложением к Президенту, сказав следующее: «Реальной помощь всем регионам России могло бы стать создание при Президенте Российской Федерации Общественного совета по духовно-нравственному воспитанию, куда могли бы войти представители государственной власти, образования, общественных организаций, традиционных религиозных конфессий, деятели науки и культуры». Думается, что незамедлительный конкретный положительный ответ адресата и показал бы нам меру его действительной заинтересованности в духовном укреплении подрастающего поколения... И кому, как не Президенту, отозваться и на общие горестные сетования Церкви, высказанные вышеупомянутым архимандритом Иоанном: «Не нужно обольщаться наличествующей ныне определенной общественной стабилизацией, хотя безусловно и этот фактор, отводящий наше общество от возможных гражданских потрясений, немаловажен. Однако до сих пор нынешнее Российское государство не обладает ни должным нравственным авторитетом, ни продуманной стратегией выхода из кризиса... Общество в целом продолжает относиться даже к благим его начинаниям недоверчиво.

Нужна внятная стратегия, способная сплотить всех людей, дорожащих человеческим достоинством, помнящих о прошлом, не забывающих о настоящем и будущем. Если мы хотим остановить культурную и духовную деградацию... следует обратиться к созидательным, а не разрушительным началам жизни. Нам может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они перемогали все трудности и нескладицы исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме множество разных народов, мирно, духовно богато и плодотворно уживавшихся друг с другом, создавших всемирно признанное великое культурное наследие».

Весьма показательно, что на тех же «Чтениях» с совершенно подобной же аргументацией относительно путей выхода страны из ее современного духовного обвала выступил и один из высших правовых защитников Российской государственности — В. Устинов, самым определенным образом заявивший: «Для меня как генерального прокурора и как мирянина Русской Православной Церкви, а равно для миллионов моих единоверных соотечественников, далеко не безразлична судьба нашей России, которая в моем сознании отождествляется с православной верой. Мы понимаем, что только обращение к вечным и непреложным христианским истинам способно предоставить подлинные перспективы возрождения народу России, помочь людям обрести подлинный смысл своего бытия и вечное спасение...

Политики, депутаты, ученые много говорят о необходимости консолидации здоровых сил общества, о единстве. Призывают к единству многие, если не все. Но, как часто бывает, каждый мнит центром только себя. А ведь требуется иное — объединить вокруг имени Божьего, чтобы с верой делать добрые дела для России, для людей, для самих себя. Вот почему для меня своеобразным девизом являются слова из второй главы Соборного Послания апостола Иакова: "Вера без дел мертва" (Иак. 2, 20).

В этой чеканной формуле Священного Писания — немалое поприще для приложения сил всякого основательного российского гражданина, всякого православного человека».

И всё же духовной энергии, столь необходимой для решения подобных вопросов религиозно-культурной переориентации не только государственных мужей, но и всего российского общества, пока явно недостаточно! И разве не должно само общество приступить наконец к созданию такой нравственной атмосферы в стране, где всякое проявление дискриминации народной религиозной традиции воспринималось бы как реальное служение темным силам зла, угрожающее самому существованию России? Разве каждый здравомыслящий, тем более — идентифицирующий себя православным, россиянин не должен заботиться о духовном здоровье нации, своих же родных детей? Нам всем, считающим себя подлинными русскими людьми, тем более следовало бы занять такую твердую позицию в защите наших духовных традиций, чтобы равнодушные к ним (не говоря уж о не приемлющих их в принципе), не смели лишать наших детей общекультурного религиозного воспитания, не смели издеваться над Богом и верой в средствах СМИ или на художественных выставках, чтобы они воспринимались обществом как духовные уроды, как нравственно ущербные люди, не менее опасные для России, чем коммунисты-безбожники: ведь именно атеизм и есть злодуховная, реальная основа всех наших революций и подрывов российской государственности — как прошлых, так, возможно (при нашем равнодушии к вере предков), и будущих!

Мы должны занять самую активную религиозно-гражданскую позицию — не обороняться от незначительного числа атеистов, захвативших власть в нашей стране и демагогически прикрывающихся в своей ненависти к вере и Церкви «демократическими свободами», но сами переходить в повсеместное наступление на их — подрывную по отношению к общенародному положительному духовному развитию — политику.

Православием — не как мертвой, сухой идеологией и не как лишь историческим наследием Средневековья или культурно-философским «памятником старины», а как самым живым чувством Божественного, как живым горением сердца, с естественной благодарностью воспринимающего само дыхание Божие в нем, как хранителем и всеобщим источником евангельской, столь человечной нравственности, — должна буквально пронизаться, пропитаться вся наша жизнь: политика и экономика, армия и оборона, наука и культура, литература и искусство, труд и отдых, любовь и семья, благотворительность и меценатство, образование, здравоохранение и даже спорт, всё наше целостное творчество жизни!

Без веры — общество не имеет практически-здорового, всеобъемлющего и подлинно содержательного мировоззрения, а без ясной мировоззренческой позиции, утвержденной на тысячелетней российской православной традиции, утвержденной в Самом Боге, нашем Помощнике и Покровителе, никакое патриотическое движение не будет у нас иметь (и это следует особо подчеркнуть) никакой реальной силы, никакой связующей, непререкаемой системы непреходящих духовных ценностей, а потому никогда и не приведет такое движение к положительному результату.

На одной только политической платформе патриотическое движение до конца объединиться не сможет никогда и добиться окончательной победы над антироссийскими силами также не сможет. Только в Боге наша победа/Не одухотворенное же верой движение всегда будет и квазинациональным, и квазипатриотическим. Как известно — вновь вспомним слова св. князя Александра Невского: не в силе Бог, но в правде. Вот этой правдой и должны жить сегодня подлинные российские патриоты! Вот этой-то правде Божией и обязана учить Церковь Христова — и с храмовых амвонов, и на стогнах градов, и в еле-еле уже живущих наших деревнях — если она действительно хочет исполнить свой долг перед Богом и Россией, перед продолжающей и сегодня жить в ней Его Святой Русью.

...За прошедшие столетия изменился самый тип общественной жизни, неузнаваемо переменился и сам мир — и евангельское, вечно «молодое вино» нет нужды «вливать в мехи ветхие» (Ср. Мф. 9, 17), да это и практически невозможно... Поэтому, безусловно, в сегодняшней России немыслимы никакие поверхностные, формальные реставрации тех или иных основополагающих элементов ее прежнего государственного бытия. По-христиански же благое общественное устроение еще нужно и заслужить А на это, даже при постепенном духовном отрезвении большинства россиян, потребуются, вероятно, еще годы и годы, если не десятилетия, и, быть может, не одно еще поколение... И здесь позволим себе вновь процитировать А. Карташева: «...недостаток ясной мысли об этом зависит не только от безрелигиозности среднего большинства соотечественников, но еще чаще от ленивых маниловских реставрационных мечтаний. Знают только лик прошлой Св<ятой> Руси и не в силах представить лика иной, новой, грядущей. Рухнули царства, династии, государства, границы, народы, классы, установления... Думать о механическом возврате старой формы политических и церковных взаимоотношений значит заранее готовить себе жестокое разочарование. Небываемое не бывает! Прошлогодний снег растаял. И не в нем дело, не в истлевшей плоти старой Руси, а в ее бессмертном духе, имеющем вновь воплотиться в соответственную ему в новых условиях новую форму... Мы живем в мире секуляризовавшейся культуры, новых правовых и авторитарных государств, многонародных, многоверных, разноверных и безверных. Есть ли тут место монолиту Святой Руси? Не бред ли это старых романтиков? Да, бред, если думать только реставрационно. Думать так, значит опять оказаться застигнутыми врасплох новой непредвиденной и уже окончательной погребальной катастрофой для Святой Руси.

Верую и исповедую, что мы вступили уже в эпоху... восстановления вновь Православной России, но в совершенно новых формах свободы и права. Вне свободы вообще не может быть христианской качественности. Христианство по принуждению есть абсурд... мертвый и кощунственный ярлык.

Святая Русь в арматуре новейшей общественности и государственности — это не парадокс, а единственно реальная возможность. Или только так, или никак, — одно благочестивое пустословие... Но само собой это не случится, самотеком, от одних елейных мечтаний... надо уметь, так сказать, "сделать Святую Русь". При Божьей помощи, но, конечно, нашими методическими, планомерными усилиями, в процессе великой духовной, идейной и политической борьбы».

О подобном же творческом развитии всего лучшего, обретенного российской государственностью на ее историческом пути, постоянно говорил и такой известнейший наш архипастырь, как митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), считавший, что естественной для нас может быть только монархическая форма правления — как православная соборная государственная власть, но при этом особо подчеркивавший, что «...Монархия в России может быть восстановлена только как творческое развитие механизмов русской государственности при сохранении в неприкосновенности ее основополагающих, традиционных ценностей и святынь. Это значит, что никакой примитивной реставрации, никакого буквального возврата к тому, что было до революции 1917 года — быть не может ни в коем случае! Из нашего дореволюционного прошлого, так же, как и из трагического "советского" периода русской судьбы, мы должны будем взять лишь самое ценное, практически применимое и жизнеспособное, решительно отбросив все то, что история отвергла самим ходом своей эволюции».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.