Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 8 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СПОРТА





Предмет психологии спорта

 

Психология спорта как наука изучает закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в процессе спортивной деятельности. Она тесно связана с такими разделами психологии, как общая, педагогическая, возрастная, социальная, используя их данные и методы. Психология спорта – это прикладная наука, призванная обеспечивать эффективность учебно-тренировочного процесса, подготовку спортсменов к соревнованиям и успешное их выступление.

Основная задача психологии спорта – дать научное обоснование рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки. Психология спорта обогащает знаниями общую психологию разработкой следующих вопросов: проявление свойств личности в спортивной деятельности; проявление и развитие психических процессов при выполнении физических упражнений; проявление психических состояний и взаимоотношений в спортивной деятельности.

В силу специфичности спортивной деятельности психология спорта строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются важнейшие разделы: психология обучения и воспитания в спорте; психология спортивных групп и коллективов; психология технической, физической и тактической подготовки спортсменов; психология личности спортсмена и тренера; психодиагностика; психологическая подготовка; психология тренировочной и соревновательной деятельности и др.



 

 

Развитие психологии спорта в России

 

Психология спорта – молодая отрасль научного знания, но она имеет уже свою историю. В начале ХХ века русский учёный П. Ф. Лесгафт указывал на необходимость изучения психологии человека для оптимизации физического воспитания. Он указывал на важную роль мышечно-двигательных и других ощущений в выполнении движений. Его мысли стали предпосылкой становления психологии спорта в России.

На первом этапе своего развития психология спорта выступала как познавательно-описательная дисциплина. Её отличала познавательная направленность с целью психологического описания спортивной деятельности. Вначале изучалось влияние занятий физическими упражнениями на развитие психических процессов (познавательных, волевых). В дальнейшем объектом исследования становились сознание, двигательные навыки, проявление психических процессов в соревнованиях, предстартовые состояния, специфические особенности различных видов спорта.



Зарождение психологии спорта и её дальнейшее развитие связаны в основном с двумя психологическими школами: московской на базе ГЦОЛИФКа (руководитель профессор П. А. Рудик) и ленинградской на базе ГДОИФКа им. П. Ф. Лесгафта (руководитель профессор А. Ц. Пуни). Большой вклад в становление психологии внесли их ученики и последователи (Т. Т. Джамгаров, Ю. Я. Киселев, О. А. Черникова, Г. М. Гагаева и др.).

На втором этапе – этапе становления – психология спорта приобретает профессиональную направленность, становясь прикладной отраслью знания. Перед психологами спорта стояла задача – решение практических проблем, связанных с подготовкой спортсменов. Психология спорта становится познавательно-практической дисциплиной. Интенсивно разрабатывалась проблема волевой подготовки спортсменов (А. Ц. Пуни, К. П. Жаров, Б. Н. Смирнов и др.). Большое значение придавалось психологической подготовке в спорте (А. Ц. Пуни, Б. А. Вяткин, А. В. Родионов, Ю. Я. Киселев, Г. Д. Горбунов. Г. Д. Бабушкин и др.). Особое место занимает проблема психорегуляции в спорте (А. В. Алексеев, В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, В. Н. Смоленцева и др.) Детально проработаны такие проблемы как: психодиагностика (В. Л. Марищук, А. В. Родионов и др.); психическая надёжность в спорте (В. А. Плахтиенко и др.); психология спортивного коллектива (Ю. Л. Ханин, Е. И. Румянцева, Ю. А. Коломейцев и др.); психические состояния (Е. П. Ильин, А. В. Алексеев и др.); идеомоторика в спорте (А. А. Белкин.).



 

 

Задачи психологии спорта

 

Основными целями психологии спорта являются изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки спортсменов к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач.

1 Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:

а) психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);

б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

г) определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;

д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска таких форм организации, которые способствуют формированию у спортсменов и команд требуемых психологических качеств.

2 Разработка психологических условий повышения эффективности спортивной тренировки.Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов. Всё это требует от психологов:

а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;

б) определения путей максимального использования возможностей организма спортсмена как за счёт развития психических функций, так и за счёт создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с «биологической обратной связью»);

в) разработки методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;

г) разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявления психологических факторов, сближающих условия тренировок с условиями соревнований.

3 Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов.В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями становятся значимыми интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке всё большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов, а как следствие и психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приёмов такой подготовки – одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:

а) изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработку методов повышения устойчивости и надёжности соревновательной деятельности;

б) исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях, разработку методов регулирования неблагоприятных психических состояний;

в) развитие психопрофилактики, формирование приёмов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям;

г) разработку системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям на различных этапах многолетней спортивной тренировки.

Решая перечисленные задачи, психология спорта способствует повышению эффективности предсоревновательной подготовки спортсменов.

4 Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности.Под гуманизацией спортивной деятельности понимается повышение её содержательности, профилактика травматизма, переутомления, предупреждения профессиональных заболеваний и деформаций личности спортсменов, создание условий для их всестороннего гармоничного развития и наиболее полной реализации творческого потенциала.

На решение этих задач направлены санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия. Теоретической основой для решения задач гуманизации спортивной деятельности средствами психологии служат:

а) изучение психологических закономерностей формирования динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности – спортивная среда»;

б) изучение структуры мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры в процессе спортивного совершенствования в различных видах спорта;

в) изучение психологических проблем отбора и спортивной ориентации (определение пригодности личности к конкретному виду спорта и перспектив её развития в условиях занятий им способствует более полному раскрытию спортивных талантов);

г) изучение психических состояний спортсменов и закономерностей динамики этих состояний в различных условиях спортивной деятельности;

д) изучение индивидуальных свойств личности и психических состояний как факторов успешности и безопасности спортивной деятельности;

е) изучение факторов, влияющих на возникновение неблагоприятных предстартовых состояний и обоснование путей и средств их предотвращения.

5 Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе.Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и даёт характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:

а) изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т. п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;

б) изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;

в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;

г) изучение роли личности тренера и влияния стиля руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды, разработку путей и методов укрепления авторитета тренера, спортивного педагога, капитана команды.

6 Изучение психологических аспектов воспитания спортсменов.Спортсмен является членом команды или спортивного коллектива. Кроме того, иногда он – представитель страны, за которую выступает в ответственных соревнованиях, её общественного строя. Именно поэтому немаловажное значение приобретает формирование поведения спортсмена, воспитание убеждений, идеалов, высоких нравственных и патриотических чувств.

Психология спорта способствует повышению эффективности воспитания спортсменов путём:

а) изучения структуры и законов функционирования мотивационной сферы спортсменов;

6) разработки методов и путей формирования устойчивых социально значимых мотивов поведения спортсменов;

Как видно из приведённого перечня, диапазон задач, решаемых психологией спорта, достаточно разнообразен и широк, он охватывает все сферы спортивной деятельности. В этом нашла отражение интегрирующая роль психологии спорта. Методология системного анализа и системного подхода к спортивной деятельности, требования комплексного решения проблем физического воспитания и спорта привносятся во все науки о спорте в значительной степени именно психологией спорта. И в этом состоит её особое значение для спорта, для всех наук о спорте.

 

Темы рефератов

 

1 Развитие психологии спорта в России.

2 Научные проблемы спортивной психологии.

 

Литература

 

1 Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск : СибГАФК, 2000.

2 Психология спорта высших достижений : учебное пособие для ИФК / под ред. А. В. Родионова. – М. : Фис, 1979.

3 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.