Сделай Сам Свою Работу на 5

Часто важную часть подготовки к созданию сценария большой эстрадной программы представляет работа драматурга с документальными материалами.





Делая сценарные разработки для разного рода юбилейных программ, как государственного или общегородского масштаба, так и корпоративных заказчиков, и сценарист, и режиссер сталкиваются с необходимостью ознакомления и использования в своей работе ряда документальных материалов. Так бывает и при подготовке к очередному Дню Победы, юбилею того или иного города, крупного предприятия, фирмы, компании или отдельного, скажем так, частного, или, как сейчас любят говорить, физического лица — известного артиста, ученого, общественного деятеля.

Документальный материал может быть представлен фотографиями, рисунками, газетными вырезками, кино- и телефрагментами, это могут быть те или иные предметы, реликвии, раритеты.

Кроме того, это и так называемые «живые герои» — свидетели тех или иных отмечаемых событий, или те, кто принимал в них непосредственное участие.

Например, при праздновании очередного юбилея санкт-петербургского Дворца культуры имени Ленсовета отыскался человек, который был на самом первом киносеансе в этом дворце 60 лет назад и сохранил свой входной билет с соответствующей печатью. Всю свою жизнь он прожил невдалеке от дворца культуры, видел, как его закладывали, строили, некоторое время сам работал в нем. Биографии этого человека и дворца культуры тесно переплетались, что дало возможность, если можно так выразиться, «утеплить» и «очеловечить» сухой исторический материал. Ведь и вправду со времен лозунга «Мир — хижинам, война — дворцам!» дворцы и «хижины», наши жилые дома, — прожили большую и многотрудную жизнь. Они — как люди: у каждого своя биография, своя история, своя особая память.



В свое время к празднованию юбилея спортивного общества «Динамо» юбиляры отыскали легендарного человека.

Он в молодости был членом этого спортивного общества, занимался боксом, был чемпионом города. Потом воевал на фронте в Великую Отечественную войну, попал в плен, в концлагерь... Однажды фашисты решили позабавиться, устроили там, за колючей проволокой, большой спортивный праздник, сценарий которого придумал кто-то из главных гестаповцев. Охрана вызвала на соревнование заключенных, там был и футбол, и волейбол, был и бокс. И во время поединка на ринге наш боксер на глазах у тысяч заключенных и охранников «вчистую» нокаутировал эсэсовца. И не сносить бы ему головы, но в это время начался налет авиации, возникла паника и нашего героя удалось «прикрыть». Он остался жив, закончил после войны медицинский институт и спокойно жил себе в Душанбе, пока его не отыскали и не привезли в Москву на большой советский праздник — Юбилей всесоюзного спортивного общества «Динамо». С эстрады о его удивительной судьбе кратко рассказал народный артист СССР М. Ульянов. И когда этот седой, крупный, все еще хранящий военную выправку человек, в луче прожектора пошел через зал на эстраду — весь зал встал, приветствуя его...



В середине 70-х годов ушедшего века на очередном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады к финальному третьему туру с очень хорошими результатами подошел конферансье Росконцерта А. Васильев. Для Заключительного концерта ему был придуман и написан фельетон гражданского характера, основанный на газетной статье, в которой рассказывалось следующее.

В Ереване из-за дорожно-транспортного происшествия и воду упал переполненный пассажирами троллейбус. И так случилось. что в этовремя, после своей 10-километровой пробежки домой, возвращался 12-ти кратный чемпион мира по подводному плаванию Ш. Карапетян. Увидев, что произошло, спортсмен быстро сбросил одежду, нырнул, выбил под водой ногами лобовое стекло троллейбуса и стал вытаскивать людей. Он вытащил около 40 человек. Более 20-ти из них выжило. Сам Шавраш Карапетян с воспалением легких попал в больницу. Во время Всесоюзного конкурса, по счастливому совпадению, он оказался в Москве, снимался в какой-то телепрограмме, его удалось найти, привезти в Театр эстрады и посадить в зрительный зал.



А. Васильев кратко рассказал о том, что недавно случилось в Ереване. Он говорил о том, что все мы — жители одной страны, одного времени и должны быть уверены друг в друге, в том, что если внезапно случится беда, стоящий рядом с тобой, идущий тебе навстречу незнакомый прохожий — поможет тебе, даже рискуя собственной жизнью. В финале фельетона артист говорил: «На этом я хотел бы завершить свой монолог, сейчас я перестану быть участником Всесоюзного конкурса и стану просто зрителем этой эстрадной программы. Я спущусь в этот переполненный зал, встану где-нибудь там, у стенки, но перед этим я хочу совершить свой гражданский долг — преподнести букет цветов человеку, о котором я вам сейчас рассказал»...

Конечно же, зал встал, аплодируя и Ш. Карапетяну, и рассказавшему о его подвиге артисту эстрады. Поначалу в центре зала у всех на глазах продолжало сидеть только наше уважаемое жюри. Но потом, поняв, как нелепо это выглядит, вслед за Б. Бруновым встало и оно и тоже стало аплодировать, что для членов жюри такого ранга было тогда исключительной редкостью-Сегодня, пользуясь современной видеотехникой из серии фотографий и соответствующего к ним текста, как правило, удается создать 3-5-10 минутный лирико-исторически-юмористический телефильм «на заданную тему» и вкрапить его в ткань юбилейной постановки...

Интереснейшие материалы к юбилею Петербург-концерта удалось отыскать в Музее Большого петербургского цирка. Нашлись и киноматериалы с записью выступлений джаз-оркестра Л. Утесова в программе теа-джаза, и съемки танца в номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», где бешеную чечетку отбивает народный артист СССР, Лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премии Н.Черкасов и многое другое.

Сегодня невозможно без улыбки читать газетный отчет о собрании зрителей московского завода «Авиатор». 1500 человек (!) всерьез обсуждают, как помочь... Московскому мюзик-холлу поднять свой художественно-политический уровень. При этом было решено ввести в его руководство «партийца», слесаря-универсала товарища И. Оглоблина.

При подготовке к празднованию Международного Дня пожилых людей в Петербурге для театрализованной концертной программы в БКЗ «Октябрьский», для «блока» под названием «Сударыня-осень», посвященного пожилым женщинам, Совет ветеранов отобрал 10 кандидатур, заслуженных жительниц нашего города.

Одна из них со своей «зениткой» дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы, другая в блокаду работала на хлебозаводе, третья ушла на пенсию будучи капитаном дальнего плавания...

Они по очереди были приглашены в Союз концертных деятелей Петербурга, и с каждой из них была проведена беседа. Материалы этих бесед были обработаны, переведены в диалоги с ведущим программу заслуженным артистом России Н. Поздеевым. Далее были проведены еще по одной встрече с каждой из приглашенных в программу дам. И во время программы это был самый лучший, самый трогательный, самый поддержанный зрительным залом блок, в дальнейшем транслировавшийся по телевидению. Эти интервью воссоздавали в программе удивительно красочную и многогранную мозаику жизни нашего города, всей нашей страны. Судьбы отдельных людей, как в гранях алмаза, преломлялись в таинственном кристалле Истории, играя всеми цветами радуги...

Использование на эстраде документальных материалов, естественно прошедших определенную обработку, — дело не простое, требующее труда, но достаточно интересное и выигрышное...

Любое творчество, особенно в своей начальной точке движения, почти всегда в той или иной степени ассоциативно. Общеизвестно, что сегодня люди, и в особенности молодые, очень мало читают. И даже новости, сообщаемые телевидением, «проглатываются» достаточно бездумно, и более того — бездуховно, многие годами живут, поверхностно относясь к происходящему в мире вокруг них. А ведь тот или иной интересный факт, событие, анекдот, даже простая реплика могут стать центром кристаллизации для будущего сюжета эстрадного представления, миниатюры, монолога.

Приведем несколько конкретных примеров.

В недавно вышедшей в свет книге под названием «Тамада» содержится список малоизвестных праздников, существующих в разных странах, и забавных исторических дат. В упомянутом списке есть такие праздники, как День супругов, День тещи, есть День рождения складного зонтика и День рождения стриптиза...

Во время недавней дискуссии на тему о том, что нам делать с праздником 7 Ноября, Днем Октябрьской революции, тихо прозвучало предложение служителей православной церкви объявить его Днем добрых дел.

Как тут не вспомнить, что в 2003 году, в День рождения Санкт-Петербурга компанией «Третье тысячелетье» проводился праздник «Марафон добрых дел», и не где-нибудь, а в зале Дворца спорта «Юбилейный». И был придуман большой театрализованный пролог, во время которого к хозяину города Петру Великому слетал — на лонжах, разумеется, Ангел со шпиля Петропавловской крепости. Далее высвечивались огромные песочные часы, движение серебристо-белого песка в них регулировали одетые в старинные костюмы Хранители времени. И в сполохах бутафорского огня и снопах искр запаивались изящные стеклянные шарики, содержащие небольшую порцию песка, соответствующую Одной Минуте Времени Юбилейного Дня 300-летия Санкт-Петербурга, которые затем укреплялись в прекрасно выполненный «Памятный знак» со шпилем Петропавловки...

И была ритуальная встреча на Неве Первого луча солнца юбилейного дня, и Открытие Дома добрых дел для добровольных благотворителей и спонсоров, и праздничный благотворительный завтрак для Ветеранов войны и труда, и, конечно же, Большая праздничная концертная программа, в которой впервые прозвучала новая песенка под тем же названием «День добрых дел»...

Даже такая серьезная газета, как «Известия», поместила целую статью, посвященную исполняющемуся в этом году 70-летию Буратино — сказочного персонажа, придуманного А. Толстым. Чем не повод для хорошего детского эстрадного представления?! Пригласим гостей этого литературного ряда — Чебурашку, Маленького принца, Дядюшку Римуса из Америки, и закатим бал-карнавал...

Газеты порой приносят факты, которые сами просятся на эстраду.

На очередных выборах Президента России «Новая газета» напечатала диалог двух реальных председателей избирательных комиссий, в котором один жаловался на то, что он очень волнуется за явку избирателей. Второй относился к этой проблеме спокойнее. Он сообщал своему коллеге, что у него на участке — большая областная психиатрическая больница и ее пациенты, не лишенные по суду избирательных прав, конечно же, дадут стопроцентную явку на выборы. Они и сами выдвинули кандидатов из своей среды: двух Путиных, трех Наполеонов, и одного Кащея Бессмертного... Чем не эстрадно-пародийная программа или хотя бы миниатюра?!

Вообще существует такой термин, как «анекдот сюжета», из которого следует, что хороший сюжет, хороший спектакль, кинофильм можно коротко пересказать, объяснив, в чем там собственно дело. Плохой сюжет надо пересказывать долго.

Есть еще один пример — когда парадоксальный факт, попавший из жизни в печать, разбудил авторское вдохновение, приведя к рождению смешной миниатюры, с успехом исполнявшейся на эстраде Н. Поздеевым и А. Пильчевским.

Это сообщение состояло в следующем. Якобы некоторое время назад ряд итальянских газет наперебой стал сообщать о небывалой истории. Где-то на Севере Италии, в Альпах, в маленьком городском родильном доме вот уже 12 месяцев молодая женщина не может разрешиться от бремени. Более того, когда врач стал ее выслушивать, то обнаружил, что находящийся в чреве синьоры младенец... читает стихи Петрарки! Но и это еще не все! Газеты на другой день сообщили, что с юным синьором удалось установить голосовой контакт. И вступить с ним в беседу. И выяснить, что он вообще не намерен появляться на свет, пока в мире не будет восстановлен порядок и не восторжествует справедливость, в том числе и материальная. Он не хочет, родившись, жить в бедности, он утверждает, что, пока мы, младенцы, еще сидим каждый в чреве своей матери, мы равны, а как только появились на свет, так один едет домой на роскошном кадиллаке, а другого везут чуть не на телеге. Позор, синьоры, как вы там живете, так дальше жить нельзя! Ряд газет возмутилось, обвинив еще не родившегося парня в коммунистической пропаганде. Началась дискуссия. На каком-то этапе стало ясно, что это на самом деле ловкий и веселый розыгрыш, газетная «утка», на которую попались тысячи людей...

И была написана миниатюра, исполнявшаяся в эстрадных концертах. Сидели в чепчиках два «близнеца», решившие не покидать теплого, насиженного местечка, пока там, в мире, не решат проблемы настоящего детского пособия, социальной защиты детей и их матерей, экологической безопасности, терроризма, и так далее...

Несмотря на явную парадоксальность ситуации, а, может быть, именно благодаря ей, миниатюра имела на публике большой успех.

В большой 400-страничной книге А. А. Рубба «Размышления о нетрадиционном театре» приводится фрагмент из сценария А. Силина, посвященного 30-летию Победы над фашистской Германией, могущий служить ярким примером умелого обращения с очень сухими цифрами. С разрешения автора книги приведем его целиком.

«Тихо и проникновенно звучат голоса актеров...

Война... От Бреста до Москвы 1000 километров... От Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600... Это если считать по прямой... Так мало, правда?

2600 километров в те годы, если поездом, — около 4 суток... Самолетом — примерно 4 часа...

Перебежками и по-пластунски — 4 года!

Четыре года это 1418 дней. 34 тысячи часов. И более 20 миллионов погибших наших людей...

Двадцать миллионов погибших на 2600 километров — это значит 7 с половиной тысяч убитых на километр. 15 человек на каждые 2 метра земли!

Двадцать миллионов за 1418 дней это значит 14 тысяч убитых ежедневно... 600 человек в час! 10 человек каждую минуту! Каждый 8-й житель нашей страны»1

Кто-то еще подсчитал, что если бы каждому погибшему на той войне мы посвятили одну минуту — всего одну МИНУТУ МОЛЧАНИЯ, — всей стране пришлось бы молчать 40 лет...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.