Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ





Учебное пособие

 

 


 

Москва

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»

2010 УДК 001.8:36 ББК 72:65.27 А23

Рецензенты:

В. Е. Золотухин — доктор философских наук, профессор (Ростовский государственный строительный университет);

Н. И. Стешенко г- кандидат философских наук, доцент (Южный федеральный университет).

 

 

Агапов Е. П.

Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Е. П. Агапов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. —224 с.

ISBN 978-5-394-01034-7

Учебное пособие посвящено рассмотрению социальной работы как области научных исследований. В его основу положены лекции, которые читаются автором на факультете социологии и политологии Южного федерального университета. В книге раскрываются особенности социальной работы как области научного познания, эмпирические и теоретические методы, результаты исследований в социальной работе. Пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа».

Для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», а также всех, кто интересуется проблемами теории, истории и технологии социальной работы.



 

©Агапов Е. П., 2010

© ООО «Наука-Спектр», 2010

© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2010

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа в России является сравнительно новой сферой деятельности, история которой не насчитывает еще и двадцати лет. Однако в странах Запада она существует с конца XIX — начала XX в., демонстрируя свою эффективность как средство смягчения социальных проблем, сопровождающих развитие рыночной экономики. В России социальная работа появилась в 1991 г., когда советская система социальной защиты оказалась практически разрушенной. Ориентация на рыночные отношения в сфере экономики потребовала создания современной системы социальной помощи, основанной на принципах профессионализма. Такой системой и стала социальная работа, которая постепенно занимает подобающее ей место в жизни российского общества.

Появление в России социальной работы, выступающей в форме профессии, науки и учебной дисциплины, поставило перед ее представителями множество проблем. Люди, которые начали заниматься практической социальной работой, не имели опыта, хотя отечественные традиции помощи нуждающимся уходят во времена древности. Теоретические исследования в области социальной работы ограничивались тем, что она не получила официального статуса научной специальности, который позволяет создавать специализированные советы по защите диссертаций. Наконец, в сфере подготовки социальных работников, начавшейся в 1991 г. в ряде российских вузов, ощущалась катастрофическая нехватка учебной литературы, которую необходимо было ликвидировать как с помощью переводных изданий, так и трудов отечественных авторов. За прошедшие два десятилетия в России было издано много учебной литературы по социальной работе, однако ее дефицит все еще сохраняется. Особенно мало изданий, касающихся не общих вопросов теории социальной работы, а специальных ее областей. Так, по методике исследований в социальной работе автору известны три источника, из которых два являются учебными пособиями, а один — методическими указаниями. В основу данного учебного пособия положены лекции, читаемые автором на факультете социологии и политологии Южного федерального университета для студентов специальности «Социальная работа». Они дополнены тремя разделами — «Глоссарий», «Тесты» и «Библиография», которые помогут студентам составить более адекватное представление о предмете, а также проверить свои знания. Автор надеется, что данная книга хоть в какой-то мере восполнит существующий дефицит учебной литературы по социальной работе.



 



СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.1. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Понятие и структура познания. Познание представляет собой творческую деятельность субъекта, ориентированную на получение достоверных знаний о мире. Его исходную структуру образует субъект-объектное отношение, центральной темой которого является вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта. В зависимости от решения этого вопроса в теории познания (или гносеологии[1]) выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Познавательный оптимизм представляет собой такую позицию, которая заключается в признании принципиальной познаваемости мира. Что касается скептицизма, то для его сторонников характерно сомнение в возможности истинного и однозначного познания действительности. Корни скептического отношения к познанию можно обнаружить уже в античной философии, представители которой (Пиррон, Секст Эмпирик и др.) видели его относительность, но преувеличивали ее. Наконец, агностицизм как философская позиция является крайней формой скептицизма. Его сторонники, представленные прежде всего К. Юмом и И. Кантом, полностью или частично отрицают возможность познания мира, а также выявления его закономерностей и постижения истины.

В качестве универсальной цели познания выступает истина, под которой имеется в виду знание, соответствующее своему предмету. При этом представления как о ней самой, так и о путях ее достижения конкретизировались в истории философии посредством проведения фундаментальных различий между знанием и мнением (Античность), верой и разумом (Средние века), а также знанием и незнанием (Новое время). Различие между знанием и мнением играет важную роль у Платона, который усматривал сущность познания в припоминании. Согласно платоновскому учению, основной целью познания является припоминание того, что созерцала душа в мире идей, пока она не вселилась в человеческое тело. В диалоге «Менон» Платон обосновывает свою теорию припоминания с помощью примера, в котором один юноша, никогда не изучавший математику, в процессе беседы с Сократом приходит к формулировке теоремы Пифагора. Такая формулировка оказывается возможной благодаря тому, что душа этого юноши до вселения в его тело встречалась в мире идей с отношением между сторонами прямоугольного треугольника. Платон приходит к выводу, что истинное знание относится к идеям, образующим в его философии особый мир прообразов реальных вещей. Что касается мнения, то оно является неистинным знанием, связанным с миром чувственных вещей, предметы которого побуждают душу к припоминанию известных ей идей.

В Средние века, прошедшие под знаком господства христианской религии во всех сферах жизни общества, возникла проблема соотношения веры и разума. Она сводилась к вопросу о том, способствует ли разум поиску божественной истины или, наоборот, отвлекает человека от него. В средневековой философии сложились два ответа на этот вопрос, первый из которых был представлен прежде всего Бернаром Клервоским и Франциском Ассизским, а второй — Фомой Аквинским. Бернар Клервоский полагал, что ограниченность времени, которое отводится человеку на Земле, заставляет его больше заботиться о вере, ведущей к спасению, чем о разуме. Ему вторил Франциск Ассизский, по мнению которого разум больше интересуется словами, а не деятельностью, связанной со спасением. Как и Бернар Клервоский, он отказывался от рационального познания, хотя и не отрицал его ценность. С другой стороны, признание способности разума участвовать вместе с верой в поисках спасительной истины привело к возникновению схоластики, которая стремилась дать теоретическое обоснование религиозного мировоззрения. По мнению схоластов, вера призвана исправить разум, поврежденный в результате грехопадения. Фома Аквинский, систематизировавший схоластическую фйлосо- фию, полагал, что истины веры и разума не могут противоречить друг другу.

В Новое время, отмеченное становлением буржуазных отношений, в число важнейших ценностей западного общества вошли знание и труд. Хотя знанию придавали большое значение уже в Античности, для нее было характерно пренебрежительное отношение к труду как способу зарабатывания денег. Противоположное отношение к труду проповедовал протестантизм, под знаменем которого прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Так, Жан Кальвин рассматривал богатство как объективный показатель успехов человека в труде, косвенно свидетельствующих о его богоизбранности. Освящение труда в протестантизме оказало большое влияние на формирование понятия профессии, содержанием которого стала деятельность, требующая определенной подготовки и являющаяся обычно источником существования. Не меньшее влияние на формирование этого понятия оказало также представление о знании как основе человеческой деятельности, отсутствовавшее в Античности и Средние века. В предельно лаконичной форме оно было выражено в афоризме «Знание — сила», авторство которого приписывают Ф. Бэкону. В этом афоризме содержится фундаментальная философская идея, сохраняющая свое значение до сих пор. Могущество человека Бэкон видел в знании, поскольку незнание причин делает его беспомощным перед силами природы.

В современной философии, унаследовавшей многие традиции Нового времени, понятия знания и незнания используются для обозначения различных аспектов познавательного процесса. Первое из нцх обозначает информацию об окружающем мире и самом человеке, а второе — отсутствие ее. При этом знание рассматривается как итог познавательного процесса, откладывающийся в человеческой культуре и создающий основу поведения людей. Оно выражается в символах, образах, суждениях, понятиях, теориях и других формах. Что касается незнания, то оно предстает как некоторая пассивная область, которую предполагается освоить путем перевода ее в знание. Формами существования незнания являются задача, вопрос, проблема, парадокс, противоречие и т. д. Процесс познания представляет собой единство знания и незнания, которые служат соответственно его статичной и динамической характеристиками. При изучении объекта человек сначала сталкивается с непониманием какой-либо его стороны, воплощающимся в незнании, которое затем через попытку донять его переводится в знание. Таким образом, в актах познания можно выделить два относительно самостоятельных процесса, которыми являются непонимание и понимание. Первый из этих процессов имеет своим результатом выработку незнания, а второй — выработку знания.

Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает различие во взглядах на природу познания, которое обнаруживается в традиционной и современной философии. В традиционной философии процесс познания представляет собой созерцание, предполагающее пассивную роль субъекта в восприятии законов объективной действительности. При этом он может истолковываться либо как припоминание, идея которого восходит к Платону, либо как отражение, ассоциирующееся прежде всего с различными школами материализма и эмпиризма. Как уже отмечалось, Платон сводил процесс познания к воспоминанию души о тех идеях, которые она созерцала в потустороннем мире до ее соединения с телом. Он полагал, что сверхчувственные идеи, подобиями которых являются предметы материального мира, могут быть познаны только путем воспоминания. Учение Платона является классическим примером идеалистической философии, которой противостоят различные направления материализма, существовавшие еще во времена Античности, но получившие наибольшее распространение в Новое время. В XIX в. материализм утратил доминирующее положение среди представителей европейской мысли, но в то же время стал более радикальным благодаря представителям марксизма, которые использовали его для теоретического обоснования своих революционных идей. Согласно материализму, познание является отражением в сознании человека окружающего мира, который существует объективно. В. Ленин, причислявший себя к воинствующим материалистам, называл отражение фундаментальным свойством материи, которая копируется нашими ощущениями, существуя независимо от них. Что касается эмпиризма, то он представляет собой разновидность материализма, преувеличивающую значение эмпирических методов в ущерб теоретическим.

Отход от созерцательного объективизма в гносеологии начинается с немецкой классической философии, которая подчеркивала активную роль субъекта в познавательном процессе. Начатый Кантом, он был продолжен И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. Кант полагал, что возможности человеческого познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, характерными для всех людей, а не самим внешним миром.

Поэтому вещи в себе, т. е. то, как они существуют до их восприятия человеком, непознаваемы. Развивая идеи Канта, Фихте подчеркивал зависимость объекта познания от его субъекта («без субъекта нет объекта»). С другой стороны, субъект познания определяется им через его противоположность, т. е. объект («без объекта нет субъекта»). Высшей формой познания Шеллинг считал искусство, поскольку сама природа является бессознательной поэзией, пробуждающейся лишь в человеке. Тождество субъекта и объекта познания выражается им в понятии абсолюта, которое охватывает все сущее. Идеи Канта, Фихте и Шеллинга были обобщены и развиты Гегелем, система которого является вершиной немецкой классической философии. Центральное положение в этой системе занимает абсолютная идея, представляющая собой творческое духовное начало. Реализуя себя в природе, обществе и человеческом мышлении, она имеет своей конечной целью самопознание, которое достигается в философии.

Идея активности познающего субъекта, восходящая к Канту и другим представителям немецкой классики, характерна для современной философии, в рамках которой выделяют праксеологический, семантический и аналитический подходы. Первый из этих подходов, акцентирующий внимание на практической природе познания, представлен прежде всего марксизмом и прагматизмом. В марксизме познание является формой опережающего отражения действительности, выступающей как важнейший момент при- родопреобразующей и социально-исторической практики общества. При этом практика понимается как целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности и осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Она выступает в трех важнейших формах: 1) материальное производство (труд), т. е. преобразование природы; 2) социальное действие, представляющее собой преобразование общественного бытия, которое осуществляется посредством революций, реформ, войн и т. п.; 3) научный эксперимент. В процессе познания практика выполняет функции его источника, основы, цели и решающего критерия истины. Прагматизм, созданный в XIX в. Чарльзом Пирсом, считается типичным выражением американского духа. Для его представителей характерно рассмотрение мышления как средства приспособления организма к окружающей среде, истины — как утверждения, способствующего достижению успеха в жизни, а философии — как метода прояснения мыслей и верований, которые значимы для решения жизненных проблем. Познание в прагматизме не только преодолевает сомнения, но и обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность.

Семантический подход к познанию в современной философии реализуется в рамках двух ее направлений — феноменологии и герменевтики. Представители этих направлений рассматривают познание как процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько самого себя. Основы феноменологии были заложены Эдмундом Гуссерлем, который считал истоком познания явлений окружающего мира первоначальную, непосредственную интуицию, представляющую собой абсолютную очевидность сущности. Этот мир открывается сознанию человека в процессе взаимодействия, результатом которого является конструирование системы переживаний. Что касается герменевтики, то ее основы были заложены Гансом Георгом Гадамером, который трактовал понимание и истолкование не как внеисторический процесс, а как мыслительную деятельность исторического субъекта, обусловленную его личным духовным и жизненным опытом, а также определенной эпохой и культурой. При этом понимание и истолкование являются способом освоения всей совокупности человеческого опыта — традиций философии, искусства и самой истории.

Аналитический подход к познанию связан в современной философии с течениями нео- и постпозитивизма, а также структурализма. Все эти течения ориентированы на рассмотрение познания как научного анализа знаковых структур, которое более или менее адекватно описывает сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендует на их подлинное понимание. Неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.) возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, которые были выдвинуты в ходе научной революции начала XX в.: роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации, а также формализации знания и др. Противопоставляя науку философии, его представители считали, что единственно возможным знанием является только специально- научное знание. В процессе критики и самокритики неопозитивизма во второй половине прошлого столетия возник ряд философских концепций науки (Т. Куна, И. Лакатоса и др.), получивших общее название постпозитивизма. Всем этим концепциям свойственны следующие общие черты: 1) постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории ; науки; 2) главной проблемой философии науки постпозитивизм делает понимание развития научного знания; 3) для постпозитивизма характерен отказ от разграничительных линий (между эмпирическим и теоретическим, фактами и теорией и т. д.), установлению которых неопозитивизм уделял большое внимание; 4) постпозитивизм постепенно отходит от идеологии демаркации науки и ненауки, исповедуемой неопозитивизмом; 5) распространенной особенностью постпозитивистских концепций является их стремление опереться на историю науки; 6) особенностью большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания и признание того, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания — не только теорий, но и фактов, методов, а также фундаментальных мировоззренческих представлений. Представители структурализма, созданного прежде всего К. Леви-Строссом, М. Фуко и другими французскими философами, пришли к выводу о переходе социально-гуманитарного знания на абстрактно-теоретический уровень, а также о несостоятельности противопоставления наук о природе наукам о духе. Так, Леви-Стросс говорил о гармонии чувственного и рационального начал, утраченной современной европейской цивилизацией, а Фуко — о правилах, управляющих на бессознательном уровне познавательным процессом.

В настоящее время познание изучается не только философией, но и специальными науками: когнитивной психологией, логикой, методологией научного познания, историей науки, науковедением, социологией знания и др. Изучая его, философия опирается на результаты этих наук. Однако сущность познавательного процесса является предметом философского рассмотрения, которое составляет мировоззренческо-методологическую основу осмысления исследовательской деятельности в любой другой области научного познания.

Научное и ненаучное познание. Будучи сущностной характеристикой бытия культуры, познание в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания, а также соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Одной из его древнейших форм является обыденное познание, которое возникло на основе повседневной деятельности людей. С научным познанием его объединяет общая цель, которая заключается в том, чтобы получать истинное знание об окружающем мире. Как и наука, обыденное познание опирается на принцип реализма, который принимает в нем форму здравого смысла. Согласно здравому смыслу, окружающий мир существует объективно, т. е. независимо от воли и сознания человека. Именно здравый смысл, отвергающий наличие каких-либо сверхъестественных сил, позволяет отличать реальное от иллюзорного, а действительное — от кажущегося. С другой стороны, обыденное познание обладает такими чертами, которые отличают его от науки. Во-первых, оно носит не систематический, а фрагментарный характер. Обыденное познание имеет дело с суждениями, которые часто не связаны друг с другом, а получаемые в нем выводы, представляющие собой обобщения результатов случайных наблюдений, не объединены в целостную систему. Во-вторых, обыденное познание не связано с выработкой специальных методов, используемых для получения знания. Знание передается в нем от одного поколения к другому, а также получается в результате случайных наблюдений и рассуждений людей по поводу происходящих событий. В-третьих, обыденное познание не требует от людей специальной подготовки, а также соблюдения норм исследовательской этики. В процессе усвоения культуры происходит не только передача знаний от одного поколения к другому, но и развитие навыков, необходимых человеку для осуществления простейших познавательных действий.

Не менее древним, чем обыденное, является мифологическое познание, уходящее своими корнями в первобытное общество, средством координации которого был миф. Будучи рассказом о событиях, которые определяли само существование древних людей, миф представлял собой продукт воображения, а не чистой фантазии. Его носителем на раннем этапе человеческой истории было общество в целом, которое осуществляло регуляцию поведения людей посредством запретов и регламентации. Сохраняя свою социальную роль и воспроизводясь в процессе становления психического мира индивида, миф в дальнейшем приобрел и художественную ценность. В его рамках вырабатывались определенные знания о природе, обществе, самих людях, условиях их бытия, формах общения между ними и т. д. Таким образом, мифологическое познание представляет собой фантастическое отражение реальности, т. е. бессознательно-художественную переработку природы и общества посредством народной фантазии.

Предпосылками мифологического познания служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды, а также нерасчлененность первобытного мышления, не отделившегося еще от эмоциональной сферы. Развитие этих предпосылок имело своим результатом метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, а также очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическое познание характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д. Объяснение как отдельных вещей, так и мира в целом сводилось в нем к рассказу об их происхождении и творении. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, поскольку оно воплощало коллективный опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил для них предметом веры, а не критики.

С мифологическим познанием генетически связано религиозное, представляющее собой эмоциональное отношение людей к тем природным и социальным силам, которые господствуют над ними. Будучи фантастическим отражением действительности, оно имеет своим результатом определенное знание о ней, хотя нередко и превратное. Сокровищницей религиозных знаний является прежде всего священное писание, имеющееся в каждой религии. Согласно вероучению, оно представляет собой религиозные книги, написанные по внушению Бога. Так, в христианстве священным писанием считается Библия, содержание которой формировалось с VIII в. до н. э. в течение тысячи лет. Она включает в себя мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи этических норм, любовную лирику, религиозную поэзию и др. В Библии отражены различные социальные, а также политико-этические воззрения. Главной священной книгой ислама является Коран, включающий в себя религиозно-догматические, мифологические и правовые тексты. Он представляет собой собрание проповедей; заклинаний, ежедневных молитв, назидательных рассказов, притч, а также обрядовых и юридических установлений, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине, которые считаются исламскими святынями. Будучи выдающимся памятником мировой культуры, Коран оказал наиболее сильное влияние на развитие арабо-мусульманского мира.

С религиозным познанием ассоциируются такие методы, как откровение и медитация. Откровение представляет собой открытие божеством своей воли или каких-либо истин, которое может осуществляться его явлениями, знамениями, видениями и внушениями. В большинстве религий оно рассматривается как основа приобщения к божественному знанию, которое не может быть приобретено путем логических рассуждений. Согласно религиозным представлениям, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения (Моисей, Христос, Мухаммед и др.). Что касается медитации, то под ней имеется в виду погружение умом в предмет, которое достигается путем сосредоточения на нем одном и устранении всех факторов, рассеивающих внимание. Такие факторы могут быть как внешними (звук, свет и т. д.), так и внутренними (физическое или эмоциональное напряжение). В религиозно-философских учениях Индии и Китая медитация понимается как мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте. В первоначальном христианстве она трактовалась как слияние двух личностей — человеческой и божественной. Интерес к медитации был характерен для Юнга и других представителей психоанализа, которые обращали внимание на ее психотерапевтический эффект.

В рамках мифологии возникает не только религиозное, но и художественное познание, которое получает наиболее развитое выражение в искусстве. Оно представляет собой восприятие человеком предметно-чувственных образов, созданных художником. Поскольку способность к художественному творчеству относится ко всему человечеству, каждый индивид в той или иной степени является художником, который может не только воспринимать, но и создавать прекрасное. Однако художник в собственном смысле должен обладать творческой одаренностью в искусстве (художественным талантом), профессиональным образованием и выучкой (мастерством), а также совокупностью определенных политических, философских и этико-эстетических взглядов, получающих отражение в его мировоззрении. Свое видение мира он воплощает в художественных образах, восприятие которых является процессом сотворчества, развоплощения и образования смысла, т. е. их значения для читателя, зрителя или слушателя. Таким образом, искусство выполняет познавательную функцию. Эта функция заключается в том, что оно способствует пониманию эстетических и других ценностей, а также является особой формой самосознания.

Накопленный человечеством опыт обыденного, мифологического, религиозного и художественного познания обобщается в философии, которая возникла в середине I тысячелетия до н. э. как на Востоке (Индия, Китай), так и на Западе (Греция). Философское познание представляет собой целостное познание мира, спецификой которого является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы бытия, а также определить место человека в нем. От обыденного, мифологического, религиозного и художественного познания оно отличается более широким базисом, включающим в себя весь исторический опыт человечества, а также тесной связью с наукой. Субъект философского познания стремится не только понять бытие и место в нем человека, но и показать, какими они должны быть. Иными словами, он стремится создать идеал, содержание которого обусловлено его мировоззренческими установками.

Средством философского познания служат категории, представляющие собой формы мышления, которые отражают наиболее общие свойства и отношения реальной действительности, а также человеческого познания. К ним относятся материя, сознание, движение, время, пространство, противоречие, а также качество и количество, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма и др. Будучи отражением реального мира в сознании человека, категории имеют объективный характер, т. е. отражают то, что существует в природе и обществе независимо от него. Все они имеют один и тот же объект, в качестве которого выступает реальный мир. С другой стороны, категории субъективны. Будучи формами мышления, в которых фиксируется знание о реальных предметах, они представляют собой ступени познания мира. Категории образуют целостную систему, элементы которой неразрывно связаны друг с другом.

Рассмотренным формам ненаучного познания противопоставляется научное, которое понимается как вид деятельности, направленной на разработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Оно ставит себе целью выявить законы, в соответствии с которыми могут преобразовываться объекты, встречающиеся в человеческой деятельности. Поскольку в этой деятельности могут преобразовываться любые объекты (фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. д.), все они могут стать предметом научного познания. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим собственным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

Для науки характерен прежде всего объективный способ рассмотрения мира, который отличает ее от других форм познания. Так, в искусстве отражение действительности представляет собой соединение объективного и субъективного, поскольку любое воспроизведение событий или состояний природы и общества предполагает их эмоциональную оценку. Отдельные объективные знания может давать и обыденное познание, однако оно ограничивается отражением только тех объектов, которые встречаются в повседневной практике людей. Научное познание способно выходить за рамки этой практики, открывая для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах его развития. Отражая мир в его объективности, наука не исчерпывает собой всей культуры. Она составляет лишь одну из сфер человеческой деятельности, которая взаимодействует со всеми другими — моралью, религией, философией и т. д.

Из стремления науки к расширению области изучаемых объектов безотносительно к возможности их практического освоения вытекают все остальные признаки, которые отличают ее от других форм познания. Во-первых, научное познание характеризуется системной организацией, обоснованностью и доказанностью знания. Поскольку практика повседневной жизни не может рассматриваться как универсальный критерий истины, для обоснования получаемых в нем утверждений используются эксперимент и логические рассуждения. Во-вторых, научное познание предполагает применение особых средств и методов деятельности. Эти средства, включающие в себя научный язык и специальные приборы, обеспечивают исследование новых объектов, а методы придают ему упорядоченный характер. В-третьих, существуют специфические требования к субъекту научного познания. Эти требования включают в себя умение применять существующие в науке средства и методы, а также усвоение особой системы ценностей, фундаментом которой является установка на постоянное наращивание истинного знания.

Уровни и методы научного познания. Научное познание представляет собой развивающуюся систему знания, которая включает в себя два уровня — эмпирический и теоретический. В основе различения этих уровней лежит выделение в нем эмпирического и теоретического исследований, которые тесно связаны друг с другом, хотя и имеют свою специфику. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения, а также эксперимента. Что касается теоретического исследования,, то оно связано с развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание закономерностей объективной реальности. Эмпирическое и теоретическое исследования органически взаимосвязаны, предполагая друг друга в целостной картине научного познания. Выявляя вновь обнаруженные данные наблюдения и эксперимента, первое из них стимулирует развитие второго, а также ставит перед ним новые задачи. С другой стороны, теоретическое исследование открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, а также ориентиру Научный факт включается в теоретическую систему и обладает двумя фундаментальными свойствами: достоверностью и инвариантностью. Его достоверность проявляется в том, что он воспроизводим и может быть получен посредством новых экспериментов, проводимых исследователями в разное время. Инвариантность научного факта заключается в том, что он сохраняет свою достоверность независимо от многообразных интерпретаций.

Факты науки становятся основанием теории благодаря их обобщению, простейшими формами которого являются систематизация и классификация. Систематизация представляет собой процедуру сведения в функциональных целях групп однородных предметов к определенному иерархизированному единству на основе существующих между ними связей, а также их связей с внешним миром. Что касается классификации, то под ней имеется в виду разбиение множества объектов на подмножества по определенным признакам. Классификация может быть искусственной или естественной, называемой также систематикой. В основе искусственной классификации лежат несущественные признаки предметов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т. д.), тогда как естественная классификация основывается на их существенных признаках (например, периодическая система элементов Менделеева). Развитие науки связано с переходом от дескриптивных классификаций, упорядочивающих в удобной форме накопленные эмпирические результаты, к структурным, которые позволяют раскрыть сущность классифицируемых объектов.

Более сложными формами обобщения фактов являются эмпирические гипотезы и эмпирические законы, которые раскрывают устойчивую повторяемость и связи между количественными характеристиками исследуемых объектов, устанавливаемых с помощью фактов науки. Научные факты, а также эмпирические гипотезы и эмпирические законы дают лишь знание о том, как протекают явления и процессы, но они не отвечают на вопрос, почему те протекают именно в такой форме, а не в другой, т. е. не объясняют их причины. Так, если мы только фиксируем падение жизненного уровня значительной части населения России в связи с проведением в ней в начале 1990-х гг. «шоковой терапии», но не объясняем его, то полученное нами знание является эмпирическим по своей природе. Задача науки заключается в том, чтобы найти причины явлений, т. е. объяснить сущность процессов, лежащих в основе устанавливаемых ею фактов. Она решается в рамках высшей формы научного знания, которой является теория.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.