Сделай Сам Свою Работу на 5

Еще раз о противоречиях в Коране





 

В межрелигиозных дискуссиях популярна тема: есть ли противоречия в Коране, Торе, Евангелиях? Мусульмане ищут, к чему «придраться» в учениях христиан и иудеев, те «придираются» к Корану. Различие только в том, что в Коране есть такое изречение:

«…если бы подумали, что Коран не от Аллаха, то в нём нашли бы большое число противоречий». (Сура 4)

Тем, кто целенаправленно ищет противоречия в Коране, эта формула позволяет сказать: ага, если есть противоречия, тогда Коран не от Аллаха? И, найдя «большое число противоречий», доказать его земное происхождение. Надо сказать, что ортодоксальные мусульмане часто «подставляют» себя непродуманными заявлениями: Мохаммед абсолютно безгрешен; бой при Бадре был войной за мусульманскую веру; Коран верен с первой буквы до последней. А потом выкручиваются, пытаясь оправдать такие эффектные заявки. Но слово не воробей — сказал, что в Коране нет противоречий — изволь отвечать.

Если постараться, то в любой достаточно толстой книге можно найти противоречия — чем больше поле, тем больше сорняков, как бы перед этим ни пропалывал. Тем более это относится к Корану, который был составлен из разрозненных записей и воспоминаний. Иудеи к ошибкам и несоответствиям в Торе или Талмуде, христиане к противоречиям в Евангелии относятся гораздо спокойнее: они говорят, что, хоть эти Священные книги продиктованы Богом, но записывали их люди, а те могли где-то ошибиться. Но мусульмане стоят горой: нет у нас никаких ошибок, потому что Аллах не дал бы людям ошибаться. Потому и вызывают огонь на себя.



В конце 25-й суры мы видим утверждение, что мир сотворен за шесть дней:

«Посланник Мой, полагайся не на тех, кто слаб, а на Того, Кто вечно жив, Кто видит прегрешения Своих рабов. Который сотворил и небо, и землю, и все, что между ними, за шесть дней, а затем воцарился на высоком троне».

Этот постулат подтверждается также айатом из 50-й суры:

«Мы сотворили всего за шесть дней небеса и землю, и то, что между ними. И не коснулась Создателя усталость».

И в то же время, 41-я сура содержит такое замысловатое утверждение:

«Скажи им, посланник: неужели вы не верите в Того, кто создал землю всего в два дня, и можете с Ним сравнить других? Ведь это Он — Господь миров. Ведь это Он воздвиг незыблемые горы на земле, благословил её, и за четыре дня устроил пропитание для всех просящих. Затем он сотворил семь ярусов небес в течение пары дней и каждому из ярусов дал поручение. А на нижнем разместил светильники и охрану от сатаны. Таково предопределение Аллаха».



Как видим, налицо противоречие.

Или возьмем положение о том, из чего же создан человек. Только что прозвучало: из воды. В других местах Корана можно увидеть утверждения: из сгустка, из глины.

В ряде айатов, где речь ведется от имени Бога, встречаем клятвы «Клянусь Богом», что, конечно, нереально.

В суре 5 есть сентенция, которая выдает искаженное представление о Троице:

«Аллах спросит Ису, сына Марйам: "Говорил ли ты людям, чтобы они поклонялись тебе и твоей матери как двум богам помимо Аллаха?» (Толкование Института Аль-Азхар).

А в 19-й суре Марии — матери Иисуса — приписывается брат Аарон. Так звали старшего брата Моисея. Тогда как у Моисея и Аарона, действительно, была сестра по имени Мариам, но она никак не могла стать матерью Иисуса — разные времена.

Через несколько сур вы примете участие, в качестве зрителя, в странной сцене: с Рамзесом II и Моисеем, которые пребывали на земле в XIII веке до н.э., лицом к лицу встретится Хаман, премьер-фаворит Персии, который жил в V веке до н.э.

Но будем считать все это придирками. Главное не в этом. Принципиальное противоречие в Коране — это изменение его тона и духа, происшедшее после переселения Мохаммеда в Медину. С этого момента появились не просто противоречия — парадоксы.



Им говорят: поклоняйтесь Милосердному. Тогда они вопрошают глупо: а что такое «милосердный», разве станем мы поклоняться Тому, кого не знаем?

Благословенен Тот, Кто разместил все звёзды и созвездия, кометы, солнце и луну на небе и за небом, Кто сотворил день и ночь для тех людей, которые благодарят Аллаха за его творения.

Аллах сотворил все блага на земле для благодарных рабов Своих. Они говорят, даже встретив неразумного: мир дому твоему. Они воздают молитвы Богу днём и ночью, они боятся Бога, они тратят свои средства, не скупясь и не транжиря, на добрые дела. И не знают другого божества, кроме Аллаха. Не убивают, если запрещает Бог, не прелюбодействуют, сохраняют целомудрие и верность. Это — рабы Аллаха, будут они награждены и в этой, и в грядущей жизни. Награда тем, кто молится Аллаху: Господи, дай нам радость от супругов и детей своих. Такие вечно будут пребывать в раю.

Скажи же людям, Мой посланник: Аллах не заботился бы о вас, если бы не молитвы праведных. А неправедные считают слово Бога ложью. Не избегут они возмездия.

 

ГЛАВА 9. ПОЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

 

Мохаммед — поэт?

Не относил ли Мохаммед к себе слова из суры 26, которую мы сейчас начнем читать: «Но есть среди поэтов и такие, что уверовали, они делают добрые дела и поминают Бога»?

Мохаммед был красноречив, склонен к поэтизации окружающего мира. Читая Коран, мог долго говорить стихами, и каждая последующая строка плавно присоединялась к предыдущей.

По-всякому приходили к Мохаммеду слова Всевышнего. Чаще всего было так. Во время встречи со своими соратниками он вдруг надолго замолкал, на лбу выступала испарина. На слова окружающих не реагировал, глаза смотрели куда-то вдаль, за спины людей. Видно было, что он не здесь, не с ними, а пребывает где-то далеко. Поначалу его сподвижники просто удивлялись, враги называли его сумасшедшим, в лучшем случае — очарованным. Но потом друзья, полагая, что в эти минуты у него происходят встречи с ангелом Гавриилом, молча выходили во двор дома и, на всякий случай, доставали мечи из ножен, боясь за жизнь пророка.

Через какое-то время — чаще всего через час с небольшим — он выходил к ним, весь в поту, изможденный, ослабевший, и приглашал в дом. Его друзья доставали каламы — тростниковые перья для письма, и готовились писать, кто на чем — в ход шли высушенные бараньи лопатки, выглаженные листья финиковой пальмы, куски пергамента.

Мохаммед внезапно начинал читать стихи, и они не узнавали его голоса — он хрипло, но четко выговаривал каждое слово, они лились без единой запинки, без единой остановки, и это могло продолжаться и полчаса, и час:

Laallaka bakhiааun nafsaka alla yakoonoo mumineena

In nasha nunazzil аalayhim mina alssama i ayatan fathallat aаnaquhum laha khadiааeena

Wama yateehim min thikrin mina alrrahmani muhdathin illa kanoo аanhu muааrideena

Faqad kaththaboo fasaya teehim anbao ma kanoo bihi yastahzi-oona

Awa lam yaraw ila al ardi kam anbatna feeha min kulli zawjin kareemin

Inna fee thalika laayatan wama kana aktharuhum mumineena

Как вы понимаете, тут приведены слова Корана в английской транскрипции. Так они, слова Аллаха, и звучали в тишине, нарушаемой, кроме голоса посланника, только скрипом каламов:

Может быть ты готов в отчаянии убить себя из-за того что они не веруют

Если Мы пожелаем то низведем на них с небес знамение и шеи их покорно наклонятся

Не приходит к ним ни одно напоминание от милосердного чтобы они не отвернулись

Они посчитали ложью но придут к ним вести о том над чем смеялись

Разве они не видят на земле сколько произрастили мы всякие благородные пАры

Поистине это знамение но большинство из них не верует

(начало 26-й суры, перевод, максимально близкий к оригиналу)

Вот так, без точек и запятых, лились эти стихи из уст Мохаммеда.

Свидетели этих сцен нисколько не сомневались, что это звучат слова Аллаха, только что ниспосланные на землю, и понимали, что присутствуют при знаменательном событии — посланник Бога озвучивает Его слова.

Однако, те, которые не присутствовали при чтении Корана самим Мохаммедом, а читали написанное, полагали, что Мохаммед — талантливый поэт-импровизатор. Этому противоречил тот факт, что к 40 годам, когда Мохаммед начал читать писание, он так и не овладел грамотой, ни разу не был замечен в сочинении стихов.

Эти стихи оказывали чудодейственное влияние на людей. Слова выстраивались в цепочку, которая не отпускала слушающего, даже враги замолкали, когда звучал Коран.

Некоторые люди говорят, что при чтении Корана вслух наступает такой психологический эффект, будто ты уже не сам читаешь Коран, а твой голос раздается издалека. Почему-то не происходит запинок, ошибок голоса и речи. Божественный ритм будто завораживает слушателей и самого чтеца. Иной раз слышен только ритм, мелодия, сложенная из слов, а отдельные выражения не слышны, они вплетаются в единое течение звуков. Так бывает, когда хорошо слаженный симфонический оркестр играет музыку Сергея Прокофьева или Кара Караева, и ты замечаешь, что не слышны уже ни скрипки, ни виолончели, звуки выстраиваются в единую мелодию, и слушатель плывет по ее волнам.

Нет, определенно, Мохаммед не был поэтом. Он не искал ритма и рифмы, все это выливалось у него из сердца, а сердце было связано в такие минуты с небесами.

Теодор Шумовский, ученик Игнатия Крачковского, писал: «Мохаммед с полным основанием мог считать Коран созданием Бога. Действительно, вдохновение, исходившее от верховного творческого начала, подсказывало ему новые и новые мысли, очищало и укрепляло его душу и это позволило смертному человеку оставить людям бессмертное произведение — священную книгу».

Однако полностью согласиться с Т.Шумовским мешают два обстоятельства. В Коране есть сведения, которые Мохаммед просто не мог знать — об эмбрионах, ретроградных планетах, о том, что восток и запад — это не вечно постоянные направления, о буферных зонах между водоемами с пресной и соленой водой — все эти факты были открыты учеными много лет спустя. Это говорит о пророчестве, Мохаммед не только мог считать Коран словом Бога, но так оно и было.

Второе же обстоятельство печальное, если не сказать — трагичное, и для самого пророка, и для его последователей. В конце жизни, во второй половине своей проповеднической деятельности Мохаммед изменил тон и смысл своего учения, стали появляться ноты и аккорды, чуждые первой половине. Тут уже и сам Мохаммед не мог считать свои наставления словами Аллаха. Но представлял их себе и другим ниспосланными свыше.

 

Отчаяние посланника. Нелегко людей обратить в искреннюю веру. К кому приходит сатана. Поэты.

Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo!

Ta — cин — мим. Boт знaмeния книги яcнoй.

Посланник Мой в отчаянии, он гoтoв убить ceбя из-за того, что люди ему не верят. Стоит Богу пожелать, и они будут перед тобой повергнуты. Ты же знаешь их природу: новое они не принимают, потому и отворачиваются.

Но придёт им весть: то, над чем они смеялись — правда.

Воззвал Господь к Мусе: иди к народу фирауна, пусть он убоится. Муса сказал: они сочтут меня лжецом, я растеряюсь и не смогу связать двух слов. Еще и грех за мной — грех смерти (напомним, что Моисей убил египтянина, который бил еврея), боюсь, что они накажут. О Господи, пошли со мной Харуна, брата моего!

Бог так и сделал. Дал Свои знамения братьям, и отправил их в Египет: скажите фирауну, что вы посланники Аллаха, пусть даст свободу вашему народу.

Фираун сказал: тебя мы с детства воспитали, ты жил среди нас, потом совершил убийство, ты неблагодарный человек. Муса признался: да, я поступил неверно, потом ушёл от вас, боясь возмездия. Вспомнив о милости ко мне, о фираун, вспомни и о том, что ты совершил немилость, поработив народ мой.

Фираун спросил: а кто твой Бог? Муса ответил: это — Господь небес и всей земли, всего того, что между ними. Это и ваш Господь, Господь и ваших предков, и моих, Господь всего, что есть между севером, востоком, западом и югом.

Удивился фираун и обратился к своим придворным: вы слышите, что он говорит? Те ответили: да он одержимый! И тогда фираун сказал Мусе: если впредь божеством своим будешь ты считать кого-то, а не меня — заключу в темницу.

Был спасен Муса и народ его, и погиб всесильный фираун со своим войском. В этом было великое знамение Аллаха.

А теперь вспомни Ибрагима. Он сказал своему отцу и своему народу: кому вы поклоняетесь, зачем? Разве они слышат вас, разве ощущают ваше поклонение? Или чем-то помогают, или могут навредить? Ему ответили: почитание это мы переняли у отцов, не тебе судить.

Ибрагим обратился к Богу: Господи, дай мне силы, чтобы стал я праведным, дай мудрость, чтобы сумел их убедить. И прости моего отца: он в числе заблудших. Знаю я, что ты окажешь милосердие тем, кто боится Бога.

Так было и с народом Нуха. Лжецом посчитали его люди, которым он говорил: побойтесь Бога, я Его посланник с предупреждением для вас, послушайтесь меня! Но ему сказали: разве мы станем слушаться тебя, если за тобой идут лишь простые люди?

Бог потопил всех неверующих, спас только Нуха и его семью, его последователей, животных и растения. Это было еще одно напоминание людям. Но они продолжали свой грешный путь.

Адиты также посчитали ложью предупреждения Худа. Он сказал: побойтесь Бога, остановитесь, я Его посланник, а миссия у меня одна: раскрыть глаза вам и сказать: есть единый Бог, поклоняйтесь же Ему!

Но адиты отвечали: то, что говоришь ты — это сказки, нам безразличны твои слова, мы никогда не окажемся наказанными, ты — лжец. Поселения адитов — дворцы, сады, все их богатства — оказались погребенными в земле.

Та же участь постигла самудитов. Салих пришёл к ним: побойтесь Бога, братья, я от Него посланник. Поклонитесь же Ему и устрашитесь. Салих сказал: вот верблюдица, не трогайте её, кормите и поите, пусть её не коснётся зло. Покажите, что вы благочестивы. Самудиты не были голодными, закалывать животное им не было нужды. Но сатана вмешался и заставил заколоть. Наутро поселения не стало, как будто никогда и не было.

Но и это не стало уроком для других. Увы, сатана, как обещал, подталкивал людей к грехам.

Вот и Лута его народ считал лжецом. Он сказал: побойтесь Бога, откажитесь от своей болезни, покайтесь перед Господом за свои деяния. Ему сказали: замолчи, иначе будешь изгнан. Лут обратился к Богу: Господи, вытащи меня и мою семью из этой грязи!

И Мы спасли его, спасли его семью. Куски засохшей глины, летящей с неба, разрушили весь город. Но и это людям не было уроком.

К мадйанитам пришёл Шуайб: братья, я пришел к вам посланником от Бога — взор Его упал на вас, недоволен он вашей жизнью, тем, что не боитесь Бога, что творите зло, что хитрость и обман стали вам друзьями. Но мадйаниты посчитали посланника блаженным. Они надсмеялись над Шуайбом: ну, если ты от Бога, то попроси Его опустить на нас вот тот кусочек неба!

Аллах спас Шуайба и его семейство, отдалив от поселения аль-Айки. А там устроил безмерную жару. Зной был нестерпим, вода вся высохла. Затем на горизонте явилось облако. Все укрылись под ним от зноя. Тут оно и превратилось в пламя, в котором все сгорели.

Мы отправили через ангела тебе ясное писание на арабском языке. Ты избран, как посланник Бога, как вестник от Него. Это послание подтверждает то, что сказано в писаниях прежних. Учёные из израилевых сынов ведь знают, что о послании этом было сказано ещё в тех книгах.

Представь себе, что Коран на арабском языке был бы отправлен не арабам, а к людям, говорящим не на арабском, но знающим его. Тем более они, слушая Коран, не поверили бы этому писанию.

В час расплаты безбожники и грешники будут просить отсрочки. Но знаешь ли ты, что отсрочка — не спасение? Наказанные Мною не погибли без предупреждения, у них была отсрочка. Но они не прислушались, и поплатились.

Не призывай на помощь других богов, посланник, иначе попадёшь в число наказанных. Убеждай и родственников своих. Будь милосерден к своим последователям. Если же ослушаются тебя — скажи: я не причастен к вам. И уповай на Бога. Который видит, как ты склоняешься в молитве и поздней ночью, и на заре.

К каким же людям приходит сатана? К лжецам и грешникам. Ещё и к поэтам, в чьих словах содержится обман. Ты же видишь, что поэты блуждают по долинам и говорят слова, в которые не верят!

Но есть среди них такие, что уверовали, они делают добрые дела и поминают Бога. Они получили помощь против угнетателей. А угнетатели увидят, какой стороной судьба обернется к угнетенным.

 

О Соломоне — он понимал язык птиц, даже муравьев. Сообщение удода. «Дипломатия» Соломона. Царица Билкис. История любви. О противоположностях. Бессилие идолов. Единый Бог над всеми. Устрашение во имя веры.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Ta — cин. Эти две буквы — знамения новой суры ясного Корана.

Вспомни Сулеймана. Мы ему дapoвaли знaния и мудрость. За что он был благодарен Богу. Он часто говорил: Аллах научил меня премудростям, даже птиц я понимаю, даже муравьёв.

Как-то ясным утром Сулейман собрал войска и выступил в поход. Когда он вышел на долину, где жили муравьи, один из муравьёв сказал собратьям: войдите в свои жилища, а то нас растопчут люди Сулеймана, и даже не заметят. Сулейман услышал это и рассмеялся. Затем обратился к Богу: о, Господи, благодарю Тебя за знания, дарованные мне. Я обещаю быть благодарным за оказанную милость. Прошу Тебя, о, Господи, причисли своего раба в число праведных людей.

Затем он увидел птиц и спросил: почему среди вас нет удода? Оказалось, что он был в Сабе (местность в Йемене. Жители Сабы поклонялись звездам, солнцу и луне, правительница сабиев Билкис была красивой и мудрой). Прилетев, рассказал Сулейману, что он видел: в Сабе правит женщина, она красива, народ её богат, но поклоняется вместо Бога солнцу, они на неправедном пути. Сулейман сказал удоду: возьми письмо, лети туда и отдай царице. Послушай, что она скажет.

Царица Сабы, получив письмо и прочитав, обратилась к знати: письмо от Сулеймана, он просит меня приехать. Но не только. Ещё он хочет, чтобы мы обратились в другую веру, иначе приедет сам. Что скажете? Они ответили: решение принимай сама, царица! Она подумала и сказала: от царей, когда приходят куда-нибудь, не жди добра — они губят поселения и унижают жителей. Поэтому я пошлю ему дары, посмотрим, как он отнесётся.

Посланники из Сабы явились к Сулейману. Увидев то, что принесли они, Сулейман сказал послам: то, что мне даровал Аллах, обширнее того, что даровал он вам. Возвращайтесь и скажите своей царице: Сулейман приглашает её к себе, пусть примет приглашение, иначе я приеду сам. Послы вернулись в Сабу. А мудрый Сулейман обратился к джинну по имени Ифрит: сумел бы ты, как она выйдет в путь, выкрасть её трон и привезти сюда, но — до её приезда?

Так и было сделано. Войдя, царица увидела свой же трон, и была поражена. Пол вокруг трона был из хрусталя, под ним текла вода. Царица, направляясь к трону, невольно приподняла подол своего платья, чтобы не промочить, и только потом заметила, что вода — под слоем хрусталя. Царица поняла, что присланные ею те дары — ничто по сравнению с богатством Сулеймана.

Царица сабиев отказалась от веры в солнце, поняв, что есть мощь сильнее солнца — Создатель солнца. Приняла она религию Аллаха, перед Которым склонялся Сулейман.

Полагайся, посланник, на Аллаха, который изрекает истину. Ты не заставишь тех, кто глух, услышать твой призыв. Ты не выведешь слепых из заблуждения. Слышать звуки и видеть свет способны далеко не все. В тот день, когда судьба безбожников будет решена, с ними заговорит их страх, словно животное, которое вырвалось из недр земли. В этот день соберём Мы всех не верящих. И все придут к Аллаху с покаянием. И увидят, как горы по земле передвигаются, словно облака по небу.

Тот, кто жил с добром в душе и благочестием — тот не испытает страха. А те, кто не верил и грешил — их лица озарит огонь. Каждому воздаяние — по заслугам.

Посланник, Господь город Мекку сделал местом, запретным для греха. Господь велит тебе здесь преклонить колени и читать Коран. Тот, кто идет прямой дорогой — тот делает добро себе. А кто заблудился — на тебя возложено лишь напоминание. И скажи всем людям: хвала Аллаху, Он показывает нам Свои знамения, Он не пренебрегает тем, что вы совершаете.

 

Билкис и Соломон

 

Длинноклювая птичка удод, позавидовав царю Соломону, попросила сделать ей такую же корону, как у него. Соломон попытался отговорить: носить корону — это тяжкое дело, летать не сможешь. Но удод настаивал. Тогда Соломон сделал ему маленькую корону из золота. Через некоторое время она прилетела и вернула корону со вздохом: хоть и красиво, но тяжело летать. С тех пор удод носит корону из перьев, приглядитесь внимательно.

Отца Билкис — царицы Савской — звали Хадхад, что означает «удод». Мистическое совпадение. Но он не носил короны — в их роду государством правили только женщины. Билкис стала царицей этой богатой страны, которое находилось на территории нынешнего Йемена, очень молодой. Это было во второй половине Х в. до н.э. Она была одновременно и царицей Эфиопии — колонии Сабы. Там ее звали Македой.

Первая встреча Билкис и Соломона произошла в Иерусалиме. Он, увидев эту смуглую молодую женщину, которая смотрела на него широко раскрытыми, сияющими глазами, забыл о государственных интересах. У нее был прямой нос, упрямые губы с ямочками у уголков, несколько удлиненный подбородок, по щеке стекала капелька пота. Наверное, именно Билкис была прототипом Суламиты из седьмой главы «Песни песней Соломона». Ей осталось жить семь лет.

Билкис была мудра. Существует предание, что она предсказала рождение и распятие Иисуса заранее, за десять веков. История сохранила ее слова, что она может полюбить мужчину, не видя его, только убедившись, что он мудр. Соломон был мудрым, и тоже ценил человеческий ум. Такое совпадение, наверное, и родило искру любви между ними.

Царица знала астрологию, составляла целительные мази, говорила на нескольких языках, владела магией. Таинственными фразами она усмиряла диких зверей, лечила болезни. При первой встрече с Соломоном она начала разговор с того, что загадала ему три загадки. Он дал правильные ответы. Что-то быстро он отгадал, — подумала Билкис. И, действительно, молва гласит, что Соломон подкупил ее придворного, который и придумал эти загадки.

Надо сказать, что Соломон был чрезвычайно любвеобилен — у него были сотни жен и любовниц. С появлением Билкис он надолго забыл их. Она не оставила своего трона. Жизнь у нее теперь протекала между родиной и Иерусалимом. Билкис родила сына, которого назвали Менелик, потом он стал царем Эфиопии. Билкис умерла, когда Менелику было шесть лет, в дороге. Обычное пищевое отравление, от которого в то время не были застрахованы и короли.

Говорят, что йеменские и эфиопские археологи и поныне ищут могилу Билкис. Но она в 710 году была перезахоронена в Дамаске, в то время — столице мусульманской империи. Это решение принял халиф Валид, он же приказал поставить на месте нового захоронения мраморный склеп.

 

Новые подробности истории Моисея. У мадйанитов. Женитьба Моисея. Поручение Всевышнего. Гибель фараона. История Эсфири. В Коран может верить не только мусульманин. Человек, ослепленный богатством. Кто такие Хаман, Карун, Рагуил.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Та — син — мим. Тремя этими буквами мы открываем для тебя еще одну главу Корана.

Мы вновь напоминаем тебе, посланник, историю Мусы и фирауна. Фираун возгордился на земле, считая себя равным Богу. Нарушил все пределы — он убивал сынов израилевых, оставляя в живых лишь женщин, и распространял нечестие по земле.

Мы возжелали возродить погубленную фирауном справедливость, даровать его рабам свободу. И — наказать фирауна и Хамана за их деяния.

Заметки на полях: О Хамане — премьер-министре персидского царя Артаксеркса — будет подробно рассказано ниже. Обозначим время происходящих событий. Моисей жил в XIII веке до н.э., Рамзес II правил в 1300— 1230 г.г. до н.э., и их встреча, конечно, реальна, но вот Хаман жил в V веке до н.э., через 800 лет после тех событий, он никак не мог участвовать в беседе Моисея и Рамзеса.

Мы внушили матери Мусы: корми его три месяца, когда же станешь опасаться за него — брось в реку. Не бойся — будет он спасён и станет посланником от Бога.

Поместила она его в ковчег и бросила близ реки. Семья фирауна ребёнка подобрала, чтобы стал он им врагом. Поистине, фираун и Хаман были грешниками. И сказала жена (напомним, что, по Библии, это была дочь фараона) фирауна: не убивайте малое дитя, может, он принесёт нам пользу, или усыновим его. Сестра Мусы за этим наблюдала. И посоветовала кормилицу для младенца — свою мать.

Так Мы его вернули матери, чтобы не печалилась она и знала, что обещание Аллаха — это истина. Но рос Муса в доме фирауна. Бог даровал ему знания и мудрость.

Как-то стал Муса очевидцем безобразной сцены: злой египтянин бил его собрата за какую-то провинность. Муса не удержал свой гнев и ударом кулака прикончил злого человека. Убил несправедливого, спас жизнь рабу. И обратился к Богу: о, Господи, я преступил закон Твой, прости меня.

Господь простил. Муса сказал: Господи, благодарю тебя и обещаю: никогда я больше не согрешу. Но наутро опять пришёл тот человек, которого он спас вчера. И опять просил помочь. Муса сказал: ты явно из заблудших. И снова, как вчера, хотел убить обидчика. А тот сказал: не хочешь ли ты, Муса, убить меня, как ты убил другого, ты хочешь быть тираном на земле? Тут к Мусе пришел еще один, и предупредил: тебя ищут.

Муса тут же покинул город и отправился в сторону Мадйана.

В Мадйане, подойдя к колодцу, Муса увидел пастухов, которые поили стадо. А две девицы ждали в стороне, желая тоже напоить свой скот. Муса помог им сделать это. Назавтра отец этих девушек пригласил его к себе поблагодарить. За разговором Муса признался старику, что сотворил в Египте, зачем бежал. Старик сказал: не бойся, ты бежал от людей несправедливых.

Одна из дочерей сказала: о, отец, возьми пастухом его, он силён и откровенен, он заслужил доверие. Отец, с улыбкой посмотрев на дочь, сказал Мусе: и вправду, оставайся. Поработаешь восемь лет — дам в жёны одну из дочерей, ту, кого захочешь.

Так и случилось. Прошло много лет, и Муса отправился в Египет со всей своей семьёй. В пути были долго, опустилась на землю ночь. Муса понял, что заблудился. Но вдруг вдали показался свет. Муса сказал семье: вы подождите, а я пойду навстречу, может, нам подскажут, как правильно идти.

 

Заметки на полях: напомним, что далее происходит встреча Бога с Моисеем, Господь поручает ему освободить евреев из египетского рабства, дарует ему знамения в знак того, что Моисей действует от Его имени, и пророк вместе со своим братом отправляются в Египет, к фараону. Где застает с ним Хамана.

 

Но фираун считал, что он Бог и есть. И сказал Хаману: построй-ка башню, я поднимусь по ней, поговорю с его Богом, я думаю, что этот пришелец — лжец.

Неправедные по Моему велению погибли в море. Посмотри, что ждёт тиранов на Земле! Они звали за собой в огонь. И в день воскрешения не будет к ним пощады. Проклятие за ними следует и в этом мире, и в дальней жизни: не встретят они милости в судный день.

Вручили Мы Мусе Божественное писание, как руководство для людей, как напоминание им и наставление. Ты при этом не присутствовал. Не было тебя среди жителей Мадйана, не читал ты им Моё послание. Не был ты на склоне той горы, откуда Я позвал Мусу. Но ты был отправлен к тому народу, который посланников до тебя не видел.

Твой народ сказал: если это посланник Бога, то почему не принес писание Мусы? Но сами же отвергли Тору. А когда на землю ниспослан был Коран, заявили: эти два писания — Коран и Тора — поддерживают друг друга, мы не веруем ни в одно из них.

Скажи им, Мой посланник: пусть явят миру своё писание, пусть оно будет правдивее, чем Тора и Коран, пообещай, что последуешь за ними. Они тебе не ответят. А кто более заблудший, чем тот, кто потакает своим страстям? Мы довели до них Божье слово — может, они опомнятся?

Те, кому ранее пришли писания — они верят и в новое писание. Когда им его читают, они говорят: это — послание от Бога, мы и раньше были ему покорны, значит, были мусульманами. Да, есть люди, которые были на стороне добра и против зла намного раньше. Они заслужили двойной награды за благочестие своё, за доброту, за целомудрие.

Заметки на полях: здесь мы видим добрые слова о тех, кто ранее получил писания — о верующих иудеях и христианах. Напоминаем, что эта сура была прочтена Мохаммедом в Мекке, до переселения. Подобные штрихи в Коране выражают ту самую объединительную, примиряющую идею Корана, о которой мы говорили раньше. В ранних его главах люди иных верований ничего враждебного не могли прочитать. Более того, они готовы были назваться мусульманами — людьми, покорными Богу. Неспроста Мохаммеда посещали многочисленные делегации христиан и иудеев — чтобы узнать, понять, что он проповедует.

Представьте себе, что слово «мусульманин» переведено на русский. Оно означает «покорный, покорившийся, послушный Богу». Разве русский-христианин, или еврей-иудей будет отказываться от такого «звания»? Конечно, нет. Они изначально считают себя покорившимся Богу. В этом смысле каждый верующий готов называться мусульманином. Изначально это слово носило знак покорности Всевышнему, и больше ничего.

Теперь же в этом слове люди мира видят иной, зловещий смысл, связанный с несвободой, терактами, убийствами и ложью. Смысл слова «мусульманин» стало меняться в худшую сторону с 622 года, со времени переселения Мохаммеда из Мекки в Медину, с тех пор оно и начало приобретать агрессивные черты. С этого момента примиряющие ноты в Коране начали превращаться в разъединяющие, даже враждебные.

 

Люди, искренне уверовавшие, отворачиваются от тех, кто отворачивается от них. Они говорят: у вас свои деяния, у нас — свои, мы не последуем за вами, по пути невежд.

Посланник, ты не сможешь наставить на путь истинный всех тех, кого хотел наставить. Только Аллах выводит на путь прямой, кого пожелает вывести.

Жители Мекки сказали: если мы пойдем за ним, то потеряем своё благополучие. Но разве Бог не закрепил за ними эти земли и пропитание им, почему они неблагодарны? Задумались бы о тех неблагодарных, что жили на земле до них. А ведь посланники их убеждали!

А теперь расскажем о Каруне. Он был соплеменником Мусы, но злочинствовал против своих же. Он обладал богатством, ключи от его складов носили силачи. Ему говорили: не радуйся, Карун, богатствам, не превозносись, всё это тебе дано для испытания, стремись к благочестию, твори добро для тех, кто беден, Аллах не простит тебе жадности.

Но он отвечал: при чём тут Бог, всё это я скопил благодаря себе. Карун не знал, что до него в числе поверженных были и более богатые.

Он выходил к народу весь в украшениях. Глупцы говорили: о, если бы у нас было то, что есть у Каруна! А умные по-другому думали: Карун обманут сатаной, богат не тот, кто увешан украшениями, а тот, кто украшен благочестием.

В одну из ночей земля раскрылась и поглотила дворец Каруна вместе с ним самим. Наутро не нашли даже останков. Даже развалины дворца ушли под землю. Дома других людей не пострадали. Всем стало ясно, что содрогание земли — это кара Божья. И тот, кто завидовал Каруну, говорил теперь: Господи, избавь нас и от богатства, и от наказания.

Урок вам: Божья кара настигнет любого человека, который превозносится, забыв, что добро даётся Богом для испытания, что конечная победа — не у богатых, а у богобоязненных.

Аллах, Который ниспослал тебе Коран, вернет всех людей, и тебя, посланник, к месту возвращения.

Ты не думал, что тебе будет ниспослано писание, а было это милостью Аллаха. Не будь же пособником неверных! Да не отвратят они тебя от знамений Бога! И не призывай других богов вместе с Аллахом, нет божества, кроме Него! Всё погибнет в этом мире, кроме Божественного лика. Принимает решения только Он, и к Нему состоится ваше возвращение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.