Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ





4.1. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

Социальная работа как учебная дисциплина. Мировой опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует о том, что без специальных и общественных структур социальной защиты населения, а также без четко функционирующего механизма социальной помощи отдельным группам и слоям населения гуманное, духовно и нравственно богатое демократическое общество и правовое государство могут существовать лишь виртуально. Поэтому в целом раде стран активная разработка научных проблем, связанных с прикладной социологией, социальной экологией, социальной инженерией и социономией, сопровождается широким распространением и утверждением относительно новой специальности, получившей название социальной работы. История подготовки социальных работников в странах Запада насчитывает более ста лет, а в России — около двадцати.

Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями, которые действовали в Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Германии и других странах Запада. В настоящее время в Соединенных Штатах Америки более четырехсот университетов и колледжей предлагают программы, по которым осуществляется подготовка социальных работников. Они выпускают специалистов трех уровней — бакалавров, магистров и докторов. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения, а магистра — после шести. Что касается степени доктора, то для ее получения необходимо учиться еще два года. Кроме того, американские колледжи предлагают двухгодичные программы подготовки технического персонала, используемого в социальной работе. Подготовка социальных работников в Великобритании предполагает не одну, а несколько моделей. Выбор учащегося зависит от его образовательного уровня. Выпускникам средней школы предлагаются четырехгодичные курсы на звание бакалавра, а выпускникам высших учебных заведений — двухгодичные курсы и годичная аспирантура. Что касается тех, кто не закончил высшее учебное заведение, то для них предусмотрены двух- или трехгодичные курсы. Последние десятилетия в Великобритании характеризуются увеличением приема в учебные заведения, которые занимаются подготовкой социальных работников. Подготовку социальных работников в Германии осуществляют два типа учебных заведений — университеты и колледжи. В них принимаются те, кто закончил 12 классов средней школы. Ежегодно несколько тысяч человек пополняют учебные заведения, занимающиеся подготовкой социальных работников. Рассчитанная на четыре года, эта подготовка включает в себя как теоретический курс, так и годичную практику.





В России социальная работа как профессия существует с 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства труда СССР были внесены дополнения. В этих дополнениях характеризовались пять новых должностей — социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и специалиста по социальной работе. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, они образовывали иерархию в рамках профессии социального работника. В 1991 г. началась подготовка социальных работников, центрами которой стали университеты, а также педагогические и медицинские институты. Кроме того, социальная педагогика приобрела статус научной специальности.

Обучение социальной работе в России ведется в настоящее время почти по пятидесяти специализациям, которые условно можно разделить на группы управленческих специализаций, специализации работы в определенной социальной области, специализации работы с конкретными группами населения, а также специализации по технологиям социальной работы. Его координирующим центром стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области социальной j работы. Большинство российских вузов готовит специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров. Кроме того, существует возможность получения профессии социального работника и в рамках среднего специального (профессионального) образования.



Для того чтобы сформулировать общую концепцию подготовки социальных работников как субъектов профессиональной деятельности, необходимо исходить из определения ее цели. В самом общем виде цель социальной работы заключается в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, а также в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных и других проблем. Отсюда следует, что основные функции социального работника заключаются в том, чтобы диагностировать эти проблемы, оказать поддержку нуждающемуся, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. По своей аксиологической и функциональной природе социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности, связанных отношениями типа «человек — человек». Ее непосредственный субъект, в качестве которого выступает социальный работник, осуществляет все многообразие функций организации, обеспечения психологической поддержки, а также правовой и административной защиты, коррекции поведения и т. д. Это профессионал, который может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства, включающих в себя управление, материально-техническую и правовую помощь нуждающимся и подготовку специалистов по социальной работе. В процессе подготовки он должен освоить большой и разнообразный объем знаний, которые служат основой его профессиональных умений в области координации, управления, организации, диагностирования, анализа проблемных жизненных ситуаций, коррекции и реабилитации.

В деятельности по подготовке специалистов любого профиля участвует совокупный субъект, структура которого включает в себя административные и научные подразделения, а также коллективы кафедр, преподавателей и самих студентов. Что касается подготовки социальных работников, то она основывается прежде всего на принципах гуманизма, толерантности и практической направленности, представляя собой многоуровневый процесс, каждый уровень которого имеет свои цели, задачи и средства их достижения. При этом системообразующим фактором такой подготовки является соответствие качеств студентов задачам практической деятельности будущего специалиста. Подготовка специалистов по социальной работе завершается сдачей государственного экзамена, а также защитой дипломной работы. Дипломная работа вырастает из курсовых работ, которые студенты пишут со второго по четвертый курс. Однако первый студенческий опыт научных исследований связан не с курсовыми работами, а с написанием докладов и рефератов.

Требования к написанию доклада. Доклад представляет собой форму работы, предназначенную для устного сообщения. Обычно он задается студенту в ходе текущей учебной деятельности для устного выступления на одном из семинарских занятий, а на его подготовку отводится от недели и более. Если доклад сдается преподавателю после устного выступления, то его текст снабжается титульным листом и планом. Однако если преподаватель не требует сдачи письменного текста доклада, то достаточно конспективно или в развернутом виде подготовить черновой текст без специального оформления, который просто используется в качестве конспекта во время выступления.

Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он должен хорошо восприниматься на слух, т. е. быть интересно подан для аудитории. Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом[17] предстоящего выступления, о котором преподаватель обычно сообщает заранее. Очень важно уложиться в отведенное время, поскольку в противном случае докладчика могут прервать, даже если он не успел сказать самого главного. Поэтому отработке чтения доклада следует уделить не меньше внимания, чем его написанию. Написав черновой вариант, можно прочитать его вслух самому себе или кому-то из близких. Если не удается уложиться в регламент, то надо менять структуру текста, пока он не будет удовлетворять требованиям.

Доклады, сдаваемые в письменном виде, могут играть роль зачетных работ. В таком случае студентам предлагается список тем, из которых им следует выбрать какую-то одну. Выбирая тему, следует внимательно просмотреть весь список и выбрать вначале несколько тем, которые представляются наиболее интересными и предпочтительными. При этом важно учитывать, для каких тем имеется больше литературы — не только в библиотеке, но и дома. Выбрав несколько тем, надо потом остановиться на той из них, которая является самой предпочтительной. Для подготовки доклада одна и та же тема может быть дана преподавателем нескольким студентам, один из которых выступает в качестве основного докладчика, а остальные — в качестве содокладчиков. Если под докладчиком имеется в виду лицо, выступающее с докладом, то под содокладчиком — лицо, выступающее с содокладом, т. е. дополнительным докладом к докладу какого-нибудь другого лица по тому же вопросу. Первым выступает основной докладчик, а за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценками его выступления — содокладчики. Использование при проведении семинарских занятий не только докладов, но и содокладов может придать им дискуссионный характер, а следовательно, заставить студентов задуматься над теми проблемами, которые стоят перед изучаемыми ими дисциплинами.

В качестве рекомендаций к выступлению с докладом, следование которым в максимальной степени способствует его успеху, можно привести следующее:

1) обязательно начните с плана;

2) объявите время, которое вы займете у аудитории. Обязательно уложитесь в то время, которое вы указали. Если вы чувствуете, что не успеваете, не старайтесь договорить, уложив оставшийся материал в тот короткий промежуток времени, который у вас остался. Лучше сделать вывод и закончить выступление;

3) говорите только то, что сами хорошо поняли, и думайте не о том, что сказать в следующий момент, а о том, как это сделать;

4) нельзя читать книжный текст, кроме небольших цитат. Если вам трудно говорить, не опираясь на текст, напишите свое выступление короткими разговорными фразами и читайте;

5) продумайте, как устранить неправильности в речи;

6) продумайте собственную индивидуальность, т. е. кем вы предстанете перед аудиторией: специалистом-эрудитом, иронизирующим критиком, прекрасной интеллектуалкой и т. п.;

7) заранее продумайте, что можно выделить в виде тезиса й продиктовать аудитории;

8) материал лучше усваивается, если использовать схемы, рисунки и т. д. Продумайте, что и как можно было бы нарисовать на доске;

9) закончить выступление надо резюме.

При написании докладов к семинарским занятиям по дисциплинам, входящим в учебный план специальности «Социальная работа», могут возникнуть определенные трудности. Социальная работа является сравнительно новой формой деятельности, которая существует в России как профессия, наука и учебная дисциплина всего лишь двадцать лет. Поэтому литературы по социальной работе на русском языке довольно мало, а литературой на иностранных языках студенты современных российских вузов практически не пользуются. Кроме того, среди литературы по социальной работе значительную часть составляют публицистические произведения, которые к науке имеют отдаленное отношение. Несомненно, ориентация социальной работы на решение практических проблем людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не должна размывать ее теоретические основы. Не может быть эффективной профессиональной деятельности без развитой научной теории, основы которой студенты начинают постигать посредством написания докладов и рефератов.

Требования к написанию реферата. Реферат представляет собой сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Его написание практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, а также развития умения и навыков самостоятельного научного поиска, т. е. изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу и докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию профессиональной культуры у будущего специалиста, закреплению у него специальных знаний, а также развитию умения самостоятельно анализировать) многообразные общественно-политические явления современности и вести полемику.

Реферат является первой из студенческих работ, которую приходится писать в вузе. Строго говоря, под термином «реферат» объединены два разных вида работы. Во-первых, рефератом называется краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Такие рефераты, публикуемые в отраслевых реферативных журналах, обычно не задаются студентам. Их сущность заключается в том, чтобы вычленить в рецензируемой работе главное и сжато его передать. Во-вторых, под рефератом имеется в виду изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Именно такие рефераты, которые пишутся не только по специальным, но и по общим темам, обычно задают студентам. Реферат представляет собой наименее самостоятельную разновидность студенческой работы, к которой предъявляется меньше всего требований. По определению, он не должен содержать никаких элементов новизны. Студенту достаточно грамотно и логично изложить основные идеи, содержащиеся в нескольких источниках, сгруппировав их по точкам зрения. Если одна из этих точек зрения кажется студенту предпочтительной, то он может попытаться обосновать ее преимущество перед другими.

Структура реферата включает в себя следующие элементы:

• титульный лист;

• оглавление (план, содержание), где даны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие их начало в тексте;

• введение, объем которого составляет 1,5—2 страницы;

• основная часть реферата, которая может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2—3 параграфов (подпунктов, разделов), и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, а в том случае, если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод или приводится какой-либо цифровой материал или таблица, то необходимо сделать ссылку на автора, у которого взят данный материал;

• заключение, которое содержит главные выводы и итоги из текста основной части. В нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении;

• приложение, которое может включать графики, таблицы и расчеты;

• библиография (список литературы), в которой указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Работу над рефератом можно условно подразделить на два этапа: 1) подготовительный этап, включающий в себя изучение предмета исследованиями 2) изложение результатов изучения в виде связного текста. Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы, которая в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, тема должна заключать в себе проблему (даже если наука уже давно решила ее, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию исследовательского мышления). Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения, а задача студента заключается в том, чтобы найти информацию, относящуюся к данному предмету, и разрешить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников, который предполагает умение работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращая особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи), а также с систематическими и алфавитными каталогами библиотек. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т. е. просмотра текста, при этом выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют бон лее внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником, который может потребовать детального знакомства с некоторыми фрагментами текста или со всем текстом. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с мысленной проработкой материала. Такое чтение предполагает выделение главного в тексте, основных аргументов и выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят гипотетический характер, и постараться уловить скрытые вопросы. Наилучшим способом научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений и давать оценку авторской позиции является сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Следует иметь в виду, что конспекты пишутся на одной стороне листа, имеющего поля и межстрочные расстояния, достаточные для исправлений и замечаний. Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные и номер страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата, который должен подчиняться определенным требованиям, т. е. раскрывать тему, а также обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в ней проблемы, связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность — смысловую законченность текста. С точки зрения связности все тексты делятся на тексты- констатации и тексты-рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом, фиксируя устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые из них ставятся под сомнение и выдвигаются различные предположения. Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану, который представляет собой мыслительную схему, позволяющую контролировать порядок расположения его частей. Помимо формулировки темы, универсальный план научного текста предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы — от реферата до докторской диссертации — строятся в соответствии с этим планом. Начальной частью текста является введение, имеющее своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. В нем обосновывается актуальность исследования, т. е. выявляется его практическое и теоретическое значение, показывается степень разработанности проблемы, атак-, же перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, а также сведения о методах исследования. Наконец, в нем обязательно формулируются цель и задачи реферата. Если объем введения составляет около 10 % от общего объема реферата, то наиболее значительна по объему, а следовательно, наиболее значима и ответственна его основная часть. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы и предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Обосновывая собственную позицию, необходимо анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаясь, чему-то возражая, а кого-то опровергая. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов, называемого компиляцией. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, находящему свое отражение в разделении текста на главы, параграфы и пункты.' Последней частью научного текста является заключение, в котором в краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования,, а также могут намечаться перспективы дальнейшего развития темы. Небольшой по объему реферат не может обойтись без заключительной части — хотя бы двух-трех фраз, в которых должен подводиться итог проделанной работы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы, в котором названия книг располагают по алфавиту с указанием их выходных данных.

Объем реферата, выполняемого на одной стороне листа стандартного размера, колеблется от 10 до 18 машинописных страниц. Все листы реферата должны быть пронумерованы, а каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. При написании и оформлении реферата необходимо избегать следующих типичных ошибок:

• поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексту являются главными, а какие второстепенными;

• в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы;

• дословное переписывание книг, статей, а также заимствование рефератов из Интернета.

При проверке и оценивании реферата, осуществляемого преподавателем, главную роль играют следующие критерии:

1) знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины, т. е. знание фактического материала, а также усвоение общих представлений, понятий и идей;

2) характеристика реализации цели и задач исследования (правильность формулирования цели и определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели, соответствие выводов решаемым задачам и поставленной цели, а также убедительность выводов);

3) степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров и иллюстративного материала, широта кругозора автора, а также наличие знаний интегрированного характера и способность к обобщению);

4) качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, а также спорность или однозначность выводов);

5) использование литературных источников;

6) культура письменного изложения материала;

7) культура оформления материалов работы.

Доклад и реферат являются формами научной работы студентов, хотя и сравнительно простыми. О контрольной работе, которая известна не только школьникам, но и студентам, нельзя сказать, что она хоть в каком-то смысле является формой научной работы. Слушая доклад или проверяя реферат, преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, а также умение правильно оформлять научный текст. Контрольная работа представляет собой отчет студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. Она может быть аудиторной (выполняется во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя), домашней (задается на дом к определенному сроку), текущей (имеет своей целью контроль знаний по только что пройденной теме) и экзаменационной (полученная по ней оценка имеет статус итоговой), а также фронтальной (ее одновременно выполняет вся группа) и индивидуальной (ей подвергаются отдельные студенты). Следует отметить, что для студентов-заочников контрольные работы являются основной формой межсессионного контроля их знаний.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое доклад?

2. Что такое содоклад?

3. Кто такой докладчик?

4. Кто такой содокладчик?

5. Что такое реферат?

6. Что такое тексты-констатации?

7. Что такое тексты-рассуждения?

8. Что такое компиляция?

9. Что такое контрольная работа?

10. Какая контрольная работа называется аудиторной? домашней?

11. Какая контрольная работа называется текущей? экзаменационной?

12. Какая контрольная работа называется фронтальной? индивидуальной?

 

Темы рефератов

1. Зарубежный опыт подготовки социальных работников.

2. Отечественный опыт подготовки социальных работников.

3. Принципы подготовки социальных работников.

4. Проблема обеспечения подготовки социальных работников учебной литературой.

5. Реферативные журналы в системе научного познания.

6. Контрольная работа в школе и в вузе.

 

Литература

1. Андреев Г. К, Смирнов С. А., Тихомиров В. А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. — М., 2003.

2. Борикова Л. В., Виноградова Я. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. — М., 2000.

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1999.

4. Веревкина А. Н., Калинин С. Ю., Обризан А. И. Как оформить библиографию к научной работе. — М., 1992.

5. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов н/Д, 2001.

6. Кузнецов И. Н. Научное исследование; методика проведения и оформление.- М., 2004.

7. Новикова С. С., Соловьев А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. — М., 2006.

8. Социальная работа в вопросах и ответах / Под ред. Е. П. Агапова. — Ростов н/Д, 2009.

9. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холо- стова, А. С. Сорвина. — М., 2001.

10. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. — М., 2001.

11. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. — Ростов н/Д, 2006.

12. Шевченко О. М., Киенко Г. С. Методика исследований в социальной работе. — Новошахтинск, 2007.


 

 

4.2. КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ |

Требования к написанию курсовой работы. Курсовая работа имеет качественно иной уровень, чем доклад или реферат. В отличие от доклада и реферата, она не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за сделанный доклад или написанный реферат всего лишь влияет на результат зачета или экзамена, то оценка за курсовую работу вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками. Иными словами, курсовая работа имеет статус экзамена. Поэтому к ней предъявляются качественно иные требования, определяющие ее статус в учебном процессе. Основные из них можно свести к следующему:

• написание курсовой работы предусмотрено учебным стандартом только по специальным дисциплинам;

• в течение учебного года пишется всего одна курсовая работа;

• курсовые работы входят в учебный план только со второго курса. На выпускном курсе вместо курсовой работы пишется дипломная.

Курсовая работа представляет собой самостоятельную учебную и научно-методическую работу студента высшего учебного заведения, выполняемую им под руководством преподавателя по специальным дисциплинам учебного плана. Она имеет своей целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение ими методами современных научных исследований, а также углубленное изучение какого-либо вопроса, темы или раздела учебной дисциплины. Поскольку курсовая работа пишется по специальным дисциплинам, в разработке ее темы свободу студента практически не ограничивают. Опираясь на советы научного руководителя и подобранную литературу, студент в течение нескольких месяцев проходит подготовительный этап работы, который завершается написанием текста. Написав курсовую работу, он сдает ее своему научному руководителю для прочтения и оценки. На втором и третьем курсах в зачетную книжку вносится оценка за курсовую работу, выставленная преподавателем. На предвыпускном курсе во многих вузах практикуется защита студентами курсовых работ на кафедре, осуществляющей специализацию. По существу она является репетицией защиты дипломной работы, которая предстоит студенту через год.

Существуют определенные различия в требованиях, предъявляемых к разным типам курсовых работ. Если работа имеет теоретический характер, то следует соответствующим образом выстроить ее структуру. Такую работу лучше начинать с главы, в которой должен даваться обзор отечественной и зарубежной литературы по выбранной теме, а также проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, используемых методологий и методик исследования. С другой стороны, работа практического характера должна распадаться на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая — рассмотрению применения его результатов на практике. Если работа имеет экспериментальный характер, то она также начинается с теоретико-методологической главы, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, а также обобщение и интерпретация полученных результатов. Однако какого бы типа ни была курсовая работа, она должна строиться согласно существующим требованиям и иметь развернутый план (оглавление), а также введение, основную часть, состоящую обычно из двух глав, и заключение. Объем курсовой работы должен составлять примерно 15—30 печатных страниц, из которых 10 % обычно занимает введение, а от 5 до 10 % — заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, главную цель исследования, а также содержание поставленных для ее достижения задач. Освещение актуальности работы должно быть немногословным: нет необходимости начинать описание издалека, а достаточно в пределах 0,5—1 страницы машинописного текста показать сущность проблемы, которая и определяет актуальность темы. От формулировки актуальности выбранной темы логично перейти к постановке главной цели исследования, представляющей собой конечный итог работы. Исходя из развития цели работы определяются ее задачи, формулировки которых даются обычно в виде перечисления («проанализировать...», «разработать ...», «выявить...», «доказать...», «показать...» и т. п.). Эти формулировки необходимо давать как можно тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. В курсовой работе могут быть определены объект и предмет исследования, а также применяемые в нем методы. Объект исследования представляет собой явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Что касается предмета изучения, то под ним имеются в виду планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, если необходимо детализировать, что же конкретно будет исследоваться. При работе над введением нужно быть готовым к тому, что его текст будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с тем, что процесс написания носит творческий характер и на первоначальном этапе трудно представить будущую работу.

В основной части курсовой работы рассматривается теоретический аспект проблемы, а также излагается материал практического исследования. Содержание основной части должно не только соответствовать теме работы, но и полностью ее раскрывать. Курсовая работа не является суммой ее составных частей: можно написать великолепные главы, однако из них может не получиться связного целого. Иными словами, важна ее логическая связность от первого до последнего предложения. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения ее стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях, а предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы, которые должны быть связаны друг с другом в пределах одного параграфа. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало: в первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной его части. При этом формулировка первого предложения должна составляться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли. В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1—2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

• выводы должны быть нетривиальными (например, вывод о том, что социальная работа как профессия возникла в России позже, чем в странах Запада, и так очевиден, а вот вывод о причинах этого может быть нетривиальным);

• в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные;

• при формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы;

• вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.).

Курсовая работа заканчивается заключением, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в ее основной части. Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. После заключения помещают список литературы, которая была использована при написании работы. Необходимо проследить, чтобы на каждый источник в списке литературы обязательно была ссылка в тексте курсовой работы. После списка литературы помещают приложения, цель которых заключается в том, чтобы избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными и статистическими материалами, не несущими основной смысловой нагрузки.

В отличие от доклада и реферата, к курсовой работе предъявляется требование хотя бы относительной самостоятельности. Речь идет не о самостоятельности изложения, которая всегда желательна в науке, а о самостоятельности мысли, допускаемой уровнем профессионализма студента. От студенческой работы никто не требует уровня диссертации, которая предполагает наличие в тексте элементов новизны. Однако в своей курсовой работе студент должен продемонстрировать начальные навыки научного мышления, для чего просто достаточно грамотно поставить проблему. Иными словами, постановка проблемы уже является первым шагом в науку. Поскольку курсовая работа пишется студентом со второго по четвертый курс, для него желательно с самого начала взяться за одну тему и развивать ее на протяжении всех лет учебы, чтобы в конечном счете написать по ней и дипломную работу. Более того, разработка этой темы может быть продолжена в дальнейшем в рамках диссертационного исследования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.