Сделай Сам Свою Работу на 5

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ





Социальная работа как профессия существует в России с 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих министерства труда СССР были внесены дополнения. В этих допол­нениях характеризовались пять новых должностей – социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением соци­альной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и специали­ста по социальной работе. Различаясь должностными обязанностями и квали­фикационными требованиями, они образовывали иерархию в рамках профес­сии социального работника. В 1991 г. началась подготовка социальных работников, центрами которой стали университеты, а также педагогические и медицинские институты. Кроме того, социальная педагогика приобрела статус научной специальности. Переход в России к профессиональной помощи нуждающимся был обусловлен острым кризисом, поразившим её экономику, политику и социальную сферу. Попытки реформирования социализма, нашедшие своё выражение в политике перестройки, не увенчались успехом. К началу 90-х годов стало очевидно, что советская система социальной защиты, не отличавшаяся достаточной эффективностью, должна быть заменена профессиональной помощью нуждающимся, которая уже в течение нескольких десятилетий демонстрировала свою действенность во многих странах мира.



Обострение социальных проблем в современной России. Как и в любой другой стране, переход к рыночной экономике в России связан с усилением социальной незащищённости различных слоёв населения. Сопровождаемый непрерывным ростом цен, он привёл к резкому ухудшению материального поло­жения тех социальных групп, которые существуют на средства из государст­венного бюджета. Поскольку эти средства стремительно обесцениваются, госу­дарство пытается компенсировать их частичную потерю населением с помо­щью различного рода выплат, которые, однако, не поспевают за ростом цен.

Когда говорят о социально незащищённых группах, имеют в виду прежде всего женщин, стариков и детей. Именно эти социальные группы в полной ме­ре ощутили на себе отрицательные последствия экономических преобразова­ний, осуществляемых в настоящее время в России. Не секрет, что женщины по-прежнему подвергаются дискриминации, хотя формально они обладают теми же правами, что и мужчины. Дискриминация женщин проявляется в профес­сиональной сфере, где предпочтение обычно отдаётся мужчинам, не обреме­нённым в большой степени заботами о маленьких детях, а также в быту, кото­рый настолько их затягивает, что они часто лишаются возможности улучшить своё материальное положение с помощью дополнительных заработков. Этой возможности лишены также старики, для которых единственным источником существования является пенсия, не достигающая часто уровня прожиточного минимума. Что касается детей, то в условиях перехода к рынку они оказались лишёнными многих социальных благ, которые прежде были общедоступными (например, бесплатное пользование различными кружками и спортивными сек­циями). Вместе с ухудшением экономического положения в стране это приво­дит к тому, что среди детей всё более широкое распространение получает от­клоняющееся поведение. Кроме того, угрожающих размеров достигло за по­следнее время социальное сиротство.



Особенностью нынешнего положения в России является то, что в число социально незащищённых групп попали не только те, кому всегда приходилось тяжелее других, - женщины, дети, старики, - но и те, кто по уровню своего благосостояния принадлежали прежде к средним слоям общества. Речь идёт пре­жде всего о деятелях науки, культуры и образования, которые, за исключением небольшого слоя элиты, находятся по существу на грани нищеты. Так, деятель­ность преподавателей высших учебных заведений не гарантирует им необходи­мый уровень материального благосостояния, вынуждая их либо искать допол­нительные источники существования, либо вообще оставлять её. Это отражает существующую систему государственных приоритетов, в которой высшее об­разование занимает одно из последних мест.



Обострение социальных проблем, характерное для современной России, выражается также в усилении маргинальности, которое имеет как экономиче­ские, так и политические причины. К экономическим причинам усиления маргинальности можно отнести стремительное расслоение российского общества на богатых и бедных, доходы которых порой просто несоизмеримы, а также рост безработицы, неизбежно сопутствующий переходу к рыночным отношениям. Что касается политических причин усиления маргинальности, то они связаны с наличием многочисленных очагов напряжённости как в самой России, так и в большинстве государств, входивших прежде в состав Советского Союза. Наличие этих очагов напряжённости приводит к тому, что то в одном, то в другом месте бывшего СССР возникают политические или этнические конфликты, нередко перерастающие в настоящие войны. В результате этих конфликтов гибнут сотни людей, а ещё большее количество их, исчисляемое уже десятками тысяч, вынуждено покидать места своего постоянного прожи­вания, пополняя тем самым ряды беженцев.

Увеличение числа нищих, безработных, беженцев и других маргиналь­ных личностей способствует росту преступности, наблюдающемуся в настоя­щее время в России. С другой стороны, рост преступности приводит к усиле­нию маргинальности, поскольку далеко не все лица, освобождаемые из заклю­чения, не только хотят, но и могут вернуться к нормальному образу жизни. Многим из этих лиц уготована судьба бомжа, представляющего собой класси­ческий пример маргинальной личности.

Усиление маргинальности в России имеет своим результатом такое обще­ственное явление, как люмпенизация населения. Под люмпеном имеются в ви­ду люди, потерявшие всякую связь с социальными группами, к которым они принадлежали. Не имея культурных традиций, люмпен составляет социальную базу различных радикальных движений, выступающих за насильственное пе­реустройство общества.

Обострение социальных проблем в современной России находит своё вы­ражение и в росте неуверенности людей, связанном с переоценкой ценностей. Переходный период от тоталитаризма к демократическому обществу, основан­ному на рыночной экономике, предполагает отказ от одних ценностей, казав­шихся многим людям незыблемыми, и принятие других. Такой отказ, однако, не может происходить безболезненно, особенно для пожилых людей.

В течение семи десятилетий в российском обществе насаждалась психо­логия социального иждивенчества, представляющая собой веру в то, что именно государство должно решать проблемы своих граждан, а не они сами. Хотя многие из этих проблем не решались должным образом (как это имело место, например, с обеспечением людей жильём), не допускалась даже мысль, что они не могут быть полностью решены. Лишившись привычной веры во всемогущее государство и столкнувшись с необходимостью самим решать свои проблемы, многие люди не только растерялись, но и стали испытывать страх за своё буду­щее, который может быть причиной таких негативных явлений, как психиче­ские расстройства или самоубийства.

Переход от тоталитаризма к демократическому обществу требует сущест­венных изменений в социальной политике государства, которая должна осно­вываться не на лживых обещаниях (например, обеспечить к определённому сроку каждую семью изолированной квартирой или отдельным домом), а на действительном соотношении между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Такие изменения происходят в последние годы в России, хотя говорить о нормальном функционировании в ней социальной сферы было бы ещё рано. Сделаны, однако, два шага, которые позволяют рассчитывать в обозримом будущем на значительное улучшение положения в этой сфере. Во-первых, государство не пытается больше защищать в равной степени всех сво­их граждан, обращая особое внимание на тех, кто находятся в наиболее тяжё­лом положении, а во-вторых, начата подготовка людей, профессионально за­нимающихся помощью нуждающимся.

Особенности социальной работы в России. Хотя социальная работа воз­никла в России только в 1991 г., своими корнями она уходит во времена древ­них славян, которым были уже известны простейшие формы помощи нуждаю­щимся. После крещения Руси, осуществлённого князем Владимиром в конце 10 в., систематический характер приобрела благотворительность. В течение нескольких столетий она осуществлялась только частными лицами и церковью, а с 19 в. ею стали заниматься общественные организации. Ещё при Иване Гроз­ном была сформулирована идея государственной помощи нуждающимся, хотя своё воплощение она получила только во времена Екатерины II, которая завер­шила начинания Петра I в сфере призрения. Земская реформа, проведённая Александром II, передала вопросы призрения в ведение органов местного само­управления. Короче говоря, к концу 19 в. Россия имела не только развитую бла­готворительность, но и систему государственной помощи нуждающимся, на ос­нове которых в странах Запада возникла социальная работа. Почему, однако, она не пошла тем же путём, что и эти страны? Иными словами, почему соци­альная работа возникла в России не в начале нынешнего столетия, как в стра­нах Запада, а в его конце?

Прежде чем пытаться ответить на сформулированные нами вопросы, вспомним о том, что начало 20 в. в России было отмечено повышенным инте­ресом к политике, который отодвинул на второй план проблемы экономики и социальной сферы. Две войны (русско-японская и первая мировая), а также три революции имели своим результатом установление власти Советов, которые взяли курс на построение социалистического общества, кладущего конец гос­подству частной собственности. Поэтому более корректно было бы спросить, почему в Советской России не возникла социальная работа? Можно выделить две причины, в силу которых профессиональная помощь нуждающимся вошла в жизнь российского общества только в последнее десятилетие. Первая из этих причин связана с огосударствлением общественной жизни, начавшимся в Рос­сии после Октябрьской революции 1917 г. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу о всех своих гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для её осуществления. Действительно, значительная часть советского бюджета поглощалась расходами на оборону и содержание бюрократического аппарата, а подготовка специалистов, которые на профессиональ­ном уровне занимались бы помощью нуждающимся, не осуществлялась.

Вторая причина отсутствия в советское время социальной работы заклю­чается в том, что одна из её исторических предпосылок - благотворительность – всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма, кото­рый в течение семи десятилетий служил в России официальной идеологией. Согласно основоположникам марксизма, благотворительность является завуа­лированной формой эксплуатации трудящихся, поскольку буржуазия, занима­ясь ею, возвращает «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву»[24]. Отметим, что благотворительная деятельность, породив в начале ны­нешнего столетия социальную работу, не исчезла, а продолжала существовать наряду с ней в качестве непрофессиональной помощи нуждающимся. Апелли­руй к чувству сострадания у людей, благотворительность способствует пони­манию в обществе важности профессии социального работника. В России, од­нако, она почти семьдесят лет была в загоне, пока на волне перестройки не на­чалось её возрождение.

В отличие от стран Запада, которые с начала 20 в. развивали у себя про­фессию социального работника, Советская Россия в решении проблемы по­мощи нуждающимся пошла по бюрократическому пути. Иными словами, она отдала эту проблему на откуп государственным чиновникам, не проявлявшим особого интереса к непосредственной работе с нуждающимися. Многие соци­альные проблемы, с которыми сталкивались советские люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорировались по идеологическим соображе­ниям. Система государственной помощи нуждающимся, созданная в России за годы советской власти при практическом отсутствии организованной благотво­рительности, ограничивалась «рамками социального обеспечения и социально­го страхования. Другие направления и формы социальном деятельности практического развития не получили, а это в конечном счёте привело к тому, что в начале 90-х годов в нашей стране только начинает своё становление и развитие социальная деятельность (социальная работа) в современном значении этого понятия»[25]. Развивая у себя профессию социального работника, Россия опирается на опыт других стран, знакомство с которым позволяет лучше понять её роль в современном обществе. В ещё большей степени она опирается на свой собственный опыт организации помощи нуждающимся, накопленный ею за её многовековую историю.

Перспективы развития социальной работы в России. Становление соци­альной работы в России, начавшееся всего лишь десять лет назад, продолжает­ся в условиях, которые далеки ещё от стабильности. Даже в странах Запада, где социальная работа имеет вековую историю, её необходимость порой подверга­ется сомнению. По словам Т. Шанина, в условиях «постоянного государствен­ного давления «сверху», часто при безразличии или даже враждебности обще­ства в целом, каждый раз заново ставится вопрос о выживании социальной работы как профессии»[26]. Позиция государства, направленная на устранение соци­альной работы из жизни общества, объясняется его естественным желанием решать все проблемы с помощью чиновников, а не специалистов, поддержка которых связана с использованием бюджетных средств. Что касается общества, то оно может не понимать, чем социальная работа отличается от благотворительной деятельности, которая у значительной его части прежде всего ассоции­руется с помощью нуждающимся. Поэтому социальным работникам, объеди­нённым в профессиональные организации, приходится прилагать огромные усилия, чтобы убедить государство и общество в важности своей профессии.

В силу культурных особенностей России основным фактором, опреде­ляющим развитие в ней социальной работы, является государство. Именно го­сударство инициировало введение в России профессии социального работника, которая создавалась на основе структур, входивших в советскую систему соци­ального обеспечения. В связи с провозглашённым им экономическим курсом социальным работникам предстояло «компенсировать врождённые пороки ка­питализма и рыночной экономики, смягчить их давление, не дать им подорвать всю систему, уменьшить ту цену, которую индивиды, семьи, группы и сообще­ства должны будут платить за успехи капитализма»[27]. Наряду с государствен­ными, появились общественные и частные социальные агентства, но их вклад в развитие профессиональной помощи нуждающимся оказался незначительным. Профессиональные организации социальных работников, призванные отстаи­вать их интересы, создавались сверху, а следовательно членство в них станови­лось в основном формальным. В конце нынешнего столетия с новой силой за­звучал вопрос, ответ на который казался уже найденным десять лет назад: ка­ким путём пойдёт Россия в своём дальнейшем развитии? От того, какой ответ будет дан на него, зависят перспективы развития социальной работы в России.

В своём дальнейшем развитии Россия может либо следовать демократи­ческим принципам, либо попытаться свернуть на путь тоталитаризма, социаль­ная база которого в ней всё ещё широка. Демократические принципы развития нашли отражение в её конституции, принятой в 1993 г. В статье 1 этой консти­туции Россия провозглашается правовым государством, предполагающим на­родный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государ­ства, связанность государства конституционным строем, верховенство консти­туции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделе­ние властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость суда, а также приоритет норм международного права над нормами национального права. Из её правового харак­тера вытекает, что она является также социальным государством, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека (статья 7). Создание социального государства предпола­гает развитие профессиональной помощи нуждающимся, которую можно рас­сматривать как деятельность, направленную на обеспечение конституционных прав граждан. Таким образом, необходимым условием развития в России соци­альной работы является сохранение ею верности принципам демократии.

Возврат к тоталитаризму, предполагающий восстановление гегемонии государства в различных сферах общественной жизни, затормозил бы развитие социальной работы в России, хотя и не смог бы уже остановить его. Во-первых, он сделал бы главной фигурой в социальной работе чиновников, а не тех, кто занимаются непосредственной помощью нуждающимся. Усиление роли чинов­ников в социальной работе привело бы к обеднению её содержания, которое всё в большей степени превращалось бы в бумажный поток, состоящий из раз­личных директив и отчётов об их исполнении. Кроме того, в условиях тотали­таризма наступает спад в сфере благотворительности, которую объединяет с социальной работой направленность на помощь нуждающимся. Он приводит к дегуманизации общества, которое начинает терять чувствительность к пробле­мам, встающим перед людьми в их повседневной жизни.

 


[1] Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Пособие для учителя. М., 1989. С. 13.

[2] Там же.

[3] Там же. С. 14.

[4] Кнышенко Ю. В. История первобытного общества. Ростов-на-Дону, 1973. С. 203.

[5] Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Пособие для учителя. М., 1989. С. 21.

[6] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков. М., 1993. С. 246.

[7] Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. С. 37.

[8] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. СПб., 1994. С. 78.

[9] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. СПб., 1994. С. 77.

[10] Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Кн. 1. Ростов-на-Дону, 1989. С. 201.

[11] Изборник (Сборник произведений литературы древней Руси). М., 1969. С. 153.

[12] Цит. по: Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. Л. В. Бади. М., 1994. С. 6.

[13] Цит. по: Ведомство учреждений императрицы Марии (1797-1897). СПб., 1897. С. 16.

[14] См.: Малярова Н. В., Несмеянова М. М. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 79.

[15] Сухоруков М. Социальная работа в России // Социальная защита. 1996. № 1. С. 122.

[16] Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и практических занятий / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск, 1996. С. 141.

[17] Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и практических занятий / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск, 1996. С. 173.

[18] Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и практических занятий / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск, 1996. С. 186.

[19] Социальная работа. Словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко. М., 1998. С. 68.

[20] Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987. С. 13.

[21] Там же. С. 15.

[22] Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 23. С. 1.

[23] Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М., 1983. С. 210.

[24] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 2. С. 498.

[25] Сухоруков М. Социальная работа в России // Социальная защита. 1996. № 1. С. 123.

[26] Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 70.

[27] Взаимосвязь социальной работы и социальной политики // Под ред. Ш. Рамон. М., 1997. С. 11.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.